Гай Гэвриел Кей «Древо жизни»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Кельтской )
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Спасение мира | Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Обитатели мира Фьонавар тысячелетие назад в Великой Битве одолели силы Тьмы и заключили их властелина Ракота Могрима в подземную темницу. Но время покоя делает стражей беспечными, и Ракот находит путь к освобождению. Однако маг Лорин Серебряный Плащ приводит с собой с Земли тех, кому судьбой предначертано встать на пути Тьмы и плечом к плечу с новыми друзьями принять бой.
Входит в:
— условный цикл «Миры Фьонавара» > роман-эпопею «Гобелены Фьонавара»
Номинации на премии:
номинант |
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1986 // Книга года по версии Книжного клуба НФ |
- /языки:
- русский (5), английский (3)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Тогоева (5)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 15 августа 2009 г.
Сразу оговорюсь. Я — на 100% фанат этой трилогии Кея, не считаю ее, как многие говорят, «самым слабым его произведением» (даже наоборот — для меня это единственное из всех подражаний Толкину, передающее не букву ВК, но самый его дух). Редактор «Сильмариллиона» плохо не напишет :glasses: Да, и наличие в книге Чёрного властелина не считаю штампом — это всего лишь «закон жанра».
Вторая и третья часть «Гобеленов» мне безумно нравятся (больше третья, чем вторая).
А первая... Так сложилось, что я прочел ее уже после второй и третьей. И что-то она мне плохо пошла... Могу объяснить, почему: мне показалось, что события в ней развиваются слишком быстро. Как-то слишком быстро всё началось — сразу, «с ходу», поверили молодые люди Лорину; как-то слишком быстро наступила и развязка — «Ким вырвала Джен из Фьонавара»... буквально в течение одной фразы. О таких событиях надо писать обстоятельнее и детальнее (ИМХО).
Опять же, здесь ещё не появился один из главных героев всей трилогии — тот самый Великий Воин, который будет призван во втором томе... а без него как-то сюжет «не тот». Он придаёт книге «изюминку», безусловно (кто читал 2 и 3 том — тот поймёт).
Короче: не то чтобы я был разочарован 1м томом, но... это всего лишь «затравка», не более. И поставил бы я среднюю оценку, если бы... Если бы не... Дальри! Прекрасные, лиричные, поэтичные страницы, на которых описана их жизнь — читано с удовольствием; в Корделиану дал Айвор я почти сам влюбился (в ее братьев, впрочем, тоже :glasses:). Эта часть полностью искупает «незрелость» всей книги в целом...
Поэтому я и ставлю 10.
Selvaggio, 23 марта 2024 г.
Когда я только начал читать эту книгу — то точно даже близко не смог бы подумать , что по итогу я поставлю максимальную оценку в 10 баллов этому произведению . Но история захватила полностью , а писатель создал и главное показал мне этот сказочный мир так , что закрыв глаза я легко мог его себе представить — я видел героев , страны , природу и чувствовал их переживания и надежды ...вот в книге у автора есть Великий Ткач постепенно вплетающий новые нити в гобелены жизни ... Гай Гэвриел Кей ровно так же ткал свою историю в книге — небольшой рассказ тут , небольшая легенда там рассказанная персонажами — дают объёмность этому миру — и ты не как слепой котёнок уже — и постепенно понимаешь как тут всё устроено ...меня это кстати очень впечатлило у писателя . Отдельно отмечу сам язык повествования — плавный , мягкий , тягучий — читать было одно удовольствие . Конечно же я не очень поверил , что эти пять людей из нашего мира так легко приняли этот новый , совершенно не похожий на наш мир — тем более там время то всего ничего прошло ... но я наверное так устроен , что практически всегда стараюсь концентрироваться на хорошем — так вот ,- во всём остальном книга прекрасна , она прекрасна рассказана и с удовольствием прочитана ..я тут просто не смог поставить меньше 10 баллов по итогу .
igor_pantyuhov, 21 ноября 2010 г.
Начал читать эту книгу после того как прочитал много книг про эльфов, гномов, хоббитов, орков и тому подобных персонажей. В общем захотелось разнообразия. На первых 10-ти страницах вообще ничего понять было нельзя. Потом по мере прочтения в этой книге мне понравилось все — мир, сюжет, герои (особенно Дейв).
В общем все. Твердая десять.
Рыженькая, 10 августа 2007 г.
Со многими из отзывов не согласна.Книга захватывает с первых страниц и увлекает за собой моментально!!!да и тщательно прорисованный мир просто волшебен!!!а клише...они всегда наполняют нашу жизнь,без них уже не возможно!!!А Кей-один из моих любимых авторов!!!!:pray:
Mr. Jack, 27 декабря 2005 г.
Ох, Пол, Пол. очень крассивое произведение! Класс! Наверное, самое лучшее, что я читал из классического фэнтези!
Nog, 23 октября 2007 г.
Фьонавар — это мир, созданный первым из всех, мир, отражениями которого являются все другие миры, в том числе и Земля. Впрочем, в «Древе Жизни» это почти никак не обыгрывается. Тысячу лет назад жители Фьонавара победили могущественного тёмного мага по имени Ракот Могрим и заточили его в темнице под горой Рангат. Было создано пять сторожевых камней, отданных на хранение представителям пяти народов-победителей Ракота — людям из королевств Бреннин и Катал, а также всадникам Дальри, светлым альвам и гномам из Эриду. Но прошла тысяча лет, и, видимо, кто-то из хранителей не уследил за своим камнем, так что Ракот Могрим получил возможность освободиться и вернуть свою силу. Новая тёмная угроза нависла над Фьонаваром, и именно в этот момент там появились пятеро гостей из иного мира, которым было суждено сыграть важнейшие роли в этой новой войне.
Скажете, обычная вариация по толкиновскому канону? Наверняка скажете, и будете, в общем-то, правы. Действительно, многочисленные заимствования из Толкина видны невооружённым взглядом, и вряд ли их стоит перечислять. Полагаю, вы вполне можете сами представить себе мир, подобный толкиновскому, и почти наверняка он будет очень похож на Фьонавар. Вот когда дело доходит до героев, тут уже становится интереснее. Попадание нашего современника в волшебный мир давно стало навязшим в зубах штампом; вполне вероятно, штампом для зарубежной фэнтези это было даже во время написания этой книги. Но Кей сумел найти и тут что-то новое. Прежде всего, такой герой здесь не один, героев-землян, попавших во Фьонавар, пятеро, и попали они туда вполне сознательно, предварительно повстречавшись на Земле (в Торонто, если точнее) с магом Лорином Серебряным Плащом, который и пригласил эту пятёрку в Бреннин, на празднование пятидесятилетия правления короля Айлиля. То, почему он их пригласил, имеет отношение к сюжету, так что углубляться не стану. Впрочем, это всё мелочи, хотя и довольно показательные. Главное в том, что ждёт героев дальше. На долю почти каждого из них выпадают тяжелейшие испытания, во время которых каждому приходится делать жизненно важный выбор. Главным образом это касается, конечно, Пола Шафера — именно его история получилась самой яркой, самой пронзительной, самой впечатляющей из всех, и неудивительно, что она стала чуть ли не основой всей книги в целом. На фоне испытаний Пола меркнет то, что приходится вынести Дженнифер и Кимберли, и что уж говорить о двух остальных их спутниках. Перед Дейвом пока открывается вполне традиционный путь героя; Кевин же вообще как-то потерялся — важной и особой роли ему не выделено, в отличие от всех остальных его спутников ни героем, ни жертвой он не стал. Может быть, только пока (предположим на минуту, что я не знаю, что будет дальше; предположение, кстати, не так уж далеко от истины)?
Ещё важно отметить тот факт, что, как мне кажется, в «Древе Жизни» Кей писал не столько роман, сколько легенду. Легенду в том или почти в том виде, в каком её могли бы пересказывать впоследствии жители Фьонавара, за вычетом мелкобытовых подробностей, без которых легенда вполне обойдётся, а вот роман никак. Отсюда и колоссальный объём пафоса в поступках, речах, мыслях героев, особенно местных, фьонаварских; отсюда и нарочитая поэтичность текста, особенно в тех эпизодах, без которых легенде никак не обойтись; отсюда и какое-то неуловимое ощущение удивительной волшебности самого мира Фьонавара, который вроде бы и ничем не отличается от массы других фэнтези-миров, и в то же время странным образом выделяется среди них. Впрочем, последнее наверняка зависит сугубо от личного восприятия — возможно, так кажется только мне.
Но вот книга закончилась. Вернее будет сказать, закончилась треть книги, так как я воспринимаю «Гобелены Фьонавара» как единое произведение. Подводить итоги, конечно, ещё рано. Но не могу не заметить, что перечитываю я «Древо Жизни» с ещё большим удовольствием, чем читал в первый раз. При первом чтении очень уж трудно даются эпизоды, описывающие то, что приходится переживать героям. Поэтому, кстати, начинать знакомство с творчеством Кея с этой трилогии я бы не советовал.
Veronika, 15 августа 2009 г.
Недавно прочла «Древо жизни». А сейчас и отзывы посмотрела. Итак:
О жанре: это редкий пример «высокого», «классического» фэнтези, действительно в «толкиновском духе». Классификатор на этот раз вполне адекватен.
О «банальностях» и «штампах». Да, при чтении я отмечала некоторые «заимствования» из «Сильмариллиона» (поединок пса и волка, например, и не только), но эти «банальности» и «штампы» меня не раздражали абсолютно. Наличие альвов, гномов, магов и «тёмного властелина» тоже, вероятно, «штампы» — ну и хорошо. Главное — КАК написано. А написано — отлично!
Книга действительно «вдохновенна и романтична»(с), для меня это главное. «Классическое» фэнтези и должно быть таким, бытописательство хорошо для других жанров. Я хотела чего-то волшебного, поэтичного, легендарного — я это получила.
P.S. Необходимая «фишка»: моя коллекция «миракля» пополнилась, ура!
Hell-lie, 13 марта 2013 г.
Добротное классическое фэнтези, написанное по всем законам жанра. И эта «заштампованность» совсем не огорчает, а наоборот: я хотела прочесть «чего-нибудь про ёльфов», и я нашла отличную книгу, пронизанную, как мне показалось, духом работ Толкиена.
Мир создан. Он продуман, в нем свои расы со своими мифологией, историей, географией и всем прочим.
Герои тоже стандартны, но они различны и прописаны вполне себе хорошо, им веришь, их что называется чувствуешь.
Сюжет вроде и насыщен событиями, при этом прочла книжку и поняла, что мало подвижек-то (впрочем, это не важно, всё равно с интересом читалось). Смутило самое начало, когда герои очень уж сразу поверили Лорину, но дальше автор разошелся, и недостатки были ему прощены.
За второй том – возьмусь. Хочу еще побыть в этой сказке.
Green_Bear, 17 января 2013 г.
К теме противоборства Света и Тьмы обращались многие авторы. И неудивительно — ведь тема вечна как сама жизнь, как восход солнца и наступление темноты, как первые костры и огни звездного неба. Поэтому, чтобы книга удалась, автор должен быть прекрасным рассказчиком, должен населить свой роман по-настоящему живыми персонажами, которым хочется сопереживать. Может быть из-за этого роман Кея начинается с того, как пятеро канадцев, наших современников, оказываются в другом, необыкновенном мире Фьонавар.
В нем живет волшебство, поют прекрасные песни сыны света, альвы, а заточенный в подгорной тюрьме Повелитель Тьмы, Ракот, грезит об освобождении и мести. Автор, словно великий Ткач, соткал громадный Гобелен Фьонавара из всевозможных мифов и легенд: кельтских, скандинавских и многих других, включая отсылки к Толкиену. Вообще роман во многом напоминает знаменитую трилогию о Кольце, но на этот раз путь к спасению мира пока не известен, и героям еще только предстоит найти его.
Стиль повествования отчасти похож на стиль Толкиена, создавая за счет пафосности и вычурности непередаваемое ощущение сопричастности к чему-то величественному. У Кея получилось охватить бескрайние просторы Фьонавара: от равнин и степей дальри, до южных садов Катала, нанизать на нити судеб пятерых героев ткань приключений и знакомства с чудесными миром. Несмотря на большое количество действующих лиц, у каждого свои характер, цель и, нередко печальные, тайны.
Итог: начало эпичной истории о тяжелых временах, когда зло вновь набирает силу.
квинлин, 30 июня 2007 г.
Одно из самых интересных фэнтези, что я читал. Автор совместил «наши люди в их мире» с классическим фэнтези.Для дебюта необычайно сильная книга, хоть и есть много того, что взято из «Властелина колец». Но киньте в меня камень те авторы, кто про него не вспоминает..
К тому же каковы герои! Каков стиль! Кея я люблю именно за те моменты, что заставляют пережить катарсис....
Orion-Seregil, 26 мая 2013 г.
Книга явно дебютная, первая. Слог автора ещё не сложился, герои в чем-то не зрелые, не совершенные, не яркие. События немного скомканы, мир описан не достаточно точно. Надеюсь, что продолжение будет интереснее. Долго откладывал прочтение цикла, надеюсь, что не будет жаль времени.
zgi, 19 февраля 2007 г.
Избитая тема «наши люди — в их мире», может быть очень интересной, если ее освещает Кей. А по поводу клише и штампов, я, наверно, удивлю, но они есть у всех, даже тех, кто их придумал, просто потому, что они были первыми их не спасает, правда говорит о их высоком мастерстве и незаурядном таланте. В наше же время, придумать что-то новое возможно, но по-настоящему, классные произведения пишутся на высоком искусстве авторов играть на штампах и этой новизне, чего Кею немного нехватает.
Марек, 2 августа 2008 г.
Красивая книга... Красивая и... какая-то нескладная, что-ли...
Согласен, что явно дебютная вещь, но есть класные места...:smile: Чего только стоит сцена ночного обольщения в саду...
Дьярмуд, :super:!
Ruddy, 7 июля 2007 г.
После трети книги понятно, откуда корни-то растут! :wink: Только не будет это сказано в упрёк, а как раз наоборот — видно, что автор много работал с профессором и пытался передать в своей дебютной книги своё уважение к Толкиену. По крайней мере, мне показалось именно так. Начало цикла интересное и увлекательное, сразу хочется взяться за продолжение, но лучше, думаю, подождать и переосмыслить прочитанное.
vfvfhm, 12 июля 2017 г.
Люблю начинать знакомство с творчеством авторов с самого начала. Кея давно собирался читать, но только купив на Озоне Трилогию Фьонавара — приступил. Поначалу был шокирован. Это же невероятная галиматья. Картонные персонажи в картонных декорациях ведут невыносимо идиотские диалоги и совершают поступки, свойственные шизофреникам. Прочитав первую главу бросил и лег спать средь бела дня.
И приснился мне потрясающе подробный и яркий сон, какой бывает после долгой медитации. О том, что я волшебник и буквально на детской площадке во дворе жилого дома веду битву с двумя студентами, одержимыми могущественным Темным магом. Проснувшись ,я сказал: О,кей, Кей! Ты умеешь навевать «золотые сны», дам тебе второй шанс.
И потом ни разу об этом не пожалел! Это замечательная литературная сказка. Надо просто поверить автору и отдаться в его власть сочинителя. Тогда не мешают ни штампы, ни отсутствие проблемы языкового барьера, ни почти полное отсутствие психологической проработки персонажей. Я просто наслаждался авторскими выдумками и красотой стиля. Пишет Кей великолепно. Красиво, но не претенциозно, а потому проникаешься и сочувствуешь его письму.
А один момент меня пробрал просто до самого донышка. Это третья ночь Пола на Древе жизни. В этом единственном месте книги Кей показал себя как мастер психологического рисунка. Мол, и так я тоже могу. Просто бурю эмоций у меня вызвал и горько-сладких воспоминаний о собственном прошлом. Видимо, этот свой талант он развил в следующих своих книгах, псевдоисторических. Что ж, с удовольствием будем почитать.
Смело могу порекомендовать Фьонавар тем, кому, как и мне, зашел сериал Однажды в сказке. Это тоже модернизированная сказка с налетом натурализма и обильным использованием доведенных до абсурда фэнтезийно-сказочных приемов и клише.
ЗЫ. Кстати, яркие фэнтезийные сны снились мне все то время, что я читал этот роман. Кей умеет глубо в душу проникнуть))