FantLab ru

Дэни Коллин, Эйтан Коллин «Вне корпорации»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Голосов:
55
Моя оценка:
-

подробнее

,

Вне корпорации

The Unincorporated Man

Роман, год; цикл «Вне корпорации»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Узнав о своей неизлечимой болезни, Джастин Корд, один из богатейших людей Америки, решился на криозаморозку. В специальной капсуле с соблюдением строжайшей тайны его поместили в заброшенную шахту. Спустя триста лет Корда обнаружили, оживили, омолодили, а заодно избавили от смертельной болезни. Он мгновенно стал самым знаменитым во Вселенной и к тому же невероятно богатым. Джастин любит и любим, у него есть друзья, он живет в роскошном доме и наслаждается достижениями науки и техники нового мира. Но со временем он понимает, что люди, сумевшие решить проблему старения и добиться абсолютного здоровья, едва появившись на свет, уже зависимы, им не дано распоряжаться своей судьбой, за них все решает система, в которую они инкорпорированы. И лишь единицы понимают, к чему это может привести…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2010 // Лучший роман

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Научная фантастика (54 голоса / 2.0%)

номинант
Портал, 2013 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Кровякова (1)

Вне корпорации
2012 г.




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пять с плюсом за идею, два за исполнение. Итоговая четвёрочка с минусом.

Сначала о прекрасном. Мир будущего, его общественное и экономическое устройство. Свежее, совершенно новое представление, буквально глоток чистого воздуха! При этом очень логичное и непротиворечивое, что редкость. Описано понятно и подробно, да, местами напоминает википедию, но для меня это скорее преимущество, чем недостаток — погружение в мир полное.

Теперь о хорошем. Сюжет и персонажи. Итак, наш главный герой, человек XXI века Джастин Корд просыпается после трёхсотлетней заморозки в государстве, основа которого — личная инкорпорация. Ему это представляется рабством, и, естественно, он лезет в чужой монастырь со своим уставом и начинает причинять всем добро и наносить справедливость, что неизбежно приводит к гражданской войне. Банально, но могло бы быть интересно, если бы не... До «не» мы ещё дойдём.

Джастин, как и положено типичному ГГ, красив-умён-богат-смел-благороден и от своей сахарности застревает в зубах. То же можно сказать про типичную подружку ГГ Нилу.

Зато антагонисты в романе на удивление хороши. Злодей-всея-корпорации Гектор Самбьянко — совершенно адекватный человек, с понятной и логичной мотивацией, ему сопереживаешь даже больше, чем унылому Корду, — он борется за систему, в которой живёт, которую искренне считает самой полезной и привлекательной (потому что она действительно работает и люди в ней счастливы). Он готов идти на огромные уступки противнику, лишь бы сохранить этот строй. Кроме того, он по-настоящему человечен, что мастерски раскрывается в одной из последних сцен.

Есть ещё таинственный Председатель, на протяжении большей части романа находящийся за кадром, но незримо присутствующий везде, а в финале он делает такой финт ушами, что... Что это надо читать самому, в общем.

И, наконец, о плохом. Это, как я и сказала, исполнение. Пресловутая читабельность. Её нет. Продираться сквозь семь сотен страниц невыносимо скучно. Максимально серые диалоги и описания. Несколько раз я хотела бросить, но интерес к происходящему не давал. Словом, это было мучительно, к счастью, следующие три книги (да, внезапно авторы раскатались на целую тетралогию) у нас не переведены.

Отлично понимаю, за что роман получил Прометея, но вряд ли буду кому-то рекомендовать, увы.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На фантастическом небосклоне не редко зажигаются новые звезды. К сожалению, большинство этих звёзд фальшивы. Или, как минимум, переоценены. К таким и относятся молодые американские братья-фантасты Эйтан и Дэни Коллины. Центрполиграф налепил на русское издание «Вне корпорации» хвалебные отзывы западных изданий. Западные критики сравнивали Коллинов с Хайнлайном и с Оруэллом, с Брэдбери и с Азимовом.

Видимо у братьев отличный литературный агент. Во «Вне корпорации» кроме идеи нет ничего особенного. К слову, некоторые светлые головы на западе отмечали тоже самое. Но это не помешало братьям взять Prometheus Award за лучшую социальную фантастику. Все это должно говорить о противоречивости романа. К сожалению, ключевое слово в предыдущем предложении «должно».

Говорить о сюжете «Вне корпорации» даже особо и не хочется. Весь он написан в аннотации. А может ли быть книга хорошей, если её сюжет умещается в аннотации? Может, но роман Коллинов это явно не тот случай. Авторы рассказывают историю Джастина Корда, миллиардера из XXI века. Джастин заболел какой-то неизлечимой болезнью, поэтому решил себя заморозить до лучших времен. Само собой он позаботился о своем наследстве и в будущее отправился не с пустыми карманами. Спустя 300 лет его, наконец, находят. Но за триста лет многое изменилось и Корду многое не нравится.

Собственно вот и весь сюжет. Джастин, начиная с середины книги, пытается сломать систему, что очевидно. Очень и очень банальный сюжет. Ханлайн и Оруэлл для Коллинов на недосягаемых высотах.

Весь интерес книги заключается как раз в системе, которую так хочет сломать Корд, и которую так лелеют авторы. Дело в том, что через 300 лет все мы будем инкорпорированы (почему-то Word знает это слово, видимо Microsoft что-то задумал). Система довольно проста. С рождения все люди представляют собой акционерные общества. 5 % акций всегда принадлежат государству, 20 % родителям. Остальные акции может купить абсолютно любой человек. Обычно при достижении взрослого возраста человек владеет 25 % себя (родители отдают свою долю, если они хорошие родители, конечно). Но владеть 25 % себя сравни рабству. Твои акционеры решают, куда тебе устроиться на работу, когда брать отпуск и так далее. То есть ты постоянно подчиняешься совету акционеров. Можно, конечно, акционеров не слушаться, но тогда твои акции здорово опустятся в цене, и ты станешь нищим. В общем, выхода нет. Если повезет, конечно, можно купить контрольный пакет себя (более 50% акций), но и он полной свободы не дает.

Разумеется, Корду все это безобразие не нравится. И он борется с этим режимом. А злая корпорация (здесь эту роль исполняет GCI) пытается заставить Корда инкорпорироваться. Ведь Корд стал самым известным человеком в солнечной системе и его акции стоят миллионы. В итоге, Корд борется с GCI, GCI с Кордом, а финал этой истории очевиден, даже не смотря на то, что «Вне корпорации» первый роман в серии.

Еще больше портит довольно интересную идею авторов отсутствие у них стиля. Все свои идее о мире будущего они просто вываливают на читателя на протяжении шести сотен с лишним страниц. Если Корд что-то хочет узнать о мире будущего его друзья или враги тут же пускаются изображать из себя лекторов и несколько страниц рассказывают Джастину о мире корпораций. С таким же успехом можно было сгонять в будущее и скопировать википедию 2435 года. Когда читатель приобретает художественную книгу, он хочет читать художественную книгу, а не сборник статьей об устройстве и обычаях общества будущего.

Разбавить статейки авторы попытались любовной историей между Кордом и его врачом-реаниматологом Нилой. Даже в «Сумерках» история любви выдалась более хорошей, чем здесь. Только место Джейкоба в любовном треугольнике заняла система инкорпорации. Нила её принимает, а Джастин нет. Ну и им нельзя быть вместе, разумеется. Отношения между врачом и пациентом запрещены.

Весь сюжет построен на статьях, строчках никчемной любви и бездушных диалогах (авторы не удосужились предать своим героям хоть какое-то различие в диалогах). В тексте Коллинов прослеживается некая академичность, что еще более усложняет получение удовольствия от этого романа.

Главная проблема «Вне корпорации» не столько отсутствие вменяемого сюжета, а отсутствие «души». Персонажи пусты, типичны и не капли не харизматичны. Джастин Корд больше похож на среднестатистического человека, а не на одного из самых молодых миллиардеров. В книгах герои должны быть уникальными, чем-то выделятся среди серой массы. Джастин не выделяется. А его дурацкая привычка все спрашивать у Нилы о будущем уже говорит о нем, как о недалеком предпринимателе. Прежде чем что-то делать надо узнать мнение не только знакомой блондинки, но и людей более сведущих. Корд пару раз так и делает, но только когда дело касается его инкорпорации. Да и в XXIV веке уж точно можно узнать все из интернета (здесь его обозвали нейросетью).

Нилу Харпер можно назвать одной меткой стандартной фразой, но приличия не позволяют. Абсолютно ничего примечательного в этой женщине нет. Так что не будем попусту занимать место на вашем мониторе и перейдем к следующему персонажу. Цепной пес GCI Гектор Самбьянко. По задумкам авторов харизматичный злодей. По видению читателя типичный Джастин Корд наоборот. Перспективный работник GCI на протяжении книги карабкается по иерархической лестнице GCI и пытается ставить палки в колеса Корда. Разумеется не успешно. Опять же, авторы хотели сделать своего злодея настоящей бизнес-акулой, а получился обозленный робот, выдающий статьи из википедии и эмоции по расписанию.

Зато про мир будущего братья рассказали столько всякой информации, что начинаешь попросту уставать от бесполезной, по сути, информации. Да, во «Вне корпорации» общество непохоже на наше. Дело не только в акциях, инкорпорации, власти корпорации и т.д. Люди даже говорят немного по другому, жизненные ценности совсем другие. Например, при свадьбе дарят друг другу по одной своей акции. Для погружение в мир будущего это конечно здорового, но авторы рассказывают о своих идеях и своем мире на протяжении всей книги. И это печально.

При чем авторам удается посадить в голову читателя семя сомнения. Так ли плоха инкорпорация? Некоторые персонажи романа приводят достаточно веские причины нужды в инкорпорации. В общем, из этой темы авторы выжали максимум, но все толком не объяснили причину этой самой инкорпорации. К нему человечеству привел Большой Крах, которым братья интригуют читателя полкниги и который на поверку оказывается пшиком. Очень банальный такой Большой Крах у Коллинов.

Кроме инкорпорации еще много чего навыдумывали Коллины, и у многих их идей прослеживается логика, что хорошо. А плохо то, что читать набор идей двух братьев не особо интересно. Можно с таким же успехом открыть Вукипедию (аналог википедии по Звёздным Войнам) и там почитать, что навыдумывал Лукас и его друзья. Литературной ценности ни там, ни там нет. А называть творение Коллинов антиутопией просто грех.

Братья Коллины явно не в курсе как писать хорошую антиутопию или социальную фантастику. Назвать набор идей романом «Вне корпорации», еще не значит сделать этот набор романом. До корифеев жанра Коллинам такими темпами никогда не добраться.

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Яркая презентация футуристического общества «+300 лет», поданная в формате романа-антиутопии. Дотошность авторов в описании реалий заметно сказывается на динамике повествования, но формирует довольно полную картину общественного устройства будущего и, главное, указывает на причины, по которым мир стал именно таким.

В роли исследователя выступает человек нашего времени – яркий представитель «западного общества» с его ценностями индивидуальной свободы, личной инициативы, эффективности, научно-технического прогресса. Джастин Корд, успешный бизнесмен, сознательно мечтал оказаться в будущем победивших нанотехнологий и имел финансовые возможности для реализации грандиозного и тайного проекта по собственной криозаморозке. Очнуться нищебродом – не его путь, поэтому он сделал вложения в активы, чья ликвидность, как он считал, будет расти в течение столетий, и вообще подошел к вопросу путешествия во времени основательно. Плюс за практичность.

Некоторые факты о футуристическом мире звучат для современного человека как ирония: средний рост мужчин и женщин – 190 и 180 см., молодой возраст – 70 лет, захудалый колледж Гарвард, умереть от рака – это как скончаться от зубной боли, Папа Римский не только может жениться (возможно, даже и выйти замуж), но и развестись:) Мир будущего не обманул все самые смелые ожидания главного героя. За исключением одного «но», которому и обязано общество своими успехами – любой человек обязан инкорпорироваться.

Идея человеческого капитала приобрела буквальное выражение: каждый человек по сути – это пакет акций, которыми владеет государство (самый маленький процент), родители, многочисленные корпорации, частные акционеры, в том числе и он сам. Мажоритарные акционеры заинтересованы в раскрытии потенциала подконтрольного индивида и вправе определять его судьбу, поэтому голод, нищета канули в лету. У человека также появляется стимул в эффективной работе: чем лучше работаешь, тем больше возможностей получить контрольный пакет самого себя. Естественным ограничителем выступают законы свободного рынка: чем лучше работаешь, тем дороже котируются твои акции и тем сложнее их выкупить.

Казалось бы, на практике реализовалась идеальная модель рыночной экономики, основанная на своекорыстии, выгоде, эффективности, свободном движении капитала и т.д. И вроде бы Джастин Корд должен был позитивно оценить сии изменения, ведь, как он сам признался, в наше время он руководствовался при организации технологического процесса на своих заводах прежде всего выгодой (автоматика вместо живой силы, эмигранты вместо коренных жителей). Но он не мог не заметить, что в угоду социальной стабильности человечество отказалось от главной ценности – индивидуальной свободы, а общество стоит на пороге диктатуры. Столкновение двух мировоззрений выразилось в конфликте Джастина с Гектором Самбьянко, работником крупнейшей корпорации, активным сторонником системы инкорпорирования и существующего порядка. Авторы не стали демонизировать антагониста, предоставили ему возможность высказаться, чтобы читатель мог сам решать, кем лучше быть — свободным безработным или сытым пакетом акций. Свобода или стабильность. Звучит актуально;).

Кроме того, на сцену выведена некая третья сила, выступающая пока в роли наблюдателей. Ничего определенного сказать о ней нельзя: проявит она себя явно только в продолжениях, которые у нас не выпущены.

Роман интересен прежде всего именно социальным моделированием: общество победившей рыночной экономики прописано ярко и подробно, со всеми плюсами и минусами, главным из которых стал, как это ни парадоксально, отказ от личной свободы. Есть над чем задуматься.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сама идея будущего где ни один человек не может быть все корпорации, а реально в случае отсутсвия контрольного пакета на самого себя, еще и не владеть своими действиями по отношею к работодателю довольно оригинальна. Завязка сюжета про найденного человека из прошлого и который решил пойти против системы тоже хороша.

Но вот чем дальше тем становится как-то скучнее и преснее. Бесконечные заседания где решается отсудят ли у главного героя его частицу быстро надоедают. Его дальнейшие цели, учитывая кем он был до погружения в анабиоз, тоже начинают вызывать сомнения .

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Был несколько разочарован. Ждал большего.

Изначально неплохая задумка. Однако.

Понятно, что послужило исходником — «Чужак в стране чужой» Хайнлайна. Тут даже к бабке не ходи (хотя Мэнни, конечно, до Харшоу не дотягивает). Впрочем, это не упрек.

А вот то, что у автора периодически подвисают запущенные линии и не всегда понятна логика событий — это да.

С одной стороны — жуткие эксплуататоры. Абсолютно аморальная организация. Устраивают несчастные случаи своим служащим. Абсолютно незаконно выселяют народ. Организуют покушения. Устраивают всевозможные гадости неугодным людям. Между собой — пауки в банке. Скупают акции друг друга и ссылают на вечную каторгу. С другой — главная юристка заводит роман с представителем противоположной стороны в «Процессе века» — и никого это не беспокоит. Всемогущий директор пытается травить подчиненного сигарами собственного изготовления. Детский сад.

Сама тема инкорпорированности — толком не раскрыта. Что это за дивиденды, которые достаются держателям акций? Это часть дохода работника? Тогда на что живет человек, который еще не работает? А тот, у кого своих акций мало? Или у них такие бешеные зарплаты, что можно нормально жить на 10%? А как выбирает себе работу человек без контрольного пакета — собирают собрание акционеров? Зачем вообще покупать акции обычных трудяг, а не потенциальных звезд? Опять же, поднимаясь по социальной лестнице, у тебя все меньше шансов выкупиться — акции стоят дороже. Возникает возможность злоупотреблений — скупить акции из мести и угробить человека абсолютно легально.

Здесь какая-то либеральная каша времен Адама Смита и «невидимой руки рынка».

Опять же — если всем так здорово при этой системе (а судя по рассказам героев это — так, только у ГГ — фобия, не имеющая никакого смысла — просто комплекс), то почему один неинкорпорированный человек может обрушить всю систему? Если же это — ужасная эксплуатация, и людям, чтобы ее сбросить нужен только символ надежды — значит, она держится на волоске, значит все недовольны!

В общем, с логикой проблемы.

Личная жизнь героя тоже непонятна. То нагнетается тема недопустимости отношений с врачом-реаниматологом — до истерии, то они почти на глазах у всех милуются — и в общем, ничего страшного. Да и развязка, в сущности — никакая.

В принципе, написано неплохо. И переводчик постарался. Только все упирается в ту неувязку, о которой я сказал — а ведь вокруг нее закручена вся интрига!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо. Человек просыпается после трехвекового сна и попадает в дивный новый мир, от которого он наполняется восторгом. И только потом он обнаруживает, что этот мир имеет свои особенности, которые этот человек принять не может. И начинается проитивостояние мира и человека, при этом даже друзья говорят, что наш герой неправ.

Неплохо описан мир. При этом вызывает подспудное сомнение описанная социальная модель.

Это неплохая именно социальная фантастика, один из вариантов будущего, где описывается новое мировое устройство, и герой, который пробивается не пистолетом, а адвокатами

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Анабиоз дело известное. «Спящие» открывали глаза на чужих планетах и телестудиях, среди людоедов и родных внуков. Лем, Нивен, Стерлинг, Маяковский, Уэллс, Желязны, Виндж, Вэнс, Мелентьев, Буджолд, Корнблат...

На таком фоне футурошок у размороженного м-ра Джастина Корда пресноват. Будущее обычное: лечение рака, антиграв и прочая «Футурама», модификации тела, забыты инфляция и война. Всё хорошо. Но Корду категорически не нравится основа благоденствия.

Теперь каждый человек — Открытое Акционерное Общество. Пожизненно, а живут в тотально корпоративном мире долго (и качественно. Молодость уступила возрасту по сексапильности... это еще слабое изменение, по сравнению с отказом от прав человека ради акционеров). Утопия? Антиутопия? Крепкая НФ. Свернет скулу патернализму любого образца — хотя ослабленного стараниями аляскинцев государства почти нет и налоги упразднены, никто не мрет с голоду, на улицах не грабят, педофилов прижали. Даст пинка либертарианству — демократия, Эдем бизнеса, словно фон Хайек дорогу разметил, а ведет все равно к рабству и террору. Идея крайне оригинальная и проработанная во многих аспектах.

При этом, некоторая техническая распущеность. Оговорки, вроде катализатора из чашки Петри, не отражены потребности постъядерной цивилизации и 70 миллионного города, да и через прочие пустоты модели можно ездить на шагающем экскаваторе. Но тьма вопросов по демографии, экономике, экологии, технологии и скорости прогресса разжигает интерес, будоражит мысль. У Азимова и Хайнлайна, с которыми «Вне корпорации» можно сравнивать, так получалось не всегда.

И американизмы: самый большой город Земли — Нью-Йорк, язык, орфография, нацсостав и отношение к 1960-м не поменялись. При посещении Виртуальной Реальности специфичность признаков краха (Дети живут у родителей! Не ходят по ресторанам! Нет машины!) снижает драму до черного фарса. Вместо содрогания усмешка: что-то не так. Фундаментально. К счастью, многое объяснено резко ускорившейся второй половиной книги. Финал четкий, допускает развитие по любому направлению.

С художественной стороны не ах. Не Марусек. Любовная линия прямоты идеологического конфликта ранней советской литературы. Действующие лица по текущей моде: менеджеры высшего звена, психотерапевты, юристы, журналисты, бармены, террористы... Лишь главный гад, Гектор Самбьянко, не напоминает служебных персонажей Крайтона или Хейли. Тип Сикорски. Убийца, харизматик, лидер верной команды. Не параноик (нанотех гарантирует), но его планы и импровизации умны и опасны. Очень.

Полиграфия в норме.

История судебной и политической борьбы одного свободного человека достойна внимания любителей социальной НФ. На полку «экономики» и революций.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх