FantLab ru

Брайан Олдисс «Теплица»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
264
Моя оценка:
-

подробнее

Теплица

Hothouse

Другие названия: The Long Afternoon of Earth; Долгие сумерки Земли; Перед закатом Земли; Мир-оранжерея

Роман, год

Аннотация:

Земля далекого будущего, стерты грани между животным и растительным миром. Мир — огромная теплица, полная монстров, пожирающих все и вся. Остаткам человеческой расы приходится вести нелегкую борьбу за существование.

© vve
Примечание:

Роман получил премию Хьюго за малую форму, так как впервые был опубликован отдельными частями в журнале «The Magazine of Fantasy & Science Fiction» в 1961.

Подзаголовок «Мир-оранжерея» встречается в некоторых цифровых изданиях.


В произведение входит:

8.24 (17)
-
7.93 (14)
-
7.62 (16)
-
7.56 (16)
-
7.56 (16)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1962 // Малая форма (цикл рассказов)

Похожие произведения:

 

 


Долгие сумерки Земли. Галактики как песчинки
1992 г.
Долгие сумерки Земли
1997 г.
Перед закатом Земли
2001 г.
Теплица
2002 г.
Замкнутый мир
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Теплица
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Hothouse
1962 г.
(английский)
The Long Afternoon of Earth
1962 г.
(английский)
Hothouse
1987 г.
(английский)
Il lungo meriggio della Terra
1998 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

слОГ

Смешно не с премиями, а смешно читать ваш отзыв. «Так уже не пишут». Да потому что пишут как раз паршиво, фантазии у современных фантастов ноль. А что сейчас читают не вам судить — не надо всех равнять под себя. Я сомневаюсь, что какие-нибудь Сумерки или Бегущего в лабиринте будут читать и обсуждать через 60 лет. А Олдисс давно стал классиком и Великим Мастером НФ. Просто не каждому это дано понять, как и его произведения.

P.S. слОГ

Запятую я пропустил только одну (а что сейчас читают не вам судить). Почему вы говорите о ней во множественном числе? Кто в танке, это фраза из Полосатого рейса. А вот писать «опробЫвал», это уже просто позорное незнание великого и могучего. Так что прежде, чем тыкать кого-то носом в ошибку, проверь для начала свою грамотность. И да — На вкус и цвет — все фломастеры разные. Это для грамотея, не дружащего с дефисами.

Из вашего информативного текста:

Я, понимаю, что некоторые идеи я встречал в более поздних вещах — зачем запятая после Я? Лишь бы побольше налепить, любитель запятых?

возможно более благосклонно — после возможно ставится запятая.

но кроме эмоций своё мнение ничем не аргументирует — кроме эмоций также выделяется запятыми, грамотей, дружащий с запятыми. И ещё — сравнивать Чужака Хайнлайна и Теплицу Олдисса — это жуть как корректно? Абсолютно разнын направления в НФ и абсолютно разные посылы у произведений. Тоже мне, знаток фантастики. Читайте своего Дивова и Лукьяненко — как раз ваш уровень.

А эмоций и в ваших текстах хоть отбавляй.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман. Земля тут совершенно другая, по сравнению с другими фантастами. Теперь это царство растений. Особенно запомнился в этом мире — разумный грибок. О да! Один из главных персонажей.

Просто чудесный оригинальный мир (без фантастических штампов). И конечно нас ждут приключения.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Долгие сумерки Земли» («Теплица») привлёк моё внимание потому, что я люблю биологическую фантастику, а это произведение является знаковым и заметным явлением именно биологической темы в своём жанре.

Брайан Олдисс описывает мир очень далёкого будущего, в котором на последнем этапе своего существования биосфера планеты переживает настоящий взрыв разнообразия. В этом мире осталось мало видов животных, но зато господствуют растения, завоевавшие все возможные биологические ниши, в том числе те, которые раньше занимали животные. В «Долгих сумерках Земли» всё живое борется за существование, утоляет хищнический голод и захватывает жизненное пространство. Буквально на каждом шагу встречаются всевозможные химеры и мутанты, соседствует жалость и жестокость, удивительное и уродливое, великолепие и регресс.

Герои романа путешествуют в самых разных местах. Это и многоярусный лес, и побережье моря, и острова в океане, Истинный Мир и Страна Вечных Сумерек. Легко можно представить этот сюжет, воплощённый, например, в виде японского аниме.

Некоторые моменты романа с научной точки зрения невозможны. Кажется, что фантазии автора просто тесно в строгих рамках достоверности и он перешагивает через них.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный и интересный роман, который я прочитал за несколько часов. Буйная фантазия автора завод нас в дебри зеленого мира, где правят растения и человеку там остается совсем уж мало места. Мне нравится жанр постапокалипсиса, именно поэтому я начал читать произведения на данную тематику. Олдисс порадовал тем, что очень хорошо описал мир, перед его гибелью, проникаешься этой атмосферой упадка цивилизации и обреченности всех существ, живущих на этой Земле. До «Долгих сумерек Земли» я не встречал авторов, заглядывающих так далеко во времени, кроме разве что Уэллса с его «Машиной времени», поэтому это произведение мне показалось таким свежим и новым в плане идей.

Можно конечно придраться ко многим вещам, как это делают рецензенты выше, но классическую фантастику я воспринимаю как есть, делая скидку на время ее написания. Так что оценку ставлю высокую, за хорошую фантазию автора.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из классических, самых популярных ранних новелл Олдисса. Действие происходит в настолько далеком будущем, что Олдисс дает волю своей фантазии, увлекаясь любимой идеей эволюционной мутации живых существ. Проблема в том, что такая эволюция и такие мутации воспринимаются, как невозможные — особенно тогда, когда речь заходит о перемещениях мутантов в безвоздушном космическом пространстве. Фантазия Олдисса «зашкаливает», начинает носить характер пьяного бреда. Читать интересно, однако, воображение у автора буйное, хотя немного мутное. Время от времени возникает ощущение присутствия, то есть автор достаточно талантлив. Представления главного героя, однако, слишком далеки от представлений любого современного читателя, чтобы он мог полностью с ним отождествиться, а другие персонажи нередко настолько причудливы, что поверить в возможность их существования трудно. Что приводило у меня к срывам внимания — то и дело приходилось чесать в затылке. Тем не менее, добротная «биологическая фантазия», экспериментирующая с последствиями эволюции — довольно-таки печальными для человечества.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предложенная Б. Олдиссом тема сумерек Земли, как планеты, ее заката, удалась! Читается очень увлекательно! Очень много действий, один сюжет сменяет другой практически через страницу текста. Главный герой романа Грэн — бунтарь по характеру, действующий не как все, остается все таки человеком своего времени! Но в отличие от многих других персонажей Человеком разумным! Кроме смелости и находчивости ему присущи такие качества как тщеславие — желание быть вожаком группы в особенно опасный для жизни всех момент или откровенная жестокость — когда отказался взять с собой ( спасти) остатки людей Тамми.. И хотя автор и не уделяет особого внимания описанию характеров ни главного героя ни остальных персонажей, все становится на место в концовке романа. Грэн отказывается покидать гибнущую планету, оставаясь с семьей в привычном мире! И это очень по человечески!

Относительно общего впечатления. Браян Олдисс сумел в относительно коротком романе ( по величине не больше повести) вместить кроме невероятных приключений людей, описания различных фантастических форм жизни как на Земле так и на Луне, а главное -щедро описать такую массу фантастических сюжетов, которые после него использовались и будут еще раскрываться другими фантастами...

И последнее. Название романа «Теплица», на мой вгзляд, несет некоторую законченность, тогда как « Долгие сумерки Земли» — более точно передает и настроение главного героя и взгляд самого автора. Ведь Грэн не покинул Землю, зная, что за сумерками и темнотой все равно будет свет и взойдет солнце!

Теперь к критикам! Есть небольшие огрехи, но вещь была написана 55 лет назад! Возможно в 2070 году большинство теперешней фантастики будет восприниматься как дешевенькая сказка! Да и премию «Хьюго» давали именно за фантастику высокого уровня! К которым относится роман «Теплица». Рекомендую!

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал вот сейчас, в 2014-м, впервые с первого прочтения в начале 1990-х. Тогда, в 90-х, роман понравился несопоставимо больше. Я был юнцом, жадно хватающим всю переводную фантастику и знаний, опыта, начитки было у меня намного меньше.

Какое же впечатление производит роман сейчас... давайте хотя бы вкратце разберёмся.

Да, огрехов море. Да что там, с высоты сегодняшнего дня он весь из нелепостей состоит. И глобально — слишком мало насекомых и при этом выжил человек (не используя колеса и почти не используя огня!!) — бред. И в мелочах от самых первых страниц — от научных фактов (Луна остановившая вращение Земли) до чисто сюжетных огрехов — СЛИШКОМ ранее оставление детей в самостоятельную жизнь, слабейшая личностная проработка персонажей, неправдоподобные картонные диалоги, мотивация героев и так далее.

Так чем же роман примечателен...

Ну, во-первых, экосистема. Распространяться не буду, тут все читатели отмечают как здОрово Олдисс нарисовал многообразие мутировавшего растительного мира.

Во-вторых, атмосферой. Атмосферой поеданиях всех всеми, борьбы за выживание.

В-третьих, временем действия. Через Миллионы лет. Пусть и не новаторский ход, но всё же — редкость и по сей день. Мало кто берётся внятно фантазировать на тему столь отдалённых эпох.

И в-четвёртых, роман в принципе очень интересен и примечателен как ещё одна веха в жанре. Как поиск новых форм, путей развития. Ну согласитесь, в эпоху Каттнера, Рассела, Лаумера, Кристофера и т.д. (не говоря уже о более ранних авторах), читать даже раннего Олдисса — совсем другое дело (конечно же, сравниваю не качество, а стилистические жанровые особенности). Наверное, потому и Хьюго дали. От свежести и неожиданности произведения. )

В общем, как равзлекуха — конечно же роман никуда не годится. Но для настоящих поклонников жанра к прочтению обязательно.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Переборщил» — так бы я описал произведение одним словом. Если же вдаваться в детали, то есть множество поводов придраться — от самой идеи подобного мира, до конкретных воплощений «технологии» растительного мира.

С первых же страниц на читателя смотрит далекий мир будущего Земли — прошли миллионы (?) лет, солнце превратилось в красного гиганта и поливает нашу планету изрядной долей радиации от которой на Земле, почему-то, повымирала почти вся животинка (и с ней же людишки), но выжил и мутировал растительный мир, захватив практически всю поверхность. Планета тем временем лишь одним боком находится к солнцу, где царит вечный день и буйная жизнь, на другой же половине — вечная ночь и непонятно что. На фоне всего этого автор рассказывает нам о трудностях тамошней жизни на примере небольшой группы зеленокожих людей, живущих на «среднем ярусе» деревьев. Как-то так.

В целом нужно отдать должное буйной фантазии автора — такое разнообразие вариантов новой жизни не каждый придумает. Тут тебе и осьминоги вовсе не осьминоги, а растение со множеством щупалец, имитирующее его, и прыгающие по лесу зайцы, которые вовсе не зайцы, а особый вид растений, и многое другое. Правда прочитав рассказ я так и не понял, зачем автор так усиленно оживлял растительность, а не добавил мутировавшей животинки: у растений тут и лапы-хвосты-крылья, и когти-рты-зубы — соответственно они и бегают, прыгают, ползают, летают, но — это лишь растения (по автору), с листочками-цветочкам пестиками-тычинками. Неправдоподобненько.

Главные герои невыразительны (как уже отмечали) и в конце так и не понятно, чего же хотел автор — то ли выказать идею возможного будущего нашей планеты, то ли показать приключения и жизнь главных героев. В итоге ни то, ни другое не получило полноценного развития, а в контексте «человек против растительности» так вообще, по моему, полный провал — человек далекого будущего умеет думать, разводить костры, но вот сжечь к чертям агрессивную буйную растительность и освободить себе «полянку» для жилища не догадывается.

Подводя черту отмечу: читабельно, но учитывая мешанину идей без ответов «почему, зачем и как» — неправдоподобно и неинтересно. Даже для фант допущений это перебор.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю для своего времени эта книга была просто взрывом в сознании. Появление столь нестандартной и жестокой картины будущего разительно отличающейся от «космической» фантастики с бластерами и подпространственными скачками выглядит чудом. Особенно факт признания этой маргинальной для своей эпохи вещи сообществом фантастов и ее премирование Хьюго.

Мы видим здесь в первую очередь оригинальный мир. Победа природы над технологиями, инстинктов над разумом, размывание самого понятия разума (зеленые мысли). Видим общую атмосферу безжалостной борьбы за выживание в которой человечество далеко не выигрывает. Этакий растянутый на миллионы лет апокалипсис человечества. В общем атмосфера и мир состовляют основную ценность книги.

Увы мы не видим здесь ярких героев и динамичного сюжета. У главной героини хватает характера, чтобы быть сильной, но не хватает глубины, чтобы быть чем то большим чем просто персонажем. Многие другие герои книги интересны как необычные представители своего мира, но совершенно плоски именно как герои книги.

В результате необычная книга, которой к сожалению не хватает чего то, чтобы стать интересной книгой.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатляет сделанный главным героем «Теплицы» выбор: вместо борта «живого звездолёта» он решительно ступает в джунгли предзакатной Земли. Вместе с предводимой им командой из отважных «амазонок»...

Похожее происходит и с выбором постсовременной НФ, — авторы отворачиваются от ещё недавно столь блестящих перспектив менее вероятного Будущего Позитивного в пользу неожиданных, но более вероятных н е г а т и в н ы х картин грядущей действительности...

Впрочем, для Олдисса подобная ломка привычных сюжетных ходов и схем ранней пафосной НФ была закономерной — в поэтике «Новой Волны», — именно тогда её приверженцы начали интенсивно обживать апокалиптические и постапокалиптические миры. Готовить свой образ «некомфортного будущего», подхваченный и развитый ныне киберпанками...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу я случайно не купила, а добровольно прочла.

Необычный вариант развития человечества предложен автором. По началу меня вообще не отпускало ощущение, что читаю по началу Владимира Брагина «В стране дремучих трав» или Яна Ларри«Необыкновенные приключения Карика и Вали», только вместо насекомых хищные растения. Где-то первые страниц 20 было немного интересно, остальные страницы я читала чтобы прочитать, ибо много слышала мнений, да и премия Хьюго просто так не дается.

Вообще я как бы не особо по началу поняло зачем все это? Если по началу было интересно описание жития-бытия маленькой группки людей, то после того, как взрослые поехали на верх стало вообще не по себе. Не из-за ужасов каких-либо, а из-за того «Кто здесь?» Сама идея с радиацией, как и другими физическими явлениями приведшими к Теплице меня очень удивили, но списав все на фантазию и идею. Ну а почему бы и нет.

Дальнейшее путешествие мальчика подростка давало опять же надежду на что-то особенное, и вот вроде бы оно появилось, но потом опять начался какой-то сумбур уходящий в абстракцию. Вообще путешествие напомнило мне чем-то скитания из цикла Гарри Гаррисона «Эдем», но все же произведения написаны довольно таки в разное время, и сама идея возможно стара как мир, но непонятно все это и к чему это. Потому что сумбурно и перемешано и как-то уж совсем нереально. В итоге нам все разъяснят, точнее скажут где идея , который мы до последних страниц не видим.

Особого описания мира оже нет, конечно терминов для описания всяких живых тварей полно, но они настолько часто повторяются, что возникает идея что идешь между грядками с огурцами и морковью. Вроде всего по идее должно быть полно, а вокруг одно и тоже. Много непонятного и нелогичного, но это можно списать на фантазию автора.

В целом произведение неплохо, есть много интересных идей, вообще картина перед глазами рисуется великолепная. Но по мне какой-то уж разрозненный сюжет, то вроде просто приклбчение, то как заверну т нетуда, то еще что. Сама основная мысль довольна занятна и по своему интересна, но масштабности, которую она предлагает, по моему автор не смог выразить.

Стоит ли читать книгу? Думаю что стоит, всетаки интересно по своему и ее размер не даст развиться сильно отвращению

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Олдисс воспользовался уже знакомыми мне по «Без остановки» элементами — буйной растительностью, мутациями и уменьшением людских габаритов...

Теплица — уникальное произведение. Мрачное будущее человечества выполнено в ярких красках — иначе не скажешь. Автор создал удивительное биоразнообразие оригинально взаимодействующее с героями. Чтение об этом странном мире пронизанным глубоким анализом личности человека безусловно необходимо каждому любителю фантастики.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который я случайно купил в книжном за 29 рублей...

Роман, получивший Хьюго, как сборник рассказов, в один год с Чужаком Хайнлайна...

Текст, который представляет интерес с точки истории фантастики и не более. Рекомендовать эту книжку к прочтению — нельзя. Я не знаю, как бы я прочитал роман 20 лет назад, когда он был впервые переведен на русский — возможно более благосклонно. Я, понимаю, что некоторые идеи я встречал в более поздних вещах, что говорит о том, что полвека назад текст воспринимался по-другому. Я понимаю, что некоторые приемы New Wave Олдисс уже опробывал в мире Теплице...

Но сейчас так уже не пишут. Сейчас такое уже не читают — смог бы я купить книгу в одном из центральный московских книжных (не в стоке!) за смешную цену, спустя 8 лет после издания.

Смешно с этими премиями, чем дальше тем очевиднее, что не все произведения оказываются достойны — переживают свое время. Данный роман — это только подтверждает, к сожалению.

P.S. Через 9,5 лет мне за этот отзыв прилетел «-« от человека, который не дружит с запятыми, но кроме эмоций своё мнение ничем не аргументирует... На вкус и цвет все фломастеры разные, но сравнивать Сумерки и Бегущего в лабиринте с Олдиссом — некорректно, так что (в совокупности с незнанием запятых) я кинул «-« в ответ;)

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За буйную фантазию автору — огромный плюс. Действительно, придумать такое многообразие жизненных форм, да ещё описать их сложные связи друг с другом, не каждому дано. Но вот что касается сюжета, здесь чувствуется какая-то незавершённость. Вообще непонятно, к чему автор столько всего наворотил. Читаешь-читаешь, продираешься сквозь его извилистую фантазию, а на выходе получаешь пшик. Я был разочарован. Но в целом книга увлекательная, проглатывается быстро.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если воспринимать книгу как научную фантастику, то не вериться в такую эволюцию, сдачу человечеством своих позиций и большое количество условностей и «ляпов». Но если абстрагироваться от заявленного места действия (далекое будущее Земли), и воспринимать все как совершенно другой мир, то читать очень занятно.

«Экологическая» фантазия автора поистине безгранична – количество придуманных, интересных жизненных форм и их взаимодействия просто поражают. Основные минусы книги: некоторая мешанина повествования (это скорее сборник зависимых меж собой рассказов, многие сюжетные ходы которых незавершенны); вторая же половина книги скучновата и затянута, а под конец повествование скатилось в дикий сюрреализм, с оборванным финалом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх