fantlab ru

Станислав Лем «Рассказы о пилоте Пирксе»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
1952
Моя оценка:
-

подробнее

Рассказы о пилоте Пирксе

Opowieści o pilocie Pirxie

Цикл

Аннотация:

Сборник «Рассказы о Пилоте Пирксе» — это отдельные моменты из жизни человека, мечтающего о путешествиях к звездам. Он проходит путь от обычного курсанта, преодолевая все преграды, поставленные перед ним на пути к мечте, размышляя в это время о том, что ему выпало, до первого пилота, чья жизнь не становится менее занятной.

Каждый рассказ интересен как в отдельности, представляя собой полностью завершенную историю и размышления героя, переходящие в своеобразную философию, так и в совокупности с остальными, помогающими получить представление о многогранной личности пилота, о его смекалке и смелости. Рассказы также не лишены юмора, здорового и трезвого, какой и должен быть в нф.

Эти приключения подводят нас к, наверное, самому интересному моменту в жизни Пиркса — полету к звездам и встречей с другой цивилизацией, в романе «Фиаско». Роман наполнен размышлениями героев о том, что такое другая цивилизация и какой наиболее лучший способ контакта с ними. Но неизвестная цивилизация подбрасывает неожиданные сюрпизы по ходу её исследования...

© Paf

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.46 (1409)
-
30 отз.
8.32 (1299)
-
19 отз.
8.22 (1238)
-
21 отз.
7.98 (1157)
-
24 отз.
8.45 (1276)
-
43 отз.
8.19 (1112)
-
17 отз.
7.97 (1045)
-
20 отз.
8.33 (1246)
-
19 отз.
8.61 (1393)
-
24 отз.
8.33 (1017)
-
21 отз.
8.36 (1705)
-
87 отз.
7.00 (2)
-
5.67 (54)
-
2 отз.
6.80 (5)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Вторжение с Альдебарана
1960 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
1961 г.
Бессмертная душа
1963 г.
Охота на Сэтавра
1965 г.
Звёзды зовут…
1969 г.
Вавилонская башня
1970 г.
Тайна всех тайн
1971 г.
Через Солнечную сторону
1971 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Лунариум
1975 г.
Избранное
1976 г.
Охота на Сэтавра. Часть 1
1980 г.
Охота на Сэтавра. Часть 2
1980 г.
Следствие
1990 г.
Мир на Земле. Фиаско
1991 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 12 (Дополнительный)
1995 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Фиаско
1998 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Фиаско
2010 г.
Фиаско
2010 г.
Фиаско
2011 г.
Первый контакт
2012 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.
Солярис
2015 г.
Солярис
2017 г.
Голос Лема
2017 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Пилот Пиркс
2020 г.
Фиаско
2021 г.
Вторжение с Альдебарана
2024 г.

Периодика:


1959 г.
Искатель № 1 1963
1963 г.
Omni, June 1982
1982 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Мир на Земле
2016 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2019 г.
Соларис
2023 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Футурологический конгресс
2003 г.
Радиоспектакль
2005 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Фиаско
2014 г.
Фиаско
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Inwazja z Aldebarana
1959 г.
(польский)
Księga robotów
1961 г.
(польский)
Научно-фантастични разкази
1969 г.
(болгарский)
Kroki w nieznane
1970 г.
(польский)
Other Worlds, Other Seas
1970 г.
(английский)
Bezsenność
1971 г.
(польский)
Other Worlds, Other Seas
1972 г.
(английский)
Autres mondes, autres mers
1974 г.
(французский)
Ludzie i gwiazdy
1976 г.
(польский)
Opowieści o pilocie Pirxie
1980 г.
(польский)
Приключенията на звездния навигатор Пиркс
1981 г.
(болгарский)
Fiasco
1987 г.
(польский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
Фиаско
1991 г.
(болгарский)
Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Il pianeta del silenzio
1995 г.
(итальянский)
The Road to Science Fiction 6: Around the World
1998 г.
(английский)
Fantastyczny Lem
2001 г.
(польский)
Głos Lema
2011 г.
(польский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)
Фіаско
2018 г.
(украинский)
Фіаско
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основным стилем цикла является не просто научная фантастика, а некая солянка: научная фантастика; психологический портрет человека будущего; развитие и построение отношений человека с искусственным сознанием; ну и, конечно, детектив. Нужно отметить в отличии от современных писателей отличное описание главного героя, глубокое объяснение его поступков в экстремальных ситуациях с психологической точки зрения. Описание ощущений в бассейне — это феноменально (рассказ «Условный рефлекс»). Не знаю биографии Лема, но врядли это можно так раскрыть, не испытав на себе. Разгадка гибели космического корабля в рассказе «Ананке», а точнее именно сам процесс мышления Пиркса при этом — тоже великолепен. Но больше всего понравился «Дознание»: нестандартное построение рассказа (от нескольких лиц), захватывающая динамика сюжета, максимально правдоподобное развитие ситуации на борту корабля (интуитивное понимание Пирксом подстроености аварии привело к его растеряности — и как следствие к счастливому happy end).

Лем представил Пиркса не как супергероя, а как обычного человека. Ведь во всех его поступках нет ничего героического, обычная реакция обычного человека-проффесионала своего дела.И именно это вместе с отличным психологическим портретом делает главного героя понятным (можно даже сказать предсказуемым) читателю.

Как итог — отличный цикл, непостаревший и сегодня.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

За что мне нравится этот цикл, так это за его своеобразную поэтику. Это ходячий оксюморон, поистине сочетание несочитаемого.

Мы привыкли считать, что садясь за книжку, которая относится к фантастике, от нас не ожидается какой-либо активной мозговой деятельности. Конечно, это в первую очередь касается книг-«жвачек» на один вечер, но ведь часто попадается простая (в хорошем смысле) фантастика и среди уважаемых примеров, не требующая никаких особых знаний в науке кроме самых общих, с которыми человек знаком со школьной парты времён пятого класса. Впрочем, в случае Станислава Лема моё утверждение благополучно пасует.

Лем — хороший писатель. У него очень узнаваемый почерк: лемовская проза насыщена терминами из научной литературы, стиль зачастую суховат, а предложения порой навевают воспоминания о русской и английской классике (Лем, впрочем, абсолютно лишён помпезности). Это с одной стороны, а с другой — он очень хороший, тонко чувствующий людей и ярко об этом пишущий психолог, обладающий доброй иронией, нисколечко не злой или пошлой, умеющий интересно выстроить сюжет и закрутить интригу. Вот такой ходячий оксюморон у нас пан Станислав.

Читать лемовский текст непросто. Вместо расслабленности от читателя требуется предельная фокусировка внимания: нужно следить за ситуацией и героями, и не перескакивать через строчки — иначе ничего не поймёте. Научные термины, зачастую незнакомые, тоже не облегчают чтения. Но именно им удаётся придать тексту особый шарм. Плюс, это неплохой повод нанести визит в Википидею в поисках незнакомых определений: первая и вторая космические скорости, коаксиальный кабель, бустер, дюзы, амортизатор и т.д.

Переходя непосредственно к конкретике: когда я читал рассказы про Пиркса, мне казалось, что это чисто реалистичная проза. Да, действие любого рассказа происходит вне Земли, да, технологии, описываемые в мире рассказов хоть и похожи на нынешние, однако же гораздо более мощные и сильные, когда речь касается отраслей инженерии, космического кораблестроения и т.д. В то же время здесь везде есть логика, всё на своих полочках и на своих местах. Тайны, кажущиеся в начале странными и мистическими, с особенным оттенком того, что здесь может быть замешан внеземной разум или взбунтовавшиеся машины, оказываются нетипичным физическим или химическим явлением, решающимся при помощи науки. В некоторых ситуциях во всём оказывается виноват и вовсе обычный «человеческий фактор». Впрочем, рассказы подобные ходы нисколько не портят, ведь такие истории стилю писателя очень подходят.

Конечно, цикл не идеален. Лем порой удаляется от художественности и переходит в чистую философию на десяток страниц, или порой языком науки говорит сложно о простых вещах. Если последнее ещё можно списать на неграмотность читателя, то первое порой сильно тормозит основное действие рассказа и сбивает темп повествования.

В целом же, «Рассказы о пилоте Пирксе» — это отличная рекомендация для тех, кто любит хорошую фантастику «твёрдого» сорта, а также для всех тех, кого не оставляют равнодушным звёзды, космос и границы возможностей человека.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В качестве предисловия сразу предлагается отбросить научность Рассказов. Катушки, транзисторы, компьютеры, камеры и прочее, безусловно, в пересчете на 2015 год выглядят где-то наивно, для кого-то раздражающе. О технической стороне больше ни слова.

Рассказы о Пилоте Пирксе представляют собой квинтэссенция Лемовской философии, его отношения к научной фантастике, ее целям и месту в мировой литературе. Общего у Рассказов (помимо главного героя, разумеется) намного больше, нежели может показаться на первый взгляд, при этом каждому рассказу свойственна целостность, завершенность и самое главное не тривиальный подход к описываемой проблематике. Во избежание сумбура, обо всем по порядку.

Некая детективность свойственная практически всем рассказам о пилоте Пирксе способствует полному погружению читателя в описываемую ситуацию. Лем так и подталкивает читателя делать выводы, строить догадки, анализировать наравне с героями его произведений, не предлагая готовых решений. При этом, зачастую читатель, как и главный герой, к концу рассказа так и остается со своими домыслами и догадками. Se la vie, вопросов всегда больше чем ответов. Истинна она такая.

Второе по порядку, но отнюдь не по степени восторга испытываемого от прочтения рассказов – анти романтичность космических путешествий Пиркса. Это ночью с земли звезды притягательны, высоки, недостижимы. У Лема звезды и космические путешествия представляют собой рутинную тяжелую опасную работу, чуждую романтике и возвышенным чувствам. Тема угнетающей космической пустоты тонкой линией проходит по нескольким рассказам о Пилоте Пирксе.

Такой нетривиальный подход является не распространенным в НФ, мы привыкли видеть потрепанные корабли, космических волков, мега компьютеры и прочую дребедень, определяющую космические полеты как штуку безумно интересную. Лем же видит в профессии пилота, на мой взгляд, именно то чем она должны неминуемо стать в будущем. Наиболее уместная аналогия – пилоты самолетов, работа которых сегодня сводится к заученным на зубок последовательностям действий (А кто бы мог представить лет 100 назад).

Описываемая анти романтичность является следствием некой «правдоподобности» свойственной всему творчеству Лема в целом и рассказам в частности. Научная фантастичность автора не выходит за пределы технологий, не распространяется на людей и окружающий их мир. Развитые технологии не предполагают преобразование человека в героя, не исключают возникновение внештатных ситуаций не страхуют от ошибок. Пиркс, является прежде всего представителем Хомо Сапиенс (пуская с интеллектом и навыками выше среднего) со всеми вытекающими. Он не может найти ответов на все вопросы, предотвратить крушение космического корабля или создать Кока-колу из воздуха.

В заключение – случайность. Лем неоднократно писал о влияние случайностей на его личную жизнь и подчеркивал их значимость в истории человечества. В рассказах о Пилоте Пирксе фактор случайности играет не последнюю роль, а фабула одного из рассказов целиком строиться вокруг данного фактора. Без случайностей действительно никуда.

Объединив все описанные тезисы в некое резюме, напрашивается вывод о том, что рассказы о Пилоте Пирксе являются очень «реальными». В подобное будущее (пускай не с технологической точки зрения) легко поверить. Его существование выглядит не фантастичным, а наоборот закономерным. В совокупности с такими факторами как интересная фабула, нетривиальный взгляд на вещи и просто писательский талант, «реальность» делает рассказы о Пилоте Пирксе (научную фантастику Лема) ну оооооооочень интересными.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, что не стоит рассматривать цикл о пилоте Пирксе как НФ. Это не экшн. Не космическая опера. Даже не социальная фантастика. Не знаю, выделяют ли такой жанр — психологическая фантастика. Весь цикл — это спрятанное за маской приключенческой фантастики очень серьезное исследование. Тема — как поведет себя обычный человек в необычных условиях. Ведь Пиркс очень обычен. Добропорядочен, хоть и обижается поначалу на это словечко. И вот его обычная человеческая добропорядочность становится неким краеугольным камнем бытия. Основой, позволяющей выжить и сохранить человеческое лицо. Поэтому рассказы о Пирксе стоит читать вдумчиво, неторопливо. Это книга не для минутной забавы. Она позволит приблизится к пониманию того, что важно для каждого. К пониманию ЧЕЛОВЕКА. Его ответственности за все, что он совершает.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В цикл входят ровно десять рассказов и роман. Между написанием первого рассказа «Испытание» и завершающим этот цикл романом «Фиаско» прошло 27 лет. Поэтому взросление главного героя происходило одновременно с «взрослением» самого писателя. И это очень хорошо заметно.

Чего не стоит ожидать от знакомства с этим циклом? Не стоит ожидать изощренных сюжетов. Не стоит настраиваться на «легкое» чтение – диалогов почти нет, а стиль – достаточно своеобразный.

На что можно рассчитывать? На очень многое. На блестящий язык, которому с одинаковой легкостью удаются и пейзажные зарисовки, и прорисовки персонажей, и объяснения научно-технических идей. На интересные философские теории, особенно ярко выраженные в заключительном романе. На смелые научные гипотезы, количество которых к концу цикла растет в геометрической прогрессии. На приятное погружение в атмосферу будней космолетчиков. А вообще-то, каждый найдет что-то свое.

Можно было бы еще многое сказать, но ограничусь одним: единственное, в чем я на сто процентов уверен, что как бы ни развивался научно-технический прогресс, и сколько бы времени еще не прошло – Лема читали, читают и будут читать. В том числе, и рассказы о пилоте Пирксе, «любимчике» писателя.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать отдельные отзывы по рассказам было лень, поэтому я постараюсь подытожить свои впечатления в одном месте.

Читая цикл рассказов о пилоте Пирксе сами собой проводятся параллели с другим Лемовским циклом — про Ийона Тихого, при чем не в пользу последнего. Рассказы о Пирксе на порядок серьезнее и научнее. Читаю и ловлю себя на мысли: вот же мог человек писать научную фантастику, зачем было так кривляться в Ийоне Тихом? (в Тихом правда тоже есть несколько неплохих).

Правда тут категория «НФ» на данный момент тоже достаточно условна, в пору вводить новую категорию — устаревшая НФ. Просто читая невольно осознаешь, что то, что было безусловно научным в эпоху автора, сейчас уже выглядит часто старомодным раритетом, даже несколько диковатым или диковинным. Да, космонавтика со времен автора, честно говоря, развилась не особо впечатляюще, так что написанное Лемом и спустя полсотни лет выглядит безусловной фантастикой, но мне сложно представить современного, да и из недалекого будущего, космонавта выковыривающего вилкой неаппетитный жир из консервы (находясь в полете) или жадно слушающего новые пластинки и т.п. Это конечно мелкие придирки и совсем не в укор таланту Лема, просто такая научность все таки выглядит устаревшей.

Кроме подобных мелочей есть вещи и посерьезней. Как-то автор не утруждает себя объяснением проблемы радиоактивного загрязнения при повсеместном использовании атомных котлов (наоборот — пилот Пиркс может запросто спуститься к реактору для осмотра его снаружи и подсчета количества течей), горнопроходческий автомат вместо дробления породы при прокладке пути получив удар по голове начинает охоту за двигающимися металлическими целями типа вездеходов, цементирующий (! — на ракете) робот подсознательно записал в своих электронных схемах предсмертную агонию гибнущего экипажа (вот я сколько не барабаню по клавишам своего подсознательно более мощного компа, а он как-то ниче из моих мыслей не усваивает — просто выполняет заложенную программу), другой автомат возомнил себя человеком и полез покорять вершины чужой планеты. Планета кстати была землеподобной и с формами жизни, что к моим непоняткам не возымело никакого впечатления (фурора) на мир будущего представленный в цикле...

Правда перечисленные вещи в основном выполняют роль антуража, позволяя автору достигать главную цель: показать атмосферную жуть гибнущего целые месяцы экипажа затерянного в космосе разбитого корабля, показать цену конструкторских ошибок и человеческой халатности, страх и мощь возможного выхода из подчинения техники наделенной интеллектом, достичь философского и психологического наполнения. Но вместе с тем все равно остаются не достоверными и несколько нелепыми.

Не лишен цикл и некоторых штампов эпохи, ярким примером которых служит пример все того же Сэтавра. Все 17 мужчин станции по первому призыву единогласно в добровольном порыве согласились принести свои жизни на алтарь безумной борьбы с чужой тупостью в лице обезумевшего Сэтавра. Здесь же продемонстрирована и цена жизни человека в освоении в данном случае Луны, это ж долго и наверно дорого укомплектоваться соответствующей техникой и оружием, ждать прихода обученных и для этого предназначенных подразделений, намного проще спалить пару вездеходов с людьми и закидать Сетавра шапками... (Вы меня не убедите, что вместо вызова спезназа на подавление окопавшихся терористов нужно бросить патрульную милицию или вообще мобилизовать жильцов соседнего дома, — это ж так долго писать, звонить и на комисиях решать надо, а так проще и дешевле). Другим примером может служить заседание трибунала с его пафосом, где ярко чувствуется место защиты — где-то там в углу, и чтоб не вякала.

Но читать в целом было интересно и автор действительно пытался представить рутину покорения космоса уже избавившегося от налета романтики, прогнозировать и решать возможные возникающие проблемы, осмыслить, так сказать, философию процесса. Отдельно стоит упомянуть поднятую в рассказе «Дознание» тему андроидов способных заменить человека — боюсь, хоть как это не нелепо, человечество способно (при технической возможности, конечно) породить себе подобную проблему, вплоть до угрозы собственному существованию, ради сиюминутной выгоды. В этом ракурсе показателен вопрос Пиркса директору ЮНЕСКО, осознает ли он, что в один прекрасный день и в его кресло может усесться робот. Хотя в рассказе про Анела Пиркс проникается чувствами и проблемами робота, но в «Дознании» автор ярко дает понять, что подобные порождения науки помимо угрозы человечеству, безработице и т.п., прежде всего абсолютно не гуманны и по отношению к самим роботам наделенным подобным умом и сознанием.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень разочаровал меня этот цикл. Рассказы напоминают серии телевизионных сериалов: можно 10 минут посмотреть начало и 10 минут глянуть конец, при этом пропустить все что происходило в середине и ничего не потерять. Большая часть рассказа сводится к описанию ничего не значащих деталей, механизмов, техник поведения и пустых нюансов....

Из минусов:

- наивность представлений о будущем, об уровне техники и космонавтики (читаешь словно Жюль Верна),

- низкая содержательная насыщенность произведений,

- отсутствие ярких образов и характеров,

- главный герой, который все время «вляпывается» в истории (надоедает).

Из плюсов: только мастерский стиль изложения.

Вывод: мне понравились только два рассказа Испытание и Дознание — остальные читал лишь на силе воли, из принципа чтобы дочитать.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не понимал любителей антиквариата. Никогда. До тех пор, пока не построил свой дом, а в нём — не соорудил себе кабинет. О-о-о, непосредственно после этих событий — всё изменилось с точностью до наоборот. Видимо, вне гарантий некой разумной продолжительности комфорта, сам комфорт — как понятие — носит весьма отвлечённый характер.

Так вот, этот цикл — великолепнейшее бюро времён Людовика XV-го, невообразимо «домашнее» и не менее роскошное. С точки зрения потребностей современных интерьеров это — конечно же — жуткий оксюморон. Жуткий. Но... такой УЮТНЫЙ, что... противостоять искушению — абсолютно невозможнро. Просто немыслимо.

Да, уважаемый потенциальный читатель, да — весь этот цикл (и по фактологии и по антуражу) довольно наивен (и это ещё мягко сказано), но... мы же не в бухгалтерии, в конце-то концов. Факты, цифры, итог, аргУменты... — это так скуШно, если задуматься. Что-то — да, надо калькулировать, без этого — никуда. А что-то... — можно (и даже нужно) «выносить за скобки», так сказать.

Что-то — и может и должно — нравиться только потому, что оно есть

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С произведениями Станислава Лема я мало знакома, читала только «Солярис», в далеком детстве, и он, помнится, тогда здорово меня напугал. Так что, цикл «Рассказы о пилоте Пирксе» — второе в моей жизни произведение пана Лема. Впечатление оно произвело на меня двоякое – что-то понравилось, что-то не очень. Напишу об этом подробнее.

Что понравилось

Понравилась, прежде всего, психологическая составляющая цикла, интрига, нерв. Каждый рассказ – это небольшой но законченный детектив, поэтому читать цикл можно не по порядку, а как захочется. Общий для всех рассказов герой – пилот Пиркс – разгадывает психологические и технические загадки, выпутываясь из сложных ситуаций, в которые периодически попадает.

Десять рассказов идут в хронологическом порядке: в первом Пиркс только заканчивает летную академию, в последнем он уже зрелый и опытный пилот космических кораблей. Почти все рассказы так или иначе касаются роботов или искусственного интеллекта.

Мне понравился придуманный Лемом герой – строгий, выдержанный «космический волк», симпатичный, но убежденный холостяк с собственным кодексом чести. Пиркс умен, он полностью погружается в решение проблемы и не отступит, пока не найдет разгадку очередной головоломки. Наблюдать за этим интересно. Есть в цикле и немного юмора, тоже трезвого и сурового. Наверное, именно так в понимании Лема, должны шутить «космические волки».

Что не понравилось

Не понравилась «техническая составляющая». После фигурирующих в современной НФ суперкомпьютеров, гиперпространственных двигателей и путешествий в отдаленные галактики, читать про космонавтов, которые бороздят просторы нашей солнечной системы на кораблях с атомными двигателями под управлением компьютеров на перфокартах, мягко говоря, прикольно. Конечно, надо делать скидку на то, что цикл писался с 1959 по 1971 год. Тогда ЭВМ были величиной с комнату, а ПК – чистейшей научной фантастикой. С этой точки зрения рассказы выглядят вполне передовыми, но сейчас, читая про всю эту «техническую экзотику», невольно хочется улыбнуться.

Еще один недостаток (по крайней мере, для меня) – тяжеловесность стиля. Цикл написан тягучим, нудным языком с массой канцеляризмов. Не знаю, кого в этом винить – Лема или переводчиков – но рассказы читаются тяжеловато. «Улететь» не получилось, пришлось с усилием продираться сквозь текст. Пожалуй, виноваты все-таки переводчики, поскольку «Солярис» читался легче.

Подводя итоги, скажу, что «Рассказы о пилоте Пирксе» — очень основательный образчик классической НФ. Вселенная, придуманная Лемом, выглядит вполне реальной и вещественной, кажется, что это уже существует «в одной очень далекой галактике». Несмотря на некоторые недостатки, читать было интересно.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пиркс меня очаровал! Ведь что пытался донести до нас Лем? Что хотел поведать нам?

Начнем с того, что Пиркс вполне себе обычный человек со своими слабыми и сильными сторонами, он вовсе не супермен! Да он терпелив, физически силен, сообразителен и как оказалось стрессоустойчив, но все его показатели лежат в области нормальности. И автор показывает нам поведение обычного человека в нормальных (Терминус, Несчастный случай) и критических (Ипытание, Дознание, Охота) условиях. Опять же мир описанный Лемом в этих рассказах вполне имеет право на существование в будущем даже сейчас, он не необычен, он не выглядит ни сказкой, ни антиутопией. Да, как отмечалось ранее, там есть технические условности которые сейчас выглядят смешно, но на то они и условности. А дальше… Дальше на первый план выходит психология. При всей эрудированности Лема, при всем его знании технических тонкостей, на первом месте в каждом из рассказов не действие и не описание мира, а именно ход мыслей главного героя. Благодаря описанию его размышлений, Пиркс получился очень живым. И ведь для того что бы оживить Пирска мастеру не понадобилось кучу строк исписать… Пару взмахов пера и вот он уже сходить со страниц книги неуклюже сжимая шлем подмышкой.)))

И именно этой своей «обычностью», живостью, умению выходить из непростых ситуаций Пиркс и очаровывает.

Что касается самих рассказов – читай окружение в которое Лем поместил Пиркса, то нас ждет и комедия, и детектив, и драма, и психологический триллер, и боевик. Без дурных голивудтских штампов и с чуточкой истинного, ни с чем неповторимого лемовского юмора.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что первым из «Рассказов о пилоте Пирксе» прочитал именно «Испытание». Помню как на завтра бессовестно проспал два урока, поскольку до 6 утра читал... (потом имел некоторые проблемы с географичкой и родителями :))

Вторыми были «Альбатрос», «Терминус» и другие рассказы цикла, которые тогда-же (в школьные годы) прочитал с удовольствием, ржал, но полностью прочувствовал разницу гораздо позже, закончив мединститут и немного поработав добрым доктором...

Есть небольшое различие: отвечать только за свою ,трижды никому не нужную (кроме тебя) жизнь, или же отвечать за 20 или более жизней, нужных, по словам родственников, никак не меньше, чем ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ!!! :)

Такой вот процесс взросления. Такой, знаете ли, разительный контраст между шалопаем-выпускником и взрослым суровым дядькой-специалистом!

Вот, собственно, об этом и пишет Лем, а не о буднях космонавта и не о СЕПУЛЬКАХ!

Естественно, это моё ИМХО! :)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный цикл космической производственной, трудовой фантастики.

На протяжении всех книг можно наблюдать возмужание главного героя, его становление как личности. Проходя сквозь различные нештатные производственные ситуации, и не важно где в космосе или на спутнике (планете), главному герою приходится применять все свои профессиональные и человеческие навыки для достижения положительного конечного результата. Каждая повесть — это новый опыт для Пиркса, новый штрих в его многогранном образе.

Мне этот цикл интересен прежде всего тем, что в качестве главного героя выбран простой труженник освоения космического пространства, пусть он и неординарная личность. Автор шаг за шагом, начиная со «студенческой скамьи» главного героя, ведет читателя дорогой повествования. Это позволяет лучше понять Пиркса, заставляет читателю ему сопереживать и вместе с ним искать правильный выход из трудной ситуации.

Это фантастика, которая не может оставит равнодушным. Ее обязательно надо прочитать.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

15 лет назад,когда я впервые прочитала рассказы о пилоте Пиркса, мне казалось, что еще немного, и откроются училища космодесантников, и в ближайшие десять лет сбудется все то, о чем так правдоподобно написал Лем: научные станции на Луне, первый полет людей не только на Марс, но и к спутникам Урана и Сатурна. Однако годы идут, а мы все гадаем «Есть ли жизнь на Марсе?» И уже многие не верят, что американцы 36 лет назад были на Луне.

Сегодня, перечитывая Лема, обращаешь внимание на то, что техника в его мире успела устареть по сравнению с нашей: нет спутниковой связи, нет цифровой техники (ученые пользуются фотопластинками и фотопленкой), Пиркс и его товарищи берут с собой в патрулирование механические игрушки (электронные там еще не изобрели), нет персональных компьютеров, интернета...

Мир пилота Пиркса это — мир повседневности, в котором нет Чуда и Тайны, а есть рационализированная серость космических будней.

Оказывается, такого рода НФ миры очень быстро устаревают в отличие от фэнтезийных миров.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл произведений о пилоте Пирксе сильно постарел и плоховато сохранился — в настоящее время читать такое будет довольно сложно, особенно молодому поколению и особенно любителям бодрого «кинематографичного» сюжета. В начале/середине второй половины прошлого века, на волне энтузиазма, связанного с зарождением и расцветом НТР и НФ, такого рода литература, конечно, выглядела очень свежо и вызывала недюжинный интерес и даже азарт в определённых кругах (преимущественно технической и околотехнической интеллигенции), благодаря чему цикл и получил заслуженную известность, но сейчас времена, к сожалению, поменялись слишком сильно.

Слишком уж далеко шагнули так любимые Лемом наука и техника, на которые он в данном случае сделал главную ставку. Огромную часть объема цикла занимают разнообразные вариации на тему «перфокарты в космосе» — и по нынешним меркам это вполне может показаться полнейшим, не имеющим никаких оправданий абсурдом. Причём, если в жанре, например, условного «стимпанка» такого рода анахронизмы никогда не будут выглядеть нелепо, поскольку задают основной тон в общей стилистике и вообще определяют строение и особенности общества и мира в целом, его эстетику и во многом даже этику, то в данном случае все эти «перфокарты» мало того, что безнадёжно устарели, так ещё и изначально ничего особо не определяют и не задают — это просто не имеющие почти никакого отношения к сюжету весьма многословные (и зачастую весьма наивные, по меркам нынешней науки) фантазии и вариации на тему чистого научно-технического прогресса. Встречаются, конечно, и вкрапления нестареющей классики в виде философии, психологии, социологии и т.п. — но гуманитарная сфера знаний всё-таки находится, к большому сожалению, явно на вторых ролях, хотя по нынешним меркам она производит гораздо более сильное впечателение, чем угадайки на техническую и технологическую тему.

При этом чёртовых «перфокарт» слишком уж много — такое ощущение, что цикл примерно процентов на 80 состоит из таких вот весьма пространных и при этом не особо влияющих на сюжет технических описаний и рассуждений — то есть из, приблизительно, тысячи с лишним страниц, которые занимает весь цикл (включая роман Фиаско), около 900 страниц отведено упражнениям автора в подробном описании научно-технических деталей и концепций — на определённом этапе продираться через всё это сильно надоедает, особенно если учесть, насколько безнадёжно устарела большая часть технической составляющей. Соответственно, на самого пилота Пиркса и на его приключения (тоже, кстати сказать, по большей части не очень-то и захватывающие) приходится дай-то бог, чтобы хотя бы страниц 200 всего немалого объёма цикла, — и такое положение вещей очень быстро начинает вызывать некотрое подспудное раздражение.

Тем не менее, для определённого типа читателя цикл в целом может оказаться довольно неплох, особенно если сделать скидку на прошедшие с момента его написания десятилетия, и — самое главное! — если суметь заранее настроиться на сугубо технический уклон, а также на плавность и даже некоторую медитативную заторможенность повествования (лично мне это, к сожалению, не очень удалось, поэтому я и сосредоточился в основном на недостатках, да простят меня фанаты, коих, судя по местным рецензиям и оценкам, подавляющее большинство). Всё-таки Лем, безусловно, большой мастер классической НФ и даже в данном цикле это хорошо ощущается, особенно если вы никуда не спешите, интересуетесь «реалистичной» научно-технической составляющей, цените сложную и замысловатую, но при этом ясную и внятную логику рассуждений и — ещё раз — совершенно никуда не спешите.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пиркс — герой моего детства. Испытание, Условный рефлекс — перечитывались много раз. Никогда не пропадает ощущение, что это обычный человек просто добросовестно относящийся к своим занятиям, благодаря чему и выпутывающийся из всех передряг. Никакого суперменства. И тонкий, ироничный юмор навсегда стал для меня эталоном))

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх