fantlab ru

Майкл Муркок «Повелители мечей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
870
Моя оценка:
-

подробнее

Повелители мечей

The Swords Trilogy

Роман-эпопея, год; цикл «Хроники Корума»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Хроники повествуют о приключениях вадхагского принца Корума Джайлина Ирси, называемого также Принцем в Алой Мантии. Раса вадхагов мирно доживала свой срок в замках, разбросанных по всему континенту, когда пришедшие с соседнего континента мабдены (люди) начинают разрушать замки один за другим, убивая всех вадхагов. Корум остается последним из своей расы и клянется отомстить. Постепенно он узнаёт, что за мабденами стоят Пиковые Владыки — Повелители Хаоса, и вступает в борьбу со слабейшим из них – Ариохом. Борьба заканчивается победой, но, изгнав одного, Корум вынужден начать борьбу с остальными..


Содержание цикла:


7.77 (1001)
-
18 отз.
7.91 (855)
-
4 отз.
7.94 (841)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1972 // Мифопоэтическая премия фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Повелители Мечей
1991 г.
Повелители Мечей
1992 г.
Повелители мечей
1992 г.
Рыцарь шпаг
1992 г.
Повелители Мечей. Хроники Корума
1999 г.
Хроники Корума. Принц в алом плаще
2001 г.
Хроники Корума
2002 г.
Хроники Корума
2006 г.
Повелители Мечей
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Knight of the Swords
1971 г.
(английский)
The Queen of the Swords
1971 г.
(английский)
The King of the Swords
1972 г.
(английский)
The Swords Trilogy
1977 г.
(английский)
The Knight of the Swords
1977 г.
(английский)
Повелителите на мечовете
1993 г.
(болгарский)
The Chronicles of Corum
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие произведения, которые производят неизгладимое впечатление в детстве/отрочестве, но будучи перечитанными во взрослом возрасте оставляют после себя только вздох недоумения. После обычно следует риторический вопрос «и как такая фигня меня могла интересовать?», сопровождающийся покачиванием рано полысевшей от тяжких дум головы.

По счастью классическая трилогия Муркока не относится к таким книгам, (во всяком случае в моем случае).

Приключения Корума показались мне шедевром в мои 14-15, и в нынешние почти 35 я по-прежнему считаю, что это одна из лучших книг в богатой истории жанра.

Перед нами фэнтези, написанное так, будто Муркок его только что придумал с нуля, не опираясь вообще ни на что, ни на работы авторов-предшественников, ни на жанровых «прародителей» вроде исторического романа и колониальных приключений.

Если что-то и напоминает подход автора к миру, так это волшебные сказки и отчасти ирландский эпос, в которых то, что не стоит проблемы «реализма» в стиле «чем кормить стотысячную армию, и вообще знаете ли вы, что ТОГДА НЕ БЫЛО СТОТЫСЯЧНЫХ АРМИЙ», но и вообще размыто понятие реальности, существа принадлежащие к разным мирам запросто общаются, смерть порой условна, а жизнь оказывается сном.

Живший совершенно идиллической, полной уточненных интеллектуальных удовольствий, жизнью вадагский (вадаги это не то эльфы в толкиеновском, а не в фольклорном смысле, не то и вовсе ирландские сидхи) принц Корум случайно обнаруживает, что мир вокруг не просто изменился, а рушится. Отныне мир принадлежит жестоким и грязным, поклоняющимся Хаосу, но при этом прямо пышущим первобытной витальностью мабденам, которые суть обычные люди.

У вадага, чудом пережившего истребление своего народа, есть три пути — спрятаться, найти себе в новом мире место, или драться.

Взяв в руки меч, Корум сначала сражается сначала только с мабденами, но позже решает доискаться причин их появления, и отправляется на поиски Повелителей Мечей — могущественных богов Хаоса, которые стоят за мабденами.

И начинается его странствие по «плоскостям» параллельных миров, каждый из которых чуть больше отравлен Хаосом.

Муркок рисует мир совершенно фантастический, в настоящем смысле слова сотканный из магии, в котором боги запросто являются во плоти, законы мироздания воплощаются в буквальном смысле (Космическое Равновесие — исполинские часы), на кону в сражении стоит ни больше, ни меньше, а судьба целой вселенной...

И это я еще ничего не сказал о психоделической красоте и ужасе, которые творит Хаос, искажая мир. Парящие замки из крови и отравленные реки, пустыни разом состоящие из огня и льда, плывущие ирреальные пейзажи, каждое мгновение меняющие очертания.

Что любопытно, Хаос и Порядок это вовсе не Добро и Зло в чистом виде, «всё очень сложно» причем все на самом деле, а не для красного словца, очень сложно.

На ум приходит Желязны с его «Принцами Амбера» (тоже великое впечатление ранней юности), но при всем почтении к нему, тоже классику, рядом с вдохновенным Муркоком Желязны выглядит витиеватым, тяжеловесным и склонным толочь воду в ступе.

Муркок пишет, как будто рисует экспрессионистскую живопись.

Все это очень патетично, красочно, все герои без исключения оказываются королями или минимум герцогами и говорят выспренним стилем.

Но при этом книга написана в чуть странном, лирически-меланхоличном тоне, и в центр повествования помещен герой, хоть и отменно владеющий мечом, и наделенный магическими силами, но сомневающийся, рефлексирующий, тяжело переживающий творящиеся с ним злоключения. И эта его рефлексивность и ранимость не дежурные «сноски на полях», а чуть ли не основной стержень, на который нанизаны сюжетные перипетии и красочные описания.

При всей отвлеченности происходящего от бренного нашего мира, книга что-то говорит и о самых обычных людях, о развитии общества и культуры.

Можно с разной степенью уверенности проводить самые различные аналогии, но несомненно образ варваров, разрушающих утонченно-изысканную, но уже мертвую изнутри старую культуру, важен для писателя.

Фэнтези? — Да.

Героика?- Несомненно.

Но в той же мере и философская сказка, и многосложная аллегория.

Остается добавить, что как по детским, так и по взрослым ощущениям, «Повелители мечей», как и вторая трилогия о Коруме «Серебряная рука» — это лучший Муркок, так сказать сливки его творчества, книги, в которых творческий метод писателя доведен до совершенства, но не обращен в самопародию, и не подвержен еще излишнему влиянию психоделики и постмодернизма (в детстве я такими словами не выразился бы, но что тут «все проще и яснее» осознавал :) ).

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая трилогия о Коруме... если давать ей характеристику одним словом, то слово это будет — «эксперимент». Первая часть — самый настоящий центон, безумная и безалаберная смесь из народной сказки, лёгшей в основу совершенно недетского сюжета (да-да, «сердце великана» у них там, на Западе — это примерно то же, что у нас «игла Кащея»... а вы не догадывались? :wink:), идиллически-романтмческого начала, которое затем сменяется ужасами и страстями в превосходной степени... а потом — опять краткий момент покоя (Ралина), а потом — опять «ужасти», а потом... Словно Муркок пишет сочинение на заданную тему: а вот сейчас мы изобразим такие-то чувства, а вот сейчас — переход от них к прямо противоположным...

Сюжет первой книги — слишком простой? Да похоже, это автор тоже упражнялся... как при минимальном количестве персонажей, обнажённости сюжетных линий и ярких, броских, совершенно «не-пастельных» красках выжать из этого материала максимум того, что может получиться?.. И ведь получилось, как ни смешно. Только чтобы вникнуть в замысел автора, надо понять: это — именно эксперимент.

Вторая часть. В общем-то, то же самое, но теперь уже декорации оживают. Нам уже неважно, какова архитектоника выстраиваемого автором мира — мы уже начинаем следить за тем, что, собственно, там происходит... Волноваться за героев... Хотя, конечно, некоторое ощущение «упражнения на заданную тему» и здесь есть — перечитайте хотя бы описания монстров Хаоса в царстве Ксиомбарг (это ужастик, написанный «по всем положенным правилам», вот что это.)

Часть третья. А вот здесь уже появляется самое главное: философская идея. Не говоря уж о ключевом для всего цикла образе Танелорна — здесь есть ещё Кулл. Сила которого в том, что ему всё пофиг :wink: и он то же самое советует людям. В конце концов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
освобождая их от богов...

Итог: поначалу может показаться в чём-то сумбурно, а в чём-то примитивно, но это рассчитанный эффект. Если вникнуть в авторский замысел — получаем такую «гимнастику для мозгов», которая ни с чем не сравнима :wink:

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

перечитала недавно, за день, без перескоков, а нет, за 2 дня

Помню в 1992 году меня ужасали некоторые описания «жестоких сцен», и упоминания таких «запредельных» с точки зрения классической литературы выражений, как «совокуплялись» и «половые органы». Пер. Гилинского, читала Эльрика и др. циклы в др. (и разных) переводах, но Гилинский — эталон.

Сейчас после статей в интернете, «Пусть говорят» и содержания «по слухам» 50 оттенков — все смотрится даже целомудренно.

А само произведение написано здорово и самое высокоценимое сейчас — благополучный финал эпопеи.

А Кулл и Рин вообще окончательно влюбили именно в эту книгу. раньше меня больше привлекало мрачное очарование Эльрика из Мельнибона.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можешь забыть Повелителей Хаоса, — сказал он. — Мы с братом прихлопнули их, как мух, всех до единого.... Повелителей Закона мы тоже прикончили, чтоб никому не было обидно. На ваших измерениях не осталось богов, смертный.

- Но Аркин...был хорошим....

- Найди хорошее в самом себе, если ты хоть немного себя уважаешь.

- Но Космическое Равновесие...

- Кого оно волнует? Пускай чаши весов качаются вверх-вниз, на них больше нечего взвешивать. Научись стоять на своих собственных ногах и не жди помощи свыше.

...Твоя судьба в твоих руках, смертный.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время случайно наткнулся на это произведение, в возрасте лет 12-13-ти. И он буквально заворожил меня, я не мог оторваться от книги, не спал 2 ночи, но все-таки добился своего и дочитал.

Что действительно зацепило в романе так это непосредственно противостояние Закона и Хаоса, и оригинальная идея «Вечного Героя». В детстве меня приводили в неописуемый восторг рука Кулла и глаз Ринна, которыми владел главный герой.

Я бы не ставил самую большую оценку этому произведению не попадись оно мне в детстве, тут конечно нет глубоких философских размышлений и взгляда на современные проблемы человечества, но для любителей фэнтези — самое оно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь я тоже начинал именно с Повелителей мечей! Нашел томик в старой коробке... Теперь он прочно засел на моей полке — перечитываю редко, но будто с разбегу прыгаю в омут фантазий дества. Глаз Ринна, рука Кулла (обожаю момент, когда Старые Боги появляются для разборок с Мабельродом), великие вадаги, номо надраги, очаровательный сюжет... Если вы хоть на грамм уважаете фентези и фантастику — советую от всей души!=)))

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимейшая книга детства. Поэтический язык (перев. Гилинского), эпический замах и потоки крови и отрубленных конечностей. Чего еще нужно от книги в молодости.

После книг советского детства, она казалось окном в сияющую ночь. В ночь, где обитают чудовища, и герои их повергающие.

Самое, пожалуй, интересное то, что Муркок писатель многослойный. Здесь и сражения, и монстры, и философия, и игра ума.

Только взрослое прочтение открывает в нем насмехающегося постмодерниста. Абсурдного, но тонкого мегаломаньяка, пишущего одну и ту же книгу всю свою жизнь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу в далёком 1991 году. Это была вторая книга прочитаная мною в подобном жанре.

Она меня настолько поразила, что я прочитал ее запоем за ночь, а потом перечитал раз 5 подряд.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

фэнтези начал читать именно с этого произведения...далекий 1991 год))Круто!после этого просто влюбился в творчество Муркока)))

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая прочитанная книга в жанре фэнтези.Тогда она меня просто потрясла: удивительные миры и существа, буйная фантазия автора, трагические судьбы героев, «закулисные игры» богов. Да и заканчивалась книга очень даже логично и правильно — философскими словами Кулла — мол, нет у вас, смертные, больше никаких богов, учитесь жить сами!

Книга изменила мой внутренний мир. Недавно перечитал — ощущения уже не те, конечно. Но всё равно читается весьма неплохо.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одно из моих самых любимых произведений. Когда читал первый раз, в детстве, то меня просто поразила идея ТАК использовать «силу»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(глаз и рука)
. Завидую тем, кто будет читать впервые.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти все,написанное Муркоком — очень хорошо.

А для любителей юмора есть Белянин и прочая...............:lol:

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это второе произведение Муркока, с которым я имел возможность познакомиться — издательство «Северо-Запад», перевод М. Гилинского. Позже этот перевод критиковали, называя его «скорее, пересказом», но, на мой взгляд, он тоже заслуживает внимания.

Это произведение, как мне кажется, выделяется из всех сериалов Муркока своей стилистической выдержанностью и плотностью текста, книга легко, с неослабевающим интересом читается. «Повелители мечей» не имеют ничего общего (кроме, разумеется, жанра фэнтези) с произведениями Дж. Толкина, но живописуют, тем не менее, мир, может быть, более многогранный и интересный для современного читателя, чем мир «Властелина Колец». Другие талантливые произведения фэнтези, например, «Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин, перекликаются с толкиновским миром своей «эпичностью», стремлением обозначить как можно больше деталей, что проявляется в написании продолжений, придумывания предысторий и т.д. Мир же принца Корума достаточно замкнут, обозначен крупными мазками, и пересекается с муркоковской мультивселенной весьма условно. Да и сама фигура Корума в значительной степени более условна, чем скажем, Элрика из Мелнибонэ или кого-либо из фон Беков. Однако автор рассказывает историю, построенную на мотивах, могущих вызвать сопереживание каждого читателя. Действительно, это и разрушение и гибель привычного мира, обусловленная нежеланием замечать перемены, и поиск нового смысла жизни. Наконец (мелодраматический сюжет!), автор показывает как любовь героя к женщине, ранее казавшаяся ему невозможной, приносит ему успокоение и дает силы для борьбы.

Но обо всем этом Муркок рассказывает с легкой иронией, как бы не вполне серьезно. И это обстоятельство выгодно отличает «Повелителей мечей» и прочие его произведения от произведений других авторов, часто старающихся придать своему творению чуть ли не психологическую достоверность критического реализма, либо наоборот, сосредоточивающихся лишь на внешнем «антураже» героики. В самом деле, не забавно ли выглядит увлечение Корума изготовлением изящных(!) протезов, после того как он, как и подобает герою, спас мир. На мой взгляд, творческий метод (авторский взгляд на жизнь) Муркока в «Повелителях мечей» перекликается, хотя и очень отдаленно, в облегченном виде, с фантастическими произведениями В. Шефнера и К. Воннегута.

«Повелителей мечей» — сказка для взрослых (собственно, и для детей тоже). А от сказки читатель ожидает, прежде всего, «чудес». И Муркок эти ожидания оправдывает с лихвой. По насыщенности текста сюрреалистическими и волшебными картинами эта сказка, я думаю, на одном из первых мест среди всех сказок. Лучше всего, как многократно отмечалось, Муркоку удаются картины разрушения, «ада» и адских чудовищ, создание атмосферы апокалипсиса. Причем он придумывает и абсолютно фантастических тварей, и просто «конструирует» чудовищ, например, добавляя медведю рога. Интересно отметить, что, хотя в мире Корума Ариох – наименее значительный из богов хаоса, описан он наиболее красочно, с поистине свифтовским размахом. Очень запоминается фигура «Спутника Героя» Джерри-а-Конеля с его говорящим котом, и его «остроумное» попадание в сеть Блуждающего Бога. Вообще, Джерри очень «разбавляет» угрюмость и меланхолию Корума, добавляя повествованию ту самую муркоковскую иронию и юмор. Всё это дает основания для неоднократного перечитывания этой книги. «Читай и отдыхай!» (Так написал Муркок, обращаясь к М. Гаррисону, в эпиграфе своего первого романа о Ерекозе.)

Я бы очень рекомендовал эту книгу в качестве первого знакомства с творчеством Муркока. Муркок – автор весьма многогранный, но «Повелители мечей» дают достаточно полное представление о нем как об авторе фэнтези.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, давным-давно, приобрёл я эту книжку в переводе Гилинского издательства «Северо-Запад». Моё знакомство с жанром фэнтези на тот момент ограничивалось «Властелином колец», тоже кстати в издании «Северо-Запада», собственно именно это и сподвигло меня на покупку книги неизвестного мне автора за весьма серьёзные для меня на тот момент деньги. Книжка та была мной неоднократно прочитана, подарив мне погружение в волшебный мир, потом кто-то её заиграл, а совсем недавно на одном книжном развале я увидел то самое издание в синей обложке за смешные 50 рублей. Ну как не купить и не перечитать? ;)

Вселенная, как всем известно, состоит из множества миров, существующих в изолированных друг от друга измерениях, которые нет-нет, да и соприкасаются друг с другом. Жил в одном измерении вадаг по имени Корум, занимался творчеством, никуда не спешил и вообще, был в полнейшей гармонии с окружающим миром и с самим собой. Но мир менялся, менялись его обитатели, да и сами боги как-то незаметно взяли, да и поменялись. Помимо своей воли Корум внезапно оказался в центре схватки Закона и Хаоса, многое важное для себя потерял, но многое и приобрёл.

Очень яркий и сюрреалистичный мир, понятные, достаточно «однозначные» герои — роман может показаться несколько «комиксовым» и подростковым, но, на мой взгляд, это не так. Да, он простоват, как бывают «простоватыми» классические европейские мифологические произведения, но при этом очень хорошо написан, окружающий мир весьма красив, а морали повествования не такие уж и «детские». Книга является частью объёмной эпопеи о Вечном герое, однако это ничуть не мешает её самостоятельному восприятию, хотя и присутствуют некоторые упоминания и намёки на персонажей других произведений серии.

С некоторым волнением начинал я перечитывать «Повелителей мече», опасаясь, что одно из любимых произведений юности покажется мне пустышкой, но, к счастью, этого не произошло. Муркок в очередной раз поделился со мной своей магией, а чтение доставило массу удовольствия.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

первый раз читала лет 17 назад, была в полном восторге :pray:. недавно пыталась перечитать, хм... больше трети не осилила. но думаю, что книга осталась такой же хорошей, просто я изменилась :biggrin:

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия «Повелители мечей» Майкла Муркока — первая из двух трилогий цикла «Хроники Корума».

Это очередная героическая сага о Вечном Воителе поневоле.

Я мало знаком с творчеством этого автора, и, наверное — зря. «Повелители мечей» я прочитал на одном дыхании и с большим удовольствием.

Принц Корум — представитель одной из древних рас, в результате нашествия быстро развивающихся и ещё быстрее размножающихся дикарей, оказался практически единственным выжившим из своей расы. Все его близкие были жестоко убиты, весь его мир — безжалостно уничтожен. В дальнейшем выясняется что происходящее — результат противостояния богов Хаоса и Порядка.

Корум искалечен, он наполняется горем и жаждой мести, из высокоинтеллектуального эстета он превращается в машину убийства. Постепенно, помимо своего желания, он становится избранником богов и судьбы — Вечным Воителем. Его путь полон горя и жестокости, его преследуют кошмары, периодически он впадает в депрессию.

Первый роман по края наполнен безысходностью.

Встреча с маркграфиней Ралиной, а затем — любовь к ней, помогает принцу справляться с тьмой, заполняющей его душу. Корум принимает своё предназначение и продолжает бесконечное сражение.

Романы полны событий, постоянно что-то происходит. Богатая фантазия Муркока бросает своего героя и окружающих его персонажей в путешествие по мирам, из одного приключения в другое. Окончание трилогии бодрое и жизнеутверждающее. На протяжении повествования автор ненавязчиво вставляет довольно интересные размышления об эволюции и о божествах. Идея бесконечного множества пересекающихся между собой миров реализована успешно.

Цикл является законченным повествованием. Благодаря своим относительно небольшим размерам, романы читаются легко. Можно было бы сказать что цикл полон «штампов», но если вспомнить о его дате написания, то приходит мысль что во многих случаях автор не использует «штампы», а создаёт их.

Но и недостатков в цикле предостаточно. Многие персонажи невыразительны, зачастую они просто статисты, местами сильно хромает логика происходящего, часто встречаются ситуации типа «... ты должен это сделать, почему — я не могу тебе этого сказать...». Любовь Корума и Ралины совершенно неубедительная. В общем — придраться есть к чему.

Цикл не шедевр, но это очень достойное произведение, классика героического фэнтези.

Следующую трилогию цикла я начал читать, после первого романа продолжать пока нет желания. Не могу сказать что произведение хуже, просто оно несколько отличается по духу и настроению. А может быть я несколько устал от похождений Вечного Воителя и мне стоит ограничиться только первой трилогией.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх