fantlab ru

Майкл Муркок «В поисках Танелорна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
354
Моя оценка:
-

подробнее

В поисках Танелорна

The Quest for Tanelorn

Другие названия: Поиски Танелорна

Роман, год; цикл «Хроники Хоукмуна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

В замке Брасс вновь воцарились покой и мир — с возвращением его госпожи; казалось бы, Дориану Хоукмуну больше не о чем мечтать, но он-то сам так не считает... Двое его детей затеряны в лабиринтах времени и пространства; Хокмун отправляется их искать...

...и попадает на таинственный корабль, плывущий меж мирами к не менее таинственному Городу...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Хроники замка Брасс
1993 г.
Замок Брасс 2
1994 г.
Сага о Рунном Посохе
2002 г.
Хроники Хоукмуна. Граф Брасс
2002 г.
Хроники замка Брасс
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Quest for Tanelorn
1977 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и конец. Конец романа, конец цикла. Конец богов. Конец противостояния Хаоса и Порядка. Конец самой истории Вечного героя. Конец пути всех героев…

Только вот может ли эта история закончится в принципе? Даже если нет больше Богов, и судьба героев наконец-то теперь в их собственных руках… Ведь на то он и Вечный герой (пусть это будет уже ни Хокмун, ни Корум, ни кто-либо из уже известных нам) чтобы устранять угрозу миру. Ведь на то это и Мультивселенная с её мешаниной вселенных, с её пересечениями миров и времён, чтобы всякое зло могло существовать и перемещаться из реальности в реальность (как те же Агак и Джагак, ведь они не порождения Порядка и Хаоса, они порождения иных миров), а значит ¬– чтобы эта история была бесконечна. Эта мысль согревает. Согревает, так как, в конце концов, с этой историей не хочется расставаться.

Конец.

И конец, по-моему, получился достойным. Он довольно густой – и это немудрено, так как многое сходится воедино – Рунный Посох с Чёрным Мечём, Хокмун с Корумом, Эльриком и Эрикезе, Джери-а-Конел и Орландо Фанк; сходится воедино вся философия мира Муркока и все его символы, чтобы сказать нам: Танелорн нужно искать внутри себя, и человек творец всему – от богов и мирового Равновесия до самой судьбы; он создал их, чтобы оправдаться, и они не управляют человеком на самом деле. Это тот итог – путы, сковывающие человеческую волю, должны распасться, а человек останется сам собой, подвластный лишь себе.

А ещё Муркоку отлично удаётся создавать некую хаотичность. Пленительную хаотичность – со своей мрачноватой атмосферой, похожей на туман, наползающий в сумерках, с силами, швыряющими героя из измерения в измерения, со странными призраками и туманными видениями, чья истинная суть кажется таинственной, но очень важной. Вот и тут всё это было – странное перемещение героя; таинственный корабль, бесконечно плывущий в тумане. Слепой капитан, говорящий загадками. И разномастные пассажиры, некоторые из которых просто вырваны из лап смерти – а, может быть, уже умерли? И Корум, чьё появление всегда вызывает у меня мурашки (так сильно он мне запал как персонаж). Странный совет на берегу. Чёрный призрак. И эхо великого катаклизма – как рог конца света, что уже протрубил…

Нет, вторая часть, та битва в Танелорне, по-моему, была слишком сюрреалистичной на мой вкус – и это единственный существенный минус для меня в романе. И я уж боялся, что это наращивание хаоса и сюра и есть та нота, на которой автор хотел закончить всё – но нет, к счастью! И концовка вышла такой, какой она и должна быть – раскрывающей всё, объясняющей всё, подводящей итог; эпичной и печальной, трагичной, грустной и в то же время тихо-радостной – хотя бы за тот мир, что наступил в душе у Хокмуна. Отличный финал – неожиданный финал для всего. Для всей истории Вечного героя…

Хотя я верю – хочу верить! – что это не всё, что будут и другие истории. Ведь на то она и Мультивселенная. Ведь на то он и Вечный герой – столь же вечный, как и сам Танелорн. А значит и вечный как сама человеческая душа.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я не слишком уважаю этот роман. Желание «во что бы то ни стало» закончить Сагу было, КМК, ошибкой Муркока. Такие истории вообще в принципе не имеют завершения: интересно не то, как ГГ обретает наконец-то заслуженный покой (в другом романе Танелорн вообще назван «городом ветеранов») — интересно, как он стремится к этому покою, добивается его, всеми силами пытается прекратить бесконечную войну (но — хотя бы на примере принца Корума — прекрасно видно: у него это не очень-то получается. И слава всем богам! После полной и окончательной победы Добра над Злом наш вечный герой попросту умер бы с тоски... О чем тогда писать книги, если повсюду «тишь да гладь, да Божья благодать?»)

Короче, ясно: это — юношеская, незрелая и (по нашим временам) не самая серьезная вещь ММ. Можно считать ее чем-то вроде автофанфика (ну, как у Сапковского — «Что-то кончается, что-то начинается...» Сапковский, кстати, многим обязан британскому классику: вспомним, например, Белого Волка с проклятьем на челе и волшебным мечом, который так хорошо умеет наносить добро и причинять любовь. Вспомним Сопряжение Сфер, которое играет важную роль в книгах обоих авторов. Так что... вполне возможно, аналогия с «Что-то кончается» — тоже не случайна).

Спросят: так почему же ты поставил «Поискам Танелорна» 10-ку? А очень просто. Сюжет там, конечно, устарел (и был впоследствии отвергнут самим автором — см. роман «Дракон в мече», который, хотя и не противоречит «Поискам» напрямую, все-таки явно написан из желания пересмотреть свои прежние взгляды). Но сюжет — сюжетом, а идея — идеей. И вот идея в романе — действительно хорошая.

Можно долго и серьёзно рассуждать о том, что «все мы, всю жизнь, точно так же ищем Танелорн»... или о том, что «Рай — это НЕ мечта о халяве, поскольку даже в Валиноре Толкиена и бессмертном Городе Муркока люди чем-то заняты — допустим, наукой и искусством...» Словом — книга, при всей её фантасмагоричности и «не-от-мира-сегошности», наводит на умные мысли.

ps Ну, и сам Вечный Герой, конечно, тот еще няшка: четыре головы, восемь рук, один огромный-преогромный... как там пишется сакраментальное слово из 3-х букв? А, да. МЕЧ!

По всему видать: забористая трава была у Майкла, когда он ЭТО придумал ;))

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, это очень романтичная книга, имеющая самые неожиданные истоки. А исток его — несколько комиксовый роман об Элрике «Плывущий по морям судьбы», который был издан годом позже, но явно отдельными эпизодами написанный раннее «Поисков...». Но если в элриковском цикле эпизод встречи четырёх воплощений Воителя смотрится как сказка, то в хокмуновском вписывается в более обширную канву событий, знаменующую один из вариантов окончания Мегацикла. Четыре Героя, которые, по сути представляют собой воплощение одной души, побеждают алчных колдунов из иной вселенной. Это оченно банальный сюжет, но сделанный предельно красиво. Возможно, я ошибаюсь, скорее всего, дело в переводе, но этот момент в «Поисках Танелорна» выписан красивее и ярче. Ну и дальнейшие события — уничтожение Рунного Посоха и Чёрного Меча, разрушение Космического Равновесия — логичное завершение четырёх основных циклов о Вечном Воителе. Конечно, произведений об этом герое будет только множится, но, можно сказать, этим романом Муркок подвёл первые итоги своего творчества.

Да, это красивый роман. Романтичный. Корабль, окружённый туманами, разрушенный и прекрасный Танелорн, встречи старых друзей... Философия проста, но она и не должна быть в этом сложной — она о роли Человека во Вселенной, о его месте в ней. Наверное, это единственное полностью серьёзное произведение во всём семикнижье о Хокмуне. Оно и завершает серию о нём.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга конечно не шедевр Муркока, но все таки довольно не плоха. Я остаюсь при мнении, что Муркок зря пишет героику, у него лучше получается философское фэнтези. В общем роман не испытывает недостатка в боях, в меру трагичности и в меру хэпиенда. Но читать обязательно, потому что это очень важный элемент саги.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх