fantlab ru

Майкл Муркок «Дракон в мече»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
272
Моя оценка:
-

подробнее

Дракон в мече

The Dragon in the Sword

Другие названия: Орден Тьмы

Роман, год; цикл «Хроники Эрикёзе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Устав от странствий по мирам, Джон Дейкер все-таки решает совершить свой последний подвиг. Вместе с графом Ульриком Беком, а также прекрасной Алисаард, он пытается остановить эрцгерцога Преисподней -- Баларизаафа -- и помочь народу элдренов основать государство Мелнибонэ.

В ходе войны за владения элдренов Геестенима, Дейкер понимает, что быть обычным человеком — это не так уж плохо; в определенном аспекте «серый мир» Дейкера может быть таким же насыщенным. А быть все время легендарным героем -- значит, оставаться ребёнком.

С этим новым знанием Джон и выступает против Хаоса. Чтобы потом вернуться к обычной (как он надеется) жизни.

Входит в:



Орден Тьмы
1999 г.
Вечный воитель
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Вечный Герой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Dragon in the Sword
1986 г.
(английский)
The Eternal Champion
1992 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень не плохо) шикарная задумка мира, хоть и не до конца развитая)

Эрекозе наконецто перестал быть непобедимым и это придает реализма, чего в героическом фэнтези встречается очень редко.

Как по мне, так лучший роман трилогии))):super:

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, конечно, знал (еще до того, как прочел роман в оригинале), что «Орден тьмы» — это ошибка перевода, в оригинале ничего такого в помине не было, и т.д. Но если так задуматься... представим себе на секундочку, что это название правильное и каноническое. Есть ли в книге т о, что подходит под определение «Орден тьмы»?

Ответ: да, есть. Примерно в середине романа происходит столкновение героя (точнее, героев) с нацистским режимом: они попадают в катакомбы, где видят, как вся верхушка Рейха занята оккультистским ритуалом (собственно, они и «вызвали» наших героев, приняв их за демонов). Гитлер — в голове у которого царил к тому моменту полный кавардак — решил, что появление личностей в древнегерманской одежде должно служить чем-то типа благословения. Решил продолжать свою политику, и... (пишет уже не Эрекозе, а Муркок его устами) ступил на путь к гибели.

Итак, «Орден тьмы» — нацисты. А, следовательно, книга — не про подвиги великого воина Эрекозе в чужом мире, книга про взаимоотношения самого Муркока (он ведь тоже присутствует в книге, пусть и неявно) с этим самым Орденом тьмы. Напомню: ММ родился в начале войны, его детство было полно бомбёжек — ему есть, как выразить свой виртуальный «плевок» в лицо ...«этих». Хотя бы задав вопрос: а люди ли они? И сам же отвечает: нет, не люди, «Тьма», да и все тут...

А как показан сам мир? Эдакая смесь из германских фолькорных представлений о потустороннем мире (точнее — о междумирье, на полпути между землёй и преисподней... отсюда и мрачноватый «болотный» колорит, и некоторая — не побоюсь этого слова — готичность в описании Земель Колеса...), и лёгкая примесь технофэнтези пополам с таймпанком (Бароны-Капитаны и их жутковатые корабли, в топках которых горят люди. Плюс стилизация под XVIII век — ну устал Муркок от традиционной героики, решил разбавить чем-то нестандартным... И это хорошо). Ничего знакомого не чувствуете? Ну да, конечно... Мир-корабль (вернее, ми р, состоящий из множества кораблей), тирания, царящая там, герой, начинающий свой путь в этом мире в одиночку и неспособный хоть что-то изменить... Чайна Мьевиль, «Шрам»? New Weird?

Нет, я не хочу сказать, что этот роман написан в направлении New Weird. Отнюдь. Но определенное желание угостить читателя постмодернистским коктейлем из «странных» ингредиентов — присутствовало безусловно. Отсюда — в первых же строчках — и смесь реалий нашего времени («Ульрих фон Бек бежал из лагеря Заксанхайм в 1939 г.») с легко узнаваемыми приметами XVIII в. — и в то же время, динозавры как средство перемещения героев... В общем, получается мир, в итоге не подгоняемый ни под какой четкий стандарт — и только очень невнимательный читатель может счесть его, как в предыдущих двух романах, «условно-средневековым»; он таким не является... Про такие мелкие кунштюки, как антропоморфный прямоходящий медведь-ученый (великий ум, страдающий склерозом, маразмом и сонливостью) я уж молчу — эти полуироничные, полу — просто «странные» выходки вполне в духе постмодерна.

И без психологической начинки не обошлось — самокопания Джона Дейкера и поиски выхода из духовного кризиса занимают не последнее место в романе... Собственно, сюжет романа — вот этот самый духовный кризис. Нежелание ГГероя быть Вечным Защитником и все время спасать мир, людей и т.п. Отстаивание права на свою, пусть мелкую, но частную жизнь. Может ли это быть предметом книги в фэнтези? Нет — потому что в фэнтези личность героя обычно неделима на « своё» и «извне заданное» (я спасаю мир — потому что это и есть моя жизнь, того и требует моя личность, не хотел бы — не спасал, в чем проблема...) А постмодернизм? Магреализм? Много от них перенявший New Weird? Да пожалуйста, сколько угодно! Здесь даже полностью калечный психически человек м.б. героем, а не просто закомплексованный, как Дейкер-Эрекозе.

Я уже говорил о Тьме? Она присутствует в романе открытым текстом. Это — с одной стороны, вожди Рейха, а с другой — Хаос, грозящий поглотить мир Шестиземелья. Замечаете параллель, да? Наступление черноты не в нашем мире совпадает по времени с WWII в нашем. Причем эта чернота еще и уродует людей, в нее попавших — барон Аримиад, к примеру, становится человеком с мордой кабана (характер изменяется тоже: если раньше он был просто глуп, не более, то теперь — еще и не в меру агрессивен).

Вот про что эта книга: про Тьму, которая везде — и вокруг нас, и в нас. («Что такое Орден тьмы? — Отвечает эхо: мы-ы...») Только не надо её бояться. Если мы сами Орден тьмы — так чт о ж мы, себя не знаем? Да, в душе у нас ее полно. И мы привычные. Мы умеем ею управлять так, чтобы все-таки до петли не доводила. А того, что с нею надо жить, вековать как- то, это совершенно не отменяет.

«...[раньше] я был разочарован в жизни: неглубокой, скучной и бесцветной виделась она мне. Но теперь я понял: мир, в котором я живу, весьма непрост — и я радуюсь самОй его сложности. Мне ясно — существование в моем мире, в мегаполисе двадцатого века, может быть настолько же насыщенным и самодостаточным, как и то, другое. Да и вообще: быть Героем, жить в условиях вечной войны — не то же ли это самое, что всю жизнь оставаться ребенком?» Аплодирую стоя -- двумя-тремя фразами Муркок перечеркнул свои по-юношески наивные и незрелые «Поиски Танелорна». Низвел их,так сказать, до уровня шуточного «фанфика» на самого себя (ну, как у Сапковского -- «Что-то кончается, что-то начинается...»)

Поэтому финал книги, как я упоминал выше, оптимистичен: герой победил. (Могут спросить: как же, в таком случае, этот своеобразный и малотипичный для Майкла роман стыкуется со всей остальной Сагой о Вечном Воине? Но это -- разговор особый. Скажу только одно: стыкуется. Никаких там неувязок и противоречий нет... хотя и может так сначала показаться.

PS: Первый (так сказать, незрелый и «сырой») вариант этой рецензии доступен в моей авторской колонке — http://fantlab.ru/blogarticle9568 К сожалению, тогда я еще не читал роман в оригинале, и поэтому многие важные нюансы ускользнули от меня. В этом отзыве я старался исправить допущенные ранее ошибки. Насколько это удалось — судить вам.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо, неплохо... Можно было бы, конечно, сказать и «отлично», польстить, так скз-ть, автору, но вот такой вот я противный, что делать. Майклу захотелось завершить свою серию о Вечном Воителе ещё раз, благо это можно делать множество раз, обыгрывать, переигрывать, переворачивать с ног на голову... Благо, что за 11 лет, которые отделяет сию вещь от «Поисков Танелорна», появилось много колоритных и весьма любопытных штук, вроде «Глорианы», «Византия сражается», цикл о фон Беках. Автор изменился, его идеи трансформировались, и он по новому взглянул на, казалось бы, такой знакомый образ Вечного Воителя... Так появился «Дракон в мече», первый русский перевод которого (Plozlich!) стал «Орденом Тьмы».

Сюжет, конечно, не блещет, это факт. Вновь Эрикёзе-Дейкер появляется в группке миров, которые находятся на острие атаки злых Сил Хаоса, и ему, вместе с верным другом Ульриком фон Беком предстоит это вторжение прервать, и найти некий драконий меч... В принципе, сам сюжет достаточно прост, подобное для Муркока не редкость, хоть теперь он и более многословен, чем раньше. Конечно, отчасти это совершенно лютый постмодерн, отчасти — стёб и самоирония, но факт остаётся фактом. Другое дело — мир, немного бледноватый, но всё равно выразительный, с изрядной долей сюра и постмодерна, запоминается значительно больше, чем сам сюжет.

Ну да ладно, не за эти стилистические выкрутасы можно ценить «Дракон в мече». Почему всё закончилось Джоном Дейкером и тихой жизнью в Лондоне, той самой жизнью, которую наши обыватели ненавидят? Это награда тому, кто не знает покоя. Вечный Воитель потому и остаётся защитником Мультивселенной, что в глубине души он хочет не побед и крови, его цель — обычная жизнь, без потрясений и яростных сражений. Да, Вечный Воитель вечно перевоплощается, его душа видела и чувствовала многое, вечно идя в Танелорн, но он волен выбирать свою судьбу, и быть тем, кем хочет. Он завоевал своё право быть Джоном Дейкером, быть простым человеком с простой и рутинной жизнью — хотя бы на время не брать в руки меч.

В итоге: слегка затянутый, излишне наполненный переживаниями и эмоциями роман, который, впрочем, имеет большое значение для вселенной Вечного Воителя. Старик Муркок вырос, вырос и его герой...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман. Хотя у него не бог весть какой сюжет, но тем не менее атмосфера во многом искупает его недостатки. Правда, несколько ухудшают впечатление от романа отсылки к гитлеровской Германии (они как бы разрушают целостность восприятия миров Колеса), переизбыток морализаторства, причем оно здесь дает здоровый крен в сторону чисто дуалистической концепции противостояния добра и зла, что смотрится слишком уж идеалистически, в отличие от, скажем, произведений циклов об Элрике и Коруме, где все же философия борьбы Хаоса и Порядка носит другой характер — характер борьбы категорий вне добра и зла. Иногда и «страсти по Эрмижад» немного утомляют. Да и затянут роман весьма изрядно. Зато у книги, как по мне, довольно хороший финал. А если еще рассматривать каждый из «именных» героических циклов Муркока (т.е. циклы об Элрике, Коруме, Эрекозе, Хоукмуне) отдельно, то по сравнению с другими циклами тут он вообще получается самым, что ли, оптимистическим.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дракон в мече» — по сути это роман-связка, в котором сошлись актуальная нам реальность, образ Вечного воителя и ветвь муркоковского многомирья, связанная с семьей фон Бек. Эта книга вышла спустя 16 лет после «Феникса в обсидиане» и, в целом, подводит черту под мытарствами Вечного воителя. Дальше были нечитанные еще мной циклы «Второй Эфир» и «Сказания об Альбиносе», которые, судя по аннотациям, имеют уже мало общего с кукольным театром раннего Муркока.

Однако, начинается «Дракон» вполне привычно — Эрикозе оказывается в новом мире и не один, а вместе со сбежавшим из нацистской Германии Ульриком фон Беком. Вместе они должны пережить еще одно нашествие Хаоса, а также борьбу в любовном треугольнике. Роман по-муркоковски богато украшен. Одни гигантские пароходы-города, ползающие по земле, стоят многого, но в финале Муркок высказывает свое отношение к происходящему весьма прозрачно: «Настоящая задача — придать жизни смысл, построить ее по собственным принципам». Эрикозе до самого конца остается Джон Дейкером, который когда-то страдал от тщетности своего бытия в Лондоне. Ему понадобились десятилетия новых страданий от постоянных напоминаний о призвании, чтобы осознать возможность реальной жизни в Лондоне.

Итого: Данная трилогия далеко не блещет, но в ней высказаны некоторые мысли автора, которые смотрелись бы неуместно в хрониках Корума или Хокмуна. Цикл об Эрикозе выпускает Вечного воителя в наш мир.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман о приключениях Эрикезе, инкарнации Вечного Воителя, который помнит свои прошлые жизни. Он снова попадает в новый мир, и он снова вынужден сражаться без всякого желания.

В этом романе появляется граф фон Бек, представитель семьи из еще одного цикла про Вечного Воителя.

Роман в целом достаточно сумбурен, потому что цель книги, как мне кажется, был не показ перемещения героя из точки А в точку В, а показ именно сумбура перемещения героя из мира в мир, из одной схватки в другую, его усталость, его стремление снова стать обычным человеком и оставить в прошлом все эти мечи, врагов, Хаос, Закон. Главное его стремление — покой

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я ждал, что заключительный роман трилогии «выстрелит» и оправдает все недосказанности, нелепости и ошибки предыдущих романов. И роман действительно «выстрелил», но, к великому моему сожалению, холостым. Роман вобрал в себя все недостатки предыдущих частей: путешествие между мирами — забросим героя (классического фэнтезийного рыцаря) в ад, в Европу времен второй мировой и в мир-болото с ходячими стимпаковскими городами; моральные терзания главного героя — сделаем их на грани шизофрении; любовная линия — сведем героя с ума. Складывается впечатление, что автор решил «оторваться» напоследок, выложить все идеи, которые не успел использовать в предыдущих частях цикла. Не могу не сказать, что от этого общий темп повествования и динамика сильно возросли и не давали скучать.

Герои у Муркока (за исключением главного) произвели на меня приятное впечатление. Прописаны полно, живо, имеют свои истории и не кажутся просто фоном. Лишь главный герой, внутренний мир которого должен был вызывать сочувствие, вызывал лишь отторжение.

Итог: если брать задумки автора по отдельности, то они безусловно новы, интригуют и заинтересовывают, но идея сделать из них сборную солянку оказалась не лучшей.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, худший роман у Муркока из мной прочитанных, держится вполне себе стойкое впечатление, что к тебе в руки попала распечатка диалогов из какой-нибудь rpg-игрушки, а не произведение серьезного писателя. Плюс, мне попался очень убогий перевод, но локализатора я даже в чем-то могу понять — роман по размеру больше чем два предыдущих в цикле, а художественной ценности в нем...

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невразумительный сюжет! Подается клочками, причем как-то нудно, безинтересно! И как мне кажется, это не только вина переводчика, хотя он(или она) портачит на все сто!

В характере Эрекозе вобще ничего интересного, все его переживания по поводу Эрмижад сводятся к постоянной ревности к Беку (автор наверное миллион раз это обозначил)!

Во второй книге душевные стенания Эрекозе доставляли удовольствие)) если так можно выразиться, а в третьей... ну вы читали выше.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не скажу, что разочарован... Мне понравилось, конечно, меньше, чем про Корума (где реально невозможно было оторваться ), но все равно — фантазия автора просто окрыляет, и даже более слабые тексты подтверждают его статус — статус Великого Писателя, умного и человечного, изобретателя непредсказуемых поворотов сюжета, ярких характеров, незабываемых персонажей (каковы урсины и самый выдающийся из них — Моранди Паг !!!). Как и со всякой книгой М. Муркока, последнюю страницу которой я перевернул, мне очень жаль, что уже все кончилось.... Тексты этого автора хочется читать бесконечно долго.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, самая слабая часть трилогии о Вечном воителе.

Что не понравилось:

1. Слабо прописаный мир, созданный клочками, урывками. Если в предыдущих 2 частях мир раскрывался перед читателем как нарисованный, здесь какое-то всё коричневое, серое, туманное. Тут тебе и Вечные Болота — прообраз междумирья, и стимпанк — чадящие корабли-города, и просвещённые народы с Императрицей во главе. Много мешалды, нет цельности.

2. Непрописан, лишь намечен, конфликт между братом (в которого вселился Эрикозе) и сестрой.

3. Совершенно лишние аллюзии с Гитлером и К, к тому же, очень, очень поверхностные. Ну если ты так хочешь показать мистическое зло Третьего Рейха, подними, что знаешь об Анненербе, а не занимайся описанием, как Гитлер сказал «А», а Геринг сказал «Б«!

Что понравилось:

Финальный бой и то, посредством чего Эрикозе получил возможность соединиться (в будущем) со своей любимой.

Оценка могла быть и ниже, но не хотелось портить общий бальный зачёт

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх