FantLab ru

Эллис Питерс «Страсти по мощам»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Страсти по мощам

A Morbid Taste for Bones

Роман, год; цикл «Хроники брата Кадфаэля»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Группа монахов во главе с приором обители едет в уэльскую деревушку, чтобы вывезти оттуда в свой монастырь мощи святой, явившейся одному из них во сне. Местные жители не очень настроены отдавать мощи своей землячки английским монахам. Чтобы прийти к согласию, приор намерен встретиться с самым авторитетным местным землевладельцем. Однако встрече не суждено состояться — землевладельца находят мёртвым в лесу...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (42 место)

лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (100 место)


Страсти по мощам. Один лишний труп
2005 г.
Один лишний труп
2016 г.

Аудиокниги:

Страсти по мощам
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понятно, что Честертон и Имя Розы, вышедшее после этой книги, сильно подпирают первый роман цикла о средневековом монахе-сыщике и несколько дисквалифицируют Питерс, но на дату выхода роман был вполне себе. Это сейчас претензии насчет театральности фона и отсутствия собственно средневековой фактуры наиболее существенны, а в 1977 году все выглядело иначе. Если выбросить всю как бы историческую мишуру ( а ее не выбросишь, все же конек цикла именно в этом), то сам по себе материал мог быть вполне организован и в иных декорациях. Классический по форме детектив об убийстве в деревне с ограниченным кругом участников, мотивациями, сугубо рациональный со стандартным же сыщиком-гуманистом. Такого много, детективная составляющая проверена временем и больших нареканий не вызывает. Читать цикл, конечно, необходимости нет ни малейшей.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если кто посмотрит мои предыдущие отзывы, тот увидит, что я уже даво говорил о книжной серии британского исторического детектива от Эллис Питерс? Вот я, наконец, до неё и добрался. Только снятый на основе аж двух десятков романов четырёхсезонный сериал смотреть, наверное, не буду. В том числе, потому что впечатления от «Страстей по мощам» получились противоречивыми.

Но давайте уже забудем о веке двадцать первом, потому что сейчас мы в 1138 году от Рождества Христова. И раз мы здесь оказались, обратим взоры на благочестивую шрусберийскую обитель ордена святого Бенедикта. Именно здесь полтора десятка лет назад принял монашеский постриг повидавший мир, воевавший в крестовых походах, познавший многих женщин и, в конце концов, уставший от всего брат Кадфаэль.

С тех самых пор нет для него большего удовольствия, чем покопаться в монастырском саду, окружая заботой всевозможные цветы и травы. И была бы на то его воля, всякий день сменялся другим безо всяких происшествий. Только у приора душа не на месте, потому что все обители вокруг хранят мощи святых, когда шрусберийское аббатство ничем таким похвастаться не может. Что же делать и как быть? Смириться или действовать? Можно же, например, воспользоваться авторитетом ордена, чтобы забрать под покровительство братии и стен монастыря святого или святую из какой-нибудь безвестной деревеньки? Совсем идеально будет, если святая сама подвигнет монахов забрать её мощи, наслав на одного из послушников болезнь, а потом, послав другому чудесное видение с обещанием исцеления!

Прекрасно! Но ведь и дьявол наверняка не дремлет. Что, если местные начнут протестовать против переправки мощей в аббатство? И что, если оказавшийся в авангарде протеста, уважаемый в деревне человек падёт от загадочной стрелы? То ли сама святая покарала окаянного грешника, чтоб не чинил препоны монахам. То ли кто-то из деревенских воспользовался случаем, чтобы одновременно подставить кое-кого из своих заодно с чужаками. То ли кто-то из посвятивших свою жизнь Богу впал в ужасное искушение и убил, чтобы вселить в сердца протестующих страх перед карой небесной? И вот лежит мертвец, смотрит пустым взглядом в небеса, а людям-то что думать и что делать? Разве что брат Кадфаэль во всём разберётся, чтобы каждый, в конце концов, получил своё.

Итак, начнём.

Атмосфера

Прежде, чем мы отправимся в Уэльс за мощами святой Уинифред, нам нужно познакомиться с монастырской жизнью, одним прозорливым монахом, честолюбивым приором и другим послушниками, которые потом окажут своё влияние на переполох в безвестной деревушке. Волей автора мы открываем для себя мир брата Кадфаля с созданного им подобия райского сада. Ладно, с райским садом я, конечно, преувеличил. Но это только потому, что страницы с его описанием, если не шедевральны, то уж точно хороши!

Питерс, которая сама, видимо, неравнодушна к садоводству, сделала всё возможное, чтобы мы смогли представить и даже почувствовать запах великого множества благоухающих, целебных трав с изумительной красоты цветами всех мыслимых форм и оттенков, собранных Кадфаэлем со всего известного при его жизни света. Поухаживав за клумбами, мы уходим под каменные своды и вот тут-то возникает одна проблемка.

Может быть, я как-то не так читал, но я совершенно не почувствовал средневекового монастыря, мрачного величия каменных стен и сводов, скрип перьев по пергаменту, причудливого отражения эха тихих молитв, еле слышного перестука чёток и игры света в витражах. Зато я хорошо запомнил полные фирменной английской тонкой иронии страницы, которые рассказывали о том, как Кадфаэль наловчился дремать во время чтения послушником жития очередных святых. Познакомить читателя с персонажем — это важное дело, но по моему создание вокруг него хотя бы немного более ощутимого окружения делу не помешало бы.

Всё меняется, когда Кадфаэль вместе с делегацией аббатства прибывает в Уэльс. Вот тут автор словно бы делает глубокий вздох, расправляет плечи, освобождается от невидимых оков и не скупится на описание суровой природы, тяжкого труда местных пахарей, законов, традиций и нравов. Да что там, писательница открыто противопоставляет честность и свободу в то время ещё независимых королевств, сравнивая их с порочной, постоянно умножающей своё честолюбие Британией! Даже Wikipedia не обязательно открывать, чтобы почувствовать, как британская писательница помнит и чтит своё валлийское происхождение!

И я даже не знаю как к этому относиться. Казалось бы вот она история в одной связке с детективом, то есть как раз то, что я и хотел. В чём проблема-то? Нет, я ничего не имею против Уэльса. И к Англии особых симпатий не питаю. Наверное, я просто не ожидал, что первая же книга будет одновременно аполитичной и в тоже время пусть и мягко, но недвусмысленно станет превозносить достоинства одного народа на фоне порицания другого.

А вот теперь я должен, просто обязан сказать о том, как затяжное противостояние культур Британии и Уэльса дало новые штрихи и краски к образу Кадфаэля. Не знаю кажется мне или нет, но после книги и той же Wikipedia меня не оставляло ощущение, что Питерс создавала ставшего монахом бывшего крестоносца в том числе, как родственную душу. Не скажу о сходстве характеров, но вот корни, уходящие в глубину истории Уэльса, знание языка и души этих мест определённо создают невидимые нити, связующие автора с персонажем! Но важнее всего то, что благодаря тем же нитям Кадфаэль становится своеобразным валлийским сердцем Британии и одного монастыря с его амбициозной миссией в суровые и гордые земли. И вот это, действительно, получилось красиво!

Детектив.

Если закрыть глаза на эпоху, в которой случились страсти по мощам, всё отлично! Тем более что и брат Кадфаэль вышел идеальным персонажем как для разгадки загадок, так и для примирения всех, кто в ссоре. Выбравший своим последним пристанищем монастырь, познавший в своих скитаниях по свету и горе с радостью, и порок с добродетелью, в конце концов, совместил в себе наблюдательность, прагматичность и смекалку с мягкостью, терпением и мудростью.

Чувствуете? Вот он, знаменитый на весь мир классический английский детектив. Здесь нет психопатов и настоящей кровожадности. Автор, конечно, будет периодически подливать масла в огонь, чтобы умиротворение читателя сменилось напряжением, но в целом история всё равно будет оставаться уютной, располагающей не столько к гонке со временем, сколько к спокойным размышлениям.

Что же здесь не так? Нет, меня не волнует отсутствие грязищи, кровищи вместе с обилием всех мыслимых пороков и уродств вокруг Кадфаэля. Мне интересно то, что в одной сцене он ведёт себя, как истинно верующий, а в другой словно индифферентный атеист. На одной странице он искренне и от чистого сердца молится Богу, на другой осматривает сначала место преступления, а затем и уже одеревеневшее тело с деловитостью судмедэксперта!

Это потому что наш детектив, бывший крестоносец после всех сражений со смертью на ты? Допустим. А что у нас происходит после этого? После этого Кадфаэль и вовсе сговаривается с дочерью убитого, чтобы во имя справедливости подделать чудо. Дважды. Это средневековый монах? Точно? А то пока читал, пару-тройку раз меня выкидывало из двенадцатого века в двадцатый, когда жила и писала свои книги автор, а потом и в родной, двадцать первый.

Понимаю, что многим так наоборот лучше, потому что попросту легче и приятнее читать, но я-то искал исторические детективы для как можно более впечатляющего погружения. Не знаю, может быть, немного подожду и замахнусь на классику жанра, то есть «Имя розы» Умберто Эко. Вот такой я занудный и привередливый :)

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой исторический детектив. Монах-бенедиктинец расследует очередное таинственное убийство. Очередное, потому что, в каждой книге о его приключениях, ( а таких романов десятка полтора) внезапно кто-то кого-то убивает. Наверное, брат Кадфаэль сам притягивает к тихой обители некие злые силы.

Классический детективный сюжет написан на высоком уровне. Интересно, в меру остроумно, но вместе с тем, читатель не чувствует себя полным дураком, который никак не может понять, кто убийца. Есть в романе и некие таинственные и мрачные мистические элементы, что придаёт книге дополнительную занимательность. В общем — хороший английский детектив.

А не понравилось мне в этом романе, впрочем, как и в других книгах данной серии, то, что произведении напрочь лишено всякой атмосферности. Где Средневековье, обещанное автором? То, что события происходят в XII веке, можно понять только из аннотации. С таким же успехом действие романа можно перенести и в X век и в XVII. Разницы не будет. А колоритный Уэльс? Его легко можно заменить на Францию или Германию — нет разницы. В книге описаны лишь люди, их действия и мысли. А окружающего мира, как такового и не существует. Вообще, эта книга напомнила мне театральную пьесу. Если расписать диалоги романа по-ролям, и вначале кратко охарактеризовать персонажей, как главных действующих лиц, то выйдет произведение для постановки в театре. Реплики героев, а на заднем плане нарисованные декорации. А ведь это всё-таки исторический роман! Вот поэтому, сказать, что книга мне очень понравилась, я не могу.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот я и познакомилась с первой книгой цикла о брате Кадфаэле, монахе–валлийце из английского аббатства Шрусбери в роли эдакого Шерлока Холмса из двенадцатого века. Довольно милый исторический детектив в средневековом монастырском антураже. Главный герой, имеющий за плечами опыт крестовых походов, военных действий и много чего повидавший за прожитые годы, но не растерявший с годами здравый смысл, человечность и любовь к ближнему, став монахом с успехом применяет свой ум, смекалистость, наблюдательность и авантюрный дух на практике. А вера, молитва к Всевышнему, работа с землёй и с монастырским садом с успехом помогают ему и поддерживают его желание помочь людям обрести счастье, восстановить справедливость и покарать злодея.

С удовольствием прочитала первую книгу. Несмотря на то, что многое для меня было очевидным и некие предположения о развитии событий были ещё в первой половине книги и они оказались примерно точными – дело оставалось за нюансами и разрешением всей истории, а они показались интересными – оцениваю для себя книгу довольно высоко. Герои же участвовавшие в этой истории по–большей части тоже очевидны: девушки невероятно красивы, очень умны, самоотвержены, смелы и уверены в себе, парни опять же красивы, сильны духом и телом, опять же смелы, готовые на геройство и поступок и понятно, что их ждёт определённое будущее, а брату Кадфаэлю, кончно же, очень хочется помочь таким замечательным молодым людям. Да и про свой орден он тоже не забывает. Глава всего поломничества хоть и хитёр, напорист и не остановится перед подлогом, но он не злодей, а там, на небесах, зачтётся каждому, поэтому то брат Кадфаэль в силу своего могучего ума помогает всем.

Помимо детективной истории есть ещё и окружающий мир, жители со своими предрассудками, укладом жизни, верой, отношения англичан и валлийцев, преданная любовь и любовь с первого взгляда. Конечно, всё довольно просто и понятно, но за действиями брата Кадфаэля наблюдать интересно и к нему невозможно не почувствовать расположение, а к персонажам сочуствия и участия в их судьбе. Тем более, когда злодеяния происходят по вине одержимого верой, того, кто решил за других, не считаясь ни с чем.

Читать о приключениях брата Кадфаэля легко и увлекательно. Можно сказать это история на один вечер, самое то для тех кто любит традиционный английский детектив, тем более в историческом антураже.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественное произведение, легко читаемое, написанное хорошими словами. Прочитал за два вечера и планирую продолжать знакомство с серией. Однако не обошлось и без минусов: нет погружения во времена описываемых автором событий. Не хватает качественной прорисовки быта, мелочей, которые бы позволили погрузиться в раннее средневековье. Нет того, что есть у Корнуэлла, который если использует слово «стрела», то потом рассказывает читателю из чего она сделана, какие перья применяются при изготовлении оперения и т.д. К сожалению всего этого книге «Страсти по мощам» не хватает. Второй момент: детективная составляющая могла быть и посильнее. Лично мне не хватило «неожиданности» при выявлении жулика. Нет, я не догадался в самом начале кто дворецкий, но к середине книги из 3 персонажей жулик был у меня главным «подозреваемым», а чуть позже стал и единственным.

Теперь о плюсах: читается просто изумительно. Грамотный слог автора, хороший перевод, отсутствие откровенных ляпов — все это заставляет читать книжку без перекуров. Если бы не работа, отнял бы у сна 3 часика и дочитал за один присест. Второй значимый плюс: отсутствие пошлости в принципе. Любят современные авторы вместо любви показать нам тутр-тутр, как буд то мы маленькие и сами без них не знаем. В данном случае книга выдержана в классическом стиле исторического детектива, без наносных экскурсов в анатомию и физиологию. Спокойно можно читать и детям.

Рекомендация: высокая для тех, кто хочет насладиться образчиком литературы в жанре исторического детектива.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх