FantLab ru

Стивен Кинг «Обезьяна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
911
Моя оценка:
-

подробнее

Обезьяна

The Monkey

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

Мерзкая игрушечная обезьяна с двумя медными оркестровыми тарелками долгие годы пролежала на чердаке одной семьи, пока дети не нашли её. Сначала им показалось, что механизм обезьяны сломан и она не работает, но потом оказалось, что она сама решает, когда ей бить в тарелки. Ну и пусть бы себе била, да беда в том, что каждый раз после этого кто-то умирал — или из членов семьи, или из их друзей и знакомых. Но любому терпению рано или поздно приходит конец...

Примечание:

Рассказ также печатался в газете «Литературная Россия» №1 от 04.01.1991 г. и № 2 от 11.01.1991г. в переводе Ю.Горулько-Шестопаловой. (© milgunv)


Входит в:

— условный цикл «The Year's Best Horror Stories»  >  антологию «The Year’s Best Horror Stories IX», 1981 г.

— антологию «Horrors», 1981 г.

— антологию «Modern Masters Of Horror», 1981 г.

— сборник «Команда скелетов», 1985 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «The Mammoth Book of Short Horror Novels», 1988 г.


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1982 // Малая форма

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Хоррор - Рассказ (США)

Похожие произведения:

 

 


Коллекция трупов
1992 г.
Команда скелетов
1996 г.
Газонокосильщик
1997 г.
Команда скелетов
1997 г.
Команда скелетов
1999 г.
Команда скелетов. Том 1
2000 г.
Туман
2001 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов
2004 г.
Команда скелетов. Сердца в Атлантиде
2004 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Туман
2012 г.
Команда скелетов
2014 г.
Команда скелетов
2015 г.
Команда скелетов
2016 г.
Команда скелетов
2017 г.
Голова Медузы
2018 г.
Команда скелетов
2018 г.
Команда скелетов
2019 г.

Аудиокниги:

Команда скелетов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Modern Masters Of Horror
1981 г.
(английский)
The Year’s Best Horror Stories IX
1981 г.
(английский)
Horrors
1981 г.
(английский)
Modern Masters Of Horror
1982 г.
(английский)
Skeleton Crew
1985 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
The Mammoth Book of Short Horror Novels
1988 г.
(английский)
Modern Masters Of Horror
1988 г.
(английский)
Skeleton Crew
2007 г.
(английский)
Английский язык со Стивеном Кингом / Stephen King. Strawberry Spring
2008 г.
(не указан)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В центре сюжета данного рассказа игрушечная обезьянка. Да вот только у неё есть одна интересная особенность: когда она бьёт в свои тарелки, кто-то умирает. Обычно это близкий человек обладателя странной игрушки. В далёком детстве она попадает в руки главного героя. Затем началась череда загадочных смертей, каждую из которых предсказывала обезьянка. Становится всё страшнее и страшнее, ведь не ясно, кто окажется следующей жертвой. Остановить или сломать игрушку не получается, и она всегда возвращается. Но перешагнув через страх и отчаяние, герою удаётся избавиться от неё. Точнее он так считал…

Спустя 20 лет его сын находит обезьянку, и всё возвращается с новой силой. Страх пронизывает весь рассказ: страх за близких, страх перед неизведанным, страх из-за собственного бессилия. Да и кто из нас не боится потерять родных? На что человек готов пойти, чтобы защитить своих любимых? Главному герою предстоит вступить в борьбу с таинственной сущностью. Выбора у него нет, ведь ставки так высоки. Да и возможно ли победить вестника смерти?

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий мистический рассказ, ещё одна жемчужина от Стивена Кинга. Из обычной игрушки автор сделал исчадие ада, которое пугает уже только своим появлением. В каждый момент ты ждёшь этого звука от соприкасаемых оркестровых тарелок и с каждой страницей всё любопытнее следить за борьбой Хэла с этой демонической игрушкой. Грамотные флэшбеки, которыми автор показывает, что все смерти не совпадение, а закономерность, усиливают страх и отвращение перед детской игрушкой. Ты видишь перед собой этот оскал и яростные движения руками, бомс-бомс-бомс. Когда ты начинаешь думать, а как можно обхитрить эту обезьянку, сделать так, чтобы она не смогла играть похоронный бумс, автор говорит тебе, что уже пытался и не раз это сделать. И ты понимаешь, что даже если её сжечь, она вновь появится в той самой коробке на том самом месте. Вот уже после этого саспенс достигает максимума, ибо перед нами уже что-то древнее и неименуемое, то, что невозможно уничтожить, а обезьянка всего лишь оболочка. От одной мысли становится страшно, и ты бы не хотел оказаться на месте героев рассказа, так как просто не знал бы, что делать и как бороться. Но Хэл не сдавался, он решил поставить точку, и она ему далась большой ценой, он сильно рисковал. Но последние строчки, вырезки из газеты, кричат о том, что ничего не закончено. Страх с первой и до последней строчки, рассказ в рамочку и в музей, чтобы все авторы темного жанра лицезрели образец идеально отточенного мистического мурашкопробирающего хоррора.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный образец мистического рассказа с элементами триллера и ужаса. Задумка с детской игрушкой — обезьянкой с литаврами — как предвестника чьей-то скоропостижной смерти завораживает. Удивительно, как такой незамысловатый предмет как игрушечная обезьянка при должной подаче может стать ликом зла и злого рока. Этого у Кинга не отнять, умеет он и из обычной спички сделать Копье Лонгина!

Во время прочтения пришел к мысли, что с некоторыми вещами человек способен справиться, лишь достигнув зрелого возраста, когда борьба с детскими страхами выиграна, есть некий иммунитет против темноты и того, что в ней прячется. Но настойчивость обезьянки все же поражала, а ещё возникал вопрос — почему именно этот человек и его близкие. Игрушка упорна преодолевала любые преграды и расстояния, но добивалась новой встречи с героем.

Концовка истинно кинговская — зло на время побеждено, но надежда на возвращение все же есть.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем мне нравится Кинг, так это тем, что фактически не используя никаких прямых описаний каких-то ужасных вещей, он способен сотворить атмосферу саспенса буквально на ровном месте. Ведь по сути, обезьяна — всего лишь сломанная детская игрушка, у которой что-то переклинивает в механизме и она начинает бить в литавры. А смерти, которые за этим следуют — вполне могут оказаться совпадениями. Но из этого у автора получилось сотворить рассказ, от которого при прочтении пробирает дрожь и закрадывается мысль — а вдруг это и впрямь исчадие ада...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маленькая панельная сессия под маской отзыва...

Мне было как-то сложно решить проблему отнесения данного рассказа или к удачным проявлениям кинговского искусства запугивать до полуобморочного состояния впечатлительных людей тем, что под руку подвернулось, или же к тем произведениям, которые еще в детстве, являясь рукописью, испытали нехватку питательных веществ, а потому годны к службе в армии страха лишь с ограничениями...

Поэтому я обратился к выдуманным мной квалифицированным экспертам...

Первым слово взял Рационально Мыслящий Человек, похожий одновременно на пожилого советского учителя физики и кролика из советской же версии мультика про Винни-Пуха. Сначала он довольно предсказуемо докопался до того, что автор не озаботился тем, как внятно объяснить необходимость именно топить обезьяну, а не попытаться ее уничтожить другим способом. Потом долго и нудно бормотал, что, вот, дескать, когда Кингу нужно для сюжета, то обезьяна начинает блямкать медными тарелками в любое удобное ей время без всякой посторонней помощи, а когда нужно посильнее надавить на эмоции читателя, рассуждая про чувство вины, то совершенно не обойтись без того, чтобы она не начала нуждаться в заводе со стороны объекта угнетения. Хотя достаточно и того, что таких обезьян и вовсе не может быть...

Далее очередь рассуждать дошла до Проницательного Мозговеда. Вы все его знаете, он еще везде ходит с переносной раскладушкой, выдавая ее за кушетку. Если выкинуть из его рассуждений всякие там заумные фрейдистские, юнгианские и прочие словечки, а также постоянные кидания из стороны в сторону, включающие то описания тяжелого детства Адольфа Гитлера, то обращения к творчеству Иеронима Босха и Дюрера, то получится вот какой экстракт. Реально, действительно, не было и нет никакой демонической обезьяны. Но существует обезьяна психологическая. В детстве ее обнаружение совпало с уходом из семьи отца. Маленький чувачок винил в подобном событии себя, ну и персонифицировал подобное чувство в случайно подвернувшейся под руки несколько зловеще выглядящей игрушке. Потом еще парочка превратно понятых совпадений, и вот мы уже имеем человека, который не способен внятно объяснить происходящие с ним обстоятельства жизни и достойно противостоять трудным ситуациям. Сваливая все по привычке на облезлого примата. Ну в общем, он еще изрядно много минут бубнил про комплексы, про образы из подсознания, про инфантилизм, не обращая внимание на банальность подобных словоизвержений, а также на то, что не только главный герой, но уйма всяких людей сию обезьяну лицезрели во всей ее мерзости...

Наконец, слово дали Доморощенному Демонологу, познания которого базируются, если честно, на книжках в мягкой обложке и того же рода фильмах, но усугублены бессистемно приобретенной эрудицией среднего радиуса действия. Он разъяснил, что никто не станет отрицать тот факт, что образ обезьяны на Западе всегда был окружен самым мрачным ореолом. Обезьяна воплощала многие гнусные человеческие пороки, якшалась с демонами, сама была их обиталищем. Поэтому нет ничего странного в том, что некий мелкий злобный демон захотел поселиться в изображающей ее игрушке. Всячески глумился затем над бедным ребенком, то обрушивая на него горе с бухты-барахты, то пытаясь сделать соучастником своих отвратительных деяний. Также ничего странного нет и в том, что сей демон особую неприязнь испытывал именно к воде...

Тут мне надело слушать всю эту компанию, поскольку я и сам пришел к вполне простому выводу. Если бы это был шедевр, то сперва он напугал бы до жути при первом впечатлении. А потом попытки его осмыслить коэффициент страха при восприятии содержания текста лишь повысили бы. А так мы на лицо ужасные, злые обезьяны, а внутри лишь шестеренки в пузе и папье-маше в голове...

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Было это, наверное, лет пять назад. Отправив детей на зимние каникулы в деревню, мы с женой остались в доме одни. В одну из ночей, меня разбудил механический голос напевающий детскую песенку. Звуки раздавались из спальни сына...

Да, всего-навсего что-то замкнуло в игрушечном зайце, но, чёрт возьми, как же я был напуган. Иррациональный страх, о котором так часто пишут в романах-ужасов, на какое-то время сделал меня безвольным и растерянным. Испуг быстро прошёл, всё-таки я уже давно не ребёнок, но неприятное чувство, что это предвестие какой-то беды меня не покидало целый день. Слава богу, всё обошлось (на всякий случай сплюну три раза).

Читая рассказ «Обезьяна», я вспомнил этот подзабытый случай и, наверное, потому, эта история Стивена Кинга, произвела на меня столь сильное впечатление. Все чувства и страхи Хэла Шелберна, были мне очень понятны. Ситуацию, когда подобное произошло бы со мной в детстве, а по стечению обстоятельств, какой-нибудь трагический случай не заставил себя ждать, представить совсем не трудно. Каким бы цветом тогда, распустились все мои фобии?

На самом деле в рассказе, по-настоящему мистическим, остаётся только один элемент, это возвращение обезьяны, так или иначе, в руки главному герою. Если отбросить его, то мы получаем историю бедного, запуганного ребёнка, подростка, а затем и отца семейства, который так и не преодолел своё чувство страха, да ещё и помноженное, на не менее сильное, чувство вины.

Стивен Кинг, кстати, нам намекает, что Хэл был изрядно трусоват, это видно по описанию того, как возвращаясь из школы без старшего брата, он боится машин, и, вжав голову в плечи, бегом добирается домой.

Что самое плохое, парень не пытается побороть свою слабость. Он настолько парализован охватывающим его ужасом, что не в силах по нормальному уничтожить обезьяну, не подумать как лучше это сделать. Да, он пытается от неё избавиться, но всё это на уровне самого лёгкого, быстрого и даже малодушного пути — выбросить в колодец, отдать старьёвщику...

Очень важная линия в рассказе, это взаимоотношения со старшим сыном. Отсутствие сильного характера, подчёркивается, неумением совладать с трудным подростком, притом своим собственным ребёнком. Опять же, долго спуская неприятную ситуацию на самотёк.

Как мне кажется, Кинг описывает самую логичную, с точки зрения психологии, развязку из этого положения. Боязнь не за себя, а за детей — самое дорогое, что может подарить судьба, заставляет главного героя взглянуть последний раз (читатель на это надеется) своему страху в глаза и победить его. Именно это чувство ответственности, за чужую, ещё более беззащитную жизнь, делает из Хэла настоящего мужчину.

Однозначно, рассказ отправляется в копилку любимых историй, которые можно перечитывать сколько угодно раз.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая, качественная мистика и примесями ужасов. Есть интрига, есть неплохой сюжет, есть удачная развязка. Фактически — образец качественного ужастика. Очень понравилось. Единственное, что сильно напрягло — это нелогичность, нереалистичность всемогущей обезьянки. Её недоработка и неубедительность — единственная причина, по которой «Обезьянка» не считается одним из лучших рассказов Кинга.

Оценка: 7
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обезьянка-

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
игрушка с барабанными тарелками
известная далеко не всем русским.Фигурирует как главный злодей в книге.Чрезмерно сильное проворство и назойливость приводят её
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к смерти
. Ведь так,«Кто с мечом придет — от меча и погибнет».

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из типичных рассказов-страшилок своего времени. Читается легко, быстро. Цепляет оригинальностью и самобытностью.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так себе рассказик. Этакая квантовая запутанность, когда частицы остаются связанными между собой задолго после их взаимодействия. Тут этот закон вынесен на макрообъект. Но это если только Кинг вообще задавался научными вопросами. Если их не рассматривать, то в контексте американских реалий обезьяна сливается с образом оружия, попавшего в руки ребенка, а то и в руки не совсем адекватного человека (намеки на употребление валиума, наличие у детей марихуаны, двойная доза аспирина, головокружение от первой банки пива...). В связи с этим смерти рыб и мухи, видимо, являлись отвлекающими для нагнетания загадочности выбора объектов для убийства — не совсем работает теория территориальной близости... Хотя, почему обязательно должны быть какие-то закономерности? Вполне возможно, что звук бряцающих тарелок превратился в условный рефлекс, вызывая опасения о чьей-то смерти.

Специально читаю ночами, чтобы саму себя пугать. Не, не пробрало. Ну что за русская рулетка такая, когда заведенный механизм в любом случае кого-то убьет? Причем даже любое живое существо. Интересно, это после стинговского рассказа она стала появляться сквозным ужасающим образом в некоторых фильмах и мультсериалах?

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень сильный. Игрушка, которая описывается в нём, эта лохматая с лысеющей шерстью обезьянка, с грязными, желтыми зубами и с оркестровыми тарелками... Которые стучат, когда им вздумается, но не просто стучат, а предвещают Смерть... Ммм... Насколько же симпатичный образ!)

Помимо того, что данный рассказ динамично и грамотно написан, он ещё и с глубоким смыслом.

Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь...

Кто же следующий? Твой сын? Твоя жена? Может быть, ты? Стучание тарелками знаменовало Смерть, символизировало скорый уход одного из твоих близких. А для любого человека тяжело понять и принять это, как данность. Принять тот факт, что все смертны, даже любимые тобой люди. Обезьянка лишь была символом того, что пришло чьё-то время. Но она была и Судьбой. Судьба неподконтрольна никому, и, метафорически, главный герой проклинал в первую очередь её, а не саму игрушку. И в конце концов, становится понятно, что игрушкой является не обезьянка в руках главного героя, а скорее наоборот, человек — это игрушка в руках судьбы.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Название рассказа вызывало смутные ассоциации с «Убийством на улице Морг» Эдгара А. По, поэтому, взявшись за чтение, в душе я надеялся, что никакие «шимпанзе-убийц» здесь не появятся. Надежды почти оправдались.

Это история вертится вокруг игрушечной обезьяны с литаврами. Такая заводная игрушка: поворачиваешь у нее на спине ключик, и животное принимается стучать тарелками. Вещь шумная и, признаться честно, сама по себе малосимпатичная. Даже в мультфильме «История игрушек 3» — это самый жуткий и пугающий персонаж, что уж говорить о рассказе признанного мастера ужасов? Я бы не удивился, если бы в рассказе эта обезьяна своими тарелками убивала людей, но Кинг поступил тоньше и это хорошо. В рассказе мы видим семью — мама, папа и двое сыновей. Папа столкнулся с обезьяной еще в детстве, открыв ее зловещее свойство: игрушка вызывает смерть, когда стучит в тарелки. С тех пор глава семьи не раз пытался от обезьяны избавиться, но зло, в конечном счете, его находило вновь и вновь. Как же защитить себя и своих близких от жуткой игрушки?

Рассказ — неплохой ужастик, способный напугать своей атмосферой и происходящей чертовщиной. Есть в нем правда и некоторые огрехи. Первое, что бросается в глаза, — не желание главного героя попробовать физически уничтожить игрушку. Серьезно, папа с детства пытается обезьяну спрятать, выбросить, убежать от нее. Но почему бы просто не раскромсать ее топориком? Второе, что не совсем понравилось, — незавершенность второстепенных сюжетных линий. Нет, главные герои выписаны прекрасно, они естественны, в их поведение и конфликты веришь, но эти самые конфликты просто не получают развития. Вот есть у нас проблема отцов и детей. Есть ее предпосылки, есть острый момент конфликта, а вот завершения ситуации нет. Или, например, напряженные отношения родителей. Конфликт есть, предпосылки есть, продолжения и разрешения его — нет. Это и не позволило мне оценить историю выше.

Рекомендую всем любителям страшных историй про жуткие куклы и прочие игрушки.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Игрушечная обезьянка с тарелками — литаврами! Дзынь- дзынь- дзынь — и погибает человек! Надо спасать семью . Когда был мальчиком , не смог, когда вырос и обрел свою семью , то справился. Когда борешься за жизнь своих близких , то все аккумулируется внутри , ведь без них, без близких — это уж и не жизнь вовсе . Жуткий рассказ , обезьянку нельзя просто взять и выкинуть , зло возвращается , когда его совсем не ждешь.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая история. Всегда страшно вот так столкнуться с тем, что выше человеческого понимания, от чего постоянно происходят неприятности и от чего невозможно избавиться. Не дарите детям такие игрушки...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если посмотреть на историю с другой стороны — то может, обезьяна только предупреждала о грядущем, но не вызывала беды?.. Единственный нюанс, который так и остался неясен — почему ГГ не пытался физически уничтожить обезьяну? Выбрасывать ее или прятать куда-то, как видно из предыдущего опыта ГГ, просто бесполезно. Но нет, он решил притопить ее.

P.S.:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце повести ГГ оборачивается к озеру и думает о том, что какой-то рыбак ведь может вытащить игрушку из воды, и тогда зло вернется.
Очевидно, это воодушевило Кинга, потому что в 5-м сезоне «Секретных материалов» есть эпизод, снятый по его сценарию. Это история о кукле, которую папа-рыбак вытащил среди прочего улова со дна чего-то там и подарил своей дочурке. Кукла, как водится, моргала когда хотела и сама произносила записанные в нее фразы, то есть развлекалась как могла. Посмотрите — будет ясно, что творилось с ГГ.

Оценка: 9
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

рассказ один из любимых, наряду с Джонтом и Крысой

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх