fantlab ru

Нил Гейман «Хрупкие вещи: истории и чудеса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
454
Моя оценка:
-

подробнее

Хрупкие вещи: истории и чудеса

Fragile Things: Short Fictions and Wonders

Сборник, год

Аннотация:

Восемь лет, после выхода «Дыма и Зеркал», общественность ждала выхода нового сборника рассказов Геймана. И вот, наконец, все ожидания оправдались. В этом сборнике собраны разные рассказы — смешные и грустные, в стихотворной форме и мистические, странные рассказы и рассказы-эксперименты, в общем, рассказы разные и на любой вкус. Единственное, что у них общее — это качество. Они все написаны рукою Мастера. Среди них нет слабых и неинтересных.

© ceh
Примечание:

Рассказ «Картограф» не отмечен в содержании книги и спрятан внутри предисловия.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.19 (55)
-
1 отз.
7.30 (429)
-
11 отз.
8.00 (1286)
-
59 отз.
6.77 (357)
-
8 отз.
7.75 (745)
-
24 отз.
6.93 (311)
-
7 отз.
7.34 (607)
-
24 отз.
6.66 (385)
-
15 отз.
7.55 (475)
-
10 отз.
6.52 (332)
-
4 отз.
7.32 (496)
-
15 отз.
8.12 (470)
-
18 отз.
6.75 (629)
-
30 отз.
7.26 (366)
-
9 отз.
7.35 (381)
-
8 отз.
6.16 (350)
-
8 отз.
7.73 (407)
-
10 отз.
6.88 (275)
-
5 отз.
6.79 (382)
-
19 отз.
6.92 (364)
-
7 отз.
7.14 (407)
-
12 отз.
6.58 (269)
-
5 отз.
6.75 (576)
-
26 отз.
7.39 (459)
-
18 отз.
5.29 (319)
-
9 отз.
7.00 (320)
-
8 отз.
7.47 (395)
-
10 отз.
5.94 (557)
-
20 отз.
7.45 (321)
-
15 отз.
7.17 (626)
-
24 отз.
7.79 (564)
-
12 отз.
6.79 (271)
-
6 отз.
7.77 (844)
-
29 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2007 // Авторский сборник

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2007 // Сборник

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 // Короткая форма, переведённая на французский (сборник рассказов)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место (сборник)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2007 // Сборник рассказов / Переводной сборник рассказов (Великобритания/США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2008 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Портал, 2009 // Переводная книга

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга фэнтези (сборник)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Хрупкие вещи
2008 г.
Хрупкие вещи
2009 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2016 г.
Хрупкие вещи
2017 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2017 г.
Лучшие рассказы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Щось крихке: Оповідки й дивовижі
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я встречаюсь в баре/пабе со своими друзьями, которые читают книги, мы практически всегда выходим на тему творчества Геймана и начинаем спорить — гений он или переоцененный автор. Я придерживаюсь точки зрения, что это хороший писатель, которого мне интересно читать (и я в спорах всегда в меньшинстве). Мне интересна любая книга Геймана, потому что в каждой я нахожу что-то интересное. А уж найти что-то приятное в сборнике рассказов и того проще.

Хотя по большей части «Хрупкие вещи» — это типичный сборник рассказов. Не только Геймана, а вообще. Как обычно, в нем есть пара классных рассказов, пара очень хороших, множество нормальных (средних) рассказиков и до кучи рассказов очень так себе. Хорошо все это тем, что они, плохие или хорошие, не напрягают, так как быстро заканчиваются.

Мне очень понравились два рассказа — «Симпатичные ребята в фаворе» (реальная история из жизни автора про то, как он учился играть не контрабасе, понравится всем, кто когда-то тоже учился на чем-то играть) и «В конце» (коротенький рассказ про Библейский сюжет, рассказанный наоборот, получилось очень смешно).

«Повелитель Горной долины» понравится тем, кто читал «Американских богов» (это новая история про главного героя, поставил 9 баллов).

Еще могу ответить:

«Горькие зёрна» — про антрополога-зомби, «Другие люди» — про мучения в аду, «Едоки и кормильцы» — страшный рассказ про жуткую бабку, «Голиаф» — Гейман поиграл в «Матрицу», «Как общаться с девушками на вечеринках» — забавный рассказ про то, что случается, если попасть не на ту вечеринку.

Остальное все на оценку 7 и ниже.

Не знаю, к счастью или нет, но многие рассказы забываются на следующий день. Это плохо потому, что рассказ не зацепил, видимо. А хорошо потому, что потом сборник можно смело перечитать еще раз=) Несколько рассказов я читал раньше, но забыл, о чем они. С удовольствием перечитал.

Еще один момент — некоторые рассказы без пояснения автора не понятны.

Про сборник могу сказать следующее — фанатам Геймана точно понравится, хэйтерам точно не понравится (много черновиков и непонятных рассказов). Все остальные тоже что-то найдут для себя интересное.

Типичный сборник рассказов Геймана. 7,5 баллов. Из 10, безусловно

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто ещё один сборник малой прозы Нила Геймана. Как и остальные — такой же неровный и противоречивый. Есть безусловные шедевры, есть пресные истории, а есть странности, которые вообще непонятно как сюда попали. Есть ясные и стройные сюжеты, а присутствуют и какая-то метафорическая заумная путаница, которую и не расшифруешь толком. Вот только поэтические творения автора здесь явно удачней, чем в остальных сборниках.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе сборник, скорее всего пойдет любителям творения Нил Геймана. Из 31 одного произведения понравилось всего 4. Один огромный плюс этого «шедевра» то, что он очень быстро и легко читается.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начала читать и пропал интерес. Рассказы довольно сложно писать, и не каждый автор может передать суть за короткий промежуток рассказа. Читаешь рассказ, вроде интересно, а когда доходишь до конца остается масса вопросов, требующих ответа. Ты сидишь и думаешь: и к чему Октябрь рассказал именно эту историю? Что случилось с Коротышкой, когда он зашел в тот дом? Что скрывалось в том доме? Что происходило в «Запретных невестах» (хоть убей, но я поняла только малую часть из написанного)? Кто рассказывал клубную историю про домик с чертиком (если главный герой уже рассказал свою историю, Пол и Мартин тоже не могли ее рассказывать, так как они расспрашивали рассказчика о ней)?

Много вопросов, и ты ломаешь над ними голову. Если я читала классиков, то там сразу была понятна суть, да и впечатления были совсем иными. Если же говорить о стихах...Или я просто ничего не понимаю в них или здесь что-то другое, но они мне не понравились. Может сама суть и интересна, но стиль изложения — нет.

В итоге я подумала, что может стоит пока отложить эту книгу и почитать что-то другое. Может позже я к ней вернусь. Но «Никогде» несомненно мне понравилось больше, как и «Сыновья Ананси».

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хрупкие вещи» — спорный и неоднозначный сборник, неровный по своей структуре и содержанию, интересный по разбросу тем и героев, по поставленным вопросам и заявленной проблематике. Тем не менее, сборник по тональности и настроению — исключительно «геймановский»: стиль, слог, персонажи, манера изложения — всё это завораживает и вызывает непреодолимое желание читать и читать рассказ за рассказом.

Гейман умеет заинтересовать даже, казалось бы, банальными вещами, он видит необычное в обычном и умеет это показать. Он играет с полутонами, тенями, оттенками смысла. Иногда его игра словами и сюжетами кажется бредовой, иногда чересчур запутанной. У Геймана нет ничего четкого и ясного, он оставляет больше вопросов, чем ответов, расставляет ловушки и переворачивает привычное. Часто возникает ощущение, что подобное уже когда-то у кого-то было, порой даже можно вспомнить, у кого именно, но все же стиль Геймана не спутать ни с чем. И даже если он берет чей-то сюжет или идею, он вдыхает в него новые смыслы и значения. Он ходит по грани, и эта грань остро чувствуется — грань фэнтези и психоделики, фантастики и мистики, реальности и абсурда. Но у него подобное смешение не выглядит чем-то неудобоваримым, напротив, все здесь гармонично и дополняет одно другое.

Этот сборник — собрание литературных шуток и экспериментов, проба пера в разных направлениях. Здесь не только сюжеты и персонажи, но и эмоции, мысли, сумбур, поток фраз, игра со смыслами, выворачивание привычных понятий. Это сны на грани яви, имеющие туманные начало и конец. Это не рассказы и стихотворения в привычном их понимании — и в этом весь Гейман: он умеет создать что-то из ничего, облечь в странную, причудливую форму и тем самым вызвать споры, заставить думать. Он очень неоднозначный и неординарный автор.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, подряд (как это случилось у меня) такие сборники читать не следует. Может быть, надо как-то вдумчивее воспринимать читаемое... не знаю. Мне же многое показалось неинтересным, проскользнуло мимо, не задевая ни ум, ни воображение. Не мой автор? Ну, может и так.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

При моем положительном отношении к Гейману, этот сборник не понравился, несмотря на то, что в нем есть очень неплохие вещи.

Здесь много произведений, в которых автор пытается работать «в стиле» (Лафферти, Льюиса и Бог знает кого еще).

Нил Гейман единственный и неповторимый. Поэтому ему лучше оставаться самим собой, а не пытаться стать вторым Лафферти или десятым Кингом.

При наличии отличных рассказов есть совершенно непонятные вещи

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, я хотела прочитать две вещи — «Этюд в изумрудных тонах» и «Проблему Сьюзен». Особенно второе, потому что в детстве при чтении Нарнии Сью нравилась мене больше всех детей, и ее не-смерть действительно стала для меня некоторой неожиданностью и проблемой.

Увы, мои ожидания не оправдались — вместо интересного литературоведческого эссе (идеальный вариант) была обнаружена крайне пошлая и за счет этого тупая попытка поэксплуатировать классику. Создатели furry-порно должны гордиться, что в их ряды вошел сам Гейман, определенно. Имхо — лучше бы не брался.

«Этюд» оказался и вправду хорош, хотя ход с переворачиванием с ног на голову положительных и отрицательных героев нельзя назвать сильно оригинальным. Но во всяком случае, это было интересно, правда интересно. Правда, наполовину это заслуга Дойля (а на другую половину — Лавкрафта).

Внезапно симпатичной оказалась зарисовка «Другие люди» — еще одна вариация на тему «убить дракона», ничего нового, но хорошо. И «День, когда приземлились летающие тарелки» тоже понравился. Никакого сюжета, ничего фантастического, но очень уж жизненно))

А вот на этом, увы, все. Все остальные рассказы и зарисовки — какая-то мутная вода. Еще «Голиафа» было не так скучно читать, как остальное, хотя это, конечно, идея и сюжет «Матрицы», Гейман это не отрицает; мельком подумалось, что Лукьяненко и то написал бы лучше (и написал таки, хотя не уверена, что лучше по итогам). В общем, моя очередная попытка вкурить Геймана с треском провалилась.

И, кажется, я даже начала понимать, почему. Я — любитель, скажем так, чистых жанров и глубокой авторской проработки. Если уж скандинавская мифология, то сами Эдды. Если уж Ктулху, то сначала Лавкрафт, а потом сетевой юмор.

Гейман всегда создает нечто противоположное этому. У него нет ничего чистого и, по ощущениям, нет ничего доподлинно своего. Все интересное, что мелькает в его текстах — уже откуда-то сперто. И не надо говорить, что это современное переосмысление и тд. — вон у Джойса переосмысление, а у Геймана просто нахватано по верхам из разных классических источников и разбавлено традиционным американским мусором. В итоге получаем скандинавских богов, которые вместе с героями классики английской литературы занимаются онанизмом в грязном захолустном мотеле. И это не говорит нам ничего нового ни о богах, ни о героях, ни даже об онанизме. Все вышесказанное с тем же успехом распространяется также на зомби, вампиров, инопланетян и тд. Надо быть очень чистым душой, неиспорченным ребенком, чтобы вещи Геймана воспринимать в позитивном ключе, как нечто волшебное, фантастическое и завлекательное (когда ты ребенок, может быть весело играть на свалке, но со временем понимаешь, что что-то не то). Мне неизменно видится в текстах Геймана какой-то подвох, и чаще всего он оказывается оправданным, только-только зарождающееся впечатление разбивается вдребезги тем, что герой в придожном кафе заказывает себе жареную картошку с кетчупом и кока-колу.

Общее впечатление — мало того, что я все это уже когда-то ела. Сюда еще и добавлены совершенно неперевариваемые вещи вроде вызывающих отвращение бытовых и физиологических подробностей (не потому, что я нежная фиалка, а потому, что я не вижу, зачем они нужны) и несуразных литературных экспериментов.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мне кажется… я скорее вспомню жизнь, растраченную неразумно на хрупкие вещи, чем жизнь, потраченную с умом на то, чтобы уклоняться от морального долга»

Эти хрупкие вещи, приснившиеся автору во сне, и составляют предмет изображения. Сборник рассказов получился интересный, но неровный.

Это стилизации. В общем-то неплохие. Гейман замечательно умеет увлечь, правда, потом чаще всего обманывает. А так, в общем-то интересно. И «Этюд в изумрудных тонах», в котором мы заново знакомимся с Ватсоном и Шерлоком Холмсом, а также с иными мирами заодно (смесь Конан Дойля и Лавкрафта), «Октябрь в председательском кресле», из которого по идее Геймана должен улыбаться Брэдбери, и особенно, конечно, «Запретные невесты безликих богов в потайном доме ночи пугающей страсти» — пародия на готический роман. Вот этот рассказ очень смешон, он переворачивает представление об ужасном, и оказывается, что в запутанном, фэнтезийном мире живём мы со своими обычными бытовыми заботами. Этот рассказ, я думаю, достоин был открывать или завершать сборник. Остаётся вопрос: почему автор этого не сделал?

Стихи почему-то не понравились, кроме, пожалуй вот этих строчек: «Чтоб ощутить, что во рту, как язык незнакомый, Зреет молчанье» . Может быть, перевод не тот.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй авторский полноценный сборник малых произведений Нила Геймана построен по принципу, аналогичному композиции «Дыма и зеркал». Стихотворения, микрорассказы (нередко даже в несколько абзацев), зарисовки (в том числе и «автобиографические») и, наконец, традиционные повести и рассказы. Нил в предисловии пишет: «Я скорее вспомню жизнь, растраченную неразумно на хрупкие вещи, чем жизнь, потраченную с умом на то, чтобы уклоняться от морального долга». Люди и их сердца, мечты и сны, птичьи яйца и крылья бабочек – это хрупкие вещи, которые на самом деле крепки и прочны, добавляет он. «Сердце можно разбить, но сердце – самая крепкая мышца, которая качает кровь на протяжении всей жизни, сокращаясь семьдесят раз в минуту, и работает практически без перебоев». По сути, об этом Гейман и пишет всю свою жизнь. Полноценной концепции у сборника нет, кроме того, что он типично геймановский, в этом и его недостатки, которые неразрывно связаны с его достоинствами.

Стихотворения, конечно, нужно читать в оригинале, перевод на русский должен принадлежать автору равновеликому, что практически исключено в данной ситуации. Микрорассказы весьма неплохи, а «Другие люди» — шедеврален. Очень хороши «Странные девочки» — собрание из 12 микрорассказиков о женщинах, написанных по мотивам одноименного альбома подруги автора Тори Эймос и включенных в буклет к ее туру. Меня особенно зацепил «Кровавый дождь» — история женщины, убитой нацистами во Франции в 1943 и доживающей свой век в Майами в наши дни. «Если мы не сражаемся за наше будущее, у нас просто не будет будущего». «Если плакать, то только от радости».

Из традиционных произведений особенно хороши: гениальный «Этюд в изумрудных тонах» – о том, что делал Шерлок Холмс, когда на Земле воцарились Великие Древние во главе с Ктулху; жуткий «Октябрь в председательском кресле» – об одиночестве; «Горькие зерна» – вроде бы о зомби, но больше об идентичности человека и его роли в своей жизни; «Сувениры и сокровища» – на первый взгляд об извращенцах, на самом деле – о пидарасах в плохом смысле этого слова; «Проблема Сьюзен» – ревизионистский парафраз «Хроник Нарнии»; «Повелитель горной долины» – продолжение приключений Тени из «Американских богов» и одновременно парафраз «Беовульфа» с участием пидарасов из «Сувениров и сокровищ». Остальные рассказы тоже весьма неплохи, уж рассказчик-то Гейман исключительный.

Лучшие произведения приходится сразу же перечитывать, особенно это касается «Этюда в изумрудных тонах» и «Других людей» – фактически, тот самый текст, который читатель освоил только что, при повторном прочтении предстает совершенно в другом ракурсе, будто читаешь его продолжение.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гейман невозможно с кем-либо сравнить. Он один. Он уникален.

Чтобы не выходило из-под пера Геймана — повесть, рассказ, роман, стихотворение, сюжет для комикса — получается однозначный шедевр. В некоторых случаях не без шероховатостей, но многим писателем и до таких «шероховатостей» еще расти и расти.

Настоящее мастерство Геймана, на мой взгляд, хорошо видно в его рассказах и повестях. Правда не всегда и не везде. Несмотря на все выше сказанное, есть к чему у Геймана придраться, придраться по настоящему. Это заказные работы. Не те произведения, что он пишет по заказу для антологий — здесь Гейман, как говориться, «держит марку». Заказные работы по типу «Странных Девочек» — рассказа, написанного по мотивам одноименного альбома Тори Эймос. В таких рассказах отсутствует нечто неуловимое, душевное, характерное для простых рассказов Геймана. Благо, что подобных вещей в сборнике не так уж много, и они скорее выполняют роль ложки дегтя, в этой бездонной бочке меда.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник «Хрупкие вещи», на мой взгляд, оказался еще хуже, чем первый («Дым и зеркала»). Мне показалось, что его собирали с очень большим трудом, выискивая все, что можно было издать. Некоторые вещи просто угнетали. Здесь опять куча микрорассказов (при том не могу сказать, что я в принципе к ним плохо отношусь, просто у Геймана, как мне показалось, этот формат не самый сильный) и стихов, но тут еще — рекламные буклеты к дискам Тори Амос и прочие литературные эксперименты, которые можно порекомендовать только отъявленному фанату Геймана. Есть несколько простеньких зарисовочек из жизни автора, есть просто вещи сюрреалистично-непонятные, напоминающие просто поток сознания и не поддающиеся какому-либо пересказу. В общем Гейман выдал все, что у него было, ничего не пожалел.

Что говорить автор талантлив, поэтому, не буду кривить душой, в сборнике также есть хорошие и отличные вещи (которых ИМХО намного меньше, чем в предыдущем сборнике): «Этюд в изумрудных тонах» (смесь из Лавкрафта и Конан Дойля), «Сувениры и сокровища: история одной любви», «Арлекинка», «Едоки и кормильцы», «Голиаф», «Повелитель Горной долины» (был рад встрече с Тенью).

Итог: В целом, на мой взгляд, сборник не удался и его порекомендовать только большим поклонникам автора, методично собирающим и вы читывающим всё то, что сотворил их любимец.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С моей точки зрения, это собрание литературных поделок-недоделок. Половину рассказов не смогал дочитать до конца, а то, что дочитала, оставило неприятное ощущения обмана: я столько слышала про удивительную фантазию и неординарность этого автора, что ожидала чего-то из ряда вон, а получила — нечто сильно напоминающее ЖЖ начинающих писателей.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

Данный сборник считаю настоящей жемчужиной, тем более ценной, что, во-первых, мастеров короткого рассказа в современной фантастике крайне мало, а во-вторых, построен сборник просто потрясающе. Никогда еще не встречал настолько грамотного и выверенного построения произведений, что придает «Хрупким вещам» волшебную и ни на что не похожую атмосферу.

Безусловно, рассказы очень разные, но так и должно быть у настоящего мастера.

Такие дела.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если сравнивать этот сборник рассказов с предыдущим геймановским сборником “Дым и зеркала”, то “Хрупкие вещи” на порядок слабее. В “ДиЗ” были блестящие, шедевральные рассказы “В поисках девушки” и “Мы можем дать скидку на опт”, а в “Хрупких вещах” шедевров нет. Есть ровные однообразноватые уже геймановские рассказы, отдающие психологическим хоррором. Самый страшный, вероятно – “Другие люди”. Повеселило продолжение приключений Тени из “Американских богов”, ещё пара рассказов понравилась. Но в целом – ничего особенного, перечитывать буду вряд ли.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх