Виктор Драгунский «Девочка на шаре»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Однажды Денис пошёл в цирк, и увидел там девочку на шаре. Такую маленькую, красивую, ловкую... В следующий раз он затащил всю семью смотреть на девочку, но её всё нет и нет...
Цирк мы любим с детства за ощущение радости, праздника, красоты. Дениска Кораблёв тоже в свои неполных восемь лет однажды попадает в цирк. Там он видит чудо – девочку-эквилибристку, выступающую на шаре. Но сохранится ли ощущение цирка-праздника у малыша на всю жизнь? Читайте об этом в рассказе В. Ю. Драгунского.
Существует экранизация https://www.kinopoisk.ru/film/devochka-na-share-1966-44176/
Входит в:
— антологию «Классные и внеклассные приключения», 2008 г. > цикл «Денискины рассказы»
— сборник «Девочка на шаре», 1964 г.
— сборник «Старый мореход», 1964 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1968 г.
— сборник «Поют колеса — тра-та-та...», 1968 г.
— сборник «Красный шарик в синем небе», 1973 г.
— сборник «Поют колеса - тра-та-та...», 1975 г.
— антологию «Верные друзья», 1977 г.
— сборник «Он живой и светится…», 1981 г.
— сборник «На Садовой большое движение», 1984 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 29», 1985 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1988 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1993 г.
— антологию «Где это видано, где это слыхано...», 1996 г.
— антологию «В. Драгунский, В. Медведев, А. Алексин», 2004 г.
— сборник «Денискины рассказы», 2016 г.
— сборник «Девочка на шаре», 2017 г.
— сборник «Денискины рассказы», 2018 г.
— сборник «Всё о Дениске и его секретах», 2020 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Бард Лучник, 26 января 2014 г.
Это пожалуй самый грустный рассказ из цикла рассказов о Дениске.
В центре сюжета — поход главного героя в цирк, при этом это второй поход в цирк за жизнь, о чем Дениска от лица которого и ведется рассказ делится с впечатлениями от первого похода в цирк, что был еще в раннем детстве, и переходит р рассказу о нынешнем посещении. Так уж получилось что Денису в силу возраста понравилась девушка что выступала на арене и он не мог ее забыть, и захотел вновь ее увидеть и кроме того попытаться познакомиться. Увы стечения обстоятельств (хотя исчезновение эквилибристки вполне логичное — девушка профессиональный артист и дочь артистов, сегодня здесь, завтра там), встреча так и не состоялась, хотя главный герой даже предложил отчаянную дерзкую поездку за девушкой на другой конец страны, и это было болезненным ударом для мальчишки.
Отдельно можно подметить отца мальчика, что конечно же догадался о чувствах сына, но не стал подвергать насмешкам, и даже содействовал встрече, и сопереживал сыну (возможно вспоминая свою первую любовь что возможно некогда была).
evridik, 23 августа 2012 г.
В детстве иногда читаешь вещи, которые кажутся фантастически прекрасными. Они проходят вехами через твою жизнь и оставляют жгучие следы. «Девочка на шаре» оставила в моей памяти неизгладимый, но мягкий, почти невесомый след, обычно присущий вещам более зрелым. Этот рассказ хоть и предназначен детям, но изображает совсем не детские чувства и качества характера. Он наглядно показывает эмоции мальчика, однажды увидевшего в цирке девочку-эквилибристку, выступавшую на шаре, и стремившегося показать её родителям. И чудесность, некая неуловимая субстанция из детства, окутывает рассказ, когда герой видит, что девочка заметила его. В этом есть что-то и от первой любви, и от непосредственности. Финал пропитан горечью утраты и невысказанной обидой.
Невероятно трогательно.
Настоятельно рекомендую не только детям, но и взрослым.
+10
Ouroboros_8, 4 января 2021 г.
֍ ОТ МОСКВЫ НАПРАВО… ֍
ЦИТАТЫ: «Это было очень красиво».
(Виктор Юзефович Драгунский. «Девочка на шаре»)
«— Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…»
(Виктор Юзефович Драгунский. «Девочка на шаре»)
Поучительный рассказ для, вечно занятых своими проблемами, взрослых «Девочка на шаре», написанный в 1961 году, открылся для меня только сейчас в своей грустной красоте. Конечно же, в одиннадцать лет я его тоже читала. Даже обложку книжки помню: на ней была изображена копия картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Но разве я могла тогда что-то понять, кроме того, что Дениске Кораблёву очень понравилась девочка на шаре, выступающая в цирке?
Сейчас я понимаю, каким неудачным было решение издательства: украсить обложку картиной Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.). Но даже тогда, в детстве, интуитивно понимала: что-то здесь не так – несоответствие какое-то. И вот именно этот-то раздрай в душе, вызванный дисгармонией между обложкой и содержанием, только и запомнился на всю жизнь от одноимённого рассказа В. Драгунского.
Полезно, очень полезно перечитывать то, что читал в детстве, став взрослым. Только сейчас понимаешь, насколько зрелым ты стал.
Взрослые, которые «заводят» детей, должны понимать грандиозность ответственности, ложащейся на их плечи, за воспитание Богом данного дара – рождение своего ребёнка. Не об этом ли рассказ «Девочка на шаре» (впрочем, как и многие рассказы о Дениске Кораблёве и его друзьях)?
В одно из воскресений класс, в котором учится Дениска Кораблёв, идёт в цирк (подумалось об учителях, работающих без выходных, словно у них нет семьи и личной жизни, но так было). Дениска в свои полных семь лет считает себя достаточно взрослым, чтобы понять, что такое цирк. Перед началом представления он подмечает всё: и особенный запах, и высоту потолков, и яркость картин на стенах, и особенный свет, и многое другое. Ощущение праздника. Таким он должен запомнить цирк.
Выступают артисты цирка: один номер сменяется другим. Всё – красиво. И вдруг! Дениска был ошеломлен выступлением маленькой девочки – эквилибристки на шаре:
«Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили».
Ещё больше его поразило то, что девочка заметила Дениску и помахала ему рукой, улыбнулась только ему. Это же волшебство – настоящее волшебство! Маленькая фея обратила внимание на непримечательного мальчика.
Второе отделение представления померкло после девочки на шаре. Львы вызывают жалость. Клоун кажется глупым и раздражает. Он даже зажмурился: ничего не хочет видеть. Праздник закончился …
Дома Дениска рассказал папе о девочке на шаре. Можно представить, как он взахлёб рассказывает об этом маленьком чуде, поразившем его до глубины души, – маленькой девочке-эквилибристке. Просит отца пойти с ним в цирк в следующее воскресенье, чтобы он смог показать папе эту удивительную девочку. Он хочет поделиться с отцом увиденным чудом. Тогда впечатление, разделенное с отцом, станет в два раза больше. Мальчик сможет обсуждать с папой свои впечатления и пережить их снова. Отец даёт обещание сыну – пойдём в воскресенье в цирк.
Дениска еле пережил эту неделю, дожидаясь воскресенья! Не трудно догадаться, чем закончилось его мучительное ожидание: полный облом. К отцу пришли друзья со своими делами, для которых «понедельник начинается в субботу». Но отец снова твёрдо пообещал, что уж в следующее воскресенье – точно пойдут в цирк.
Ну, что, Дениска?!! Закаляй силу воли – снова жди бесконечную неделю …
В цирке папа был весёлый и довольный. Он любил цирк с детства. Дениска же сгорал от нетерпения всё первое отделение. Какое же убийственное разочарование должен был пережить мальчик, когда выясняется, что девочка на шаре не выступает: уехала с родителями во Владивосток.
«— Во Владивосток.
Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо».
Всё. Чудо пропало: нечего обсуждать с папой; нечем делиться... Пошли домой, папа. Какое второе отделение со львами? Мир рухнул …
Скорее всего, что для Дениски само понятие «цирк» теперь будет связано не с ощущением праздника, детства и радости, как у его отца, а с разочарованием.
И что же папа? Надо прочитать. Мне и так пришлось раскрыть немало: иначе – никак не составить отзыв. Рассказ очень меня задел. Так хочется, чтобы взрослые его прочитали и поняли, как много в их руках – не просто ручонка своего малыша. Драгунский весьма символично завершает свой рассказ – мороз по коже. Прочитайте, пожалуйста.
P.S. Может быть, картина Пикассо «Девочка на шаре» иллюстрирует, как нельзя лучше, рассказ Драгунского?