fantlab ru

Роберт Шекли «Ловушка для людей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
189
Моя оценка:
-

подробнее

Ловушка для людей

The People Trap

Сборник, год

Аннотация:

В бесконечной вселенной — множество миров, мышление и поведение их обитателей зачастую так не похоже на земные. Помните об этом, чтобы не попасть в неприятности! Смешные, мудрые и страшноватые истории. Один из лучших(если не самый лучший) сборников гения фантастического рассказа Роберта Шекли!


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.95 (514)
-
16 отз.
8.16 (831)
-
22 отз.
7.93 (709)
-
20 отз.
7.90 (1127)
-
39 отз.
8.66 (1951)
-
82 отз.
8.55 (2188)
-
57 отз.
5.77 (355)
-
9 отз.
7.54 (791)
-
25 отз.
8.44 (2253)
-
55 отз.
8.48 (2583)
-
105 отз.
8.21 (1164)
-
44 отз.
7.34 (656)
-
20 отз.
7.99 (1031)
-
31 отз.
8.55 (2323)
-
70 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2001 // Переводная книга НФ (сборник; США)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Авторский сборник рассказов «Ловушка для людей» подводит своего рода черту под золотым периодом литературного творчества Р. Шекли, которым для него стали 50-е годы минувшего столетия. Этот сборник стал седьмым и, на мой взгляд, самым ярким изумрудом на кинжале авторской фантазии и остроумия. Перед нами целая бочка изысканного и душистого меда, в которой всё же нашлось место для небольшой ложечки солидола. Из представленных 14 историй 10 были написаны в 50-е, а оставшиеся 4 вышли из-под пера Р. Шекли в конце 60-х. К первой категории вообще никаких претензий, а вот четыре самых свежих, на момент выхода сборника, истории оставляют неоднозначные ощущения. На их примере мы видим происходящую в творчестве автора эволюцию, сдвиг в сторону литературы для «желающих странного». Нет, эти рассказы нельзя назвать плохими, к ним нужно привыкнуть и ответить для себя на вопрос — принимаете ли вы эту творческую ипостась автора — сюрреалиста, разрушителя реальности или же остаетесь ценителем юмористических, понятных широкому кругу читателей рассказов, которыми Р. Шекли стабильно радовал нас в начале своей литературной карьеры.

В состав этого сборника вошли сразу три истории из цикла о Грегоре и Арнольде, причем самые лучшие, по моему скромному мнению. В особенности хочется отметить «Лаксианский ключ» и «Необходимую вещь», эти рассказы перекликаются между собой, имеют сходную завязку, но решение проблемы в каждом рассказе находится по-своему. Как и многие другие рассказы этого сборника они соответствуют названию коллекции — «Ловушка для людей» — герои сами ставят себя в трудные ситуации, польстившись на призрачную наживку легкого обогащения, распутать собственными руками сотканный клубок противоречий будет далеко не просто. Если в указанных рассказах роль «мышеловки» для незадачливых приятелей играли рукотворные машины, созданные гениальными изобретателями, то в «Призраке-5» Грегору вслед за несчастными поселенцами придется посетить одноименную планету и раскрыть секрет того, почему все его предшественники погибали здесь страшной и мучительной смертью.

Проблему пришельцев, Земли, находящейся под угрозой инопланетного вторжения, автор обозначил в рассказе «Дипломатическая неприкосновенность». На первый взгляд, может показаться, что землянам и все карты в руки — представитель агрессоров прибывает в одиночестве, ведет себя спокойно и сдержанно, но заставить его остановить готовящуюся атаку или хотя бы просто физически уничтожить, становится задачей на грани невозможного — дипломат обладает одним очень важным свойством, которое в прямом смысле обеспечивает ему полнейшую неприкосновенность. Рассказ хороший, единственное что не понравилось — автор судя по всему заранее придумал хитроумную концовку, но для того чтобы подвести к ней читателя, нужно было чем-то заполнить середину рассказа. Эту проблему автор решил просто, заставляя героев с упорством обреченных испытывать на чужаке все возможные способы физической аннигиляции, хотя после одной-двух попыток и ежу понятно, что надо искать оригинальное решение, а не лить воду из пустого в порожнее.

История последнего человека на Земле, который после ядерной войны оказался в ловушке беспросветного отчаяния и полного одиночества предстает перед нами в рассказе «Попробуй докажи». Утратив всё, что было ему дорого, герой внезапно осознает, что взамен получил невероятную сверхспособность, что послужило причиной ее появления не столь важно, главное другое. Сможет ли полная свобода творчества, почти безграничное всемогущество стать заменой чистой и настоящей Любви? Грохот внезапного рояля, появляющегося на сцене в середине рассказа, слышен даже на галёрке, но вероятный негативный эффект от применения сего неугодного любителю качественной литературы музыкального инструмента нивелируется общей трогательной и лиричной атмосферой самого рассказа. За то с какой силой и упорством автор пытается донести до нас свой основной посыл, вселить веру в себя, в судьбу — можно простить очень многое.

Мой самый любимый рассказ, который я могу перечитывать до бесконечности, даже зная развязку практически наизусть — «Рыболовный сезон». Этот искусный, филигранно выверенный фантастический триллер обладает особой магией притяжения и неповторимой атмосферой. Автор гениально передал тонкую грань соприкосновения обыденности с невозможным, невероятным для разума, находящегося в ловушке привычных стереотипов. Молодая супружеская пара приезжает в тихий провинциальный городок, чтобы провести лето в гостях у тестя, ярого энтузиаста рыбной ловли. Практически сразу после их приезда в городе начинают происходить странные и даже пугающие события — загадочные исчезновения соседей следуют одно за другим, а среди доставки из местного супермаркета попадаются подозрительные товары, напоминающие собой грубую подделку привычных продуктов питания. Автор умело нагнетает атмосферу и, даже раскрывая карты в концовке рассказа, оставляет читателю поле для фантазий.

Ещё один хорошо известный многим нашим читателям рассказ, также являющийся одной из визитных карточек автора — «Абсолютное оружие». Это история о том, что человеческая жадность, бесконечная жажда власти и желание сделать путь к достижению цели как можно более легким, тоже очень часто могут стать гибельной приманкой. Троица землян-авантюристов отправляется на Марс с целью отыскать там затерянный склад супероружия, принадлежавший некогда существовавшей на красной планете высокотехнологичной цивилизации. У каждого авантюриста в багаже громадьё честолюбивых планов для реализации которых необходимо мощное вооружение, каждый видит себя центром Вселенной, не желая делиться славой и богатством со своими спутниками. Этот рассказ напоминает популярные в начале прошлого века приключенческие истории, в которых герои искали могущественные артефакты или сокровища в затерянных городах Чёрного континента, также он характеризуется закономерной поучительной моралью.

Невероятным приключениям отважных исследователей новых миров посвящены три замечательных рассказа, сосредоточенных ближе к концу сборника. Самый известный из них — «Запах мысли» — история межзвездного почтальона, потерпевшего крушение на странной планете, населенной хищниками, лишенными зрения и обоняния. Как эти звери выслеживают добычу? Герою предстоит прояснить этот вопрос и принять необычные условия игры, ставка в которой — его собственная жизнь. В рассказе «Заповедная зона» земная экспедиция исследует в высшей степени загадочную планету — здешние флора и фауна столь необычны, что не могут существовать в принципе — что это за место, какой цели оно служит и не может ли этот дружелюбный мир превратиться в смертельную ловушку — классный рассказ с поражающим воображение финалом. «Жертва из космоса», перекликаясь с рассказом «Чудовища», напоминает сколь разными могут быть обычаи и традиции у разных рас Галактики. Молодой писатель прилетает на планету, населенную примитивными дикарями, насладившись ролью прогрессора, он ожидает признания и награды, ради гостя дорогого туземцы готовы на всё, только вот это «всё» не каждому придется по вкусу.

Ну вот и пришла очередь рассказов-«шестидесятников». Наибольшим вниманием критиков удостоен рассказ «Потолкуем малость?», номинировавшийся на Небьюлу. Он может показаться чуть сложным для восприятия, но для тех, кто хорошо знаком с творчеством автора будет понятен и приятен. Это очередной этап, новая ступень в творчестве Шекли — настоящее лингвистическое приключение. Если вы хотя бы раз в жизни мечтали дварковать кого-нибудь влендишным способом, а зимой частенько политурите, и при этом с удовольствием читали рассказы «Терапия» и «Опека», то непременно ознакомьтесь с сюжетом «Потолкуем малость?». Автор остроумно обыгрывает тему земного колониализма жертвами которого становятся менее развитые миры. Очередной такой мир, который на первый взгляд не представлял из себя особой проблемы, должен пасть к ногам отважного космопроходца Джексона. Главный герой — опытный лингвист, местный язык «хон» кажется ему вовсе не сложным, но его изучение открывает внезапные нюансы...

Небольшой рассказ «Кошмарный мир» являет собой исходную точку целого вектора авторских интересов, которые впоследствии найдут отражение в историях, написанных в духе Х.Л. Борхеса. Где найти тонкую грань между иллюзией и реальностью, что такое истинный кошмар и к каким последствиям приведет то, что однажды ты осознаешь, что навсегда останешься в этой западне. Главный герой видит странные и страшные сны, проблема в том, что они проникают в реальность, момент пробуждения не загоняет ночные кошмары в глубины подсознания, напротив, освобожденные из-под власти Морфея, они свободно чувствуют себя в реальном мире. А что же наш герой? К чему приведет психотерапия? Где находится мир, в котором ему уютно и комфортно и как извлечь его из-под покрова иллюзии? Небольшой рассказ «Лабиринт Редферна» показался мне немного скучным из-за затянутого начала, каких-то механических реакций героя на события завязки, да и вообще общий замысел вырисовывается довольно туго. Некий Редферн получает по почте два письма, где говорится о существовании лабиринта-ловушки Редферна, а также содержится приглашение на открытие лабиринта с указанием номера телефона для справок. Вызывает недоумение, почему главный герой ни разу не обратил внимания на постоянное упоминание в тексте его фамилии в связи с этим лабиринтом и даже каким-то институтом, занимающимся исследованием поведения Редферна — читается тяжеловато, понять, что хотел сказать этим автор, после первого прочтения довольно сложно.

Заглавный рассказ сборника, в русском переводе получивший название «Гонки», потенциально очень хорош, но ряд имеющихся недочётов изрядно портит общее впечатление. В идейном плане эта история развивает замысел «Премии за риск» и перекликается с романом Г. Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Перед нами мир, переживающий период тотального перенаселения — высшей ценностью здесь становится личное пространство, свой собственный, пускай небольшой, клочок земли. Чтобы снять социальную напряженность правительство регулярно проводит различные розыгрыши и лотереи, в числе которых и Земельные Гонки, участники которых должны добраться из пункта А в пункт Б, преодолев все сложности городских джунглей. Обилие роялей в сюжете просто зашкаливает, временами автор умудряется терять общий ритм высокой динамики, а усугубляет положение небрежность в создании атмосферы, в описаниях локаций, которые не цепляют, не запоминаются. Короче, идея хорошая, воплощение — так себе.

Подводя итоги ознакомления с данным авторским сборником, хочется еще раз остановиться на своих впечатлениях касательно свежего направления творческой мысли Р. Шекли. Здесь я не могу не провести сравнение с творчеством Ф.К. Дика. Не хочу углубляться в детали, раздавать пальмы первенства, просто поделюсь важным наблюдением. Сюрреализм Шекли, как правило, с первых страниц погружает нас в фантасмагорию безумия, которая фонтанирует до самого финала, иногда обрываясь на полуслове — ср. истории из сборника «Машина Шехерезады». В произведениях Дика картина иная — автор рисует обыденный мир, который постепенно скатывается в пучины безумия, читатель далеко не всегда может уловить легкую грань, отделяющую норму от ирреальности. Ты просто внезапно обнаруживаешь себя в подобии невесомости, когда низ может запросто стать верхом и наоборот — получается эффект наркотического опьянения без необходимости приема каких-либо вредных препаратов, хотя вероятность привыкания предельно высока. В своих ранних сюрреалистических работах Шекли пытался закладывать какую-то определенную мысль, лишь позднее он осознал, что по закону жанру эта самая мысль должна самостоятельно рождаться в сознании читателя, который наслаждается перламутровыми переливами пузырьков иллюзии, внезапно выстраивающимися в серию определенных образов. Тем не менее, даже самые странные работы Шекли характеризуются неимоверной фантазией, какими-то совершенно неожиданными аллюзиями и параллелями, поэтому еще раз повторюсь — у каждого автора свой фирменный стиль, свои особые фишки, и самое главное, что в творчестве Р. Шекли всё это есть...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сборник вошло несколько бесподобных рассказов. Я так считаю: если в сборнике большинство рассказов на восьмерку-девятку-десятку, то весь сборник можно оценить десяткой!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх