Робин Хобб «Сага о Видящих»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Великолепно написанный цикл психолого-приключенческой фэнтези, принесший Робин Хобб мировую известность. Главный герой — бастард королевского наследника Фитц, выросший среди слуг и, по приказу деда-короля, с малолетства готовившийся в тайные убийцы. Интриги королевского двора, измены, клевета, презрение окружающих, — таков удел юного бастарда. Страна переживает тяжкие времена, — король болен и слаб, его сыновья ненавидят друг друга, а с моря угрожают кровожадные пираты Островов, оснащенные загадочной черной магией. И именно Фитцу, одаренному Скиллом — высоким волшебством, передаваемым по наследству с королевской кровью, и Уитом — запретной способностью мысленного общения с животными, предстоит спасти ситуацию, не получив взамен ни награды, ни благодарности. Яркая проза, насыщенные характеры, отменное чувство стиля делают трилогию одним из лучших фэнтезийных циклов 90-х годов XX века.
Карту Шести Герцогств можно посмотреть здесь.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «Мир Элдерлингов»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Цикл фэнтези - Приз читателей (США) | |
лауреат |
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Цикл фэнтези - Приз жюри (США) |
- /языки:
- русский (24), английский (5), украинский (3)
- /тип:
- книги (31), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Ефремов (1), Н. Михайловская (1), Н. Михаловська (1), М. Юнгер (24)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
linasbern, 6 марта 2023 г.
Осилил первую.Не очень интересно,но читать есщё можно. Но вторую не осилил. Тогда пробовал читать Сага о живых кораблях, опять шаблонно и примитивно. Прочитав отзывы про Хроники Дождевых чащоб,я наконец понял почему такого посредственного автора так пиарят.
alhardmen, 5 октября 2022 г.
Не стану петь дифирамбы, лично мне не было скучно или пресно, наблюдая развитие событий этой истории. Однако не стоит ожидать чего то из рада вон, есть мир, живой и проработанный, герои и злодеи, магия и легенды, но. Тем не менее, читая все это, складывается впечатление, что все это лишь присказка и вот оно! Ан нет, далее все те же и все там же.
Apache12, 28 января 2022 г.
Крайне удивительно и противоречиво. С одной стороны, отличный интригующей сюжет, интересный фантастический объемный мир, запоминающиеся персонажи. Всё на ура. С другой стороны, бесконечные непрекращающиеся метания. Чтобы не произошло, постоянно герои решают правильно ли они поступили, занимаются самоедством, результатом никогда не довольны. То подвиг, то депрессия, и тоска.
Плохо, не стало лучше, хуже, нет плохо, и всё же хуже, плохо, подвиг, победа, нет не лучше.
За интригу и сюжет, интересный мир 10, за больную психологию 1.
on hold, 1 сентября 2021 г.
25 августа 2021 года. В этот день свет увидел очередной (седьмой) альбом норвежской рок-группы Leprous, футбольный клуб Пари Сен-Жермейн потребовал у мадридского Реала 220 миллионов Евро за нападающего Киллиана Мбаппе, тем самым заведя переговоры в тупик, число подтвержденных случаев коронавриуса в России составило 19 536, а новый пользователь ресурса fantlab.ru под ником on hold закрыл файл с книгой «Странствия убийцы» (Assassin's Quest, 1997 г.), входящей в состав трилогии «Сага о Видящих», в состоянии крайнего раздражения. Причиной тому стало не столько количество выпитых в процессе чтения бутылок светлого пива Tsingtao (каждая по 0,5 литра, произв-во КНР), сколько крушение надежд, которые вышеупомянутый пользователь возлагал на вышеозначенную трилогию. А начиналось-то все так хорошо! Щенки, безымянный мальчик, воспитанием которого занялся лучший персонаж «Саги», краткость (сестра таланта). Надо же было все так погубить, оставив душу читательскую разорванной в клочья, а каменных драконов — недоделанными и покрытыми мхом. Эхх... 6/10.
Если вы уже ненавидите этот отзыв за выпендреж и ломаете голову, для чего в нем Киллиан Мбаппе, Tsingtao и коронавирус, прошу, не спешите ставить ему минус и листать дальше. Дело в том, что «Сага о Видящих» — это не просто трехтомник, это вирус, и он поражает нервную систему читателя, заставляет изъясняться велеречиво, подробно, с кучей подробностей, часть которых истории не нужна от слова совсем, и при этом максимально пусто и местами скомканно. Как видите, я не виноват! Это все «Сага«!
Итак, у нас есть протагонист по имени Фитц Чивэл, бастард быстро сливающегося кронпринца некоего государственного образования под названием Шесть Герцогств. Живет Фитц в очень неконкретно описанном мире, где есть то, есть сё, есть пятое и есть десятое, а как и почему все это работает, не объяснено. Вернее, объяснено, но либо в Написанных-Курсивом-Вступлениях-К-Каждой Главе (далее НКВ), либо через призму восприятия Фитца (да, трилогия написана от первого лица), который, как мы выясняем по ходу чтения, с годами практически не умнеет и анализирует любые происходящие события либо с позиции верного слуги короля (король сказал — я реагирую, король не сказал — я бездействую), либо как законченный истерик и эгоист (король сказал — но тут же любовь, король не сказал — но мне же хочется). Как одно вяжется с другим? Да плохо, если честно, но только этот дуализм, собственно, и делает возможным сюжет книги. Там где Дж.Р.Р. Мартин создал бы интригу с кучей смертей и выживанием самого сильного либо самого хитрого (а не того, кого послушной версии Фитца запретил убивать король), а Дэвид Геммелл развернул бы достойное полотен Айвазовского батальное действо на море (а не описание в духе «ну, я всех и убил, уууу какой я страшный!»), Робин Хобб заставляет всех, ну вообще всех и каждого персонажа, кто мог бы на ситуацию повлиять, тупить, колебаться и заниматься чем угодно, кроме решения проблем. Еще обиднее из-за того, что история взросления Фитца максимально хороша, и первой книге в отрыве от двух других я поставил бы 8/10. Образы воспитателей Фитца — Баррича, Чейза и Галена — в «Королевском убийце» хорошие, цельные, очень не похожие один на другой и от того правдоподобные. Плюс, Гален — хороший антагонист (в отличие от. Не будем показывать пальцем на Регала, который, к сожалению, дожил аж до самого конца «Саги», в отличие от бедного Галена).
У Фитца много забот! Первая из них — внешний враг, пираты с красных кораблей, которые творят черте что черте зачем. НКВ сообщают нам о страшной секте, ужасающем лидере пиратов и всячески нагнетают зловещую атмосферу, а некоторые персонажи намекают аж на то, что пираты способны уничтожить сложившийся миропорядок. Кроме пиратов, Фитцу угрожают родной дядька, принц Регал, учитель магии (которая здесь называется Скилл, то есть, навык, как в видеоигре) Гален, и всякая шушера по мелочи. А еще Фитц владеет еретической шаманской магией (эта называется Уит, то есть, смекалка, и это ставит в тупит), за которую его вообще никто не любит. А еще он убийца по профессии и занимается отравлениями и маханием топором. А еще он влюбчивый и пылкий, а еще, а еще... В общем, полон рот опасностей и треволнений. И как же Фитц с ними справляется? Да хреново, честно говоря. Над львиной долей проблем он только ноет, а те, что реально пытается решить, обычно решаются либо не им самим, либо через одно место на букву «а» (афедрон-с). Зато одну вещь Фитц умеет делать прекрасно — и имя ей самокопание. Вот тут, конечно, Хобб развернулась по полной! Такого количества нытья и дурацких выводов, как в книгах под номерами 2 и 3 (каждая из них, кстати, получает по 5/10), я в художественных произведениях давно не видел. Нуарные детективы со сломанной карьерой, страдающие девы из романтической прозы, некромант Фесс, которого обидел каждый встречный-поперечный, все вы даже подмастерьями нытья к Фитцу не годитесь! Не знаю, как это описать. Хотите — просто почитайте. Хотя нет, знаю.
Вот вам пример: у Фитца есть возлюбленная, простолюдинка. Король говорит, типа, Фитц, но-но-но, ты хоть и бастард, зато чей бастард, вот, в НКВ написано, каким твой отец был великим человеком, так что нечего тут с ней, и невесту тебе нашел, дочь герцога! А Фитц такой, оки-доки, вашество, не буду, и сразу к ней под бочок. Просто потому, что незаметно травануть реально опасного психопата вопреки королевской воле нельзя, зато наплодить своих бастардов, рассориться с герцогами и усложнить ситуацию с престолонаследием — это мы всегда за! И вот он с ней спит, что приводит к беде. И потом еще наблюдает через Скилл, как его дочка растет, а возлюбленная сходится с бывшим учителем Фитца и отдается ему возле колыбельки дочки. И каждый — каждый! — эпизод, связанный с возлюбленной, мусолится на трех и более страницах, и везде-то Фитц такой бедолага, ничего-то не получается, любви нет, сплошное эмо. Самый показательный момент — это когда у Фитца проблем полон рот, кругом враги, он усталый и побитый приходит к возлюбленной, а та начинает компостировать ему мозги на тему свадьбы (которой быть не может, и это все знают). Какой же вывод делает из этого эпизода Фитц? Примерно такой: ну и козлина же я! Тут свадьба горит, бедная моя возлюбленная. Как хорошо, что мои проблемы — всего-то принц-маньяк и пираты с красных кораблей! Куда хуже б было, если б меня замуж не брали, тут трагедия, так трагедия; покури в сторонке, Гамлет, принц Датский, Ромео и Джульетта, подежрите-ка пиво. И такого в романах 2 и 3 пруд пруди, считайте, что я 80% книг тут описал.
Острые углы автор сглаживает. Ни одной вменяемой батальной сцены в романах нет, зато полно бытовухи и лишних встреч. На кой пес в третьем томе всплывает отрывок с владеющими Уитом отшельниками, одним богам ведомо.
И вот, мы плавно подходим к финалу истории, нытья и ненужных описаний (ходьбы в третьем томе столько, что можно, читая о ней, самому на своих двоих экватор обогнуть) становится много. Очень много! Влияющих на сюжет событий — мало. Очень мало! На последних ста страницах (из 1800, у меня шрифт крупный на читалке электронной) все проблемы разрешаются по щелчку авторского пальца, но остаются и те, которые, черт возьми, не разрешаются! И знаете, что? Так, судя по всему, и надо. Лидера пиратов, например, нам назвали по имени, но что с ним стало — науке неизвестно. Может, он возникнет потом? Но нет, я читал «Сагу о живых кораблях», и она мне понравилась (иначе стал бы я дочитывать Фитца до конца!), но там вообще другая история. Наверное, стоит копать в других томах эпопеи о мире Видящих, но, честно говоря, после отважных приключений Фитца вообще не хочется. Хватит. Если я возжелаю пострадать, ударю себе молотком по пальцу, а если узнать, как страдают другие — то молотком по пальцу другим. «Сага о Видящих» получает свое среднее арифметическое и отправляется в список прочитанного. Галочка напротив названия в этом списке — наилучшая награда, которую могу эпопее выдать. Читать советую первую книгу из трех и две другие, если у вас настолько развита эмпатия, что заглушает голос рассудка. Всё.
ilgrim, 31 августа 2021 г.
Что можно сказать по итогу прочтения данного цикла? Ну первое что ярко бросается в глаза — автор женщина. И на это сразу приходится делать серьезную скидку. Таких про женских глупостей в фэнтези быть не должно! Серьезно, среди воинских подразделений чуть ли не в равном с мужчинами количестве присутствуют женщины. Что за бред? Автор, прежде чем писать такие глупости, могла бы хотя бы поинтересоваться почему из женщин получаются плохие воины и солдаты. Ну а эпизод из второго романа где беременная женщина с мечом в руке чуть ли не на равных с опытными военными сражается с пиратами.... зачем это, это же невероятно глупо и тупо.
Несмотря на общий очень большой объем трилогии (больше 2000 страниц) автор сильно упростила концовку. Вообще концовка данной трилогии худущее и самое слабое что есть в данных книгах. Все действие в трилогии разворачивается неспешно, неторопливо, с огромным количеством воды и ненужных подробностей. Но концовку автор буквально вываливает читателям на примерно 100 последних страниц, скомкано, максимально глупо, максимально быстро и максимально приторно. Это халтура, называя вещи своими именами. Написать достойную концовку с логическим завершением всех линий это целое искусство, которое, увы, автору недоступно.
В данной трилогии присутствует много воды (очевидно для увлечения объема, всю трилогию можно было уместить в одну книгу), много душной, дешевой, мыльной драмы (вспоминаем что автор женщина), нелогичное и даже в общем-то глупое поведения главных героев в отношение главного злодея, четкое разделение героев на плохих и хороших, непровдаподобно благородные правители, которые даже жизнь свою готовы отдать за жизни и благополучия простых людей (и снова делаем скидку на то что автор женщина и не слишком глубоко копала в теме средневековья и почему такое поведения правителей в принципе невозможно).
Как итог, в общем-то весьма слабое произведение, но написанное на хорошем литературном языки, читается легко. Есть неплохие моменты в романе, даже интересные задумки, но слабо раскрытые, не до конца проработанные идеи.
volfman1, 5 мая 2021 г.
Первое знакомство с этим автором, и сразу довольно удачное. Обьемы томов не пугали, полче Джордана вообще сложно чем то напугать, читать было достаточно легко. Сразу перейду к плюсам — много интересных и достоверных персонажей, у каждого своя мотивация и желания, придраться тут невозможно. Сюжет начинается довольно медленно, но как только начинаешь уставать от замка и его интриг, как резко меняется место действия и вся 3 книга уже путешествие с кучей приключений и магии. Концовка правильная и логичная, но в истории мира есть еще что рассказать, вот и единственный минус книги — очень скупо и малыми порциями подается лор, дальше надеюсь на большее. Видно, что мир очень интересный и многогранный, но автору интереснее писать про душевные терзания героев, а не исторические факты мира.
В итоге имеем очень крепкое приключенческое фэнтези, с интересным сюжетом и очень колоритными персонажами. Приступаю к живым кораблям и надеюсь на крутые впечатления.
Shorek, 21 февраля 2021 г.
Вся трилогия читается сложно,интересно,но сложно, слишком сильно растянули сюжет. За многих персонажей не переживаешь,как минимум потому что автор в начале глав сама упоминает об их будущей судьбе, что они выживут,в том числе и главный герой, все эти бегства из заточения очевидны, конец трилогии очевиден, выживание многих персонажей очевидно. Воды много. Герой излишне плаксивый,но на удивление раздражение не вызывает.
В книгах о взрослении действительно раздражает незнание кем в итоге станет герой. Невозможно понять его будущую личность. Молодые герои совершают глупые ошибки, но остаётся надежда,что герои будут учиться на своих ошибках. Иногда итоговая личность героя нравится, иногда не понимаешь как герой ещё жив. В этом произведении второй случай. Название привлекает,но на деле от убийцы тут мало.
Serega_Kozopas, 24 января 2020 г.
Робин Хобб для многих противоречивый автор. Одним ее книги очень нравятся, другим не нравятся от слова совсем. Я решил прочитать Сагу о Видящих, первой трилогии («Ученик убийцы», «Королевский убийца», «Странствия убийцы») огромного цикла «Мир Элдерлингов» и решить на чьей я стороне.
Автор рассказывает нам о королевском бастарде Фитце Чивэле — он главный герой и от его лица ведется повествование. Фактически все происходящее это его записанные воспоминания, о чем нам намекают практически сразу и, несмотря на частое использование этого приема другими авторами, дает толчок в чтении. Уже в малом возрасте он попадает в замок Видящих — главной королевской семьи в Шести герцогствах (почти как Семь королевств в Песне Льда и Пламени). Здесь мальчик находит друзей, врагов и пытается найти свое предназначение в этом мире, где внезапно появившемуся Бастарду очень опасно жить.
Персонажи, которые окружают Фитца — отдельная удача Робин Хобб: они живые, в их мотивацию веришь, они очень разные и, поверьте, не раз вас удивлят. Баррич, Верити, Регал, Молли и, конечно же, Шут, пожалуй наиболее загадочный и яркий персонаж, достойный встать в один ряд с Глоктой Аберкромби и Тирионом Мартина.
Основное противостояние героев ведется с загадочной угрозой — пиратами на Красных кораблях, которые — вы наверно подумаете грабят и сжигают прибрежные города ? Нет, все гораздо интереснее и это, на мой взгляд, еще одна удача автора — я до сих пор не могу забыть слово «Перековка» и что оно делает с людьми и ни в коем случае не буду лишать вас удовольствия самим это узнать, но поверьте — здесь все оригинально, таинственно и... зловеще.
Как я уже сказал, это основное противостояние. Второстепенное (хотя это как посмотреть) происходит уже в замке, основному месту действия первых двух романов. Дворцовые интриги, подлости разных героев, тайны — все здесь, друзья мои, и если вы любите такое, разочарованным вы не уйдете. Здесь наш главный герой, подобно Гарри Поттеру, получает разные навыки, только то, как он их получает и для чего уже понятно из названий книг. Но также здесь есть магия — довольно оригинальная: Сила и Дар. Первая позволяет обмениваться мыслями с другими владеющими Силой, а также воздействовать и вредить разуму людей. Вторая позволяет общаться с животными, из чего следует что у нас здесь не только персонажи-люди, но и есть парочка замечательных персонажей-зверей. И это еще одна удача Хобб — все магическое здесь хоть и не бросается вам в глаза, но очень оригинально, подобно «Песне Льда и Пламени» Мартина.
Тем не менее, когда речь заходит о Странствиях убийцы, заключительной книги трилогии, не все так гладко. Уже из названия понятно чем она отличается от первых книг и чем главный герой в ней будет заниматься. Наш герой, в силу многих причин, отправляется странстовать и поначалу все идет хорошо — но уже ранее середины этой большой книги, сопоставимой по размерам с первым двумя вместе взятыми, начинает литься вода, то, о чем так часто говорят противники Хобб. Я знал об этой претензии с самого начала, но в первых двух книгах подобного я не замечал, они не стоят на месте, колесо крутится, открывая новые сюжетные повороты и новые локации, ведя к замечательным концовкам, после которых хочется тут же взяться за продолжение.
А в Странствиях убийцы, увы, за исключением начала — большая часть первой половины романа это топтание на месте. Вот Фитц пришел в деревеньку, познакомился с ее жителями, к нему подкатила девушка, но он ее отверг, и вот ночью он вспоминает о своей Молли, а на утро отправляется в новую деревню, прочитайте это предложение 10 раз и вы поймете о чем я говорю. Это не значит. что интересных событий нет, они есть, и ты искренне радуешься им, Хобб может прописывать динамику, но потом их сносит водопад излишней эмоциональности и просто неинтересных событий. К счастью, во второй половине, когда у нас собирается условная группа персонажей и они определяются с целью, начинается, можно сказать, поход Фродо к Роковой горе и вот тут уже, как говорится, завертелось. Жаль что к этому моменту нас очень долго подводят. Событий во второй половине столько, что, в принципе, они компенсируют первую половину романа. Тем не менее и здесь есть минус — когда происходит один из самых важных сюжетных надрывов всей трилогии, Хобб.... просто берет и за пару страниц рассказывает нам что было дальше. Это как если бы (именно в фильме) Фродо бросил кольцо в огонь Роковой горы, нам показали бы гору и постепенно отдаялясь от нее закадровый голос сообщил бы нам, что Фродо уехал к Эльфам, Сэм женился, а Арагорн стал королем, все, титры. А помните сколько времени понадобилось П. Джексону, чтобы показать завершение всех сюжетных линий на экране ? А здесь это не чувствуется, все примерно так и происходит, и глядя на первую половину романа я немного недоумеваю.
И все же. Это действительно отличная трилогия, очень оригинальная, с очень красочными, интересными героями, интересными конфликтами, загадочными и оригинальными силами, а также центральной темой, связанной с поиском себя, защитой того, что тебе дорого, и самопожертвованием ради общей цели.
Стоит ли читать ? Определенно — да
Идеальная ли эта трилогия ? Определенно — нет
Простой., 26 июня 2019 г.
Средняя оценка цикла выше 8, но первая страница отзывов по рейтингу — сплошной негатив. 80% недовольно названием: мол, если в название слово «убийца», то ГГ должен всех резать направо и налево.. Даже сказать нечего. А «Заводной апельсин» должен быть об апельсинах, не иначе.
Для тех кто недоволен переживаниями Фитца: произведение классифицируется на сайте как «психологическое». Чего вы ожидали? Не нравятся списки — не читай телефонный справочник.
Что хочу сказать о цикле: определенно чувствуется — написано женщиной. Более чувственно и менее развязно, смещены акценты в сторону переживаний героев, отпечаток на всех основных персонажах: безукоризненность женских и слабости мужских . Многострадальный герой — сунуть в самую бяку мало, нужно чтоб его это сломало, — от этого и настроение от цикла депрессивненькое с оттенком фатализма. Считать «поломанные кости» Фитца стало делом привычным. Читается легко, сюжет захватывает. Немного напрягают повторения сюжета (читал книги подряд). А в целом серией очень доволен, зачитывался до середины ночи.
Corey, 19 июня 2018 г.
Гм.
Лично для меня огромным минусом всего цикла стала его...цикличность.
Все. В какую бы страницу любой из трех книг Вы бы не ткнули, Фитц либо будет
Циничных и коварных убийств ради высшей цели во всем цикле просто нет, даже в самом-самом конце, когда я было думал выдохнуть!
Но несмотря на затянутость и однообразность произведения, меня все же затянуло. Герою не везет от слова вообще, он повязан долгом, который ставит превыше всего. И я не согласен с предыдущими ораторами, утверждающими, что ГГ больно много хныкает. Его страдания мной воспринимались как естественные.
Что касается поведения персонажей, то здесь не все однозначно. Иногда поражаешься тупости и инфантильности их решений, а иногда понимаешь, что иначе поступить нельзя.
Нельзя не отметить, что автор допустила много логических косячков и не ответила на некоторые вопросы. А те, что дали нам в конце книги, меня, как усердного, читателя совсем не устроили. Словно порванную вязь тонкой цепочки варварски скрепили обычной проволокой.
Сказать мне, на самом деле, особо нечего. Все уже сказано и перескано более красноречиво до меня, но как-то вот так.
vlad-svs, 28 февраля 2018 г.
Книга напомнила один из бесконечных сериалов с центральным сюжетом. Вроде и герои интересные, и сюжет неплохой, и загадки присутствуют, и мир необычный, но коктейль разбавлен таким неимоверным количеством воды, что уже и не чувствуешь вкуса. Первоначальный восторг от чтения постепенно сменяется усталостью и нетерпением. Госпожа Хобб в словоизвержении сумела превзойти самого Кинга.
Отдельно разочаровал финал. Не буду спойлерить, прорвавшиеся через тысячи страниц текста меня поймут.
ensign, 16 февраля 2018 г.
Оценка всего этого повествования падала с каждой новой частью. Более-менее нормальное взросление в первой книге, дворцовые интриги во второй, а чтение третьей оказалась почти мучительным, в середине повествования повеяло мексиканским сериалом худшего пошиба, ибо не было такой глупости, которую не совершил бы главный герой, при этом отказываясь воспользоваться тем, что умеет. Пара эпизодов, когда он наконец начинал действовать выглядели взятыми из другого повествования. И тут, в последней полусотне страниц, не без мучений конечно, достали «атомную бомбу», да еще и не одну, и всё кончилось.
Учитывая огромную длину повествования, я даже потерялся, сколько ко же лет этому несчастному. 19, к кульминации? И такие переживания. Учитывая «средние века» вокруг, суровое воспитание, да и вообще суровую жизнь, пусть и во дворце — не верю.
кипарис, 25 ноября 2017 г.
Наконец то закончился этот непрекращающийся кошмар !!!!!!!!!Занудное повествование о безликих героях с идиотскими именами.На этом мое знакомство с данным автором закончилось навсегда
Evgen L, 21 ноября 2017 г.
В основе произведения, на мой взгляд, лежит беспроигрышный сюжет: становление главного героя с тяжёлым детством и яркими особенностями, довольно объёмная импульсивная любовная история, наличие преданного и милого друга из животного мира, ну и глобальная проблема, которую нужно решить любой ценой. Всё это приправлено средневековьем, дворцовыми интригами, Силой и древними пророчествами.
В целом получилось довольно приятное отвлекающее чтиво. Центральный персонаж раскрыт хорошо, со всеми нравственными противоречиями и душевными терзаниями. Лично мне это не казалось нытьём или чем-то через чур расписанным. Некоторые испытания, выпавшие на долю ГГ, описаны настолько подробно и живо, что поневоле приходится сопереживать. Искренне. Могу согласиться с некоторыми, что в тексте присутствуют логические пробелы, не без этого. Во время чтения они не мешали.
Больше всего из саги понравились три вещи: соединение человека со зверем, процесс создания дракона(который описан, к сожалению, весьма скудно) и полюбившийся персонаж Шута. Его выходки и чувство юмора я буду помнить ещё достаточно долго! С удовольствием продолжу погружаться в Мир Элдерлингов. Рекомендую.
O.K., 1 сентября 2017 г.
Когда последняя страница была закрыта, моему восторгу не было предела. Неужели этот ужас, летящий на крыльях ночи, наконец-то закончился?
С первых страниц, когда нить собственно повествования ещё не была раскрыта, поражали ляпы, ошибки и повторы. После первой стони страниц выяснилось, что два наиболее часто встречающихся в первой книге слова – это хлеб и сыр. Никогда бы не подумала, что в нежелании прорабатывать материальную культуру можно обвинить автора фэнтези. И даже не знаю, что задело больше: нежелание автора хотя бы подумать о чём-то другом (вся пища мира без привязки к истории и географии в её распоряжении) или её безразличие к тому, что она всё время повторяется.
Повторялась же она и в предисловиях к главам: поначалу их, как историю страны, было интересно читать, но уже к концу первой книги они свелись к бесконечному пересказыванию одних и тех же фактов разными словами.
А можно ли услышать стук в дверь во дворце, в котором вместо дверей – занавеси?
А жену принца нормально повсеместно именовать королевой?
А после полутора тысяч страниц и десятилетий дружбы, нормально так и не понять, к какому полу принадлежит один из ближайших сподвижников?
А говорящие имена – это что, вообще, шутка такая? Если мы уже с первых страниц знаем, кто главный негодяй, а кто им ни при каких обстоятельствах не будет?
И если такие проблемы уже с формой, то что можно говорить о содержании? Нет, я вовсе не против постоянного самокопания героев, мне они даже нравились, но подбешивает то, что кроме самокопания они не способны ни на принятие решений, ни на совершение поступков. А только всегда и везде продолжать безвольно качаться на волнах, следовать течению и, барахтаясь за выживание в тех местах, куда течение порой прибивало к берегу, спасать мир.
Мир и герои просто чудовищно чёрно-белые. Полтора негодяя на цикл (которых мы узнаём с первого же знакомства по имени и плохому поведению) и выводок их прихвостней, из всех же остальных героев каждый являет собой воплощение какой-то добродетели: проницательный, рыцарственный, правдивый (здесь даже придумывать ничего не надо, у них просто имена такие); а остальные – преданный, загадочный, заботливая, исполнительный, надёжный, нежная и т.д. и т.п. Всем известно, кто негодяй, и все его козни принепременно раскрываются, но никому даже в голову не приходит ни то что избавить королевство от вечно висящей над ним угрозы (хотя все только и твердят каждую страницу о благе королевства), но даже пожурить его. Не могут или не хотят сделать это ни суровый король, ни бескомпромиссный принц, ни имеющая личные счёты королева (ну, та, которая жена принца), ни профессиональные убийцы, которые ради этого, собственно, и едят свой казенный сыр с хлебом.
Кстати, о роде занятий главного героя. Он (герой) получился полным профессиональным… девственником. Он не убивает врагов: они сами друг друга режут и травят; немногочисленные его жертвы – либо самозащита, либо убийство в состоянии аффекта; горы трупов за ним – неизменно лишённые души зомби или честное поле боя; за весь цикл я помню единственныё раз, когда он действительно убил живого человека по заданию, но тот был таким карикатурным подлецом, что убийца явил себя прям-таки ангелом мщения.
Да и вообще, устала я от жизнеописаний. Это не проблема книги, это проблема лично моя, но мне надоели (спасибо Дженнингсу) одинокие старики (телом либо духом), ведущие от первого лица рассказ о своей невероятной жизни, начиная с отрочества, и как они спасали мир будучи подростками.
Книга первая – отрочество. Маленьким мальчик, которого никто не любит, растёт и учится тому, не знаю, чему.
Книга вторая – дворцовые интриги придворного мужа. Похоже на шахматы. «Белые» (плохой персонаж) ходят первыми. И вторыми. И третьими. Потому что «чёрные» (хороший персонаж) возмущаясь каждым новым ходом «белых», отказываются ходить вообще.
Книга третья – смена поднадоевших декораций, толпы промелькнувших единожды персонажей и попытки наконец-то описать ту сущность, из-за которой книга причисляется к фэнтези – т.е. магию. Несколько сказочных локаций, драконы... Не ново, но и не плохо. Но в целом вся магическая система саги – телепатия разных видов и уровней. Чтение мыслей людей и животных, внушение мыслей, перемещение сознания между телами, передача и забор энергии через установившуюся связь и т.д. и т.п.. Чудненько.
Вот только если всё так просто: если два человека, ненавидящие друг друга, легко устанавливающие друг с другом связь через полмира и могущие этой связью убить друг друга – почему они этого не делают? Тем более что силы, как на весах, всегда сильно перевешивают то в одну то в другую сторону, сильнейший на данную минуту легко пробьёт защиту слабейшего, и ничья невозможна? Ответ: потому что автору удобно, что связь устанавливалась только тогда, когда ей удобно. И только так, как удобно ей. И чтобы героям ни в коем случае в голову не приходила мысль поступить самым логичнейшим из вариантов, пока «сюжет не будет к этому готов». И только на краю погибели героя вдруг осенит. А автор так и не удосужится объяснить, почему то или иное невозможно было сделать раньше, или, наоборот, почему то, что раньше не раз делалось, больше не применяется.
И, что в принципе не стало для меня неожиданностью, многие вопросы так и остались без ответа. Из самых крупных интересовавших меня — родителя героя. Кем была его мать и как именно погиб отец (по-моему, объяснения типа «это не может быть совпадением, потому что всё плохое, что делается в мире, делается только Регалом» — недостаточно).
Странно то, что я не ставлю циклу единицу. Почему? Потому что, всё-таки, что-то в нём есть. Хотя бы те же так непривычные в фэнтези самокопания. Некоторые персонажи симпатичны. (Ночной Волк. Да. Это просто чудо. Лучшее воспоминание со всей саги.) Нетривиальное и в какой-то мере непредсказуемое завершение любовной линии порадовало. Думаю, вычитать бы текст, чтобы убрать бесконечные повторы, убрать «говорящие» имена, заставить героев хотя бы изредка действовать, и прям хоть чуточку расширить магическую систему – и могло получиться что-то симпатичное. Но увы, увы…