fantlab ru

Робин Хобб «Сага о Видящих»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
3115
Моя оценка:
-

подробнее

Сага о Видящих

The Farseer Trilogy

Цикл; цикл «Мир Элдерлингов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 136
Аннотация:

Великолепно написанный цикл психолого-приключенческой фэнтези, принесший Робин Хобб мировую известность. Главный герой — бастард королевского наследника Фитц, выросший среди слуг и, по приказу деда-короля, с малолетства готовившийся в тайные убийцы. Интриги королевского двора, измены, клевета, презрение окружающих, — таков удел юного бастарда. Страна переживает тяжкие времена, — король болен и слаб, его сыновья ненавидят друг друга, а с моря угрожают кровожадные пираты Островов, оснащенные загадочной черной магией. И именно Фитцу, одаренному Скиллом — высоким волшебством, передаваемым по наследству с королевской кровью, и Уитом — запретной способностью мысленного общения с животными, предстоит спасти ситуацию, не получив взамен ни награды, ни благодарности. Яркая проза, насыщенные характеры, отменное чувство стиля делают трилогию одним из лучших фэнтезийных циклов 90-х годов XX века.

Для этого произведения есть карты:

Содержание цикла:


8.11 (4437)
-
157 отз.
8.20 (3524)
-
79 отз.
8.17 (3171)
-
74 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Цикл фэнтези - Приз читателей (США)

лауреат
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Цикл фэнтези - Приз жюри (США)

Похожие произведения:

 

 


Королевский убийца
1997 г.
Тайна убийцы
1997 г.
Ученик убийцы
1997 г.
Странствия убийцы
1998 г.
Возвращение убийцы
1999 г.
Ученик убийцы
2002 г.
Королевский убийца
2003 г.
Странствия убийцы
2003 г.
Королевский убийца
2006 г.
Странствия убийцы
2006 г.
Ученик убийцы
2006 г.
Королевский убийца
2007 г.
Ученик убийцы
2007 г.
Странствия убийцы
2008 г.
Трилогия о королевском убийце
2010 г.
Королевский убийца
2011 г.
Ученик убийцы
2011 г.
Странствия убийцы
2012 г.
Королевский убийца
2017 г.
Странствия убийцы
2017 г.
Ученик убийцы
2022 г.
Королевский убийца
2022 г.
Странствия убийцы
2022 г.
Королевский убийца
2023 г.
Ученик убийцы
2023 г.
Странствия убийцы. Том 1
2023 г.
Странствия убийцы. Том 2
2023 г.

Аудиокниги:

Ученик Убийцы
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Assassin's Apprentice
1996 г.
(английский)
Assassin's Quest
1997 г.
(английский)
Учень убивці
2018 г.
(украинский)
Assassin's Apprentice. The Illustrated Edition
2019 г.
(английский)
Royal Assassin. The Illustrated Edition
2020 г.
(английский)
Королівський убивця
2020 г.
(украинский)
Мандри убивці
2021 г.
(украинский)
Assassin's Quest
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нуарное вступление:

Все было кончено, вся боль, страдания и безмерная тоска наконец отступали. Неужели это свершилось? Эпопея была дочитана? Там есть еще сиквел — гласили просторы интернета. Но на его прочтение, я уже был не способен…

А теперь серьезно: скажу честно, справиться с этой серией было нелегко и вышло это не с первого раза, но мне было до самого конца любопытно, как так вышло, что это произведение так прочно закрепилось в списке почитаемых фентези. Почему же оно неизменно появлялось в предложениях к хорошим произведениям? Как и всегда я не претендую на истину в последней инстанции, но я постараюсь представить вам некоторые аргументы и сравнения с другими произведениями, для лучшего понимания моей точки зрения. И вот я снова здесь и снова начинаю рубрику:

Внимание знатоки, зачем я это прочитал?

Ладно, это уже риторический вопрос. Попробуем снова: Внимание знатоки, что в черном ящике?

Запасайтесь чаем и печеньками, боюсь на этот раз вас ждет чертовски долгое увещевание.

Слоган: Глаза б мои не видели эту сагу о видящих.

Традиционно сначала принято сказать что-то о плюсах:

У серии довольно интригующее начало. Здесь заявлено немало тайн, происходит знакомство с магической системой. Нам демонстрируют угрозы, секреты которых, герои должны разгадать. И вот вы уже ожидаете скорого начала чего-то грандиозного!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эх если бы…

Присутствует ряд неплохих персонажей, о которых захочется узнать больше. Не путайте с сильными персонажами, ниже объясню почему, но неплохими они пожалуй будут.

Спойлер с личными предпочтениями по персонажам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лично для меня лучшими персонажами были Ночной Волк, Чейд, Шут(в первой половине), Кетрикен и Старлинг, о паре из них я еще упомяну ниже

Неплохой этап обучения протагониста — первая половина первой книги. В целом первая книга серии самая удачная.

Довольно легкий слог изложения — читается серия легко, из-за чего неплохо справляется с задачей занять время.

На этом мои усилия по поиску плюсов произведения заканчиваются. А теперь перейдем к тому, что с этим произведением не так.

Пойдем по порядку. Все и каждый уже пнули это недоразумение, не буду много распинаться, но слово «Убийца» в названии романов серии явно используется в переносном смысле. Протагонист отлично убивает: время и чувство здравого смысла читателя, усилия своих наставников и иногда свои жизненные перспективы. С убийством людей он справляется весьма сомнительно, за все время он справится с этим, если брать именно его работу, и опустить спорные случаи, барабанная дробь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один раз. Я объясню почему я так сказал немногим позже.

После этого заявления я вынужден перейти сразу к одной из самых крупных проблем книги: проблеме личности протагониста. Протагонист в этой серии романов один, при этом повествование идет от первого лица, поэтому его личность так или иначе затрагивает весь объем повествования. (В этом плане иногда схема с несколькими персонажами pov работает лучше — есть шанс что хоть кто-то из них устроит читателя, как в ПЛиО).

Для начала давайте попробуем без спойлеров, чтобы было общее понимание у тех из вас, кто ещё не читал книгу и решится читать ее после прочтения этого отзыва.

Первое что важно знать: это персонаж, с которым случаются события. По большей части его действия реактивны, а не проактивны, что не очень хорошо для любого персонажа, который де факто является основой произведения. Не будет большим спойлером, если я скажу, что персонаж в половине произведения и не в состоянии производить какие-либо активные действия потому что он либо болен, либо ранен и страдальчески страдает от этого.

Персонаж крайне плохо эволюционирует, эволюция может быть условно разделена на аспект личности и аспект умений. Возьмем для начала аспект умений. Вы не увидите здесь становление опытного бойца или изощренного шпиона или другого мастера своего дела. Существует великое множество примеров того как персонажи обучаются навыкам и применяют их далее по сюжету. Возьмите что угодно, от «гонконгских» боевиков по типу Пьяного Мастера, до книжных историй развития мастерства героев, таких как Ученик Ведьмака Джозефа Дилейни. Развитие героев от советов первых наставников, до собственных приемов с применением этого на практике это одна из самых беспроигрышных линий развития персонажа. Так вот — ничего подобного в книге нет. При этом Мери Сью персонаж не является, он ближе к его противоположности анти-Сью, то есть персонаж почти все делает посредственно, даже при условии, что у него был этап обучения.

А теперь добавим конкретики, где придется обращаться к спойлерам.

О мастерстве убийства я упомянул выше, но если все же вы хотите получить более развернутый ответ, то можете развернуть этот спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заветное одно убийство случится, когда Фитц убьет герцога-насильника о котором читатель знает примерно 8 строк. Горного принца Руриска он не убивал, девушку с непопулярными взглядами он не убивал. Короля убил по сути не он, хотя кто-то скажет об обратном — его уже убили заботливые окружающие и маги-паразиты (не говоря уже о том, что это связано с его ремеслом убийцы абсолютно никак). Перекованные это не люди, а зомби. Убийства пиратов топором в боевом раже не являются частью ремесла убийцы (это вроде не хроники берсерка?). Остальные убийства это вообще самозащита или проявление крайней степени не профессионализма (он не справился с двумя скованными магией людьми и даже себя убить своим же «отравленным» кинжалом не смог) иными словами он даже суицидник не профессиональный.

Что касается других навыков, то персонаж неплох в токсикологии, медицине, уходе за животными. Автор вообще явно большая любительница собак и лошадей (по странному стечению обстоятельств, других животных почти нет). Навыки вышеуказанные, к слову, тоже не эволюционируют.

Касаясь аспекта эволюции личности, здесь вы встретите: ни к чему не ведущее самокопание и самобичевание (Каладин, Архив Буресвета — имеет во всяком случае прогрессию, основанную на этом приеме, хотя он даже там порой утомляет). Полное отсутствие инициативы основанной на здравом смысле, вся инициатива протагониста основана на не контролируемых порывах эмоций (но до ситхов из ЗВ персонажу далеко, эти порывы не влияют на личность или ее изменение). У персонажа напрочь отсутствуют изменения взглядов в процессе развития. Он не обременен ни высоким интеллектом ни эмпатией, что будет неизбежно вызывать яростные приступы испанского стыда. Это можно было бы списать на возраст, если бы к концу произведения он не был взрослым. Этот персонаж будет много говорить о том, что у него все плохо, но не станет проводить работу над собой или над источниками проблем, чтобы это изменить.

Итого, я готов с гордостью представить вам, перед нами: истеричный ветеринар-меланхолик с выраженной инфантильностью, который не имеет инициативы и не меняется в течение жизни.

Поговорим о проблемах персонажей второго плана, для начала о положительных:

Все они, как и протагонист страдают недугом отсутствия здравой инициативы и реакции на происходящее. Я попытаюсь немного нагляднее объяснить. Персонажи Гарри Поттера инициативны — они совершают действия, пусть не всегда разумные, но их мотивы и активность понятны. Вспомните Ясну из Архива Буресвета, Йен из Ведьмака — примеры эрудированных активных персонажей, они совершают поступки по ситуации, или же сами эти ситуации образуют. Даже энты из Властелина колец не являясь инициативными персонажами — проявляют инициативу, приняв данность, что действовать необходимо. Персонажи здесь… ну, иногда они говорят, что надо что-то сделать. Хуже того, это бездействие и пустое разглагольствование очень заметно, кричит, постоянно бросается в глаза. Не должно быть в сценарии моментов, когда никому кроме читателя не очевидно, что что-то нужно сделать, чтобы предотвратить катастрофу. Точно не в среде средневековых аристократов, которым свойственна обоснованная высокая подозрительность. Именно этот феномен не позволяет верить в то, что происходящее возможно и не позволит сказать о персонажах как о сильных и глубоких, для этого они должны совершать, отвечающие ситуации и своей логике поступки или нести обоснованную идею. Броня наивности и неопытности может быть за уши притянута в случае протагониста и то только в начале саги, остальные же даже на нее права не имеют. Исключение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кетрикен имеет право быть наивной в первой половине саги и ей это прощается тк это имеет под собой основание. Хотя к ней тоже были вопросы, когда она выезжала на охоту с Регалом.

Отсутствие неочевидных поворотов сюжета и действий персонажей. Я уже говорил в одном из других отзывов, что читателя с опытом сложно удивить, но здесь автор даже не пытается в интригу. (Энтони Райан, Песнь Крови — интрига неясного антагониста, интрига предательств, интрига того как протагонист попал в эту ситуацию и прочее). Из всех линий этой саги только одна имела не совсем ожидаемое течение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любовная линия. Но это не значит, что это хорошая линия.

Черно-белое разделение персонажей. Обе отрицательные силы в произведении чернильно-черные. Положительные — в сверкающих доспехах. Что может быть утомительнее, чем поляризация добра и зла в произведении ориентированном на возрасте старше детского? Есть такое! Неспособность создать какой-то конфликт даже между полярными сторонами. Главный движитель действия это мощное заклятие Finite Intellectum! наложенное сразу на большую часть участников. Именно благодаря этому заклинанию может существовать одна из сторон конфликта в целом. Заканчивая эту тему — даже второстепенные персонажи, которые что-то значат для сюжета поляризированы на одной из сторон. Либо персонаж вообще в сюжете не участвует, либо он на одном из полюсов. Никакой неоднозначности.

Небольшое примечание:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесь я вернусь к Старлинг — причина по которой она мне импонирует в том, что это наверное единственный персонаж основного каста, в лице которого мы видим что-то похожее на серую мораль. В персонаже есть хоть и небольшая, но неоднозначность восприятия. Ее поступки можно воспринимать по-разному, но в этом и смысл. Есть хоть какое-то поле для спора, которое делает ее немного более живой.

Полное отсутствие проработки мира. Мира просто нет. Все локации обезличены, будут показаны только легкие зарисовки трех крупных городов, при этом особых характерных деталей или комплексных систем вы не встретите. Везде примерно одинаковая еда, про религию неизвестно ничего, про специфику народностей и групп известно мало. Архитектура и интерьеры описаны так, что вспомнить конкретное помещение или здание невозможно.

Политическая карта мира на уровне Ведьмака Сапковского. Иными словами не понятно зачем нужна добрая половина политических регионов и что они из себя представляют, так же как слабо раскрыты взаимоотношения между отдельными регионами (Герцогствами). Иногда нам будут говорить о каких-то городах, но ничего кроме названий это вам не даст, потому что эти города не фигурируют в активных действиях и даже когда фигурируют — они безлики. О большей части герцогов и правящей элиты ничего не известно, а то что известно почти никуда не ведет кроме двух случаев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герцогиня с собачкой и герцог с дочерьми. При этом о них тоже все забудут на определенном этапе повествования.

Отсутствие внимания к деталям. Если вам нравится всматриваться в детали, эпизодических персонажей или мимолетные факты, в надежде, что вы найдете к ним отсылку позже — забудьте. Я тоже надеялся. И вот мы с вами здесь.

Конфликты и сюжетные линии наполовину заряжены холостыми. На протяжении трех книг серии у вас накопится немалый багаж вопросов на которые не будет дан внятный или даже просто какой бы то ни было ответ. Складывается впечатление, что автор сама не была в курсе как ответить на эти вопросы и понадеялась, что читатель о них забудет.

Тут нужен хотя бы небольшой список, на самом деле он куда длиннее:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) Как именно погиб отец Фитца? Не нужно рассказывать про козни Регала. Я хочу конкретику, как именно погиб персонаж, заявленный как сильный, здоровый и разумный.

2) Кто мать Фитца? Нет, это не нормально когда все что получает читатель это пара туманных строк на последних страницах.

3) Что случилось с великим и ужасным капитаном пиратов, даже его имя называлось и упоминалось какой он великий и могущественный. Что с ним произошло?

4) Почему белые корабли видел только Фитц? Догадки есть, конкретики нет. Так же как нет конкретики в том зачем нужно различие кораблей по цветам. Эпичность? Таинственная-таинственность?

5) Тема драконов вообще выглядит как затычка. Не говоря уже о том, что конкретно то, что нам представили — это не драконы, а големы. Но драконы видимо пафоснее.

6) Линия отшельников обладающих единением с животными возникшая из ниоткуда и ушедшая в никуда. Видимо ради одного мага предателя с дворнягой и хорька с предупреждением. О магии нам так ничего они и не расскажут.

В качестве отдельного дополнения к предыдущему пункту — в сюжете есть минимум одна линия, вызывающая вопросы как, а главное зачем?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В третьей части, при расширении роли Шута, читателя ставят в неопределенность по поводу пола этого персонажа. И это вызывает недоумение, по ряду причин.

1) Ещё больше усугубляется вопрос уровня интеллекта и эмпатии протагониста, который, общаясь с персонажем больше других на протяжении нескольких лет — не может с уверенностью ответить на этот вопрос исходя из косвенных признаков.

2) Это очень сильно дезориентирует читателя, у которого совершенно точно к этому времени был выработан какой-то ассоциативный образ персонажа. Выглядит будто автор решила совершить грубую инъекцию фактов и добавить особенность персонажа которую изначально и сама не задумывала. А после всего этого у читателя остается треть книги, чтобы попытаться сформировать новую ассоциацию, и книга в этом ему помогать не будет.

3) Цель этого хода никак не объясняется, как минимум в рамках этой трилогии, а это вызывает вопрос — зачем этот факт нужен для сюжета? Конец и без этого весьма сумбурный. И нет — это не удачный пример создания интриги перед созданием сиквела.

Хтонически ужасная любовная линия. Ужасна она потому, что она повсюду, но ни о чем. Она будет как сталкер преследовать вас из главы в главу и при этом — адекватного развития как и у многих других линий здесь не будет. Вы сможете насобирать из трех томов саги один целый, который будет полностью посвящен самокопанию персонажа по этому поводу. Этой линии уделено больше всего повествовательного времени по доле в произведении, но на протяжении всего сюжета новые мысли и видение у персонажа не появится, интересных взаимодействий — не будет, поэтому как любовную эпопею это произведение тоже не рассмотреть. Это все ещё один большой камень в огород развития личности персонажа — он отсылает к неизменной инфантильности героя, граничащей с синдромом Питера Пэна. С большой долей вероятности вам захочется пролистать большую часть того, что связано с этой линией, ввиду испанского стыда, однообразного страдальческого страдания героя, отсутствия связи линии с сюжетом (в большей части произведения) и того, что уже сказано выше.

Склад клавишных инструментов разной степени тяжести за каждым кустом. Deus ex Machina — не всегда плохо, но здесь это основной инструмент решения сюжетных проблем. Испытания персонажей ничего не стоят, если из раза в раз вместо противостояния трудностям — все решают клавишные инструменты. Немного примеров под спойлером, дабы не быть голословным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) многократное спасение жизни героя волком в последний момент (вместо того, чтобы уделить внимание лучшему развитию боевой системы героя, чтобы показать сцены противостояния) То же самое касается спасений при помощи Скилла Верити. Способностей и прогрессии у персонажа нет, поэтому до конца серии его спасают клавишные инструменты.

2) Суицид не удался потому что повезло, ведь яда уже не было. Иначе как бы герой исцелил этот яд?

3) Внезапный хорек, который успел предупредить Фитца. Правильно — в последний момент.

4) знаток скилла Кеттл, о которой до этого никто не знал и которая случайно оказалась именно в этой экспедиции по переправе.

To be continued…

Если так подумать — сложнее вспомнить пример, где победа в испытаниях была одержана без вмешательства клавишных.

Конец бездарно слит. Я очень надеюсь, что не нужно было помещать это под спойлер, чтобы сохранить для вас эту интригу. Это отчасти вытекает из предыдущих пунктов, в особенности не стреляющих конфликтов и добивается вот этим:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Персонаж не получает ничего. Мудрость? Любовь? Дружба? Дзен? Покой? Мастерство? Смысл существования? Нет. Ничего из этого. В конце он такая же развалина, какой всегда на самом деле и был. Он не смог и не захотел добиться ничего. Выброшенный на обочину как ненужная вещь. Он все так же жалеет себя и все так же не способен на что-то решиться. Осёл, что остался без хозяина и не знает, что делать со своей жизнью. И даже Старлинг, которая к нему приходит в конце — в итоге окажется в стороне, он и ее не удержит (это уже я интереса ради почитал этот конкретный спойлер, не в силах читать продолжение). Но знаете — она правильно сделает, что не останется. То, что она столько продержалась в его обществе — это вообще то серьезный подвиг.

Впрочем, возможно это конец достойный персонажа? Или приглашение прочитать продолжение, а вдруг там что-то изменится? Не верю, что изменится.

Что же в черном ящике?

Все, надо заканчивать с этим и подводить какие-то итоги. Итоги эти неутешительны. С книгой не так слишком многое. Ее можно сравнить с сагой Энтони Райана, но даже самые неудачные части той саги лучше, чем этот опус, и это при том, что Райан явно черпал здесь вдохновение в ряде аспектов. Если у вас есть возможность выбрать между этими произведениями, то мой уверенный совет выбрать Песнь Крови Энтони Райана. Можно сравнить книгу с Хроникой Убийцы Короля Патрика Ротфусса. Книга Ротфусса тоже вызывает смешанные чувства и имеет много спорных моментов, но знаете, скажу кощунство, даже сага о Марти Сью в лице Квоута выигрывает. У Ротфусса хотя бы описания колоритные. В сумме, произведение это — очень дискуссионное, близко не стоящее с серьезными представителями жанра, к тому же страдающее недугом ухудшением качества ко второй половине.

Вердикт: 3 (за пару персонажей и возможность скоротать время)

Стоит ли это читать? Если вам нужно просто занять время — попробуйте первую книгу. И только если у вас есть слишком много свободного времени и при этом нет выбора что читать — берите остальное. Лучшее, что я могу сделать — это посоветовать вам почитать что-нибудь другое.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга мне даже понравилась. Вторая — хуже. Третья — это бесконечное нытье мальчика. Если убрать это бесконечное нытье мальчика, то книга стала бы в 2 раза тоньше.

Продолжение истории про «мальчика-конюха», бастарда, который вырос в замке короля, которого обучали почти всему, но который смог сносно выучиться только на конюшего.

У мальчика постоянные эмоциональные качели от ярости до отчаяния, а в промежутках между этими двумя состояниями он постоянно ноет. Он настолько эгоист, что для него существует только его собственная точка зрения, которая основана исключительно его желаниями (желание любить, желание быть любимым, желание быть хорошим, желание делать добро, желание мыть человеком короля и т.п.)

Иногда мальчику приходится делать выбор, который одновременно удовлетворяет и противоречит одному из собственных желаний\убеждений. В эти моменты мальчик начинает винить всех вокруг и ныть.

Нет, главный герой не плохой. Просто мне не импонирую персонажи подобные персонажи.

Я не скажу, что читал без удовольствия. Да, сюжет прост, да мир не проработан. Но меня достаточно часто раздражало неуместное самобичевание, поэтому пропускал абзацы. По этой причине аудиокнигу слушать не мог.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел трилогию. Читается быстро, местами захватывает и не можешь остановиться. Но есть и затянутые моменты, правда не много. После первой и второй книги писательница оставляла незакрытыми и недосказанными ряд мыслей и сюжетных поворотов, из за чего хотелось быстрее начать читать следующий том.

Очень большой плюс и одновременно минус произведения это логичное объяснение нелогичного.

Например – как король терпит выходки своего законнорожденного младшего сына? Ведь правитель он опытный и одаренный, очень хорошо должен разбираться в интригах, заговорах и прочем, а под собственным носом не видит злобный и наглый сговор и предательство. Куда в этот момент смотрит старший законнорожденный сын? В последствии автором все это объясняется, но по окончании первой книги помимо продолжения истории возникают вопросы к Робин Хобб — «А почему так странно все себя повели? Где же разум у некоторых персонажей? Может автор что-то напутала?». Но нет, в следующей книге все будет расставлено по местам и найдет свое обоснование.

Еще один нюанс проистекает из первого плюса-минуса это местами странное поведение героев и по глупому принятые решения. Часто хочется воскликнуть – Фитц, ты дурак! Верити, ты тоже дурак! Но опять, писательница все объясняет и любая странность поведения будет обоснована, доказана и перетерта мысленными терзаниями главного героя или открывшимися позднее обстоятельствами.

Произведение состоит из следующих компонентов: 1) создание напряженных ситуаций с последующим развитием или разрешением; 2) обилие поступков и кажущихся бестолковыми или как будто взятыми из мыльных опер выходок героев, которые всегда имеют последствия и причины; 3) приключения и путешествия; 4) одиночество главного героя; 5) то счастливая, то несчастная любовь

Хочется похвалить автора за изощренность выдумки и за способность создать интригу а потом все разрулить без натягивания совы на глобус (ну может только мышки на теннисный мяч).

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл довольно объемный, где-то тягомотный, вязкий, но я не могу согласится, что Хобб льёт воду и графоманит.

Она очень последовательно и тщательно занимается прописыванием мира и раскрытием персонажей. Все герои, даже второстепенные, наделены характерами, они объемные, как минимум любопытные, не шаблонные. Все сюжетные ниточки в конечном итоге сходятся в один узелок. Тебе дают ответы на все вопросы. В книге нет пустых сюжетных тропов, бесцельных персонажей. Хобб не скатывается в откровенные штампы, как тот же Аберкромби.

Короче, считаю, цикл удался. И в данном случае, оценка в 8.3 вполне заслужена.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осилил первую.Не очень интересно,но читать есщё можно. Но вторую не осилил. Тогда пробовал читать Сага о живых кораблях, опять шаблонно и примитивно. Прочитав отзывы про Хроники Дождевых чащоб,я наконец понял почему такого посредственного автора так пиарят.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не стану петь дифирамбы, лично мне не было скучно или пресно, наблюдая развитие событий этой истории. Однако не стоит ожидать чего то из рада вон, есть мир, живой и проработанный, герои и злодеи, магия и легенды, но. Тем не менее, читая все это, складывается впечатление, что все это лишь присказка и вот оно! Ан нет, далее все те же и все там же.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне удивительно и противоречиво. С одной стороны, отличный интригующей сюжет, интересный фантастический объемный мир, запоминающиеся персонажи. Всё на ура. С другой стороны, бесконечные непрекращающиеся метания. Чтобы не произошло, постоянно герои решают правильно ли они поступили, занимаются самоедством, результатом никогда не довольны. То подвиг, то депрессия, и тоска.

Плохо, не стало лучше, хуже, нет плохо, и всё же хуже, плохо, подвиг, победа, нет не лучше.

За интригу и сюжет, интересный мир 10, за больную психологию 1.

Оценка: 1
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

25 августа 2021 года. В этот день свет увидел очередной (седьмой) альбом норвежской рок-группы Leprous, футбольный клуб Пари Сен-Жермейн потребовал у мадридского Реала 220 миллионов Евро за нападающего Киллиана Мбаппе, тем самым заведя переговоры в тупик, число подтвержденных случаев коронавриуса в России составило 19 536, а новый пользователь ресурса fantlab.ru под ником on hold закрыл файл с книгой «Странствия убийцы» (Assassin's Quest, 1997 г.), входящей в состав трилогии «Сага о Видящих», в состоянии крайнего раздражения. Причиной тому стало не столько количество выпитых в процессе чтения бутылок светлого пива Tsingtao (каждая по 0,5 литра, произв-во КНР), сколько крушение надежд, которые вышеупомянутый пользователь возлагал на вышеозначенную трилогию. А начиналось-то все так хорошо! Щенки, безымянный мальчик, воспитанием которого занялся лучший персонаж «Саги», краткость (сестра таланта). Надо же было все так погубить, оставив душу читательскую разорванной в клочья, а каменных драконов — недоделанными и покрытыми мхом. Эхх... 6/10.

Если вы уже ненавидите этот отзыв за выпендреж и ломаете голову, для чего в нем Киллиан Мбаппе, Tsingtao и коронавирус, прошу, не спешите ставить ему минус и листать дальше. Дело в том, что «Сага о Видящих» — это не просто трехтомник, это вирус, и он поражает нервную систему читателя, заставляет изъясняться велеречиво, подробно, с кучей подробностей, часть которых истории не нужна от слова совсем, и при этом максимально пусто и местами скомканно. Как видите, я не виноват! Это все «Сага«!

Итак, у нас есть протагонист по имени Фитц Чивэл, бастард быстро сливающегося кронпринца некоего государственного образования под названием Шесть Герцогств. Живет Фитц в очень неконкретно описанном мире, где есть то, есть сё, есть пятое и есть десятое, а как и почему все это работает, не объяснено. Вернее, объяснено, но либо в Написанных-Курсивом-Вступлениях-К-Каждой Главе (далее НКВ), либо через призму восприятия Фитца (да, трилогия написана от первого лица), который, как мы выясняем по ходу чтения, с годами практически не умнеет и анализирует любые происходящие события либо с позиции верного слуги короля (король сказал — я реагирую, король не сказал — я бездействую), либо как законченный истерик и эгоист (король сказал — но тут же любовь, король не сказал — но мне же хочется). Как одно вяжется с другим? Да плохо, если честно, но только этот дуализм, собственно, и делает возможным сюжет книги. Там где Дж.Р.Р. Мартин создал бы интригу с кучей смертей и выживанием самого сильного либо самого хитрого (а не того, кого послушной версии Фитца запретил убивать король), а Дэвид Геммелл развернул бы достойное полотен Айвазовского батальное действо на море (а не описание в духе «ну, я всех и убил, уууу какой я страшный!»), Робин Хобб заставляет всех, ну вообще всех и каждого персонажа, кто мог бы на ситуацию повлиять, тупить, колебаться и заниматься чем угодно, кроме решения проблем. Еще обиднее из-за того, что история взросления Фитца максимально хороша, и первой книге в отрыве от двух других я поставил бы 8/10. Образы воспитателей Фитца — Баррича, Чейза и Галена — в «Королевском убийце» хорошие, цельные, очень не похожие один на другой и от того правдоподобные. Плюс, Гален — хороший антагонист (в отличие от. Не будем показывать пальцем на Регала, который, к сожалению, дожил аж до самого конца «Саги», в отличие от бедного Галена).

У Фитца много забот! Первая из них — внешний враг, пираты с красных кораблей, которые творят черте что черте зачем. НКВ сообщают нам о страшной секте, ужасающем лидере пиратов и всячески нагнетают зловещую атмосферу, а некоторые персонажи намекают аж на то, что пираты способны уничтожить сложившийся миропорядок. Кроме пиратов, Фитцу угрожают родной дядька, принц Регал, учитель магии (которая здесь называется Скилл, то есть, навык, как в видеоигре) Гален, и всякая шушера по мелочи. А еще Фитц владеет еретической шаманской магией (эта называется Уит, то есть, смекалка, и это ставит в тупит), за которую его вообще никто не любит. А еще он убийца по профессии и занимается отравлениями и маханием топором. А еще он влюбчивый и пылкий, а еще, а еще... В общем, полон рот опасностей и треволнений. И как же Фитц с ними справляется? Да хреново, честно говоря. Над львиной долей проблем он только ноет, а те, что реально пытается решить, обычно решаются либо не им самим, либо через одно место на букву «а» (афедрон-с). Зато одну вещь Фитц умеет делать прекрасно — и имя ей самокопание. Вот тут, конечно, Хобб развернулась по полной! Такого количества нытья и дурацких выводов, как в книгах под номерами 2 и 3 (каждая из них, кстати, получает по 5/10), я в художественных произведениях давно не видел. Нуарные детективы со сломанной карьерой, страдающие девы из романтической прозы, некромант Фесс, которого обидел каждый встречный-поперечный, все вы даже подмастерьями нытья к Фитцу не годитесь! Не знаю, как это описать. Хотите — просто почитайте. Хотя нет, знаю.

Вот вам пример: у Фитца есть возлюбленная, простолюдинка. Король говорит, типа, Фитц, но-но-но, ты хоть и бастард, зато чей бастард, вот, в НКВ написано, каким твой отец был великим человеком, так что нечего тут с ней, и невесту тебе нашел, дочь герцога! А Фитц такой, оки-доки, вашество, не буду, и сразу к ней под бочок. Просто потому, что незаметно травануть реально опасного психопата вопреки королевской воле нельзя, зато наплодить своих бастардов, рассориться с герцогами и усложнить ситуацию с престолонаследием — это мы всегда за! И вот он с ней спит, что приводит к беде. И потом еще наблюдает через Скилл, как его дочка растет, а возлюбленная сходится с бывшим учителем Фитца и отдается ему возле колыбельки дочки. И каждый — каждый! — эпизод, связанный с возлюбленной, мусолится на трех и более страницах, и везде-то Фитц такой бедолага, ничего-то не получается, любви нет, сплошное эмо. Самый показательный момент — это когда у Фитца проблем полон рот, кругом враги, он усталый и побитый приходит к возлюбленной, а та начинает компостировать ему мозги на тему свадьбы (которой быть не может, и это все знают). Какой же вывод делает из этого эпизода Фитц? Примерно такой: ну и козлина же я! Тут свадьба горит, бедная моя возлюбленная. Как хорошо, что мои проблемы — всего-то принц-маньяк и пираты с красных кораблей! Куда хуже б было, если б меня замуж не брали, тут трагедия, так трагедия; покури в сторонке, Гамлет, принц Датский, Ромео и Джульетта, подежрите-ка пиво. И такого в романах 2 и 3 пруд пруди, считайте, что я 80% книг тут описал.

Острые углы автор сглаживает. Ни одной вменяемой батальной сцены в романах нет, зато полно бытовухи и лишних встреч. На кой пес в третьем томе всплывает отрывок с владеющими Уитом отшельниками, одним богам ведомо.

И вот, мы плавно подходим к финалу истории, нытья и ненужных описаний (ходьбы в третьем томе столько, что можно, читая о ней, самому на своих двоих экватор обогнуть) становится много. Очень много! Влияющих на сюжет событий — мало. Очень мало! На последних ста страницах (из 1800, у меня шрифт крупный на читалке электронной) все проблемы разрешаются по щелчку авторского пальца, но остаются и те, которые, черт возьми, не разрешаются! И знаете, что? Так, судя по всему, и надо. Лидера пиратов, например, нам назвали по имени, но что с ним стало — науке неизвестно. Может, он возникнет потом? Но нет, я читал «Сагу о живых кораблях», и она мне понравилась (иначе стал бы я дочитывать Фитца до конца!), но там вообще другая история. Наверное, стоит копать в других томах эпопеи о мире Видящих, но, честно говоря, после отважных приключений Фитца вообще не хочется. Хватит. Если я возжелаю пострадать, ударю себе молотком по пальцу, а если узнать, как страдают другие — то молотком по пальцу другим. «Сага о Видящих» получает свое среднее арифметическое и отправляется в список прочитанного. Галочка напротив названия в этом списке — наилучшая награда, которую могу эпопее выдать. Читать советую первую книгу из трех и две другие, если у вас настолько развита эмпатия, что заглушает голос рассудка. Всё.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать по итогу прочтения данного цикла? Ну первое что ярко бросается в глаза — автор женщина. И на это сразу приходится делать серьезную скидку. Таких про женских глупостей в фэнтези быть не должно! Серьезно, среди воинских подразделений чуть ли не в равном с мужчинами количестве присутствуют женщины. Что за бред? Автор, прежде чем писать такие глупости, могла бы хотя бы поинтересоваться почему из женщин получаются плохие воины и солдаты. Ну а эпизод из второго романа где беременная женщина с мечом в руке чуть ли не на равных с опытными военными сражается с пиратами.... зачем это, это же невероятно глупо и тупо.

Несмотря на общий очень большой объем трилогии (больше 2000 страниц) автор сильно упростила концовку. Вообще концовка данной трилогии худущее и самое слабое что есть в данных книгах. Все действие в трилогии разворачивается неспешно, неторопливо, с огромным количеством воды и ненужных подробностей. Но концовку автор буквально вываливает читателям на примерно 100 последних страниц, скомкано, максимально глупо, максимально быстро и максимально приторно. Это халтура, называя вещи своими именами. Написать достойную концовку с логическим завершением всех линий это целое искусство, которое, увы, автору недоступно.

В данной трилогии присутствует много воды (очевидно для увлечения объема, всю трилогию можно было уместить в одну книгу), много душной, дешевой, мыльной драмы (вспоминаем что автор женщина), нелогичное и даже в общем-то глупое поведения главных героев в отношение главного злодея, четкое разделение героев на плохих и хороших, непровдаподобно благородные правители, которые даже жизнь свою готовы отдать за жизни и благополучия простых людей (и снова делаем скидку на то что автор женщина и не слишком глубоко копала в теме средневековья и почему такое поведения правителей в принципе невозможно).

Как итог, в общем-то весьма слабое произведение, но написанное на хорошем литературном языки, читается легко. Есть неплохие моменты в романе, даже интересные задумки, но слабо раскрытые, не до конца проработанные идеи.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с этим автором, и сразу довольно удачное. Обьемы томов не пугали, полче Джордана вообще сложно чем то напугать, читать было достаточно легко. Сразу перейду к плюсам — много интересных и достоверных персонажей, у каждого своя мотивация и желания, придраться тут невозможно. Сюжет начинается довольно медленно, но как только начинаешь уставать от замка и его интриг, как резко меняется место действия и вся 3 книга уже путешествие с кучей приключений и магии. Концовка правильная и логичная, но в истории мира есть еще что рассказать, вот и единственный минус книги — очень скупо и малыми порциями подается лор, дальше надеюсь на большее. Видно, что мир очень интересный и многогранный, но автору интереснее писать про душевные терзания героев, а не исторические факты мира.

В итоге имеем очень крепкое приключенческое фэнтези, с интересным сюжетом и очень колоритными персонажами. Приступаю к живым кораблям и надеюсь на крутые впечатления.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вся трилогия читается сложно, интересно, но сложно, слишком сильно растянули сюжет. За многих персонажей не переживаешь как минимум потому, что автор в начале глав сама упоминает об их будущей судьбе, что они выживут, в том числе и главный герой. Все эти бегства из заточения очевидны, конец трилогии очевиден, выживание многих персонажей очевидно. Воды много. Герой излишне плаксивый, но, на удивление, раздражение не вызывает.

В книгах о взрослении действительно раздражает незнание, кем в итоге станет герой. Невозможно понять его будущую личность. Молодые герои совершают глупые ошибки, но остаётся надежда, что герои будут учиться на своих ошибках. Иногда итоговая личность героя нравится, иногда не понимаешь, как герой ещё жив. В этом произведении второй случай. Название привлекает, но на деле от убийцы тут мало.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Робин Хобб для многих противоречивый автор. Одним ее книги очень нравятся, другим не нравятся от слова совсем. Я решил прочитать Сагу о Видящих, первой трилогии («Ученик убийцы», «Королевский убийца», «Странствия убийцы») огромного цикла «Мир Элдерлингов» и решить на чьей я стороне.

Автор рассказывает нам о королевском бастарде Фитце Чивэле — он главный герой и от его лица ведется повествование. Фактически все происходящее это его записанные воспоминания, о чем нам намекают практически сразу и, несмотря на частое использование этого приема другими авторами, дает толчок в чтении. Уже в малом возрасте он попадает в замок Видящих — главной королевской семьи в Шести герцогствах (почти как Семь королевств в Песне Льда и Пламени). Здесь мальчик находит друзей, врагов и пытается найти свое предназначение в этом мире, где внезапно появившемуся Бастарду очень опасно жить.

Персонажи, которые окружают Фитца — отдельная удача Робин Хобб: они живые, в их мотивацию веришь, они очень разные и, поверьте, не раз вас удивлят. Баррич, Верити, Регал, Молли и, конечно же, Шут, пожалуй наиболее загадочный и яркий персонаж, достойный встать в один ряд с Глоктой Аберкромби и Тирионом Мартина.

Основное противостояние героев ведется с загадочной угрозой — пиратами на Красных кораблях, которые — вы наверно подумаете грабят и сжигают прибрежные города ? Нет, все гораздо интереснее и это, на мой взгляд, еще одна удача автора — я до сих пор не могу забыть слово «Перековка» и что оно делает с людьми и ни в коем случае не буду лишать вас удовольствия самим это узнать, но поверьте — здесь все оригинально, таинственно и... зловеще.

Как я уже сказал, это основное противостояние. Второстепенное (хотя это как посмотреть) происходит уже в замке, основному месту действия первых двух романов. Дворцовые интриги, подлости разных героев, тайны — все здесь, друзья мои, и если вы любите такое, разочарованным вы не уйдете. Здесь наш главный герой, подобно Гарри Поттеру, получает разные навыки, только то, как он их получает и для чего уже понятно из названий книг. Но также здесь есть магия — довольно оригинальная: Сила и Дар. Первая позволяет обмениваться мыслями с другими владеющими Силой, а также воздействовать и вредить разуму людей. Вторая позволяет общаться с животными, из чего следует что у нас здесь не только персонажи-люди, но и есть парочка замечательных персонажей-зверей. И это еще одна удача Хобб — все магическое здесь хоть и не бросается вам в глаза, но очень оригинально, подобно «Песне Льда и Пламени» Мартина.

Тем не менее, когда речь заходит о Странствиях убийцы, заключительной книги трилогии, не все так гладко. Уже из названия понятно чем она отличается от первых книг и чем главный герой в ней будет заниматься. Наш герой, в силу многих причин, отправляется странстовать и поначалу все идет хорошо — но уже ранее середины этой большой книги, сопоставимой по размерам с первым двумя вместе взятыми, начинает литься вода, то, о чем так часто говорят противники Хобб. Я знал об этой претензии с самого начала, но в первых двух книгах подобного я не замечал, они не стоят на месте, колесо крутится, открывая новые сюжетные повороты и новые локации, ведя к замечательным концовкам, после которых хочется тут же взяться за продолжение.

А в Странствиях убийцы, увы, за исключением начала — большая часть первой половины романа это топтание на месте. Вот Фитц пришел в деревеньку, познакомился с ее жителями, к нему подкатила девушка, но он ее отверг, и вот ночью он вспоминает о своей Молли, а на утро отправляется в новую деревню, прочитайте это предложение 10 раз и вы поймете о чем я говорю. Это не значит. что интересных событий нет, они есть, и ты искренне радуешься им, Хобб может прописывать динамику, но потом их сносит водопад излишней эмоциональности и просто неинтересных событий. К счастью, во второй половине, когда у нас собирается условная группа персонажей и они определяются с целью, начинается, можно сказать, поход Фродо к Роковой горе и вот тут уже, как говорится, завертелось. Жаль что к этому моменту нас очень долго подводят. Событий во второй половине столько, что, в принципе, они компенсируют первую половину романа. Тем не менее и здесь есть минус — когда происходит один из самых важных сюжетных надрывов всей трилогии, Хобб.... просто берет и за пару страниц рассказывает нам что было дальше. Это как если бы (именно в фильме) Фродо бросил кольцо в огонь Роковой горы, нам показали бы гору и постепенно отдаялясь от нее закадровый голос сообщил бы нам, что Фродо уехал к Эльфам, Сэм женился, а Арагорн стал королем, все, титры. А помните сколько времени понадобилось П. Джексону, чтобы показать завершение всех сюжетных линий на экране ? А здесь это не чувствуется, все примерно так и происходит, и глядя на первую половину романа я немного недоумеваю.

И все же. Это действительно отличная трилогия, очень оригинальная, с очень красочными, интересными героями, интересными конфликтами, загадочными и оригинальными силами, а также центральной темой, связанной с поиском себя, защитой того, что тебе дорого, и самопожертвованием ради общей цели.

Стоит ли читать ? Определенно — да

Идеальная ли эта трилогия ? Определенно — нет

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Средняя оценка цикла выше 8, но первая страница отзывов по рейтингу — сплошной негатив. 80% недовольно названием: мол, если в название слово «убийца», то ГГ должен всех резать направо и налево.. Даже сказать нечего. А «Заводной апельсин» должен быть об апельсинах, не иначе.

Для тех кто недоволен переживаниями Фитца: произведение классифицируется на сайте как «психологическое». Чего вы ожидали? Не нравятся списки — не читай телефонный справочник.

Что хочу сказать о цикле: определенно чувствуется — написано женщиной. Более чувственно и менее развязно, смещены акценты в сторону переживаний героев, отпечаток на всех основных персонажах: безукоризненность женских и слабости мужских . Многострадальный герой — сунуть в самую бяку мало, нужно чтоб его это сломало, — от этого и настроение от цикла депрессивненькое с оттенком фатализма. Считать «поломанные кости» Фитца стало делом привычным. Читается легко, сюжет захватывает. Немного напрягают повторения сюжета (читал книги подряд). А в целом серией очень доволен, зачитывался до середины ночи.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гм.

Лично для меня огромным минусом всего цикла стала его...цикличность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жил да был Фитц. И был он в контрах с дядей Регалом. И любил Фитц Молли, и чувствовал себя обязанным Видящим

Все. В какую бы страницу любой из трех книг Вы бы не ткнули, Фитц либо будет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ненавидеть Регала, либо страдать по Молли.

Циничных и коварных убийств ради высшей цели во всем цикле просто нет, даже в самом-самом конце, когда я было думал выдохнуть!

Но несмотря на затянутость и однообразность произведения, меня все же затянуло. Герою не везет от слова вообще, он повязан долгом, который ставит превыше всего. И я не согласен с предыдущими ораторами, утверждающими, что ГГ больно много хныкает. Его страдания мной воспринимались как естественные.

Что касается поведения персонажей, то здесь не все однозначно. Иногда поражаешься тупости и инфантильности их решений, а иногда понимаешь, что иначе поступить нельзя.

Нельзя не отметить, что автор допустила много логических косячков и не ответила на некоторые вопросы. А те, что дали нам в конце книги, меня, как усердного, читателя совсем не устроили. Словно порванную вязь тонкой цепочки варварски скрепили обычной проволокой.

Сказать мне, на самом деле, особо нечего. Все уже сказано и перескано более красноречиво до меня, но как-то вот так.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга напомнила один из бесконечных сериалов с центральным сюжетом. Вроде и герои интересные, и сюжет неплохой, и загадки присутствуют, и мир необычный, но коктейль разбавлен таким неимоверным количеством воды, что уже и не чувствуешь вкуса. Первоначальный восторг от чтения постепенно сменяется усталостью и нетерпением. Госпожа Хобб в словоизвержении сумела превзойти самого Кинга.

Отдельно разочаровал финал. Не буду спойлерить, прорвавшиеся через тысячи страниц текста меня поймут.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх