fantlab ru

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
2201
Моя оценка:
-

подробнее

Вокзал потерянных снов

Perdido Street Station

Роман, год; цикл «Нью-Кробюзон»

Аннотация:

В гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы. Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов. А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда — человек-птица из далеких пустынь — и просит снова научить его летать. Тем временем, жукоголовая возлюбленная Айзека, Лин, получает не менее сложное задание: изваять портрет могущественного главаря мафии. Айзек и Лин еще не знают, какой опасностью чреваты эти заказы — для них самих, всего города и даже структуры мироздания…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2001 // Роман

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2001 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 2001 // Премия SFVO за лучший непереведённый роман на английском (Великобритания)

лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2002 // Зарубежный роман (Великобритания)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2003 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Зарубежная книга (Великобритания)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Научная фантастика (Великобритания)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Великобритания)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2004 // Книга года

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2005 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Японская премия "Гендерное чувство" / センス・オブ・ジェンダー賞 (Sense of Gender Awards), 2009 // Зарубежное переводное произведение (Великобритания; роман)

Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2000

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2001 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2001 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Роман

номинант
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Вокзал потерянных снов
2006 г.
Вокзал потерянных снов
2007 г.
Вокзал потерянных снов
2014 г.
Вокзал потерянных снов
2017 г.
Вокзал потерянных снов
2019 г.

Аудиокниги:

Вокзал потерянных снов
2012 г.
Вокзал потерянных снов
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Perdido Street Station
2000 г.
(английский)
Perdido Street Station
2001 г.
(английский)
Dworzec Perdido
2003 г.
(польский)
Nádraží Perdido
2003 г.
(чешский)
Perdido Street Station
2003 г.
(английский)
Perdido Street Station: Tome 1
2003 г.
(французский)
Perdido Street Station: Tome 2
2003 г.
(французский)
Perdido Street Station: Tome 1
2006 г.
(французский)
Perdido Street Station: Tome 2
2006 г.
(французский)
Станция Пердидо (Том 1)
2008 г.
(болгарский)
Станция Пердидо (Том 2)
2009 г.
(болгарский)
Perdido Street Station
2011 г.
(английский)
Nádraží Perdido
2018 г.
(чешский)
Вокзал на вулиці Відчаю
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На червивой окраине гниющего города..

Произошло нечто. Известный учёный, правдами и неправдами, попадает в водоворот нежелательных событий, которые сделают его бытие сложным, а затем и совсем невыносимым. Уничтоженные надежды. Разрушенные желания. И всё это посреди гниющей громады под названием Нью-Кробюзон, города, полного людей, нелюдей и гниющих останков того и другого.

У гниющего города и правительство под стать: жирное, гниющее. Ещё не надоело слово «гниющий»? Это пока.

Ведь перед читателем открывается целый мир гниющего, провонявшего мочой мира, полного удивительных существ — водяных, русалок, жукоголовых, растительноподобных, которые всячески силятся выжить в этой клоаке (иногда называемой «богатым плодородным городом»)

Если начинается роман, несмотря на гнетущую атмосферу, за здравие, то уже к середине описание очередной гниющей улицы, дома, таверны, начинаешь пролистывать (да, да, я понимаю, всё тут мерзкое гниющее, засыпанное мусором, может хватит уже?)

А когда роман идёт к кульминации, скучную и бессмысленно нагнетенную атмосферу разбавляют рояли в кустах со скупо обоснованной мотивацией.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Смотрите, какой классный паук, но с ним не договориться, нет. Ну или да, если ты главный герой. Почему — ну потому что жизнедеятельность ГГ всячески услаждает пауку душу (или что там у него). Кто же разберёт этих галактических пауков?

Но подождите, до этого вас ждёт немного утомительной безвыходности, напрочь ломающей какую-никакую логику повествования. Неуязвимые враги, вызывающие ужас у всего преступного мира и подмира, размазываются в пюре подручными приспособлениями, сторонние персонажи, которые умирают что твои мухи, непонятно зачем появившись, и пытки, мучения, гниющая кровь, отрубленные конечности и выколотые глаза.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Эти ужасные мотыльки демонам не под стать — демоны сразу говорят «нет уж, мы не хотим», учёные хором говорят «да как же таких убьёшь, совсем никак... разве что нанести травму, несовместимую с жизнью»

И, как показывает практика, хватает коробки с гвоздями.

Отдельно раздражает финал, где герой переобувается в воздухе, отделяет зерна от плевел, забыв по пути, что сам-то не самый сладкий пирожок.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Что-то не отрубил себе ничего ГГ, подвергший невинного больного человека пыткам, сам попой на его место не сел, и даже в милицию на себя не заявил. Но клювокрылу, который честно сказал, что за правое дело ему крылья отрезали, свернул кукиш, вдохновившись собственной партнершей.

И всё это под гниющим соусом гниения. Если дверь — то с гнилыми петлями. Если дождь — то как гной. Если солома — то обоссаная.

Честно говоря, очень сильно устаёшь от однообразных описаний гнилоты и жестокости, затянутых бессмысленных сцен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Честно скажу, разматывание кабеля я не осилила.

И самое главное — нет альтернативы, нет противопоставления. Автор лишил своих героев выбора, возможно даже второй степени.

Итоговая оценка — 4, на грани читабельности.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я много лет слышал разное, прежде чем добраться до этой книги, но однажды всё-таки добрался. Краеугольная работа «новых странных», первое, о чём вспоминают, говоря об этом направлении и о самом Мьевиле в частности.

Хорошо, и хорошо весьма. Тут на страничке хватает гневных отзывов, и почти все они сводятся к: «нет сюжета, тягомотно, не осилил». Какое счастье, что у меня нет фетиша на сюжетность и уж тем паче на остросюжетность %) Потому как не завезли как раз вторую, а первый есть — просто кроме него там есть огромное количество смачно расписанных будней и детализации сюрреалистического сеттинга, и ценим мы Нью-Кробюзонскую трилогию в первую очередь за это. (Хотя, как покажут следующие книги, сюжет тоже значим.) Здешний мир — это мозаика из кучи контрастных деталей, эклектичная и слегка галлюцинаторная, словом, всё как я люблю, и именно за это в первую очередь ценю Мьевиля. Да, здешние разумники в основном слишком человеческие, что удручает — но это явно сделано для того, чтобы на большем контрасте оттенить действительно чужеродных чудовищ, вроде Ткача и особенно «мотыльков». Ах, эти «мотыльки«! Совершенно восхитительные твари, половина лавкрафтианского бестиария разбежится с паническими воплями; про них читать было особенно кайфово.

И просто куча антуражных деталей разной степени (не)значительности, вроде лун луны, культов и культур, ИскИнов на основе перфокарт, площади в тени проклятых рёбер доисторического чудовища, мудрёной техномагии, изысканного боди-хоррора и тому подобного. Некоторые элементы вроде кризисной энергии и Вихревого потока изумительно напоминают по духу трепетно любимые «Иные песни» Яцека Дукая (которые, впрочем, я выкурил заметно позже). Наконец, что приятно, Айзек Гримнебулин — наиболее приятный протагонист во всей трилогии. Может, конечно, я предвзят и мне легче сопереживать учёным, но, по-моему, он реально самый человечный и разумный из всех, кто топтал страницы Бас-Лага на ролях протагониста. Жаль, право, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не довелось ему совершить НТР в отдельно взятом городе-государстве; да и Лин жалко не в меньшей степени,
но автор сразу дал понять, что это не очень-то весёлая и добрая история.

Не раз перечитывал и ещё не раз перечитаю. Славный источник вдохновения.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидал чего-то более неординарного, когда брался за книгу. По факту, сеттинг действительно нестандартный, автор придумал несколько новых рас разумных существ, поселил их в одном большом стимпанковском мегаполисе, добился того, чтобы этот город смотрелся органично, но в то же время постоянно удивлял читателя. Написана книга хорошим, богатым языком, читается легко и с удовольствием.

К сожалению, сама история не слишком захватывающая и, если отбросить всю мишуру, — очень линейная. Еще один минус для меня — это весьма объемные описания топографии города. Читая текст, сложно визуализировать городскую инфраструктуру так, как видит ее себе автор.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то добрались руки до культовой стимпанк трилогии последовательного марксиста Чайны Мьявиля. На фантлабе отзывы очень схожие, как положительные так и отрицательные – роман наполнен извращениями, жестокостью, сексуальными непотребствами, насилием, обилием стимпанковских примочек, неисчислимым множеством разнообразных рас и даже магией. Я же в свою очередь хотел увидеть от марксиста революций, бунтов, восстаний и всей правды о грядущем и неизбежном пришествии коммунизма (хех).

Ниже следуют мои впечатления о первом романе трилогии. Попробую отзыв разделить на 2 части. Первая без спойлеров сюжета, но с упоминанием персонажей, некоторых нюансов мира и раскрытием некоторых подробностей. Вторая будет уже со спойлерами. Читающим отзыв и не читавших роман быть начеку. Вторую часть не читать точно, первую на своё усмотрение, если вы хотите сами узнать все прелести Нью-Кробюзана – не читайте тоже. Остальным – добро пожаловать, как говорится.

Часть первая. БЕЗ СПОЙЛЕРОВ.

Вот он величавый, ржавый и вечно гниющий мегаполис Нью-Кробюзон. Стены его трескаются от старости и восстаний, с крыш стекают отходы и грязь, в реках всплывает мёртвая рыба и утопленники. Улицы кишат бедняками всех рас, которые готовы на кражи, убийства, изнасилования и каннибализм. В подворотнях орудуют маньяки, а милиция безжалостна к обычным гражданам.

Казалось бы, какая красота. Не оторваться… а не тут то и было… Томик включает карту мегаполиса с множеством районов и кварталов, станций железных дорог, рек, островков и повествование романа скачет из одной точки в другую. Но что мы имеем по факту? Все эти районы описаны хоть и объёмно, но максимально скудно. Гниль, разруха, разбитые стёкла, протекающие крыши, нищета на каждом углу. Мне буквально показалось, что в романе страниц 50-т однотипных описаний упадка. Нет, в Нью-Кробюзоне встречаются интересные места, но их можно по пальцам пересчитать. Рёбра, Оранжерея, ну может быть устройство милицейских башен занятно, да и то с натяжкой….

Обещанное в аннотации и в отзывах разнообразие рас. И тут как-то мимо что-ли. Нет, расы конечно присутствуют и они разные, но их далеко не десятки, да и описаны некоторые из них довольно скудно. Знаете, я так тоже могу напридумывать – раса живых воздушных шаров, которые привязаны к хвостам гигантских крыс, которыми они управляют телепатически, или раса разумных червей, у которых свой подземный городишко. В общем тут я тоже несколько разочарован.

Рассмотрим невероятные стимпанковские декорации. А имеем мы по факту практически классический и ортодоксальный стимпанк. Никаких невероятных находок или неожиданных переломов жанра. Ну есть немножко магии и демонов из ада. Ну как-то совсем немножко и не сказать, что уж очень гармонично они тут вписаны.

Что я могу сказать о персонажах. Тут тоже всё максимально не однозначно. Некоторые вполне яркие, другие вообще практически никакие. И ладно бы это были лица, которые появляются на пару страниц, что бы потом умереть (таких тут хватает), но даже мэр города, который должен показать нам ужасы правления при капитализме совершенно невнятный и плоский. Или главный мафиози. Его мотивы тоже примитивны – я злодей, потому что злой и хочу много денег. И таких героев тут хватает с лихвой. Хотя повторюсь, всё же встречаются и яркие личности.

Пару слов о сюжете. Это, простите, тоже какая-то кашица. Пол романа нас подводят к главной интриге. По-моему очень долгая, уныленькая и нудная прелюдия, состоящая из однообразных описаний пейзажей мегаполиса.

А как же ожидаемая классовая борьба, стычки рабочих, свержение фабрикантов и трупы на штыках? Всему этому уделено суммарно пару-тройку глав и совершенно не возникает чувства, что в романе вообще есть политика. Она, как бы совсем в отдалении, на периферии.

Часть вторая. СО СПОЙЛЕРАМИ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если вам показалось, что первая часть негативная, то вторая тогда совсем гневная.

Господи помилуй, ну какие, чёрт подери мотыльки, за которыми отказываются охотиться даже демоны Ада и паук, плетущий паутину мироздания, который в схватке один против двух не может победить этих насекомых, обитающих судя по всему где-то за океаном целой популяцией. А потом один из главных героев просто накидывает кнут на горло мотыльку и почти душит его. Ну как? Как такое может быть?

Все эти задумки и идеи со сновидениями – это интересно и действительно мрачно. Ну неужели нельзя было придумать этим мотылькам интересную историю появления???

Теория кризисной энергии тоже не сильно впечатлила. Попахивает абсурдом немножечко и нелепицей. Попытка выдумать что-то новое и псевдонаучное похвальна, но вот не задела она меня совсем. Теория не продумана, хоть и пытается её автор подробнейше описать (но это уже совсем моё ИМХО).

Летающие рукохваты и шлемы с зеркалами. Ну тут просто хлопок ладонью по лбу. Это же мрачный стимпанк с кровищей и сексуальными девиациями, а не Плоский Мир Терри Пратчетта.

А вот финал романа мне показался удачным. Я уже думал, что ИИ, Ткач и все эти герои ну никак не пересекутся, а в итоге всё более менее переплелось и у нас вышел складный финал, а последняя часть так вообще про мораль и высокие идеи. Тоже неплохо. Хотя многим фантлабовцам, судя по отзывам, именно финал и не зашёл.

ИТОГИ:

Отзыв мой кажется негативным и критикующим роман Мьявеля, да он такой и есть. Кажется, что вообще нету в романе плюсов и проблесков качественной литературы, но что странно – в книге присутствует какая-то магия. Читать его было скучновато, я иногда пропускал целые абзацы, что вообще почти никогда не делаю, но какая-то сила и любопытство заставляло меня снова и снова браться за книгу.

Роман «Вокзал потерянных снов» не плох. Просто я ожидал от него чего-то куда большего. Ждал прорыва, а получил что-то немного выше среднего.

P.S.

А ещё немного подумав, я понял, что роман этот хорошо запоминается. То есть он такой грубый что ли, словно мазками и пятнами отложится в голове. Когда память притупится и все огрехи забудутся, то в воспоминаниях будет жить такой наполовину придуманный самим собой образ Нью-Кробюзона и великолепного стимпанковского творения.

ОЦЕНКА: 6,7 из 10. Поставлю 7.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал за неделю, под впечатлением уже две. Ткач крутой-те кто боится пауков, после «Вокзала» их полюбят:) Мир в этой книге не такой уж и мрачный, хотя любителям книг фэнтези о розовых пони и белых единорогах какающих радугой-конечно жестковат. Читать надо конечно же залпом, чтобы подробно описанный мир побыстрее улёгся в голове. В период чтения этой книги нужно быть готовым, что сны будут сниться как у шизофреника. Хорошая книга, но рекомендовать её надо очень осторожно. Детям и подросткам читать такое конечно же рано. Лично я уже купил все книги цикла, буду кайфовать...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал до сцены извлечения главным героем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
паразита из собственной задницы
с помощью пальца. Очень оригинальный авторский ход. Захотелось вымыть руки. Пожалуй, с меня достаточно. И этой книги и этого автора.

P.S. «Вокзал потерянных снов» — чересчур романтичное название для этого романа. Ему бы больше подошло: «Человек с говном на пальце».

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги Мьевиля мне заходят не всегда, потому что я читаю про героев в первую очередь, и во вторую – про все остальное. А Мьевиль пишет наоборот: про все остальное и немножко про героев, которые у него не всегда выходят удачными или хотя бы положительными.

Зато со всем остальным у автора всегда порядок: такого воображения вы больше не встретите, наверное, ни у кого. Эксклюзив и уникальность каждой книги (и это я не шучу, каждой) – это я точно гарантирую.

Самый популярный цикл Мьевиля – про Нью-Кробозон, поэтому начинала я в свое время знакомство именно с ним. И недавно перечитывала, уже имея за плечами понравившиеся книги автора. Но нет, как мне не зашло в первый раз, так не зашло и во второй (даже еще меньше, кажется).

С описанием города проблем нет: тут есть как куча детальных описаний зданий, так и историй происхождения названий улиц, поэтому представить все удается без малейшего труда. Причем описывают Нью-Кробозон разные герои, отчего взгляду предстают либо разруха, мерзость, нищета, грязь и тд, либо вполне подходящие для жизни районы с любимыми кафешками и магазинчиками, либо изнанка с трущобами… Ну, вы поняли: города много и для всех он разный.

Расы тоже на любой вкус: и люди, и человеко-птицы (горцы), и мигранты-полулетучие мыши, и транформеры с богомольими головами… И мнооого, много чего. Причем все они обладают своей культурой, верованиями, местом в городе, привычками… Несмотря на полную фантасмагорию прописана она тщательно.

А с чем проблемы, так с героями… Кажется, здесь главным выделяют толстого ученого-извращенца Айзека, который берется помочь довольно неприятному и грубому (и много еще неприятных эпитетов) полуптице Ягореку с отрезанными крыльями. Ну и на задворках болтается эээ пусть будет дама Айзека – Линн, которая делает скульптуры из слюны (наверное, понятно, что она не совсем человек). Так вот, особо сопереживать мне тут не удается никому, по разным причинам.

Сюжет тоже прям подкачал… Начало можно смело пропускать – с точки зрения сюжета она не очень важна. Середину, в общем, тоже. Да и концовку, как мне кажется… Охота за мотыльками (а именно ей отводится сюжетообразующий момент), размазана на 800 страниц и по завершении не приносит особого катарсиса. Хотя телодвижений, беготни, подковерных интриг здесь много. Но нужны они для полета буйной фантазии автора и внедрение машины кризиса, галлюцоногенных трипов, искусственного интеллекта самого крипового типа из всех мной виденных, маньячных и неадекватных личностей (личностей ли?)…

По итогу, мне немного напомнило сериал Карнивал Роу, мрачной атмосферой и попыткой отработать социальные вопросы в фантастическом антураже (ну и межрасовыми отношениями).

Однако если вы не любите зашкаливающий натурализм и красочное смакование мерзких подробностей (как я), то наверное вам лучше начать с подросткового милого Нон-Лон-Дона.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов».

Очень хороший роман очень хорошего автора.

Фантазия у Чайны убойная. Яркая, необычная, сочная – и в то же время сеттинг глубоко продуман, чужие просто великолепно выписаны, и психологически, и физиологически. В хепри, водяных, людей-кактусов, гаруд веришь сразу.

Сюжет лихо закручен, события громоздятся – только выдыхай, финалов то ли несколько, то ли ни одного (в смысле, ну очень открытый финал).

Словом, блох найти очень трудно, но если постараться, то можно. Слабо выписаны боевые сцены, вообще с динамикой не очень, история протяжки кабеля на десяти страницах вызывает у гуманитариев восхищение, у технарей зевоту. Автор, вдохновлённый мифом про Медузу Горгону, заставляет героев пользоваться зеркалами в борьбе с чудовищными мотыльками, высасывающими разум и эмоции. Но удивляет, что в городе, набитом инженерами и учёными, никто не догадался взять два зеркальца и соорудить примитивный перископ: герои мучаются, глядя назад, стреляя назад и даже присобачивая себе головы задом наперёд. Нью-Крюбозон неимоверно развил химию и металлургию, освоил массовое производство водорода и хитрую технологию лёгких конструкций для дирижаблей и волочения кабелей, но так и не додумался до вытяжки латунных гильз и бездымного пороха…

Впрочем, это уже глупое заклёпочничество, подавляющим большинством читателей незамеченное.

Словом, отличный роман! Спасибо Василий Владимирский за рекомендацию, буду читать этого автора дальше, на очереди «Шрам».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет, и не просите... Я эту книжку начинала 4 раза читать, но так ни разу и не закончила. Поразительно, как можно хвалить произведение за изощренную, неповторимую фантазию автора, а потом тихонько морщится, ну потому что дальше 38% текста даже мега-супер-оригинальные декорации не конают, если в романе нет сюжета!

Ну, в смысле он есть. Наверное. Это не точно. Может быть...

Короче, для меня «Вокзал...» — это третья книга Мьевиля. «Город и город», «Кракен» — могу порекомендовать вот прям счас. Потому что там есть сюжет! А с «Вокзалом...» не задалось с самого начала. Вначале я с подозрением косилась на «Кракен» того же автора. Вот чем-то «Вокзал...» мне напоминал этого самого «Кракена»... (а уж как Попурри показался — это самое подозрение стало железобетонной уверенностью). И если что, я против самоповторов. Но ситуация оказалась еще хуже. В «Кракене» есть вполне себе интересный и увлекательный сюжет. В «Вокзале...» на отметке 38% текста сюжет скорее мертв чем жив и буквально тонет в описаниях и урбанистических пейзажах.

Ну а дальше все просто, если вы (как я) тихо ненавидите сюрреализм, постмодернизм, а в книге в первую очередь цените сюжет, то роман «Вокзал потерянных снов» вряд ли ваш. (Ну, еще остается крохотная возможность, что вам вот обалдеть как нравятся всякие эксперименты в литературе, а город из нечистот, трущоб и отбросов — это прям ваше-ваше). Но если вдруг тянет вас на странное и читать это вы хотите не ради сюжета, а «чтоб было», то можете попробовать познакомится с очень избыточным, многословным, «водянистым» романом Чайны Мьевиля «Вокзал потерянных снов».

Я не смогла. Без оценки.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было мое первое знакомство с жанром «Weird fiction» и с автором. Очень странная фантазия у автора, создавшего такой мир,грязный, мрачный жуткий-это было первое впечатление, когда я начала читать книгу.

Не могу сказать, что к концу книги оно как-то кардинально изменилось.

Но нужно отдать должное насколько глубоко прописан мир, необычный город, описанный до мельчайших деталей, что иногда создается ощущение , что ты наичнаешь слышать все звуки, запахи. Город, заселенный разными существами, и это далеко не привычные нам эльфы, гномы, тролли.

В начале сюжет развивается ну очень не торопливо, постоянные подробные опсиания города сильно отвлекали, но потом история получает разгон и ты уже не успеваешь следить за всеми событиями,которые приобретают необычные повороты.

На фоне этого жутковатого города, не мнее жутких героев , есть все-любовь, дружба, конечно же предательство, куда уж без него, страхи, глупость, честь.

Книга очень своеобразная и глубокая, но продолжать знакомство с творчеством автора пока не планирую.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чайна Мьевиль – один из самых ярких фантастов современности, провозгласивший отход от жанровых условностей и как водится создавший тем самым новое, очень модное в последнее время направление в жанре под названием стимпанк. «Вокзал потерянных снов» не первый и далеко не последний его роман, но это его визитка и вещь, серьезно повлиявшая на развитие жанра в целом.

Мир города-монстра Нью-Кробюзона, созданный английским писателем, не похож ни на один из уже известных выдуманных миров. Он напоминает жутковатый фантасмагорический кошмар, душный и шумный, накаченный порождениями воспаленного разума. От этого сна невозможно проснуться, этот сон – коллективное видение для всех обитателей мира. Вообще образ сна – центральный в романе, вокруг него вертится и сам сюжет, и размышления героев на различные темы.

Нью-Кробюзон напоминает одновременно Лондон Диккенса, Нью-Йорк в текстах всех авторов нуарных детективов и громадный замок из любой европейской сказки. Мьевил населил свой мир несколькими расами, наплевав на рационализм научной фантастики и пренебрегая красивостями фэнтези. В итоге у него кроме обычных людей в городе обитают насекомоголовые хепри – существа с человеческими телами и головой в форме жука; люди-кактусы, угрюмые, зеленые и колючие, переделанные люди-механизмы, напоминающие самые жуткие образы из картин художника Гигера, водяные, владеющие магией создания предметов из воды, люди-птицы гаруды, и масса других созданий, внешний облик которых настолько необычен, что забыть его невозможно.

Кроме стандартных рас автор создал несколько уникальных существ, придающих и без того пестрому полотну яркости и колорита. Например, среди прочих, в городе обитает ужасное паукообразное существо Ткач, плетущее паутину мировых нитей. Или, что звучит очень оригинально, в городе появляется аналог искусственного интеллекта, только на основе примитивных телеграфных связей и автоматики.

Сам город тоже заслуживает внимание и по праву может считаться главным героем романа. Нью-Кробюзон – это громадный мегаполис периода пара и механики, примерно соответствующего Викторианской Англии конца XIX века. Здесь также как и в Лондоне Диккенса, по улицам бегают повозки, но только людей-переделанных, чадят в небо фабрики, катят мутные воды две реки. Дома здесь стоят так плотно, что врастают друг в друга как кораллы; все покрыто грязью, копотью, все пронизано зловонием, но при этом везде кипит жизнь. Общество поделено на классы, рабочие бастуют, капиталисты и промышленники давят протесты при помощи полиции. Кланы враждуют между собой за зоны влияния. Зеленщики продают овощи, прачки стирают грязное белье. Все как в обычном городе. Мьевиль создал подробную карту города, где указал главные объекты, улицы, станции железной дороги и локации. Это громадный мир, который хочется исследовать вместе с главными героями – ученым Айзеком и его компаньонами, столкнувшимися с ужасной угрозой извне. Где бы ни были герои, что бы ни происходило в каждой сцене, над всем довлеет Нью-Кробюзон. Его мрачное, молчаливое присутствие ощущается на каждой странице.

Что касается сюжета, по структуре он напоминает детектив, который постепенно выходит на рельсы приключенческого боевика. Но сюжет в романе не играет главной роли, поскольку совершенно очевидно, что Мьевиль хотел показать свой оригинальный мир во всем блеске его деталей и поршней. Между тем в качестве антагонистов автором выбраны тоже запоминающиеся существа. С одной стороны, это аморфное, «Ктулхуподобное» чудовище – наркобарон, приторговывающий особым видом сильнодействующего наркотика – «сонной дурью», а с другой – существа, эту «дурь» производящие – чудовищные, отвратительные мотыльки, привезенные из далеких земель и сбежавшие, чтобы выпивать сны и разум обитателей города.

Таким образом, нанизанный на прочную нить сюжета, этот роман очень быстро затягивает в себя и держит в напряжении до самой развязки. Есть в «Вокзале потерянных снов» что-то, что выходит за рамки даже привычной фантастики и фантасмагории. Это очень неуловимое свойство и оно характерно только для небольшого числа произведений и отдельных авторов. Такова, например, проза Кафки в его лучших вещах, таких как «Превращение», где герой становится жуком, неважно почему, а важно, как и какие последствия все это повлечет самой абсурдностью происходящего. Вот точно так же все подается в «Вокзале». Совершенно неважно, почему этот мир устроен именно таким образом. Гораздо важнее то, какое гипнотическое впечатление он производит, ведь сны тоже нужны дл чего-то, и даже кошмары бывают полезны. Правда, иногда и в крайне малых дозах.

В итоге настолько специфичный и насыщенный текст может оказаться не по зубам читателю, привыкшему к стандартным границам и схемам, но у искушенного любителя фантастики без жанровых ограничений однозначно вызовет бурю восторга.

Роман – самое яркое событие в жанре за последние пару десятилетий, ломающий границы и условности. Настоящая литература, истинный полет фантазии.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Противоречивые чувства от книги остались.

Сначала (хотя, если честно, большую часть книги, страниц этак 800) все казалось просто шикарным. Вот прям мое: и мир, и сюжет, и персонажи. А вот потом... Но лучше по порядку.

Нью-Кробюзон (который я упорно читал как Нью-КОРЮБзон) — великолепен. Атмосфера города мне сильно напомнила одну из моих любимейших игр и шедевр RPG — Planescape: Torment. Тоже великое многообразие рас, самых удивительных, их культур, особенностей, да и город тоже совершенно разный: от богатых кварталов и исполинских сооружений до страшных трущоб, заброшенных многоэтажек и вонючей канализации. Этот мир интригует, он уже интересен сам по себе, даже если забыть про сюжет. Хотя местами Мьевиль, как по мне, перегнул с описаниями города — постоянно перечислял кучу районов и названий, все это просто в голове не укладывается даже к концу книги и карта не слишком помогает.

Отдельно еще стоит упомянуть сеттинг — стимпанк не часто встречается в фантастике, а здесь он даже не просто для галочки, а реально основа местной Вселенной. Выглядит все это просто красиво и увлекательно.

Расы здесь не слишком оригинальны, но занятны. Жаль только, что многих ксениев Мьевиль только упоминает, но никак не описывает. Самыми странными получились рукохваты — тут автор даже перебрал чуток, потому что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глава, где рукохваты со своими носителями летают по небу, восседая друг на друге и плюются огнем как Змей Горыныч отдает уже не сюрреализмом, а какой-то пародией. А, ну и демоны как-то тоже показались лишними, хоть они и появились только на минутку.

Еще позабавили водяные, которые в оригинале у Мьевиля взяты из славянской мифологии, поскольку так и называются по-английски — vodyanoi.

Мотыльки — прекрасны, Совет конструкций — шикарен, Ткач — особенно великолепен, один из самых колоритных героев книги. Хотя к нему у меня тоже есть вопросы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как персонаж — он, безусловно, хорош, но вот использует его Мьевиль чаще всего как обычный рояль в кустах. Он ТРИЖДЫ чудом спасает главных героев. И если в первый раз это смотрится скорее как классный сюжетный ход (да и у паука мотивация имеется), то дальше уже реально сильно пахнет роялем. Ткач, конечно, бог, но здесь он еще и бог из машины.

Но не только мир вытягивает книгу — сюжет и персонажи тут тоже на редкость хороши. История интригует, в тексте постоянно что-то происходит, скучать просто некогда и никакой затянутости (несмотря на объем) не чувствуется. Но вот здесь мы подходим к главной проблеме книги — ее концовке.

Нет, серьезно, если бы «Вокзал» завершился на предпоследней главе, то вообще ничего не потерял бы. Как по мне, последняя глава «Приговор» только рушит то, что уже удалось построить. А дело вот в чем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одной короткой частью страниц в 30 Мьевиль умудрился уничтожить трех главных персонажей книги и изрядно подпортить впечатление от книги в целом.

Ягарек оказался насильником и начисто долбанутым на голову (хотя никаких предпосылок для этого раньше не было). И если тему про изнасилование еще можно понять (ошибся, раскаялся и понес наказание), то почему у него так резко поехала крыша — вопрос.

Айзек верит какой-то левой гаруде и бросает Ягарека, которому: а) обязан жизнью; б) клялся помочь; в) должен вернуть крылья, потому что получил от него большую сумму денег (про это не стоит забывать); г) он просто стал другом. При этом он даже поговорить и объясниться с Ягареком не захотел, а просто ушел. Мотивация? Да нет ее.

Ну вот представьте, что в какой-то не самый лучший день вы выясняете, что ваш хороший друг, который вам нередко помогал и даже спас вам жизнь, когда-то в прошлом изнасиловал женщину, за что уже отбыл наказание. Причем узнаете вы это от той самой женщины, которую видите впервые в жизни. Вы сразу удалите все его контакты и забудете про него? Нет, конечно, как минимум поговорите с ним об этом, узнаете его версию событий. И пусть даже это окажется правдой, бросить друга будет не так-то легко.

Ну и Лин, которая была интересным персонажем в первой трети книги, просто в какой-то момент исчезает из истории и возвращается только в самом конце, но только для того, чтобы сразу же стать неадекватным полуовощем.

Из всех персонажей только Дерхан осталась такой, какая она есть. Но ее характер и прописан был не так хорошо.

Да и вообще концовка подкачала. Мотыльков убили, но дальше-то что? Попурри жив (что крайне печально), Айзек, Лин и Дерхан пытаются уехать из города, Ягарек сходит с ума и остается в Нью-Кробюзоне. Что будет с Советом конструкций? Кто такой Джек-Полмолитвы и зачем он помогал героям в конце? Есть ощущение, что должна быть вторая часть, но, насколько я понимаю, следующие две книги к «Вокзалу» никакого отношения не имеют. Только мир общий.

Кстати, непонятно, откуда переводчики взяли «Вокзал потерянных снов». Название красивое, конечно, но по логике книга должна была называться «Вокзал на Затерянной улице», что тоже, кстати, звучит неплохо. Откуда эти потерянные сны?

Я почти уверен был, что поставлю книге десятку, но концовка снизила балл. Хотя девятки «Вокзал» точно заслуживает. Как минимум за мир, оригинальность и занятную историю. Чернухи и жестокости (о которых писали в некоторых отзывах) тут, кстати, почти нет, что радует. В остальном — книга действительно яркое явление в фантастике и литературе вообще. Как минимум по этому читать точно стоит.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эти «новые странные» ! Столько сюра и информации на мою бедную головушку... Долго в себя приходил потом. Очень «цветастая» книга, в том плане что «вырви глаз». Гигантский мегаполис, до того наполненный, что контент хлещет через край. Хаос, сумятица, необычные расы, необычный (нестандартный) сюжет. Сомневаюсь что на трезвую голову можно такое сочинить. И в галлюциногенном сне не приснится такое. После чтения отмечал у себя некоторую спутанность сознания и конфуз. А уж о всяких нелицеприятных моментах, то там всплывающих, то тут, я умолчу. Средненькая книга, весьма средненькая. А стала популярной потому что необычная!

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это хорошая книга, искрящаяся безумием авторской мысли, последовательно выстраивающаяся в логичность всё того же безумия, а затем доводящая его до закономерного итога.

Вот только сопричастность отсутствует. Совсем. Не настолько захвачен происходящим и не могу сопереживать. Ни капельки.

Хотя нет, парочка персонажей всё же есть. Один — одержимый идеей возвращения домой и идущий ради неё на всё и получающий ровно то, что в итоге и положено по закону джунглей — око за око, зуб за зуб, право выбора за право выбора. И второй, настолько чуждый и далёкий, но всё стремящийся оборонить осаждённый город от пришедших издалека. Но его безумства и чудеса могут восхищать, где-то пугать, а где-то приниматься, однако же впоследствии становятся слишком прагматичны. Что убивает магию.

А ещё в этой хорошей книге, искрящейся безумием авторской мысли, не нашлось место контрастам, позволяющим отделить зёрно от плевел, добро от зла, а хорошее от плохого.

Лишь в лёгкой дымке первых глав ещё теплится мысль, что кому-то хорошо. Да, странно, но хорошо же. Наверняка. А потом наступает «плохо». И чем дальше, тем больше крепнет этот градус. Чтобы подняться на пик, пережить некое подобие катарсиса, а затем заявить «лучше не будет». Будет не так хуже, может быть. Или хуже, но не так. Вот и всё.

В общем, хорошая книга, искрящаяся авторским безумием, но слишком далёкая, чтобы этим безумием захватить. И слишком не захватывающая, чтобы убить холодную рассудительность логической последовательности.

И никого не жалко.

Хотя...

Нет. Никого.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, через две недели после прочтения, можно сказать, что книгу я переварил и пора написать отзыв. Сразу прошу прощения за корявый слог — чукча не писатель, чукча читатель.

Впечатления противоречивые. Понравилась ли книга? Безусловно! Стал бы я её рекомендовать? Вот тут не знаю, точно не всем, всё же чтиво весьма специфическое, необычное и не для всех. Читалась книга НЕ на одном дыхании, довольно долго и медленно, но по прочтении я ни разу не пожалел о потраченном времени.

В сюжет вдаваться не буду, про него и так много написано, лучше опишу свои личные ощущения.

Главное в этой книге — атмосфера! Густая, тягучая, грузная. И пресловутая «затянутость» лично для меня только усилила эту самую тягучесть. Сразу хочу сказать, что если вы любите красивый, романтичный стимпанк с блестящими латунными трубами и яркими дамами в корсетах — то проходите мимо, это не те автоматоны, которых вы ищите. Здесь вас ждёт истинное нутро промышленного города — грязь, гарь, смрад и нечистоты. Даже дни недели имеют немного другие названия с «грязным» оттенком (вошькресенье. Интересно, как это было в оригинале). Но я считаю, что именно таким и должен быть стимпанк, а вся эта викторианская романтика — лишь обёртка.

Вообще описанию города и мира уделяется здесь очень много внимания, едва ли не больше, чем сюжету и персонажам. Хотя Нью Кробюзон — сам является самым настоящим персонажем, возможно даже главным.Все эти пространные описания домов, улиц, истории города, традиций его обитателей — всё это абсолютно необходимо для погружения в душный Кробюзон.

Называть «вокзал» чисто стимпанком было бы не совсем правильно, так как это лишь одна сторона мира и, я бы сказал, не главная. Здесь есть перфокарты, автоматоны и дирижабли, есть условная эпоха рубежа XIX — XX веков, но есть и магия, и множество необычных существ, разумных, и не очень (часть из них позаимствована из мифов разных народов), и демоны, и многомерный паук, плетущий мировую паутину — фантазия автора бьёт фонтаном и местами переходит от фентези к настоящей психоделике (и это комплимент!). Нью Кробюзон как бы живёт на стыке, переплетении всего. Это смесь разных существ и их культур, слияние науки и магии, соединение разных частей «переделанных», и т.п.

Среди разумных «рас», населяющих город, хочется выделить три вида, пришедших из мифов:

Хепри — древнеегипетский скарабей, одна из ипостасей бога солнца Ра. Изображался он как правило просто в виде скарабея, но иногда — в виде человека со скарабеем вместо головы. У египтян это было лишь символом, но у Мьевиля женщины хепри имеют самого настоящего скарабея вместо головы. Гаруда — царь птиц в индуизме, изображающийся в виде человека с крыльями. У Мьевиля — человек-птица с клювом и перьями. Ну и конечно наш родной водяной — в оригинале он так и есть «vodyanoi».

И ещё есть почти Лавкрафтовские «мотыльки»...

Персонажи — не самые глубокие в мире, но я не согласен с тем, что им не сочувствуешь — лично я очень даже переживал, особенно когда у них начались злоключения. Так же я категорически не согласен с тем, что ни один из персонажей не является по-настоящему «хорошим». Да, это не «рыцари без страха и упрёка», но и не антигерои. Айзек — учёный. Он не идеален, но он просто «хороший парень» — по-настоящему любит свою Лин, может помочь другим не ради денег а просто, чтобы помочь. Готов рискнуть жизнью ради друзей. И он явно любит свою работу. Лин — художница хепри — пожалуй, самый плоский персонаж, но ей я очень сопереживал — девушка попадает в серьёзный переплёт, выбраться из которого не просто. Дерхан — журналистка-революционерка — имеет чёткие понятия о чести, очень идейная, даже слишком. Ягарек — бескрылый гаруда — себе на уме, но храбрый воин. В конце книги выясняется, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он лишился крыльев за изнасилование,
что весьма портит о нём впечатление.

Из других персонажей хочется отметить Ткача — того самого многомерного паука, прыгающего между измерениями. Его монологи — это нечто! Поэтический поток сознания! Жаль, что иногда автор использует его как Deus Ex Machina, но сам персонаж от этого менее интересным не становится

Теперь немного того, что не понравилось, весьма субъективно.

Местами всё же слишком перетянул, даже с учётом того, что я написал вначале.

Местами всё же пережестил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень уж жалко Лин, очень хотелось, чтобы мотылёк сожрал Попурри, но.. как будто ей и без этого мало досталось.

По поводу противоречивого решения Айзека в конце:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно, конечно, считать это предательством Яга, но я прекрасно его понимаю. Конечно, Яг уже сполна получил за своё преступление — то, как садистски ему отпилили крылья, вполне можно считать искуплением. Но после того, что произошло с Лин — вполне нормально нежелание Айзека иметь что-либо общее с насильником. На мой взгляд, это тоже говорит о нём как о «хорошем парне» — у него есть принципы. Фактически, у него был выбор — помогать преступнику, или бросить друга. Выбор так-себе, прямо скажем, и Айзек выбрал то, что считал правильным. Не из малодушия или жадности, а из принципов.

Вот как-то так.. Теперь немного боюсь начинать «Шрам» — Сможет ли он дать тот же уровень атмосферы, эмоций? Посмотрим. Но «Вокзал» я точно приобрету в бумажном виде и, скорее всего, как-нибудь перечитаю.

П.с. этот отзыв я переписывал 3 раза, и всё равно он получился не таким, каким был в голове:)

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх