fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
1199
Моя оценка:
-

подробнее

Пространство Откровения

Revelation Space

Другие названия: Космический Апокалипсис

Роман, год; цикл «Пространство Откровения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 97
Аннотация:

Дэн Силвест ищет на Ресургеме ответ на вопрос — что погубило цивилизацию амарантийцев? Экипаж «Ностальгии по Бесконечности» ищет Силвеста, знания отца которого могут помочь в излечении капитана звездолёта. Ана Хоури тоже ищет Дэна — но лишь затем, чтобы отправить его на тот свет. Впрочем планам людей и ультра не суждено сбыться и найдут герои совершенно иное. Более древнее и опасное, чем они могут предположить.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2010 // Зарубежный роман. 2 место

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2001 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2001 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Научная фантастика (Великобритания)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Зарубежная книга (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第37回 (2006) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Космический Апокалипсис
2002 г.
Пространство Откровения
2014 г.
Пространство Откровения. Город Бездны
2020 г.

Аудиокниги:

Пространство Откровения
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Revelation Space
2001 г.
(английский)
Revelation Space
2007 г.
(английский)
Revelation Space
2008 г.
(английский)
Revelation Space
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще раз убеждаюсь в том, книги нужно пропускать через себя чтобы понять, нравится тебе контент или нет. Да, это — время. Но, к сожалению, это — единственный способ. Другого не существует.

Сколько людей, столько и мнений, как бы банально фраза не звучала. И у всех, что удивительно :), разный уровень развития интеллекта.

Вот, сферический Вася Пупкин не понял что происходит в книге, не прочувствовал посыл. И спешит поделиться своим непониманием с людьми, даже как-то пытаясь обосновать свою точку зрения. Либо просто выражаясь категориями — «Уныло, затянуто, не мое». А люди читают негатив, и проходят мимо, лишая себя удовольствия от знакомства с миром автора.

По теме. Качественная НФ, без рефлексии и нравоучений. Рекомендация высокая. 9

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде как культовая космоопера, которую собираюсь прочитать уже лет семь как, с момента издания адекватного перевода.

С Рейнольдсом знаком только по его малой прозе, весьма качественной. Ожидания от прочтения были самые высокие.

К прочтению же меня подтолкнуло моё литературное бинго. В каждом своём цикле чтения, состоящего из пары десятков книг, я стараюсь читать выдающиеся по каким-либо параметрам книги. И роман Рейнольдса попал в две обычно пересекающиеся категории: «много голосов» и «много рецензий» на фантлабе. Одним романом сразу минимум две ячейки закрою.

Начало неспешное, но читается легко.

Три линии: наследственный глава экспедиции на планете Ресургем в системе Дельта Павлина проводит раскопки погибшей цивилизации птицелюдей; один из членов немногочесленного экипажа гигантского корабля решает возникающие на борту судна проблемы; женщина-убийца из Города Бездны участвует в смертельной игре-охоте.

Везде разруха. Экспедиция довольствуется остатками техники, постепенно выходящей из строя; гигантский корабль разрушен чуть менее, чем полностью: Город Бездны тоже знавал лучшие времена.

Постепенно, крайне неспешно, судьбы героев начинают стягиваться в один узел.

В мире романа человечество разделилось на касты. Появились ультра, они же химерики — субкультура людей, проапгрейдивших своё тело и проводящих всю свою жизнь на космических кораблях-субсветовиках. Человеческая цивилизация живёт в окружении практически непознаваемых инопланетных рас: жонглёры образами — водоросли-компьютеры, занимающие целые океанические планеты; затворники — хранители древних технологий, живущие за непроницаемой завесой Пространства Откровения из изменённого пространства-времени; артефакты неизвестных цивилизаций.

Глубже всех прописан Сильвест, археолог и политик с Ресургема. Конфликт с отцом, взлёты и падения в политике, увлечение раскопками амарантийцев. Ассасинша Хоури выглядит щепкой в бурном море — кто-то постоянно решает её судьбу. Интересы звездолётчицы Вольевы, заговорщицы и социопатки, дольше всего остаются скрытыми.

И все постоянно говорят о некоем Похитителе Солнц.

Очень странная, временами диссонирующая Вселенная. На дворе (всего лишь) 26-й век.

"— Как давно мы побывали на борту «Ностальгии по бесконечности»?

— Около ста тридцати лет назад. И куда меньше времени прошло для них — два-три десятилетия.»

Человечество не умеет путешествовать быстрее скорости света. Однако заселено много звёздных систем. Основное действие происходит, правда, не так далеко от Земли, в системе Дельта Павлина — всего двадцать световых от Солнца. Ограничение на скорость перемещения накладывает отпечаток на всё — перелёты тянутся годами и десятилетиями, колонии без регулярного посещения кораблями влачат вполне фронтирное существование — кто-то потихоньку развивается, а кто-то приходит в упадок. Я к тому, что за пятьсот лет с такими скоростями сообщения мир бы очень несильно отличался от нашего. Разумные записи личностей, люди-киборги, килотонные бомбы из антиматерии величиной со спичечную головку, саморемонтирующиеся корабли и здания выглядят органично, а вот, допустим, мощь боевого скафандра кажется пришедшей из далёкого будущего. Также неуместно смотрится обыденное существование оружия, способного уничтожать планеты. Мир, очевидно, был бы совсем другим.

Ещё парадокс: ультра — наиболее развитая подраса людей, хотя как раз они большую часть времени проводят в криосне во время перелётов. У планет больше шансов и ресурсов на развитие технологий за тот же промежуток объективного времени. Но нет.

Я понимаю, дебютный роман, но мне давно так не резала глаз внутренняя нелогичность мира. Остальные авторы космооперы как-то тщательнее подходят к мироустройству и адекватности технологий друг другу.

Теперь бегло по тезисам, кочующим из отзыва в отзыв.

Масштабность. Вещь не только не масштабная, а скорее наоборот, камерная. Если первая треть книги балует нас планетными локациями, то две трети книги происходят на борту одного, хоть и гигантского, корабля. Главных героев трое, и, опять-таки, половину этого времени они проводят вместе, поэтому особой полифонии не получается.

Многословность. Есть такое, совсем немного. Событий происходит много, ощущения, что автор льёт воду, не возникает.

Космоопера? Скорее твёрдая космическая НФ.

Киберпанк? Половина персонажей виртуальна, представляет слепки личностей и существует только на картах памяти, в имплантах, мозгах других людей или в инфосистемах корабля; многие напряжённые моменты происходят там же, а не в физической реальности. С учётом этого, можно утверждать, что «Пространство Откровения» имеет некоторое отношение к посткиберпанку.

Дебютность. Не знаю, как многие читатели не смогли разглядеть лоскутность данной книги. Полтома кажется, что перед нами рассказы, наскоро переработанные и кое-как сшитые в одно полотно. Соглашусь с мнением, что Рейнольдс, скорее всего, писал по наитию. Возможно, знал, к чему всё придёт, но вот какими путями — представлял слабо.

«Хвосты» и завершённость линий. У него почти получилось. Внимательный читатель всё равно найдёт пару-тройку оборванных нитей, но это не критично. Финал полуоткрытый.

Финал. Вот тут Рейнольдс смог меня приятно удивить. Ярко и максимально научно. Последние главы читал с удовольствием и большим интересом. Столкновение с Непознаваемым в духе лучших традиций мировой фантастики. Похожее ощущение чуждости создавали Кларк, ранний Головачёв или Бэнкс в «Эксцессии».

По хардкорности и научности чуть не дотягивает до ЛС Уоттса, по приключениям — до «Экспансии» Кори, по фантастичности и необычности мира — до «Культуры» Бэнкса.

Ближе всего «Пространство Откровения» к «Дисфункции реальности» Гамильтона. Это просто близнецы какие-то! Написаны почти в одно время; повествуют о будущем, отстоящим от нашего времени на 500-600 лет; разделение по фракциям; пристрастие авторов к гигантским объёмам текста! Даже прочитал Гамильтона я ровно год назад, день в день.

Достойный роман, начало главного Мира автора. Впечатления, возможно, немного смазаны из-за эффекта завышенных ожиданий. Продолжение читать буду, но не в ближайшее время.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом неплохая космоопера с масштабными событиями, но все очень камерно: каждая сюжетная линия от одного персонажа с которым взаимодействует 2-3 человека в каждой сцене плюс массовка. Персонажи: 1. правитель-ученый- самый богатый и умный человек системы 2. Наемный убийца 3. Помощник капитана — и как мы понимаем все это сведется вместе.

Похоже на Дюну, Непобедимого, Берсеркера что были написаны ранее, и современное Пространство с протомолекулой, что было написано позднее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сюжет поместить можно в рассказ абмолютное оружие Шекли
и все будет понятно. Резюме — мне понравился роман (довольно объемный), продолжение читать буду или нет — еще не определился

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Пространство откровения» — первый роман одноименного цикла Аластера Рейнольдса. Цикла, являющегося визитной карточкой британского писателя-фантаста. До «Пространства откровения» из произведений Рейнольдса я читал только внецикловый «Звездный лёд», где была одна сюжетная линия, развивающаяся последовательно, не считая краткого отступления в начале.

Здесь же структура произведения построена совершенно иначе. Читая начало «Пространства откровения» возникла ассоциация с пазлом. Пазлом, который состоит из трёх, на первый взгляд не связанных между собой, сюжетных линий. Разные места действий (планеты Ресургем и Йеллоустоун, а также космический корабль «Ностальгия по бесконечности»), разные персонажи, разные временные периоды.

Но далее все эти разрозненные сюжеты складываются в единую взаимосвязанную картину.

26 век, космос, межгалактические перелеты, различные расы и огромное количество технологий — это все перемешано в романе «Пространство откровения».

Сюжет завязан на поиске ответа о том, что же случилось с амарантийской цивилизацией птицеподобных разумных существ, от которой ничего не осталось, кроме артефактов на планете Ресургем.

В целом, событий в романе произошло не так много, но концовка достаточно мощная, с достаточно трудными для понимания процессами функционирования чёрных дыр, нейтронных звёзд и пространственно-временных взаимоотношений.

Автор оставляет открытый финал.

Интересно, что будет дальше. И с героями, и с самой вселенной. Если, конечно, что-то будет. Но об этом можно будет узнать, только прочитав остальные произведения цикла.

Таким образом, Рейнольдс данным романом начинает большую историю, оставляет множество вопросов открытыми, а впереди ждут ещё несколько романов и сборник малой прозы по вселенной «Пространства откровения», где я уверен появятся не только некоторые ответы, но и еще больше различных загадок и тайн.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По своей сути, космоопера недалеко ушла от приключенческого романа. Заменили океан на космос, а туземцев на инопланетян, и получили примерно тоже самое, но актуальнее. На Земле ведь не осталось ни белых пятен, ни кровожадных пиратов, ни затерянных империй, а вот в космосе и бесконечное количество инопланетных цивилизаций, и обилие неисследованных уголков, в которых белые пятна карт перемешиваются с чёрными дырами пространства и времени, да и пиратов легко можно встретить. Вот и получается, что жанр теперь другой, а функцию он выполняет всё ту же, а именно: развлекает приключениями и будоражит умы неизведанным.

«Пространство Откровения» в этом плане почти образцовый представитель жанра. Тут вам и древние цивилизации, таинственно исчезнувшие в результате непонятного События, и осады, и древние артефакты невиданной мощи и неясного назначения, и путешествие из пункта А в пункт Б, оттуда в пункт В, через остановку в пункте Г и, заложив крюк до пункта Д. Пиратов, правда, нет, но есть вполне равнозначные им заменители. И всё было бы прекрасно, если бы не одно «но»… О котором, впрочем, позже.

Сюжетных линий три, и они разделены не только в пространстве, но и во времени, что несколько сбивает с толку. Дэн Силвест – археолог и глава колонии людей на Ресургеме. Силвеста очень занимает загадка исчезновения амарантийцев, но прежде чем он успевает подобраться к ней вплотную, его смещают с должности главы колонии. Ана Хаури была солдатом, но в результате нелепой ошибки её устранили со службы и разлучили с мужем, и теперь она вынуждена стать наёмницей. Хаури получает очень необычный заказ, выполнение которого изменит всю её жизнь. Илиа Вольева – триумвир на космическом корабле «Ностальгия по Бесконечности». Пока капитан корабля, заражённый плавящей чумой, помещён в криостазис, Вольева старается найти способ его вылечить, а заодно выяснить, кто же такой таинственный Похититель Солнц, о котором говорил её, сошедший с ума, стажёр. Рано или поздно пути этих персонажей пересекутся и сплетутся в одну масштабную историю.

Сразу стоит предупредить, главное здесь – мир и сюжет. Именно они проработаны лучше всего, и именно ради них стоит читать эту книгу. И если по качеству выстраиваемой вселенной книгу Аластера Рейнольдса можно сравнить с работами Питера Гамильтона, то в плане сюжета «Пространство Откровения» может похвастаться бОльшим количеством острых моментов и неожиданных поворотов. Правда, не забудьте набраться терпения, порог вхождения у книги достаточно высок.

Более того, терпение понадобится на всём протяжении романа. Действие здесь крайне неторопливо, персонажи много размышляют и общаются между собой, зачастую «пережёвывая» одни и те же мысли по нескольку раз. Из-за этого темп романа очень низкий, и читать его приходится довольно долго. Что, впрочем, простительно, автор же в первую очередь учёный, да и это один из первых его опытов в крупной форме. Тем более, что по части космоса и науки у книги всё в полном порядке. Как и с развлекательной частью, несмотря на оговорки.

Хорошая космоопера. Если любите книги Питера Гамильтона, Джеймса Кори и Джека Макдевита, то проходить мимо однозначно не стоит.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это вторая прочитанная мной книга из серии(первая-город бездны).Минусы книг полностью абсолютно одинаковые.Это огромное количество «воды», довольно странное поведение персонажей и то, что интересно читать становиться последнюю треть книги.Вселенная довольно интересная и находит довольно широкое развитие в произведении, однако все линии раскрытия тайн и вопросов довольно унылые и затянутые.Возможно, при прочтении всего цикла все станет на свои места и откроются все глубины задумки автора, но пока тянет на 6/10.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все это я видел в Mass Effect))
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень средняя фантастика. Средняя – это не значит плохая, но ожиданий она не оправдывает.

В каких-то отзывах на просторах Интернета этой книге пелись хвалы — мол, она «рисует эпическую картину галактической истории, не уступающую Гипериону Симмонса».

Серьёзно? Где? Где масштабность-то?

Вся эпичность заключается в том, как один персонаж рассказывает другому про межгалактические войны, которые отгремели давным-давно. Сама же книга – предельно камерная. В ней, по сути, три действующих героя и ещё около десятка второстепенных. Поначалу, когда история перескакивала с одной сцены на другую – то колония учёных, то суперсветовик, то погрызенный Чумой город – ещё сохранялось некое ощущение грандиозности и свежести. Но во второй половине книги действие практически полностью переселяется на космический корабль, и история становится затхлой и камерной до предела.

Разница между этой книгой и «Гиперионом» в том, что в «Гиперионе» те самые эпические и межгалактические потрясения происходят прямо в книге, и они захватывающе описаны. Здесь же происходят мелочи (относительные), а потрясения так же далеки от героев, как и от нас. В книге «Космический Апокалипсис» не происходит никакого апокалипсиса.

В этом смысле «Пространство Откровения» — гораздо более точный перевод и хорошая отсылка на события книги.

Вторая претензия к истории заключается в том, что ни один из её персонажей не вызывает особой симпатии. Команда суперсветовика – какие-то киборгизированные полупираты, похищающие людей себе в команду, промывающие им мозги и убивающие без суда и следствия. С непонятным упорством раз за разом описывается Капитан и его криповость. Да мы поняли уже, спасибо. Главный герой Силвест – деспотический и надменный тип, которого ничего особо не интересует, кроме исследований. Его жена – абстрактная фансервисная фигура, которая должна вроде как явить нечто человеческое в Силвесте. Все эти ребята — как Силвест, так и Ультра — суперсложные, высокоумные, ничего не могут сделать в простоте и все друг друга ненавидят.

На фоне этого постсингулярного гадюшника простая вояка Хоури пробуждает сочувствие – в ней есть человечность, её мотивация и ситуация понятны – но под конец она вообще ничего не делает сама, историю не двигает, раскрывает все свои секреты и окончательно превращается в марионетку «превосходящих сил». Ну, хоть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жива-здорова осталась.

Кто-то скажет, что это по-своему реалистично – мол, случаются истории и вовсе без положительных персонажей. Да, это так. Но проблема в интересе чтения. Если ни один персонаж не симпатичен тебе, то тебе и наплевать в общем-то, чем обернётся в итоге их грызня.

Книга весьма затянута. Долгие, унылые, хардкорные и в то же время наивные описания технологий будущего перемежаются длительным анализом героями своих чувств и пространными размышлениями о процессе мышления. Крысиная возня между тремя (или сколько их там?) враждебными группами колонистов на Ресургеме ничуть не интереснее гадючьей возни между Ультра и _абсолютно_ не имеет значения для стержневого сюжета. Можно было сократить это всё раза в два и тем самым улучшить в два раза.

Несмотря на всё это, «Космический Апокалипсис» в целом остаётся неплохим… ну как неплохим, средним… приключенческим скай-фаем. Темп событий более-менее не даёт заскучать, а все бластеры развешиваются и более-менее выстреливают. 6/10, не больше и не меньше.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первый роман про данную вселенную, который я читал. Вначале было все непонятно, какие-то альфы, беты, постоянно скачет сюжет. В книге слишком много допущений, поэтому назвать книгу научной фантастикой сложно. Есть какие-то моменты и сюжеты, которые непонятно зачем были написаны, так как не получили никакого развития, поэтому объем такой огромный. Например, подробные описания героев, которые дальше не играют никакой роли, либо роль их закончилась очень быстро. После средины книги мне стали непонятны и нелогичны действия героев. И вообще складывалось ощущение, что я не верю сюжету, не верю поступкам героев.

Также описание групп и фракций у автора совсем не соответствовало их поступкам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, автор описывал какие страшные «ультра», Сильвест всего по одной встрече описывал Вольеву как ужасную женщину, которая не остановится не перед чем, чтобы достигнуть цели. Но по ее поведению на протяжении всей книги, она вообще не создает такого впечатления, особенно после того, как узнала, что Анна засланный «казачек». Также не верится, что дерзкие и жестокие ультранавты так отреагировали на бунт Хоури и Вольевы.

К концу книги автор уже «сдулся» окончательно, пропала и интрига и всякий интерес, а самое главное пропала логика. Я читал и дальнейшие книги из этого цикла, и с логикой дальше начинаются еще большие проблемы

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хочется отметить, так это ужасный перевод и редактуру. Читать, спотыкаясь о повторения и корявые предложения, просто подвиг.

Кроме сюжета не понятно абсалютно ничего. Ни характеры ГГ, ни их чувства, ни мотивы. Хотя нет, кое-как, через действия, все это можно понять. Но не прочувствовать.

Задумка просто огромная и невероятная. Но все же «Префект» гораздо интереснее. Необычные. Таинственнее. Хотя теперь он гораздо менее интригующий. Теперь, когда я знаю про Странников и Завесу Ласкаля.

Но не про Часовщика...

Рекомендовать роман сложно, в том плане, что он ужасно затянут. Читать можно через строчку, а то и по диагонали во многих местах. Многие моменты в истории мира даны просто как они есть. Например ИИ. Часто упоминается, что они обладают разумом и как будто зачатками чувств. Но толком ничего не разъяснено. И так во многом, что касается мира.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
или то, что Паскаль и Дэн любят друг друга. Опять же это подаётся, как факт. То она с ним работала, писала книгу, а теперь они женяться и без ума друг от друга. А где чувства? Где эмоции? То же и с копиями Альфа и Бета. Если не читать Префекта, как понять, что это за «фрукты»?

И так во всем.

В общем, перевод подпортил все ощущение от романа, теперь даже и не знаю, буду ли читать продолжение.

Или лучше перечитать Префекта и подождать его продолжение ;)

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко, то время потрачено впустую! Словосочетание «научная фантастика» и этот роман-несовместимы. Какой-то рванный мир получился у автора, нелогичность действий и неестественность поведения героев вызывают физическое отторжение.

Это вам не Гаррисон.

Оценка 3 из 10.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно на то, что это дебютный роман, можно сделать скидку, и получилось, тогда, неплохо. Плюс публикации стукнет скоро двадцать лет, и знания сейчас ушли вперед. Особо хардкорного (о чём не устают расхваливать эту книгу в титрах на обложке) в этой НФ-космоопере найти не смог, как ни пытался. Разве что интересным оказался ход с коммуникацией замороженного капитана звездолета, однако ярких технических деталей, от которых хочется подпрыгнуть, в тексте не попадалось (может, как читатель, после Питера Уоттса и Грега Игана я уже успел «зажраться», но — не факт, поскольку даже Гибсон, работавший на двадцать лет раньше, по сию пору способен удивить, и ранний Стивен Бакстер на передовых научных теориях мог разыграть замечательную концовку). Отчетливо видно, что Рейнольдс старался не выходить за рамки теоретически-физически-возможного, но на тотем Мумбо-юмбо все ж изредка молился.

Персонажи не доросли до того, чтобы начать им сопереживать, от слова «совсем», хотя на 650 страницах чтобы их выписать, было достаточно места, да и не так этих персонажей здесь много. Причем, удивляет, что всех их автор навязчиво пытается выставить законченными сволочами, но в то же время ничего не смог сделать для того, чтобы они таковыми выглядели — вполне адекватные личности со своими понятиями о правде жизни. Более-менее получились трое-четверо из семи или восьми, остальные — просто глядящие со скамейки запасных статисты.

Впрочем, сюжет разворачивается весьма лихо и оторваться не так легко. Но при этом использованы самые дешевые ходы, от которых даже фантастическая литература излечилась лет 50 назад. Этим Рейнольдс похож на наперсточника, который и не думает скрывать, что тебя дурит — большая половина персонажей уже знает что к чему, но от читателя этого утаивает. Некультурно как-то. Некоторые сюжетные повороты включены в текст просто для объема и замыкаются сами на себе почти сразу. Иногда встречаются повторы одних и тех же разъяснений, но это уже недоработка редактора — при таком массиве писателю простительно что-то не заметить.

Сама идея «Пространства Откровения» имела амбиции на потрясающий размах, но в итоге, совсем сдулась и перестала впечатлять (похоже, это заразная болезнь у современных творцов космической оперы). Короче, целился в десятку, а попал едва не в молоко.

Это была критика. Теперь о том, что понравилось.

Космическая опера не скатилась в сказку про волшебников и спящих красавиц. Все объяснимо.

Еще раз повторюсь: оторваться трудно. Захватывающе.

Рейнольдс оказался на редкость хорошим (если не сказать, сильным) технарем в писательском смысле. К сюжету и композиции отнесся с завидной педантичностью — тут он потрудился. Столь внушительный кирпич собрал из множества мелких деталей в крепкий монолит — все расставил на свои места, все гайки закрутил, как качественно работающая строительная команда, которая умеет построить хрущевку так, что швов не видно и стены выходят строго параллельно и перпендикулярно. Оборванных линий повествования почти не осталось — все вопросы, заданные вначале, находят свой ответ.

Технические описания не переливаются через край — их как раз в меру. В этом смысле все логично и грамотно, без демонстрации излишней заумности.

«Визуальная» картинка тоже достаточно хорошо удалась — описания «вида на лес и горы» не занимают по десятку страниц и в нескольких штрихах реалистичный образ все же удается получить.

Что ж, современная фантастика сейчас такая. Откровенная техническая лажа уже не прокатит и заявления типа «летающая тарелка сделана из неизвестного материала, не поддающегося анализу» читатель поднимет на смех. Поэтому приходится действовать в довольно жестких рамках и не изобретать лазерные мечи — сверхъестественного на свете становится все меньше. Думаю, ноги у беды «грандиозной концовки, не вытянувшей заявленной интриги», растут именно из этого места. Отсюда и неизбежная сухость текста.

Книга, определенно, могла быть лучше, но и то, что написано — крепко стоит на ногах. А мастерству закручивания и развязывания сюжетных узлов у Рейнольдса много кому не мешало бы поучиться.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Парадокс Рейнольдса

***

Оно того стоило – читать малопонятные «Префект» и «Город Бездны» (вкупе с «Великой стеной» и «Растяжением сна»), чтобы начать получать ответы в «Пространстве Откровения». Роман, который открывает цикл (по хронологии написания) является мостиком сразу к нескольким произведениям. Конечно, это не кинговские перекрестные связи, которые приятно замечать, которые позволяют потешить собственное самолюбие за внимательность и зоркость. У Рейнольдса связи куда прочнее, но при этом его произведения всё же можно читать по отдельности, правда, из-за этого многие ружья останутся висеть на стене либо долго, либо навсегда.

Итак, «Пространство откровения» — многогранный роман. В нём сразу несколько сюжетных линий, множество пространств-времен повествования, а так же несколько стилей, несколько главных героев. Давайте разбираться. Первая сюжетная линия – это Дэн Силвест. Знакомая фамилия? Если вы, как и я, читали «Префект» и «Город Бездны», то лампочка должна зажечься. Восемьдесят. СИИИ. Ласкаль. Думаю, излишне будет уточнять, что Силвест – тот самый создатель Восьмидесяти, создатель Альф. И это он создал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аврору и Часовщика
. Правда, это речь об отца Дэна. С другой стороны, Кэлвин тут будет далеко не на последних ролях. Это не полноценный ПОВ, но и не статист. Кэлвин нужен не только для сюжета данного романа, но и для общей истории. Всё-таки с ним становится понятнее все, что касается альф и бет. Первую сюжетную ветвь можно охарактеризовать как приключенческую. Эдакий Индиана Джонс, только футуристический. Вторая линия – Илиа Вольева (чувствуется русскую стилизацию?). Илиа – член команды корабля «Ностальгия по бесконечности». Илиа остро нуждается в Кэлвине Силвесте. Точнее, не совсем она, скорее, вся команда корабля. Что еще нужно знать об Илии? Она – ультра. Впервые Аластер Рейнольдс так плотно знакомит читателя с этой людской расой. Линия Вольевой – это чистый квест. Наконец, третья линия сюжета – это Анна Хоури. Анна – наёмник. Ее купили, чтобы устранить Силвеста. Данная ветвь сюжета более всего походит на неспешный боевик \ шпионский триллер. По законам жанра все три ветви сюжета рано (или поздно) сойдутся воедино. Рассказывать дальше – это спойлер, поэтому о сюжете я закончу здесь.

Почему этот роман так хорош? Во-первых, это дебютное произведение Аластера Рейнольдса в крупной форме. Надо сказать, что стилистически книга намного лучше того же «Города Бездны», который «запрягал» 70% времени. Отсюда делается простой вывод – Рейнольдс не столько оттачивал мастерство слога и композиции, сколько работал над стилистикой повествования. Поэтому его книги столь разняться в рамках жанра. Во-вторых, «Пространство откровения» связывает прошлые книги по рукам и ногам. Здесь и более расширенная история Восьмидесяти, здесь и Таннер Мирабель (пусть и совсем мельком), и Город Бездны с Йеллоустоуном (как места действия). К тому же эта книга многое дает для общей истории. С ней образ будущего Рейнольдса становится более выпуклым. Наконец, еще один важный момент – многие явлений «Пространства Откровения» (цикла, а не книги) становятся детерминированными. Автор чётко определил линию, сославшись на парадокс Ферма. Теперь понятно, что вскоре расскажут два последующих романа цикла. По отношению к будущему эта книга напомнила мне другую у Рейнольдса – «Звездный лед». Такая же холодная, мрачная, беспросветная в своей безысходности. На что мы можем надеяться в будущем? Мы и сейчас заботимся о гаджетах, а пяти камерах, о новой IoS и так далее. Действительно, разве это побеспокоит Подавляющих? Вы только взгляните на последние новости – в инстаграмме теперь самый «залайканный» пост – это фотография обычного куриного яйца с хештегом, прямо призывающим «сотворить самый хайповый пост». Людей открыто разводят, они и ведутся. Нам ли боятся Подавляющих? Определенно нет. Вот вам и парадокс Ферма. Я бы даже назвал это Парадоксом Рейнольдса. О нём же упоминает и Нил Стивенсон в великолепном «Семиевии».

Заключение: выдающийся роман. Настолько же сильный, насколько сильным был «Звездный лед» или «Обереченный мир». Здесь достаточно космооперы, много тайн и загадок, многое дается для общей космогонии. Будущее Рейнольдса очень тяжелое, его непросто принять. Искренне надеюсь, что Азбука всё-таки одумается и продолжит издавать (или хотя бы доптиражировать) данного автора. Уж слишком силен валлиец. На мой взгляд, сейчас Аластер Рейнольдс – лучший автор в жанре хард сай фай. Речь, конечно же, об авторах, у которых больше 2-3 произведений в жанре. Из конкурентов могу выделить лишь Питера Гамильтона (но у него я прочитал только 1 роман).

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то роман позиционируется как твёрдая НФ, но если честно, то особой твёрдости я в нём не почувствовал. Скорее, он ближе к космоопере — перелёты туда-сюда на огромных кораблях, движущихся почти со скоростью света, какие-то межзвёздные интриги, общество, как будто застывшее в развитии... В общем, много всего очень спорного, если начинать копать в этом направлении. Но автор и не делал особого акцента на технических подробностях! Трёхстраничных отступлений про принцип работы чего-нибудь с экскурсией в современные теории квантовой физики и расчёт орбитальных манёвров вы тут не найдёте.

Если же подходить к тексту как к космоопере, то всё ОК, на мой взгляд — читал с интересом, затянутости не почувствовал (то ли потому, что был в отпуске, то ли потому, что привык к Стивенсовским «кирпичам»). Плохо другое: идей новых я в книге особенно не приметил. Всё как-то очень вторично — и инопланетяне местные, и люди... До конца ожидаешь какого-то неожиданного поворота, а вместо него получаешь стандартный паёк.

Из претензий к языку автора — очень уж часто встречаешь фразы типа «и тут он(а) рассказал другим что-то», а что именно было рассказано — читателю сообщается только через 2-3 главы, как будто автору надо было повесить зацепочку для интереса перед уходом на рекламу. Один раз — не замечаешь, но в книге 3-4 места таких!

Кстати, насчёт вторичности — идею с консультацией с электронной версией своих предков потырил Скалци в свою Collapsing Empire (которая тоже компоопера).

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение было бы лучше, если автор уменьшил его в 2-3 раза. Видно, что автору хотелось изложить набор своих мыслей и идей, но получилось громоздко. При этом сами идеи заслуживают того, чтобы их изучить, но не в таком формате. Также тяжело даётся первая часть, в которой очень рваная нить повествования.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это просто охренительно. Такого количества новых идей, образов и видений будущего не видел со времен «Гипериона», «Матрицы» и Гибсона.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх