Аластер Рейнольдс «За Разломом Орла»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Корабли возят пассажиров и грузы по скоростным тоннелям, оставленным древними инженерами Млечного Пути. Система обширна, маршруты сложны, и переходы между линиями не на 100% надёжны. Один из страхов навигаторов — очутиться на линии, не отмеченной на картах. Так можно попасть за Разлом Орла — вернуться возможно лишь к надолго постаревшим родным и любимым, если оттуда вообще можно вернуться.
Однажды капитан выходит из анабиоза; двигатели корабля молчат, а на борту находятся посторонние. Неужели случилось страшное?
Входит в:
— антологию «Constellations», 2005 г.
— антологию «Year's Best SF 11», 2006 г.
— сборник «Zima Blue and Other Stories», 2006 г.
— антологию «Лучшее за год XXIII: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2006 г.
— журнал «Если 2007'03», 2007 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2008», 2009 г.
— сборник «Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds», 2016 г.
— антологию «Love, Death + Robots: The Official Anthology: Volume One», 2021 г.
Экранизации:
— «За Разломом Орла» / «Beyond the Aquila Rift» 2019, Франция, реж: Леон Берель, Доминик Бойден, Реми Козыра, Максим Луер
- /языки:
- русский (3), английский (11), польский (1)
- /тип:
- книги (14), периодика (1)
- /перевод:
- А. Новиков (3), М. Плисенко (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 20 июля 2022 г.
Рассказ, в котором сюжетная линия постоянно делает непредсказуемые повороты.
Есть над чем поразмышлять. Кроме того, ещё и психологически очень интересно и красиво.
Ничего лишнего, кратко, вместе с этим, ёмко и законченно.
Теперь, нужно посмотреть и экранизацию, хотя, может быть, делать этого и не стоит, дабы не испортить впечатление от прекрасного рассказа.
Manowar76, 18 июля 2022 г.
Одиннадцатое место лучших новелетт Локуса.
Данный рассказ Рейнольдса необычен парой отличий от большинства других рассказов в списке: а) у него совсем нет номинаций, но б) есть экранизация в виде одного из эпизодов первого сезона «Любовь, смерть и роботы».
Собственно, благодаря мультфильму крайне важный сюжетный твист напрочь заспойлерен. Но читать надо. Рейнольдс в малой форме очень хорош.
Мир будущего, сеть червоточин-скважин, изобретённых предтечами, но с успехом используемая человечеством. Коммерческие рейсы, рутина.
Мир очаровывает десятками мелких деталей.
И уже неважно, что знаешь, чем примерно всё кончится.
В мультике финал, кстати, был более зрелищным, чем в рассказе.
Рейнольдс в очередной раз не подкачал.
В связи с чем вопрос — чем обусловленно отсутствие премий и номинаций у рассказа? Вроде бы, автор находится «в обойме», не чужд участию в награждениях. Странно.
9(ОТЛИЧНО)
mshvez, 16 июля 2022 г.
Потрясающий рассказ. Прекрасная научная фантастика, умело приправленная хорошей психологией. Читал уже второй или третий раз и снова получил огромное удовольствие. Рейнольдс — прекрасный стилист, великолепный художник, описываемые события так и предстают перед мысленным взором. И построение повествования тоже примечательно — читателю истинная суть событий раскрывается через восприятие главного героя, и это восприятие не плоско, не одномерно, оно, прошу извинить за банальность сравнения — как чемодан с двойным, а то и тройным дном. И что ещё зацепило — рассказ очень гуманистичен, несмотря на все более нарастающую трагичность описываемых событий. Основной посыл — человек никогда не должен оставаться один, один-на-один со своей неисправимой бедой. Забота о ближнем — вот залог сохранения рассудка и смысл жизни, даже в самой отчаянной ситуации. Намеренно не раскрываю деталей сюжета, ибо каждая деталь тут важна и для людей, не читавших рассказ будет «спойлером», а рассказ стОит прочесть. Если у Рейнольдса и остальные вещи малой формы написаны на таком же уровне — снимаю шляпу и выражаю восхищение. Пошел читать сборник «Медленные пули» дальше. Оценка 10.
vd1991, 28 сентября 2021 г.
Безысходность... Именно это слово проходит сквозь все произведение. Начинается рассказ с подготовки к обычному космическому перелету, которых происходит бесчисленное количество раз, и ничто не предвещает чего-то неординарного. Но далее происходят удивительные вещи. Сначала кажется, что сюжет подобен роману «Звездный лёд», но в реальности оказывается все намного мрачнее и таинственнее. Ну а главный вопрос, который Рейнольдс поднимает в рассказе, считаю, заключается в выборе: знать жестокую правду или продолжать жить в иллюзии, что все хорошо. Причем рассматривается это с двух противоположных сторон: о необходимости сказать правду, и о возможности ее принять.
SeverianX, 20 сентября 2021 г.
Продолжаю знакомиться с малой прозой Аластера Рейнольдса. Перед нами прекрасный образец научно-фантастического рассказа.
Человечество покорило космос. Но действительно ли это так? В галактике существуют так называемые «пузыри», где плотность космической пыли намного меньше, и поэтому в них возможны космические полёты. Вокруг солнечной системы существует подобный пузырь, названный локальным. Космические корабли путешествуют по системе частично разрушенных «туннелей», созданных когда-то неизвестной высокоразвитой расой. Принцип работы этих «туннелей» изучен слабо, что не мешает во всю их использовать. Да, иногда случаются сбои, и корабли пропадают, но что такое пара несчастных случаев в сравнении с доходами транспортных корпораций.
Главный герой, капитан корабля, отправляется в стандартный торговый рейс с двумя своими сослуживцами. Перед «прыжком» они погружаются в стазис, а после пробуждения капитан понимает, что произошел сбой, и их забросило куда дальше, чем планировалось. Подобное случается нередко, и поначалу главный герой не особо беспокоится. Их корабль попадает на ремонтную станцию, где он встречает свою бывшую возлюбленную Грету, помогающую ему освоиться на новом месте пока корабль будет в ремонте. Правда о происходящем накатывается на главного героя постепенно, как штормовые волны. Однако способен ли он примириться с новой реальностью?
Итог: Рассказ написан мастерски, и мы вместе с капитаном плавно погружаемся в пугающую тайну. Он оказывается в такой ситуации, что ему проще поверить в ложь, чем принять чудовищную действительность. Хотелось бы отметить прекрасную проработку психологии главного героя и интересную идею межзвездных перелётов.
fail of reality, 4 мая 2021 г.
Меня, как и многих из вас, привела сюда серия из «Любовь, смерть и роботы». Про качество экранизации можно спорить, но, как мне кажется, общий дух повести передан хорошо. Сериальщики могли бы, правда, нарисовать меньше секса и больше атмосферы -- в повести первому уделяется строчка, а для создания второй автор не жалеет описаний.
Рассказ строго рекомендуется к прочтению, очень рад находить такие алмазы, теперь хоть моя электронная книжка пылиться перестала...
ФеланКелл, 8 марта 2021 г.
Как и многие другие, я прочитал рассказ уже после того как посмотрел эпизод сериала Любовь смерть и роботы. И могу сказать что экранизация и рассказ ОТЛИЧНО дополняют друг друга. В экранизации шикарный визуал и саундтрек, пусть и есть некоторые недосказанности, ньюансы, которые можно не уловить после первого просмотра, но посмотрев + прочитав рассказ картина складывается целиком, и понимаешь, что экранизация не космохоррор, а скорее даже драма...
Incnis Mrsi, 12 декабря 2020 г.
Отличная композиция (пускай и идеи, по отдельности, не новы), существенная просветительская ценность и, главное — Рейнольдс сделал скоро читаемый рассказ там, где какие-нибудь Жарковский или Бэнкс нагородили бы целый том. Оценка не «10» по двум причинам: плохо получился герой, и несколько натянутый сюжетный наворот со
Довольно интересна также альтернативная подача некоторых из идей автора, составивших роман “Pushing Ice”.
Экранизация ужасна — сжатие до 17 минут делает невозможным погружение зрителя в ситуацию.
Seidhe, 13 марта 2020 г.
Более, чем уверен, что я, как и многие, не смогу теперь воспринимать шикарную экранизацию этого рассказа в первом сезоне сериала «Любовь, смерть и роботы» отдельно от текста, а текст — соответственно — отдельно от экранизации. О самом рассказе сказано в отзывах предостаточно — и о некоторой суховатости повествования, и о некоторой «глуповатости» героя, который так долго осознавал, что с ним произошло, и о потрясающем описании картин космоса, который наглядно показан невообразимо-огромным, и много о чём ещё. И когда я читал рассказ впервые, ещё не видя экранизации, мне было всё это довольно сложно представить и удержать в голове. Другое дело, когда видишь картинку на экране, с буйством красок и компьютерной графикой, практически приближающейся к собственно кинематографу, а потом снова читаешь, и держишь эти образы в голове, и всё, происходящее на экране становится понятно в мельчайших деталях, пусть некоторые любопытные подробности, важные для развития сюжета, в экранизации и упустили.
Разумеется, отличия первоисточника и экранизации имеют место быть. Но, во-первых, никто не отменял довольно скромного хронометража эпизодов сериала, а во-вторых, нужно чётко понимать, что создатели немного гнались за маркерами «для взрослых», поэтому замена сцен осознания главным героем масштабности Космоса сценой секса на фоне его самого выглядит вполне оправданно. Ну а финал, переворачивающий с ног на голову всё происходящее, одинаково шикарен в любом виде. И это несмотря на тот факт, что реальность, ожидающая главного героя, весьма разнится в литературном первоисточнике и экранизации, хотя которая из них предпочтительнее — тот ещё вопрос...
Конкретно за финал рассказа 10 баллов не жалко. Вроде, и страшно, но в то же время с глубоким смыслом.
Хороший рассказ, который можно смело рекомендовать для знакомства с «малой формой» Аластера Рейнольдса.
lammik, 8 марта 2020 г.
Вышло так, что вначале я посмотрел экранизацию из телеантологии «Любовь, смерть и роботы», а рассказ прочитал уже потом. Поэтому ничего неожиданного в сюжете для себя не обнаружил, но должен признать, что все злоключения «Синего гуся» и его капитана в рассказе объяснены гораздо подробнее и чётче. Даже в столь далёком будущем не утеряют актуальности жемчужины народной мудрости:«Семь раз отмерь — один раз отрежь!» и «Поспешишь — людей насмешишь!». Ну и в связи со знанием сюжета в голове во время чтения крутились строки припева известной песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза».
Если же взглянуть на рассказ с расстояния Большого Магелланова облака, то он окажется пропитанным светлым духом гуманизма, присущем Разуму, какую бы форму тот ни принимал.
Igolo4ka, 26 июля 2019 г.
Меня больше впечатлила Грета. Она здесь уже так давно. Судя по всему, одна из первых, если не самая первая. Тоже по-своему сбрендила. Нашла свое спасение от безумия (или якорь себе в нём) в заботе о тех, кто оказался в таком же положении. Как умеет, как может. В меру своего понимания. И не ожесточилась, не озлобилась. Даёт то утешение, какое может, потребность в каком находит в подсознании попавших к ней. Есть в ее образе что-то трагичное, печальное и очень человечное.
йокумон, 13 мая 2019 г.
Хороший рассказ. По странному добрый. Теперь так почти не пишут, оттого напомнил мне какие то олдскульные вещи. А еще хорошо показывает человеческую ксенофобию в буквальном смысле — боязнь чужого, боязнь иного, может даже излишне упирая на это. Но все равно хорошо.
Lilian, 9 мая 2019 г.
Красиво написанный рассказ, в котором важны не столько события (сюжет относительно прост), а способ подачи и постепенного открытия всей правды. Вместе с героем мы последовательно проходим через все новые и новые слои иллюзии — и за каждым таким слоем скрывается новая тайна и новое несоответствие. Есть в этом рассказе место холодной пустоте, одиночеству и хрупкости человеческого разума перед лицом слишком больших масштабов. Но есть место и доброте, попытке помочь, ставшей целью чей-то очень странной жизни. Есть место красоте космоса (вспомним звездное небо на стеклянном куполе местного космического ресторана), но также и его холодности и неумолимости. Также при желании идею этого рассказа можно рассматривать с точки зрения, что же лучше: жестокая правда или успокоительная ложь иллюзии. Если честно, есть своя печаль в обоих вариантах.
Остается сказать спасибо экранизации, которая и привлекла внимание к этому рассказу.
vfvfhm, 28 апреля 2019 г.
Как оказалось, у меня есть оба издания рассказа, и журнал, и антология. Но я об этом и знать не знал, когда посмотрел экранизацию. Этот эпизод сразу же стал любимым во всей первой антологии Любовь, смерть и роботы (и вовсе не из-за крутой постельной сцены))). Поэтому очень интересно было прочитать литературную основу истории.
Впечатлило! Рассказ, конечно, написан простенько, но с душой и вкусом. Особенно меня цепляют описания космоса, они автору удались на славу! Будоражит, тормошит воображение. При этом герои довольно плоские, но Грета расписана весьма чувственно. От этого веришь и реакции на нее главгероя. Кстати, мне экранный образ капитана корабля понравился больше. Там это суровый и тертый жизнью космический волк, а в рассказе какой-то нудный тип, нежно любящий жену. Конечно, это обыгрывается автором в финале рассказа и потому убедительно, но все же киношный круче!
skylight, 7 апреля 2019 г.
Прочитанный давным-давно в журнале «Если», этот рассказ мне хорошо запомнился, как говорится — «запал в душу». Так что я пришел в восторг, когда увидел знакомое название в списке серий анимационного сериала «Любовь, смерть и роботы«!
Итак, теперь есть и экранизация, и очень неплохая, хотя немного упрощенная по сравнению с оригиналом (что, в частности, привело к небольшим сюжетным ошибкам — в оригинале их нет). Если не знакомы ни с тем, ни с другим — советую сначала прочесть рассказ, а мультфильм смотреть как дополнение, с учетом той информации, которую узнали из рассказа.