fantlab ru

Андрей Колганов «Жернова истории»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
79
Моя оценка:
-

подробнее

Жернова истории

Цикл

Примечание:

03-09-2015 09:59:03 Издательство «Альфа» отклонило рукопись третьей книги. Мотивировка — низкий уровень продаж первых двух

05-09-2015 10:20:03 Цикл я, разумеется, закончу, и книги 3 и 4 издам — в бумаге ли, если выйдет, в электронном ли виде, но издам (источник).

07-09-2015 11:44:08

цитата
А по какой причине уважаемый Автор перестал выкладывать «Жернова истории» на Самиздате?

Обсуждение там редко было конструктивным. И лень делать выкладки и читать комменты в двух местах (источник).



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


6.90 (101)
-
3 отз.
6.59 (84)
-
2 отз.
6.58 (41)
-
6.61 (18)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Жернова истории
2012 г.
Жернова истории. Ветер перемен
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно не удивительно, что публикация издательством прекращена — на самом деле этот цикл представляет собой учебник по политэкономике или, как минимум, производственный роман. Не меньше. Автор глубоко погружён в исторические перипетии 20-х годов, искренне переживает о потерянных возможностях и пытается руками ГГ исправить ошибки. Читается буквально как статья на экономическую тематику, нет ни приключений, ни романтики, ни ужасов с опасностями. Так, три-четыре перестрелки, поножовщина. Ни тебе злобного Сталина, ни тебе истеричного Троцкого, ГПУ какое-то беззлобное. Зато автор точно отобразил с какими сложнейшими экономическими задачами столкнулся СССР, я, например, хоть и изучал в давние времена и историю КПСС, и марксизм-ленинизм, и политэк (обязательные для всех дисциплины же!), смог понять ПРОБЛЕМИЩИ, возникшие после революции, только благодаря автору.

Конечно, и ГГ, и второстепенные персонажи несколько картонные, что ли. Но и задача автора — показать, как могло бы быть, если бы не излишнее революционное рвение отдельных товарищей. Это, по моему, удалось. Очень интересно, куда же заведёт СССР тов. Осецкий, но, боюсь, продолжения не будет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

СвежО. А это уже плюс.

Среди литературы исторических попаданцев ведь как можно выделить своё произведение? Местом попадания. Временем попадания. Или способностями, стратегией попаданца. И выделиться среди тонн попаданческих книг очень сложно. Колганову это удалось. И время попадания необычно — середина 20-х, когда гражданская война уже закончилась, а до следующей войны — годы и годы, и боёвку в текст не напихаешь. И профессией попаданца...

Перед нами попаданец-бюрократ. Да благодаря послезнаниям — аналитик. Человек, разбирающийся в интригах бюрократии и при этом знающий, что надо делать чтобы становление СССР шло быстрее и менее кроваво. И пытается это делать. Сталкивать и разводить конфликты властьимущих и на фоне этого проталкивать идеи по модернизации экономики и промышленности государства.

Эдакий производственный роман про попаданца в тело бюрократа.

Вероятно, кому-то это всё тоскливо и нудно. А лично мне было очень и очень интересно.

Главный недостаток, лично на мой взгляд, безликость почти всех персонажей. Фамилии, кто на каком посту, что делают. Всё настолько сухо, что произвольно меняй им фамилии и род занятий — ничего не изменится. Исторические персонажи обозначены фамилиями, но реальных Исторических Личностей, с их Характерами, не чувствуется. разве что Троцкий чуть поживее остальных вышел.

Да и сам главный герой, попаданец, наш. Тоже то ещё пятно с фамилией. Сухой образ, не живой. Фигура на шахматной доске, пытающаяся оперировать другими фигурами на той же доске.

Объективно, моя оценка, вероятно, на балл завышена... Но, да — лично мне именно настолько понравилось.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения Владение (знание) материала — на данный момент для меня это наверно лучший роман о попаданцах из всех читанных. Автор настолько подробно (но не полно — объясню потом разницу как я это понимаю) хорошо владеет материалом той эпохи (1-3 том 1923-1930 гг), что создается впечатление что просто этот кусочек нашей истории был не только темой «докторской диссертации» но и просто любимейшим для изучения.

Не полно — а кто сейчас в нашей стране может действительно знать (т.е. иметь доступ) обо всех моментах нашей истории.

Что меня напрягало в романе — общий подход к политике и к людям делающий историю довольно сильно отличается оттого который сейчас сложился у меня в голове. Напрягал не сам подход (ну считает человек по каким то вопросам не так как я и что) а понимание, что я не в состоянии даже чуть чуть что то противопоставить. Во первых знания об этой эпохе у меня и у автора просто несопоставимы. Как известно если некто об каком то времени знает очень много то отобрав по некому принципу факты и логично их связав он получит картинку которую на более низшем уровне знаний опровергнуть невозможно.

Поэтому я не в состоянии определить насколько роман по сути соответствует тому как было на самом деле. И поэтому ни как не мог отдаться чтению романа так как отдается мужчине женщина которая этого мужчину не только любит но и доверяет. У меня на ВСЮ жизнь на клеточном уровне осталась память как меня и (большинство народа в нашей стране) в период с 1985 года того века по 2000-2005 развели как лохов на базаре. Когда морок прошел — а кошелька то нету. А ведь не кошелек украли — Страну.

Сильнейшей стороной романа является марксистско ленинский подход. Суть романа, его нерв и главная задача автора показать что Те события 23-30 год (1 и 3 том) полностью вытекают из той ситуации которая сложилась на тот момент (+ те в некотором роде случайные факторы). Причем я не смог (точнее меня не где не торкнуло) найти логические нестыковки. В этом смысле роман читается как что то среднее между гипердетективом и доказательством некой теории из области физики. Надо отдать должное автору — у него получается рассказывать о событиях так что что бы любой обычный человек мог без труда пройти всю логическую цепочку без срывов. Помню как то раз после 10(20?) попытке понять один из разделов физики (который на 99% состоял из математики) пошел на поклон к одному человеку. Вот все время ( в тот момент) пока он мне это объяснял — я понимал что он в тот момент объяснял. Пришел домой — открыл книжку и ...опять не смог. Угадайте какой билет попал мне на экзамене?

В этом естественный «минус» романа — любой учебник всегда много много многословен в сравнении со справочником. Я думаю очень многим такой большой подробнейший текст будет просто скучен. В значительной степени понравится не понравится и на сколько будет определяться не самими достоинствами (недостатками) романа а степенью подготовки читателя. Дайте ребенку пару лет научившемуся читать не сказку на 5-10 страницах а гениальный текст на 200 страниц — и он его бросит читать после первой главы. На середине первого тома чуть не бросил. Точнее бросил но потом вернулся. Когда дочитал третий том — испытал противоречивые чувства. С одной стороны очень сильно хочу дальше. С другой стороны слава Богу — моя жизнь на некоторое время остановилась (все три тома прочитал почти без перерывов за выходные и праздники).

Наверно можно по разному относиться к этому роману — но без сомнения данный ТРУД вызывает большое уважение.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне альтернативных историй с яркими драками, стрельбами и неудержимым прогрессорством -- смотрится вдумчивым и качественным переплетением реальной истории с аккуратными политико-экономическими улучшательными операциями ГГ. Отлично смотрится. Качество проработки материалов великолепное, узнал новое и интересное для себя.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь получилось безусловно интересная. Очень своеобразная, не похожая на классические попаданческие романы, но по своему затягивающая. Это с одной стороны. С другой — весьма занудная. По сути, автор классический железячник. Только вместо описания какой болт каким шурупом закручивать, что бы пушки стреляли в три раза глубже, автор описывает кому написать анонимку и куда засунуть перо, что бы колесо истории начало крутиться в другую сторону.

Любовная линия представлена, но весьма и весьма посредственно. Описания взаимоотношений между людьми в романе достаточно убоги. Персонажи так же весьма картонные.

Активных действий по сюжету кот наплакал. Автора регулярно уносит в сторону от основной линии повествования. Хотя мало ли, может кому то и интересно как заправить перьевой паркер.

В общем, любителям жанра читать можно и нужно, но стоит выбрать момент когда вы будете находится в созерцательном настроении и быть готовым к определенному занудству автора.

Мало литературных достоинств, зато очень много подробностей про «ту эпоху».

Если бы автор еще не лез не на «свою делянку»... ну вот зачем спрашивается начал учить классического бюрократа легендам «а-ля маятник»? Это в «августе 44» смотрится органично. Ну в общем, автор похоже сам с пистолетом по лесам не бегал. Поэтому описание «боевки» откровенно беспомощны.

При всем при этом, с удовольствием почитал бы и продолжение. Повествования про суперменов быстро приедаются.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это уже состоявшаяся дилогия, и автор пишет третий роман (выкладывает на СИ).

Чтобы избежать кривотолков и неясностей — вот цитата оттуда. Большая. Самое начало третьего романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Сегодня с утра, придя на работу и привычно толкнув дверь с табличкой 'Заместитель председателя ВСНХ СССР Осецкий Виктор Валентинович', здороваюсь с секретарем, прохожу в кабинет и устраиваюсь за своим рабочим столом. На перекидном календаре красуется дата — 2 марта 1929 года, суббота. Суббота? Суббота была позавчера, а сегодня у нас понедельник, четвертое. Надо перелистнуть.

Дверь кабинета открывается и ко мне заглядывает помощник.

— Здравствуйте, Сергей Константинович! Что, готовы расчеты? — спрашиваю его.

— Да, еще в субботу вечером подбил итоги, но не успел вам отдать, — поясняет Илюхов. — Едва вырвал отчетные цифры из ГОМЗы. — И с этими словами он кладет на стол тоненькую папочку. Не просто папочка, а скоросшиватель. Пустячок, а приятно. Ведь это с моей подачи несколько артелей наладили два года назад выпуск скоросшивателей и дыроколов, и не абы как, а в соответствии с утвержденным государственным стандартом. Сразу же и некоторые частные мастерские ухватились за это дело — канцелярское море у нас большое, в нем эта продукция утонет за милую душу. Теперь и фабрика 'Союз' зашевелилась — оборудование нашли неплохое и дыроколы у них получились довольно приличного качества. Вон, как раз такой у моего секретаря стоит.

Так, посмотрим, как же у нас обстоят дела с производством тракторов для сельского хозяйства. Вроде неплохо, но и радоваться особо нечему. Да, мы сильно продвинулись вперед за прошедшие 4 года: если в 1925 году едва-едва вышли на производство примерно 700 тракторов всех типов ('Фордзон-Путиловец', 'Запорожец', 'Коломенец', 'Коммунар', 'Карлик') то отчетные данные за 1928 год дают уже 9200 (впятеро больше, чем в моей истории!). Из них: 5920 'Фордзонов' Путиловского завода, 340 штук гусеничных 'Коммунаров', 150 'Коломенцев', 120 'Запорожцев', 90 штук 'Работников' (модификация 'Карлика'). 2470 СТЗ 15/30 дал все никак не выходящий на проектную мощность Сталинградский тракторный, и всего лишь 110 тракторов той же модели дал совсем недавно пущенный Харьковский тракторный. За четыре года — скачок почти в 15 раз!

Но что же выходит в итоге? Суммарно за этот период наши заводы выпустили примерно 17,5 тысяч тракторов, да импорт за 1923-1928 годы дал около 24 тысяч (не считая тракторов промышленного назначения). Итого в сельском хозяйстве сейчас работает 41,5 тысяча тракторов. Слёзы!»

http://samlib.ru/k/kolganow_a_i/fragment_8.shtml

Скажу честно — испытывал сильнейшие амбивалентные ощущения при чтении двух с хвостиком романов.

С одной стороны — это чрезвычайно толковая, грамотная, продуманая альтернативка. Попаданец не в Сталина и не в Троцкого, а в какого-то безвестного Осецкого, мелкого чиновника — тихо и острожно интригует. Пытается не допустить партийной грызни, которая потом даст осложнения в 1930-х, и отчасти у него это получается. Еще пытается не допустить коллективизации в её мрачных формах. В голове у «Осецкого» — будто пара ноутбуков, объем знаний о мелочах эпохи зашкаливает, он переплюнет любого эрудита и многих ясновидцев.

Но так просто не пойдешь кидаться новостями направо и налево. Не поймут ведь.

Автор явно задался целью показать внутренние пружины политики Союза 20-х годов — начиная от личных склок, от карьеры будущих партийных гигантов, и заканчивая вполне объективными экономическими сложностями, с которым никакой попаданец вот так справиться не сможет. Документально-культурный слой — автор поднял, как поднимают целину. Тут и парийный жаргон, и все сокращения, и стихи Маяковского со строчкой «хер цена дому Герцена». И портреты революционеров второго плана (ну кто их все сейчас вспомнит?). Снимаю шляпу.

И Осецкий в книге делает карьеру вполне легальными, не «чудотворными» методами.

Его и увольняют, и почти арестовывают, и парочка именно что глупых перестрелок есть — но в остальном все рутинно.

Надо пресечь откаты (да, откаты, они были всегда...) при импорте оборудования.

Надо решать проблему кадров. Начиная буквально с себя.

Надо умненько засветиться перед «звездами первой величины». И работать. Буквально каждое действия персонажа тщательно документировано автором, хоть сейчас делай распечатки и сдавай бумаги в архив. Только распечатывать надо на машинке, а листы обязательно в старом скоросшивателе подавать.

Но. Есть и обратная сторона медали. Казенная эпоха, казенная жизнь персонажа. Казенный стиль его мыслей. И стандартно-канцелярский стиль текста.

Время от времени автор пытается придать герою человеческие черты — тут и любовь, и опасения за свою жизнь, и стремление к прекрасному, и даже азарт. Но все это буквально тонет в потоке цифр, уточнений, пояснений, параграфов. Мы видим все докладные записки и весьма длинные выдержки из статей. Сообщения и газетные заметки. Все это на фоне конкретики экономических трудностей — с цифрами в руках.

Какое-то время эта противоречивость в восприятии ставила меня в тупик. «Заклепочность» текста в этом случае никак не может быть снижена — просто потому, что «такова эпоха, такова среда». Чиновник средней руки в развивающемся госаппарате, в период становления госплана и прочих организаций — не омжет без этих цифр в голове. Но это невозможно!!!!

Но вот сообразил — графики нужны. Схемы. Таблицы. Диаграммы.

Ведь перед нами фактически политико-экономический (и даже чуточку политэкономический) учебник о 1920-х годах. Его просто слегка прикрыли попаданческой фабулой. В комментариях на СИ идет вполне себе историческая и политическая дискуссия.

А какой учебник без хорошего иллюстративного материала?

Так что мне было бы интересно почитать книгу уже с картинками.

И это не требования «легкости» — я и так все осилил.

Но с картинками — оно лучше будет. Вроде как издания Ф. Броделя с иллюстрациями.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Жернова истории» очень хорошо идёт в комплекте с «Сектантом» Константина Костинова. Только если у Костинова показан СССР глазами постороннего человека, который не знаком с реалиями времён НЭПа и видит только внешнюю сторону происходящих в стране событий, то книги Андрея Колганова позволяют увидеть изнутри советскую политическую кухню 20-хх годов. И в этом и состоит, на мой взгляд, главная ценность данного цикла. Бесконечные интриги и дрязги среди высших партийцев, компании в прессе, создание и распад политических союзов между лидерами тех или иных группировок, начало борьбы за наследие Ленина и подготовка к проведению Индустриализации – всё это описано автором очень достоверно (насколько это вообще возможно в рамках поджанра про попаданцев). Читая книги Колганова, понимаешь, что писатель обладает не только обширнейшими историческими знаниями, которые позволяют провести читателя сквозь дебри политического лабиринта, в котором сложили головы большинство участников тех баталий, но и чувством меры, уберегающего романы от перенасыщения излишней информацией и детализацией, а также падением темпа описываемых событий.

Поскольку основной упор в цикле сделан на экономику, политику и аппаратные методы борьбы, то ценителям экшена романы Колганова скорее всего не понравятся. Здесь герой предпочитает добиваться своих целей не грубой силой или размахивая собственным послезнанием, а благодаря грамотно составленной служебной записке или вовремя подброшенному анонимному письму.

Итог: интересный и вдумчивый цикл, освещающий не самый популярный (по степени проработки другими авторами) период отечественной истории.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх