Евгений Гуляковский «Долгий восход на Энне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На космическую базу Земной Федерации, из поиска в дальнем космосе, возвращается корабль-разведчик с таинственным «гостем», проникшим на борт после неожиданного контакта вблизи Черной планеты на самом краю Галактики.
Для того, чтобы решить возникшие в связи с этим проблемы, к далекой планете под командованием Ротанова отправляется экспедиция.
Входит в:
— цикл «Сезон туманов»
— журнал «Искатель 1984'3», 1984 г.
— журнал «Искатель 1984'4», 1984 г.
— антологию «Алиби», 1990 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 291
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2648 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (15), немецкий (1), чешский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Матева (1), Й. Тыч (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pava999, 22 декабря 2011 г.
Очень понравилось. Отличный сюжет, не смотря на то, что можно было обойтись без роев и некоторых персонажей. Я не снижаю оценку даже за то, что так и не разобрался с историей с Хронаром.
ДВнЭ, строго говоря, не является самостоятельным романом. Книга тесно связана с первой частью «Сезона туманов». Не читая её, трудно понять за что Ротанов получил ключ от Хронара и какое отношение к этой истории имеют Дубров и трескучки.
DanilovAndre, 1 сентября 2008 г.
Читал еще в детстве. Книга сподвигла меня начать «болеть» фантастикой. Причем «Сезон туманов» прочитал уже не в детском возрасте и, наверное, поэтому «ДВнЭ» более интересной книгой. Перечитывал много раз весь цикл.
k2007, 31 марта 2022 г.
Советская космоопера, одна из немногих. Дальняя разведка, вооруженные корабли, перестрелки и погони в космосе. Герои, действующие в одиночку, но при этом ведомые гуманизмом. Путешествия во времени, неожиданные встречи и разлуки. Да, сейчас видны недостатки книги (некоторая скомканность сюжета, не очень внятный финал). Но даже сейчас, через тридцать лет, я перечитал книгу с интересом, и не только из-за приятных воспоминаний о прошлом. Это просто интересная книга, с такой идеей, с которой сейчас выходит немного книг
AbaddoN, 30 июля 2007 г.
В отличие от того что сейчас пишет автор, продолжение очень серьезное и оригинальное.
Вообще весь цикл (кроме Хроник) просто отличный! Читал в детстве — перечитывал недавно — нисколько впечатления непонизились!
vanger, 13 февраля 2008 г.
Читал роман ещо в школе и перечитивал несколко раз — очен понравилось! Один из первих советских фантастических боевиков. да ещо с драконами итд .. кажись до ентого раомана в советскоы фантастике ничего такого не било.
Eva, 3 апреля 2008 г.
А я ее читала в каком то старом журнале,найденном летом на одной из дальних полок,но так вышло,что продолжение должно было быть в следующем номере..в итоге я искала эту книжку потом лет эдак 5. Но оно того стоило!
dio, 3 марта 2007 г.
Продолжение «Сезона туманов» послабее оригинала, не отложилось в детской памяти также сильно как начало.
Darth_Veter, 1 июля 2020 г.
Очень давно, еще до развала СССР, я мечтал приобрести себе дилогию Гуляковского о рэнитах. Но мне всегда что-то мешало: сначала это был дефицит литературных книг, потом — высокая цена. Поэтому пришлось довольствоваться журнальными изданиями — в букинистическом отделе магазина купил себе номера «Искателя» с напечатанными на его страницах романами. И тогда понял, что мое отношение о дилогии было чисто идеальным: реальная ценность произведений оказалась несколько ниже моих представлений о них...
Итак, опять рэниты со своим Хронаром (зачем его с большой буквы писать?) понаделали глупостей: теперь целой планете с живущим на ней населением грозит реальная опасность вывалиться из нашего мира в какой-то... не наш мир. Странно... По первому роману эта суперразвитая цивилизация не показалась мне такой уж глупой! А тут начинаешь читать их оправдательные речи и закрадывается смутное подозрение: а уж не в сумасшедшем ли доме всё происходит? Ну, не могут же люди, победившие пространство и время, так примитивно мыслить!
В общем, логику повествования искать в романе не стоит. Ее автор принес в жертву фабуле. А «умные» речи и разъяснения тут нужны для того, чтобы роман не потерял статуса НАУЧНОЙ фантастики (в СССР с подозрением относились к просто фантастике — считалось, что она ничему научить представителей развитого социализма не может). Автор ненавязчиво предлагает нам «отключить мозги» и «ловить кайф» приключений в мире Черной Планеты. Всё бы было совсем неплохо, если б Гуляковский был Хайнлайном или, на худой конец, Гамильтоном. Они такие вещи писали («Сокровища Громовой Луны» и пр.) и даже стали знаменитыми. Но, во-первых, это было еще в 50-х, а, во-вторых, у них был внятный сюжет. Гуляковский, судя по всему, уже к концу 80-х начал «исписываться»: сюжеты стали похожими, как близнецы, отличаясь в деталях, но внятной идеи в них не было.
Зачем нужно было вообще писать продолжение «Сезону туманов»? Чего там осталось неясным или недосказанным? Сюжетные линии были объяснены и завершены. Но Евгению Яковлевичу это не показалось основанием для завершением повествования — он решил дорассказать, куда же пропали (ушли, скрылись, перенеслись) рэниты. Однако, задумка с Черной Планетой оказалась слабовата и оригинальную фабулу из нее вытянуть было сложно. Но даже этого автор не сумел сделать толково. У меня есть такое предположение: ему очень нужны были деньги, вот и решил еще раз закинуть удочку во все то же пруд — авось, на старую приманку новая рыбка клюнет? Одного он не учел: страна к тому моменту уже изменилась и люди — тоже. Требования стали другими, фантастика стала другой. А он попытался дважды войти в одну и ту же реку...
Что сказать-то? Читать можно только при отключенных мозгах. Не пытайтесь понять смысл, применив свои знания физики и логики — просто наслаждайтесь действием. Тогда будет вам счастье. Гурманам же продолжение «Сезона туманов» ни к чему. Ничего нового автор вам не расскажет.
avsergeev71, 6 ноября 2017 г.
Прочитав в свое время «Сезон туманов», я буквально заболел этой книгой. Выяснив, что у нее есть продолжение, я бросился на поиски. Но, увы, в те годы (80-е годы прошлого века) найти книгу было непросто, даже в библиотеке. Поэтому «Долгий восход на Энне» я прочел значительно позже. А прочитав, подумал: хорошо, что она не попалась мне тогда. Ибо испытал я изрядное разочарование. Если абсолютно шедевральный «Сезон туманов» занял свое законное место на полке фантастических произведений всех времен и народов, то «Долгий восход», на мой взгляд, и близко к ней не подошел.
У меня вообще постоянно возникают сомнения, что обе книги вышли из-под пера одного автора, — настолько отличается их стиль повествования. От чёткости, логичности, лёгкости и какой-то завораживающей плавности «Сезона туманов» не осталось и следа: хаотичный, как будто топором рубленый сюжет, бестолковые, противоречивые, не имеющие хоть сколько-нибудь внятной мотивации действия персонажей, картонные главные герои, тяжелая наукообразность. И если первая часть с грехом пополам держится в рамках научной фантастики (энтропия и все такое), то вторая временами срывается в откровенную сказку (в качестве апофеоза — дракон, похищающий красавицу-инопланетянку). И все это пронизано ощущением какой-то нарочитой лубочности. Вроде бы и идеи проскальзывают замечательные, и интересные повороты сюжета присутствуют, но что-то все время мешает соединить это в единую, логически законченную картину.
Конечно, все познается в сравнении. И по сравнению с теми же «Хрониками инспектора Ротанова» «Долгий восход» смотрится едва ли не шедевром научной фантастики. Но в то же время есть эталонный «Сезон туманов», и понимание, как оно должно было бы быть, чтобы получился шедевр.
Поэтому, к сожалению, только 7 баллов.
davdav2, 1 января 2015 г.
Читается, кстати, неплохо. Особенно, как справедливо отмечается в отзывах, первые три четверти книги. Замечательный стиль — размеренный, ровный. Образ главного героя Ротанова узнаваем, наделен индивидуальными чертами. В концовке — появляются детали фэнтези (дракон, принцесса, жрец племени) и вплести их в НФ, кажется не очень получилось. Но надо помнить, что повесть написана в 1984 г., когда еще не было такого обилия переведенной зарубежной фантастики, а изданные вещи в условии книжного дефицита (в Москве уж точно) нужно было искать и доставать. Поэтому тогда, судя по отзывам, это было именно то, что надо. Хотелось драконов. Много интересных идей — прежде всего о контроле над временем и о возможных последствиях попыток управлять временем. Только концовка явно не отвечает глубине поставленных вопросов
mogzonec, 21 июня 2013 г.
Продолжение приключений инспектора Ротанова, которые начались в повести «Сезон туманов». Может быть менее оригинально, но все же не менее увлекательно. Эти две повести вкупе с повестями Головачева о деятельности «безопасников» породили в российской фантастической литературе целое направление.
nadejda dronova, 16 декабря 2016 г.
Увлекательно.Вероятно,никто не разделит этого мнения,но мне « Долгий восход на Энне» напомнил романы о морских приключениях. Но дракон тут и правда некстати.
Тимон, 31 мая 2007 г.
В принципе на мой взгляд не хуже «Сезона Туманов». При этои первая половина книги вышла лучше второй. Кажется это уже становится тенденцией в творчестве Гуляковского :frown: