FantLab ru

Дэн Симмонс «Мерзость»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.81
Голосов:
289
Моя оценка:
-

подробнее

Мерзость

The Abominable

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

В 1924 году гонка за то, чтобы подняться на самую высокую гору в мире, была приостановлена из-за шокирующего исчезновения Джорджа Мэллори и Сенди (Эндрю) Ирвина на одном из уступов Эвереста. К следующему году трое альпинистов – британский поэт и ветеран войны, молодой французский гид и молодая американка-идеалистка – нашли способ добраться до вершины благодаря финансированию скорбящей леди Бромли, чей сын также исчез на Эвересте в 1924-ом году. Юный Бромли наверняка уже мертв, но мать отказывается в это верить и оплачивает расходы тройки, чтобы они вернули его домой.

В глубинах Тибета, высоко на Эвересте, трое альпинистов в сопровождении кузины пропавшего юноши, обнаруживают, что ночью их преследует кто-то… или что-то. Этот кошмар становится самым главным препятствием для выживания на высоте 28 тысяч футов. Но какую цель он преследует? И что стоит за исчезновениями в 1924-ом? По мере того, как поднимаются всё выше и выше, друзья раскрывают отвратительную тайну этого существа…

© Перевод аннотации WiNchiK

Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Историческая проза

номинант
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2020 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мерзость
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Abominable
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман, рассказывающий об экспедициях в Гималаи и попытках взойти на Эверест в 20-е годы. Еще одна книга в понравившемся Симмонсу жанре криптоистории или якобы мокумьентари, вроде «Колокола по Хэму» (который намного интереснее). Очень много написано о технике альпинизма и скалолазания, что, признаться, утомляет тех, кто не в теме (хотя бы меня). Постепенно обрисовывается модный в последние времена сюжет о противостоянии в Гималаях английских и немецких альпинистов (которые все выведены отъявленными нацистами). Иногда у меня создавалось впечатление, что автору явно изменило чувство меры — так, подчеркнуто, что ГГ все время задыхается и еле двигается на высоте, что не мешает ему успешно влезать на скалы у самой вершины Эвереста. Поскольку словом «abominable» часто называют снежного человека, я подозревал, что как раз в духе Симмонса, любящего вмешивать в развязку некие высшие силы, к концу книги альпинисты столкнутся с какими-нибудь супер-йети. Однако финал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

оказался совсем другим и я бы не сказал, что успешно придуманным. Ужасно натянутая и неправдоподобная по логике событий концовка, ИМХО, вызывает только раздражение.

Впрочем, описания собственно Гималаев, жизни буддийских монахов и шерпов весьма познавательны. Я не могу рекомендовать эту книгу к обязательному прочтению — только для больших поклонников Симмонса.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не любил альпинизм, считаю его верхом индивидуализма: залез на вершину, я крут! Но, прочитав книгу Симмонса «Мерзость», я мнение переменил. Я реально задыхался от гипоксии и замерзал от холода (как раньше мёрз и хотел жрать , читая «Террор» летом и при полном холодильнике еды, всё-таки в создании атмосферы Симмонс просто гений). Сама концепция (секреты Третьего Рейха (а конкретней, одного из руководителей (хотя и довольно забавные в итоге)), какие-то шпионские встречи на Эвересте), весьма сомнительная. Но описания гор и всяких альпинистских приспособлений очень интересны (кто бы мог подумать!) И песня Высоцкого «Здесь вам не равнина» иллюстрирует это лучше всего (на ютюбе отличное видео, просто трейлер к этой книге).

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что Симмонс умеет, так это погружать в жизнь, быт и окружение персонажей своих романов. Экипировка, тренировки, техники и опасности альпинизма увлекают....до определенного момента. Где то на подходе к финалу я устал от бесконечных штурмов вершин, мне не терпелось узнать ради чего же это все, и тут....

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мерзость. Да уж, точнее не скажешь. Но не столько описание фото с развлечениями Гитлера, сколько абсурдность и отсутствие логики в истории, подходящей больше для книг про попаданцев

На данный момент, это самое слабое произведение Дэна Симмонса, которое я прочел.

Оценка: 6
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Была б эта книга короче раза в 3, цены б ей не было. После «Террора» автор переоценил свою способность увлекать читателя многостраничными описаниями льда и трудностей. Всю первую часть с подготовкой можно было уместить в 3-4 главы.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Название романа явно не соответствует замыслу, фабуле и повествованию. Уж явно не о «мерзости», обнаруженной межнациональной группой альпинистов на фотографиях политического деятеля, преступника, решивших участвовать в 1925 году в оплаченной леди Бромли практически безнадежной экспедиции по поискам пропавшего на Эвересте ее сына лорда Персиваля, и, пользуясь случаем совершить попытку восхождения. и даже не о шантаже, спасшем в 1942 году Англию от широкомасштабного вторжения немецких войск…

На мой взгляд, роман о в хорошем смысле «фанатиках» альпинизма, гор, мужественных, настойчивых, сильных, смелых, готовых жертвовать собой, почтительных и благородных людях…

Книга представляет повествование, написанное автором якобы на основании переданных ему записок главного героя (во всяком случае от его первого лица) Джейкоба Уильяма Перри, 23-летнего на момент повествования студента Гарварда (знакомого кстати некогда с Хемингуэем)…

Я бы не назвал роман фантастикой – единственное фантастичное в том, что преступники, замыслившие отобрать у героев найденные фотографии (добытые участником восхождения сэра Персиваля) и убить всех членов экспедиции, включая десятки носильщиков-проводников шерпов, были в камуфляже йети, легенды о которых ходили у местных жителей…

Читая, я недоумевал, как и зачем люди могут выносить чудовищные холод, отсутствие кислорода, слепоту, голод, падения в провалы, тяжесть переносимого, я уже не говорю о самопожертвовании, требующие невероятных сил, смелости, выносливости, находчивости, силы воли (всего не перечислить)… Интриги и найти тела погибших, и не погибнуть от ветра, холода, голода, не упасть с горы, закрепиться, не провалиться в расселину под снегом, дойти до вершины и… спастись от преследователей…

Читается очень хорошо.. Я так и не поверил в необходимость перевозки фотографий через весь мир, а главное в передаче их на склонах Эвереста… Да и задание Черчилля непонятно, сомнительно, нереалистично… Тем не менее хорошая драма, приключенческий триллер, демонстрация английских манер…

Ну еще бы о творении мастера пера Симмонса!!!…

Роман напомнил мне фильм «Вертикаль» и почему-то романы цикла «Капитан Кит Мэллори» Маклина об острове Наварон.

7,7.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитав, вернее дослушав ( ибо с книгой я познакомился в аудиоформате), я поставил 9. От 10 меня удержало весьма субьективное сравнение с Гиперионом того же Симмонса, который входит в мой шортлист лучших фантастических романов всех времен и народов.Хотя еще неделю назад, когда, находясь на даче и предваясь спокойному безделью отпуска, я не сомневался, что брошу эту книгу и так и не дослушаю до конца. Но, как и погода на Эвересте, который тоже можно назвать одним из героев данной книги, мое отношение менялось по мере времени и прочтения. Вначале я думал, что это занудное пособие по истории альпинизма и технике восхождения, мой мозг отказвался принимать термины, сленг, особенности того или иного стиля, я не понимал, зачем Симмонс пишет все это, о чем собственно книга? Но ( не могу не использовать клише) по мере продвижения уже к вершине Эвереста и вглубь сюжета, мое отноешние менялось и последние главы я слушал уже еле сдерживая эмоции ( опять клише). Но нет ничего плохого или стыдного в том, чтобы признать, что книга задела за душу, вызвала то самое щемящее чувство сопереживания и единения с героями, ради которого, собственно, я и беру ее в руки. Симмонс в очередной раз показал, что он очень разноплановый и талантливый писатель. Я рад, что познакомился с этим произведением.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замах на рубль, удар на копейку. Всё, что относится к альпинистской части — великолепно и атмосферно. Да, это занудная повторяющаяся рутина, но в этом и вся соль.

Последняя треть романа — полное безобразие, скверно написанный и набитый шаблонами трэшак категории «С», как небрежно сляпанный фанфик с Мэри Сью, инфернальными злодеями и чудесными спасениями. Полное ощущение, что ближе к концовке Симмонс всё сильней маялся животом, а роман дописывала бригада литературных афроамериканцев, причем как знаменитые «Большие пожары», методом буриме.

Очень, очень слабо. Возможно, слабейший роман Симмонса, что я читал. Объективно оценка где-то на тройке по 10-балльной, но за тщательно прописанную часть, посвящённую подготовке и альпинизму как таковому — ну пусть будет стыдная пятёрочка. И от этого ещё грустней — ведь могла получиться Вещь.

(И да, уже в одной из первых рецензий отмечали: смените вы аннотацию, в самом деле, главный герой — двухметровый здоровяк с руками Шварценеггера — наверное был бы в некотором шоке, узнав про себя, что он, оказывается, юная идеалистка).

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга для тех, кому понравилась “В разреженном воздухе” Кракауэра, ну и фильм “Эверест”, потому что тут по сути книга о том же – о покорении самой высокой горы мира. К концу выясняется, что цель была несколько иная, но 90% содержания – это именно описания подготовки и самого штурма Матери всех гор. Если вам это не интересно – можете пропустить книгу, она довольно толстая и вам будет скучновата. А вот меня зацепила. И даже несколько притянутая за уши истинная цель экспедиции и самой мерзости, не портят этот роман.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера — согласен, присутствует. Сюжет — слаб и абсурден до невозможности. Убогая попытка из явной лажи, правящей миром, соорудить очередную тайную ложу, предвидящую в 1924 г. возвышение Гитлера и использующую такие американские методы компрометации последнего... В следующем романе Сталина/Муссолини/Пол Пота будут пытаться скомпрометировать зоофильскими фото. А что, Мерзость 2... Денежка же капает! Ну да это просто от непонимания природы привязанности масс к диктатору. Ее конвертом с фотографиями (любыми) не порвешь, увы((

Не могу назвать себя фанатом Симмонса, хотя весьма удачный Террор прочел с интересом — историк как-никак... Но вот за Мэллори и Ирвина по-настоящему обидно. Не заслужили они, чтобы в поисковиках появляться в связи с этим «шедевром». Хотя. с другой стороны. лишний повод вспомнить их появился для читателей 21-го века...

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, особенной какой-то мерзости в книге не обнаружилось, а если она и есть, то маленький холмик мерзости заслонен Джомолунгмой нелепости, Эверестом занудности и Сагарматхой неумения сочинить вразумительную развязку...

Помнится, в результате прочтения «Террора», посвященного жуткой гибели экспедиции Франклина и Крозье в арктических льдах, я ворчал по поводу того, что участь сих отважных до безрассудства британских моряков и без того была столь ужасна, что нет никакой нужды сию трагедию усугублять кровожадным чудовищем из эскимосского фольклора. Гибель Мэллори и Ирвина и история поиска их останков тоже вполне может обойтись без того, чтобы к ней приплетать байки про отвратительного снежного человека, но...

Но, подразнив читателя призраком пресловутого йети, Симмонс затем поступает так, что лицезрея беготню английских альпинистов по склонам Эвереста от шайки нацистских штурмовиков с альпенштоками, начинаешь понимать: лучше бы это все же были снежные люди или какие-нибудь еще реликтовые гоминоиды, или даже злые духи из тибетских легенд, но только не превращение эпического повествования о штурме высочайшей вершины земного шара в третьесортный боевичок...

Впрочем, даже началу этого самого боевичка изрядно радуешься, потому как сперва Симмонс смастерил описание приготовлений к экспедиции размером в 150 страниц, развлекая читателя сведениями о кислородных баллонах и прочем снаряжении. Потом ему никак не удается достичь должного драматизма в описании того, как альпинисты взбираются в гору, все ограничивается лишь нагнетанием ожидания чего-то плохого и жуткого, которое, как известно, не оправдается в должной мере...

Историческая составляющая романа крайне сомнительна. В описании национал-социалистического движения времен сразу после пивного путча есть ряд досадных ляпов. Явно неправдоподобно то, что уже в 1924 году британские лорды считают мелкого баварского политика Гитлера самым потенциально опасным врагом Альбиона и пытаются скомпрометировать его как гомосексуалиста и педофила одновременно. В мелочах тоже обнаруживаются всякие несуразицы, но самой главной несуразицей является сама идея романа...

Какого лешего устраивать битву между британскими спецслужбами и коварными нацистами едва ли не на вершине Эвереста? Может, надо было их еще в Антарктиду отправить, раз в предисловии к «Мерзости» Симмонс рассуждает о том, что был у него замысел и насчет поедающего полярников гигантского пингвина-мутанта...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой стилизованное под автобиографические заметки описание попытки покорения Эвереста группой энтузиастов в 20-е годы 20 же века. Подготовка к походу и подбор команды автором вполне проработаны, как по технологии, так и по изучению опыта предшественников, то есть автор убедительно доказывает читателю, что удалось создать лучшую на тот момент команду альпинистов, и шансы (теоретические, почему только теоретические — выясняется в детективной части сюжета) на покорение вершины вполне имеются. Я не профи и не любитель скалолазания, но читать было интересно, затянутости не ощущалось в том числе и потому, что автор периодически создавал остросюжетные ситуации как во время тренировочных вылазок, так и в организационных моментах. Но вот кульминационная часть — подъем и сопутствующие поисковые услуги для формального спонсора экспедиции. Экшен, намеки на вмешательство потусторонних сил, тяготы подъемов, спусков, раскрытие истинной цели поисков, борьба с противниками, у которых тот же объект поисков и наконец МЕРЗОСТЬ. Не буду раскрывать суть этой мерзости, я лично считаю, что автор намеренно​ поиздевался над культом разного рода «бесславных ублюдков» и довел эту идею до абсурда. В общем, мне книга понравилась, хотя у слишком серьезно настроенных читателей она вполне обоснованно может вызвать негодование умышленными историческими несуразностями.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго читала роман и не чувствовала, что он нудный и затянутый, как показался некоторым читателям. Наоборот, я получала наслаждение от подробностей и каких-то вроде незначительных тонкостей и мелочей. Я считаю, что пишут люди нудно, когда не в теме и нечего сказать, а поэтому стоит лить воду. Здесь же автору есть что сказать, а Симмонс подходит к темам обстоятельно, так, что после него охота залезть в интернет и покопаться, кто такие Ирвин, Дикон и другие. Автор который погружает тебя не только в свой мир, где ты получаешь удовольствие от прочтения, но и заставляет работать мозги, читая дополнительные факты. Ну а то, что некоторые сравнивают его « Гипериона» и современные романы» Террор и « Мерзость», так на меня Гиперион не произвел такое впечатление, как эти вышеперечисленные книги. И что? Я считаю, что это только большой плюс автору, потому как он:

1. показал себя как многогранный и неординарный автор

2. может накормить разную публику

3 и не силно переживает по этому поводу, т.к уже сделал себе имя.

И я всегда пытаюсь прочитать и посмотреть такие книги или фильмы, которые имеют такие противоречивые мнения, потому как именно они оставят в тебе хоть какой нибудь след +или -

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Особенностями авторского стиля является то, что Симмонс в основу книги берёт какую-нибудь таинственную загадочную реальную историю — пропавшую экспедицию Франклина в «Терроре» или пропавших во время попытки покорения Джомолунгмы Ирвинга и Мэлори в «Мерзости». Отсюда возникает ощущение достоверности и реальности написанного, тем более, что Симмонс тему изучает глубоко и не пренебрегает многочисленными деталями, подробностями и фактами.

Однако второй особенностью становится непременное мистифицирование произведения, обязательное включение в его ткань легенд, верований, обрядов, магий и прочих штучек из Ирреального — тут вам и легенды о йети и тут же эскимосские легенды и мифы о Большом Белом Существе

Ещё одним авторским нюансом является способность нагнетать напряжение, и вообще управлять энергетикой своих произведений. На мой взгляд, Симмонс умело выстраивает структуру своих романов, вовремя расставляет паузы и недоговорённости, вовремя меняет русло повествования, вовремя переключает внимание читателя с одного на другое, вовремя вбрасывает новые сущности и факты, вовремя даёт новые гипотезы и толкования уже изложенным событиям, вовремя вносит новые приключенческие ходы и закоулки.

И потому книги Симмонса читать довольно интересно и увлекательно… в особенности, если чётко понимаешь, что это чтение развлекательное и удовольственное.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь меня предупреждали! Но я, как всегда, не внял... Свое мнение помещаю под спойлер, дабы не испортить впечатлений другим, еще не решившимся...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Жумар. Я и раньше слышал это слово в разговорах приятелей-скалолазов, а тут стало интересно. Впрочем, смотрите сами соответствующие источники. Причем тут собака Ж.К. — непонятно. Мелочь, вроде бы, но осадочек есть.

2. Йети. Нет, не так... ЙЕТИ!!!! Я, как и большинство читавших, заглотил наживку по самый хвостовой плавник, тем более, что автор, доселе скупо бросавший крошки по ходу повествования, в один миг высыпал целый мешок — ЙЕТИ!!! Видимо, интуитивно почувствовал, что читателю уже тошно от траверсов, сёдел, «кошек» и «волшебных веревок Дикона», и решил взбодрить его. А вот фиг вам, никакие это не йети, а всего лишь фанатики-нацисты, устроившие «психическую атаку» и практически мгновенно разоблаченные Пасангом. Обидно, знаете ли, особенно если еще свежи воспоминания о злоключениях Франклина и Крозье!

3. Собственно, сама мерзость. Да, согласен, мерзость и я всецело против. Но вот использовать сие в качестве аргумента в разгар боевых действий... Такую чушь может себе позволить только американец, пусть даже очень уважаемый. В 1940 году половина Европы уже перестала быть самостоятельной территориальной единицей, а вторая уныло к этому готовилась. Мощь нацистской Германии была на самом пике. И вот представьте себе — «Таймс» опубликовывает те самые фото. И все! Рейтинг Гитлера падает, рейхстаг требует отставки рейхсканцлера и проведения расследования, сам фюрер что-то мямлит на пресс-конференции и винит во всем... ну, сами понимаете, кого. Видимо, так представлял себе автор последствия публикации, забывая о том, что на Гитлера работала мощнейшая пропагандистская машина, а фотомонтаж уже вовсю использовался в художественных и политических целях. Кроме того, в той Германии не было оппозиционных изданий, а «Таймс» немцы не выписывали, по-видимому, из-за трудностей с переводом.

Лично я разочарован.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно противоречивые впечатления.

На мой взгляд, главная проблема «Мерзости» — практически полное отсутствие динамики (не экшена, а именно что динамики). Большую часть книги составляют занятия альпинизмом, подготовка к занятиям альпинизмом и разговоры об альпинизме, а какие-то события происходят уже в районе последней трети повествования. Правда, стоит отметить: язык повествования действительно хорош, а сами рассказы интересны, особенно для людей, которые не прочь узнать что-то новое об альпинизме и вообще интересуются данной темой.

И, честно говоря, я не уверен, что экшен тут вообще уместен. Он и его обоснование выглядят тут откровенно глупо, как и финальный твист. Единственное понравившееся место — когда идет выяснение того, реальны ли йети и они ли причастны к происходящему. Но и тут автор портит всё впечатление, раскрывая карты практически сразу же.

Стоит отметить и неплохое время действия — когда Европа только приходит в себя от Первой Мировой войны, но в ней уже прорастают семена Второй Мировой. К сожалению, Симмонс показывает буквально куски происходящего, едва ли не в стиле пейзажа за окном. Хотелось бы большего.

Итог: неровная, противоречивая и откровенно вкусовая книга, написанная хорошо, но отнюдь не складно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх