FantLab ru

Адам Нэвилл «Судные дни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Голосов:
369
Моя оценка:
-

подробнее

Судные дни

Last Days

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Слышали когда-нибудь о сестре Катерине и Церкви Последних Дней? Независимый режиссер Кайл Фримен в отчаянии, уже и не надеется, что он найдет нужный проект. Но когда Максимиллиан Соломон спрашивает его о Церкви Последних Дней, Кайл решает, что фортуна повернулась к нему лицом. В 1975 году, культ под предводительством печально известной сестры Катерины, пришел к кровавому концу в пустыне Аризоны. Съемки приводят Кайла к базам культа в Лондоне, Париже, и наконец, к месту преступления. Но когда он общается с оставшимися в живых членами культа, которые ни в чем не признавались, на протяжении десятилетий, непонятные явления начинают беспокоить съемочную площадку. И что именно им удается снять, в каждом месте, связанном с культом? Пугающий внетелесный опыт и полночные визиты, внезапные смерти бывших культистов и обнаружение ужасных артефактов, вскоре это помогает Кайлу понять, что он завяз в отвратительном наследии культа.

(перевод аннотации: geralt9999)

© аннотация к печатному изданию

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2013 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Хоррор

Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Судные дни
2017 г.
Судные дни
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Last Days
2012 г.
(английский)
Last Days
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую, друзья!

Вот и прочитан мной еще один роман из серии «Мастера ужасов — Судные дни» Адама Невилла. В этот раз обойдемся без прелюдий, а сразу перейдем к содержанию.

«Скептицизм — привилегия тех, кого не затронуло.»

Итак, сюжет таков... Спойлеров нет, поскольку я, как правило, рассказываю не больше чем есть в аннотации. Находящийся на грани банкротства режиссер Кайл Фриман получает предложение, от которого не может отказаться. За внушительный гонорар снять фильм о давно забытой секте Храм Судных дней, почти все члены которой покончили жизнь самоубийством в далеком 1975 году. Почему далеком?! Да просто время действия приближено к настоящему времени, а конкретно события разворачиваются в 2011 году. Так вот все предельно просто: три локации, десять дней и готовность нескольких выживших рассказать историю Храма на камеру. В процессе съемок режиссера преследуют странные видения, гибнут люди, а из стен проступают скелеты неведомых существ. В плане сюжета у меня нареканий нет. Все крайне интересно и динамично, насколько это определение вообще применимо к хоррору. А некоторые моменты пробирают до костей. Подгадило впечатления от книги то, что сюда зачем-то впихнули сюда политику. Она смотрится как будто притянутой за уши. И еще наивность главного героя, о которой будет рассказано чуть позже. Да и концовка вышла вполне неплохой, но все же я ожидал чего-то более...более эпохального.

«Этот напор, постоянный напор других людей, отчаянной нужды во внимании, желания превратить собственную жизнь в драму, личностей, которые так хотели, чтобы ритуалы повседневного общения все увидели, услышали и запомнили. Белый шум эгоизма.»

С героями обстоят дела хуже. Одни образы получились добротными, а другие вышли совсем уж слабыми и плохо прописанными. Речь идет о режиссере и продюсере, не хватило им индивидуальности. Но тем не менее это не мешает им сопереживать. Так вот о наивности главного героя. Когда к Кайлу приходит понимание, что вокруг него творится сверхъестественная дерьмо и надо бежать как можно дальше, он продолжает влезать все глубже и глубже. Хотя, скорее это не наивность, а идиотизм. Читается текст очень легко, поскольку слог автора скуп на речевые обороты и пресен.

«В наши дни все хотят высказаться. Весь мир — как будто присяжные, которые никак не могут договориться.»

В общем, «Судные дни» — это добротный хоррор с интересным и динамичным сюжетом, но с не особо впечатляющей концовкой.

В тексте рецензии использованы цитаты из книги Адама Невилла «Судные дни».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман. События развиваются динамично, сюжет не избит, нет лишних соплей. Очень впечатлила история картин Никласа Ферхюльста. Единственное, почему ставлю оценку 9 — концовка могла быть и поярче.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга жутко понравилась, так как тема сектантов не изъезжена и сама по себе очень любопытна, да и имеет свою жуткую реальную историю. Нэвилл хороший рассказчик, в романе нет провисаний или ухода в сторону, всё логично спутывается в один клубок. Концовка немного не такая, какой её представляешь, учитывая постепенное нагнетание событий. Однако это одна из немногих книг, в некоторых эпизодах которой мне было немного не по себе, я даже пока шёл по квартире, отрываясь от книги, смотрел, нет ли мокрых пятен на стенах, правда это было ночью, но всё же, автор заставил меня испытать то, что я испытываю редко. Грамотное сочетание мистики и реализма, вымышленные и реальные факты о вымышленных и реальных сектах. Детально прописанные типажи главных героев, красочные описания сущностей, и всего окружающего колорита. Книга-развлечение, но и книга-предостережение: опасайтесь фанатиков и сектантов, они нас ни к чему хорошему не приведут, а лишь используют в своих целях. Браво, автор, эту книгу не стыдно порекомендовать даже людям, далеким от жанра.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые части романа просто чудо, как хороши. Вот прям читал бы и читал. И регулярно перечитывал. Тяжелая гнетущая атмосфера помножена на загадочность сюжета: не понятно, что именно происходит, и чем все закончится. Но страшно и интересно. В общем, страшно интересно. Как будто идешь по лесной извилистой тропе, и за каждым поворотом с замиранием сердца открываешь очередной мрачный сюрприз. И процесс этот настолько увлекателен, что не замечаешь даже довольно внушительного объема романа. Пожалуй, даже излишне внушительного для обычного «ужастика».

Все испортила последняя часть. Хотя дурные предчувствия начали появляться у меня уже к концу предпоследней части, где главный герой отправляется (вернее его отправляют) в Бельгию. Налет тайны начинает постепенно сползать, а чудесная извилистая тропа сюжета готовится выйти на финишную прямую, которая в итоге оказывается прямой в буквальном (и самом нехорошем) смысле слова: все отчетливо просматривается до самого финала. И — ни каких тебе загадок, и ни какой таинственной атмосферы. Правда оставалась еще слабая надежда, что автор опомнится, что я просто неправильно его понял. Но нет, — автор уверенно и хладнокровно губит концовку, а следом и весь роман.

Ей-богу, лучше бы последней части вообще не было. Только неимоверным усилием воли заставил я себя дочитать этот унылый трэш, который так и тянет назвать дешевым. На нескольких заключительных страницах автор ухитрился повторить все заезженные, избитые, заскорузлые и побитые молью штампы, достойные разве что третьесортного зомби-хоррора для девочек-подростков. А счастливый конец прозвучал как контрольный выстрел в голову читателя. Ну не должно там было быть счастливого конца, не должно! В общем, горько и безутешно рыдал я над загубленным романом, — ведь мог бы получится шедевр. Учитывая угробленный точно таким же образом «Ритуал» (там тоже последняя часть была, что называется «не пришей кобыле хвост»), я всерьез начал опасаться, что у автора войдет в нехорошую привычку разделываться так со всеми своими произведениями. Заставляют его что ли?

В общем, мне пришлось изрядно поломать голову над итоговой оценкой. Без последней части роман заслуживает твердой десятки. Но с учетом последней части — только 8, да и то, учитывая заслуги автора перед жанром.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Судные дни» это второй прочитанный мною роман Адама Нэвилла. Книга довольно атмосферная и кинематографичная. Не удивлюсь, что и по ней, как и по «Ритуалу» могут снять фильм. Завязка у книги интересная, мы не топчемся на месте, а почти сразу «прыгаем с места в карьер». Автор постепенно нагнетает ужас, знакомя нас с историей от лица разных второстепенных героев, у которых главный герой берет интервью для фильма.

Первая треть книги интригует и наводит ужас. А вот ближе к середине, немного устаешь, от того, что зловещие сущности однообразны и уже не так и страшно при их появлении. Нет, героям-то конечно страшно, а вот читателям уже не очень.

Но ближе к финалу книга снова набирает обороты, нам раскрывается суть зла, это радует. Так как в последнее время есть тенденция делать открытые финалы, типа додумаешь сам, сколько читателей столько и вариантов концовки будет…

Еще одна особенность этой книги в том, что образы героев почти не раскрыты, но ты за них переживаешь. Обычно, это так не работает. Но в этой книге всё по-другому.

В итоге, в своем жанре роман получился добротный, кто любит тематику сект и культов, может попробовать почитать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга для любителей мистики, которую портит отсутствие интриги. Где-то на 10% автор уже «показывает» нам местных монстров, и до конца книги ничего в этой области меняться не будет. Только количество растет. А если что и меняется, то особого значения не имеет. Одинаковые монстры одинаково лезут и пугают героев в темноте, все как в заурядных голливудских фильмах ужасов: мигающий свет, скрипы и очумевшие от страха глаза ничего не понимающих героев.

В начале книга произвела лучшее впечатление, казалось, что тут будет вроде «Коробки в форме сердца» с неожиданными поворотами и эксцентричными персонажами. Но все быстро скатывается к обычным пугалкам и страшным историям, которые должны леденить кровь, но когда слышишь/читаешь это в 100 раз впечатления они уже не производят.

Мое внимание автору удалось удерживать разными мелочами, происходящими с героями, и их реакцией на это. Все таки написано неплохо, но не страшно. Вся же местная мистика банальна и предсказуема. Можно почитать когда хочется фаст-фуда.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема сектантства сейчас прочно засела в медиасреде и грубо распихивает прочие локтями. Выходят всякие там фаркраи про угоревшую по квази-христианству деревенщину, снимаются «Американские истории ужасов». Старается во всю прыть Голливуд — там сейчас оркестрируют сразу три картины, в которых центральная роль будет принадлежать небезызвестной «Семейке» Мэнсона. Недавно казнили Секо Асахару — лидера японской террористической секты «Аум Синрике». Теперь, надо думать, и про этих фанатиков зарядят какую-нибудь псевдодокументальную жвачку.

Адам Нэвилл прочно подвизался на ниве мистического хоррора, причем вполне успешно: недавно его роман «Ритуал» экранизировал Netflix. Читал — не понравилось. Сопли, кровь и кишки на скандинавской елке. Новый роман «Судные дни» предлагал что-то более осмысленное, нежели борьба городских женатиков с неведомой хтонью. За него и взялся.

Главный герой — классический вечно подающий надежды талант. Как обычно без гроша в кармане, с толпой кредиторов за спиной, но с саднящей амбицией — снять великий документальный фильм. Неожиданно в его жизни появляется продюсер-миллионер с предложением, которое как минимум сулит решение всех финансовых проблем, а в лучшем случае и вовсе обещает поставить героя в один ряд с Дзигой Вертовым и Робертом Флаэрти.

Задача небезынтересная: снять документальную ленту о таинственном культе Храма Судных дней — тоталитарной полумистической секте, последователи которой совершили ритуальное самоубийство сорок лет назад. По-видимому, идею романа автор заимствовал из истории «Храма народов» Джима Джонса — погуглите (а лучше не гуглите), это по-настоящему жуткая история, закончившаяся массовым суицидом.

Культ из романа в разное время базировался в Лондоне, на севере Франции и, наконец, нашел кровавый конец в аризонской пустыне. По этим локациям и должен проехать молодой режиссер, сделать съемки с натуры и провести ряд интервью с выжившими членами культа, полицейскими и другими очевидцами темных делишек «Храма».

С первых дней работы над фильмом героя и его компаньонов начинает преследовать какая-то зловещая сила. Она пользуется всеми известными методами: загадочными смертями только что проинтервьюированных режиссером людей, полуночными внетелесными полетами и следами потусторонней активности.

Параллельно с этим герои по дням реконструируют историю культа, который создали, в общем-то, не самые плохие, хотя и наивные люди, но затем власть захватила одна персона, самых омерзительных личных качеств. Это наиболее интересная часть романа. Адам Нэвилл очень живо описывает то, как сестра Катерина постепенно захватила власть в секте, и в какой-то момент обрела едва ли не полубожественный статус в глазах своих последователей. Вслед за автором задаешься вопросом: как же такие люди умудряются подчинять своей воле не самых глупых, не самых бедных или отчаявшихся людей? Владычица дум пирует в мрачном замке и блещет на светских мероприятиях, пока ее аколиты ходят в грязных рубищах по улицам, пытаясь всучить прохожим псевдорелигиозные брошюрки, торгуют телом и роются в помоях. Но исследователь из писателя никудышный. Он только задает вопросы, а ответить на них не в силах. Что-то такое Нэвилл тужился выдать ближе к финалу, но кроме недоразумения «а что это было?» его усилия не вызвали никакого иного отклика. За десять страниц до развязки герой начинает рассуждать, внимание, о Вячеславе Михайловиче Молотове! Видите ли, впитавшийся с молоком матери рабский менталитет не позволил тому отстранить от власти коварного сумрачного Сталина в тяжелые дни июля 1941 года. На целых два листа автор пускается в пространные рассуждения о природе человеческого раболепия, порой выдавая совершенно бессмысленные вещи в духе «они принимают своих новых богов, в надежде однажды занять их трон». Автор, придите в себя! Вы о чем вообще? Мазнуть липким и коричневым историю, в которой ни черта не смыслишь, сейчас мало кто стесняется, но обычно писаки хотя бы пытаются это как-то сдружить с лейтмотивом книги. Тут же эта часть выглядит жалкой попыткой автора выдать собственное невежество за глубокую рефлексию героя и вообще вставлена как обязательная иллюстрация, как ссылка, которую нерадивый студент воткнул в диплом, лишь бы смотрелась красиво.

Собственно, поскольку с главной задачей автор не справляется, разваливается и эстетическое обрамление произведения. Описание лондонского особняка не отличается от пейзажей культистского поселения в Нормандии. Ни архитектуру, ни природу представить невозможно — без этих картин не рисуется и представление о загадочной подоплеке культа. История лишается трехмерности, ты как будто читаешь выдержку из интернета, причем не живую и образную статью с Лурки, а компилированные копирайтерские отбросы из otvet.mail.ru. Образы сверхъестественного заимствованы из подростковых страшилок, начитанных картавыми Ютуб-блогерами. «Кривые коленки и склизкая лысая голова существа вдруг появилась из стены…» — буу! — главный герой ссытся и срется от ужаса. Все в панике. Спасения нет, но есть виски на два пальца, а пошло оно все: умирать, так с музыкой!

Под занавес Адам Нэвилл как будто понял, что написал какую-то откровенную хрень и решил замаскировать художественную слабость своего опуса. Каким образом? Он начал заигрывать с самолюбием читателя, подсовывая тому то постмодернистскую антиформу прерывающегося рассказа и беззубые аллюзии на тему звезд шоу-бизнеса и современных лидеров мнений, то клубок слабых детективно-исторических линий в худших традициях Дэна Брауна. Откуда-то всплывают сводящие с ума обывателей, босхианские триптихи, с закодированными средневековыми посланиями. К сюжету они пришиты так криво, что я так и не смог понять, каким образом автор изначально собирался объяснять природу всех тех явлений, с которыми был связан культ. Такое чувство, что он просто ограничился фабулой: «А что если на зов сектантов отозвались с той стороны, и наружу полезло инфернальное дерьмо?»

Слабо, безыдейно и тухло, как в квартире главного героя, когда в очередной раз из стен лезут гонимые дьявольскими псами бабайки. Только сейчас понял, что Нэвилл пытался покуситься присущее всякому человеку чувство домашней безопасности. WASTED! Очередная убогая попытка, но хотя бы понятно, что автор в Silent Hill The Room играл. Пропускайте эту ерунду — не стоит она вашего времени.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть ли у страха предел, после которого смерть – лучший исход из возможных?

***

Адам Нэвилл не входит в мэйстрим-волну авторов хоррора. Всё-таки при слове «ужасы» люди говорят о Кинге, Лавкрафте. Возможно, кто-то вспомнит Кунца или Литтла. На этом список ассоциаций закончится. Могу смело сказать, что Адам Нэвилл нисколько не уступает вышеназванному списку, напротив, в некоторых аспектах он даже лучше.

«Судные дни» — книга о расследовании секты Катерины, которое начинает молодой инди-режиссер Кайл. Вместе с ним работают всего двое – Дэн (оператор) и Маус (затворник и специалист по монтажу и технике). И вот такой малой командой они получают интересное занятие, способное принести не только огромные (для них) деньги, но и славу в определенных кругах. Кайл с головой уходит в дело, погружаясь в пучину ужаса всё дальше и дальше. Катерина – сектантка, которая убила себя и несколько своих сподвижников в 1975. Гуггл по этому поводу ничего не выдает, поэтому мы вправе считать, что Адам Нэвилл всё выдумал, что не умаляет достоинств произведения.

Первая половина романа – это псевдо-документалка. Команда ездит из одной локации в другую, одно интервью следует за вторым. И когда кажется, что так книга и будет продолжаться, автор меняет концепцию повествования. До этого он лишь намекал на хоррор, с середины же появляется чистый ужас – Кайл

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подвергается нападению потусторонних сил. Нэвилл настолько натурально расписывает чистое зло, что становится и правда жутко. Все эти детали – о мокрых частях тела, о каменных зубах….бр-р-р. А чего стоит сцена, где Кайл в ужасе признается самому себе хочет плакать и звать маму? И ведь если задуматься, то в подобной ужасной ситуации каждый бы так отреагировал. Это вам не кинофильм, где есть Мила Йовович, которая бесстрашно крошит зомби, etc. Короче, по части ужаса к автору нет никаких претензий
.

Стилистика повествования из псевдо-документалки плавно перетекает в тягучий экшен. Не зря в классификаторе произведения есть пункт про «Лавкравтоский хоррор». Действительно, предчувствие зла имеет место быть. Само же зло сперва эфемерное, позже обретает очертания. В «Судных днях» экшен нисколько не превалирует над голым экшеном, что резко отличает его от банальных слэшеров. Читается книга достаточно легко, ПОВ всего один, героев не так уж много. К тому же ощущается, что Нэвилл неплохо владеет материалом – упоминаются Мэнсон и Джонс. Для пущего натурализма автор создает писателя и книгу, в которой изложена история Катерины. Всё выглядит достаточно правдоподобно.

Главные герои получились неплохо. Кайл – борец за свою жизнь, но он не готов идти по головам. Он в трудной денежной ситуации, поэтому и берется за дело, которое ему дает Макс. Дэн – рубаха-парень, простой и легкий на подъем. Маус – гик. Этим всё сказано. Соломон Макс – вот уж интересная и противоречивая фигура. Не раз и не два он заставит читателя удивиться его действиям. Даже интервьюируемые у Нэвилла выглядят неплохо. В них заметен ужас, который он пережили под началом Катерины.

Если говорить о недостатков книги, то их мало и они малозначительны. Композиция книги такова, что действие происходит чуть медленней, чем хотелось бы. Особенно в первой части. Но , с другой стороны, эта же часть и отвечает за погружение в тематику. Автор полноценно дает читателю вникнуть в проблему сект. Еще один недочет – это финал. Он открытый. Не всегда это хорошо. Книгу он не портит, но оставляет легкий привкус обмана. Всё-таки хотелось бы знать, во что выльется это противостояние.

Заключение: роман получился многослойным. В лучших традициях Кинга – его можно понять как мистику, а можно и как помешательство на фоне зловещей информации о сектах. Читается легко, интересно, жутковато. На мой взгляд, Адам Нэвилл – очень недооцененный представитель жанра хоррор. В России у него вышло только три романа, готовится к изданию четвертый. Учитывая хорошие оценки и отзывы, издателям стоит задуматься. Недавняя экранизация «Ритуала» определенно добавляет автору популярности.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Открыл для себя новое имя в литературе хоррора — Адам Нэвилл! Итак, «Судные дни» — это зловещая и очень атмосферная история о европейской секте и страшной судьбе ее членов. Мало того, что почти все участники секты погибли\исчезли\покончили c собой, так еще и зло, разбуженное лидером «Храма...»(название секты), способно затягивать в свой демонический водоворот и совсем непричастных людей! Вот так и соглашаться независимому режиссеру «нестандартных» фильмов на щедрое предложение одного хитрого мецената...Хороший роман, очень советую ознакомиться.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и еще одна книга из той серии «Мастера ужасов». И тоже жуткая, но уже не вязкая, а просто динамичная и цепляющая за нервы. Была некая секта, несколько десятилетий назад совершившая массовый суицид, а сейчас о ней предлагается снять фильм режиссеру, но с условием, что тот побывает во всех жутких местах, имевших значение для основателей секты, и подробно о них расскажет. Само собой, бедняге-постановщику и его верному помощнику, а также таинственному заказчику-спонсору предстоит то еще испытание для психики и разума, когда выяснится, что именно скрывал этот культ и конкретно его основатели. Монстры, вылезающие из стен, и заброшенные дома, полные звуков, мерзких хлюпаний и разлагающихся вещей и тел, прилагаются. Но и сама история рассказывается весьма интересно, действие не стоит на месте, кочуя по разным континентам, а фильм обрастает мясом как в переносном, так и в прямом смысле. Отдельный плюс за атмосферу вечной опасности: даже находясь в родном доме за запертой дверью, персонажи не могут быть уверены, что кошмары не станут явью. Увидит ли фильм свет хотя бы в виде посмертного шедевра партизанской съемки – вопрос на интерес.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По отношению к этой книге могу употребить два выражения: «ладно скроен» да «крепко сшит». Эталон хоррора. Грамотно начинается, правильно развивает читательский интерес и, самое главное, не лажает в концовке! Нам объяснили тайну (что я не очень люблю, т. к. загадка — одна из главных составляющих качественного хоррора), но так аккуратно, что к этому нет претензий.

Такое чувство, будто посмотрел хороший фильм в жанре found footage. Некоторые сцены — как живые перед глазами (точнее, как мертвые, если учесть, о чем эта книга).

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга настолько продирающе прекрасна, что я не знаю точно, как ее описать. Да, Номер 16, да, Ритуал. Но это... До-о-олгий, растянутый кайф. Кайф интриги, что же будет дальше. Насколько автор зайдет далеко в своих фантастических выпадах... То, как главный герой переживает эти «события», это, как будто, с тобой происходит. А описания особняка в стиле арт-деко... Как он вскользь перечисляет детали интерьера — сталь и хром отделки мебели, детали панно, блеск лака дерева во тьме зашторенных зал, все так невзначай, но эти яркие детали на фоне темноты все тяжелее и глубже тянут тебя на дно, в темную яму концовки, где все и завершится. По-моему, концовка — потрясающе коронует всю работу. Это чуть ли не лучашая часть. Конечно, ставлю 10/10.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любитель партизанского кино и независимый режиссер Кайл Фримен наделал гору долгов и вынужден подрабатывать на складе. Поэтому, когда к нему обращается богатый издатель разных книг по самопомощи и просветлению Макс Соломон, он превозмогает отвращение и соглашается снять для него историю секты Церковь Последних дней. Такое задание не слишком вписывается в жизнерадостное портфолио Соломона, ведь члены Церкви Последних дней перерезали друг друга при загадочных обстоятельствах. Однако большой аванс — отличное средство от лишних вопросов. Почти сразу после интервью с безобидной старушкой и бывшей сектанткой с Кайлом и его оператором Дэном начинает происходить загадочная дичь. И с каждым новым персонажем дела становятся все хуже...

Меня очень порадовало, как Нэвилл взял режиссера условной «Ведьмы из Блэр» — и сделал его азарт, вовлеченность главным его врагом. Там, где другой человек давно бы все бросил, Кайл хочет разобраться, невзирая на странности. Эта дотошность и желание создать шедевр и приводят его к черте, за которой таинственные существа начинают вываливаться из стен, словно рождаясь из них. Тут уже вспоминаешь офигенный фильм ужасов «Пакт», где убийца умудрялся находиться на расстоянии вытянутой руки в недрах дома, — и никто его не замечал. Нэвилл взял и сшил две классические темы литературы ужасов — ужасы сект и исследователей паранормального, но сделал это хоть и просто, но не без изящества. Хороший жанровый роман, рекомендую.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку мне не хватило отечественного «Поезда следующего в ад», я решил почитать что-то более себя зарекомендовавшее. И из всего отобранного на свою электронную книгу по названию, обложке и отзывам выбрал «Судные дни».

Что могу сказать о книге в двух словах? Во-первых мне понравилось. Никаких восторгов, потому что книга не без недостатков, о которых будет сказано ниже, но всё же понравилось. А во-вторых «Судными днями» я утолил своё желание почитать какую-нибудь пусть не шедевральную, но и не бредовую мистику и потому следующая книга будет уже другого жанра :)

Они хотят войти! Но они ненавидят свет! Ненавидят! (с)

Что такое «Судные дни»? В моей голове книга Адама Нэвилла стала своеобразным миксом из эпизода «Поле, где я умер» 4 сезона сериала «Секретные материалы», типового ужастика, в котором то ли кто-то, то ли что-то скребется, свистит, рычит, ходит и иногда даже колошматит по стенам, полу и потолку в темноте, а также довольно неплохой экскурсии в мир тоталитарных сект, в которых за ширмой идей о спасении заблудших творятся беспредел пополам со всеми мыслимыми извращениями.

Представьте, что вы включили какой-то документальный фильм, авторы которого хотят пройти по следам некогда бывшей довольно известной, но уже несколько десятков лет как ушедшей в небытие мрачной секты, чтобы показать и рассказать тем, кто перед экраном историю жажды власти, манившей к себе наивных и сломленных, освобождением от суеты и просветлением. Одни с облегчением, другие с сомнением отдавали якобы избранному свыше лидеру все личные и семейные ценности в надежде в назначенный час пройти сквозь игольное ушко и вознестись в вечность. Лишаясь всего, они отрезали себя от семьи и мира, а избранный самим собой лидер получал возможность жить на широкую ногу, предаваясь едва ли не всем возможным земным удовольствиям. Но никакой обман не может длиться вечно и поэтому даже самый ловкий мошенник вынужден уходить в тень, заметая следы. Всего-то и нужно, что убедить всё ещё верующих в тебя в необходимости добровольного суицида, а уже взбунтовавшихся казнить.

А теперь представьте себя, скажем, помощником независимого режиссёра-документалиста, снимающего ленты, просмотр которых заставляет зрителей задуматься о реальности сверхъестественного. Загадочный богач, владелец студии «Revelations Production» сделал проходящему черную полосу жизни режиссёру-энтузиасту Кайлу Фриману предложение, от которого он не мог отказаться. Вместе с Фриманом и его верным оператором Дэном читателю предстоит посетить заброшенные и потому жутковатые, значимые в истории вроде бы покончившей с собой секты места и взять интервью у выживших, некогда сбежавших из-под контроля алчной психопатки с манией величия сектантов.

Пожалуй, именно так лучше всего можно описать половину или даже две-три книги. Классический, набирающий обороты ужастик здесь сливается в одно целое с той самой подачей документального фильма изнутри. И здесь надо отдать должное Нэвиллу, потому что достаточно большое количество страниц сверхъестественное пугает Кайла с Дэном, но на самом деле не выдаёт ничего особенного мало-мальски знакомому с жанром читателю. И в тоже время вроде бы ничем не примечательное мистическое само по себе и вместе с описанием так называемых партизанских съёмок держит, интригует и щекочет нервишки. Помимо этого, за счёт пока только косвенного столкновения персонажей с инфернальным читателю даётся возможность подумать есть ли во всех этих стуках, скребках, шагах, стонах и свистах что-то не от мира сего или группа документалистов просто-напросто стала жертвой какого хитрого, заранее просчитанного и умело подготовленного обмана?

Естественно, книга не могла так просто закончиться пусть и нервным, но успешным концом работы Кайла и Дэна над фильмом, релиз которого вывел бы их из финансового пике, а секту с дурной славой на чистую воду. Царапавшие всё это время границу меж двух миров пятисотлетние, навеки проклятые, обезумевшие, жаждущие расплаты и возрождения в мире живых мертвецы один за другим стали выбираться из адской вечности. А бывалого, как ему казалось, искателя непознанного Кайла пробрало, когда он узнал гораздо больше, чем ему хотелось, когда стало ясно, что известная история секты «Судных дней» — это лишь один из концов веревочки, которая тянется через века к другой, прогневившей небеса секте, чьё наследие совсем скоро может возродиться.

Вот тут-то и начинаются проблемы. Мистика, в которой пугающие звуки уступили место сумевшим, наконец, прорваться в реальность, охочих до крови, гниющих и тем не менее молниеносных и сильных, осужденных на вечные муки старым друзьям одной алчущей вечной жизни особы продолжает держать планку, а вот Кайл Фриман... Кайл превращается в дрожащего от страха ребёнка, которому уже и не нужен никакой фильм. Все его существо поглощено либо желанием застыть на месте, чтобы ни в коем случае не идти вперёд, а, если что-то убьет его, то так тому и быть, либо бежать в полицию, чтобы стражи закона защитили его от... Не важно! Должны же силы правопорядка защитить жизнь гражданина?

Конечно, сидя в уютном кресле в квартире, из стен, потолка и пола которой не лезет никакая гонимая падшими ангелами мертвечина, неразумно и неправильно осуждать персонаж. В конце концов, кто бы из имеющих интерес к сверхъестественному и оккультизму не испугался бы столкнись с чем-то подобным лично и лицом к лицу? Особенно, если не веришь или откровенно сомневаешься в существовании как Бога, так и чёрта, рассматривая слухи о происках нечистой силы исключительно, как источник заработка. И всё же, нельзя не сказать о том, что перед поворотом сюжета к финалу и тем более в самом финале, Кайл откровенно раздражает своим параличом воли и желанием бежать уже даже не в полицию, а просто куда глаза глядят, предварительно подставив под под чёрные зубы потерявших всё человеческое своего заказчика и нанятого им, способного потягаться телосложением со Шварцнеггером наёмника Джеда. Порой — не раз и не два — кажется, что Кайл сопротивляется даже не замыслу соблазнившего его некогда перспективами Максимилиана Соломона, а задумке самого автора, чья воля продолжает тащить попавшего, как кур во щи, Кайла по сюжету к победе над злом несмотря на все его протестующие вопли =\

Сам финал спорен, возможно, даже очень спорен, но за не теряющую хватки атмосферность, достаточное количество авторских объяснений, которых могло бы и не быть, и в общем неплохой подтекст, о котором пойдёт речь ниже, я, пожалуй, не буду пинать десяток-другой последних страниц.

Какие же идеи, мысли и посылы делают «Судные дни» более или менее ценной книгой? Как видит обыватель лидера тоталитарной секты, человека, поставившего точку в своём замысле, массовым отравлением, самосожжением или перерезанием глоток своих последователей? Безумное чудовище! Алчный монстр! Нелюдь! Нечто невероятно искаженное от образа обычного человека. Так ведь? Разве обыватель не желает известности переходящей в славу и уважения переходящего в дарующее власть поклонение? Так ли далеки от перехода за грань мечтающие о сотнях и тысячах лайках, просмотрах, перепостах и комментариях современные пользователи сети? А звёзды шоу-бизнеса, работающие на камеру ради восторженных оваций и льющегося на банковский счёт потока из сотен миллионов долларов? Или политики чуть не любой ценой и любыми средствами, воплощающие свои замыслы в масштабах не общины, а страны, континента или даже мира? И, если грань, за которую нужно зайти человеку, чтобы стать авторитарным дьяволом в человеческом обличии не так и далека, то как же так выходит, что из века в век человечество ненавидит тиранов и в тоже время с великой охотой жаждет их пришествия, с восторгом возносит их на престол и повинуется до последнего?

Чтобы закончить, скажу о том, что вызовет возмущение у одних и одобрительный кивок головы у других. В паре абзацев одной из глав автор сравнивает возглавлявшую секту «Судных дней» бывшую хозяйку борделя Катерину, а вместе с ней всех прочих больших и малых тоталитарных лидеров с Гитлером и Сталиным. Высказавшись таким образом Нэвилл вспоминает 1 июля 1941 года, когда Молотов с другими важными людьми из советской верхушки шли докладывать Сталину о плачевном положении первых дней Великой Отечественной войны. Затем автор утверждает, что Молотов и его сопровождающие шли серьёзно опасаясь при этом за свою жизнь, когда не надо было бояться, потому что надо было убить Сталина. Погрузившись в воображаемый эпизод альтернативной истории, автор не отрицает того, что СССР неизбежно был бы завоеван вермахтом, но вскоре после этой победы Третий рейх развалился бы сам собой, в том числе благодаря удачному покушению на Гитлера. И мир стал бы чище. Кхм... Прав Нэвилл или нет, по моему занявшая пусть даже одну страничку политота с конкретными именами и событиями в этой книге всё же не к месту.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, кинематограф намного более подходящая площадка для хорроров, чем литература. Всё-таки, для большинства людей зрительные образы, как правило, наиболее впечатляющие и пугающие. Поэтому, на мой взгляд, если воспринимать роман Адама Нэвилла «Судные дни» как ужастик, то книга слаба – она не страшная. Но у романа есть другие достоинства.

Первое: книга очень атмосферная. Автору удались описания заброшенных домов, ферм и храмов. Также очень хорошо передано состояние надвигающегося безумия, вызванного бессонницей и постоянным страхом.

Второе: пусть с мистическим ужасом у книги всё не очень хорошо, но вот описания ужасов социальных вызывают оторопь. То, что секты существуют, и вполне нормальные люди могут попасть в их сети и отдать честолюбивому лидеру свои деньги и жизни – вот это пугает. Нэвилл, говоря устами своих персонажей, довольно подробно разрабатывает это ужасное явление: рассказывает о различных причинах, приведших людей к секте, а также о печальных последствиях такого выбора.

Третье: стиль автора очень лёгок и приятен. В книге я не отметил моментов, когда хотелось бы пропустить несколько десятков страниц, потому что скучно и тяжело читать.

Минусом романа является довольно банальный сюжет, хотя стоит отметить интересную попытку связать между собой непохожие исторические события.

На мой взгляд, роман Адама Нэвилла «Судные дни» плох как хоррор, но хорош, как атмосферный триллер. Сверхъестественное в нём не пугает, а вот поведение людей, увы, имеющее место не только в книжном мире, — да.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх