fantlab ru

Адам Нэвилл «Судные дни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
513
Моя оценка:
-

подробнее

Судные дни

Last Days

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Слышали когда-нибудь о сестре Катерине и Церкви Последних Дней? Независимый режиссер Кайл Фримен в отчаянии, уже и не надеется, что он найдет нужный проект. Но когда Максимиллиан Соломон спрашивает его о Церкви Последних Дней, Кайл решает, что фортуна повернулась к нему лицом. В 1975 году, культ под предводительством печально известной сестры Катерины, пришел к кровавому концу в пустыне Аризоны. Съемки приводят Кайла к базам культа в Лондоне, Париже, и наконец, к месту преступления. Но когда он общается с оставшимися в живых членами культа, которые ни в чем не признавались, на протяжении десятилетий, непонятные явления начинают беспокоить съемочную площадку. И что именно им удается снять, в каждом месте, связанном с культом? Пугающий внетелесный опыт и полночные визиты, внезапные смерти бывших культистов и обнаружение ужасных артефактов, вскоре это помогает Кайлу понять, что он завяз в отвратительном наследии культа.

(перевод аннотации: geralt9999)

© аннотация к печатному изданию

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2013 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Хоррор

Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Судные дни
2017 г.
Судные дни
2018 г.
Судные дни
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Last Days
2012 г.
(английский)
Last Days
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это второй, после «Ритуала», прочитанный мною роман Адама Нэвилла. О нем так же было написано множество восторженных отзывов, которые поспособствовали формированию у меня изначально завышенных ожиданий. Если сравнивать «Судные дни» с «Ритуалом» (здесь я буду делать это регулярно), то данное произведение выглядит более зрелым, продуманным и целостным, но при этом оно не лишено тех же недостатков, что и роман-предшественник.

Повествование начинается с того, что непризнанный гений неформальной режиссуры, отличающийся нестандартным подходом к процессу и снявший несколько известных фильмов о субкультурах (в т.ч. и блэк-металлистах — отсылка к «Ритуалу»), получает сочный заказ на съемки документального фильма о секте «Храм Судных дней», члены которого в 1975 году массово самоустранились при загадочных обстоятельствах. В противовес предыдущим фильмам об этой секте, заказчика интересует не столько история и быт сектантов, сколько их мистическое наследие: то потустороннее, которое они смогли пробудить во время своей деятельности. В процессе съемок нужно взять интервью у шести человек, имеющих отношение к событиям давно минувших дней. Шесть мест, три страны, одиннадцать дней. И еще несколько дней на подготовку, чтобы ознакомиться со всеми материалами и продумать съемки.

Как и в случае с «Ритуалом», автор хорошо подготовился, прочитав некоторое количество книг о сектах и партизанских съемках, что позволило ему вновь блеснуть терминологией и энциклопедическими познаниями. А также как следует вдохновился, посмотрев несколько псевдодокументальных фильмов ужасов. Весь сюжет романа крутится вокруг двух моментов: истории секты от создания до краха и неведомой хтони, которая не против перекусить как бывшими сектантами, так и взявшим у них интервью режиссером. Разберем подробнее.

- Историю секты автор вещает устами трех (+ четвертый скрытый) трясущихся от страха бывших сектантов, которые дрожащим голосом, с придыханием и завыванием, рассказывают о пережитых ужасах и издевательствах, коими их обильно почивало главное вселенское зло сестра Катерина. При виде мест, где они некогда терпели тиранию галактического масштаба, несчастные страдальцы впадают в кататонию и, нервно сглатывая и неровно дыша, выдавливают из себя откровение: здесь водится еще большее зло, чем сестра Катерина, ласково именуемое «старыми друзьями», которое преследует их всю жизнь и обязательно найдет, чтобы затащить в Ад. Ибо бывших сектантов не бывает.

На протяжении всей книги автор раскрывает жуткий собирательный образ деструктивной тоталитарной секты и ее лидера сестры Катерины. Ключевое слово: собирательный, ибо ничего нового и оригинального в нем нет. Все это мы уже миллион раз видели и слышали. Напиши он такое хотя бы в 90-е годы, вау-эффект был бы обеспечен. Но, увы. Если первые описания секты еще как-то интригуют, то дальше становится скучно. Автор переливает одно и то же из пустого в порожнее и пытается надавить на эмоции («Не, ну ты видел? Видел?!»), но лучше бы надавил на фантазию. Я не читал ни одной из книг, перечисленных автором в «благодарностях», но зато очень давно читал «Уцелевшего» Чака Паланика, и всю дорогу меня не покидало ощущение будто я его перечитываю. Понятное дело, что жирной изюминкой секты должны были стать «старые друзья», но с ними тоже не все так ладно.

- Если в фильме «Звонок» основную порцию жути нагоняла вылезающая из телевизора полуразложившаяся девочка, то в «Судных днях» эта роль была отведена вылезающим схожим образом из стен кусачим скелетам. С этим образом, как и с образом секты, автор снова опоздал лет на 20 как минимум. В процессе своих ритуалов сестра Катерина прорубила окно в параллельную инфернальную реальность, откуда как тараканы начали выползать ее новые еще на тот момент друзья, которым, в обмен на суперспособности, она разрешила кошмарить сектантов. Но только их. Честно сказать, я так и не понял, почему инфернали, которые могут вылезти в любой момент из любой стены любого дома, трогают только сектантов. Если в «Звонке» подобная избирательность объяснялась правилами игры Садако, то здесь правила, как я понял, устанавливает главная сектантка, которая указывает зубастикам, кому можно делать кусь, а кому нет. Странно, конечно, но едем дальше.

То, о чем я написал выше, было понятно уже после первой сотни страниц, и ничего принципиально нового автор в дальнейшем не дает. Он постоянно ходит кругами, и подает под разными соусами одни и те же сцены, пытаясь нагнать побольше жути за счет их количества, а не качества: мокрые пятна, тухлый запах, кусачие скелеты, либо застрявшие в стене и оставшиеся в виде контура, либо прорвавшиеся на земной план. Изначально они пытаются завладеть новым телом, вызывая у человека измененные состояния сознания, а если не получается, то делают ему кусь. Ближе к концу романа автор проводит исторический экскурс, призванный пролить свет на данный феномен, но диких восторгов он не вызывает. Причина в том, что вся эта история по сути ни на что не влияет. Да, мы узнали как скелеты оказались в стене, но ничего не узнали о «мире ином» и не прикоснулись к древнему демоническому сознанию. Если в «Звонке» (скорее уже в книге, чем в фильме) история раскрывалась малыми частями в процессе расследования, и читалось это интересно, то здесь, после четырех сотен страниц хождений вокруг мокрых пятен, ее выдают одним большим куском. У автора не получается закрутить сюжет и наполнить его загадками. Если бы, скажем, вылезающий из стены скелет оказался бабушкой главного героя, то это был бы неплохой твист. Да, не пахнущий утренней альпийской свежестью, но хоть какой-то. Справедливости ради, стоит отметить, что в книге все-таки есть как минимум один неплохой сюжетный поворот.

Финал меня абсолютно не разочаровал. Он напрашивался именно таким: чуть более динамичным и кровавым, чем предшествующие события, и таким же малосодержательным, не внесшим в историю ничего нового и напоминающим типичный хоррор-боевичок или мистический шутер, где нужно пройти по кишащей монстрами локации и убить главного босса. Закваска финала очень напомнила концовку романа «История с привидениями» Питера Страуба, в котором три неподготовленных человека (70-летний дедушка, подросток и писатель), вооружившись кухонными ножами, отправились на битву с древним злом. Здесь герои, будучи в схожем составе, оказались чуть более подготовленными, а сама битва — более наполненной и реалистичной.

Подытожим. Несмотря на то, что «Судные дни» мне понравились больше, чем «Ритуал», здесь я увидел те же самые проблемы: потенциально интересный, но предсказуемый линейный сюжет, плоские персонажи, пресные диалоги, концептуальная слабость. Задумка шикарна, но используемые образы сильно устарели и лишены оригинальности. Книга написана простым лаконичным языком, легко и быстро читается, при этом ощущается пустой и вторичной, будто собранной из других игр, фильмов и книг. Как и в «Ритуале», автор, ощущая идейную пустоту, начинает под конец толкать устами героев объемные монологи на глобальные исторические темы, проводя параллель между сестрой Катериной и такими историческими личностями, как Сталин и Гитлер. Смотрится это как икринка на большом плоском блине, нежели вишенка на торте. Как и в «Ритуале», главный герой до последнего не хочет вооружаться, дабы хоть как-то себя обезопасить, предпочитая разыгрывать писающегося от страха великомученика. Диагноз тот же: снова не шедевр, но для разгрузки мозгов — самое то.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе происходят съемки фильма-расследования о секте религиозных фанатиков с их жутким предводителем, который умеет переселятся в другие тела. Глава за главой нам приоткрываются тайны и история этой секты через долгие интервью от немногих уцелевших бывших участников секты, которые после этого странным образом умирают. А также долгие и тщательные описание локаций и интерьеров строений, где проживали служители секты и их подробная иерархия.

Периодически, в ходе съемок, с главными героями происходят какие-то жуткие моменты в виде пятен на стенах, вони, скрипов, но весь экшн оставлен на последнюю часть романа, когда проявляются ужасные последствия этого расследования. Тут уж главным героям неизбежно приходится выбирать — либо дрожать от страха в своей квартире и ждать смерти, либо самим вступить в схватку с потусторонними сущностями, которые охраняют своего предводителя.

После великолепного и страшного по атмосфере Ритуала от Адама Невила некоторые моменты Судных дней показались затянутыми и нудноватыми.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. Есть таинственный культ, причастный ко множеству смертей, про который нужно сделать репортаж. Есть таинственный наниматель со своим огромным шкафом, полным скелетов. И главный герой, находящийся в бедственном безденежном положении, вынужденный принять заказ, перешагнув через свои принципы. Небольшая команда начинает путешествовать по двум континентам, погружаюсь с каждой главой всё глубже в пучину кошмара без возможности выбраться из неё.

Роман так и просится на экран. При этом можно было бы снимать и как мокьюментари в виде репортажа, так и совмещать с классическими видами съемок. Таинственный английский особняк в викторианском стиле, мрачные бараки на проклятой мертвой земле в пустыне или разрушенные постройки во Франции, декорации не стоили бы дорого, но смотрелись бы эффектно и атмосферно. Особенно, если вспомнить храм, внутри которого всё закрашено черной краской, поглощающей свет, поместить в центре героев и столкнуть их не только с кромешной темнотой, но и с иными сущностями. Жаль, что вместо него экранизировали «Никто не уйдёт живым».

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классный триллер/хоррор.Все нужные составляющие есть и в идеальной пропорции.Атмосфера — отлично!Напряжение мастерски нагнетается,местами.Несколько раз перечитывал.Экранизации так и не дождусь,наверное))Нэвилл-хороший писатель в своей нише,но это его,на мой взгляд-один из самых удачных романов.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды Кайлу Фриману, независимому режиссеру, находящемуся в весьма плачевном финансовом и психологическом состоянии, поступает «предложение мечты». Мало того, что ему предлагают за работу огромные деньги, которые решат все его проблемы, так и работа — возможно, фильм всей жизни Кайла. За неделю с небольшим он должен объехать часть Европы и Америки, чтобы снять документальный фильм о становлении и конце секты сестры Катерины — историю ужасную, но интригующую. И с этого начинается погружение главного героя в глубины ужаса и безумия.

После неплохого «Ритуала» и очень посредственного романа «Багрянец» Нэвиллу решено было дать еще один шанс. И «Судные дни» не подвели. Книга держит в напряжении, саспенс нагнетается в каждой сцене. Описание съемок в старых домах, полуразрушенных и заброшенных зданиях, посторонние звуки в темноте, проявляющиеся неизвестные пятна на стенах — что это — игра испуганного воображения или реальное проявление инфернального зла. Нэвиллу удается создать гнетущую и пугающую атмосфер. Каждая съемка — это отдельный маленький хоррор эпизод. А все вместе постепенно складывается в пугающую цельную картинку.

Из минусов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
только концовка — финальная часть представляет собой такой прямолинейный забег по лабиринту ужасов. Финал Нэвилл немного смазал, но в остальном все на очень хорошем уровне.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу назвать книги ужасов своим любимым жанром. Скорее просто есть небольшой интерес, когда хочется отдохнуть от фантастики.

У Адама Нэвилла прекрасная репутация, т.к. его книги являются лучшими в серии «Мастера ужасов» АСТ. Именно с него я и решил начать знакомство с серией.

Молодой режиссер, погрязший в долгах, получает предложение снять документалку о секте, которая 70-х годах прошлого века закончила свое существование кровавым месивом с отрезанием головы главы секты. Тема, конечно, стремная, но деньги большие. Нужно просто за две недели немного полетать по странам, поснимать места, в которых жила секта, поспрашивать немногочисленных участников секты, которым чудом удалось выжить.

Довольно быстро выясняется, что мир сектантов был связан с таинственными сущностями (то ли ангелами, то ли демонами), и эти самые сущности стали преследовать главного героя...

В целом жанр мокьюментари (псевдодокументальный фильм) мне интересен. Сам Адам Нэвилл не скрывает, что писал книгу под впечатлением от «Ведьмы из Блэр». И хочу сказать, что половина книги вызывала у меня интерес, тем более, что тут еще затрагивается интересная мне тема сект. Но во второй половине я стал подозревать, что развязка будет весьма средненькой, и она легко просчитывается. Так оно и оказалось. Концовка не стала для меня откровением. По книге смело можно снимать фильм, и вот он, наверное, немного меня может испугать неожиданными появлением сущностей, но книга не особо пугала, если честно. В общем, мои ожидания немного не совпали с реальностью. Так бывает.

Книга написана простым языком, читается очень быстро, пугает мало, тема сект ничего нового не открыла (блаблабла, придут ангелы, нас спасут, давайте молиться сущностям и есть друг друга). Один раз прочитать ок.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И в аду есть свои герои, а в жанре современного хоррора – свои шедевры. И вот один из таких. Книга Адама Нэвилла «Судные дни». В оригинале «Last days». Почему переводчики так распорядились названием, я не вполне понимаю. Быть может «Последние» и «Судные» в понимании англоговорящего человека – это как бы синонимы, и поэтому наши сделали выбор в пользу более брутального варианта.

Сюжет без спойлеров:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одному документалисту, находящемуся в долговой яме, предлагают интригующее и хорошо оплачиваемое задание – отснять серию интервью с бывшими участниками известной и драматически почившей оккультной организации. Все беседы с ними будут проводиться в былых культовых местах. История этой организации, а проще говоря, секты, закончилась кроваво. Ее духовный лидер, сестра Катерина, была обезглавлена, большинство адептов были убиты. У полиции осталось много вопросов по тому делу. Остались они и у заказчика съемки. Что произошло в тех мрачных застенках, с какими инородными силами пришлось столкнуться одержимым сектантам, закончилась ли история на том или продолжается до сих пор?

Снимите это немедленно!

Давно я не читал такой добротной книги в рамках жанра. История составлена мастерски, как в плане сюжета и его развития, так и в повествовательной части. С первых страниц события буквально материализуется перед глазами. Цепляет достоверность – тебе рассказывают о событиях, которые правда случились. Ты ведь о них слышал уже не раз, читал в газетах, смотрел по ТВ. А теперь узнаешь немного больше, да еще из первых рук!

Подробное описание того, как снимается сюжет, как оператор подходит к герою, что хочет снять концентрируют твое внимание на каждом моменте, на каждой детали. Ощущение, что ты сам член этой съемочной группы, сам прямо сейчас с замиранием дыхания слушаешь показания бывших сектантов. А потом пытаешься спастись от того, что открылось...

Наш мир знает немало жутких историй с культовыми убийствами, самоубийствами и прочими безумствами одержимых людей. Адам Нэвилл ловко пролистывает перед глазами читателя реальные дела, вроде зверств семьи Мэнсона (не Мэрлина Мэнсона), ставя свою историю в ряд с ними. И все это делает историю невероятно интересной.

Про Адама, «Ритуал» и Кинга

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
До «Судных дней» я прочел «Ритуал» Нэвилла. Собственно, я узнал об авторе благодаря одноименному фильму. Захотелось прочесть книгу, уж больно было неплохое кино. Прочитал, и понеслась. Скупил почти все романы, благо АСТ активно его печатает.

Британские критики/маркетологи пишут, что Адам Нэвилл – это британский ответ Стивену Кингу. Я бы не согласился, очень уж разные это ребята. Кинг интересуется людьми, интересуется будничными вещами, его монстры часто играют вторичную роль. Кинговские произведения многослойны и неторопливы. У Нэвилла – чистый экшен, здесь и сейчас. У него нет времени на лирику. Ужас накатывает и проламывает все двери, монстры абсолютно материальны и победить их с помощью крепкой детской дружбы не получится. При этом «Ритуал» и «Дни» не спускаются на уровень тупых страшилок, здесь тоже есть судьбы людей, здесь тоже есть, о чем подумать, просто ткань повествования у Нэвилла сильно отличается от кинговской. Сравнивать их можно только в самом поверхностном смысле – как писателей ужастиков, которых ты все равно не читаешь.

Так вот, «Ритуал», с моей точки зрения – хороший, интересный хоррор. Но «Судные дни» – просто огонь! И магия в том, что автор, вроде бы, не делает ничего такого, чего читатель не смог бы предугадать. Мы все это уже видели в том или ином ракурсе, но это только усиливает историю – это показывают по-новому, свежо – испуг и восхищение приходят из тех закоулков, которые мы считали уже исследованными.

Morale

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, в «Днях» не будет пространных рассуждений о том, что хорошо и что плохо, но иллюстрация того, насколько опасно отдавать свой разум и свою волю на произвол каких-либо личностей и организаций, получилась сочной. Далеко не всегда дело заканчивается кровью, но почти у каждого из нас, наверняка, есть знакомый или знакомый знакомого, ушедший в какую-нибудь секту и с которым теперь просто невозможно общаться и ему невозможно втолковать, что с ним что-то не так. В «Ритуале» Нэвилл тоже показывает подобную ситуацию, оторвавшихся от реальности блэкарей, которые живут по собственным представлениям о морали. Обе истории фантастические, но намека здесь больше, чем сказочной лжи.

***

Вердикт – если вы хотите прочесть качественную жуткую книгу, где сверхъестественное будет точно и будет занимать большую часть повествования – это к Адаму. Он исправно завозит такое мясо в свои романы, здесь вас не ждет что-то типа – было ли или не было. Всё было, всё будет. Вместе с тем я бы отметил, что автор избегает всяких особенно мерзких описаний и сцен, в этом смысле все более чем сдержанно. Мое почтение Адаму Нэвиллу и издательству АСТ за знакомство. Продолжаю читать.

P.S. И да, дайте фильм по «Судным дням»! История так и просится на экран!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот я прочитал «Судные дни».. До сих пор меня не отпускает чувство того, что Нэвилл очень хорош, но и очень похож. Я натыкался на подобные мнения и должен признаться, что теперь полностью их разделяю. С одной стороны это очень хорошо. В том плане, что автор нашел свою область хоррора и с каждой книгой наращивает свои умения и мастерство. Но вот с другой стороны, мне до сих пор не дает покоя, что если объединить все его книги в один единый цикл, то это произойдет «без шума и пыли». Вот настолько от каждой из трех прочитанных мною книг веет схожестью, что даже не знаю, как избавиться от этого ощущения. Вроде и сюжеты и герои разнятся, а чувство после прочтения нет.. Как-то это странновато, но давайте я больше расскажу о своем опыте знакомство с книгой «Судные дни»:

— Идея — Очень интересная авторская задумка, которая дает свежий взгляд на происходящее не с точки зрения писателя(как это обычно происходит), а с точки зрения человека со схожей специальностью. Реализовано это тоже достаточно хорошо и грамотно. Идейно книга просто отличная. Ставлю 9 из 10.

— Сюжет — Выверенный и прекрасно разделенный сюжет, не позволяет заскучать при чтении. Лично у меня не было особо больших вопросов к сюжетной составляющей, потому что мне, в принципе, не нужно было ничего додумывать. Книга вообще выглядело, как «кино на бумаге» и это получилось очень хорошо. Поставлю 9 из 10.

— Персонажи — Герои здесь в большинстве своем хорошо продуманные, однако некоторые персонажи вообще не очень раскрыты. Я не до конца понял мотивацию некоторых персонажей и вообще не понял необходимость их присутствия. Когда происходили определенные события, то я не мог сопереживать некоторым людям, просто потому что я не мог понять персонажей. Последние страниц 100-200 у меня вообще куча-мала началась с героями, что смазало ощущения. Можно сказать, что это 7 из 10.

— Атмосфера и погружение — Мне нравится атмосфера всех книг Нэвилла, которые я прочитал. Вот умеет он нагнетать. Можно даже охарактеризовать его книги, как кинематографический хоррор. Все основные декорации и детали удачно дополняют общую картину, что только добавляет книге преимуществ. Погружение тоже прошло достаточно гладко. По ходу книги, я не испытывал скуки или дремоты. Соответственно и оценка будет 9 из 10.

— Жестокость и другие неординарности — С этим здесь все в порядке, причем даже не нужно будет долго ждать. Здесь можно встретить, как скрытое присутствие, так и полномасштабное рубилово. И это все очень дозировано и аккуратно изложено. Не было для меня лишнего в плане жестоких или кровавых моментов. За это книгу можно безусловно похвалить. Поставлю же я 9 из 10.

Подводя итог, «Судные дни» безусловно интересная книга, о прочтении который Вы навряд ли пожалеете. Практически все здесь исполнено профессионально и качественно, а если что и настораживает(как меня), так это несносное ощущение того, как будто я прочитал одну часть из общего цикла книг, а не полностью самостоятельное произведение. Но в любом случае, книга должна Вас порадовать..

Спасибо за внимание.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую, друзья!

Вот и прочитан мной еще один роман из серии «Мастера ужасов — Судные дни» Адама Невилла. В этот раз обойдемся без прелюдий, а сразу перейдем к содержанию.

«Скептицизм — привилегия тех, кого не затронуло.»

Итак, сюжет таков... Спойлеров нет, поскольку я, как правило, рассказываю не больше чем есть в аннотации. Находящийся на грани банкротства режиссер Кайл Фриман получает предложение, от которого не может отказаться. За внушительный гонорар снять фильм о давно забытой секте Храм Судных дней, почти все члены которой покончили жизнь самоубийством в далеком 1975 году. Почему далеком?! Да просто время действия приближено к настоящему времени, а конкретно события разворачиваются в 2011 году. Так вот все предельно просто: три локации, десять дней и готовность нескольких выживших рассказать историю Храма на камеру. В процессе съемок режиссера преследуют странные видения, гибнут люди, а из стен проступают скелеты неведомых существ. В плане сюжета у меня нареканий нет. Все крайне интересно и динамично, насколько это определение вообще применимо к хоррору. А некоторые моменты пробирают до костей. Подгадило впечатления от книги то, что сюда зачем-то впихнули сюда политику. Она смотрится как будто притянутой за уши. И еще наивность главного героя, о которой будет рассказано чуть позже. Да и концовка вышла вполне неплохой, но все же я ожидал чего-то более...более эпохального.

«Этот напор, постоянный напор других людей, отчаянной нужды во внимании, желания превратить собственную жизнь в драму, личностей, которые так хотели, чтобы ритуалы повседневного общения все увидели, услышали и запомнили. Белый шум эгоизма.»

С героями обстоят дела хуже. Одни образы получились добротными, а другие вышли совсем уж слабыми и плохо прописанными. Речь идет о режиссере и продюсере, не хватило им индивидуальности. Но тем не менее это не мешает им сопереживать. Так вот о наивности главного героя. Когда к Кайлу приходит понимание, что вокруг него творится сверхъестественная дерьмо и надо бежать как можно дальше, он продолжает влезать все глубже и глубже. Хотя, скорее это не наивность, а идиотизм. Читается текст очень легко, поскольку слог автора скуп на речевые обороты и пресен.

«В наши дни все хотят высказаться. Весь мир — как будто присяжные, которые никак не могут договориться.»

В общем, «Судные дни» — это добротный хоррор с интересным и динамичным сюжетом, но с не особо впечатляющей концовкой.

В тексте рецензии использованы цитаты из книги Адама Невилла «Судные дни».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман. События развиваются динамично, сюжет не избит, нет лишних соплей. Очень впечатлила история картин Никласа Ферхюльста. Единственное, почему ставлю оценку 9 — концовка могла быть и поярче.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга жутко понравилась, так как тема сектантов не изъезжена и сама по себе очень любопытна, да и имеет свою жуткую реальную историю. Нэвилл хороший рассказчик, в романе нет провисаний или ухода в сторону, всё логично спутывается в один клубок. Концовка немного не такая, какой её представляешь, учитывая постепенное нагнетание событий. Однако это одна из немногих книг, в некоторых эпизодах которой мне было немного не по себе, я даже пока шёл по квартире, отрываясь от книги, смотрел, нет ли мокрых пятен на стенах, правда это было ночью, но всё же, автор заставил меня испытать то, что я испытываю редко. Грамотное сочетание мистики и реализма, вымышленные и реальные факты о вымышленных и реальных сектах. Детально прописанные типажи главных героев, красочные описания сущностей, и всего окружающего колорита. Книга-развлечение, но и книга-предостережение: опасайтесь фанатиков и сектантов, они нас ни к чему хорошему не приведут, а лишь используют в своих целях. Браво, автор, эту книгу не стыдно порекомендовать даже людям, далеким от жанра.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые части романа просто чудо, как хороши. Вот прям читал бы и читал. И регулярно перечитывал. Тяжелая гнетущая атмосфера помножена на загадочность сюжета: не понятно, что именно происходит, и чем все закончится. Но страшно и интересно. В общем, страшно интересно. Как будто идешь по лесной извилистой тропе, и за каждым поворотом с замиранием сердца открываешь очередной мрачный сюрприз. И процесс этот настолько увлекателен, что не замечаешь даже довольно внушительного объема романа. Пожалуй, даже излишне внушительного для обычного «ужастика».

Все испортила последняя часть. Хотя дурные предчувствия начали появляться у меня уже к концу предпоследней части, где главный герой отправляется (вернее его отправляют) в Бельгию. Налет тайны начинает постепенно сползать, а чудесная извилистая тропа сюжета готовится выйти на финишную прямую, которая в итоге оказывается прямой в буквальном (и самом нехорошем) смысле слова: все отчетливо просматривается до самого финала. И — ни каких тебе загадок, и ни какой таинственной атмосферы. Правда оставалась еще слабая надежда, что автор опомнится, что я просто неправильно его понял. Но нет, — автор уверенно и хладнокровно губит концовку, а следом и весь роман.

Ей-богу, лучше бы последней части вообще не было. Только неимоверным усилием воли заставил я себя дочитать этот унылый трэш, который так и тянет назвать дешевым. На нескольких заключительных страницах автор ухитрился повторить все заезженные, избитые, заскорузлые и побитые молью штампы, достойные разве что третьесортного зомби-хоррора для девочек-подростков. А счастливый конец прозвучал как контрольный выстрел в голову читателя. Ну не должно там было быть счастливого конца, не должно! В общем, горько и безутешно рыдал я над загубленным романом, — ведь мог бы получится шедевр. Учитывая угробленный точно таким же образом «Ритуал» (там тоже последняя часть была, что называется «не пришей кобыле хвост»), я всерьез начал опасаться, что у автора войдет в нехорошую привычку разделываться так со всеми своими произведениями. Заставляют его что ли?

В общем, мне пришлось изрядно поломать голову над итоговой оценкой. Без последней части роман заслуживает твердой десятки. Но с учетом последней части — только 8, да и то, учитывая заслуги автора перед жанром.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Судные дни» это второй прочитанный мною роман Адама Нэвилла. Книга довольно атмосферная и кинематографичная. Не удивлюсь, что и по ней, как и по «Ритуалу» могут снять фильм. Завязка у книги интересная, мы не топчемся на месте, а почти сразу «прыгаем с места в карьер». Автор постепенно нагнетает ужас, знакомя нас с историей от лица разных второстепенных героев, у которых главный герой берет интервью для фильма.

Первая треть книги интригует и наводит ужас. А вот ближе к середине, немного устаешь, от того, что зловещие сущности однообразны и уже не так и страшно при их появлении. Нет, героям-то конечно страшно, а вот читателям уже не очень.

Но ближе к финалу книга снова набирает обороты, нам раскрывается суть зла, это радует. Так как в последнее время есть тенденция делать открытые финалы, типа додумаешь сам, сколько читателей столько и вариантов концовки будет…

Еще одна особенность этой книги в том, что образы героев почти не раскрыты, но ты за них переживаешь. Обычно, это так не работает. Но в этой книге всё по-другому.

В итоге, в своем жанре роман получился добротный, кто любит тематику сект и культов, может попробовать почитать.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга для любителей мистики, которую портит отсутствие интриги. Где-то на 10% автор уже «показывает» нам местных монстров, и до конца книги ничего в этой области меняться не будет. Только количество растет. А если что и меняется, то особого значения не имеет. Одинаковые монстры одинаково лезут и пугают героев в темноте, все как в заурядных голливудских фильмах ужасов: мигающий свет, скрипы и очумевшие от страха глаза ничего не понимающих героев.

В начале книга произвела лучшее впечатление, казалось, что тут будет вроде «Коробки в форме сердца» с неожиданными поворотами и эксцентричными персонажами. Но все быстро скатывается к обычным пугалкам и страшным историям, которые должны леденить кровь, но когда слышишь/читаешь это в 100 раз впечатления они уже не производят.

Мое внимание автору удалось удерживать разными мелочами, происходящими с героями, и их реакцией на это. Все таки написано неплохо, но не страшно. Вся же местная мистика банальна и предсказуема. Можно почитать когда хочется фаст-фуда.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема сектантства сейчас прочно засела в медиасреде и грубо распихивает прочие локтями. Выходят всякие там фаркраи про угоревшую по квази-христианству деревенщину, снимаются «Американские истории ужасов». Старается во всю прыть Голливуд — там сейчас оркестрируют сразу три картины, в которых центральная роль будет принадлежать небезызвестной «Семейке» Мэнсона. Недавно казнили Секо Асахару — лидера японской террористической секты «Аум Синрике». Теперь, надо думать, и про этих фанатиков зарядят какую-нибудь псевдодокументальную жвачку.

Адам Нэвилл прочно подвизался на ниве мистического хоррора, причем вполне успешно: недавно его роман «Ритуал» экранизировал Netflix. Читал — не понравилось. Сопли, кровь и кишки на скандинавской елке. Новый роман «Судные дни» предлагал что-то более осмысленное, нежели борьба городских женатиков с неведомой хтонью. За него и взялся.

Главный герой — классический вечно подающий надежды талант. Как обычно без гроша в кармане, с толпой кредиторов за спиной, но с саднящей амбицией — снять великий документальный фильм. Неожиданно в его жизни появляется продюсер-миллионер с предложением, которое как минимум сулит решение всех финансовых проблем, а в лучшем случае и вовсе обещает поставить героя в один ряд с Дзигой Вертовым и Робертом Флаэрти.

Задача небезынтересная: снять документальную ленту о таинственном культе Храма Судных дней — тоталитарной полумистической секте, последователи которой совершили ритуальное самоубийство сорок лет назад. По-видимому, идею романа автор заимствовал из истории «Храма народов» Джима Джонса — погуглите (а лучше не гуглите), это по-настоящему жуткая история, закончившаяся массовым суицидом.

Культ из романа в разное время базировался в Лондоне, на севере Франции и, наконец, нашел кровавый конец в аризонской пустыне. По этим локациям и должен проехать молодой режиссер, сделать съемки с натуры и провести ряд интервью с выжившими членами культа, полицейскими и другими очевидцами темных делишек «Храма».

С первых дней работы над фильмом героя и его компаньонов начинает преследовать какая-то зловещая сила. Она пользуется всеми известными методами: загадочными смертями только что проинтервьюированных режиссером людей, полуночными внетелесными полетами и следами потусторонней активности.

Параллельно с этим герои по дням реконструируют историю культа, который создали, в общем-то, не самые плохие, хотя и наивные люди, но затем власть захватила одна персона, самых омерзительных личных качеств. Это наиболее интересная часть романа. Адам Нэвилл очень живо описывает то, как сестра Катерина постепенно захватила власть в секте, и в какой-то момент обрела едва ли не полубожественный статус в глазах своих последователей. Вслед за автором задаешься вопросом: как же такие люди умудряются подчинять своей воле не самых глупых, не самых бедных или отчаявшихся людей? Владычица дум пирует в мрачном замке и блещет на светских мероприятиях, пока ее аколиты ходят в грязных рубищах по улицам, пытаясь всучить прохожим псевдорелигиозные брошюрки, торгуют телом и роются в помоях. Но исследователь из писателя никудышный. Он только задает вопросы, а ответить на них не в силах. Что-то такое Нэвилл тужился выдать ближе к финалу, но кроме недоразумения «а что это было?» его усилия не вызвали никакого иного отклика. За десять страниц до развязки герой начинает рассуждать, внимание, о Вячеславе Михайловиче Молотове! Видите ли, впитавшийся с молоком матери рабский менталитет не позволил тому отстранить от власти коварного сумрачного Сталина в тяжелые дни июля 1941 года. На целых два листа автор пускается в пространные рассуждения о природе человеческого раболепия, порой выдавая совершенно бессмысленные вещи в духе «они принимают своих новых богов, в надежде однажды занять их трон». Автор, придите в себя! Вы о чем вообще? Мазнуть липким и коричневым историю, в которой ни черта не смыслишь, сейчас мало кто стесняется, но обычно писаки хотя бы пытаются это как-то сдружить с лейтмотивом книги. Тут же эта часть выглядит жалкой попыткой автора выдать собственное невежество за глубокую рефлексию героя и вообще вставлена как обязательная иллюстрация, как ссылка, которую нерадивый студент воткнул в диплом, лишь бы смотрелась красиво.

Собственно, поскольку с главной задачей автор не справляется, разваливается и эстетическое обрамление произведения. Описание лондонского особняка не отличается от пейзажей культистского поселения в Нормандии. Ни архитектуру, ни природу представить невозможно — без этих картин не рисуется и представление о загадочной подоплеке культа. История лишается трехмерности, ты как будто читаешь выдержку из интернета, причем не живую и образную статью с Лурки, а компилированные копирайтерские отбросы из otvet.mail.ru. Образы сверхъестественного заимствованы из подростковых страшилок, начитанных картавыми Ютуб-блогерами. «Кривые коленки и склизкая лысая голова существа вдруг появилась из стены…» — буу! — главный герой ссытся и срется от ужаса. Все в панике. Спасения нет, но есть виски на два пальца, а пошло оно все: умирать, так с музыкой!

Под занавес Адам Нэвилл как будто понял, что написал какую-то откровенную хрень и решил замаскировать художественную слабость своего опуса. Каким образом? Он начал заигрывать с самолюбием читателя, подсовывая тому то постмодернистскую антиформу прерывающегося рассказа и беззубые аллюзии на тему звезд шоу-бизнеса и современных лидеров мнений, то клубок слабых детективно-исторических линий в худших традициях Дэна Брауна. Откуда-то всплывают сводящие с ума обывателей, босхианские триптихи, с закодированными средневековыми посланиями. К сюжету они пришиты так криво, что я так и не смог понять, каким образом автор изначально собирался объяснять природу всех тех явлений, с которыми был связан культ. Такое чувство, что он просто ограничился фабулой: «А что если на зов сектантов отозвались с той стороны, и наружу полезло инфернальное дерьмо?»

Слабо, безыдейно и тухло, как в квартире главного героя, когда в очередной раз из стен лезут гонимые дьявольскими псами бабайки. Только сейчас понял, что Нэвилл пытался покуситься присущее всякому человеку чувство домашней безопасности. WASTED! Очередная убогая попытка, но хотя бы понятно, что автор в Silent Hill The Room играл. Пропускайте эту ерунду — не стоит она вашего времени.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх