fantlab ru

Адам Нэвилл «Судные дни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
513
Моя оценка:
-

подробнее

Судные дни

Last Days

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Слышали когда-нибудь о сестре Катерине и Церкви Последних Дней? Независимый режиссер Кайл Фримен в отчаянии, уже и не надеется, что он найдет нужный проект. Но когда Максимиллиан Соломон спрашивает его о Церкви Последних Дней, Кайл решает, что фортуна повернулась к нему лицом. В 1975 году, культ под предводительством печально известной сестры Катерины, пришел к кровавому концу в пустыне Аризоны. Съемки приводят Кайла к базам культа в Лондоне, Париже, и наконец, к месту преступления. Но когда он общается с оставшимися в живых членами культа, которые ни в чем не признавались, на протяжении десятилетий, непонятные явления начинают беспокоить съемочную площадку. И что именно им удается снять, в каждом месте, связанном с культом? Пугающий внетелесный опыт и полночные визиты, внезапные смерти бывших культистов и обнаружение ужасных артефактов, вскоре это помогает Кайлу понять, что он завяз в отвратительном наследии культа.

(перевод аннотации: geralt9999)

© аннотация к печатному изданию

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2013 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Хоррор

Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Судные дни
2017 г.
Судные дни
2018 г.
Судные дни
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Last Days
2012 г.
(английский)
Last Days
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тихо! Вы слышите? Что это там, в ночи? Ветер, разыгравшееся воображение или это хриплое, вырывающееся из чёрного рта и кто-то действительно шарит рукой по стене, принюхивается, стоя на четвереньках?

Поверьте, во время чтения «Судных дней» подобные мысли посетят вас не единожды, а после тёмные помещения ещё долго будут вызывать страх, как в девстве, — настолько хорошо книгой передана атмосфера саспенса. С самого начала (хотя, казалось бы, весьма незатейливого: загадочная секта-загадочное предложение продюсера-своей парень режиссёр) Нэвилл заражает читателя каким-то необъяснимым беспокойством, тревогой и с каждой страницей эти чувства, ожидание чего-то фатального, становятся всё сильнее, а когда дело доходит до паранормальных явлений — тут и вовсе сложно подавить желание не оборачиваться, чтобы осмотреть комнату, особое внимание уделяя теням. И такое напряжение «Судные дни» поддерживают до заключительных сцен, не оставляя шансов оторваться от чтения — и это при том, что, по сути, автор раз за разом использует одни и те же приёмы. Но Нэвилл — действительно хороший рассказчик, читать его попросту интересно, и каждую встречу с жуткими потусторонними сущностями он умело предваряет не менее жуткой историей омерзительной секты.

В минус же можно поставить только пару моментов. Это некоторая «упоротость» ГГ, который, несмотря на откровенно творящиеся сверхъестественные вещи, упорно продолжает погружаться в процесс съёмок всё глубже и глубже и его мотивация (при том, что он сам признает всю сверхъестественность происходящего) кажется крайне малоубедительной. И, конечно, довольно размытая концовка, поскольку всё в романе подготавливало к некому апокалиптическому (в духе «Зелёного лика» Майринка) финалу, а вышел, так сказать, условный хэппи-энд. Но, как бы там ни было, общее впечатление и настроение после прочтения это испортить не может.

Как итог — сильная и страшная, будто проиллюстрированная работами Босха и Питера Брейгеля Старшего, книга, которая напомнит, как давно вы не боялись по-настоящему.

Подождите... что это там?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В прошлом году читала «Ритуал», произвел конечно впечатление, как по мне-лучше нынешнего Кинга пишет. Сейчас прочитала «Судные дни»- захватывающе, все реже такие книги попадаются, что хочется бросить все дела и не отрываться от чтения.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто отличнейший роман! С первой до последней страницы. Давно не получал столько удовольствия. Спасибо, Адам!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классный триллер/хоррор.Все нужные составляющие есть и в идеальной пропорции.Атмосфера — отлично!Напряжение мастерски нагнетается,местами.Несколько раз перечитывал.Экранизации так и не дождусь,наверное))Нэвилл-хороший писатель в своей нише,но это его,на мой взгляд-один из самых удачных романов.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 2012-м году, впервые прочитав аннотацию романа Адама Нэвилла «Last Days» и увидев его мрачную обложку, выдержанную в красных тонах, я понял, что очень хочу познакомиться с данным произведением.

Мое желание было настолько сильным, что я даже приобрел оригинальный томик, хотя и понимал, что вряд ли когда-либо стану читать столь объемный текст на английском языке.

Поэтому невозможно описать мою радость, когда сейчас, спустя пять лет, я все-таки дождался российского издания романа, вышедшего под названием «Судные дни».

Поскольку краткое содержание книги, представленное на ее обороте, получилось достаточно подробным, я не стану лишний раз пересказывать его и вместо этого попытаюсь изложить свои впечатления от работы Нэвилла, которые оказались по большей части положительными.

И первое, что хочется отметить — это сама история. Сложная, полная тайн и недосказанностей, насилия и жестокости. Повествующая о разрушительной силе, пришедшей в наш мир из глубины веков. Цепляющая и погружающая в себя без остатка.

«Судные дни» — первое за долгое время произведение, которое заставило меня почувствовать себя по-настоящему неуютно.

А все потому, что ужас в романе не ограничивается только внешними проявлениями, но и серьезным образом влияет на психологическое состояние героев и читателей.

Пожалуй, ничто не пугает больше, чем зло, неотступно преследующее человека. Постоянно изматывающее его и днем и ночью. Доводящее его до безумия, с тем чтобы в момент неизбежной слабости впиться гнилыми зубами в его податливую плоть.

Именно такое зло Нэвилл показал в своей книге и сделал это просто блестяще: напряженный сюжет со множеством интересных подробностей не дает расслабиться буквально ни на минуту!

Причем, вышел он еще и на удивление логичным и последовательным (а подобные качества не часто можно встретить у произведений, написанных в жанре хоррор).

И хотя многие сочтут финал романа не слишком уместным, для меня он стал своеобразной «вишенкой на торте».

На мой взгляд, только так и могла закончится история о съемках фильма о «Храме Судных дней»: стремительно, грязно и кроваво.

Ну а если же говорить о недостатках произведения, то их у него два: это слабая проработка характеров некоторых персонажей (правда, это почему-то совсем не мешало сопереживать им) и отсутствие пояснений о дальнейшей судьбе героев и их документальной картины после кульминации.

Впрочем, вышеперечисленные минусы не слишком критичны и вряд ли смогут испортить удовольствие от книги.

Мне так точно не смогли.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть ли у страха предел, после которого смерть – лучший исход из возможных?

***

Адам Нэвилл не входит в мэйстрим-волну авторов хоррора. Всё-таки при слове «ужасы» люди говорят о Кинге, Лавкрафте. Возможно, кто-то вспомнит Кунца или Литтла. На этом список ассоциаций закончится. Могу смело сказать, что Адам Нэвилл нисколько не уступает вышеназванному списку, напротив, в некоторых аспектах он даже лучше.

«Судные дни» — книга о расследовании секты Катерины, которое начинает молодой инди-режиссер Кайл. Вместе с ним работают всего двое – Дэн (оператор) и Маус (затворник и специалист по монтажу и технике). И вот такой малой командой они получают интересное занятие, способное принести не только огромные (для них) деньги, но и славу в определенных кругах. Кайл с головой уходит в дело, погружаясь в пучину ужаса всё дальше и дальше. Катерина – сектантка, которая убила себя и несколько своих сподвижников в 1975. Гуггл по этому поводу ничего не выдает, поэтому мы вправе считать, что Адам Нэвилл всё выдумал, что не умаляет достоинств произведения.

Первая половина романа – это псевдо-документалка. Команда ездит из одной локации в другую, одно интервью следует за вторым. И когда кажется, что так книга и будет продолжаться, автор меняет концепцию повествования. До этого он лишь намекал на хоррор, с середины же появляется чистый ужас – Кайл

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подвергается нападению потусторонних сил. Нэвилл настолько натурально расписывает чистое зло, что становится и правда жутко. Все эти детали – о мокрых частях тела, о каменных зубах….бр-р-р. А чего стоит сцена, где Кайл в ужасе признается самому себе хочет плакать и звать маму? И ведь если задуматься, то в подобной ужасной ситуации каждый бы так отреагировал. Это вам не кинофильм, где есть Мила Йовович, которая бесстрашно крошит зомби, etc. Короче, по части ужаса к автору нет никаких претензий
.

Стилистика повествования из псевдо-документалки плавно перетекает в тягучий экшен. Не зря в классификаторе произведения есть пункт про «Лавкравтоский хоррор». Действительно, предчувствие зла имеет место быть. Само же зло сперва эфемерное, позже обретает очертания. В «Судных днях» экшен нисколько не превалирует над голым экшеном, что резко отличает его от банальных слэшеров. Читается книга достаточно легко, ПОВ всего один, героев не так уж много. К тому же ощущается, что Нэвилл неплохо владеет материалом – упоминаются Мэнсон и Джонс. Для пущего натурализма автор создает писателя и книгу, в которой изложена история Катерины. Всё выглядит достаточно правдоподобно.

Главные герои получились неплохо. Кайл – борец за свою жизнь, но он не готов идти по головам. Он в трудной денежной ситуации, поэтому и берется за дело, которое ему дает Макс. Дэн – рубаха-парень, простой и легкий на подъем. Маус – гик. Этим всё сказано. Соломон Макс – вот уж интересная и противоречивая фигура. Не раз и не два он заставит читателя удивиться его действиям. Даже интервьюируемые у Нэвилла выглядят неплохо. В них заметен ужас, который он пережили под началом Катерины.

Если говорить о недостатков книги, то их мало и они малозначительны. Композиция книги такова, что действие происходит чуть медленней, чем хотелось бы. Особенно в первой части. Но , с другой стороны, эта же часть и отвечает за погружение в тематику. Автор полноценно дает читателю вникнуть в проблему сект. Еще один недочет – это финал. Он открытый. Не всегда это хорошо. Книгу он не портит, но оставляет легкий привкус обмана. Всё-таки хотелось бы знать, во что выльется это противостояние.

Заключение: роман получился многослойным. В лучших традициях Кинга – его можно понять как мистику, а можно и как помешательство на фоне зловещей информации о сектах. Читается легко, интересно, жутковато. На мой взгляд, Адам Нэвилл – очень недооцененный представитель жанра хоррор. В России у него вышло только три романа, готовится к изданию четвертый. Учитывая хорошие оценки и отзывы, издателям стоит задуматься. Недавняя экранизация «Ритуала» определенно добавляет автору популярности.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга жутко понравилась, так как тема сектантов не изъезжена и сама по себе очень любопытна, да и имеет свою жуткую реальную историю. Нэвилл хороший рассказчик, в романе нет провисаний или ухода в сторону, всё логично спутывается в один клубок. Концовка немного не такая, какой её представляешь, учитывая постепенное нагнетание событий. Однако это одна из немногих книг, в некоторых эпизодах которой мне было немного не по себе, я даже пока шёл по квартире, отрываясь от книги, смотрел, нет ли мокрых пятен на стенах, правда это было ночью, но всё же, автор заставил меня испытать то, что я испытываю редко. Грамотное сочетание мистики и реализма, вымышленные и реальные факты о вымышленных и реальных сектах. Детально прописанные типажи главных героев, красочные описания сущностей, и всего окружающего колорита. Книга-развлечение, но и книга-предостережение: опасайтесь фанатиков и сектантов, они нас ни к чему хорошему не приведут, а лишь используют в своих целях. Браво, автор, эту книгу не стыдно порекомендовать даже людям, далеким от жанра.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И в аду есть свои герои, а в жанре современного хоррора – свои шедевры. И вот один из таких. Книга Адама Нэвилла «Судные дни». В оригинале «Last days». Почему переводчики так распорядились названием, я не вполне понимаю. Быть может «Последние» и «Судные» в понимании англоговорящего человека – это как бы синонимы, и поэтому наши сделали выбор в пользу более брутального варианта.

Сюжет без спойлеров:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одному документалисту, находящемуся в долговой яме, предлагают интригующее и хорошо оплачиваемое задание – отснять серию интервью с бывшими участниками известной и драматически почившей оккультной организации. Все беседы с ними будут проводиться в былых культовых местах. История этой организации, а проще говоря, секты, закончилась кроваво. Ее духовный лидер, сестра Катерина, была обезглавлена, большинство адептов были убиты. У полиции осталось много вопросов по тому делу. Остались они и у заказчика съемки. Что произошло в тех мрачных застенках, с какими инородными силами пришлось столкнуться одержимым сектантам, закончилась ли история на том или продолжается до сих пор?

Снимите это немедленно!

Давно я не читал такой добротной книги в рамках жанра. История составлена мастерски, как в плане сюжета и его развития, так и в повествовательной части. С первых страниц события буквально материализуется перед глазами. Цепляет достоверность – тебе рассказывают о событиях, которые правда случились. Ты ведь о них слышал уже не раз, читал в газетах, смотрел по ТВ. А теперь узнаешь немного больше, да еще из первых рук!

Подробное описание того, как снимается сюжет, как оператор подходит к герою, что хочет снять концентрируют твое внимание на каждом моменте, на каждой детали. Ощущение, что ты сам член этой съемочной группы, сам прямо сейчас с замиранием дыхания слушаешь показания бывших сектантов. А потом пытаешься спастись от того, что открылось...

Наш мир знает немало жутких историй с культовыми убийствами, самоубийствами и прочими безумствами одержимых людей. Адам Нэвилл ловко пролистывает перед глазами читателя реальные дела, вроде зверств семьи Мэнсона (не Мэрлина Мэнсона), ставя свою историю в ряд с ними. И все это делает историю невероятно интересной.

Про Адама, «Ритуал» и Кинга

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
До «Судных дней» я прочел «Ритуал» Нэвилла. Собственно, я узнал об авторе благодаря одноименному фильму. Захотелось прочесть книгу, уж больно было неплохое кино. Прочитал, и понеслась. Скупил почти все романы, благо АСТ активно его печатает.

Британские критики/маркетологи пишут, что Адам Нэвилл – это британский ответ Стивену Кингу. Я бы не согласился, очень уж разные это ребята. Кинг интересуется людьми, интересуется будничными вещами, его монстры часто играют вторичную роль. Кинговские произведения многослойны и неторопливы. У Нэвилла – чистый экшен, здесь и сейчас. У него нет времени на лирику. Ужас накатывает и проламывает все двери, монстры абсолютно материальны и победить их с помощью крепкой детской дружбы не получится. При этом «Ритуал» и «Дни» не спускаются на уровень тупых страшилок, здесь тоже есть судьбы людей, здесь тоже есть, о чем подумать, просто ткань повествования у Нэвилла сильно отличается от кинговской. Сравнивать их можно только в самом поверхностном смысле – как писателей ужастиков, которых ты все равно не читаешь.

Так вот, «Ритуал», с моей точки зрения – хороший, интересный хоррор. Но «Судные дни» – просто огонь! И магия в том, что автор, вроде бы, не делает ничего такого, чего читатель не смог бы предугадать. Мы все это уже видели в том или ином ракурсе, но это только усиливает историю – это показывают по-новому, свежо – испуг и восхищение приходят из тех закоулков, которые мы считали уже исследованными.

Morale

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, в «Днях» не будет пространных рассуждений о том, что хорошо и что плохо, но иллюстрация того, насколько опасно отдавать свой разум и свою волю на произвол каких-либо личностей и организаций, получилась сочной. Далеко не всегда дело заканчивается кровью, но почти у каждого из нас, наверняка, есть знакомый или знакомый знакомого, ушедший в какую-нибудь секту и с которым теперь просто невозможно общаться и ему невозможно втолковать, что с ним что-то не так. В «Ритуале» Нэвилл тоже показывает подобную ситуацию, оторвавшихся от реальности блэкарей, которые живут по собственным представлениям о морали. Обе истории фантастические, но намека здесь больше, чем сказочной лжи.

***

Вердикт – если вы хотите прочесть качественную жуткую книгу, где сверхъестественное будет точно и будет занимать большую часть повествования – это к Адаму. Он исправно завозит такое мясо в свои романы, здесь вас не ждет что-то типа – было ли или не было. Всё было, всё будет. Вместе с тем я бы отметил, что автор избегает всяких особенно мерзких описаний и сцен, в этом смысле все более чем сдержанно. Мое почтение Адаму Нэвиллу и издательству АСТ за знакомство. Продолжаю читать.

P.S. И да, дайте фильм по «Судным дням»! История так и просится на экран!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По отношению к этой книге могу употребить два выражения: «ладно скроен» да «крепко сшит». Эталон хоррора. Грамотно начинается, правильно развивает читательский интерес и, самое главное, не лажает в концовке! Нам объяснили тайну (что я не очень люблю, т. к. загадка — одна из главных составляющих качественного хоррора), но так аккуратно, что к этому нет претензий.

Такое чувство, будто посмотрел хороший фильм в жанре found footage. Некоторые сцены — как живые перед глазами (точнее, как мертвые, если учесть, о чем эта книга).

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот я прочитал «Судные дни».. До сих пор меня не отпускает чувство того, что Нэвилл очень хорош, но и очень похож. Я натыкался на подобные мнения и должен признаться, что теперь полностью их разделяю. С одной стороны это очень хорошо. В том плане, что автор нашел свою область хоррора и с каждой книгой наращивает свои умения и мастерство. Но вот с другой стороны, мне до сих пор не дает покоя, что если объединить все его книги в один единый цикл, то это произойдет «без шума и пыли». Вот настолько от каждой из трех прочитанных мною книг веет схожестью, что даже не знаю, как избавиться от этого ощущения. Вроде и сюжеты и герои разнятся, а чувство после прочтения нет.. Как-то это странновато, но давайте я больше расскажу о своем опыте знакомство с книгой «Судные дни»:

— Идея — Очень интересная авторская задумка, которая дает свежий взгляд на происходящее не с точки зрения писателя(как это обычно происходит), а с точки зрения человека со схожей специальностью. Реализовано это тоже достаточно хорошо и грамотно. Идейно книга просто отличная. Ставлю 9 из 10.

— Сюжет — Выверенный и прекрасно разделенный сюжет, не позволяет заскучать при чтении. Лично у меня не было особо больших вопросов к сюжетной составляющей, потому что мне, в принципе, не нужно было ничего додумывать. Книга вообще выглядело, как «кино на бумаге» и это получилось очень хорошо. Поставлю 9 из 10.

— Персонажи — Герои здесь в большинстве своем хорошо продуманные, однако некоторые персонажи вообще не очень раскрыты. Я не до конца понял мотивацию некоторых персонажей и вообще не понял необходимость их присутствия. Когда происходили определенные события, то я не мог сопереживать некоторым людям, просто потому что я не мог понять персонажей. Последние страниц 100-200 у меня вообще куча-мала началась с героями, что смазало ощущения. Можно сказать, что это 7 из 10.

— Атмосфера и погружение — Мне нравится атмосфера всех книг Нэвилла, которые я прочитал. Вот умеет он нагнетать. Можно даже охарактеризовать его книги, как кинематографический хоррор. Все основные декорации и детали удачно дополняют общую картину, что только добавляет книге преимуществ. Погружение тоже прошло достаточно гладко. По ходу книги, я не испытывал скуки или дремоты. Соответственно и оценка будет 9 из 10.

— Жестокость и другие неординарности — С этим здесь все в порядке, причем даже не нужно будет долго ждать. Здесь можно встретить, как скрытое присутствие, так и полномасштабное рубилово. И это все очень дозировано и аккуратно изложено. Не было для меня лишнего в плане жестоких или кровавых моментов. За это книгу можно безусловно похвалить. Поставлю же я 9 из 10.

Подводя итог, «Судные дни» безусловно интересная книга, о прочтении который Вы навряд ли пожалеете. Практически все здесь исполнено профессионально и качественно, а если что и настораживает(как меня), так это несносное ощущение того, как будто я прочитал одну часть из общего цикла книг, а не полностью самостоятельное произведение. Но в любом случае, книга должна Вас порадовать..

Спасибо за внимание.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман. События развиваются динамично, сюжет не избит, нет лишних соплей. Очень впечатлила история картин Никласа Ферхюльста. Единственное, почему ставлю оценку 9 — концовка могла быть и поярче.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творческий путь инди-режиссера Кайла Фримана вышел тернистым и не слишком удачным, впрочем, как и вся его жизнь. В свои тридцать с небольшим он уже на самом дне -- долги, паршивая работенка, отсутствие семьи и, что самое неприятное, никаких перспектив на горизонте. Поэтому предложение Максимилиана Соломона, богатого и слегка эксцентричного любителя оккультной старины, он воспринимает, как свой последний шанс. Пан или пропал.

Тем более, что гонорар за съемки обещан большой -- хватит и на оплату долгов, и на давние творческие планы; да и тема фильма весьма интригующая -- история деструктивной секты, религиозного культа под названием Последний Собор. Известен он стал после того, как в начале семидесятых годов прошлого века члены его аризонского анклава были убиты своими же собратьями, через ритуальные жертвоприношения в том числе.

Впрочем, некоторые нюансы их с Соломоном контракта Кайла все же настораживают. Жесткие сроки, белые пятна в сценарии, недомолвки самого заказчика, который, как выяснится позже, имеет самое непосредственное отношение к секте... Однако, тяжелое материальное положение заставляет Кайла закрыть на все это глаза, и вскоре он и его друг Дэйл начинают работу над фильмом.

Несмотря на то, что Адам Нэвилл еще довольно молод (и физически, и особенно в творческом плане), его уже можно отнести к ведущим британским авторам хоррора. Выигранная «Ритуалом» Британская Премия Фэнтези («дерлетовская») явное тому подтверждение, прямое тому свидетельство.

Нэвилл пишет сверхъестественный хоррор, и пишет его хорошо. В первую очередь, из-за тонкого восприятия чувства страха, гротеска, странного. И способности передать эти ощущения словами -- без какой-либо патетики, пафоса, истерии, заумности; без вываленного перед читателем вороха кишок, разумеется, тоже. Своими наставниками Нэвилл считает М.Р. Джеймса, Блэквуда, Мейчена, Кэмпбелла. И это хорошо заметно в его работах -- трепет в них царит зыбкий и слоистый, страх вязок и угнетает неизвестностью, макабр чувствуешь и видишь лишь краем глаза, да и то лишь мгновение, миг...

«Последние Дни» в этом плане продолжают традиции автора. Потусторонний мир здесь до самого финала проступает лишь мутным пятном: неясные силуэты на пленке, дурманящие сны, странные отметины на стенах, шорохи...

Нэвилл написал своего рода роман-мокьментари. Как он сам признался, в свое время его весьма впечатлили «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное Явление», и эта его книга своего рода эксперимент на тему псевдодументалистики в литературе. Здесь много описаний, полученных сквозь объектив камеры, много неустойчивой работы автофокуса и фонящего динамика микрофона. Финальный nightshot и вовсе заставит вас вспомнить последние минуты «Репортажа» Балагуэро и ту костлявую жуть, что утащила героиню Веласко во мрак. В книге большое количество интервью. Практически сценарный voice over, человек перед камерой; персональный нарратив -- без авторских комментариев и атрибуции. И надо сказать, что откровения и воспоминания людей, с которыми общается Кайл, порой пугают почище затянутого темнотой загона, где культисты держали детей, или комнаты, где сестра Кэтрин приказала обезглавить себя во славу Старых Друзей и...

Оккультная составляющая романа прекрасна. Настоящий гротеск, жуткий и отталкивающий, сродни картинам Бэкона и Босха. Черный Свин в митре пляшет, кости трещат, пепел кружит, а дураки и грешники летят в вечную муку, в густой желтый туман. В целом, метафизика «Последних Дней» имеет родство с первыми романами Нэвилла -- «Банкетом для Проклятых» и «Номером 16», но реализована автором куда более удачно и мастерски.

К недостаткам можно отнести несколько сумбурный и боевитый финал, который [имхо] все же не до конца обоснован заявлениями Соломона в завязке романа. Его изначальные и финальные аргументации если и не разнятся, то уж точно вызывают некоторые вопросы.

Как итог, замечательный роман сверхъестественных ужасов от молодого и талантливого британца. Всем кто следит за жанром -- читать обязательно.

P.S. Теперь ждем House of the Small Shadows. Дата выхода: май 2013.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Адам Нэвилл – это тот автор, на творчество которого натыкаешься после того как стандартные ужастики уже приелись, а сплаттерпанк кажется еще слишком хардкорным. «Номер 16» я читал дважды, и оба раза поражался фантазии писателя, способной породить настолько жуткий сюр. Второй роман Нэвилла, который можно найти на русском языке, «Ритуал», впечатляет уже не сюрреалистичными кошмарами, а монструозной смесью «Ведьмы из Блэр» и «Техасской резни бензопилой». В общем, романы данного автора я ждал и жду, однако, когда появилась новость об издании «Судных дней», у меня возникло легкое разочарование. Тема сект мне неинтересна, и гораздо сильнее хотелось бы увидеть «The House of Small Shadows». Но что имеем, тому и радуемся.

«Судные дни» – это мокьюментори-хоррор, представленный на бумаге. Если вам интересно, как можно письменно передать эффект трясущейся камеры, то стоит попробовать почитать эту книгу.

Жила-была девушка, которая жаждала поклонения и власти. Однажды она попала в секту, стала зваться сестрой Катериной и всю власть в общине прибрала к своим рукам. В итоге секта приобрела достаточно печальную известность, и в конце концов ее существование закончилось кровавой трагедией. В наши дни один эксцентричный пожилой продюсер нанимает некогда известного, но уже вышедшего в тираж, режиссера Кайла Фримана, чтобы сделать фильм о той самой секте. Причем не просто снять документалку с упором на криминальную часть истории, а осветить все события с правильной точки зрения, не забыв упомянуть паранормальную сторону произошедшего. Естественно, Кайлу не стоило соглашаться, и теперь темные тайны сестры Катерины легко могут привести его к смерти.

Главная беда книги – она не страшная. Может, это я уже стал невосприимчивым, но за всю книгу мне запомнилась лишь одна жуткая сцена и всего два напряженных момента. Все остальное время занимают разговоры, интервью, описания декораций и прочее. Хотя, может, так и должно быть, в тех же «Ведьме из Блэр» и «Паранормальном явлении» тоже по большей части вообще ничего интересного не происходило. Тем не менее, мне в целом понравилась идея монстров, сцены столкновений с ними и обстоятельства, сопутствующие их появлению/исчезновению. Мне понравился стиль изложения и проработка материала. Книга очень кинематографична и представить все происходящее в виде фильма не составляет труда. Не понравилось мне то, что второстепенные персонажи здесь очень картонные и не все вопросы получили внятные ответы.

К русскому изданию особых претензий нет. Стильная обложка, вполне демократичная цена, газетная бумага и небольшое количество опечаток. Тираж всего 2 000 экземпляров, и всем любителям современного хоррора я рекомендую эту книгу приобрести. Все-таки добротный современный ужас в наших краях не такой уж частый гость.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Не шедевр, конечно, но определенно заслуживает внимания.

Перечислю несколько вещей, которые мне особенно понравились:

- построение повествования. Если бы это был фильм, то он бы определенно был снят в жанре монументари, где вид идет с камеры главного героя. Весь роман построен на интервью с людьми, связанными с событиями. происходившими со страшным и загадочным культом в 70х годах. Между этими интервью приключаются всякие разные ужасы с главным героем. Постепенно атмосфера накаляется, и к концу романа уровень мистики и обреченности начинает зашкаливать.

- сам сюжет. Автор интересно обыграл идею «амерниканского культа», смешав ее с мистической состовляющей. До самого конца романа хранится некая неопределенность, что же все таки на самом деле произошло 40 лет назад.

Что не понравилось:

- концовка. Да, она реально жуткая, но какая-то простовая на мой взгляд. Не хватает ей нэвиловской «изюминки», когда закрываешь роман и думаешь «ах ты ж елки зеленые, жесть какая».

- немного плосковатые второстепенные герои (напарник и заказчик). Не зватает им своей индивидуальности.

Несмотря на недостаки, роман мне очень понравился. Это уже 4ый роман данного автора, мною прочитанный, и я не перестаю удивляться, почему его до сих пор упорно отказываются у нас переводить (за и сключением одного-двух романов). Как по мне, так Нэвилл уж точно заслужил право находиться на одной книжной полке с остальными Мэтрами данного жанра.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые части романа просто чудо, как хороши. Вот прям читал бы и читал. И регулярно перечитывал. Тяжелая гнетущая атмосфера помножена на загадочность сюжета: не понятно, что именно происходит, и чем все закончится. Но страшно и интересно. В общем, страшно интересно. Как будто идешь по лесной извилистой тропе, и за каждым поворотом с замиранием сердца открываешь очередной мрачный сюрприз. И процесс этот настолько увлекателен, что не замечаешь даже довольно внушительного объема романа. Пожалуй, даже излишне внушительного для обычного «ужастика».

Все испортила последняя часть. Хотя дурные предчувствия начали появляться у меня уже к концу предпоследней части, где главный герой отправляется (вернее его отправляют) в Бельгию. Налет тайны начинает постепенно сползать, а чудесная извилистая тропа сюжета готовится выйти на финишную прямую, которая в итоге оказывается прямой в буквальном (и самом нехорошем) смысле слова: все отчетливо просматривается до самого финала. И — ни каких тебе загадок, и ни какой таинственной атмосферы. Правда оставалась еще слабая надежда, что автор опомнится, что я просто неправильно его понял. Но нет, — автор уверенно и хладнокровно губит концовку, а следом и весь роман.

Ей-богу, лучше бы последней части вообще не было. Только неимоверным усилием воли заставил я себя дочитать этот унылый трэш, который так и тянет назвать дешевым. На нескольких заключительных страницах автор ухитрился повторить все заезженные, избитые, заскорузлые и побитые молью штампы, достойные разве что третьесортного зомби-хоррора для девочек-подростков. А счастливый конец прозвучал как контрольный выстрел в голову читателя. Ну не должно там было быть счастливого конца, не должно! В общем, горько и безутешно рыдал я над загубленным романом, — ведь мог бы получится шедевр. Учитывая угробленный точно таким же образом «Ритуал» (там тоже последняя часть была, что называется «не пришей кобыле хвост»), я всерьез начал опасаться, что у автора войдет в нехорошую привычку разделываться так со всеми своими произведениями. Заставляют его что ли?

В общем, мне пришлось изрядно поломать голову над итоговой оценкой. Без последней части роман заслуживает твердой десятки. Но с учетом последней части — только 8, да и то, учитывая заслуги автора перед жанром.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх