fantlab ru

Сергей Зайцев «Метро 2033: Тёмная мишень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
70
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Тёмная мишень

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

После разгрома Санитаров Дмитрию Сотникову приходиться вернуться в метро и пойти на кабальную сделку с главой особого отдела Таганского Треугольника. Тот лелеет мечту создать в метро тайную силу, сплошь состоящую подконтрольных лично ему носителей особых способностей — измененных, перенесших генную мутацию. Задача Сотникова — проверять любые подозрительные случаи на самых разных станциях или в их окрестностях с целью выявления очередных жертв «быстрянки». Дмитрию не нравятся планы особиста, но пока их цели совпадают: он тоже заинтересован в поиске тех, кто сможет стать его новой семьей. Димка еще не знает, что вскоре произойдут события, которые радикально изменят его представление о собственных возможностях. Не знает, что мрак за его спиной уже сгущается, и расплата за вольные или невольные ошибки будет чрезвычайно высока.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 424

Активный словарный запас: высокий (3098 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Темная мишень
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, продолжение получилось немного слабее, чем первая часть, но о достоинствах хочется сказать. Прежде всего о хорошо продуманном и атмосферном мире, о населяющих его персонажах и встречи со старыми героями. Внутренняя составляющая затрагивает аспекты личной ответственности и поиске своего пути, осмысления ошибок и работы над ними. События развиваются ярко и запоминающее, что не дает возможности рукам отложить книгу в сторону.

Книга, которую смело можно рекомендовать к прочтению.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что я могу сказать по поводу второй части «Санитаров» (а воспринимать книгу отдельно от «Санитаров» трудно). «Тёмная мишень» получилась во многом не похожая на «Санитаров». Вроде бы и герои остались прежними, хотя появились и новые, и места действия, не считая убежища затворников, все вроде знакомые...

Но при всём при этом с первых же страниц романа (хотя эти события были мне уже год как знакомы мне по рассказу «Карван») становится ясно: на этот раз всё будет предельно жёстко, никаких компромиссов, никаких отсрочек героям, ни минуты на раскачку. В таких условиях наивность смертельно опасна. Тут надо бить первым. Желательно — сразу битой. И то, что даже в таких чудовищных условиях персонажи Сергея остаются людьми, приходят на помощь почти посторонним людям — это лишь потому что такие они, не типичные для мира 2033. Кстати, в который раз, читая роман серии, ловлю себя на мысли, что до состояния «человек человеку волк» наше общество, если что, деградирует в считанные дни. Особенно если по сторонам смотреть не через розовые очки. Но я отвлёкся.

Итак, на этот раз жестокий, циничный мир 2033 года предстанет перед нами во всей красе. Нечто подобное было показано в «Изнанке мира». Димку и Наташу те поистине незавидные условия, в которые герои были поставлены стараниями Шрама, их не сломают, но это скорее не мир плохо старался, а герои стойко держались. Да и почему «не сломал»?.. Герои научились хитрить, юлить, заметать следы, использовать ситуацию в своих интересах... Раньше ни он, ни она этого толком не умели. А иначе в мире 2033 не выжить.

Есть у фантастической вселенной, созданной Сергеем Зайцевым (тут я согласен с Дмитрием Ермаковым, мир «Санитаров» — вполне автономное явление внутри общего для серии сэттинга). Тут очень много, что одни называют «фант-допущениями», другие «ляпами», третьи «противоречиями здравому смыслу». А я бы назвал просто особенностями мира. Тут и немалое число совпадений по ходу сюжета: и вичуха принесла Грешника в нужное окно, и приезжие напали на «Павелецкую» вовремя, и Грешник смог завладеть Андрейкой точно тогда, когда зашёл разговор о Фионе... В каждом случае можно сказать: если бы события пошли чуть иначе, а они могли пойти, «кина бы не было». И это, чёрт возьми, так. Но мы же затем и покупаем книгу, чтобы читать то самое «кино». То есть, мы хотим, чтобы нас развлекали. Нас развлекают, Сергей это умеет! И нарушение шаблонов — не всегда плохо. Вы бы обрадовались, если бы Димка расшибся в лепёшку, сиганув с гаража? Да, это было бы оригинально. Но тогда книга закончилась бы на 10-ой странице. Или было бы круто, если бы, например, Шрам поймал санитаров и пристрелил обоих. Но я бы лично такому раскладу не обрадовался... Да, «Тёмная мишень» — это развлекательная литература. Да, для автора это — работа. Но работа выполнена честно, так чего же боле?

Пожалуй, самым ярким героем и самым интересным лично для меня стал Грешник. Почему? Да потому, наверное, что я терпеть не могу, когда у писателей хорошие герои прямо уж такие хорошие, что хоть под стекло и этикетку, а плохие ну прям такие сволочи, что слепой распознает врага. Так проще писать, но это как-то примитивно. Главный антагонист, сознательно слово «злодей» не употребляю, из романа «Тёмная мишень» имеет полное право сказать: «Не мы такие, жизнь такая». И будет прав. Кто-то на его месте сошёл бы с ума, а Грешник сумел жить со своим зловещим даром. Конечно, тут можно вздохнуть и сказать: «Эту бы энергию да в мирных целях!». Да, тогда трое быстряночников наделали бы в метро таких дел, трое добрых санитаров, «люди икс», «Мстители», Человек Паук, Чёрная Вдова и Соколиный Глаз... Но это было бы так.. скучно... smile:( А так — «тёмная сторона силы», она тоже имеет право на существование. Ушки Лукаса торчат-торчат smile:D Да и потом, люди так по-разному понимают слово «добро»... Сколько зла было сделано с самыми благими намерениями... Совместная акция трёх санитаров по принуждению окружающих к счастью могла бы закончится ещё той резнёй... Димка и Наташа получили хороший урок: не стоит кидаться с распростёртыми объятиями встречать любого, кто кажется «своим». Урок дался дорого, а как вы хотели? Это вам не сказка, это вам метро!

Кстати, концовка у книги достаточно позитивная. Остаётся надежда. Несмотря на обилие насилия и жестокости, назвать книгу чернушной язык не повернётся. Остаётся надежда, что жизнь героев сложится успешно... Это хорошо, безнадёги и в повседневной жизни хватает. А уж в постапокалиптике так и подавно...

Ну и в финале скажу, что читать роман мне было реально интересно! smile;) Книга зацепила и не отпускала до самого конца. А что отзывом я разродился далеко не сразу — это, наверное, к лучшему, успел многое понять, осмыслить...

Вот, наверное, и всё.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга «Тёмная мишень» отчасти повторяет судьбу своих же героев: путаную, трудную, тернистую. Между тем днём, когда на сайте появился рассказ «Караван» (кому интересно, можете почитать на оф сайте в «имуществе» Сергея Зайцева) и сегодняшним днём прошло, если не ошибаюсь, полтора года. Что немало, как ни крути. Книга писалась долго, трудно, Сергей не скрывает, что при работе над сиквелом у него возникло немало трудностей. И вот роман, аллилуйя, окончен и оказался в моих руках :) Долгая работа над текстом — не единственная причина, почему из всех новых романов серии «Мишень» я ждал особенно сильно. Но одна из. И мне, как обычно, есть, что сказать.

Итак.

Начну с того, что роман «Тёмная мишень» — это тот не очень частый случай, когда вторую часть вполне можно читать даже тем, кто не читал ни строчку из оригинального романа. Основные факты из романа «Санитары» автор читателю заботливо напоминает. Причём делает этот так, ненавязчиво, исподволь. Разумеется, в идеале «Мишень» надо читать только после «Санитаров», тогда с восприятием вообще не возникнет проблем. Но можно и в ином порядке. То же самое можно сказать и о том, насколько роман Сергея вписан в общий контекст серии. Тут тоже всё на удивление ненавязчиво. Строчек десять в тексте уделено этому самому «контексту». Убери их — и ничего не потеряется. Московское метро 2033 года по версии Сергея Зайцева — система относительно самодостаточная. Убери подпорки — накренится, но не завалится. И это очень хорошо. Более того, в случае с романами «Санитары» и его сиквелом можно, с определёнными оговорками, говорить о существовании собственного фантастического мира Сергея Зайцева, действующего по своим собственным законам и правилам. Нет-нет, только не подумайте, что мир «Санитаров-Мишени» противоречит миру Дмитрия Глуховского. Он существует скорее в некой параллельной плоскости, пересекаясь с реалиями «Метро2033» во множестве точек, но не везде.

И тут стоит сделать ещё одну оговорку. Определённой категории читателей, которых редактор серии Вячеслав Бакулин в предисловии к роману «Стоящий у двери» назвал «ветеранами ВДВ в возрасте 14 лет», основное занятие которых — проверять романы серии на предмет соответствия Тому, Как Было Бы На Самом Деле, найдут, к чему придраться. Даже больше того. Тут для такой деятельности — полный простор. Но в том и состоит особенность фантастической реальности Сергея Зайцев, что в ней помимо условностей Глуховского, которые до сих пор вызывают приступы ядовитого слюноотделения у «знатоков», есть немало своих нововведений. Говорить о них подробно не стану, лучше прочитайте роман, всё поймёте, скажу лишь, что после появления в мире 2033 такого явления, как быстрянка, этому миру никогда уже не стать прежним. Быстрянка многое перевернула с ног на голову, начиная жизнями главных героев и кончая судьбой целых станций.

И тут стоит задаться простым вопросом: как реагировать на события, от которых временами волосы встают дыбом, а временами хочется или протереть глаза. Или спросить автора: «Это ЧЁ?!». Творить свою реальность, в которой возможны весьма странные и страшные явления, «хорошо» это или «плохо»? Пусть каждый читатель ответит на этот вопрос по-своему. Я же скажу так: фантастическая реальность, созданная Сергеем, имеет право на существование. Более того, именно благодаря тому, что реальная жизнь в мире «Мишени» преломляется, а граница с неким загадочным иномиром (не путать с «изнанкой мира«!) становится зыбкой, чтение романа «Тёмная мишень» превращается в увлекательнейшее занятия. Не будь быстрянки, что бы осталось от дилогии?..

Не стоит, однако, думать, что этим достоинства книги исчерпываются. Есть тут и много другого интересного. Немало сложных вопросов, ответ на которые не всегда очевиден, поставит автор перед читателем. Ни раз сердце в груди читателя будет замирать от страха и волнения. Или не будет... Но моё замирало, ещё как :) Одно могу обещать всем, кто только начал читать книгу, или ещё не начинал: скучно не будет точно :)

Одно жаль: из-за того, что роман я читал, фактически, в три этапа: сначала первые главы, потом, после длительного перерыва, ещё один блок, и уже теперь всё вместе плюс финал, книга для меня разделилась как бы на три «серии», что, конечно, противоречит её внутренней структуре. Но тут уж как получилось...

Спасибо Сергею за яркое, эффектное, увлекательное завершение... Да-да, хоть в серии стало доброй традицией писать сразу трилогиями, лично я не считаю, что третья книга тут нужна, пусть в финале и осталась некоторая недосказанность... Так вот, спасибо автору! С Димкой, Наташей, Грешником, Федей и прочими героями я провёл несколько очень увлекательных часов ;)

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-продолжение понравился даже больше, чем первый («Санитары»), что бывает очень редко. Обычно каждый следующий слабее предыдущего. А здесь с радостью увидела, что герои набрали силу, наполнились жизнью, чувствами.

Особенно хорош, конечно, Грешник! Такого колоритного злодея давно было не видно на просторах серии. Немного подпортило этот персонаж магическое всесилие, которое автор отсыпал полными горстями, ну да ладно.

Хочу отметить хороший язык текста, проработанность деталей и атмосферность.

В общем, именно такие произведения и держат серию на плаву!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь вам не равнина — здесь климат иной.

И стаи клыканов одна за одной,

И в каждом проёме может быть враг.

И можно свернуть, квартал обогнуть,-

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

Холодно..Очень холодно и неуютно. Холод пробирается медленно, постепенно сковывая все живое вокруг тебя и внутри тебя.За окном густая морозная пелена, слышится вой и хлопанье крыльев.Где то во дворе кружит безумный хоровод клыканов ,поднимая вокруг себя снежный вихрь.

Такой пугающей и безумно красивой постапокалиптическая Москва не была ещё ни у кого. Каким то восьмым чувством понимаешь, что тебе это очень нравится. Даже страшно становится за свои чувства.

В мир Санитаров нужно отправляться тепло одетым и отбросив все предрассудки и брезгливость. Неженкам вход сюда заказан и..Святым..

Можете в меня кинуть гнилыми грибами и пригрозить вязалищиками но…Я считаю, что все существа на планете Грешники! Мы все живём во грехе и у каждого своя степень поГрешности…

Кто здесь не грешен земля встречает это пороком,

мой стыд и крылья ангела сгорели в детстве глубоком.

Теперь смотри на меня Я раскрываюсь подобно бутону

Брошен на растерзание тупому питону.

Мои грехи своей тяжестью режут мне спину.

По килограмму за палку что вне любви я кинул,

по килограмму за каждый раз когда мне приходилось врать,

бить невиновных и воровать.

Я знаю что моя хата никогда не с краю.

пусть грешный мой крик подобен лаю.

Я сам себе судья, прокурор и адвокат.

И некоторым грехам, к сожалению, я рад...

DotsFam

Таких ,как Грешник надо убивать сразу.Посмотреть,как умирает твой враг не есть хорошее дело.Это удел слабых.Люди уровня Грешника никогда не наслаждаются последними минутами своей жертвы.

Ноющая боль в отмороженных пальцах..Рваные раны по всему телу ,грязная от пота и крови одежда ,страх за тех кто рядом с тобой и за кого ты в ответе..вот те чувства, что не покидают тебя во время путешествия по тёмному миру Санитаров.Пока не достигнешь финальной мишени..

Скорее бы уже достигнуть Убежища,поразить мишень и наконец то вздохнуть с облегчением! Сбросить с себя весь этот невыносимый груз боли и потрясений…встать под струю горячего душа, очиститься от грехов,но..нет! Впереди ещё финальная битва в которой я потерялся..правда..я не знал куда идти,кого убивать и кого спасать. «Все смешалось: упыри… люди…»

Апокалипсис в апокалипсисе..Только бы все остались живы!Только бы все остались живы!!!

Только бы…

Холодно…очень холодно….

В дверной проём, разрушенный взрывом, медленно опускались вальсирующие снежинки.Впервые было так тихо и спокойно ,что было слышно,как пульсирует сердце вичухи в банке со спиртом за много километров от сюда…

Спасибо,Сергей! Не зря я так долго ждал эту книгу!

В холода, в холода,

От насиженных мест

Нас другие зовут города, —

Будь то Крым, будь Ростов или..Брест

В холода, в холода…

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Блатной мир»

Рецензия на «Метро 2033: Тёмная мишень» Сергея Зайцева

«Санитары» вышли чуть менее двух лет назад, и буквально сразу после релиза я начал расспрашивать Сергея о продолжении. Помню, как он выдавал мне рабочие названия, вплоть до того момента, как не было бы выбрано нынешнее, «Тёмная мишень». Помню, как прочитал рассказ «Караван» — как же давно это было! — лёгший в основу второй главы сиквела «Санитаров». Помню, как прочитал пролог и первые четыре главы нового романа. Помню, и последующий блок из шести глав, вплоть до десятой… Так уж получилось, что чтение «Тёмной мишени» у меня растянулось очень сильно во времени. А пресловутый принцип не перечитывать уже прочитанное заставил поднапрячь память. И, надо отдать должное таланту Сергея Зайцева, многие события вернулись на свои места довольно быстро, уже когда я дочитал третий блок глав и эпилог, уже в бумажном виде.

Правильно в своё время сказал Дмитрий Ермаков, одним из первых составивших рецензию на «Санитары-2»: Сергей даёт в романе очень много дельных пояснений, что было в предыдущей книге серии и что было совсем недавно, буквально сто страниц назад. Таким образом растянувшийся во времени процесс прочтения дилогии о Сотниковых дал на выходе целостное впечатление обо всей этой истории.

Помимо полюбившихся по прошлому роману героев — Димы и Наташки Сотниковых, Фёдора Кротова, даже Учителя и Штопора — появились новые персонажи. И первым из них следует отметить Грешника, в миру — Сергея Полякова. Жуткий тип, надо признать. На протяжении всего повествования он представляет собой едва ли не средоточие зла, после которого остаётся море трупов. Вдобавок ко всему, ещё в демо-версии «Тёмной мишени» читатель узнаёт, что Поляков — носитель ЦД, а, следовательно, изменённый. Особенность его протекания болезни в том, что перерождение подарило сему человеку не только новые способности, но и жуткое желание УБИВАТЬ!

Сам Сергей (не автор) родом из Убежища Затворников, где, как выясняется по ходу действия, «быстрянка» устроила себе настоящее раздолье. Вот только и отношение к ней сугубо отрицательное. Люди ненавидят заразу, боятся её, заражаются ею… Поверх всего этого история отделения отца от дочери. Фиона тоже должна стать одной из изменённых, но основной упор Сергей (автор) делает на родственных чувствах. Полякову приходится сделать кровавую петлю за три станции, чтобы потом вернуться монстром, этаким Кинг-Конгом, цель которого — лишь бы защитить бедную девушку.

Чтобы было ясно, что за локация такая странная — Убежище Затворников — надо знать, где она расположена. Женское СИЗО, война с Печатниками, не такая уж далёкая Автозаводская — где-то там, на периферии всех этих точек и находится поселение, откуда родом Грешник и Фи. Есть ещё лёд Кожуховского затона: в начатой позже, но выпущенной на месяц раньше книге «Стоящий у двери» по нему сплавлялись вниз по реке герои романа Ольги Швецовой. Наверное, именно он стал причиной повторного затопления станций между Борисовым и Печатниками.

Собственно, Убежище — почему-то оно вызывало ассоциации с Убежищем Санитаром, зачищенным ещё в прошлой книге — единственная действующая новая локация. Всё остальное только упоминалось. Хотя нет, вру. Произошли изменения ещё и в самом метрополитене. Введённое в «Санитарах» понятие «Бандитский треугольник» окончательно потерял своё значение в их продолжении. Сделанное для связки с игрой «Метро: Луч надежды» затопление Третьяковской-Северной послужило своеобразным толчком для целого каскада новых событий. И активно использовавшаяся в доброй трети текста Новокузнецкая стала основной ареной действий. Соответственно, это наложило на роман отпечаток блатных порядков уроженцев пересадки с Замоскворецкой линии на оранжевую и жёлтую ветки. Количество упоминаемых прозвищ в «Тёмной мишени» равносильно, наверное, только аналогичному показателю в каком-нибудь из первых романов, когда авторы ещё не до конца понимали, в какую сторону двигаться, чтобы создавать «Вселенную Метро 2033». Здесь же, в «Тёмной мишени» такое своеобразное обезличивание, вкупе с блатным говорком, придали книге удивительный шарм, странным и любопытным образом приукрашиваемый общей литературностью текста. Ещё две составляющие, о которых я писал ещё в отзыве на первый блок глав, — технологичность повествования и экшн. Вот вроде бы нет того парада пулемётов, присущего Денису Шабалову, но всё равно многие технические примочки описываются так, как будто Зайцев не просто слышал о них, а держал в руках и использовал по назначению. А вот что касается экшна, то тут даже и расшифровывать ничего не надо. Многочисленные перестрелки, нападения мутантов, финальная погоня, постоянные убийства (от простого удушения до киногеничных подрывов) заставляют читателя с интересом следить за каждым шагом того или иного героя.

В качестве недостатков я бы выделил разве что упоминаемое обилие прозвищ, в которых можно легко запутаться, да финальное… испытание для способностей Грешника (глава 17), где я едва не крикнул: «Не верю!» Да, вот такой я странный человек: в эмпатическую связь верю, в экстраполяцию, никталопию, убеждение, гомокинез и реакциолопию — я ничего не забыл из списка способностей Санитаров? — тоже верю, а в простой перенос действий на какой-то, гм, потусторонний уровень принять не смог.

А, ну ещё претензия, наверное, не столько к автору, а, скорее, к верстальщику. Страница 212, низ. Посреди предложения перенос на новый абзац. Я всегда наивно верил, что такое возможно только в пиратских версиях книг. Ан нет, вот оно, и на бумаге есть.

В общем, выражаю Сергею Зайцеву благодарность за всё то время, которое я отвёл на чтение его замечательной дилогии. Яркими впечатлениями и использованием одной из самых любимых моих тем в фантастике — суперспособностями — я подкрепляю свои слова. История Сотниковых закончена, но когда-нибудь увидеть новый шедевр Сергея именно в рамках «Вселенной Метро 2033» был бы совершенно не против.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Грешники сами строят свой рай: Сергей Зайцев, «Темная мишень» (серия Метро 2033)»

«Умирая, все прощай,

А ты все мечтала кого-то любить,

Не желая быть как все,

Но в жены выбрал тебя Сатана...»

«Кровавая Мэри», Коррозия Металла (с)

Так сложилось, что мне тут выпало прочитать «Темную мишень» Сергея Зайцева. «Санитаров» его брал в библиотеке не так и давно, сейчас получилось прочитать продолжение. Хорошо оно или нет, каждый решает исключительно сам. Постараюсь сказать взвешенно и относительно объективно то, что думаю сам.

Итак, памятуя о Кцхтулху, приступим.

Мир и Вселенная:

Сама вселенная серии, вот где парадокс, является одновременно слабейшим и сильнейшим моментами. Казалось бы, почему? Все чрезвычайно просто. С одной стороны, сосредоточься авторы серии на создание определенной степени клаустрофобии для читателя, результат мог бы превзойти все ожидания… с одной стороны. С другой, если уж задуматься, наоборот.

Сдается мне, что передать всю душу подземелий может или спелеолог, или диггер, или бомж. Рассказать буквами по бумаге/монитору/экрану всё, поджидающее путника-читателя на его сложном пути. Дать ему ощущение страха от легчайшего шороха в глубине темноты или радости от отсвета в конце тоннеля. Показать блеск мельчайших струек и капель, бегущих по щербинам стен в дрожащем луче фонаря. Заставить почувствовать едкую сухость многолетнего помета, поднимающуюся при шагах.

Сколько убежденных фанатов из книги в книги станут читать про одно, и тоже? Особенно учитывая то, что все авторы пишут по-разному? Не знаю. Можно, несомненно, менять декорации. Это применяется в серии постоянно. Порой – точно попадая в цель, порой – совершенно в нее не попадая. Хотя, ясное дело, это кому как. Но, опять же, декорации меняются.

И Сергею Зайцеву, давайте скажем откровенно, выпало сложное задание. Так как про гг. Москва не писал лишь каждый третий автор. Остальные писали именно про него. Или ее, тут кому как, все же город-герой. Так вот, повторюсь, автору «Санитаров», в обоих созданных томах своей части саги, выпало сложное. Что вышло в результате?

Метро я ощутил лишь в эпизоде с электровозом и Мертвым перегоном. Да, можно написать про тоннели, палатки, колонны, закопченный потолок и эскалатор, но это так и останется деталями интерьера и целеуказателями для топографической привязки читателя. Именно так и получилось у меня. Повторюсь: метро ощутил лишь в Мертвом перегоне. Хотя, сдается мне, это и хорошо. Так как концентрированная ненависть, выплеснувшаяся в описании боя у электровоза, оказалась куда лучше растянутой и размазанной картинки осколков цивилизации, живущих под землей. Если вдруг неожиданно окажется, что это и было задумкой Сергея, порадуюсь.

Зато очень хорошо заметна тоска автора по открытым просторам. По данной причине, сдается мне, все происходящее на поверхности кажется живым процентов на пятьдесят по отношению к подземному этапу. Во всяком случае, краткий кусок, где Грешник двигается вперед и одна из завершающих сцен, с льдом, снегом, квадроциклом и прочими зимними утехами, сложились в картинку куда быстрее и естественнее. Данная тенденция, четко показывающая один из векторов развития серии, заметна невооруженным взглядом. Странного в подобных моментах немного. Само метро давит не только при нахождении в нем, нет-нет. Само метро может оказаться переизбыточным. А вот выход на поверхность в данном жанровом удачном эксперименте, неизбежен.

Резюмируя мысли о собственных ощущениях в этой серии «Метродиссеи», касающихся аутентичности, следует сказать: получилось. Пусть совсем уж ортодоксальные старопоклонники и плюются в мою сторону, призывая одновременно Тсаттогву, Библиотекарей и упыриных вичух вкупе с клыканами, это не страшно. Страшнее было бы прочесть вместо весьма вкусного боевика с определенным авторским подходом – очередную штамповку.

Герои:

Что тут сказать? Лучшим героем книги с удовольствием объявил бы Грешника, если бы… Если бы он вдруг не стал чОрнiм Властiлiном. К сожалению, персонаж, совершенно живой и осязаемый вдруг, в последней четверти данной апокалиптической увертюры превратился в некое подобие Олмера, собравшего все кольца Улаири.

Но, тем не менее, следует сказать следующее: Грешник автору удался. Подобной глыбы, со всеми человеческими моментами, не замечал в серии давно. Упоминаемые второстепенные персонажи последней книги Анны Калинкиной, равно как и сама Кошка, саам Буторина, поляки книги Вардунаса, вся революционная бригада имени г-на де ла Серны. И вот теперь – Грешник. Жаль, что прекрасно развитый характерный персонаж все же стал воплощением Зла и Мрака. С другой стороны, именно это позволило как-то оттенить персонажи Дмитрия и его спутницы.

Одновременно с этим весьма хочется похвалить автора за отсутствие романтичной склонности к легкому флеру «сволкамижить» своего Грешника. Даже обожаемый мною Коллекционер в последней книге стал приобретать именно черты «неятакойжизньзлодейка» оправданий. Полякова Сергей Зайцев не оправдывает. И это прекрасно. Время злодеев с красными бархатными сердцами а-ля Железный Дровосек, спрятанных на данной полке, прошли?! Кто знает.

Весьма жаль, что главгад из Убежища, шляющийся в старых и модных тряпках бармалей таки злодеил и все. Хотелось бы каких-то характерных выходок, каких-то циничнейших вещей, каких-то резко собственных акцентов. И пару раз все же что-то пробивалось, и… и тут автор их не пускал. Подозреваю, что роль в этом сыграло, в первую очередь, наличие среди аудитории серии огромного количества подростков. А так – не миновать нам бы смакующих всякие пакости подробностей кусочков жизни данного персонажа.

Массовка в книге подобралась живописной и динамичной. Некоторые персонажи показались весьма колоритными и жизненными. И живыми. И это прекрасно. Именно из небольших штрихов складываются полноценные красивые картинки. И пусть совершенно не увидел уголовников, каковых автор старался показать, то неважно. Они вышли плохими ребятами, вооруженными собственной философией. Это то, что надо.

Дмитрий и его фемм фаталь? Ну что сказать? Мой тезка явно преобразовывается в некий аналог Нео. Что выйдет из этого – покажет лишь время. Но именно моменты с подаренными странноватой лихоманкой фокусами из репертуара людей Х с одной стороны хороши, с другой – заранее обрекают многих второ и третьестепенных злодеев на превентивно-определенную во времени аннигиляцию. С другой стороны – так порой интересно. Ну и экономично. Искателю Димке даже не приходится париться по поводу батареек для ПНВ. Он и так, не человек, а чисто рентген и тепловизор.

А, да. Очень удачным моментом оказался тот, где два упыря из окружения хозяина Убежища пытались вовсю добраться до лежащей пластом Фионы. Респект и все такое.

Зоопарк с бестиарием:

Ну… зверинец вышел совершенно жутким и диким. Причем не в плане того, что у меня мурашки там по коже бегали, не-не. Просто местная живность оказалась не просто жутко злобной, не. Роль ей была отведена определенная, и с ней она справилась. Когти, клыки, хвосты, рога… э-э-э, или нет, рогов не было? Ну, то не суть. Живность в книжке кроваво алкала свежей человечины и кровожадно завывала с переливами и моментами, которым по низким регистрами смертоносности позавидуют сами «Хуун Хуур Ту».

Причем мне больше всего понравился момент с подледной рыбалк… еба… в общем, с подводными обитателями Москвы. В детстве чрезвычайно любил смотреть всякие фильма а-ля «Кусто и его команда» и по этой самой причине мне весьма хотелось увидеть тварюгу во всей красе. Не вышло, м-да.

ТТХ и прочие финтифлюшки:

Вот он, вот, самый вкусный момент. Он будет коротким, прямо как ВОГ к ГП-шке. Хотя, несомненно, кому-то и ВОГ к ГП-ке покажется длинным.

Пик описательных моментов ТТХ пришелся на 2010-2011-ый год. Именно тогда в русскоязычной боевой фантастике царил, просто-напросто, Андрей Круз и ТТХ. «Сталкериада», подхватившая эстафету с опозданием, «Z.O.N.A» от Крылова и его же «Атомный город», наполнялись ТТХ по самые помидоры. Не знаю, успели ли подрасти новые адепты «аязнаюэтупушкууменятакаяже в…. (подставить необходимое название игры). И слава Йог-Согготу, хоть так многие юноши, хотя и не только, сподвиглись изучать матчасть.

Так вот, к чему это я? Да к тому, что у Сергея Зайцева явно хватает умения описать, к примеру, новую вундервафлю, это точно. А что делает автор? А автор берет и описывает ПП «Бизон», ВСК-94 и прочие, несомненно ласкающие глаз и слух ганофила свистоперделки. Для чего? Мне непонятно. Играет ли какую-то роль то, что магазин у ПП шнековый? Или то, что у Федора есть «Рысь»? Право слово, не знаю. Ну и, несомненно, «верный «калаш». Да, он верный.

Я жду какой-то книги, где автор возьмет, и напишет полностью всю процедуру неполной разборки АК-74 М, к примеру. Надо дать молодежи не просто буквы с цифрами, но и сам механизм, да. Лишь бы оно было к месту и с иронией, да-да-да.

Резюме:

Как-то я прочитал о том, что Дмитрий Глуховский весьма рад присутствию в проекте непрофессиональных писателей. В этом есть огромная доля правды. Профессиональных писателей в Метро практически нет. Профессиональные писатели не напишут даже в «Сталкера». Хотя, вообще-то, Зоричи вот написали. Но, то и ладно. Яна и ейный спутник, в конце-концов, не Панов, Лукьяненко или Донцова. На всякий случай: проффписака этим на жизнь зарабатывает. А не ходит на работу к восьми или девяти, как тот же Роман Куликов, Сурен Цормудян или Анна Калинкина. Хотя кого будут любить больше лет через шесть-семь, покажет только время.

Но присутствие в «Метро 2033» таких авторов, как Сергей Зайцев, радует. Радует наличием грамотного подхода в построении сюжетных линий и самого текста. Радует его просто грамотностью. Радует персонажами, давно ставшими шаблонными, но поданными с авторским исполнением и от того становящихся оригинальными. Эта книга, также как и первая, хороший и добротно, без халтуры, написанный боевик с долей философии. Обычной жизненной философии человека, пытающегося погрузить себя и читателя в жизнь тех, у кого мир умер.

«Темная мишень» стоит на том же уровне, что и «Муранча», или «Безымянка». Уровне писателя, к которому приблизились далеко не все авторы серии. Пусть это и субъективная точка зрения. Тем же, кто прочтет и захочет сказать свое «фу-фу-фу» в мой адрес, напомню, что книги Вардунаса, Калинкиной и Калашникова для меня являются не менее интересными и самобытными. А любимой книгой серии для меня так и остается «Север» Андрея Буторина.

Так что – спасибо Сергею Зайцеву за прекрасно проведенное время.

DIXI

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх