fantlab ru

Терри Пратчетт «Народ, или Когда-то мы были дельфинами»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
435
Моя оценка:
-

подробнее

Народ, или Когда-то мы были дельфинами

Nation

Другие названия: Народ

Роман, год

Аннотация:

Оказавшись один на пустынном острове, когда все и всё, что он знал и любил, было смыто чудовищным штормом, Мау является последним живым представителем своей нации. Он также совершенно один – или так он думает, пока не находит девочку-призрака. У нее нет больших пальцев на ногах, она носит странные кружевные брюки и дает ему палочку, которая может делать огонь.

Дафна, единственная выжившая после крушения «Сладкой Джуди», почти сразу жалеет, что попыталась застрелить местного мальчика. Слава Богу, порох был сырым, и ружье выбило только искру. Она уверена, что ее отец, отдаленный родственник Королевской семьи, придет и спасет ее, но, кажется, на данный момент у нее в компаньонах только мальчик и сквернословящий корабельный попугай.

Как иногда случается, они не остаются одни надолго. Другие выжившие начинают прибывать на остров в поисках убежища, который все они называют Нацией. Затем прибывают пираты, сопровождаемые кровожадными мятежниками со «Сладкой Джуди». Вместе Мау и Дафна обнаруживают некоторые замечательные вещи, включая как доить свинью и почему плевать в пиво хорошая штука, и начинают создавать новую Нацию.

Награды и премии:


лауреат
Книжная премия "Лос-Анджелес Таймс" / Los Angeles Times Book Prize, 2008 // Подростковая литература

лауреат
Michael L. Printz Award, 2009 // Honor Book

лауреат
Премия газеты "The Boston Globe" и журнала "The Horn Book Magazine" / Boston Globe–Horn Book Award, 2009 // Проза и поэзия (роман)

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2010 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2011 // Зарубежный роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2008 // Лучшее произведение крупной формы

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2009 // Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков

номинант
Локус / Locus Award, 2009 // Подростковый роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Фэнтези или хоррор (Великобритания)

номинант
Премия Гардиан / Guardian Award, 2009 // Лучшая детская книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Юмор

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Великобритания, 2008)

Похожие произведения:

 

 


Народ, или Когда-то мы были дельфинами
2010 г.
Народ, или Когда-то мы были дельфинами
2021 г.
Народ, или Когда-то мы были дельфинами
2021 г.

Аудиокниги:

Народ, или Когда-то мы были дельфинами
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Nation
2008 г.
(английский)
Nation
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Терри Пратчетт известен своими веселыми книгами для взрослых. А вот теперь он написал грустную сказку для детей. В этом произведении автор и похож, и не похож на самого себя. С одной стороны, блестящая фантазия автора по-прежнему с ним. Ну кто еще может соорудить столь необычный и оригинальный мир, удивительным образом совместив реалии викторианской эпохи с совершенно необычными особенностями политики, реальных живых существ с мифическими, а привычных нам божеств с выдуманными самостоятельно? Временами настолько входишь в ритм повествования, что совершенно забываешь о том, что это фэнтези, а не исторический роман, и тут автор огорошивает очередной совершенно безумной реалией. Птицы-дедушки, камни богов, загадочная пещера — все это ярко, красочно, необычно. Но что же скрывается за этими декорациями?

А скрывается за ними грустная и пронзительная история о смысле жизни и смерти, о долге и ответственности, о взрослении героев. Порой эта история кажется чересчур наивной, детской, а порой поражает своей глубиной и мудростью. Беспощадная стихия уничтожает почти всех жителей небольших островков, затерянных в океане, кроме подростка Мау, и она же забрасывает на остров шхуна, на которой выжила только юная наследница знатного рода Дафна. Им предстоит пережить свое горе, выжить и научиться жить. Вот так просто и так сложно. Как быть, если все, кого ты знал и любил, погибли в одно мгновение? Проклинать богов и судьбу в бессильной ярости? Наложить руки и на себя? Или найти новый смысл жизни и других людей, ради которых стоит жить? Пожалуй, именно это — самое главное в новом романе Пратчетта.

Еще одна, немногим менее сложная проблема, поднятая автором — разница между внешним видом, поведением — и истинной сущностью человека. Очень важную роль в истории героев занимают попытки преодолеть жесткие внутренние и внешние ограничения, понять, что нормы поведения отнюдь не всегда заслуживают безукоризненного выполнения, что истинный подвиг может выглядеть внешне совсем не привлекательно.

Автор ставит и другие непростые вопросы: о людях и божествах, о истории и современности, об истинном лидерстве. Но при этом Пратчетт в значительной мере отходит от привычного ироничного стиля и пишет в несколько непривычной назидательной манере. Книга действительно учит читателя правильным и важным вещам, но иной раз она разительно напоминает своей прямолинейностью этакий учебник жизни.

Еще одна интересная особенность романа — автор соединил воедино не слишком сочетающиеся эпизоды. Тут и поиски истинного прошлого островитян, и коварные пираты, и злые людоеды, и робинзонада главных героев. При этом каждый эпизод по-своему достаточно интересен, а в целом роман порой напоминает лоскутное одеяло. Слишком уж резкими получились переходы между частями романа. Да и события порой развиваются слишком предсказуемо. Если уж в начале романа автор вешает на стену ружье в виде упоминания людоедов, то потом герои каждые десять страниц напоминают о возможном приходе этих самых людоедов читателю. Немного нетипичный для Пратчетта подход.

Несколько слов о героях. Картина получилась достаточно противоречивая. Очевидно, что Пратчетт с большой симпатией относится к Мау и Дафне, но они выглядят какими-то не слишком убедительными. Второстепенные персонажи показались мне гораздо более реалистичными. А вот злодеи на редкость схематичны и картонны.

Достаточно странно развивается напряжение в книге. По сути, первая и наиболее впечатлившая меня кульминация происходит уже в первой четверти романа, когда героям приходится преодолеть свои самые тяжелые испытания. Дальше накал заметно слабеет, и даже стычка с людоедами не производит столь сильного впечатления, ведь ее итог легко предугадать. И только необычный и мудрый эпилог вновь цепляет всерьез.

Общее впечатление от романа у меня немного странное. На общем фоне прочитанного в последнее время остроумие и яркая фантазия Пратчетта, конечно, смотрятся прекрасно. Но если сравнивать «Народ» с другми произведениями самого Терри, например, с «Правдой», то он все же им заметно уступает. Все же «Народ» действительно, в первую очередь, прекрасный подростковый роман. Однако и взрослый читатель найдет в этой книге пищу для размышлений.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт – мастер по созданию миров и не только плоских. Хотите круглый? Без проблем – вот он, держите – самый что ни на есть настоящий, сферический, ну, возможно, с той единственной оговоркой, что он не «тот самый», но ведь по сути всё всегда одно и тоже, по крайней мере люди не меняются, так ведь?

Немного странно после Анк-Морпорка или Ланкра оказаться в другом антураже, ожидать увидеть хоть что-нибудь знакомое – имя, место, название, а находить в итоге не новое, но — иное.

Да, это Пратчетт – его стиль узнаваем, его великолепная манера не называя предмет высмеять его от и до, вдоволь поглумиться и при этом, сделать это так, что гордость за высмеянный предмет не пропадает, а даже наоборот – усугубляется – вот это и есть мастерство. Но при этом шуток в «Народе» заметно меньше, чем в плоскомирье, вернее, очевидных шуток. Факт.

А иначе и нельзя — слишком уж большая тема затрагивается в романе и слишком она глубока, чтобы кидаться комичными сценками налево и направо (хотя, конечно же, без этого не обошлось).

В своем романе, оставив на небольшом островке, который на карте можно принять за «здесь муха посидела», двух героев – мальчика, который уже не мальчик, но еще не мужчина и девочку, которая насквозь пропитана хорошими манерами и приличиями (такими ненужными и такими неуместными на этом диком островке) – Пратчетт задает вопросы – что есть народ, цивилизация, существует ли бог или боги, кто мы есть и как сделать правильный выбор? Вечные и, казалось бы, уже давно ставшие риторическими вопросы, на которые мало кто сейчас захочет и станет искать ответы. И как раз в том прелесть романа, что он настраивает на этот поиск и помогает в нем.

Можно назвать всё сказкой или просто подростковым чтивом, но на самом деле, на самом деле – книга совсем непроста. Пожалуй, не всякий взрослый разберется, где, в какой момент заканчивается очередная веселая сцена с птицами-дедушками и начинается что-то настоящее. Ведь на этом маленьком острове все так тесно переплетено, что отделить важное от малоценного – невозможно, потому что на самом деле, на этом острове, да и во всем мире – одинаково важно всё.

Терри создал наглядную модель цивилизации, становления народа, со всеми ее этапами, особенностями и рассказал историю, в которой есть над чем подумать.

Это замечательная история о набившей оскомину истине, что «человек не знающий своего прошлого не имеет будущего». А еще это история о телескопах, о том, как пережить 138 или 139 претендентов на трон, сварить настоящее пиво, умереть и вновь воскреснуть, о том, как правильно жевать для кого-то, и о том, как не обращать внимания на попугая, орущего что-то про невыразимые))

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это однозначно прекрасный роман. Во всех отношениях. В нем абсолютно не к чему придраться при всем желании — да и желания такого возникнуть не может. Пратчетт с годами становится серьезнее, драматичнее, печальнее — и на то есть понятные причины — но его творчеству это явно идет на пользу. Как ни удивительно, Народ практически лишен того более или менее злободневного ерничества, которым переполнены романы Плоского Мира. В Народе Пратчетт поднимает вечную тему смысла и ценности жизни, причем делает это очень искренне, душевно, вживаясь и сочувствуя своим персонажам — которые, соответственно, также получились исключительно живыми, переполненными настоящими, по-человечески понятными эмоциями и страхами. Позиционируясь как подростковый роман, Народ относится к высшему классу подобной литературы, сравним с Астрид Линдгрен и Туве Янссон — простым и занимательным языком повествуя о сложных вещах. Поэтому это, помимо всего прочего, безусловно мудрая книга. Но также и исключительно трогательная. Веселая и грустная. Наполненная приключениями и созерцанием. Любовью и дружбой, добром и злом, счастьем и отчаянием. Словом, в ней есть абсолютно все составляющие великолепного романа для среднего школьного возраста — и для всех, кто старше.

Вердикт: несомненно, обязательно для прочтения любому, даже самому взыскательному читателю.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, это детская книга? Хгм. Возможно. Потому что всё заканчивается вполне благополучно. А в целом — можно порекомендовать ее очень многим взрослым, мудрящими в вопросами веры и знания. Может быть, именно так, «по-детски», стоит их решать?

Я читала этот роман сразу после многих других книг Пратчетта, и у меня не возникло ощущения, что он заметно слабее. Он как-то... мягче, что ли. Добрее. Чище. А это нужно не только детям и подросткам.

Читайте. Это — хорошо.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А вдруг ты завтра попадешь

На остров в океане?»

Именно это и произошло с юной аристократкой, маловероятной – но все-таки претенденткой на английский престол. После великолепного и ужасного проплытия корабля через джунгли девочке остается только принять правила не-игры и начать новую жизнь –

«Без повара, без няни»:

с этими и другими функциями ей придется теперь – и не без успеха – справляться самой. Изменив имя, изменив привычный уклад жизни – но не изменив себе, не утратив присутствия духа, решительности, любознательности и даже прекрасных манер.

«А я пойду, топор найду...

И что же дальше будет?»

А будет то, с чем мальчик, который только что обрел душу мужчины, тоже найдет силы справиться: от постройки первого каноэ до строительства нового мира на обломках уничтоженного беспощадной волной. Будет множество приключений и неожиданных открытий, событий радостных и печальных, будут мирные будни и отчаянные сражения.

От первого контакта через трудности перевода эти двое придут к взаимному пониманию и доверию, спасая жизни друг друга и еще многих людей. Потому что двое – это уже народ. Не по учебникам, а на собственном опыте они узнают, что взрослость – не ритуальная татуировка и не «пора собственным младенцем обзавестись». Взрослым становишься тогда, когда критически переосмысливаешь то, чему тебя учили; когда овладеваешь практической «магией», руководствуясь своей наблюдательностью и здравым смыслом; когда самостоятельно делаешь выбор, принимая на себя ответственность не только за собственную судьбу.

«А ты сидишь на берегу,

Тебе тепло и грустно»,

и немного хочется плакать – оттого, что даже самые лучшие истории на свете имеют обыкновение заканчиваться. И набежавшие волны уже смыли странные следы ног без пальцев и наивные рисунки на песке... Но вряд ли сотрется из памяти эта прекрасная сказка, в которую веришь; в меру романтическая и философская без занудства, с изрядной долей фирменного авторского юмора; история об обретении прошлого и будущего, о непростом взрослении и осознании себя неотъемлемой частью Народа.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт без оглядки на Анк-Морпорк, номов и матушку Ветровоск. В порту начинается и в Великом Пелагическом океане (надеюсь, оцените юмор, заложенный в это название) продолжается эта светлая, оптимистичная история со множеством умерших. Детская? Возможно.

Содержание — жрецы и наука, туземцы и артефакты, разум и география, и обман, и зло, и месть, и всевластные бабушки, и бунт, и правила этикета, и юбки, и принципы воспитания, и восемь тонн золота, а так же скептицизм, этнография, оружие, королевские советники и короли, домашние животные и младенцы — как обычно, хорошо.

Много размышлений и, как ни странно, положительное отношение к священникам и верующим. И отрицательное — к тому, кто вместо справедливых вопросов к мирозданию хочет всего лишь отобрать эту веру. Очень приятно вместо типовой мудрости всяких там, живущих в согласии с природой, было увидеть аборигенов нормальными людьми. Это не совсем то, что бывает, но все равно приятно.

Что бы там не случилось с ЦНС писателя, «Народом» он не посрамил своей репутации.

Полиграфия и перевод хорошие.

Рекомендую всем, кому нравятся простые истории о сложном, свиньи, здравый смысл и хэппи-энд. Он здесь настоящий, реальный, шикарный. В любви к Дафне и Мау пусть признаются другие.

Две цитаты.

«Может, я и отстал от века, но я считаю: то, что делается через компьютер, не называется «смотреть на звезды»»

«Я не собираюсь сосать молоко из трезвой свиньи, почтенный.»

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу признаюсь, что не могу сравнить книгу «Народ» с остальными книгами Терри Пратчетта. Прочитал я ее по совету друга, который сказал, что лучше всего начать с «Народа», ведь она идет «вне цикла».

Так же я не могу сказать — для детей эта книга или нет (мне 18). Ведь подумать действительно есть о чем. Как ребенку, так и взрослому. Понравилось то, что Пратчетт рискнул затронуть тему веры, богов. Я сам всегда не понимал этой фанатичной веры людей. А ведь действительно — людям важно во что-то верить, особенно слабым людям. Им нужно на кого-то свалить свои беды, свои достижения. А человек — это человек. С богом или без, он все равно сделает то, что ему нужно, то, что он хочет.

Книга затронула очень сильно. И я не могу избавиться от мысли, что сравнивая народ брючников и народ Мау... Я бы хотел оказаться на острове. Нет, не потеряв своих близких. А просто потому, что народ и этот остров — одна команда. Все друг друга знают и уважают. И нет гопников, чиновников, которые крадут деньги и золото. Каждый друг за друга горой против воров и обманщиков. Поэтому я советую всем почитать эту книгу, даже тем, кто не любит подобные жанры. Я знаю, что по сравнению с остальными комментариями мой смотрится жалко и неграмотно, но зато я хоть с кем-то поделился своими мыслями)

Оценка: 10.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду душой кривить, я читал эту книгу очень долго и не всегда с интересом. Первая половина книги давалась мне не легко, не было той стремительности, с которой я обычно читаю книги Пратчетта. Я уж было подумал, что это самая неинтересная из прочитанных книг у этого замечательного автора. Также меня расстраивало, что она не о Плоском мире.

Но хорошо, что я не бросил чтение. Вторая половина становилась интересней от страницы к странице. События пошли в очень интересном направлении. А концовка очень меня порадовала, так что я прощаю нудноватое начало и с удовольствием закрываю последнюю страницу и с улыбкой ставлю на полку книгу. Хорошая книжка, интересная, забавная и умная.

Пратчетт как всегда на высоте, и его мышление блещет остротой.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя Терри Пратчетт уже давно стало знаком качества. Покупая новую книгу данного автора, вне зависимости от того, о чем книга, всегда заранее знаешь, что она будет оригинальной, интересной, актуальной и симпатичной.

Так получилось и в случае с «Народом». На первый взгляд это обычный детский приключенческий роман о мальчике и девочке из разных культур, переживших цунами и вместе создающих новое племя. Линейный сюжет, необыкновенные приключения, симпатичные юные герои — в наличии все составляющие замечательной детской книжки.

Однако по мере прочтения понимаешь, что книга гораздо глубже и серьезнее, чем обычная детская. Пратчетт сознательно выбрал детей в качестве основной аудитории книги, потому что те вещи, о которых Терри хотел рассказать, лучше всего усваиваются как раз в детском возрасте. А Пратчетт говорил о богах и о смерти, о воле человека и о его поступках, о том, как важно иметь в жизни цель и к ней стремиться, о несовершенстве мира и о совершенстве тех, кто каждый день старается сделать его чуточку лучше, об условности правил, границ и традиций и о том, какую роль эти понятия играют в нашей жизни.

Ну а еще «Народ» — книга о том, сколько шансов стать королем у 139-го претендента на трон, почему так важно плевать в пиво, как пережить атаку акулы, как научиться правильно умирать и при этом оставаться живым, сколько можно успеть сделать за падение одной крохотной капли и почему не стоит учить туземцев игре в крикет.

Все эти понятия делают «Народ» очень интересной и в меру смешной, но в то же время глубокой и философской книжкой, которой будет приятно прочитать в любом возрасте. Ну и что, что книга вроде бы рассчитана на детей — все мы в какой-то степени дети, а сэр Терри — наш мудрый старый наставник.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему монополия на сказки для взрослых принадлежит Сент-Экзюпери? Почему фэнтези считают сказкой? Почему определять, что такое хорошо и что такое плохо могут только убелённые сединами дедушки? Почему? Почему?.. Почему?!..

В этой книге Пратчетта ответов не так уж много. Гораздо больше — морали, но не морализаторства, поскольку мораль эта подаётся как соус к пище для размышления в домашних условиях. Особенно — для размышлений про религию, что делает «Народ» книгой злободневной, ведь в сегодняшней России влияние РПЦ с каждым днём растёт и растёт. Юмора и сатиры тоже совсем чуть-чуть (по сравнению с другими книгами), в основном — горькая ирония. Зато чего больше всего — это надежды и веры в будущее. Ведь после этой книги хочется каждый день делать мир чуточку лучше, а дней впереди не так уж мало... Точнее, их так много, что постоянно забываешь простые истины, из-за простоты которых все называют их детскими — но ведь при этом они не перестают быть истинами?

Впрочем, это лирическое отступление, хоть это и самое важное в книге. Из фирменных фишек хочется отметить потрясающую афористичность романа, одну цитату даже пометил закладкой :) Общая (анти)религиозная направленность «Народа» отдалённо похожа на «Мелких богов», а первый помощник Кокс отдалённо напоминает смесь г-на Кнопа и г-на Тюльпана из «Правды». Вообще, в «Народе» — как всегда у Пратчетта — много харизматичных, запоминающихся личностей, мне больше всего запомнился мессионер Топли, которым Пратчетт «выстреливает» в самом конце.

В общем — читайте, и детям своим почитать дайте. И чем раньше, тем лучше.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя любовь к этому автору насчитывает много лет, стиль его книг о жизни Плоского мира я для себя считаю эталоном юмористического фэнтези, где под соусом шуток автор обязательно преподнесет и пишу для ума в виде серьезных размышлений о природе человека, Боге, смерти и многих других важных вещах. Да и во всём мире он прославился именно как творец Плоского мира, но из под его пера вышло и некоторое количество книг не связаных с этой прославленной вселенной, книг разных: предназначенных как для детей (Номы, Джонни Максвелл), так и для взрослых (Добрые предзнаменования, Страта и т.д.). За редким исключением они написаны с той же долей мастерства, что и его самый крупный цикл. И вот, несколько лет назад он написал ещё один свой внесерийный роман, который после опубликования собрал ряд литературных наград и, наконец-то, добрался до России.

Действие его происходит примерно в середине 19-го столетия в мире очень похожем на наш. Роман вполне можно считать альтернативно-приключенческим. В мире Народа многое похоже на наш, но есть и отличия: там, как и тут была Крымская война, и над Британской империей никогда не заходит солнце, но вот разразившаяся после войны эпидемия русской инфлюэнцы одним махом обезглавила всю верхушку английского королевского рода. Ближайший наследник престола находится в качестве губернатора на далеких островах, затерянных на необъятных просторах Пеларгического океана (аналога нашего Тихого) и его срочно нужно доставить в метрополию. А дочь этого наследника как раз плывет к отцу в гости... Но доплыть ей не суждено. Все планы рушит цунами, разбившее корабль и выбросившее его остатки на небольшой островок. Островок, на котором живет Мау, мальчик, который из-за этой катастрофы так и не смог пройти обряд, который бы подтвердил его переход от ребенка к полноценному мужчине. Мальчик, который потерял всех до единого соплеменников, уничтоженных огромной волной. Жизни после Волны и посвящен роман.

По некоторым признакам «Народ» можно назвать романом-катастрофой или даже постапокалипсисом, только глобальным, а произошедшим на ограниченном пространстве. Жизнь, бывшая такой привычной и понятной, в один момент переворачивается с ног на голову, былые ценности обращаются в прах, а вещи, которые до этого казались непостижимыми становятся обыденной реальностью. Как пережить гибель всех кого ты знал, как смириться с тем, что больше нет таких дорогих для тебя людей, как найти в себе силы, чтобы похоронить все жертвы согласно обычаям предков, а не оставить их гнить на берегу? Как превозмочь ту невыносимую боль и чем заполнить леденящую пустоту в душе? Эти и десятки других вопросов задает автор и на страницах своего романа пытается сам же на них ответить. Жизнь человеческая с одной стороны хрупка, как соломинка, и её так легко потерять, а с другой стороны человек способен выдержать немыслимые испытания и пройти через чудовищные муки ради своей цели. Главное, чтобы она была, эта цель. Смысл жизни, казалось бы навсегда утраченный, за мгновение появляется вновь, стоит лишь рядом появиться другому человеку, за жизнь которого стоит бороться. И маленький недомужчина вдруг в одночасье становится вождем племени уцелевших. Сначала в него входит лишь девочка-призрак с разбитого бурей корабля, наследница престола Эрминтруда, предпочитающая, чтобы её называли Дафна. Но вскоре разоренный остров становится приютом и для других выживших в этой катастрофе. И проблемы растут словно снежный ком, и зов предков требует уважения к разрушенным «якорям богов», и старый шаман за глаза не признает тебя человеком, а считает, что твоей душой завладел демон. Но жизнь продолжается и жизнь рождает новую жизнь, а новая жизнь — надежду. Вот только в глубине души могильным холодом веет от воспоминаний о прошлом и рождаются страшная обида и презрение к всесильным богам, которые отвернулись от Народа и позволили произойти непоправимому.

Пратчетт создал очень эмоциональный текст, полный горечи утрат и радости побед. Это и роман взросления, и философские размышления о природе божественного, но прежде всего это роман о Надежде, о той силе, что не позволяет опустить руки, когда казалось бы всё уже потеряно и нет смысла дальше пытаться продлить своё бессмысленное существование. Автор явно ориентировал свой текст на подростков, но под покровом приключений смог поговорить на различные серьезные темы. При прочтении чувствуется, что здесь умело замаскирована большая толика именно авторских размышлений, когда через поступки и слова своих героев писатель озвучивает именно свою позицию. Но Пратчетт не был бы Пратчеттом, если бы он не привнес в книгу толику своего фирменного юмора, и пусть он зачастую говорит с улыбкой о вещах совершенно не смешных, пусть часто штука переходит в сарказм и сатиру, но именно она придает всему отнюдь не веселому тексту приятную легкость. И пусть существование осьминогов-древолазов и крокодилов-парусников никак не влияет на сюжет, именно они придают этой вполне реалистичной истории налет сказочности и мифичности. К тому же автор весьма едко прошелся по теме викторианской культуры, так романтизируемой в последнее время, по воспетому ещё Киплингом «бремени белого человека», по западным культурным и историческим ценностям и, конечно же, по теме божественной воли в жизни человека. Каждый волен отнестись к этим размышлениям по своему, но задуматься над ними всё ж придется.

Итог: великолепный приключенческий роман-размышление, написанный человеком умудренным годами, когда уже можно обернуться назад и постараться непредвзято оценить пройденный тобой путь. Роман человека подведшего определенные жизненные итоги и сформировавшего четкую жизненную позицию. Книга, которая никого не оставит равнодушным, а если повезет, то и поможет прояснить для себя некоторые вопросы в своей душе. Рекомендую, одна из лучших книг, читанных мною за последнее время.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читал раньше только два романа Терри Пратчетта из «Плоского мира», и нельзя сказать, что стал ярым поколонником этого автора. Но тем не менее читать было приятно и я решил побробовать прочесть «Народ». К слову сказать сильно удивился когда понял, что роман внецикловый, но это скорее как-то больше обрадовало, ибо с Плоским миром я пока мало знаком.

Действие «Народа» разворачивается в альтернативном варианте XIX века. Английская королевская семья вся погибла при эпидемии инфлюэнцы (как я понял это тот же грипп) и единственным наследником становится губернатор на отдаленном острове-колонии в Пелагическом океане. Весьма поспешно туда отправляю корабль с представителями высших сил государства дабы в по-шустрее короновать новоявленного правителя, ибо мерзкие французы ищут все пути завладеть троном. В это же время рассказывается история молодого парня Мау, который плывет домой и согласно обычаям своего народа вот-вот станет мужчиной. Стать мужчиной ему так и не было суждено, потому как по океану проносится цунами сметая все на своем пути. Мау удается выжить, но все его племя или по-другому — «Народ», погибают. Сломленный горем паренек уже было решается двинуть в след за родственниками, но выясняет, что на острове он не один — здесь потрепел крушение корабль «Милая Джуди», и в живых осталась лишь молодая девушка, как в следствии выясняется — дочь будущего короля Дафна.

Отложив в сторону мысли о суициде Мау решает, что раз он не один, то должен возродить свой Народ. Далее некоторое время повествования мы видим нечто похожее на давний фильм «Голубая лагуна», где молодые неопытные парень и девушка остаются одни на острове и пытаются жить. Но вскоре одиночество нарушается, с других островов к ним начинают прибывать выжившие из других племен и как-то обосновываться вместе с ними. Причем Мау и Дафна кажутся всем кем-то необычными. Он — не мальчик, но так и не ставший мужчина, она — девочка из другого мира, мира брючников как их тут называют, а ее саму — девочка-призрак. И вот постепенно поплняющая ся компания живет и переживает маленькие бытовые приключения.

По сути перед нами история о том, как два молодых разума перерождаются стремительно взрослея. Мау, уже будучи далеко не мальчиком пытается разобраться в устройстве мира и найти объяснения почему Боги, которым поклонялся Народ поступили так несправедливо погубив ни в чем неповинных людей. Отринув веру Мау везде ищет рациональное объяснение тому или иному, и как правило находит. Но правда эти поиски его так никуда и не приводят, но все-таки дают внутренне удовлетворение. Дафна же на глазах превращается из аристократической девчонки в женщину со стальным характером. Все за что она берется получается у нее отлично, будь то варение пива, принятие родов или борьба с бунтарями. Глядя на эту парочку надежда на романтику не умирает до последней страницы, и даже в какой-то степени эта наеджда оправдывается.

Как было сказано роман дейсвительно можно сравнить с «Повелителем мух» Голдинга. Пратчетт представляет перед нами картину блага, любви друг к другу, в то время как Голдинг дает все в более мрачном свете. И все же читая все же хочется верить, что Терри окажется прав, ведь вера в лучшее наверное единственное ради чего мы все и живем.

Итог: если вы перестали верить в доброту, то почитайте. После прочтения действительно хочется верить, что все будет хорошо!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрая сказка со множеством умерших

? Цунами накрыло южные острова, и всё племя Мау — Народ — погибло. Он сам выжил чудом, так как плыл в это время на ритуальное испытание, чтоб из мальчика стать, наконец, мужчиной.

? Сломленный горем, Мау не понимает, как пережить гибель всех, кого он знал, как найти в себе силы, чтобы похоронить прибитые к берегу тела согласно обычаям предков, а не оставить их гнить на берегу. Не проще ли уйти в море вслед за дельфинами и там встретить свой Народ?

⚓️ Ещё цунами разбило о скалы корабль, на котором осталась в живых только юная английская аристократка. Совершенно не приспособленная к самостоятельной жизни, Дафна не продержалась бы долго на острове в одиночестве. Если бы не встретила Мау.

? Они пока не понимают друг друга. Они совершенно разные. Но они люди, они живы, и их двое. А двое — это уже Народ. Значит, сначала надо построить первое каноэ, а потом построить новый мир. Принять и устроить выживших и беженцев с других островов. Противостоять пиратам и каннибалам. Помириться с богами.

☯️ И осознать, наконец, что взрослым становишься не после какого-то завещанного предками ритуала, а когда самостоятельно делаешь выбор, принимая на себя ответственность не только за собственную судьбу.

✳️ Терри Пратчетт, конечно, гений! Эту детскую историю с очень серьёзными, «взрослыми» мыслями и идеями стоит включить в обязательный список литературы для прочтения. За доброту, за наивность, за веру в человечество. А ещё за то, текст можно растащить на афоризмы — настолько он смешной и меткий!

? У меня «Народ» немного ассоциируется с «Питером Пеном», частично с «Робинзоном Крузо» и «Нарнией» с точки зрения доброго морализаторства. В этой истории есть верные друзья и гнусные злодеи, есть философия, мораль, приключения и грустный, но реалистичный хеппиэнд.

?А ещё в этой истории есть крайне важная информация о том, как пережить 138 претендентов на трон, зачем нужно плевать в пиво, как выжить при атаке акулы, почему не стоит учить туземцев игре в крикет и как не обращать внимания на орущего попугая.

?‍?‍?‍?Вобщем, читайте, и детям своим почитать дайте. И после этого все мы снова как в детстве будем верить, что всё будет хорошо!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я думал, что скачал «Маленький свободный народец», но начав читать, естественно, сразу наткнулся на несоответствие описания и текста книги. Начинал читать в метро, поэтому не мог сразу проверить, что же такое я на самом деле скачал. Читаю и понимаю, «ну, Пратчетт же! Точно Пратчетт — стиль однозначно его. Просто, видимо, произведение другое». Так что я в корне не согласен с авторами отзывов, которые говорят, что это произведение по стилю сильно отличается от Плоского Мира.

Пратчетт умело раскрывает конфликт традиций и склонности человека к вере с любопытством и научным мировоззрением. Читается очень легко и даже некоторые «детские» упрощения не раздражают (хотя обычно я к ним отношусь крайне негативно).

Да, некоторым может показаться, что главные герои мыслят слишком не по возрасту, но как было уже не раз замечено — дети, пережившие серьезные трагические события, зачастую намного мудрее тех, кто считается взрослым только потому, что прожил определенное количество лет. Так что если тут и есть перегиб — то все-таки не слишком большой.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

ПТерри, похоже, попытался написать полностью серьезный роман для старшего школьного возраста, и так увлекся своим гейсом ни разу не пошутить, что в результате получилось слегка морализаторски. Каждая ситуация и разговор исподволь учат детишек тому, как поступать правильно, как думать о других и прочим полезным в жизни вещам. Это все очень правильно, между прочим, но утомляет. И отсутствие классического юмора ПТерри книгу не красит, потому что юмористические ситуации создают именно персонажи скорее своеобразные, чем хорошие (например, Витинари), а тут герои — трое на подбор хороших и правильных людей (в смысле, мальчик, девочка и отец девочки). В их компании чувствуешь себя даже как-то неловко.

Впрочем, это не значит, что книжка мне не понравилась, это скорее необходимое предупреждение для людей, которые привыкли к Плоскому миру. И если Плоский мир — это хиханьки для взрослых, то «Народ» — замечательная поучительная история именно для детей. Формата «Нарнии», знаете, с точки зрения полускрытого морализма.

Идея истории, впрочем, отлично. На далекие южные острова приходит цунами и сносит всем все живое, кроме одного мальчика, который чудом оказался в море. Туда же цунами приносит корабль с девочкой — не какой-нибудь, а английской аристократкой, почти принцессой, которая оказывается единственной выжившей. Но история, как ни странно, не про то, как люди находят общий язык — это у них получается легко и само собой. А про борьбу с внутренними демонами. Девочка борется с голосом бабушки-мегеры, мальчик — с «ожиданиями» мертвых предков. Катарсис наступает, только когда каждый из героев по отдельности справляется со своей задачей. И все это в сочетании с робизнонадой, двое детей выживают на (теперь) необитаемом острове, принимают беженцев с других островов и защищают его от каннибалов и бандитов.

Характеры и поведение героев, конечно, вызывают большое сомнение. 13-летние подростки с совершенно разной культурой внезапно начинают вести себя как очень образованные и очень умудренные жизнью взрослые с широким кругозором. И достают ниоткуда такие бездны терпения и понимания, что мать Тереза устыдилась бы. Повторюсь, как детская морализаторская история, которая показывает *правильное* поведение, а не естественное, это вполне неплохо. Правда, это убивает весь интерес в конкретных персонажах — они не кажутся живыми уже, а только ходячими функциями. То ли автор сделал это, чтобы придать книге детскость, то ли «серьезность» — просто не его конек. Не судите по этому роману «Плоский мир», он совсем другой, и там, слава богу, практически никто не произносит морализаторских монологов (а тем более дети из полудикого племени). Итог: детям в воспитательных целях читать можно, взрослым, вероятно, будет скучновато — если вы только не любитель подобной литературы из серии «как правильно».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх