fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Будущее»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
1061
Моя оценка:
-

подробнее

Будущее

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Они перекодировали ДНК и получили бессмертие. Получили вечность. Но потеряв смерть, они потеряли то, что их подгоняло, что заставляло двигаться, заставляло пользоваться жизнью… Им стал не нужен бог – зачем боги бессмертным? – и храмы превращены в публичные дома. Да и те судебные приставы закрывают за долги. И над всем царит Закон. Закон Выбора. И их вечная жизнь в коробках континентальных мегаполисов-муравейников, или на просторах ледяной Сибири, или в выжженном ядерными зарядами Индостане – все равно где – стала похожа на ад. Превратилась в бесконечный ад, без надежды на второе пришествие. Вот только почти никто не понимает этого… Ведь перекодированные сегменты ДНК, отвечавшие за старение, отвечали еще и за душу…

Примечание:

Роман опубликован в журнале СтарХит, №№ 25-38'2013, в каждом номере на стр. 29-32.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 555

Активный словарный запас: средний (2900 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

лауреат
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2015 // Научная фантастика (1 435 голосов)

лауреат
Премия "Наша книга" / Le Prix Libr'à Nous, 2016 // Литература воображения

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книга года

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2016 // Роман (Россия)

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2016 // Лучший роман (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Будущее
2013 г.
Будущее
2013 г.
Будущее
2014 г.
Будущее
2016 г.
Будущее
2019 г.

Аудиокниги:

Будущее
2013 г.
Будущее
2013 г.
Бъдеще
2021 г.
(болгарский)
FUTU.RE
2024 г.

Издания на иностранных языках:

FUTU.RE
2014 г.
(венгерский)
FUTU.RE / Ateitis
2014 г.
(литовский)
FUTU.RE
2014 г.
(испанский)
FUTU.RE
2014 г.
(немецкий)
Budoucnost
2015 г.
(чешский)
FUTU.RE
2015 г.
(польский)
Budúcnosť
2015 г.
(словацкий)
FUTU.RE
2015 г.
(французский)
Бъдеще
2015 г.
(болгарский)
Futu.re
2015 г.
(английский)
FUTU.RE
2016 г.
(немецкий)
FUTU.RE
2016 г.
(шведский)
FUTU.RE
2016 г.
(итальянский)
FUTU.RE
2017 г.
(шведский)
FUTU.RE
2019 г.
(французский)
Gelecek
2019 г.
(турецкий)
FUTU.RE
2019 г.
(венгерский)
Budućnost
2019 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Написана, на мой взгляд, стилистически значительно лучше, чем «Метро». Яркий, образный язык. Хорошо удалось прописать детали, эмоционально. Много динамики, драйва. Хотя иногда язык сбивается на короткие предложения-глаголы. Встал, упал, ударил. Напрягает ставшее в последнее время изложение в настоящем времени.

Создавалось сильное впечатление, что читаю низкпопробную фантастику, написанную в 60-70-х годах под влиянием «Машины времени» Герберта Уэллса. Такое же устаревшее, непродуманное понимание устройства общества.

Общество расслоилось на две части: элита, которая занимается только тем, что красиво разлагается. И быдло (может совпадать с элитой), которое некрасиво размножается. В обществе, созданным Глуховским, нет рабочих, нет — интеллигенции, учёных, инженеров, изобретателей, новаторов. Нет ни одного человека, который сохранил хоть бы намёк на культурные и духовные ценности. Есть прослойка: банда недоносков, которые следят за тем, чтобы быдло не сильно размножалось. И тех, кто посмел это сделать, лишают бессмертия. Мамочки, больше смахивающие на самок с детёнышами вызывают жалость и брезгливость. Главный герой занимается тем, что трахается со всеми существами противоположного пола, ездит на лифтах различного дизайна и уничтожает бессмертных, посмевших завести ребёнка. Сцены (очень красочно, детально и динамично прописанные), в которых показаны рейды по выявлению нарушителей, которые посмели завести ребёнка, напоминают полицейские рейды по злачным местам, где живут незаконно прибывшие в страну мигранты. Наверняка, очень красиво бы легли в новую компьютерную игрушку.

Почему исчезла космическая программа, которая позволила бы, если не переселить избыток человечества на другие планеты, но хотя бы сделать комплексы на спутниках, вокруг Земли, с полной системой жизнеобеспечения? Куда исчезли «ястребы» с ядерным потенциалом, которым сейчас уже можно уничтожить мир 40 раз?

Персонажи, с очень аккуратно выписанной внешностью, с яркими небанальными деталями. Но похожи на ярко раскрашенных марионеток или неписей в компьютерной игре.

Финал автор слил полностью. В конце тома почти на 500 страниц торопливо и сбивчиво изложил систему по уничтожению бессмертия и решения повернуть все вспять. Вспять не в смысле поворота к духовности, а в смысле отказа от бессмертия. А для автора смысл жизни – это смерть. Нет смерти — нет смысла жизни. На самом деле, не смерть заставляет человека совершенствоваться, а жажда познания, стремление оставаться человеком разумным, а не бессмертным животными.

Оценка: 5
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бред. Такое ощущение, что автор, как выскочка, хочет что-то написать, собирая из классики фантастики по кусочкам, а в итоге получается детский лепет.

Не советую никому. Цена на книгу завышена беспредельно.

Оценка: 1
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжку эту купил лишь из-за того, что продавалась она на сливе за 35 р. Подумал ну ладно, ну потрачу 35 р, ну рискну еще разок, ну может аффтор все ж научился писать, а то все , что прежде из-под его клавиатуры выходило ( за исключением одного рассказа в духе Пелевина) как-то не произвело впечатления ( это мягко говоря, а на самом-то деле наводило на мысль про баблосы и пиар, которые заставляют потребителя потреблять любое г...).

Лежала она у меня чуть ли не год. Но не получилось из нее из-за этого что-то стоящее. Не коньяк все-таки. Мучил ее 2 недели в поездках на метро. Ждал с нетерпением, когда же наконец эта тягомотная скукота закончится.( Пытаюсь все дочитать до конца. В метро можно и помучиться. Дома не стал бы) Теперь и за 35 р не возьму ни одного его романа, даже за бесплатно не возьму и читать не буду. Лимит доверия давно исчерпан. Книжки мне выбрасывать жалко, а хлам копить, даже если б у меня был дом на Рублевке в 2000 кв м., не хочу.

Оценка: 3
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторичный в своей основе материал (см. «Хлоп-отряд» П.Бачигалупи), дополненный собственными размышлениями автора-одной-книги, не обнаруживающий в душе по прошествии пары лет после его прочтения никакого литературного «послевкусия».

Оценка: 3
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осторожно, спойлеры (хоть я и старался)

Пожалуй, это лучшая фантастическая книга из прочитанных мною за год. Именно – фантастическая. И именно потому, что реалистична. Беспощадно реалистична. Бьет наотмашь безжалостной психологической достоверностью изуверских поступков. Психологизм зашкаливает. Вся бездна, вся боль человеческой души обнажается на этих страницах. В первую очередь, конечно, отношения детей и родителей. Они, кстати, совсем не изменились…

Очень честная книга. К примеру, население Барсы – вроде как должны выступать «положительными» антиподами эгоистичным сибаритам Европы, и автор им симпатизирует, но рисует все равно такими, какие они есть: поголовно наркоманы, преступники, скоты, засравшие и сломавшие даже тот плацдарм, на который их пустили. Ну как таких можно принимать в граждане?..

Потрясающе передана реакция человека на катастрофу: шок – истерика — надежда и фантастические прожекты – отчаяние – смирение – мудрость. К слову, все это переживает любой девятнадцатилетний парень современности, только что стоявший на пороге жизни с горящими глазами, когда его подружка говорит вдруг: я беременна. Автор лишь усугубил эффект этой аллюзией: преждевременная старость – для лучшего осознания читателем предложенной эмоции. Но уверяю вас, сила этой эмоции в обоих случаях одинакова – и там, и там ощущение закончившейся жизни.

Строго подходя, все общество Европы «Будущего» – Питеры Пэны, так и не повзрослевшая малышня, с трехсотлетними прожженными упырями у власти. Потому что взрослость наступает, когда перестаешь жить для себя, т.е. начинаешь воспитывать собственного ребенка. И это тоже прекрасно показано в романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К слову, на просторах И-нета есть мнение, что ребенка нужно было отдать. Это пишут молоджые люди, у которых нет детей. Идейные, пламенные, Низвергатели и Строители. Хочу ответить: родите, понянчите хотя бы те самые 2 месяца, тогда поймете, что такое отдать свою кровиночку в Ад.

Абсолютно живой мир. И отсюда я несколько удивлен критикой финала. Да, он небезупречен, но он реалистичен. Нет бога в машине, нет роялей в кустах, нет этакого финта ушами, Ян не возрождает чудесным образом Космическую программу (на которую у Европы тупо нет ресурсов – да, на «бусы» для африканских вождей есть, но ведь это ради сохранения власти; и на роскошь для «партийных» есть, но это обычный «паек» власть предержащего, такой же как клетка 2х2х2 для любого другого) (и, потом, выход в космос как хэппи-энд – уже было не раз, начиная с Вэнса и Кларка). Нет, раздавленный Ян просто мстит, по привычке оправдываясь глобальной необходимостью. А что еще он мог сделать? Уйти в оппозицию? Ну и? Все прекрасно знают, что в условиях «демократии» выигрывает тот, у кого больше денег. В революцию? А это тоже самое, см. Рокамора: пламенный революционер, на деле трус, подлец и политик; и финальный его поступок – не «осознание» и «просветление», — они дело не одного дня, и вся книга нам то показывает, — нет, это минутная слабость, помноженная на желание личной мести. Ок, во главе с Яном побеждает Партия Жизни. Получаем бесконтрольное размножение – голод – гибель в кровавой вакханалии. Да и что разрушать-то? Мне потребовалась пара дней, чтоб я смог абстрагироваться от личностей и поглядеть на социум в целом. И у меня нет логических аргументов, которые я бы ему кинул в лицо (за исключением некоторых перегибов, которые исправляются законодательно). Я не верю в стагнацию из-за бессмертия. Да, разведется масса эгоистов, прожигателей жизни и подонков, рвущихся к власти и разнообразным кормушкам. Так их и сегодня подавляющее большинство… И это как-то не останавливает прогресс.

Этот мир мне просто не нравится, субъективно и категорически.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Кстати, хэппи-энд лично мне очевиден: беременность была декларирована, оба родителя получили «акс», мать и второй ребенок умерли. Простая арифметика подсказывает, что Ян мог легально обратиться в Брюссель за лечением)

Выбиваются из общей реалистичной картины лишь Партия и Фаланга, явно скопированные с НСДРП и штурмовых отрядов Гитлера. И явно для того, чтоб читатель мог это общество за что-то возненавидеть. (А ведь решение могло быть более простым, циничным и приземленным. Первое, что напрашивается – бессмертие в обмен на стерилизацию. Рубеж принятия решения – 20 лет. Как раз тот возраст, когда голова еще думает о высоком, впереди вся жизнь, а «спиногрызы» — не более чем обуза. Гарантировано через 3-5 поколений новые дети появляться перестанут). Они невозможны ни в современном мире, ни в Будущем, постулирующем принцип гуманизма. Те же интернаты – ни одна цивилизованная страна не потерпит таких издевательств над сиротами. Первая же проверка все прикроет. Обратите внимание, что в начале книги позиции Партии шатки, идет активная закулисная борьба, т.е. имеется оппозиция и она сильна, имеется президент, в партии не состоящий. Но нарисованная структура безусловно логична, харизматична, самодостаточна. Выращивать свои ряды из сирот «врагов народа», столь изощренно вытравливая из них все человеческое… И все до единого действия Яна – на самом деле истерический крик ребенка внутри него: «Мама, ты где?! Забери меня отсюда, мама!» — того самого четырехлетнего малыша, что холодные перчатки вырвали из теплых рук Анны.

Так что книга для меня в первую очередь именно об этом: о том, что мы делаем со своими детьми, о том, как мы относимся к своим родителям. Вопрос книги — для кого/чего ты живешь? Для Будущего, возящегося в песочнице, или просто не хочешь кому-то уступать свое место?

PS про «русофобию» Глуховского. Образ России «Будущего» – не антипатриотизм и прозападничество. Надо просто знать позицию автора, а выражается она одной фразой (не знаю авторства): «Как я люблю эту страну, и как я ненавижу это государство!» Он довел до апогея сегодняшние процессы, описанные им в «Рассказах о Родине»: ненасытные подлецы у власти окончательно обнаглели и заработали таки всенародное восстание.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Будущее» Глуховского для меня стоит в стороне от всех произведений русскоязычных фантастов. Очень зауважала автора, который решился написать настолько серьезную и злободневную книгу вместо очередного романа растиражированой серии «Метро». Для этого надо иметь не только смелость, но и дерзновение...

Несмотря на то, что книга читалась местами тяжело, я не могла от нее оторваться. Обилие легких, развлекателньых текстов привело к тому, что я сильно соскучилась по серьезной, наполненной смыслом фантастике. Роман «Будущее» затрагивает очень злободневные темы и ставит, кажется, вечные вопросы...

Мир будущего, в котором бессмертие гарантировано каждому гражданину, и которое является заветной мечтой для каждого нелегального мигранта. Но ресурсы планеты небезграничны, и за вечную жизнь человек расплачивается правом иметь потомство. Кажется, ради вечной жизни и вечной молодости можно поступиться еще и большим! Тем не менее, в насквозь рациональном, приспанным таблетками счастья человеке все еще остается это атавистическое, неподдающееся логике желание привести в мир новую жинзь... И страх перед расплатой — ведь официально деторождение не запрещено, просто один из родителей должен сам поплатиться за это вечной жизнью...

Главный герой романа — Ян Нахтигаль — сам когда-то был незарегистрированным ребенком, рожденным матерью втайне от властей. Кажется, дать жизнь малышу — проявление высшей жертвенности, человечности... Но кроеме инстинкта продолжения рода в человеке так силен инстинкт выживания... Мать не решилась отдатьс вою жизнь за сына, Ян воспитывался в интернате с клеймом «ненужного», «незапланированого» ребенка, и растили его как ищейку, натасканную на поиск таких же безрассудных мамаш и папаш... Мог ли он любить свою мать? Вряд ли. Мог ли он вырасти добрым, отзывчивым, человечным? Конечно, нет.

Тем не менее, ему придется пройти свой собственный путь, где он взрослеет, учится любить, ревновать, совершать собственные поступки, неодобренные Звеньевым или Воспитателями приюта... На этом пути он совершит и множетсво нелицеприятных, жестоких и негуманных вещей... Но для человека, которому никто и никогда не объяснял что такое хорошо, а что такое плохо, вполне естественно учится на собственных ошибках, набивать свои шишки... И учится за собственные ошибки платить.

С другой стороны, зачем человеку бессмертие? Чтобы лелеять ненависть к любимой когда-то женщине? Чтобы мстить невиновным за обиды давно минувших дней? Чтобы жить каждый день, похожий на другой, в крохотной коморке, наглотавшись таблеток счастья? Чтобы существовать бесчисленное количесво времени в пластиковом, ненастоящем мире бессмертия, без чувств, без привязанностей?...

Какое же это «Будущее»?

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я – скорбный дух, над бездною парящий,

Со всем, что вечно, ставший наравне.

Оставь надежды, всяк сюда входящий».

//Данте Алигьери.

***

«Я боюсь будущего. Я не хочу жить в таком будущем. Оно нежизнеспособно». Дмитрий Глуховский будто твердит это снова и снова, но иносказательно и в многочисленных вариантах. Действительно, написанная им картина грядущего мира ужасает, как полотна Иеронима Босха. Чем дольше вглядываешься, тем больше замечаешь деталей, тем яснее видишь их значения и взаимосвязи, и тем страшнее и омерзительнее становится.

***Мир без мечты, труда, цели и смысла.

Вертикально организованные мегаполисы-«свечки», нехватка натуральной пищи и рециркуляция отходов, социальное расслоение вплоть до степени «смертный – бессмертный», диктатура и грызня политических партий и корпораций, неумелое вторжение в человеческую ДНК, «человек-винтик», «таблетки счастья», химическое подавление эмоций и инстинктов. Всё это уже было, и много раз. Но чтобы всё вместе и в таком освещении – не припомню. Человечество, застрявшее на количестве без перехода на иной уровень качества. Больше людей, больше благ и лет жизни для них – но какой ценой? Государство не просто позабыло о духовной составляющей своих граждан в погоне за всё усложняющимся обеспечением их базовых материальных потребностей или бросило все силы ради всепоглощающей Идеи или Великой Цели. Нет, оно сознательно и на законодательном уровне отказало в самом праве на существование мечте о выходе в космос, стремлению куда либо вообще, любви, семье и деторождению. Это временная, вынужденная и обусловленная необоримыми причинами мера? Нет, в романе упоминается ещё два не менее значимых государства, которые пошли по другому пути и по-своему преуспели. Был сделан сознательный выбор, он оказался ошибочным, но признавать это, исправлять и менять что-то никто не собирается. «Мы живём хорошо, у нас всё есть». Самодостаточный самодовольный коллапс. Форма, сохраняющая свою структуру не из-за устойчивости её компонентов, а только благодаря полному исчерпанию всех источников и запасов внутренней энергии.

Идея человеческого «муравейника» тоже не нова. Жёстко организованное общество с набором узкоспециализированных каст в большинстве своём стерильных особей. Похоже? И да, и нет. «Улейного» сознания нет. Нет чувства сопричастности чему-то большему. Главное же отличие в том, что нет развития. Здесь инертны и бесплодны все, от «рабочих» до «трутней», и рой отсюда не вылетит никогда. Это не единый живой организм, стремящийся к адаптации, самоулучшению, самовоспроизведению и освоению новых территорий, а, скорее, механизм. Механизм не из тех, что производят или делают хоть что-то помимо поддержания собственного состояния существования, а сложная настольная конструкция со множеством шарниров и противовесов. Движение есть, толку нет. Топтание на месте. Вечный двигатель, замкнутый на самом себе.

В этом обществе будущего забыли о смерти, старости и болезнях, но взамен оно оказалось поражено пандемией разнообразных и вроде бы взаимоисключающих фобий. Боязнь замкнутых и открытых пространств. Боязнь толпы и одиночества. Отторжение лиц даже с первыми признаками старения и детей. Ксенофобия и отвращение к себе подобным. Тотальный, довлеющий страх, ставший небом нового мира и привычным для всех состоянием. Как следствие – наркотики, антидепрессанты, алкоголь, сексуальная раскрепощённость. Горы таблеток, море алкоголя и многокилометровые траходромы с тёплой водичкой, со скруглёнными углами и водяными горками, чтобы слишком часто в них не застревали и не давили в толчее насмерть. Одна беда – ко всему вырабатывается устойчивость. Необходимая доза «успокаивающего» уже способна убить, а тереться с противоположным или даже со своим полом надоело до полной физической дисфункции и атрофии. Куда идти и что делать? Некуда бежать, буквально некуда. Пространство и само небо над головой вытеснены, их уже века как имитируют на мониторах. Заняться нечем: нет ни работы как таковой, ни развлечений, поскольку всё давно автоматизировано, надоело или устарело. Никто не видит результатов своего труда. Бездумное вечное общество, как биомасса мяса крупного рогатого скота в питательном растворе. Немногочисленная прослойка всё ещё осознающих своё существование особей ярится и рвёт на части себе подобных, как кормовая саранча в узких стеклянных колбах. Бессознательное довольство и слепой гнев – вот два полюса нового мира. Первый заменил счастье пассивным обывателям, второй дал иллюзию выхода деятельным и сильным людям. Право выбирать между ними тоже отсутствует, государство всё сделало за тебя и без твоего ведома, ещё в раннем детстве. Ничего не изменить. Ни-че-го. Государственный механизм настолько отлажен, что давит любой бунт в зародыше, ещё на уровне идей и эмоций.

***Герой, любовник, психопат.

Главному герою сложно даже думать о себе по имени. Зато у него есть личный порядковый номер и работа. У него есть жилая ячейка, куб со стороной в два метра. Кровать, шкаф, полка, стул и монитор во всю стену. Он ещё хорошо обеспечен. Жаль, что у него клаустрофобия. Ничего, уже терпимо. Он научился, едва переступив порог, запивать текилой снотворное и отключаться до следующего оперативного вызова. Он представитель силовых структур, он в Фаланге. Надевает маску Аполлона, как все, и делает то, что должно. Он с детства в неоплатном долгу у государства. Он рождён незарегистрированным, изъят у родителей и выращен в детдоме воспитателями в масках гневного Зевса. Общество потратило на него ресурсы, он отрабатывает, изымая детей и отдавая их представительницам парной своей службы в масках Афины. Вся его жизнь в службе. Уйдя с неё, он потеряет абсолютно всё и сразу. Он ненавидит себя, службу, государство, своих родителей, вопреки закону родивших его, людей, заставляющих его служить своим нежеланием сопротивляться скотскому инстинкту размножения. Спрессованный гнев, копящийся годами, как раздражение, лишь заставляет его лучше исполнять свои обязанности. Только развитая химическая промышленность не даёт ему окончательно сойти с ума.

Как водится, героя находит неожиданный покровитель из правящей верхушки – Олимпа – и даёт ему особое задание на грани политики и криминала. Это послужило катализатором для начала многих событий и, главное, пробуждения его личности. Прямо сказать, не самой приятной личности. Читателя проводят по кругам его ада: подробности воспитания, экзаменов, службы. Ни детства, ни дружбы, ни любви. С виду здоровый ампутант, не знающий даже, каково это – быть целым, но болезненно переживающий и ощущающий свои уродство и неполноценность. Он полностью слился бы с общей безликой массой, не будь у него нескольких мучительных и навязчивых воспоминаний: деревянное распятие с Христом и пара коротких фраз матери о религии. Непрекращающийся внутренний монолог о вере и ненависти, раскрученное до предела и уже перегретое динамо. Вот это действительно интересный и новый ход Дмитрия Глуховского: использование религии без морали, мистики, откровений, чудес и фанатизма. Его герой наделён чувством сродни инстинкту, чем-то подсознательным и привитым с детства. Чем-то, что можно выразить словами: «Я не знаю, как должно быть правильно, но то, что сейчас, неправильно». Это даже совестью назвать в полной мере нельзя, но на том он и стоит, тем только и интересен.

Очень жёсткое, намеренно жестокое и эпатажно бесстыдное повествование. Дмитрий Глуховский не использует иносказания, не замолкает при описании многочисленных отвратительных моментов из прошлого и настоящего своего героя. Он будто упивается чернухой. Если за ним в детдоме гонится, чтобы изнасиловать его, старший воспитанник, это чувствуешь. Если он пошёл к проститутке, то уж будьте уверены, что полка будет навешена на все три дырочки. Бьют беременную женщину в живот – это видишь. Герой получает по морде – читатель, имеющий этот опыт, узнаёт свои ощущения. «Любовный» треугольник – их тут висит целых два на одном герое – изображён в том же стиле. Никакой возвышающей любви и никаких нежных чувств. Вместо диалога влюблённых – один его безумный монолог. Мысли, чувства и желания женщин не важны настолько, что отсутствуют в фокусе книги. Им приходится раздеваться, как-то по-особенному отдаваться, изменять, отбиваться, скандалить и орать только для того, чтобы их заметили. В чём ценность и особость женщины, если деторождение под запретом, а заниматься сексом можно с кем угодно? «Заткнись и двигай телом!» Намотать волосы на кулак и по лицу отхлестать, чтобы в крик, чтобы в слёзы, чтобы тушь потекла. Женщина – жертва? Нет, обоюдный эгоизм и взаимное непонимание во всём. У обоих полов только телесное, только низменное. Грубо и изощрённо удовлетворяемая похоть, больше похожая на издевательства. Хирурги будущего всё зашьют. Что это, демонстрация бездумной трансляции порно, теперь уже из мозга в реальность? Может быть. Зависть, ревность, обида, гнев. Желание либо полностью обладать, либо растоптать, унизить и уничтожить. «Я тебя люблю – я тебя убью – я себя убью». Деградация налицо. Вопрос в том, только ли общество будущего деградировало?

***

Я действительно удивлён, встретив антиутопию столь высокого уровня, и рад, что её написал именно российский автор. Рано, рано ещё заколачивать гвозди в крышку гроба современной отечественной литературы. Форма не та? Ну да, согласен, отнюдь не классическим слогом писано. Так ведь и мы с вами уже давно не дамы и господа. Порой, чтобы прийти в себя, просто необходимо получить хорошую полновесную затрещину. Некоторым помогает. Что такое страх будущего? Это боязнь неизвестности, любых перемен, и прежде всего – смерти. Дмитрий Глуховский в этом романе возвёл страх будущего в принцип, сделал его законом существования. Но убежать от будущего невозможно, как нельзя остановить само время. Стремление контролировать абсолютно всё, и даже смерть, лишило общество развития, привело его к ступору, следом погрузило в кому, которая, в свою очередь, грозит перейти в смерть. Парадокс: смерть от желания её избежать. «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Смешно, вот только почему-то никто уже не смеётся.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь очень понравилось. Даже считал самым сильным из прочитанного у Глуховского, особенно на фоне откровенной дешевки «М.е.т.р.о.»

И вдруг натыкаюсь на Паоло Бачигалупи «Поп-отряд». Вот только «Будущее» — 2013 год, а «Поп-отряд» — 2006. Разумеется, «совпадение и ничего общего.» Ведь там героя зовут, допустим, Вася, а там, опять же допустим, Хуан. Ни малейшего сходства.

Верю. Вернее верил бы, вот только у Глуховского есть еще и «Метро», а Бачигалупи сериалов такого уровня не писал.

Концовка, кстати, тоже, откровенно заимствована, пусть и у другого автора.

Впрочем, будем честными: книга по прежнему лучшее из читанного у автора. Просто потому, что все остальное совсем плохо.

Оценка: 2
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хлёсткая как пощёчина.

Беспощадная книга о беспощадной любви.

О людях, которые остаются людьми в нечеловеческих условиях социального муравейника.

О поиске себя среди зеркал и карнавальных масок...

Глуховский смог подняться над собой и выбрался из «Метро» на свежий воздух.

И нет его вины в том, что этот воздух горький...

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня самое главное в романах-антиутопиях — это описания созданного людьми мира. Это жанр, в котором декорации и главные действующие лица меняются местами. Ведь без детального, цельного, логически непротиворечивого описания внешнего мира, в котором живут и формируются герои произведения, порой просто невозможно понять поведение тех или иных персонажей. В то же время если автору удалось вдохнуть жизнь в свой выдуманный мир, сделать его не просто декорацией к происходящему, а полноценным героем, влияющим на умы и души всех его обитателей, то в объяснениях отпадает всякая надобность — читатель интуитивно понимает мотивы действий тех или иных героев, у него не возникает чувства «ненастоящности», выдуманности всего происходящего. И знаете что, на мой взгляд Дмитрию Глуховскому удалось создать такой мир.

Это мир бессмертных, и в то же время неживых ,в нашем понимании, людей. Мир, где две самые заветные мечты человечества: вечная молодость и желание завести семью, находятся на разных чашах весов. Мир, где ты должен пожертвовать собой, чтобы дать жизнь кому-то другому. Мир, полный эгоистов, не просто думающих только о себе, но и презирающих тех кто думает еще о ком-то. Даже многие из тех кто все-таки заводит детей до последнего не хотят расставаться со своим бессмертием. Страшный мир... и в то же время очень реальный. В него веришь, потому что все логично. Люди не умирают, люди множатся, а ресурсы не бесконечны. Вот оно, «светлое» будущее человечества.

Созданная Глуховским обстановка хороша, но все же ей не обойтись без живых людей. И здесь автор тоже не подвёл. В романе один из героев говорит: «нельзя поделить мир только на черное и белое». С действующими героями романа дела обстоят точно так же. Здесь нет рыцарей без страха и упрёка, как и нет исчадий ада, вырвавшихся из преисподней на нашу грешную Землю. Все здесь настоящие люди. И у главного героя за плечами есть поступки, которые его совсем не красят, а главному злыдню не чужды человеческие чувства, пусть и в достаточно извращенной форме. Они настоящие, и меня это ужасно радует.

Есть конечно и отрицательные моменты. Например мне не понравились чересчур детальные постельные сцены (коих кстати не так уж и мало). Понятно что это неотъемлемая часть жизни общества, тем более такого, где большая часть населения постоянно молода и абсолютно здорова. Просто я считаю их лишними в романе-антиутопии. Если бы я хотел позабавиться чем-то подобным, то я бы почитал что-нибудь в духе «Одиннадцать минут» или «50 оттенков серого». Здесь же подобные описания абсолютно не к месту.

Ну и да ладно, на мой взгляд роман вышел удачным. Я заношу это произведение в актив Дмитрию Глуховскому.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если сказать, что автор вырос по сравнению с «Метро» — это не сказать ничего. Честно говоря, я давно навесил на Дмитрия Глуховского ярлык мастера техно-чтива, но тут...

Дмитрий, однозначно, встал на один уровень с Замятиным и Хаксли. Великолепная идея! Очень мастерское погружение читателя в мир самых мрачных эмоций. Подкупает стиль изложения: рубленый, короткие фразы, в которые автор вкладывает очень емкий смысл.

Линия любви к ребенку, любви безусловной, иррациональной столь сильна, что хочется снять шляпу перед автором! Респект! Не опускай планку!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл роман неожиданно для себя, так как после «Метро 2033» и особенно «Метро 2034» решил, что автор — графоман и бездарь, искусственно раскрученный богатенькими дяденьками-издателями. Взялся за новый роман исключительно по горячей рекомендации очень уважаемого мною писателя. И не прогадал. Что же, приятно, когда обнаруживаешь, что недооценил человека. В данном конкретном случае заработанное на проектах пошло на пользу. Сразу чувствуется, что автор поработал и над стилистикой, и над композицией. Сумел подняться от дешёвых боевичков для школоты до настоящей Литературы. Респект.

В сущности, единственный минус романа — неимоверно затянут финал. Самый тупой читатель уже всё понял и осознал порочность нарисованной в книге «утопии», но автор заставляет рефлексировать ГГ снова и снова, надеясь выжать из читателя ещё слезинку. Прямо как в бородатом анекдоте — «Вася, ну ещё капельку!» Эффект, естественно, обратный. Ложка дёгтя, допущенная в ключевой точке романа, портит бочку мёда.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Об этой книге уже, наверное, сказали все, что можно. И хорошее, и плохое. Тут уже зависит от того, приемлет ли человек жестокость в книгах или нет.

В каком-то смысле эта книга — исповедь автора. И в то же время это попытка представить будущее, что, по моему мнению, у автора хорошо получилось. Да, это жестокая, тяжелая книга. От некоторых моментов книги выворачивает на изнанку. Но оно того стоит, автор показывает — вот она какая, реальность.

История, о которой вы узнаете из «Будущего», останется в вашей памяти надолго.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Глуховского всегда отдают каким-то ребячеством, эмоционально нестабильным максимализмом, но если в серии «Метро» это можно было списать на ребяческое состояние главного героя, то здесь просто получилась какая-то дикая мешанина. Такое ощущение, что автор намеренно окунает главного героя в фекалии, постоянно показывая читателю, как его, бедняжку, жизнь сломала, но читать это очень скоро становится неприятно. Постоянные душевные терзания и нарочито жесткие сцены насилия с больным душком были бы более уместны где-нибудь в интернете, на сайтах, специализирующихся на подобном контенте, а не в фантастической литературе широкого распространения.

Очень жаль, что классный антиутопический мир в книге есть, но чтобы им насладиться, надо фильтровать все происходящее с главным героем. Такое «будущее» не стоит того, чтобы осиливать ради него почти 500 страниц текста. Я вот не стал и не жалею.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так случилось, что достаточно давно в руки не попадало ничего интересного . Узнав о «новой» книге Дмитрия Глуховского «Будущее», был мягко говоря потрясен, ведь это было фактически провидение! Но несмотря на это, долго не брался к чтению. Честно говоря был напуган объемом данной работы Дмитрия Алексеевича, и все же, начав, уже с первой страницы понял, что не оторвусь от книги пока не переверну последнюю страницу. Книга сама по себе, невероятна. Это не просто фантастический рассказ, это книга-дневник Яна, человека, который хочет, но не может найти свое место в мире, во времени. Несмотря на все попытки уничтожить свою индивидуальность: «— Я это в ящике понял, — говорит он. — В склепе. Они тебя поломать хотят. А если ты резиновый? Ты просто берешь себя-настоящего и прячешь внутрь себя-с-номерком. Главное — так спрятать, чтобы при обыске не нашли, понимаешь? Даже если в кишки с фонарем полезут. Ты — это ты! Они тебя переделать хотят, и ты просто дай им думать, что у них получилось. И тогда ты себя настоящего в себе фальшивом отсюда вынесешь. Просят, чтобы клялся, — клянись. Это все слова, они не значат ничего». Герой помимо своей воли становится марионеткой, и главное, что мы можем проследить, так это его душевные и эмоциональные изменения, трансформацию. Принимать решения, и несмотря на то, правильные они или нет. В этой книге нет «плохое» и «хорошо», есть только переживания, эмоции, чувства и не столько главного героя сколько свои собственные. Переплетение с героем сразу с первых страниц посвященных интернату и попыткам уничтожить себя, выровнявшись под линейку, а главным способом этого «уравнения» является именно тотальный контроль. Тотальная ненависть. Глуховский искусно освещает не только актуальные вопросы будущего человечества, но и по человечества в целом, в основном это касается духовных поисков «Дефицит, голод, гражданские войны… Но люди не хотят ничего понимать, им плевать на экономику и на экологию, им лень и страшно думать. Они хотят бесконечно жрать и бесконечно трахаться». Тонкими нитями «толерантности» прошита книга, где на примере «Барсы» можно наблюдать будущий упадок Европы и превращению ее в «этническую бойню»: «Ведь Барселона — ворота Европы, и именно отсюда должна была начинаться новая прекрасная жизнь для миллионов несчастных беженцев. Думали переформатировать их души визуальным искусством; построили тараканам разноцветные домики. Идиоты: лучше бы приучали их работать». Дмитрий Алексеевич заставляет не просто сопереживать герою, своим пером он будто делает, преображает тебя самого в Яна, ты мыслишь, как он, чувствуешь... Эта книга не просто произведение искусства, это созерцание агонии нашего мира и мировосприятия. Идея поиска самого себя, осознание своей уникальности, и того что все же делает нас людьми ... Бессмертие тела, это не бессмертие духа, оно не делает нас богами, а лишь поднимает вершину с которой нам рано или поздно придется упасть: «Меня не примут в боги. Я не заслужил и не буду даже стараться. Куда мне? Я псина, зверюга. Ты приказал мне вытравить из себя животное, но лучшее из того, что я сделал — сделано мной, потому что так требовали мои инстинкты.

И ты не лучше: думаешь, твое желание вечности — желание быть равным богам? Нет, Эрих. Это ведь просто инстинкт самосохранения, раздувшийся, гипертрофированный, уродливый — и самый простой, самый вульгарный из всех инстинктов. Ты просто не пускаешь других жить вместо себя, Эрих. В этом есть от рептилии, от бактерии, от грибка. Но что в этом от бога?».

Поэтому, друзья, всем кто хочет почувствовать себя в «шкуре» Яна, молодого и бессмертного. Почувствовать всю тяжесть мира и принятия решений — рекомендую! Что еще можно добавить? Видимо то, что эта книга, антиутопия о «поиске человеческого» просто срывает крышу в лучших традициях жанра.

P.S.

«Я хочу умереть в бою, хочу пролить на Барселону кипящую серу, хочу послать на нее столпы огня, истребить каждую душу, которую я тут полюбил и которая меня обманула.

Но я не бог, я металлическая пылинка, и небеса безоблачны и звездны».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх