Нил Гейман «История с кладбищем»
- Жанры/поджанры: Мистика | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Загробный мир
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человек по имени Джек должен убить всех членов одной английской семьи. Мать, отец и старшая дочь не доставили ему никаких проблем, а вот маленький ребенок успел сбежать на находящееся неподалёку кладбище. Среди мертвых он нашел новую семью и свой новый дом...
В произведение входит:
|
![]() |
Входит в:
— журнал «Смена № 9, 2009», 2009 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2008 // Фэнтези и научная фантастика для младшего и среднего школьного возраста | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2009 // Подростковый роман | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Роман | |
лауреат |
Медаль Джона Ньюбери / The John Newbery Medal, 2009 // Most Distinguished Contribution | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая зарубежная мистика, триллер, городское фэнтези | |
лауреат |
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2010 // Роман | |
лауреат |
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (Великобритания/США) | |
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 2010 |
Номинации на премии:
FantLab рекомендует:
— Нил Гейман «История с кладбищем»
Рецензии:
— «Кладбищенские истории (рецензия на «Историю с кладбищем» Нила Геймана)», 2009 г. // Автор: Владимир Аренев
- /языки:
- русский (10), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Е.А. Мартинкевич (9), С. Филатова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Salafan, 26 февраля 2025 г.
Я вас приветствую!
Это вторая книга Нила Геймана, прочитанная мной за 2023 год. Если «Коралина» оставила после себя крайне приятные впечатления, то это произведение вышло неоднозначным. Вот вроде и классическая история о взрослении в необычных декорациях, а вроде и сумбурное нечто, где каждая глава описывает определенный год жизни героя и при этом скачущая между разными сюжетными линиями, но остающаяся при этом довольно интересной историей. В общем, сегодня речь пойдет о «Истории с кладбищем» или о «Книге кладбищ» ( от Анг. Graveyard Book ), если угодно.
«Страх — заразная штука. Он передаётся другим. Иногда достаточно сказать „боюсь“, чтобы страх стал ощутимым».
Одной страшной, темной ночью семью малыша убивает неизвестный. Сам же младенец волей случая и невероятного везения попадает на кладбище…живым конечно). Где после недолгих споров его берут под свою опеку вампир и целая толпа призраков. Они дают малышу имя Никто и воспитывают его, да и всячески обучают. Проходят года, Никто растет и его все больше тянет жажда исследовать мир за пределами собственного мирка, даже несмотря на запрет покидать пределы кладбища, поскольку мир за его стенами таит немало опасностей. Такова завязка истории. Читать о периоде взросления Никто было местами довольно интересно, персонаж казался живым, в отличие от серой массы героев, которые почти не запомнились, кроме некоторых. Сам же антагонист вышел каким-то блеклым. Первоначально он казался эдакой загадкой, создающий какую-никакую интригу. Но когда раскрыли его происхождение, стало…как-то грустно. Я ожидал чего-то более необычного. Концовка же вышла сильной, эмоциональной и трогательной. Очень хотелось бы почитать про похождения Никто в Большом мире. Уверен, получилась бы добротная вещь.
«Ты всегда ты, но ты меняешься, и с этим ничего не поделаешь».
Но не будем забывать о сумбурное повествовании. Ведь каждая глава произведения – это определенный промежуток жизни Никто и поэтому цельное полотно произведения воспринимается каким-то рваным. Добавьте к этому внезапные переходы к другим сюжетным линиям на полстраницы или чуть больше и получите расшитое разными лоскутами сюжета одеяло повествования. В целом-то смотрится органично, но основная история постоянно отходит на второй план. У того же Лаймона, на мой взгляд это реализовано лучше, несколько сюжетных веток позволяют в полной мере охватить масштаб происходящего и нет ощущения сумбурности и каждый герой должным образом раскрыт.
«Они как те люди, которые думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя».
Подводя итог, скажу что «История с кладбищем» мне больше понравилась, чем нет. Это классическая история о взрослении в необычных декорациях с классной концовкой, но в тоже время не лишённая недостатков.
P.S. В тексте рецензии использованы цитаты из книги Нила Геймана «История с кладбищем»
Batareev, 16 декабря 2024 г.
Отличная детская книга, один из лучших романов Геймана. Указано что роман создан как оммаж «Книге джунглей», но честно говоря у меня подобных ассоциаций не возникло. Это вполне себе самостоятельное произведение. О семье, какой бы она ни была, о дружбе и о взрослении. Все произведения Нила Геймана о взрослении. А еще, центральная тема этого произведения об уважении к усопшим, бережной памяти о них.
Дочь Самурая, 22 августа 2024 г.
Так совпало, что прочла после «Жизни мальчишки» и «Вина из одуванчиков», и если выбирать из 3 книг, то Геймановская мне ближе всех. Возможно, из-за его фирменного стиля, в котором смешиваются эпохи, народы и культуры, а может из-за наличия фантдопа, который превращает отдельные события в связную историю. Последнего мне не хватило ни у Брэдбери, ни у Маккамона.
Любопытен момент с эдаким перевертышем: обычно такие дети учатся в магических академия, а здесь герой попадает в обычную школу. Пожалуй, про это я бы почитала побольше, вместо главы про дэнс-макабр. Нет, она прикольная и атмосфера, но как-то выбивается из всей книги. Хотя и там есть прикольные моменты, типа того как герой просит Всадницу покататься на её коне, и она обещает, что это когда-нибудь будет.
Ещё хотелось бы побольше про Джеком, про опекуна, про оборотней, про все, что осталось за границами романа. Тут можно, конечно, читателям самим нафантазировать, а может нужно иметь более широкую эрудицию, но в самой книге мало показано, как устроен этот мир, его лор.
bubacas, 13 февраля 2024 г.
Единственное, что читал у Геймана. Скорее понравилось, чем нет, пусть я и вышел уже давно из возраста ЦА.
Вообще повесть специфическая, на любителя. В основе всего лежит вариация на тему Маугли. С кладбищем и всякой мистической чертовщиной вместо джунглей. И крайне удачная вариация, надо признать. Вроде и сходство видно невооружённым глазом, и ощущения вторичности не возникает.
Для мистической составляющей надёргано с миру по сосенке: тут тебе и призраки; и вампиры с оборотнями; и тайные общества, которые хотят странного... кстати, ЕМНИП, в книге толком и не рассказывается чего именно. Да оно и не важно... и некие зачатки городского фэнтези. При этом ощущения винегрета, сборной солянки, не возникает. Все составляющие Гейман сумел увязать в связное и целостное повествование. Использовал строго к месту. Узнаваемо, но без впадения в штампы.
Не думаю, что понравится прям каждому, но взять на заметку однозначно стоит.
pontifexmaximus, 4 июня 2023 г.
В чем Нил Гейман прав, так в том, что иной раз не живые и благополучные родители могут сделать из ребенка человека, а именно что общение с покойниками...
Мы и сами с этими покойниками регулярно общаемся, поскольку половина наших любимых авторов уже в мире ином, а прочие тоже рано или поздно отчалят туда на ладье Харона, оставив после себя книги на полках библиотек...
А еще хочется похвалить Геймана за то, что ему удалось не быть пошлым. Понятно, что книжка по сути своей детская, но Гейман тот еще мастер напустить пошлости в сказочные сюжеты. А тут вот смог, сдержался, устоял перед соблазном...
Поэтому путешествие в мир склепов и надгробий стоит считать удачным, забавным и умеренно щекочущим нервы. Даже душеполезным, поскольку книжка как-то исподволь примиряет с мыслью о том, что Харон и для нас забронировал билеты на один из рейсов...
Единственно, что Гейман так и не смог внятно объяснить сущность таинственной организации зловещих Джеков, а потом завалил концовку, позволив главному герою победить их с легкостью мальчугана, побивающего крапиву палкой...
olga.sb, 4 ноября 2022 г.
Эта книга хоть и понравилась в некотором отношении больше других книг автора, но сюжетно она гораздо слабее. По сути перед нами интерпретация Маугли, только вместо зверей спасшегося от убийцы малыша решают приютить обитатели кладбища.
Несколько рассказов про постепенное взросление Никто (такое имя дали мальчику), освещают значимые для него вехи: встречу с живой девочкой, похищение упырями, знакомство с ведьмой, посещение древней сокровищницы под холмом, первое посещение школы.
Многим нравится детский взгляд на новые для Никто вещи, и именно поэтому книга в первую очередь будет интересна детям, но лично мне описания вроде: «Море это как большая лужа» совершенно не нравятся. Они сужают восприятие мира до точечного, когда город за пределами кладбища кажется целой вселенной.
Опекуны, которых многие рецензенты восхваляют, тоже меня не впечатлили. Они не столько заботятся о мальчике, сколько делают одолжение, спихнув воспитание на загадочного Сайласа и еще пару призраков, да и те очень однобоко понимают свои обязательства.
В итоге атмосферы или прямо связного сюжета в книге нет, герой, хоть и положительный, но маленький, мораль просматривается сильно так себе. В итоге, История с кладбищем, как и заявлено в предисловии, рассчитана в основном на любителей мрачного антуража из детской аудитории, взрослым же можно спокойно проходить мимо: : отсылки на кучу других произведений — так нахваленная интертекстуальность и постмоденистская игра имхо не канают вообще.
majj-s, 27 января 2022 г.
По имени «Никто»
Sleep my little baby-oh
Sleep until you waken
When you wake you'll see the world
If I'm not mistaken.
Самая макамбрическая из любимых и самая любимая из макамбрических, «История с кладбищем». В ней нет эпичности и психологической глубины «Американских богов», яркости «Детей Ананси», жутковатой потерянности в собственном доме «Коралины» и парадоксального, вопреки обстоятельствам, обретения дома «Задверья». В ней есть все перечисленное. Помноженное на огромное обаяние истории, автора, героя.
Малыш Никт Оуэнс, его жизнь на старом кладбище, Нил Гейман говорит, что основной вдохновляющей идеей стал «Маугли» Редьярда Киплинга. В точности так, как маленького лягушонка воспитывают жители джунглей, героями этого романа становятся кладбищенский обитатели.
Ребенок в обществе монстров, которые защищают его и, в заботе о мальчике, сами обретают большую телесность, жизненность. Множество приключений, с участием потусторонних сил, где призраки-приемные родители, ведьма-подружка, оборотень-наставница, вампир-опекун и даже мерзкие упыри выглядят более обаятельными и не такими злобными, как обычные люди.
Где кульминация и финальное противостояние с Джеками-на-все-руки-мастерами, становится убедительным подтверждением максимы о том, что мертвых не надо бояться, бояться нужно живых. Где победа не означает решения всех проблем, но лишь указывает на бесчисленное количество тех, что еще предстоит решить, а любовь и дружба заканчиваются ровно в тот момент, когда спасаешь избранницу.
Простодушный читатель найдет увлекательную историю, продвинутый эстет получит возможность насладиться множеством аллюзий к шедеврам мировой литературы. А тех, кто научился слушать аудиокниги, ждет немалое удовольствие встречи с аудиоверсией романа, исполненной Игорем Князевым. Признаюсь, о том. чтобы перечитать книгу я подумывала давно, но взялась переслушать только из-за него. И это того стоило.
Stepan555, 20 июня 2021 г.
Очень занятная книга в жанре мрачного подросткового фэнтези. Главный герой – британский мальчуган по имени Никт, которого на протяжении пятнадцати лет растят призраки, вампиры и оборотни, обитающие на местном древнем кладбище. И вот этот процесс взросление в окружении всякой разной нечисти, чья культура и способности, понятное дело, существенно отличаются от человеческих, показан очень круто. Увы, к основной интриге (причине убийства родителей Никта) есть много вопросов, как будто автор додумывал ее уже после того, как был написан основной текст. Она скомкана, подана поверхностно и совсем не сносит крышу в момент кульминации. Есть придирки и к названию. Но это не вина Геймана, а, как обычно, старания наших доблестных локализаторов. В оригинале роман назывался «Книга кладбищ» по аналогии с «Книгой джунглей». И это название и звучит, и отражает суть романа куда лучше.
kathakano, 25 мая 2021 г.
Интересное переложение классической Книги Джунглей Киплинга. Надо понимать сразу, что данный роман написан скорее всего для подростков. Более мрачноватый, более серьезный чем история про Маугли. При этом даже взрослые найдут для себя определенно интересные моменты о которых стоит задуматься.
Почему для подростков? Здесь главный герой испытывает одиночество, по сути его окружение это призраки и наверное это некая аналогия того состояния, которое испытывают подростки в их возрасте. И родители рядом, и друзья, но одиночество полнейшее. Думаю, многие проходили через такое. И что примечательно — это способность главного героя быть «незаметным».
Сам роман это сборник историй, местами есть жестокие моменты, но это как бы признак взрослого разговора с читателем. Гейман, наверное, не хотел скатываться в сюсюканье. Разговоры, размышления и совсем мало действий. Это диалог по взрослого с взрослеющим, но без нотаций.
Это не просто адаптация и не просто мрачная сказка, а по сути психотерапия. Не с каждым это будет резонировать, но если это произойдет, думаю, эффект будет действенным.
felixkriventzov, 29 июля 2020 г.
В том, что Гейман умеет писать заковыристые и маскулинные сказки для взрослых, я уже убедился на примере бодрых «Американских богов». А теперь подтвердились догадки о том, что и в более мягком жанре он не менее хорош. Примером служит прекрасно сочиненная «История с кладбищем», вольная вариация «Книги джунглей», в которой мальчик Никто Оуэнс растет на кладбище, познает мир через истории дружелюбных привидений и готовится к встрече с заклятым врагом.
Книга захватывающая, добрая и, что важно, неглупая. Гейман аккуратно обозначил не только утешительные плюсы, но и неоспоримые минусы существования после смерти. Несколько лет назад я на кой-то прочитал отвратительно тупую ванильную книжку «Двойная жизнь Чарли Сент-Клауда», где легкий на руку автор даже не удосужился объяснить, что вообще мешает нам тут же добровольно отдать концы и полететь в чудесный мир с вечно веселыми родными духами. А то, Карл, что этого мира не существует, и будь уж любезен донести это до недалекой категории читателей, будь то девочки-подростки или дети.
Но вернемся к хорошей литературе. От прочтения «Истории с кладбищем» остается приятное и меланхоличное послевкусие, а язык Геймана (и бесподобный перевод Екатерины Мартинкевич) — ну прям бальзам на разум и душу. Получилась замечательная сказка для всех возрастов, которая наверняка и намного переживет своего автора.
Ladynelly, 16 июня 2020 г.
Это одна из тех книг, которую следует читать в подростковом возрасте, когда воспринимаешь происходящее в книге не задавая себе лишних вопросов. Мой внутренний ребёнок в восторге, а мой внутренний взрослый скептически хмыкает.
«Ребенку» понравился необычная ситуация и мир мертвых. Особенно завораживает и пугает путешествие через «упырью дверь». И безусловно интересно наблюдать взаимодействие Никта с внешним миром, как он взрослеет, как меняются его интересы.
По поводу того, что в некоторых отзывах спрашивают зачем учить Никта сверхъестественным умениям, если повзрослев, он станет обычным человеком.
А по моему это очень символично... У детей более открытым разум, они более иррациональны чем взрослые, они верят в чудеса, и у них открытая душа... А взрослые рациональны и отягощены грузом знаний, им трудно поверить и принять необычное. Поэтому повзрослев Никт и теряет свои способности. Момент этой утраты символичен, он характеризует конец детства...
А вот здесь вступает мой внутренний взрослый». И начинается приземленный разбор полетов. Насколько НИкт приспособлен к реальной жизни? Знает ли он что делать, куда идти? Понимает ли он что надо выбирать будущее дело, учиться работать? И вообще насколько легко ему придется во взрослой жизни? Насколько его смогли подготовить к реалиям мертвые хотя в плане самообслуживания и социально-бытовых навыков? И что-то мне подсказывает, что Никту будет очень нелегко за порогом кладбища, и его путь будет труден и тернист. А если ему удастся с честью пройти через все жизненные неурядицы и не сломаться, то значит у Никта действительно сильный характер.
А напоследок хочется сказать герою «Ты повзрослел Никто Оуэнс! И тебя впереди ждет долгая и неповторимая жизнь! Но твой путь не будет выстлан розами. Теперь ты сам по себе и тебе придется самому прокладывать свой жизненный путь!»
Какой-то у меня очень приземленный взгляд на книгу, но очень хочется подольше оставаться в душе ребенком и просто получать удовольсвие от подобных книг, а не смотреть на них критическим взглядом взрослого.
URRRiy, 27 февраля 2020 г.
Отличный перформанс от известного сказочника Нила Геймана при соучастии художника Криса Рэндалла.
Перефраз киплинговской «Книги джунглей», на «Книгу мертвых», ребенок, воспитанный мертвецами, поскольку его маму убили существа гораздо худшие, чем безобидные покойники.
И в остальном сюжет очень и очень пересекается и даже с аллюзиями на город бандерлогов (нет, это не Львов), но со всеми положенными шутками юмора, подростковыми конфликтами и влюбленностями, решающей схваткой с коллективным Шерханом и конечно полным аналогом разного рода хищников из дикого леса, только в этом случае создания гораздо страшней и опасней.
Рекомендую. Вещь отличная, атмосферная и завершенная.
Сешат Сиа, 19 февраля 2020 г.
Очень легкая и добрая сказка о дружбе, верности и человечности.
Oreon, 11 сентября 2019 г.
Для меня эта книга Геймана с самого начала выглядела противоречивой и вызывала нехорошие подозрения. Просто сама тема кладбища никак у меня не ассоциируется с детством, с чем-то тёплым или светлым... И так и осталось до конца книги, это, возможно, и не позволило поднять оценку выше. Хотя... В сравнении с Звёздной пылью — другой прочитанной у автора книгой, мои эмоции и ожидания были однозначно противоположными. Когда от Пыли, после одноимённого фильма, я изначально ожидал большего, и оценка постепенно, к концу, понижалась. То здесь, в Книге кладбища, оценка изначально ожидалась где-то в районе шести, а после стартовой сцены с маньяком-Джеком, то колебалась и к пятёрке, но далее она только росла, пока не дошла до твёрдой семёрки, а оценив послевкусие, я остановился на теперешних восьми. Такой рост оценки от начала, у меня редко бывает, скорее наоборот. Возможно, тут всё дело в главной локации — кладбище, ну не тянет меня к нему.
Что порадовало, так это авторский слог, он мне понравился ещё со звёздной пыли. Такой неспешный, плавный, всё в меру, где-то с юмором, где-то с интригой. Оригинально смотрятся надгробные эпитафии рядом с вводом нового персонажа в повествование. Большой плюс, что автор искусственно не раздувает повествование, в сравнении.., да с тем же Кингом! Правда разные главы-истории не одинаково интересны. Глава про танец макабр, например, для меня выглядит верхом абсурда и является самой слабой в книге, ей отдельно я бы точно больше 5-ки не выставил. Зато последние главы, особенно про на все руки мастеров Джеков, показались не в пример лучше. Понравилось, как бережно разложенные в разных главах локации и герои оказались логично задействованы в финальных разборках. Очень интересный получился образ Сайласа, более импонирующих вампиров, я в книгах ещё не встречал. Достаточно лирично и к месту выглядела подружка Ника. Вот только сначала она была, потом уехала, снова вернулась, и я уже думал, по законам, жанра... Но автор рассудил по другому, хотя, наверно, так более реалистично...
Ещё могу признаться, что временами я не силён в аналогиях, я читал Книгу джунглей, и её рассказы, за некоторым исключением, не произвели на меня сильного впечатления (Тарзан был куда сильнее), возможно поэтому Книга кладбища не вызвала у меня никаких ассоциаций с Киплингом, пока я не дочитал до послесловия автора. Да и тут редко кто в отзывах об этом не вспомнил, а я вот так и мог бы остаться в неведении, хотя, если вдуматься, согласен — общее есть. Да и вообще, Гейман взял уже известные сюжеты: воспитание в чуждой среде, вселенский заговор, гули и т.д и сплёл из них свою оригинальную, немного мрачноватую, жутковатую, немного готическую историю.
При этом финал остаётся таким, что можно наплодить ещё много книг-продолжений, и про самого Ника, и про вселенную, и, конечно, дом, куда возвращается Сайлас.
А вот детям бы я не читал — боюсь можно развернуть неокрепшую психику не в ту сторону: враждебный мир живых и мёртвая безопасность и дружелюбие старого кладбища. Да и девочка Скарлет, которой родители не нашли места где погулять, кроме кладбища, воспринимается странновато. Странно также выглядит, что все мёртвые добрые, надо думать пока были живы все склочились между собой, а как умерли — обрели покой и доброту. А зачем они учили мальчика своим тёмным наукам, если знали, что подросший он утратит к ним способность? А также остались до конца не досказаны истории монстра подземелья и почётной гвардии.
ganesha82, 20 июля 2019 г.
Отличная история о взрослении, хоть и написанная более чем незатейливым языком, с набором ярких персонажей и какой-то непонятной позитивной энергетикой, приправленной щепоткой банальной, но вечно актуальной и приходящейся как нельзя более к месту жизненной мудрости. Кстати, единственная вещь у Геймана, которая безусловно понравилась, без сожаления приобретенная (с иллюстрациями Криса Ридделла, которых, к сожалению и вопреки ожиданиям, оказалось слишком мало), во второй раз прочтенная и занявшая достойное и заслуженное место в домашней библиотеке)