fantlab ru

Брайан Олдисс «Птицы Марса»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.81
Оценок:
117
Моя оценка:
-

подробнее

Птицы Марса

Finches of Mars

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Итак, свершилось!

Человечество, профинансированное Соединенными Университетами Мира, основало на Марсе колонию.

Шесть башен, заселенных по лингвистическому принципу.

Несколько тысяч человек из разных стран, твердо намеренных сделать эту негостеприимную планету своим домом.

В условиях дефицита воды и воздуха, при строжайшей дисциплине выжить могут только самые отважные, беззаветно преданные идее строительства нового мира.

Трудности? Ну и что?!

Испытания? Не страшно!

Однако за десять прошедших лет на Марсе не родилось ни одного живого ребенка…

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Птицы Марса
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Теплица
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Finches of Mars
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга, сильное впечатление. Взгляды автора на перспективы человечества оказались мне очень близки, несмотря на солидную разницу в возрасте :)

Очень мрачный роман о конце человечества. И колонизация Марса здесь — попытка измениться, чтобы выжить, оставив все слишком человеческое на Земле. Прекрасная концовка — такое посмертное видение, «свет в конце туннеля».

Рекомендовать кому-либо сложно, понятно, что очень на любителя. Мне чем-то напомнила книги Дюрренматта.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это случится, если дела на Земле будут идти так, как они идут прямо сейчас, в той реальности, которая существует вопреки компьютерам, чудесам связи, прочим высоким технологиям и упорному нежеланию большинства людей замечать происходящее. И реальность эта не слишком симпатична: перенаселенность, деградация экосистем, вымирание животных, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, терроризм, война, расовая и религиозная нетерпимость, духовная нищета и еще много, много, много неприятных вещей.

Это скорее даже не художественный роман, а так популярный сегодня жанр художественной исторической реконструкции, когда «закадровый» голос, приводящий факты, цифры и доказательства, прерывается инсценировками происходивших в реальности событий. Причем инсценировки эти претендуют на историческую/ В нашем случае — на псевдоисторическую/ достоверность.

При этом зритель всего действа прекрасно осознает условность и искусственность всего происходящего. Игра малоизвестных актеров неискренняя и молоэмоциональная: заученные фразы и скованные движения. Вот, примерно, что ждет читателя.

Нет, завлекательная аннотация верна: речь, действительно, пойдет о колонизации Марса несколькими тысячами «смельчаками». Но, если кто ждет научной фантастики в духе старых мастеров или боевика в духе современности — забудьте. Это более памфлет, чем фантастическое произведение, злой и беспощадный, неудобный и хлесткий. Не смешной — горький.

Прилетевшие на Марс колонисты не герои-первопроходцы или пытливые ученые, готовые, терпя лишения, искать новые возможности для загнавшегося себя в тупик Человечества. Кучка жалких, меркантильных и эгоистичных беглецов, взявших с собой в Космос не великие достижения ума и духа тысячелетней цивилизации, а маленькие грешки и большие грехи, предрассудки и фобии — все, что следовало бы оставить за спиной Человечеству раз и навсегда. Вместо исследований незнакомой планеты и созидания они заняты выдумыванием нового языка, бесконечными склоками и поисками удовольствий. Даже величайшее открытие — марсианская жизнь — вызывает лишь легкий, поверхностный интерес, как у случайных туристов, увидевших диковинку, и тут же забывающих о ней на пороге гостиничного номера.

Герои схематичны и собраны из всех известных пороков, накопленных Человечеством за тысячи лет. В них все. Они целиком состоят из этого -ксенофобии, лени, нетерпимости, агрессии, войны религий и полов, демагогии, зависти, эгоизма, эмоциональной тупости. И сразу думаешь: если это — лучшие представители Человечества, то пусть все идет, так, как идет, даже если конец известен и близок.

Оставляет ли Автор надежду? Тут можно поспорить. Образ больных птичек, даже не знающих, что они уже смертельно больны и никогда не смогут больше летать, как это положено имеющим крылья, жмущихся друг к другу и щебечущих бессмыслицу — жуткий и жестокий. Я не нашла надежды даже во вроде бы благополучной концовке: те самые беспомощное самопринуждение и страх жизни, которые проходят через всю книгу, никуда не делись.

Мне было неприятно читать эту книгу, и она мне не понравилась. Как не нравится горькая пилюля, застревающая в горле, или отражение в зеркале после буйно проведенной ночи. Как не нравится внезапно открывшаяся горькая правда. И я даже не могу назвать такие политические воззрения или моральные принципы, обладателю которых понравится этот роман.

На следующий год Олдиссу будет уже девяносто. Что это — итог долгих размышлений о Человечестве, предупреждение или приговор? Я не знаю, но мне так жаль, что автор «Звездного корабля»/в котором уже было достаточно жестокости/ и «Гелликонии» думает о нас всех так.

Будете ли вы читать эту книгу после всего, о чем я рассказала? Я не жалею о потраченном на чтение времени. Пусть мне показалось, что это уже не диагноз, а окончательный приговор, не горькая лекарство, а порция яда, но я — не жалею. Всегда полезно посмотреть на себя, как часть общего, со стороны. И если Вам понравилась «Колыбель для кошки», то прочитайте и этот роман. Не совсем близко, но все так же беспощадно.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много ли есть писателей, написавших роман в 88 лет, как это сделал Олдисс? Если такие есть, то о чем они писали — о приключениях, погонях, перестрелках, бодром освоении космоса или все-таки больше о вечном?

Когда я принимался за Олдисса, я представлял кто это, знал, что его слог и в ранние годы был не из простых, так что морально подготовился. И убедился еще раз, насколько настрой на книгу влияет на ее восприятие. Я ожидал подведения итогов, я их получил. Марс? Это лишь повод для написания книги. Колонизация красной планеты — просто одна из возможностей спасти земную цивилизацию. Для этого, прямо как в анекдоте, есть два пути — фантастичекий и реалистический. Так вот Олдисс описывает реалистический.

Если книга только формально о Марсе, тогда о чем же она на самом деле? Да обо всем. Вот так вот глобально. Тут автор и оглядывается на прожитую жизнь и на достижения цивилизации, неуклонно ведущие нас в пропасть. Рисует картинки политики, экономики, культуры и оптимизма ни в одной из них не видно.

Очень точно сказала primorec — эта книга может не понравиться как горькая пилюля или внезапно открывшаяся горькая правда. Только мне книга, скорее, понравилась (я подготовился, помните?).

Так при чем тут птицы Марса? — спросите вы. О, это сильный и жуткий образ контрабандно провезенных кем-то из колонистов пернатых. Больные, слабые, никогда уже не смогущие летать... Вот и люди перепорхнули на Марс, но что их ждет? Элиту человечества, призванную начать с нуля, построить идеальное общество. Так откуда один за другим вылезают пороки и грехи вплоть до смертных? Неужели натура человеческая неисправима?

Да, антиутопии часто называют книгами-предупреждениями, но Олдисс действительно написал книгу-приговор. Если ему верить, человечество спасет только чудо, но это уже спойлер.

Книга страшная, довольно пессимистичная, так что я никому не буду ее рекомендовать, но сам в ней нисколько не разочарован. Спасибо мэтру. И давайте постараемся оставить нашим детям, выживающим под куполами Марса, не выжженный безжизненный шарик на третьей орбите от Солнца. Как бы это пафосно ни звучало.

Хао. Я все сказал.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот магический реализм как жанр есть. А НФ-реализм? Наверное, это футуристика или фантастика ближнего прицела? А у Олдисса тут ещё жёстче. Структура подачи сродни квазидокументалистике. Фрагментарные зарисовки, воспринимаемые как репортажи, отчёты, описания произошедших событий сухо, как хронология. Да и по сути тоже, ибо тут даже не надо верить, достаточно оглянуться и задуматься, и поймёшь — да, к такому всё и идёт, если раньше как-нибудь в короткие сроки себя не угробим.

Вам романы, получившие Нобелевскую Премию по литературе доводилось читать? Многие из них весьма слабы с литературной точки зрения, а премию получают за поднятую проблематику. Вот и «Птиц Марса», по сути, можно на Нобелевку номинировать. Но не на Хьюго с Небьюла.

Роман силён идеей, мыслью. Беспощадностью выводов. Но литературных огрехов — море. Нет хорошо прописанных образов (часто закадровые герои оказываются поданы лучше действующих в романе, как, например, любовница из прошлого одного из гидрологов-исследователей Марса). Подача материала сумбурна, монотонна и простовата. Много неправдоподобных моментов (во всём — освоение марса, поступки персонажей, даже с размещением планет ляпы есть).

Зато есть жуткие красноречивые образы-символы, типа изломанных мертворожденных младенцев и контрабандных птиц. И напомнил мне весь этот символизм... произведения новой волны.

Эдакая футуристика с элементами производственной фантастики и новой волны.

Роман как нельзя более актуален по сути, но сильно устарел по форме подачи. Ушло время «новой волны», вкусы упростились и даже производственная фантастика не в моде. Про футуристику вообще молчу, серьёзные произведения этого направления всегда были не для массового читателя.

Оттого и понравился роман лишь единицам, по оценкам это хорошо видно.

Пришло время «Стаи» Шетцинга, время подачи описаний вариантов гибели человечества живым натуралистичным языком, зрелищно, пришло время фантастики основанной на фактах, а не на символах. Ибо, по происходящему на планете, скорее веришь, что нас скорее ждёт быстрая Апокалиптика в той или иной форме, чем медленное угасание, вырождение и прочее затянутое во времени.

Но роман впечатляет, да. Форма подачи романа устарела ещё до его выхода, но это не значит роман плох. По силе воздействия на думающего читателя — сильное произведение.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга напомнила сразу несколько романов Олдисса — причем отнюдь не худших. Конечно, построение романа и общая картина развития человечества прямо связаны с концепцией, представленной в «Сверх-державе». Может быть, без этого романа «Птицы Марса» не вполне понятны — неясны основы скептицизма Олдисса, не вполне понятно, каким закономерностям подчиняется развитие человечества. Да и принципы экспансии, и эволюция корпораций — все это было в предшествующем романе. Но сама история людей на Марсе полна глубоко скрытой поэзии. Эта поэзия разлита в сухих словах, скрыта в образах, едва намеченных или походя очерченных. Мелкие детали — вроде киоска на пляже — подчас гораздо ярче, чем обширные рассуждения ученых. Разговор участников первой марсианской экспедиции мне почему-то «Омон Ра» напомнил... В целом лучшие страницы приближаются к уровню «Седобородого» или «Земляных работ». До «Босиком в голове» книга не дотягивает — нет привкуса безумия, нет бесшабашности, с которой творятся шедевры. Но нельзя забывать, сколько Олдииссу лет. Роман превосходный, хотя отнюдь не на все вкусы. Если Вам интересна реалистическая картина освоения Марса — Вам не сюда. Высокая поэма о Космосе — опять же мимо. А умная и грамотно выстроенная «гуманитарная НФ» с послевкусием «Новой Волны» — это пожалуйста. Это здесь...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Колонизация марса в интерпретации Брайана Олдисса. Весьма недооцененная, на мой взгляд, книга.

Книга похожа на пазл, состоящий, из тридцати с лишним кусочков, которые при прочтении складываются в цельную картину.

Из одних «кусочков» нам открывается весьма безрадостное будущее земли: постоянные непрекращающиеся войны, атаки террористов, увядающая экосистема. Вообщем, проблемы не новые и в наше время их хватает.

Из других мы видим колонизацию марса, проводимую соединенными университетами мира (отсюда и элитаризм колонистов), строятся шесть, заселенных по лингвистическому принципу, башен. Перед колонистами встают свои, жизненно важные, проблемы, главная из которых: проблема рождаемости; может виной тому пониженная гравитация, или, дело в каких — то микроорганизмах, но за 10 лет не родилось ни одного живого ребенка. Эту, главную, проблему, главного человеческого ресурса, и пытается решить автор. Зачем нам звезды, зачем другие планеты, если человек не сможет на них размножатся? Для меня это главный философский вопрос поднимаемый Олдиссом.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как индивидуум, который прежде не читал ни одного произведения мистера Олдисса, по ознакомлению с «Птицами Марса» возникло недоумение о содержании.

Колонизация Марса, все верно, но. Перед нами набор событий, упакованных в небольшие главы. Действие перескакивает от персонажа к персонажу, не давая им толком раскрыться, от планеты к планете без более-менее внятного объяснения происходящему. В конечном итоге все же складывается общая картина мира, неприглядная, жесткая, однако вопросов остается достаточно.

Что происходит в других башнях – базах колонистов, пока ведется рассказ о некотором количестве поселенцев из двух башен, Западной и Китайской?

Финансовая сторона проекта описана вполне достоверно – объединение университетов по всей Земле ради одного из самых грандиозных проектов человечества возможно, но при этом совсем не указывается роль государств в этом, частных компаний и корпораций. А ведь именно последние с экономической точки зрения должны быть заинтересованы в колонизации с последующим развитием добывающей, транспортной, всех других промышленностей. Ради монополии над перспективной и прибыльной отраслью…

Каким образом организована была сама экспедиция, если колонисты так зависят от поставок продуктов и кислорода с Земли вместо того, чтобы самим организовать хотя бы самую захудалую гидропонику?

Грубо говоря, людей просто выкинули на Марс безо всякой серьезной подготовки, как с технической точки зрения, так и физической, моральной, наконец.

Помимо традиционных, к сожалению, вооруженных конфликтов из-за религиозных несогласий и борьбы за уменьшающийся объем ресурсов, мы видим совсем уж дикие альянсы государств и постоянные войны за непонятную цель – Африканское государство в союзе с неким новороссийским образованием захватывает Гренландию. Зачем?

При этом есть в книге и рассуждения о необходимости эволюции не только физической, но и интеллектуальной, об изменении своего мировоззрения и пересматривания целей – но и это оставлено без какого-либо вразумительно ответа.

То же противоречие и в самой стилистике текста — местами он напоминает «Марсианские хроники» (панорамами), местами — набор статей на политические, религиозные, научные темы из выдуманной реальности.

Также здесь присутствует эдакая просторечивость, хотя возможно, это огрехи переводчика: «юпитерянских, сатурнянских»…

В «Птицах Марса» совсем нет места романтике, ее замещают прагматизм, эгоизм, цинизм, прочие –измы, — и типичная «бытовуха». Перед нами описание людей во всей их неприглядной омерзительности, обернутое в пыльную марсианскую панораму. Людей, предпочитающих копаться в себе и при случае жалеть себя, но никак не смотреть вокруг, даже если на расстоянии вытянутой руки есть возможность изменить все к лучшему.

Да, это книга о разочаровании в человечестве.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Птицы Марса» — произведение относительно свежее (дата выпуска — 2013 год), а Брайан Олдисс — достаточно известный автор, давно уже набивший руку на научно-фантастических романах. Что же могло пойти не так?

Несколько тысяч колонистов высадились на Марсе для «обживания» планеты. Колонизация, как будто бы тщательно подготовленная, идет все же не совсем так, как хотелось бы. Что же пошло не так?

Перед нами не роман, в нем нет действия, сюжета и романтической линии в привычном понимании. Это скорее размышления автора о людях, их пороках и судьбе. Человечество отправило на Марс самых подготовленных, самых лучших из нас. И это действительно так, потому что колонисты — это квинтэссенция человеческих пороков, все то, что мы в себе скрываем и что является неотъемлемой частью каждого, как Инь и Янь — половинки одного целого. В чем же дело, что не так?

А все так. Автор, заставший золотую эпоху научной фантастики, когда романы писались мечтателями и гуманистами, когда все наперебой фантазировали о великом научном прогрессе, о грандиозном будущем человечества, в 88 лет написал книгу-размышление, книгу-подведение итогов. И выводы он сделал не в нашу пользу. Нельзя в этом винить человека, он просто написал то, что видит. Описал все то разочарование, что испытывает, глядя на улицу, на экран телевизора, на монитор компьютера.

Книга – это, прежде всего, идея. Неудивительно, что она достаточно посредственна с литературной точки зрения. Герои схематичны, повествование скачет, язык суховат, монотонен и без изысков. Объем произведения не велик и это хорошо, т.к. выдержать кирпич с такой эмоциональной окраской — удовольствие для мазохистов.

Хотите ощутить печаль и горечь от окружающего мира? Читайте «Птиц Марса». Хотите получить удовольствие от сюжета или персонажей — поищите это в другом месте.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человечество, наконец, добралось до Марса. И даже его колонизировало. Однако, эти колонии не могут существовать без постоянной поддержки с Земли, которая грозит вот-вот прекратиться, а также, по какой-то причине, ещё ни один ребёнок, родившийся на Марсе не выжил. Эти обстоятельства ставят под удар всю процедуру колонизации...

Брайан Олдисс написал этот роман в уже приличном возрасте – ему было около 90 лет, если я ничего не путаю. Честь и хвала за такой подвиг. Но в целом, книга получилась довольно средней. Главное, что сбивает с толку – постоянные скачки о времени, то вперёд, то назад. Вот сейчас речь идёт об уже развитой марсианской колонии, а вот о том, как готовится запуск первых ракет на Марс, а сейчас уже о медленном угасании поселения людей... В итоге роман распадается на кусочки, зарисовки, без единого связывающего их сюжета. Оттуда же и другая проблема книги – крайне схематичные образы персонажей. Они больше функции, нежели живые люди. Требуется грусть – они будут грустить. Радость? Пожалуйста. Беспокойство? Получите, распишитесь. Но почему герои радуются, грустят или переживают автор по большей части оставляет за кадром. Ну и наконец, ближе к финалу, повествование из более-менее научного, вязнущего в колонизаторской бытовухе, становится откровенно фантастическим, с событиями настолько невероятными, что начинает казаться, будто концовка прилеплена к «Птицам Марса» от какой-то другой книги, больше мистической.

К сожалению, эти недостатки скрывают основную идею, заложенную автором в роман – идею того, что человечество медленно, но неизбежно движется к своему краху, и вряд ли что-то поможет ему этого избежать, т.к. самый главный ресурс, человеческий, тратится на всякую ерунду. Да, взгляд этот достаточно мизантропичен, но автору с высоты его лет, наверное, виднее.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Составители серии «Сны разума» немного слукавили, включив в нее не только произведения, отмеченные престижными фантастическими премиями «Хьюго», «Небьюла» и «Локус», но и авторов, когда-то их получавших. Брайан Олдисс последний раз награждался за свои художественные произведения еще в 60-е, и изданные в 2013 году «Птицы Марса», увы, вызывают только недоумение.

Хотя, возможно, 90-летний мэтр просто уловил новый тренд, разворачивающийся в западной культуре. Если, снятая Вачовски в 1999 году «Матрица» содержала в себе философию и образы, вошедшие в коллективное сознание народов по всему миру, то спустя 15 лет их «Восхождение Юпитер» больше похож на комикс для подростков (с соответствующим интеллектуальным уровнем).

***

В «Птицах…» собраны все расхожие клише, главный из которых, конечно, что человечество, изгадив и угробив свою родную Землю, рвется в космос, чтобы повторить то же самое с другими планетами. Если кратко, то объединение университетов профинансировало колонию на Марсе из шести жилых башен, выписав колонистам билет в один конец. На Земле, естественно, все плохо. Пассионарные мусульмане на постоянной основе сбивают гражданские самолеты, взрывают западные культурные и исторические ценности (Вестминстерское аббатство) и минируют американские дороги. А коварные русские, объединившись с наиболее воинственными африканскими диктатурами, завоевали западное побережье США. Пока, наконец, повсеместно используемое в боестолкновениях ядерное оружие, окончательно не угробило все живое.

***

Колония на Марсе – слепок земных проблем, хотя туда и отбирали, во избежание межконфессиональных конфликтов, только атеистов и агностиков. И когда сгорела одна из башен, ни одна из оставшихся не приняла выживших погорельцев, оставив тех умирать в разреженной атмосфере.

Есть в романе и сверхпроблема, лишающая смысла саму колонизацию – из-за пониженной гравитации младенцы рождаются с патологиями несовместимыми с жизнью. Но и она будет чудесным образом разрешена «богом из машины» в виде непонятно откуда взявшихся потомков, подаривших переселенцам агрегат для добывания кислорода из почвы и саженцы растений.

К дополнительным минусам можно отнести явную сексуальную озабоченность автора и просто ужасный перевод.

Вердикт. Читать или не читать – решайте сами.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно странное произведение. Колонизация Марса представляется слабо продуманным проектом, где люди сидят в башнях и печалятся, потому что еды мало, на Землю вернуться нельзя, скученность, проистекающие от этого вывихи мозга и так далее.

И на Земле в это время творится не пойми чего. Война всех против всех, при этом союз земных университетов вербует добровольцев и отправляет их на Марс.

В результате получается довольно сюрреалистическая картина

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мягкая» НФ — вещь специфическая, на любителя. Сам Брайан Олдисс — личность не безизвестная. А сама суть этого романа — мне не понятна. Автор перескакивает с темы на тему. Сначала он нам говорит, что для достижения колонизации другой планеты нужно объединить активы мировых держав. В общем, так и есть. Силами одного государства этой цели не добиться. Далее, что до колонизации других миров нам еще рановато — своих земных проблем хватает. Причем, этих проблем очень много. Подобных тем в романе достаточно. Книга — пессимизм.

И вроде бы, когда соберешь все элементы мозаики, должна получиться цельная картина. Но на самом деле получается полный хаос. Удовольствия от этого мало.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хьюго» и «Небьюла» — рекомендация серьезная, но книга разочаровала. После динамичного остросюжетного нон-стопа, после монументальной Гелликонии, после завораживающего «Малайскийского гобелена» — книга, слепленная из отдельных фрагментов-заготовок, так и не слившихся в целое. Возникает неожиданная ассоциация с «Марсианскими хрониками». Но если «хроники» — глубоко лиричная и трагичная книга-предупреждение, то в «Птицах Марса» — усталость, разочарование в современной цивилизации, эскапистские настроения и слабая надежда увидеть в человеке не венец эволюции, а одно из ее звеньев. Человечеству конец, надежда на марсианскую колонию, составленную то ли из лучших представителей, то ли из отребья, то ли из их смеси; жители колонии должны или вымереть, или эволюционировать. Автор оставляет колонистов вариться в собственном соку, вдохновившись, может быть, идеей варваров, которые учили детей плавать, бросая в воду: выплывет – хорошо, а нет – значит, так тому и быть, — и рисует получившийся продукт, свалившийся на колонистов из неопределенного будущего. Не очень симпатичный продукт. Множество невыстреливших ружей, неживые тени персонажей, скомканный финал, словно автор устал разбираться в собственных построениях и решил одним махом покончить с надоевшим текстом. Удивление/недоумение вызывает никак не прокомментированная ни автором, ни редактором, ни переводчиком авторская космография, согласно которой марсианские каналы можно было бы наблюдать с Земли невооруженным глазом, а сама Земля оказывается ближе к Солнцу, чем Меркурий, после чего наукоподобные построения автора перестают занимать. Добро бы это была какая-нибудь параллельная реальность, так нет же… И это после подробнейших астрономических выкладок в саге о Гелликонии! (А может, это переводчик напортачил? интересно было бы в оригинал глянуть…)

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Птицы Марса» Олдисса в суховатом репортажном стиле повествует нам о колонизации Марса. Мы видим будущее, в котором, благодаря объединению крупнейших университетов мира в одну организацию с общими целями, становится возможным создание поселения на красной планете. На Марсе вырастает 6 башен, население которых сгруппировано по лингвистическому принципу. К полету на Марс допускаются только атеисты и агностики, научная элита мира, лучшие из лучших. Жизнь идёт вперёд, прибывают новые поселенцы, но естественного прироста населения так и не происходит, потому что за все годы существования колонии на Марсе не родился ни один жизнеспособный ребенок.

А теперь от фактов к личным впечатлениям. От колонии учёных, лучших умов Земли я ожидала гораздо большего, вместо того, чтобы проводить научные исследования, изучать окружающую их планету, они похоже озабочены только своей половой жизнью. Планета остаётся неизученной, открытия совершаются исключительно случайно, периодически снаряжаются экспедиции, которые просто бродят по поверхности Марса, непонятно зачем. Проблемы с деторождением вообще долгие годы никого не волновали, их никак не исследуют, не пытаются найти выход, а ждут, вдруг организм сам эволюционирует и приспособится.

Самый огромный минус, лично для меня, это окончание истории, прибытие «наследников», которые на раз-два решают проблемы колонизаторов.

Я ожидала получить производственный роман об освоении планеты, а получила набор зарисовок из жизни сексуально-озабоченных, по большей части недалёких людей.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безнадега по-марсиански.

Тосклива и скучна жизнь на Марсе, по крайней мере, именно такую жизнь показал Олдисс. Уже в первых строках героиня говорит: «Меня беспокоит наше радостное настроение»... Эта фраза и задает тон роману – никакой радости, лишь одно уныние вокруг. Даже огромное количество премий и наград, полученных ранее автором не спасают читателя от нудятины и безнадеги, которыми щедро пропитаны «Птицы Марса». А на Марсе между тем все ужасающе плохо, все скоро помрут/вымрут, ждуны пригорюнились и покорно ожидают апокалипсиса:

Сегодня солнце зашло за тучи,

Сегодня волны бьют так больно,

Я видел как умирала надежда Марса,

Моя душа плачет.

Зачем ты стучишь в мои барабаны,

Зачем ты танцуешь под мои барабаны,

Зачем ты поёшь мою песню,

Мне и так больно.

Какая боль, какая боль,

Вселенная-Марс — 5:0...

Много в книге отсылок к нашему настоящему, как к геополитической, экономической ситуации, так и к природным факторам, вот только автор не оставляет своим картонно-шаблонным героям ни малейшей надежды. Да и пишет Олдисс скупым суховатым языком, почти сразу забросив сюжетную линию – авось и так сойдет, все же классику и лауреату всевозможных премий фанаты должны многое простить... В наличии и убойные по логике фразы, обычно я такие из примитивных любовно-фантастических опусов вылавливаю ради хохмы:

- «Айми, принимавшая участие лишь в роли ротозейки, стояла подле Рооя». А ничего такая новая социальная роль придумана, ученики Толкотта Парсонса нервно курят в сторонке.

- «...спустились на грунт в могучем лифте, желая осмотреться». Так и хочется дополнить — «в могучем, отважном лифте, побивающем ворогов одним взглядом сурово мигающей лампочки из-под насупленной панели управления».

- «В связи с чем презентуем вам новейший кислородокопатель. Желающие могут обозреть его на улице. Он автоматически отыскивает и бурит обогащенные кислородом недра, что поспособствует рождению здоровой малышни, а заодно позволит вынести детородный бум, который вас накроет примерно через три года». Это точно научная фантастика? Обозреть на улице кислородокопатель? Срочно! Установить кислородокопатели в каждую демографически стареющую страну Европы, чтоб в каждой песочнице был!

- «Мы должны отделить по-настоящему просвещенных от подавляющего большинства. Это можно сделать лишь путем трансплантации лучших из нас...» Как-то сразу вспоминается четвертая серия «Чужого» и лаборатория с несколькими экземплярами Рипли, скрещенной с инопланетным существом.

- «Трудности и лишения могут привести нас к более удовлетворенному и улучшенному человечеству». Дай человеку кайлом по тыковке, посади на голод и холод, и он будет удовлетворен и быстренько самопроизвольно улучшится!

- «А уже за ними двинулся и их корабль. Тихо. По-инопланетному. На волосок от грунта». А почему не пританцовывая? Тогда это бы точно выглядело по-инопланетному. Автор вообще не слышал об аппаратах на воздушной подушке?

- «Вы, друзья мои, пусть и первобытные донельзя, но все же наши предки». Ой, фффсе...

З.Ы. Эх, пойду все же включу «Оранжевое настроение», может тогда и Марс покажется не черно-серым, а все же красно-оранжевым... Спасибо группе «Чайф», чьи песни спасли меня от угнетающей марсианской тоски Олдисса.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх