Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Известный писатель военно-патриотической темы Феликс Сорокин, некогда выпустивший в свет сборник фантастических рассказов (и получивший инфаркт после критических статей-доносов), живет двойной жизнью. Он выпивает с друзьями в Клубе, пишет плохие сценарии, выполняет чужие поручения, — но по вечерам открывает Синюю Папку, в которой лежит главная книга его жизни. Книга, которую он не решается показать ни друзьям, ни дочери. И однажды перед Сорокиным открывается чудесная возможность: он может узнать судьбу своего недописанного романа во все будущие времена.
Первоначальная редакция романа была закончена осенью 1982 года. Авторы решили взять для отрывков из Синей Папки особым образом перемежающиеся с основным текстом начальные главы романа «Град обреченный», написанного за десять лет до того без всяких надежд на публикацию. Для включения в ХС эти четыре главы (вся первая часть романа) были подвергнуты некоторой правке.
В качестве окончательной, чистовой версии этот текст просуществовал примерно два года. В октябре 1984 года Авторы полностью изменили прежний взгляд на вставные главы романа, а в начале следующего года «Хромая судьба» приняла свой нынешний вид. Теперь (и, как оказалось, окончательно) наилучшим вариантом содержимого Синей Папки был сочтён полный текст достаточно давно написанной, но не публиковавшейся в Советском Союзе повести «Гадкие лебеди».
«Московские» главы первоначальной редакции романа с сохранением в их тексте привязок к ГО впервые были напечатаны как самостоятельная повесть в 1986 году в № 8 и № 9 журнала «Нева»; этот же текст переиздан в сборнике 2005 года. Полностью данная редакция романа с включением избранных фрагментов «Града обреченного» впервые опубликована в полном собрании сочинений.
Входит в:
— журнал «Нева № 8, 1986», 1986 г.
— журнал «Нева № 9, 1986», 1986 г.
— антологию «Ház kísértettel», 1988 г.
— антологию «Рукописи не горят: Рассказы. Повести. Воспоминания», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 141
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3003 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 89 знаков, что немного выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Крупная форма (повесть) |
- /языки:
- русский (7), венгерский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (2), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Фёльдьяк (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dentyst, 17 ноября 2013 г.
Только вчера закончил перечитывать и рецензировать «За миллиард лет».
И тут же, не иначе — перст судьбы, начал (и очень быстро закончил) «Хромую судьбу». Которая без «Гадких лебедей».
Ну и опять же открытие. Локальное, для собственного употребления, но поделиться все же хочется.
Хорошо, что эти две вещи у меня пошли одна за другой, что не встало между ними ничего, а то и понимание может и не состоялось бы.
Ну так вот, — ХС это заключиельная часть трилогии. Первая книга которой ПНВС, вторая ЗМЛДКС. Да-да, я в этом убежден.
Ну, судите сами — все три текста написаны на личном биографическом материале. «Понедельник» — Пулковская обсерватория, «За миллиард лет» — профессия младшего из авторов. «Судьба» — факты биографии старшего брата.
Во вторых — действие, поступки героев развиваются и взрослеют от книги, к книге. Написаны и изданы тексты примерно через десятилетия.
Каждая повесть как бы подводит итог очередному жизненному этапу не только героев, но и самих АБС.
Ну, и наконец тема всех трех книг. Это прежде всего работа, творческий поиск. Отношение к работе персонажей, и отношение работы к героям. И не только работы, а и самой жизни, окружения.
Каждая книга адресуется своему возрасту. С каждой повестью все меньше фантастики, герои живут во все более реальном мире.
Ну, на самом деле — первая книга: полная самоотдача, даже жертвенность, попытка охватить все, до чего можно дотянуться. Ощущение безграничности собственных сил и возможностей.
Вторая часть трилогии — уже несколько ограничен круг проблем, которые нужно решить, уже появляются не только научные, но и жизненные наработки, с которыми необходимо считаться, потому что «ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
И третья часть, заключительная — герой в принципе исполнил свое предназначение. Поднялся до определенных высот собственным трудом, творчеством. Завоевал уважение и расстройство здоровья.
Казалось бы можно уже и почить на лаврах, но нет — работа, творчество не отпускает, потому что превратилась в образ жизни. И кокетливые увертки относительно здоровья никого не обманывают. Сорокин будет работать до конца. Если не над поденщиной в виде сценариев и переводов, то над своей Синей Папкой. С работой вопросов у него не возникает. Единственная проблема его начинает занимать, после знакомства с ИЗПИТАЛом — определить зря или нет он работал. Определить подлинную ценность своего труда, творчества.
Ну примерно таково мое нынешнее понимание ХС.
P. S. Когда я давным давно читал в «Неве» первую публикацию повести (без глав заветного романа Сорокина), а потом в той же «Неве» ГО, я был уверен, что подразумевался как раз он. ГЛ в качестве содержимого Синей Папки меня несколько удивило.
Lia, 25 августа 2008 г.
Очень тонкая вещь. Люди здесь живые. Очень люблю, когда личность главного героя не идеальна, а со странностями, с подковырками, так, чтобы иногда даже сомневаться положительный он герой или нет, а в итоге понимать, что это просто человек.
Юмор на высоте, хотя скорее это местами сарказм. «Животноводство» крепко запало в память, собственно как и «Рогожин, я Вас люблю!». ))
Книга безумно затягивает, даже несмотря на отсутствие динамики в сюжете, здесь движение происходит внутри человека, а оно самое важное движение, хотя и непредсказуемое.
Zitadel, 11 июля 2008 г.
Удивительная книга. Первая моя книга Стругацких. Очень понравилось. Даже не ожидала, т.к. вообще никогда не считала себя большой любительницей фантастики, хотя у Стругацких эта фантастика (по крайней мере в этой повести) какая-то мягкая, и на первый план выходят не научные или еще какие-то достижения через n-нное количество лет, а человеческие отношения, что всегда, в любые времена, и в формат какого бы жанра их не поместили, согласитесь, интересно.
Тонкий юмор, объемные, как бы рельефные, образы, интересный сюжет…. Полный эффект присутствия! Когда читала диалоги, так погружалась в них, что хотелось самой вставить каку-нибудь реплику! =)) 10 баллов :pray:
Anastasia2012, 19 июля 2012 г.
«Хромая судьба» не есть роман-трагедия. Судьба, может и хромая, но не безногая или безрукая, тем более не безголовая. Феликс Сорокин, следуя своей судьбе, сам спотыкается, но двигается, совершает, творит. Знаменательная встреча с Михаилом Афанасьевичем делает судьбу героя ещё и значительной. Показательно, что «ИЗПИТАЛ» воспринимается советскими писателями совсем не так, как у Атукагавы: «Ой-ой», — произносит японец.
Радостно, что герой к финалу крепнет творчески и, уверена, физически. «И никакой псины!»
дг сер, 13 февраля 2012 г.
У Братьев Стругацких нет слабых книг. Но эта — просто нечто!
Читал взахлеб, смакуя каждую страницу.
Очень рад, что в русской литературе есть вещи, от прочтения которых просто «рвет крышу».
Yazewa, 17 января 2008 г.
Замечательный сюжет. Очень живой, объемный, прекрасно психологически выписанный герой. Совершенно замечательные сатирическо-ироническо-юмористические детали. И животноводство. Типажи собратьев по пиру — это отдельная песня. А Гнойный Прыщ? А Ойло Союзное? А страшный Мартинсон? А Михаил Афанасьевич?
И совершенно гениальные вкрапления — с горбуном, с этим письмом неизвестно от кого, с непонятным лекарством для Кудинова (конечно, тут же вспоминается элексир жизни тех же АБС)... Не объяснено, не закончено, не классифицировано. Было — и все, понимайте как хотите.
Великолепная работа Великих Писателей.
viv, 8 декабря 2007 г.
В свое время, ожидая очередной фантастической вещи, был даже несколько разочарован. Но позже, перечитав, и не раз, вчитался, вжился в образ этого Сорокина, признанного, чуть вальяжного, ленивого и — пишущего «в стол» лучшую книгу своей жизни. Ну — и юмор — потрясающий!
laborant81, 22 июня 2007 г.
Первая книга, которую я прочла у Стругацких и влюбилась на всю жизнь. Очень нравится недосказанность позволяющая додумывать все самостоятельно. Обложка читаемой мною книги была синей, и в шшколе я весь день мечтала вернуться к своей «синей папке».
Baron Elvis, 22 ноября 2008 г.
Роман повествует о судьбе писателя Феликса Сорокина, его работу, ситуации в которые он попадает.... Порой эти ситации смешные, порой серьезные. Некоторые и вовсе фантастичны, однако ГГ — писатель, человек с развитым воображением. Он прячет в синей папке свой главный роман, который боится опубликовать, боится загадочной машины, исследовющей рукописи, и пр. Но главное — атмосфера. Стругацким это всегда удавалось — создавать по настоящему атмосферные романы и повести. И это — одна из лучших.
Sir, 10 октября 2007 г.
Очень хорошая книга. Не всем нравится, но меня очень зацепила. Читал раз пять.
stMentiroso, 1 октября 2007 г.
Очень уютное произведение. Зима, метель, синяя папка... и странный Михаил Афанасьевич.
cherepaha, 19 марта 2007 г.
Великолепно написанная вещь. Масса юмора. Очень реалистичные бытовые сцены. Хороший язык. Много «зарезервированных» сюжетных линий (например, о музыке страшного суда), которые читатель может развить сам.
Сейчас эта повесть распространена как составная часть «Гадких лебедей».
Groucho Marx, 2 марта 2016 г.
Обожаю «Хромую судьбу». И очень хорошо, что вместо изначально задуманного «Града Обречённого» к «Судьбе» пристегнули «Гадких лебедей». Писателю Сорокину «Лебеди» подходят гораздо точнее. Он не настолько умён и широкомыслящ, чтобы быть автором «Града», а «Лебеди», с Мэри Сью по фамилии Банев — самое то. В сущности, Сорокин показан в качестве «приспособившегося шестидесятника» (мне неприятны люди, считающие, что это автопортрет Аркадия Натановича), доброго и приятного конформиста, способного и хорошего человека поддержать и с подонком водочки выпить. И нашим и вашим за копейку спляшем. Именно такой человек будет писать в стол роман о насгибаемом писателе, не побоявшемся диктатора и угодившем в ссылку. Очень точная деталь!
Да там все детали точны и прекрасны, за исключением умного и хорошего кагебешника Михаила Афанасьевича. Эта часть повести выглядит... неприятно. Хотя по своему убедительно — ведь и писатель Банев, альтер эго писателя Сорокина, тоже становится на сторону «умного добра» в лице мокрецов. Вот и человек, придумавший Банева, ищет вокруг себя хоть какое-нибудь «умное добро».
Борис Натанович как-то сказал, что это повесть о старости. Для меня она в первую очередь об эпохе семидесятых, но если о старости, то о старении с достоинством.
AlisterOrm, 28 июня 2011 г.
Какое сложное произведение... Несмотря на то, что оно читается очень легко, прямо-таки воздушно, в отличие от сольных вещей Бориса Натановича, оно глубоко по содержанию. С одной стороны, это биография (причём личности Братьев здесь переплетаются), и фантачтика, притча, филосовское повествание, в некотором роде — ироничное... Гремучая смесь, определить жанр которой не представляется возможным.
Живёт на свете военно-патриотический писатель по имени Феликс Сорокин. Обычный человек, в меру известный в литературных кругах, выпивающий, пожилой мужчина — он не очень сильно выделяется из писательской братии. Но втайне от всех, втайне от друзей, коллег, родных, он пишет свою Главную Книгу, Синюю Папку. Он не надеется её опубликовать — советская цензура никогда этого не позволит...
В некотором роде — роман-биография. С большой реалистичностью выписаны писательские будни, проблемы с редакторами, быт в Доме Литераторов, абсолютно живые персонажи, явно взятые из жизни.
Это не всё. За все время, за неделю, которую описывает роман, Сорокин вплотную подходит к некой Тайне, причём несколько раз. Казалось бы, по всем правилам жанра в жиизнь его должна вмешаться некая сила, и сюжет должен потечь по лекалам классической фантастики. Но Стругацкие здесь жестоко обманули ожидания читателей. Сорокин, в силу своей нерешительности, да и зачастую просто случая, отступает, и чуда не получается. Всё продолжает идти своим обычным, скучным, обыденным путём. Ход очень интересный, оригинальный, и, по моему, аналогов не имеющий.
Это не всё. В романе присутствует некий «Изпитал» — «Измеритель писательского таланта». Суть изобретения в том, что на измеряет качество тектса, и говорит, сколько человек в среднем должны его прочитать. Что этим хотели сказать Стругацкие? То, что талант писателя неизмерим никаким прибором, и количество читателей ни о чём не говорит. Гениальнейшее произведение может пылится на полках, а самая дикая бульварщина будет читаться миллионами. Такова суть писательского мастерства — его не измерить.
И даже это — не всё. В романе фигурирует призрачная фигура Михаила Афанасьевича. Конечно, он утверждает, что он просто похож на него, но тем не менее присутствует не случайно. Асоциации с «Мастером и Маргаритой», мне кажется, налицо. Конечно, они малозаметны, практически ничем не выражены, и, возможно, существуют только в моей голове. Две противоположнисти — Мастер и Феликс Сорокин. Между ними — существенная разница. Оба писали Главную Книгу, но пошли по разным путям. Мастер боролся за своё произведение, пытался его публиковать. А Сорокин пошёл на сделку с Системой, убрал Синюю Папку в стол, и писал военно-патриотические вещи и изредка разбавляя фантастикой. Явная противоположность двух персонажей, на мой взгляд налицо.
Пожалуй, я иссяк. Возможно, и это не всё, и кто-то найдёт ещё слои в этом произведении. Оно написано очень хорошим языком, и прекрасно читается. Я готов признать, что это — одна из лучших вещей Стругацких, которые никогда не умели писать плохо.
primorec, 25 июня 2012 г.
Наверное, каждый писатель рано или поздно задумывается над тем, зачем он берется за этот труд: мучится, ищет те единственно нужные слова, вынашивает замысел и пытается донести свои выстраданные мысли до читателя, который, неизвестно, поймет ли еще задуманное.
Жизнь писателя Феликса Сорокина идет по накатанной колее. Пожилой и больной человек давно относится к своей работе, как ремеслу, растрачивая время и способности на написание, в общем, некому ненужных и неинтересных рецензий, статей, повестей и сценариев, на бесконечные заседания комитетов и комиссий, пустые посиделки с коллегами — писателями. Но еще не все потеряно — есть заветная «Синяя папка», та, которая для души, с выстраданным сюжетом, в которую вложено все — мысли, чувства, опыт.
В повести — всего лишь неделя из жизни Сорокина, переломное время — последний шанс, когда можно выбрать: доживать ли свои дни в покое, но, так и не осуществив свою заветную мечту и не написав ту единственную стоящую вещь, которая, может, не принесет ничего, кроме душевного покоя и удовлетворения, или отбросить все пустое, рискнуть в последний раз, отдавшись Творчеству.
Книга наполнена воспоминаниями о детстве, первом сексуальном опыте, семейных неурядицах, работе и неосуществленных делах, мелкими бытовыми подробностями и деталями, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с сюжетом. Но из этой мозаики воспоминаний и мелких событий складывается наш жизненный опыт, а затем — принимаются решения, выбираются цели и пути их достижения.
В повести множество ссылок на книги других авторов и собственные произведения Стругацких. Скажу честно, вариант с использованием отрывков из «Града Обреченного» мне понравился больше: он более динамичный, напряженный и... более таинственный.
Как таинственен сам процесс Творчества, загадочна эта тонкая связь между Творцом и Творением. Как чудесен и фантастичен оказался момент рождения замысла новой книги Сорокина – из старых воспоминаний и новых встреч, мелких, ничего не значащих происшествий, связей и переживаний волшебным образом возникают герои и обретают жизнь.
Но главное — творит ли писатель свои миры в воображении, волны которого прокатываются через реальность и вызывают рожденные разумом события к жизни, или автор просто настроен на струны бытия, воспринимает эхо происходящего где-то и когда-то и передает это нам — остается тайной. Да и важно ли это для нас, читателей, как происходит эта встреча Творца и Творения, кто хранит ее – муза или булгаковский дух, если, по-прежнему, мы сможем погружаться в умные и интересные книги?