fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Зелия Бишоп «Проклятие Йига»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
335
Моя оценка:
-

подробнее

,

Проклятие Йига

The Curse of Yig

Другие названия: Йигов сглаз

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Исследователь змей приезжает в Оклахому, где доктор Мак-Нейл показывает ему жертву проклятия Йига — бога, создавшего змей. Доктор рассказывает историю появления этого жуткого существа...

Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «The Spawn of Cthulhu», 1971 г.

— журнал «Weird Tales, November 1929», 1929 г.

— антологию «Switch on the Light», 1931 г.

— антологию «Not at Night Omnibus», 1937 г.

— журнал «Weird Tales, April 1939», 1939 г.

— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.

— антологию «The Macabre Reader», 1959 г.

— антологию «Not at Night», 1960 г.

— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.

— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.

— антологию «Tales of the Dark 3», 1988 г.

— сборник «Ужас в музее», 1989 г.


Экранизации:

«The Curse of Yig» 2011, США, реж: Paul von Stoetzel



Похожие произведения:

 

 


Ужас в музее
2010 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2016 г.
Призрак в лунном свете. Избранное, редкое, неизданное
2021 г.
Крадущийся хаос
2022 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1929
1929 г.
(английский)
«Weird Tales» April 1939
1939 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 4. Ужас в музее
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Switch on the Light
1931 г.
(английский)
Not at Night Omnibus
1937 г.
(английский)
Beyond the Wall of Sleep
1943 г.
(английский)
The Curse of Yig
1953 г.
(английский)
The Macabre Reader
1959 г.
(английский)
Not at Night
1960 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1970 г.
(английский)
The Spawn of Cthulhu
1971 г.
(английский)
A Treasury of American Horror Stories
1985 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Loved Dead
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ идеально отражает суть человеческого страха, его источников и нелепых последствий, а так же проводит тонкую грань между реальностью и мистикой. Оставляет надежду на то, что все таки была какая-то сверхъестественная сила и мистическая предопределенность, по которой судьбы персонажей в этой истории должны были так трагично оборваться.

Если взять основную тематику данного сюжета, посвященную жизни одной необычной семьи, которая искала свой дом и свое место в жизни, то на первый план выходит совершенно стандартная проблематика. Это офиофобия — боязнь змей. Именно из-за этого недуга у главного персонажа начались проблемы, повлекшие за собой череду случайностей, ну или нелепостей, которые и произошли в финале. Ведь по сути если разобраться, никакой мистики нет. Просто муж, постоянно говорящий о змеях и о неком проклятье, просто внушил своей собственной жене те же самые страхи, по воле которых она и совершала те или иные поступки во благо собственного супруга. Ну а в конце, когда герои столкнулись лицом к лицу с опасной ситуацией, которая просто напросто требовала от них рассудительных и осторожных действий, которая по своей сути и не являлась смертельной, страх и фобии взяли верх над рассудком супруги, предзнаменовав ужасную кровавую трагедию.

Но это был бы не Лавкрафт, если не оставил бы для читателя на вкусное самую главную интригу, ту, о которой говорилось в самом начале, о том существе в клетке лаборатории, которое с самого старта истории характеризовалось, как нечто сверхъестественное. Самой последней фразой, которой и завершается данный рассказ, автор ставит жирную запятую в этой истории, оставляя смутную надежду на то, что все вышеизложенные события имели свои мистические и ужасающие корни. Ведь узнав, какую же роль играет это существо в череде произошедших событий, мы уже не сможем со 100% вероятностью исключить сверхъестественную составляющую. 9 из 10

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю я путешествовать по соавторским произведениям Мастера. И после откровенно визионерских вещей написанных с Уинифердом Джонсом и явно прицепленных (путём правок) к мифам Ктулху совместных работ с Адольфом де Кастро, это уже тот самый, настоящий Лавкрафт. Что немудрено, если заглянуть в примечания, в которых сказано, что Зелия Бишоп участвовала тут в основном как «автор идеи», ограничиваясь лишь короткими набросками. Так что этот рассказ – плоть от плоти Лавкрафт. И это видно даже в манере письма – в этой почти научной холодности и одновременной атмосферности (и как ему это удавалось совмещать?). По самому сюжету, сначала казалось, что ничего удивительного тут не будет. Ну, посудите сами – «чудовище» нам показали в самом начале и, казалось бы, осталось только соединить его появление с легендами о мстительном змеебоге индейцев, что, положа руку на сердце, после убитых женой Уокера змеёнышей казалось легче лёгкого. Однако – к счастью! – к концу, к самой кульминации напряжение возросло, прямо-таки дыхание захватило! Да и концовка эта вышла неожиданной, таким интересным кульбитом, что сбило напрочь ощущение предсказуемости! И это было просто здорово!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Змеи, змеи кругом, будь им пусто! —

Человек в иступленьи кричал.

---

Один из трех рассказов, написанный в соавторстве с некой Зелией Бишоп. Собственно соавторство Зелии сводилось к заказу рассказа и заданию темы, так что рассказ по праву может считаться Лавкрафтовским. Что вполне подтверждается многими признаками.

В целом, рассказ понравился, хотя шедевром я бы его не назвал (в том же самом соавторстве есть и более сильные произведения). Эдакий крепкий середнячок. Интригующее начало и мощный финал — вообще безупречны. А вот середина, на мой взгляд, немного подкачала. Слишком уж затянута: сюжет фактически начинает развиваться только на последних страницах (их бы только и оставить). Да и логическое обоснование концовки показалось мне каким-то расплывчатым: я так в итоге и не понял, что же произошло на самом деле. Как говорится, полный простор для догадок. Обычно Лавкрафту это не свойственно.

Но почитать, однозначно, стоит.

8 баллов.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

История, которую рассказывает доктор о том, что на самом деле произошло с парой первопроходцев, была довольно жуткой, но вступление было слишком длинным. Леденящая холодная тишина, бой племенных барабанов, шуршание змей, скрывающихся за камнями и под песком. Рассказ произвел бы столь же сильное впечатление, даже если бы источником ужаса были только змеи. Страшные существа сами по себе для большинства людей. То, как главный герой сходит с ума от рассказов о таинственных знаниях и мстительных проклятиях, вращающихся вокруг демонов-змей в пустыне, произвели сильное впечатление. Меня не покидает уверенность, что эта история может стать основой для хорошего фильма ужасов. Йиг — бог змей. Рассказчик пытается установить связь между Кетцалькоатлем и Йигом, поэтому он отправляется в больницу, чтобы узнать больше о мифологии индейцев. Финал истории был особенно интересным.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожелать и лучшего не приходится, чем то, что Лавкрафт произвёл такое. Только вот повествовательных повторов много в других местах, это и рождение существа, которое тоже случалось и в Данвиче, но это ладно, так как очень хороший был выбран заданный курс. Доисторический культ змеиного Бога и его отголоски в наше время........

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ довольно среднего уровня, что впрочем объясняется соавторством Зелии Бишоп. Взявшись разрабатывать её идею, Лавкрафт сумел детально нарисовать картину помешательства и впадения в безумие под воздействием суеверий и мнительности характера (что удалось ему особенно хорошо, ведь он и сам обладал схожим темпераментом). А те самые суеверия, что послужили толчком к жуткой развязке, всё же не лишены под собой некоей почвы, причём весьма основательной. Не зря ведь рассказ доктора Макнейла завершается столь неожиданной и абсолютно лавкрафтовской по стилю загадкой, которая всё объясняет и совсем не соответствует версии о сумасшествии.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх