fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Генри Уайтхед «Ловушка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
275
Моя оценка:
-

подробнее

,

Ловушка

The Trap

Другие названия: Западня

Рассказ, год; цикл «Джеральд Кэневин»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Мальчик пропадает из частной школы-пансиона. Вскоре главный герой, учитель этой школы, понимает, что мальчик пропал в ловушке-зеркале, созданной неким безумным мастером много лет назад. Мальчик устанавливает мысленный контакт из зазеркалья со своим учителем и вместе они пытаются найти выход...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Strange Tales of Mystery and Terror, March 1932», 1932 г.

— сборник «West India Lights», 1946 г.

— антологию «The Macabre Reader», 1959 г.

— журнал «Weird Terror Tales, Fall 1970», 1970 г.

— антологию «Haunted New England», 1988 г.

— сборник «Ужас в музее», 1989 г.

— антологию «Nursery Crimes», 1993 г.

— антологию «魔術師», 2001 г.

— антологию «Ужас под пирамидите», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Погребенный с фараонами
1996 г.
Ужас в музее
2010 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2016 г.
Призрак в лунном свете. Избранное, редкое, неизданное
2021 г.
Крадущийся хаос
2022 г.

Периодика:

«Strange Tales of Mystery and Terror» March 1932
1932 г.
(английский)
 Avon Fantasy Reader, No. 6, 1948
1948 г.
(английский)
 Weird Terror Tales, Fall 1970
1970 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 4. Ужас в музее
2013 г.

Издания на иностранных языках:

West India Lights
1946 г.
(английский)
The Macabre Reader
1959 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
Haunted New England
1991 г.
(английский)
Nursery Crimes
1993 г.
(английский)
魔術師
2001 г.
(японский)
The Loved Dead
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, я довольно удивился узнав о годе написания, по духу этот рассказ больше смахивает на более ранние, и не слишком удачные рассказы Лавкрафта. По атмосфере рассказ напоминает скорее сказку с псевдонаучным сюжетом. Кроме того, рассказ с его мотивами 4 измерения, напоминает «Сны в ведьмином доме», написанные чуть позже. Однако несмотря на прикольный сюжет и неплохую задумку, рассказ довольно медленный, с довольно слабым действием, мне не хватало самого описания этого четвёртого измерения, а ведь Лавкрафт с такой темой мог столько наворотить... История с колдуном так же выглядит довольно странно, и словно не к месту, ещё меня смутила столь скудная реакция персонажей на обращение в ничто обитателей зазеркалья. И ладно сам чародей, но ведь кроме него там были и другие обитатели, которые, вроде бы отнеслись к Роберту довольно благосклонно. В общем довольно своеобразная работа, местами попахивающая этаким трэшачком, но в принципе, ознакомиться можно, хотя у Лавкрафта есть очень много куда более сильных и интересных произведений.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После череды простых, в каком-то смысле безвкусных (читай: лишённых Лавкрафтовского духа) произведений этот рассказ оказался каким-то откровением даже. Да, это тоже не из ряда мифов Ктулху; да, и духа Лавкрафта тут тоже нет, но при этом он выбивается из общего ряда. И что-то удивительное в нём есть. Начать с того, что когда я начал читать, я вдруг ощутил, что меня ждёт нечто похожее на фэнтези – ну, согласитесь, было ощущение, что это исчезновение мальчика откроет нам какой-то новый мир, а общая атмосфера была такая… не лавкрафтовкая, но с каким-то налётом дотолкиновского фэнтези, да и Кэрролл тут, понятное дело, вспомнился не случайно. Дальше – само это зазеркалье – тут много мыслей и ощущений. Приключений в зазеркалье, конечно, как таковых не оказалось, но Кэрролл вспоминался всё чаще и чаще; было ощущение, что это даже такая попытка проанализировать «Алису в зазеркалье» с точки зрения науки (ну, науки 30-х годов). И вот именно это – попытка представить зазеркальный мир с точки зрения науки (наверное, даже псевдонауки) выглядит очень и очень приятно. Что-то в этом было – что-то очень любопытное и своеобразное. Плюс всё оказалось смешанным с чёрной магией – вот такая вот классная смесь. А когда рассказ закончился, я вдруг понял ещё одно – а ведь он действительно похож на что-то документальное, на обстоятельное описание действительных событий! Идеальный приём! Поэтому здесь и не увидеть приключений, но от этого появляется, нет, не то чтобы достоверность – всё-таки эта псевдонаучность имеет лёгкий почти фэнтезийный налёт архаичности – появляется какая-то симпатичная убедительность! Очень приятное ощущение! Да, и сама зазеркальная тюрьма оказалась очень любопытной и запоминающейся, и видно, что авторы постарались на славу, придумывая её, прорабатывая – это чувствуется. Очень своеобразный рассказ.

Уже тут на «ФантЛабе» я увидел, что этот рассказ входит в цикл Генри Уайтхеда, и он единственный из переведённых на русский язык в нём. Знаете, а я бы с удовольствием почитал бы и остальные. Если они, конечно же, такие же своеобразные.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, Китти, как бы мне хотелось попасть в

Зазеркалье! Там, должно быть, столько всяких чудес!

---

Очередной плод соавторства Лавкрафта, на этот раз с неким Генри Уайтхедом (кто все эти люди?). По признанию самого Лавкрафта центральная часть рассказа была написана лично им. Так что валить в данном случае не на кого.

Честно признаюсь, что дочитал рассказ с превеликим трудом. Лишь принадлежность к суровой армии поклонников Лавкрафта не позволяла мне захлопнуть книгу уже на середине повествования: такого скучного произведения я у Лавкрафта еще не встречал. Собственно, завязка еще оставляла какие-то смутные надежды на динамический сюжет. Но затем повествование прочно встало на мертвый якорь. С трудом продираясь сквозь нагромождение тягомотных псевдонаучных откровений авторов, я еще лелеял слабую надежду на финал. Но финал, в итоге, оказался таким же аморфным, как и основная часть.

Даже не знаю, как определить жанр рассказа, но это точно не хоррор. И вообще от произведения веет какой-то литературной провинциальщиной. Не могу понять, как вообще Лавкрафт докатился до такого, имея у себя в активе шедевральные «Сны в ведьмином доме», написанные примерно в это же время.

5 баллов.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ показался бы полной банальщиной, если бы не позабавивший меня конец. Вроде все начиналось с жутчайшей интриги. тем более что зеркала ужасающи сами по себе то ли из-за того, что показывают не совсем соответствующие реальности картины, и мы, как достаточно симметричные существа, можем привыкнуть к восприятию мнимого образа отражения как к реальному, то ли создавая идеальную симметричность на пару с отражаемым. Но продолжилась завязка скучнейшей фантазией на тему «Какова могла бы быть жизнь в зазеркалье». И она почему-то оказывается не простым перекидыванием правого налево, но и обращением цвета в стиле сумасшедших фантазий студента Гималайского из сериала 90-х «Осторожно, модерн!». И только автор начал затрагивать тему физиологических особенностей существ зазеркалья, как вспомнилась серия «Южного парка», где процесс поглощения пищи шел в обратную сторону, как все «перевороты» вмиг закончились простой мыслью о том, что физиологические процессы по ту сторону зеркала просто не идут — вот и точка извращенной фантазии. С другой стороны, если зеркальность должна затрагивать только проблемы восприятия, причем исключительно визуального, то вопрос физиологических процессов тут, видимо, шел от их очевидности — так как не очевидны, не отразились на ту сторону совсем.

Подобные идеи возвращают к рассказу о снах в ведьмином доме, тем более что зазеркалье объясяется как дополнительое измерение. И если в «Снах» такое вполне логично совмещалось с искривлением параллелей человеческого жилища в нереально угловатые пространства, то здесь четвертое измерение уходит в глубины зеркальной поверхности, обретя психоделическую окраску. Не самая гениальная идея создания места, задуманого для вечной жизни. Ну, впрочем, как и кривой ведьмин дом, как оказалось. Вариация импровизированного ада, где человек остается наедине с собой, состоящим из визуальных воспоминаний в декорациях, созданных памятью отражений.

И все бы закончилось совсем плачевно для моей оценки, если бы мне не встретилась в концовке близкая человеческой натуре привычка, докопавшись до истины происходящих событий, придумать для остальных нелепейшее оправдание тому, что произошло, в простейших образах. Вот оно рождение ужаса перед наивной действительностью — очередной слух, которого будут бояться больше, чем необъяснимой правды, потому что он логичен. Такой переход в реализм оживляет созданный автором потусторонний мирок. Попадание в точку с концовкой я оценила по достоинству, прям смешно за бедных людишек.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычное псевдонаучное произведение, с очень подробной канвой описания научно-физических процессов, явлений, событий. Автор явно хотел обрамить свое произведение в некоторую логическую рамку, сделать так, чтобы в этот загадочный суровый мистический мир зазеркалья верилось, причем настолько, насколько у каждого прочитавшего хватило бы фантазии.

Описываемый мистический мир подан очень свежо и скрупулезно, видно что автор много ломал голову и пытался каждый фрагмент своей работы привести в соответствие, разработать какие-то новые законы природы, которым будет подчиняться все без исключения. Поэтому мы видим очень много описаний физических процессов, их изменений, аномалий, что не может не вызвать удивления и завораженности. Казалось бы, была всего лишь идея, уже рассказанная Льюисом Кэрролом, но теперь преобразованная и логически доведенная до состояния реальности такой, в которую мы можем поверить.

По сюжету все довольно логично и плавно. Решение, которое принял главный герой, обосновано и ожидаемо, но не это главное в этом произведении. Скорее главным является сеттинг, а так же логичность и вполне реальность такого мира. Очень продумано выглядит сама история, предпосылки всех произошедших событий, а так же сам антагонист, который к концу рассказа все-таки был ликвидирован. Не совсем свойственно Лавкрафту, но все же имеет право быть.

В итоге получилось необычное, непохожее ни на что, реалистичное, научно-фантастическое произведение про законы физики в зеркальной их проекции. Похвально.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд очень нудное, и скучное произведение и чем то напоминает уроки физики. Описание зеркального мира ведется очень мутарно и подробно и быстро надоедает. В рассказе нет ни ярких персонажей, не интересного сюжета не какой либо изюменки!

На мой взгляд большее внимание нужно было уделить, на так называемую жизнь персоонажей в зазеркалье, и их взоимотношениям, а не описывать думы и сопериживания спящего в кресле человека!

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ мне не понравился. Идея интересная, но вот исполнение оставляет вопросы.

Загадочная атмосфера и артефакт поданы неплохо, но вот создать страшное повествование, на мой взгляд, у авторов не получилось.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

*Обычно отзывы пишутся по одному на каждый рассказ, но нехватка времени, похожесть рассказов, и тот факт, что все рассматриваемые работы опубликованы на русском языке в составе одной книги, вылились в один пространный отзыв, который я публикую на страничке «Ловушки» как самого популярного из них.//

Дамы и господа, сегодня у нас особый случай — мы пробуем на вкус уникальное блюдо из трех крайне неудачных рассказов, написанных Лавкрафтом в соавторстве с другими писателями. Куда-то он вложил сил больше, куда-то меньше, но сегодня эти работы входят в ЕГО собрания сочинений, и потому наши претензии будут предъявлены именно ему.

Мнительных и сочувствующих попросим отойти, а прочие пусть готовят столовые приборы. Уже готовы? Тогда начнем! Сегодня в нашем меню: «Две черные бутылки», «Ловушка» и «Дерево на холме».

С первого взгляда перед нами три совершенно разных истории: фольклорная байка про колдуна и мертвеца, аля сказки Афанасьева («Две черные бутылки»); история о коварном изобретателе спутавшимся с Нечистым («Ловушка»); и достаточно близкий к тематике Лавкрафтовских мифов рассказ («Дерево на холме»). Что же объединяет эти три столь разные истории? Ответ прост — они все похожи на мультфильмы про Скуби-Ду (английского дога путешествующего по Америке вместе с командой хиппи и разгадывающего всяческие тайны, которые на поверку оказываются идиотскими розыгрышами)! Рецепт прост: возьмем коряво-глуповатового героя, поставим супротив него гофрированного злодея, добавим щепоть пафоса и плохих шуток, придумаем название по-глупее, и вперед покорять Америку! То, что получилось у Лавкрафта в итоге ужасно с литературной точки зрения и совершенно не подходит под понятие «страшный рассказ». Лучше всего это характеризуется звучным словом трэшак. Так что вот мой совет любителям сурьезных историй: держитесь от этих рассказ как от огня!

Но если отбросить в сторону категории ужасности и литературности, и посмотреть на нашу тройку как бы со стороны посторонними глазами, мы получим три отличных юмористических рассказа, в духе лучших комедий абсурда (больше всего это похоже на творчество комик-труппы Монти-Пайтон).

В итоге: как страшные рассказы в частности и произведения искусства вообще, эти произведения заслуживают тройку. НО, если вы не живете стереотипами, любите смеяться, а слово трэш вводит вас в состояние нирваны, вы просто обязаны познакомиться с нашими сегодняшними гостями. Особенно с «Двумя черными бутылками» — произведением из разряда «настолько плохо, что даже хорошо». Спасибо за внимание :glasses:

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

...весьма неблагодарное дело, для писателя, описание принципов физического мира тем более за зеркального.... как-то не совсем пристало настоящему Мастеру ужаса «по-намёку», по каким-то недомолвкам, теням, «по сквозняку из ещё неопознанного неведомого», пользоваться чернильницей великого популяризатора (особенно в преддверии НТР, а может в чём-то и благодаря ему) Жюль Верна.... Хотя, тоже эксперимент, да и писано в соавторстве, что тоже налагает определённые рамки и канву рассказа.

«Чистый» Лавкрафт пишет, конечно же намного тоньше и загадочней, — ход замысла просчитываешь только при 3-4 перечитывании:), тогда же, как при «декалькомании» начинает проступать, выплывая из тумана «данвичских грёз», смысл.

Ведь Лавкрафт велик не описанием ужаса и ужасов, а кошмаром погребённого в них смысла. «...обречены сознанием на смыслы...» — как часто, если не всегда, что бы доискаться смысла, нужен вымысел. А здесь Лавкрафт в Когорте Первых.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ получился очень атмосферным, необычным и интересным. Не сказать, что сильно страшным, но впечатляющим. Очень интересно было читать об описании физического мира и физических законов зазеркалья. Ужаснула концовка. Ужаснула своей неожиданность. и необычностью.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх