Стивен Кинг «Роза Марена»
- Жанры/поджанры: Мистика | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Только для взрослых
Четырнадцать лет Рози Даниэльс была замужем за тираном-полицейским. В один прекрасный день она решила — хватит. Но муж считал иначе: как охотник травит добычу, так и он преследовал ее, мало-помалу сходя с ума от ненависти. И тогда Рози, спасая свою жизнь, ушла в воображаемый мир, где стала совсем другой женщиной — Розой Мареной. А погоня продолжалась...
- /языки:
- русский (16), английский (2)
- /тип:
- книги (18)
- /перевод:
- Н. Гордеева (11), Т. Покидаева (11), О. Рудавин (3), Ф. Сарнов (2)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
WoroH, 12 марта 2023 г.
Компиляция самоповторов, но вышло неплохо.
Есть у Кинга несколько тем, которые он периодически мусолит.
В этой книге это оживающие картины, участие греческих богов, врата в другой мир, полицейские, которых лучше не встречать в своей жизни. Похожее было: в Дьюма Ки картины и боги, в Бессоннице боги, в Стрелке Темной башни — параллельные миры, ужасные полицейские в Безнадеге, Талисмане. Где-то еще у него встречал. Такая компиляция моментов рождает новый роман.
Это одна из его феминистских книг наравне с Долорес Клейборн, где акцент на домашнем насилии, но меня здесь тема сильных женщин в ней не напрягала, как-то естественно смотрелась, без навязываний и нравоучений. Просто рассказана история, а вывод уже сделает каждый сам. Написана книга достаточно интересно, затянутость не сильно чувствовалась.
sergej210477, 4 декабря 2021 г.
На мой взгляд, наверное, самый затянутый роман С. Кинга.
Да, у этого писателя, вообще, любимая манера залить в интересный сюжет тонны воды. Я уже привык — ну, что поделать, стиль у автора такой. Хотя, есть у Кинга и совсем короткие гениальные зарисовки.
Так вот, сюжетная линия в данной книге, как раз, тянет на полноценный рассказ. Ну, или, на небольшую повесть.
История, старая как мир — добрая и замечательная женщина решает уйти от своего злого и нехорошего мужа. Банальный случай. Вечная тема. Институт брака и его огромное значение в социуме. Но, чтобы не было скучно, Кинг немного разбавляет эту историю мистикой.
Вообще, в книгах Кинга очень много текста с подробным описанием психологических и эмоциональных моментов. Так вот, здесь — этого через край. Ну да, героиня женщина, поэтому — сплошные переживания, охи-вздохи, размышления, колебания. Елки-палки, я с трудом могу понять, как автор умудряется, буквально, «влезть в голову женщины», мыслить и чувствовать как существо другого пола! Талант.
Но, все это я пишу к тому, что данный роман, все-таки, ориентирован на женскую читательскую аудиторию. Да, глубина психологизма зашкаливает, написано мастерски. Но — типичный «женский роман». Мало действия, много, очень много переживаний, размышлений, сомнений, колебаний и воспоминаний. Вроде бы, это и психологический триллер, но, по-сути, мелодрама.
Что ещё бросилось в глаза?
Чуть ли не во всех произведениях С. Кинга затрагиваются темы внутрисемейного насилия: муж бьет и унижает жену, отец издевается над сыном, или, грязно домогается дочери. Эта линия прослеживается с самых первых книг — наверное, с «Кэрри», и не надоела писателю до сих пор. То ли, это дань моде, хотя, упорно следовать за популярными тенденциями на протяжении полувека, странно. Не знаю, может, просто, такая «фишка», «изюминка». И в «Розе Марене» Кинг развернулся во всю — угодил, наверное, всему мировому движению феминисток.
Сильный роман. Правда, это не ирония.
Повторюсь, глубокий психологизм, тщательная, детальная проработка главных героев. Огромный, прописанный душевный мир персонажей. Прямо, Достоевский.
Но, не того я жду от «Короля Ужасов». Вернее, нет, дело не в этом. Просто, роман очень затянут. Была бы это небольшая повесть, я бы получил удовольствие. А так — поминутное, детальное описание пустых дней одинокой женщины. Как Рози проснулась. С какими мыслями пошла в душ. О чем помечтала одевая блузку. Что вспомнила по пути на работу… А хочется действия, движения! Второй главный герой — муж Рози, Норман, получился поярче, поинтереснее. Наверное, потому что — самый настоящий киношный злодей. Но, и его больные фантазии повторяющиеся и однообразные.
Самое интересное и действительно важное, необходимое для раскрытия сюжетной линии, начинается лишь в последней четверти книги.
Ну, и с мистической составляющей все не так просто. На мой взгляд, если сверхъестественное, вообще, выбросить из романа, в целом, книга от этого почти не проиграет. Но, это — С. Кинг, чтобы мужская половина читателей не заскучала, нужно добавить потустороннего, жуткого и необъяснимого.
В общем, в первый раз прочёл подростком. Конечно, мало чего понял, но, главный герой-психопат, запомнился. Перечитал сейчас. Не мое. Вот, роман «Долорес Клейборн» — понравился. Хотя, и там, в основе — семейное насилие и внутренний мир женщины.
Вот такой сумбурный и неровный получился отзыв. (Наверное, это остаточный эффект после прочтение данного «женского романа».)
Если резюмировать — просто очень-очень много воды, в которой С. Кинг утопил динамичность и увлекательность книги.
Wolf94, 5 мая 2021 г.
Я отплачу, — прошептал женский голос. Это был мягкий и чувственный голос, но он был ужасен. Он был безумен.
Вот и очередная встреча с моим любимым, но противоречивым автором. Забавно, что даже спустя четыре года, мнение о романе практически не изменилось. Как и в первое прочтение, не покидает чувство, что начали за здравие, а закончили за упокой, но в случае Кинга — начали со сложной психологической составляющей, а закончили стишком про Алису:
Гуляет Алиса по шахматным клеткам,
Она в зазеркалье, спасибо таблеткам.
Скажи мне, Алиса, мы все тут безумны?
И все что тут видишь все в гранях разумных?
Самое, для меня интересное, мысли Нормана. Медленное, но верное скатывание в безумие и самое поганое, что никто не идет против этого монстра. Бесит, что этот упырь оставляет за собой кровавый след, но никто не пошевелится, чтобы его остановить.
Опять же, возвращаясь к персонажем романа, Роза мне не нравилась. Вот если Долорес Клейборн расположила к себе, хотя тоже терпела свирепый нрав мужа, то Роза пролетела. Не хочу вступать в рассуждения, что в таком случае должна делать женщина, ведь реальность ясно дает понять, что чаще всего женщины остаются со своим благоверным не смотря на сложности характера.
Вообще, даже сам Стивен Кинг негативно относился к этому произведению, называя роман «окостенелым». Здесь много чего намешано, как в жанровом, так и в символичном смысле. Отсылки к ТБ, так и говорят, что вселенные связаны.
Не самая любимая работа Стивы Батьковича, но определенно заслуживающая внимания.
ulyanadr, 31 марта 2021 г.
Я считаю, что в произведении всего в меру: и мистики, и психологии, и триллера,так как процессе чтения все это гармонично переплетается. Да, в мире за картиной мы сталкиваемся с множеством символов, которые порой трудны для понимания (например, я так до конца и не поняла, что означало дерево с плодами) — но!! это даёт читателю возможность начать ДУМАТЬ над книгой и это прекрасно.
Хочется сказать пару слов о героях: очень понравилась Рози, потому что не каждый может выдержать такие испытания судьбы и остаться человеком. И, как не удивительно, к Норману я испытывала жалость и... симпатию. Мне было очень смешно с его шуток и впринципе восприятия жизни.
«Роза Марена» Мне очень понравилась, буду и дальше читать Кинга и сравнивать его книги между собой.
majj-s, 14 марта 2021 г.
Помнить о Древе
На самом деле, я Рози,
Я Рози настоящая.
Советую запомнить это.
Со мною шутки плохи.
Она в моей топовой тройке кинговых романов, которая выглядит, как: «Талисман», «Мареновая Роза», «Колдун и Кристалл». Именно под этим заглавием, с репродукцией Дали на обложке и в переводе Олега Рудавина. Говорю об этом, потому что как-то случилось, что мою зачитали (слово из старых времен, нынче уже надо объяснять: это когда у тебя брали книгу почитать, да так и не возвращали, а ты не могла вспомнить, кому давала или по деликатности стеснялась стребовать).
Так вот, мою зачитали, а хотелось вернуться, купила «Розу Марену» не то в Сарновском, не то в Покидаевском переводе и то была совсем другая книга, может и не хуже, но не та, не смогла читать, пока не нашла в букинисте точь такую, как прежняя моя. Было важно иметь этот роман и время от времени перечитывать его.
Ничего личного, о самоотождествлении с героиней в части чудовищного брака не может идти и речи. Не скажу того же о картине. Понимаете, о чем я: сначала ты бежишь из мучительных, неправильных, не своих отношений. Куда угодно, неважно куда. Но потом, оставив их позади и зализав раны, нужно найти, к чему стремиться: вот река и женщина на холме, она горда, сильна, независима, она держит свою жизнь в своих руках и никому не позволит дурно с собой обращаться — буду как она!
Дальнейшие события, впрочем, покажут, что гордость, независимость и умение самостоятельно распоряжаться своей жизнью вовсе не так обаятельны в непосредственном общении, как при взгляде издалека. А носители этих качеств могут быть не менее опасными, чем давно знакомый психопат и садист. Но в одном ты не ошибалась: шагнув сюда, попадаешь в иной мир, пусть глубоко чуждый, неуютный, полный опасностей, но в тот, где платят. И за выполненную с риском для жизни тяжелую работу, эта опасная женщина заплатит тебе.
Вопрос, снесешь ли плату? Стивен Кинг оттого и гениален, что не просто блестящий рассказчик, умеющий напугать, растрогать, насмешить (нечасто,но случается); не только создатель безупречно прописанных миров и героев, которым безусловно веришь. Даже не тем, что посвятил лиру заботе о малых мира сего, кто сам за себя сказать не умеет, и добился серьезных изменений в отношении общества к домашнему насилию, защиты и социальных гарантий для них.
Кинг удивительно хорош со временем, предусматривая развитие событий в перспективе. Он никогда не бросает героев наедине с открытым финалом, даже просто с хэппи-эндом, непременно рассказывая, как произошедшее отразятся на дальнейшей жизни. Модная нынче тема травмы, в его романах была естественной прежде всякой актуальности. Ты попробовала быть жестокой однажды, дала демонам ярости войти в себя Будь готова, к тому, что избавиться от них будет не так просто, а контролировать собственную склонность к агрессии станет все труднее.
Так а о чем все-таки книга? Ну, в двух словах, молодая женщина, вышедшая замуж совсем юной, а вскоре потерявшая в результате аварии всю семью, остается наедине с мужем, садистом и психопатом. Заперев ее на роли домохозяйки и ограничив все контакты с миром, он полностью подавляет ее волю, избивая за малейшую провинность — за то, что сам считает провинностью. Одновременно внушая, что все полицейские братья, кто осмелится пойти против одного из них, будет жестоко наказан (он офицер полиции, знаете ли).
Кошмар этого брака продолжается четырнадцать лет. Пока одна единственная капля крови на наволочке — у нее иногда идет носом кровь от постоянных побоев и весь комплект белья нужно тотчас переменить, потому что если Норман увидит кровь, он изобьет ее, и если поменять только наволочку — он изобьет ее за лень и нерадивость. А чистого комплекта, как на грех, нет. И тогда она думает: что, если в следующий раз или через неделю, через месяц, год, он ударит недостаточно сильно, чтобы убить, но достаточно — чтобы покалечить. И Рози встает, и уходит, прихватив кредитную карточку мужа, с которой снимет только триста долларов, на автобусный билет в далекий город, где у нее никого нет.
Она встретит там людей, которые дадут на первое время приют и помогут с работой. А зайдя в ломбард, чтобы заложить обручальное кольцо (с бриллиантом, стоимостью почти как бьюик — так говорил Норман, оказавшееся дешевеньким дутышем с фианитом. Кто бы сомневался!) Зайдя в ломбард, меняет символ своего несчастного брака на картину, которая словно бы позвала ее. На картине, спиной к зрителю, женщина в алой (мареновой) тоге с белой косой, сильная, гордая и независимая.
А дальше все начнется. Потрясающая книга. и да, в ней было первое упоминание об аудиокнигах, с которым я вообще встретилась в жизни, еще не зная, что спустя четверть века, они станут более привычной реалией моей жизни, чем бумажные.
Konbook, 23 марта 2020 г.
Такие понятия как «мистика», «ужасы» и «Стивен Кинг» — неразделимы. Кинг не будет Кингом, если попытается испугать читателя каким-нибудь жутким монстром (хотя наша жизнь сама по себе, еще тот монстр) или напустить туман непроницаемой, пробирающей до костей, мистики. Хотя встречаются романы, где все вокруг да около этого, но без оных, как таковые и они получаются у мистера Кинга превосходно. И не всегда «мистическая гайка», закрученная на стержень фабулы романы, постепенно, на протяжении трехсот-четырех страниц (как правило) раскручиваемая автором, чтобы в кульминационный момент раскрутиться до конца, расставить все акценты повествования по местам, идет на пользу книге. И «Роза Марена», по-моему, отличный тому пример.
Тут дядюшка Стивен переборщил. Роман вышел интересный, но… В первую очередь он был интересен как отличный психологический… триллер, пожалуй, это наиболее верное жанровое определение романа. Но этот мистический элемент… Он вызвал много вопросов…И немножко смазал впечатление. Так «разделаться» с потрясным Норманом Дэниелсом! Он заслуживал иного наказания, все-таки… И точку в его истории должен был поставить другой человек. Сумел бы Стивен Кинг показать нас сильный финал – не знаю, поскольку в кульминации своих книг он чаще мажет, чем попадает; исключений совсем немного.
Но даже, несмотря на такой поворот сюжета снизить балл не могу. Тогда (в 2017 году) мое знакомство с автором только начиналось, и не каждая книга производила на меня сильно впечатление («Сияние» прошло мимо), а «Роза Марена» даже, несмотря на свою некоторую неоднозначность, впечатление произвела. И спустя три года я перечитал ее с огромным удовольствием. Как ни крути, но это показатель силы романа, пусть и с недочетами, которые иным могут показаться существенными.
Orion-Seregil, 18 марта 2020 г.
Удивительно насколько Кингу удалось передать глубинные чувства женщины, описать ее переживания и надежды! Во время чтения буквально забывал, что автор — мужчина, на столько глубоко и психологично было повествование. По настоящему сопереживал Рози, перенесенные ею жестокие испытания где-то в глубине вызывали настоящий отклик, воспринимались как страдания реально существующего человека. Ее супруг с приступами агрессии и проявлениями насилия — типичный домашний тиран, затюканный в детстве, перенесший домашнее насилие и возмещающий свое унижение за счет других.
Кинг как всегда поднимает весьма интересные темы для своих произведений. В данном случае перед нами история домашнего насилия, допускаемого со стороны сотрудника органов правопорядка, в чьи обязанности как раз и входит защита человека и его жизни от посягательств злоумышленников и причинения вреда. Вполне объясним скептицизм главной героини по отношению к объективности поступков других коллег ее мужа. «Все полицейские — братья» — это не пустая фраза, события в реальности это неоднократно подтверждали.
Мистическая часть повествования также весьма интересна. Некое воплощение женского божества, обратившееся к героине, воспользовавшееся ее помощью и отплатившее сполна, предстает перед читателем будто образ древнегреческой богини, хранительницы женского начала жизни.
Читается очень легко, за что Кингу отдельное спасибо!
intuicia, 17 ноября 2019 г.
Не знаю почему, но я была уверена, что «Роза Марена» будет похожа на «Долорес Клейборн», которая не сильно меня впечатлила. Плюс ко всему, данный роман либо нравится читателям, либо нет, очень мало средних, так сказать – равнодушных отзывов. Примерно как с «Почти как бьюик». Но на пути к освоению всего творчества Кинга, я таки добралась и до этого произведения. Можно сказать, что в этом романе автор использовал почти все свои «фишки и примочки»
Не обошлось без:
Изначально повествование ведется от лица Рози, она 14 лет живет в браке с Норманном – полицейским, который все эти годы планомерно ее унижает, как физически, так и морально. И в один далеко не прекрасный день, она решает от него уйти, а он вернувшись домой и поняв, что она сбежала, да еще прихватила его кредитку, начинает охоту за ней. Ну всё понятно, подумала я, сейчас автор начнет нам изливать все подробности нелегкой женской жизни. И это в какой-то степени так, но есть большой плюс, что в игру вступает Норманн. И мы видим историю, со стороны двух героев. Первый вопрос, который у меня возник в начале чтения: «что же она так долго терпела?» Но автор дает оправдание такому большому сроку. Кто-то с ним согласен, кто-то нет, это уже на усмотрение читателя. Далее по сюжету идет преследование жертвы охотником. У охотника тоже есть свои оправдания от автора. И опять же все это вынесено на суд читателя.
Что касается мистики в этом романе, я не считаю ее лишней. Да и потустороннее развитие событий довольно символичное и финальная развязка в кой-то веки логичная.
Конечно, есть и минусы. Можно было немного сократить «хронометраж». И более развернуто описать линию Норманна. Мне этого не хватило, а в целом книга мне понравилась.
P.S. Так как я читала «Розу Марену» уже после «Мистера Мерседеса», то только сейчас увидела этот момент с повтором маскировки. Так что как показывает практика, для объективных оценок, книги надо читать в хронологическом порядке. У Кинга уж точно.
kirik, 8 апреля 2019 г.
Типичный Кинг — пожалуй так можно было бы в двух словах описать роман. Типичный — это и хорошо и плохо одновременно: качество и слог на высоте, сюжет отчасти простоват, но живой и интересный, все персонажи глубоки по проработке и типично «все с изъяном», но развитие сюжета, увы, схематично в сравнении с другими романами мастера. Прочитав треть уже понимаешь, как и в какую сторону пойдет развитие сюжета — не конретные сцены, а скорее эмоциональный накал и понимание «сейчас шаг вперед, потом будет два назад...» и так далее. Нет, роман не портит в целом, но по-моему это скорее негативная черта.
Нахваливать роман не вижу смысла, эта книга не откроет «новые грани», но и не посрамит автора. Один совет — если в ближайшем прошлом читали произведения Стивена, то лучше отложить этот роман на потом.
Лемурик, 12 января 2019 г.
Многие годы был самым обожаемым у Кинга! Сколько народу я заразила этим романом))) Перебил первенство 11/22/63.
Сараби, 28 марта 2017 г.
У Кинга прекрасно получилось то,что не дано большинству авторов мужского пола — у него прекрасно получилось написать историю от лица женщины.И не просто какой-то там обычной ничем не примечательной особы, а женщины с непростой судьбой. Той, кого постоянно избивает супруг. Меня поразило как хорошо Кинг понимает женскую психологию. Очень реалистично описаны чувства Розы, её затравленность и постоянное чувство страха.
Страшная ли эта книга? Безусловно! И дело тут не в каком-нибудь демоне, призраке и тому подобном. Само по себе домашнее насилие — это очень страшно. И зачастую уйти от мужа-садиста очень сложно,если не невозможно.Нужна либо большая сила воли, либо хороший толчок. Об этом,собственно говоря, книга.Мне было очень интересно наблюдать за трансформацией Розы, как из забитой серой мышки она смогла превратиться в уверенную в себе и свои силы женщину.Роза учиться снова быть самостоятельной, экономически независимой женщиной, находит себе работу по душе и новую любовь.
Завораживает и мистическая часть романа. История волшебной картины и странной женщины в мареновом хитоне интригует. Хочется побыстрее узнать кто же она такая и чем поможет Розе.
Кинг в своем произведении показывает что никогда не поздно начать жизнь с чистого листа. И это правильно на мой взгляд!
lastVictim, 21 февраля 2017 г.
Сколько я читаю книги Кинга, столько же не понимаю, почему его все зовут королём ужасов? Книги у него хороши, шикарные, интересные, захватывающие. Но страшные? Нет. Ни разу я не испытывала страха читая его книги. Ни разу. Напряжение — да, но не страх. Может я такая странная, а с жанром в котором пишет Стивен Кинг все хорошо? От фильмов в этом жанре я с ума схожу от страха, бывает прячусь под одеяло после их просмотра. А от книг Кинга нет.
«Роза Марена» потрясающая книга. Я за половину дня её прочитала и почему-то больше всего в книге мне понравился Пролог. Он такой насыщенный, напряжённый, весь такой красочный и вызвал бурю чувств: ненависть к Норману, жалость к Рози и я мгновенно оказалась в её шкуре, будто перенеслась из своего дома в её дом и тело. Автор потрясающе передал атмосферу, автор хорошо поддерживал её на протяжении всей книги.
Конец книги удивил, я ожидала море крови, ну или хотя бы слез. Хороший конец, я довольна им.
Спасибо предыдущему комментатору: я увидела ваш комментарий и он меня подтолкнул к тому, чтобы я прочитала эту книгу.
baron501, 10 ноября 2016 г.
Роман понравился. Прочитал я его очень быстро, погружение в книгу прошло замечательно. Очень проникся судьбой главной героини, а зная, что мистер Кинг в прошлом не очень жаловал Хэппи-Энды, до последней страницы сопереживал судьбе Рози в её нелегкой борьбе с жестоким реальным миром, в который она попала из ещё более адского места(семейная жизнь в браке у всех разная). Настоятельно рекомендую читать Розу Марена, особенно девушкам или женщинам, находящимся в браке, который дал трещину...ну и всем остальным поклонникам творчества Мастера.
tapok, 16 июня 2016 г.
Кинг – писатель разноплановый. В его арсенале есть мистические истории, реалистичные триллеры, фэнтезийные романы. Однако на этом список не заканчивается. Есть у него, если можно так выразиться, женские сентиментальные произведения. В какой-то мере к ним относится «Долорес Клэйборн». «Роза Марена» («Маренова роза») располагается где-то рядом.
С первых же страниц главная героиня – Рози – попадает в сложную жизненную ситуацию. Её избивает (это еще мягко сказано!) муж – Норман. После определенного события (хотя точнее будет – после не вполне адекватного события) Рози решается кардинально изменить жизнь. Почему она терпела так долго? Или почему она вообще терпела? Что позволяло Норману быть таким жестоким? Все эти вопросы раскроются, но не сразу.
В плане сюжета всё очень просто. Есть два плана повествования – Рози и Норман. Одна скрывается, другой разыскивает.
Хотелось бы поговорить немного о персонажах.
Рози. Этот персонаж имеет явное развитие, причем в геометрической прогрессии. Вряд ли подобное может не радовать. Однако Рози совершенно не вызывает сочувствия и сострадания. Скорее уж жалость. В происходящем она может винить Нормана, но у любой ситуации всегда два виновных. И Рози занимает равное положение, как и её муж.
Норман. Совершенно неадекватный персонаж с садистскими наклонностями. Развития у него нет, зато есть деградация. Казалось бы – прекрасная возможность прочитать про становление маньяка. Но первые главы внушают только раздражение и негатив. По мере того, как Норман становится всё более асоциальным и невротичным, становится интереснее читать. Хотя бывали маньяки и поинтереснее (возможно, я говорю так из-за того, что нахожусь под впечатлением от цикла про Ганнибала, который совсем недавно прочитал).
Билл и Анна. Хоть эти персонажи и не главные, хоть они действуют рядом, но не вместе, они мне понравились. Анна сильная, а Билл оказался чувственным и душевным. Ну хоть кто-то понравился среди героев. И на том спасибо.
Теперь об откровенных минусах. Как я говорил выше, линия Нормана – провал. Второй минус – это излишняя затянутость книги. Ранее я читал только короткие романы Кинга, самыми длинными произведениями (исключая ТБ) были, пожалуй, «Кристина» и «Мёртвая зона». «Роза Марена» мне показалась неоправданно растянутой. Множественные повторы, соскок на внутренний мир героев (сумбур и вялость). Третьим минусом является подсюжет с картиной. Я нормально перенес
Заключение: без мистической составляющей я бы поставил этому роману твердую 8, может быть, даже 9. Но мистика, притянутая за уши, заставляет снять целый балл. Ведь Кинг умеет писать в жанре реализм, очень даже умеет! «Роза Марена» — неплохая книга, не лучшая, конечно, но и не полный провал.
Nexus, 6 июня 2016 г.
Если бы меня спросили, почему я долгое время обходил стороной книгу Стивена Кинга «Роза Марена», то я бы не смог точно ответить на этот вопрос.
Хотя если подумать, то одной из причин (пускай она и звучит глупо) я бы назвал иллюстрацию художника Д. Дучака (девушка с розой на фоне волн и скал), которую издательство «АСТ» исправно помещало на обложках изданий романа вплоть до 2015-го года.
Дело в том, что данное изображение всегда наводило меня на мысль о том, что внутри книги меня будет ждать сугубо мелодраматическая история (несмотря даже на имя ее автора).
Сейчас, наконец-то осилив роман, я понял, что мои опасения были беспочвенны, так как несмотря на то, что романтика в произведении Кинга все же присутствует, она не играет главенствующую роль в сюжете, который с полным правом можно было бы охарактеризовать весьма популярным в Западных странах словосочетанием «Real Life Drama» (т.е. «драма реальной жизни»).
А все потому, что он рассказывает о женщине по имени Рози Дэниелс, сбежавшей от своего мужа-тирана Нормана и пытающейся начать жизнь заново в другом городе. Однако супруг крайне болезненно воспринимает ее уход и отправляется на поиски Рози, попутно жестоко расправляясь с добрыми незнакомцами, которые помогли ей обустроиться на новом месте и постараться забыть четырнадцать лет несчастного брака.
И именно эти поиски, на мой взгляд, — это лучшее, что есть в романе, а Норман — самый запоминающийся персонаж. Настоящим удовольствием было наблюдать за тем, как он день за днем все глубже и глубже погружался в омут всепоглощающего безумия.
Хотя и остальные герои произвели весьма приятное впечатление. Разве что Билл Штайнер вызвал раздражение своей неспособностью хотя бы попытаться защитить свою любимую, пускай его слабость и была необходима по сюжету.
Очень многие в своих отзывах о книге сетуют на ненужность в ней мистической составляющей, с чем я никак не могу согласиться.
Мне кажется, что без нее «Роза Марена» превратилась бы в обычный, пускай и хорошо написанный, триллер, события которого можно было бы легко предугадать заранее: есть жертва; есть охотник, преследующий ее; рано или поздно он ее настигнет и тогда либо жертва, пересилив страх, даст обидчику отпор, либо охотник свершит свою кровавую месть и покарает беглянку (в общем, получилось бы что-то похожее на фильм «В постели с врагом» (Sleeping with the Enemy, 1991), но только более жестокое).
Тогда как благодаря мистике, а точнее фэнтези, в романе появляется элемент неожиданности и предугадать заранее исход истории становится уже труднее.
Другое дело, что приключения героев в мире Розы Марены были нарисованы довольно блеклыми красками, из-за чего не произвели какого-то большого и яркого впечатления (хотя нельзя не признать, что финальная сцена у входа в подземный лабиринт получилась весьма впечатляющей).
Пожалуй еще одним фактором побудившим меня снизить оценку книге является ее затянутость.
Правда, положа руку на сердце, я не смог бы назвать откровенно лишние эпизоды. Однако сократить некоторые из них определенно стоило бы.
Таким образом, «Роза Марена» — это не лучший, но и не худший роман Мастера, весьма достойный прочтения.
Хотя бы для того, чтобы в очередной раз убедиться в том, что самые ужасные монстры живут не в фантазиях людей, а в их сердцах.
P.S. Очень часто, совершая свои преступления, Норман напевал (на свой лад) песню Ширли Эллис «The Name Game», которой посвящена одна из сцен в десятом эпизоде второго сезона сериала «Американская история ужасов» (American Horror Story, 2011-).
Кстати, этот эпизод так и называется — «The Name Game» («Поиграем в имена»).