fantlab ru

Виктор Шендерович «Соло на флейте»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Соло на флейте

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

В руки психиатров попадает Сергей Сырцов, вроде бы самый обычный пациент. Плачет и сокрушается, что ничего не получилось. Но при этом исполняет голосом Первый концерт Чайковского. К тому же слишком много знает для необразованного уборщика в метро. Неудивительно, что врачи на всякий случай сообщают о пациенте в компетентные органы. Компетентные органы быстро выясняют, что родился фигурант возле космодрома Байконур, в конце пятидесятых. Дело вполне может касаться вопросов государственной безопасности, а потому следует разобраться, кто он таков, этот Сырцов. Тем более, ему за каким-то дьяволом срочно потребовалась флейта...

Примечание:

В 2015 повесть вышла отдельным иллюстрированным изданием. Художник — Денис Лопатин.


Входит в:

— журнал «Полдень, XXI век'09», 2012 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Соло на флейте. Конец света в диалогах и документах
2015 г.

Периодика:

Полдень, XXI век'09
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть. Очередная вариация на тему преддверия конца света и на что мы готовы, чтобы его предотвратить. Радует наличие в повести современных реалий, таких как фейсбук, Олимпиада 2014, Путин и прочее. И от того, что это не далекое будущее, или прошлое или что-то параллельное, далекое и непонятное, а от того что это наше родное, близкое и современное повесть становится ближе, милее и роднее.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление — читабельно. И даже более того.

Удивление потому, что форма реализации — мягко говоря, неуместная: сплошные диалоги без каких-либо (даже фрагментарных) пояснений к мизансценам, с редкими вкраплениями имитаций новостных лент.

НО. Масса всяческих — не просто смешных — ржачных реплик, фраз, оборотов и т.п. Лучше всего исполнялось бы со сцены, в качестве эстрадной буффонады:

*** «…От глупости плачет, от насилия теряет сознание.

— Его там бьют у вас, что ли?

— Нет, что вы! Уже нет…»

*** «…Да тут не Господь, отец Силантий. Тут какая-то хрень из космоса.

— Всякая хрень от Господа. Будем молиться. А что говорит ваша наука?

— Наука уже молится, отец Силантий…»

*** «…Перевести в пансионат, любить, выполнять желания! Он вообще по жизни чего хочет?

— Гармонии.

— Так купите ему гармонию! Я за вас соображать должен?..».

***

Со сцены пойдёт — просто на «ура». Ну, если матерок подчистить. И завершение у текста — убойное, в стиле мэтров эстрады: Задорнова, Жванецкого, Горина. Мудрое завершение. Прямо — готовый сценарий радиоспектакля.

***

Намеренно не затрагиваю проблематику самого автора. Это — вообще отдельная песня, и прямого отношения к данному конкретному тексту — не имеет

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Сырцов — выходец из Казахстана, несмотря на свою вроде бы русскоязычную фамилию. Но попал он в поле зрения российских спецслужб вовсе не за это несоответствие. А потому, что утверждал, якобы он является тайным агентом инопланетной цивилизации из галактики Бэ-Моль, посланным на Землю, чтобы на месте разобраться, достойны ли люди жить в Большой Вселенной Разума. К сожалению, ответ оказался отрицательным.

Диалоговая форма — весьма тонкий вид изложения сюжета любого произведения. Тут нужно четко соблюдать не только его развитие во времени, но и в лицах — чтобы читатель не перепутал, кто и что конкретно говорит. Виктору Шендеровичу это удалось «на ять». Правда, для этого пришлось включить в текст несколько недиалоговых вставок — выдержек из официальных документов и сообщений от СМИ. Но они общей идеи не портят, а только ее подчеркивают, ибо тон произведения намеренно взят иронично-шутливый. Потому что только так можно довести до читателя неприятные вести, не расстроив его при этом. А то, что новости будут именно неприятными, ясно каждому без подсказки автора: ведь, инопланетяне — слишком утонченная в своей морали раса, на дух не переносящая разного рода извращения. А этих извращений в нашей действительности куда больше, чем пристойностей. Поэтому ответ получился отрицательным. Это значит, что Землю, скорей всего, стерилизуют излучением в тональности си-бемоль — не выживет никто.

Забавно следить за тем, как спецслужбы меняют свое мнение о герое от «типичного психа» до «уважаемого посла». Как говорят в верховных кулуарах, «чтобы подняться по карьерной лестнице, необходимо вначале опуститься и лизнуть зад начальника». Только вот инопланетный посол не обладает психологией и моралью большого начальника — он работает по совести. И прекрасно представляет себе несоответствие человеческого общества межзвездным стандартам. Мы абсолютно ВСЁ делаем неправильно — радио, телевидение, искусство и литературу, политику и личностные взаимоотношения. Куда ни кинь — везде клин, а то и два. Если б мы не вышли в космос, нас бы, наверное, не тронули. Но полет Гагарина сказал нашим «братьям по разуму» многое — в первую очередь, что другие цивилизации могут заразиться от нас нашей болезнью. Ведь всё плохое всегда заразно, причем ОЧЕНЬ. Так что дорогу к иным планетам людям нужно как можно скорее перекрыть.

Тут повесть меняет жанр, переходя в разряд острых социально-политических сатир. И начинает «открывать» нам глаза на все текущие недостатки. Мы и сами их знаем, но по разным причинам «замылили» свои глаза и перестали возмущаться.

Из памяти невольно всплывает давний анекдот. Два червяка — молодой и старый — взбираются на верх навозной кучи. Молодой с восторгом спрашивает старого: «Мама, а что это такое зеленое-презеленое вокруг нас?» — «Это трава, малыш. По ней можно ползать и лежать, греясь на солнце.» — «А что это такое синее-пресинее над нами?» — «Это небо. По нему можно летать, словно птица.» Молодой червяк надолго задумывается, а потом спрашивает: «Мама, а почему же тогда мы до сих пор живем в говне?»

Вот и у инопланетных друзей из Бэ-Моль возникает такой же самый вопрос. Если люди не знают на него ответ, им уже никто не поможет. Значит, нужно начинать «сеять доброе и вечное» сызнова, с самого нуля. Печально, что это понимают все, за исключением нас самих. Повесть, несмотря на свою иронию, предупреждает нас «о несоответствии». Ее автор дает человечеству еще один шанс — до тех пор, пока не подрастет новый агент по имени Альмир.

-------------

РЕЗЮМЕ: полушутливая, полусерьезная притча о несоответствии земной цивилизации идеалам разумного и доброго. Лично меня очень печалит тот факт, что хорошее всегда нужно отстаивать и беречь, в то время как плохое всегда находит себе дорогу самостоятельно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

ШЕНДЕРОВИЧ. СОЛО НА ФЛЕЙТЕ.

Формально — фантастика. Номинально — крик души либерала в современной России. По форме — диалоги. Даже не пьеса, а просто диалоги с эффектом слуховых галлюцинаций.

Картинки даже более провокационны , чем текст, так как изображённых персонажей можно узнать.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Планета Ка-Пэкс в российских реалиях и со всеми отягчающими. Прямо верится, что всё было бы именно так!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх