FantLab ru

Артур Конан Дойл «Знак четырёх»

Знак четырёх

The Sign of The Four

Роман, год; цикл «Шерлок Холмс»

Перевод на русский: М. Литвинова (Знак четырёх), 1966 — 80 изд.
Н. Облеухов (Знак четырёх), 1996 — 1 изд.
В. Михалюк (Знак четырёх), 2009 — 4 изд.
Н. Романов (Знак четырёх), 2011 — 1 изд.
Перевод на украинский: В. Панченко (Знак чотирьох), 2010 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 254

 Рейтинг
Средняя оценка:9.03
Голосов:2317
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Действие разворачивается в 1888 году. Лондон. Молодая, напуганная гувернантка Мери Морстен обращается за помощью к Шерлоку Холмсу с двумя загадками. Первая касалась исчезновения ее отца 10 лет назад, через несколько лет после которого она стала получать по почте редкие жемчужины от неизвестного покровителя. Наконец, таинственный благодетель просит девушку о встрече. Однако встреча Мэри с незнакомцем поднимает лишь новые вопросы у Холмса, а у Мэри вызывает еще больший страх и подозрения. Но непредвиденные трудности не только не смущают гениального сыщика, но еще больше разжигают его спортивный азарт. Необходимо распутать запутанный клубок преступления, где сплелись воедино спрятанное сокровище, жадность, месть и внезапная смерть.

Примечание:


  • Во многих изданиях «Знак четырёх» относят к повестям.

  • По мотивам «Скандала в Богемии» и «Знака четырёх» снят фильм режиссёра Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.

  • Входит в:


    Экранизации:

    «Приключения Шерлока Холмса: Знак четырех» / «Sherlock Holmes and the Sign of Four» 1983, Австралия



    Похожие произведения:

     

     

    
    Шерлок Холмс
    1927 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
    1966 г.
    Знак четырёх
    1975 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1977 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1981 г.
    Знак четырех
    1981 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1984 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1984 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1984 г.
    Дюпен, Холмс и другие: Зарубежный детектив XIX в. / Эрих Кестнер. Эмиль и сыщики
    1990 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1990 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырёх. Приключения Шерлока Холмса
    1990 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе. Том 1
    1991 г.
    Красным  по белому
    1991 г.
    Собрание сочинений 10 томах. Том 1
    1991 г.
    Собрание сочинений в 8 томах. Том 1
    1991 г.
    Знак четырех. Знатный холостяк. Тайна Боскомской долины. Берилловая диадема. Одинокая велосипедистка
    1992 г.
    Собрание сочинений 8 томах. Том 1
    1992 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
    1992 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
    1992 г.
    Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
    1992 г.
    Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1
    1992 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырёх. Собака Баскервилей. Приключения Шерлока Холмса
    1992 г.
    Бейкер-стрит, 221-б
    1993 г.
    Весь Шерлок Холмс: Дебют
    1993 г.
    Избранное. Том 1
    1993 г.
    Собрание сочинений. Том 1
    1993 г.
    Собрание сочинений в десяти томах. Том 8
    1994 г.
    Золотой жук
    1995 г.
    Конан Дойль. Сочинения в 3 томах. Том 1
    1995 г.
    Собрание сочинений в 13 томах. Приключения Шерлока Холмса
    1995 г.
    Красное по белому. Знак четырех
    1996 г.
    Сочинения в двух томах. Том 1
    1996 г.
    Приключения Шерлока Холмса. Повести и рассказы
    1997 г.
    Шерлок Холмс
    1997 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырех. Приключения Шерлока Холмса
    1997 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    1998 г.
    Приключения Шерлока Хомса
    1998 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    1999 г.
    Сочинения
    1999 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2000 г.
    Собака Баскервилей
    2000 г.
    Шерлок Холмс
    2000 г.
    Знак четырех
    2001 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырех. Рассказы
    2002 г.
    Знак четырех. Этюд в багровых тонах. Приключения Шерлока Холмса. Возвращение Шерлока Холмса. Собака Баскервилей
    2003 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2003 г.
    Знак четырёх
    2004 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2005 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2005 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2005 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2005 г.
    Остров сокровищ
    2007 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2007 г.
    Полное собрание произведений о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2007 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2007 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2007 г.
    Приключения Шерлока Холмса (подарочное издание)
    2007 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2008 г.
    Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
    2009 г.
    Знак четырех. Записки о Шерлоке Холмсе
    2009 г.
    Мистер Шерлок Холмс
    2009 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2009 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2009 г.
    Собака Баскервилей
    2009 г.
    Классические кошмары
    2010 г.
    Гениальный сыщик Шерлок Холмс
    2010 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2010 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2010 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырех
    2010 г.
    Записки о Шерлоке Холмсе
    2011 г.
    Знак четырех. Тайна отца Брауна
    2011 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2011 г.
    Собака Баскервилей
    2011 г.
    Собрание сочинений в 10 томах. Том 1
    2011 г.
    Шерлок Холмс
    2012 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2012 г.
    Приключения Шерлока Холмса
    2012 г.
    Этюд в багровых тонах
    2012 г.
    Этюд в багровых тонах
    2012 г.
    Все приключения Шерлока Холмса
    2013 г.
    Знаменитый Шерлок Холмс
    2013 г.
    Весь Шерлок Холмс
    2013 г.
    Знак четырех
    2013 г.
    Полное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе. Том 1
    2013 г.
    Собрание сочинений в одной книге
    2013 г.
    Этюд в багровых тонах. Знак четырех. Долина страха
    2013 г.
    Знак четырех
    2014 г.
    Возвращение Шерлока Холмса
    2015 г.
    Возвращение Шерлока Холмса
    2015 г.
    Знак четырёх
    2015 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2015 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2015 г.
    Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
    2015 г.
    Шерлок Холмс. Лучшие повести и рассказы
    2015 г.
    Возвращение Шерлока Холмса
    2016 г.
    Знак четырех. Забытый Шерлок Холмс
    2016 г.
    Знак четырёх
    2017 г.

    Аудиокниги:

    Знак четырёx
    2009 г.
    Знак четырех
    2011 г.
    Знак четырех. Собака Баскервилей
    2011 г.
    Повести и рассказы о Шерлоке Холмсе
    2012 г.

    Издания на иностранных языках:

    Sherlock Holmes: The Complete Stories
    2006 г.
    (английский)
    Пригоди Шерлока Холмса. Том І
    2010 г.
    (украинский)




    Доступность в электронном виде:

     

    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение , 18 июля 2017 г.

    «Знак Четырёх — Джонатан Смолл, Мохаммед Синг, Абдулла Хан, Дост Акбар».

    Запутанная история о сокровищах Агры никогда почему то не была моей любимицей, ни в форме литературного первоисточника, ни в различных экранных воплощениях. Почему так, можно только гадать, и повторное ознакомление в нынешнем возрасте не позволило мне пролить свет на собственные тараканы. Я отчётливо ощущаю, что здесь чего-то не хватает, а чего — упорно понять не могу.

    Всё вроде бы неплохо — великолепный, одновременно расчётливый и страстный Шерлок Холмс, как никогда демонстрирующий (tout à coup!) знания литературы, философии и политики, отсутствие которых заподозрил ранее доктор Уотсон. Колоритный Этелни Джонс, не совсем обычный образ Смолла и его соратников, закрученный сюжет — всё на месте. Хотя, конечно, главное — это сам образ Холмса, противоречивый и этим наиболее привлекательный. Ради него, собственно, ты и читаешь «The Sign of The Four», любуясь проявлениями дедуктивного метода (впрочем, здесь уже не столь ярко выраженного) и чисто человеческого сочувствия к судьбе преступника, пусть даже и не такого-уж кристально чистого и честного человека.

    Конечно, слабым моментом является романтическая привязанность доктора Уотсона, которая описана весьма посредственно и с нотками классического романтизма, смотрясь в этой повести немного нелепо. Но уж ладно, Конан Дойл хотел его женить, нам жалко, что ли? Но своей некой ненатуральностью мне всё это напомнило не слишком любимый «The White Company».

    А так вроде бы и зацепится не за что: читается хорошо, хороший тандем Холмса и Ватсона, колоритные люди на втором плане — всё в норме. Но чего же мне не хватает, клянусь Богом?!

    Оценка: 8
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение , 19 июня 2017 г.

    — Что сегодня, — спросил я, — морфий или кокаин? Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. — Кокаин, — ответил он. — Семипроцентный. Хотите попробовать?

    Как-то с подругой обсуждали британский сериал «Шерлок». Она не относится к тем людям, что безумно фанатеют, нет все обстоит наоборот. Ну вот в ходе нашего разговора переключились на первоисточник. Не скрою, что творчество Дойла откладывала постоянно, хотя дома стоит увесистый томик, которым и прибить можно. Хоть я и отвлекаюсь от основной мысли, просто я хочу немного воссоздать ту обстановку, которая в конечном счете и подтолкнуло взять книгу в руки. Короче слово за слово, она мне в красках описала все что можно, и речь зашла об книге «Знак четырех». Она пыталась читать на английском — не зашло, отдала книгу мне, хотя по моим знаниям английского можно разрыдаться. И вот, наконец-то, я взялась за «Знак четырех». Подруге не зашло на английском, мне даже на русском было тяжеловато.

    «Знак четырех» начинается весьма специфично. Не могу сказать, что была удивлена, но как-то странно. И с момента начала расследования, не стыдно признаться — стало скучно. Вот как-то так. Начиная с момента, как девушка рассказала про свой загадочный случай и до конца сей истории. Шерлок, как всегда, обо всем догадался, а остальные извольте сами решайте.

    Проблема в том, что сюжет не цепляет. Прочитала и забыла. Пытаюсь воссоздать картину, но не могу. Вспоминаю лишь урывками. Могу сказать, что чисто английская литература имеет в себе некоторую особенность. Не могу сказать какую именно, просто когда беру в руки книги английских авторов — это чувство просыпается.

    В целом же, «Знак четырех» слабее первой книги цикла приключений Шерлока. Да и «Этюд в багровых тонах» оставил куда больше воспоминаний и эмоций, чем вторая часть.

    Оценка: 7
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 20 апреля 2017 г.

    Предлагаю Вашему вниманию лучшую более динамичную и захватывающую повесть. “Знак четырех” имеет сложный сюжет: тайна над тайной, куда более загадочная и трагическая — это был настоящий лабиринт, в котором человек, не наделенный такими исключительными способностями, как Шерлок Холмс, непременно бы заблудился, потеряв всякую надежду когда-нибудь найти выход. Развязка тайны скрыта в событиях, произошедших в Ост-Индской компании, где четверых каторжников и двух продажных надзирателей связала цепь из смерти, коварства, ненависти и мести. Сокровища Агры легли между ними непреодолимым барьером и принесли своим владельцам только несчастья: один был убит из-за них, другой жил всю жизнь под бременем вины и трясся от страха, а другим принесли пожизненную каторгу.

    Кто бы мог подумать, что на таком фундаменте появится трогательная история любви доктора Ватсона. Кроме того, в повести более подробно раскрывается образ Шерлока Холмса, выдавая его человеческие слабости и приближая к читателю: «Наркотики вредят здоровью. Но зато Холмс открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание»... «Быстрым движением он вынул из кармана лупу и сантиметр и, приблизив свой острый тонкий нос к самой обшивке, стал внимательно изучать каждый миллиметр. Его глаза, блестящие, глубоко посаженные, напоминали глаза хищной птицы. Так быстры, неслышны и вкрадчивы были его движения, точь-в-точь как у ищейки, взявшей след. Каким бы страшным преступником он мог бы быть, если бы направил свой талант и свою энергию не в защиту закона, а против него».

    Действие разворачивается в 1888 году. Лондон. Сентябрь. Стояла отвратительная погода. Огромный город окутывала плотная пелена тумана, то и дело переходящего в дождь. Мрачные, грязного цвета тучи низко нависли над грязными улицами. Фонари на Стрэнде расплывались дымными желтыми пятнами, отбрасывая на мокрый тротуар поблескивающие круги. Освещенные окна магазинов бросали через улицу, полную пешеходов, полосы слабого, неверного сияния, в котором, как белые облака, клубился туман. В бесконечной процессии лиц, проплывавших сквозь узкие коридоры света, — лиц печальных и радостных, угрюмых и веселых, — чудилось что-то жуткое, будто двигалась толпа привидений. Как весь род человеческий, они возникали из мрака и снова погружались во мрак.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Молодая, напуганная гувернантка Мери Морстен обращается за помощью к Шерлоку Холмсу с двумя загадками. Первая касалась исчезновения ее отца 10 лет назад, через несколько лет после которого она стала получать по почте редкие жемчужины от неизвестного покровителя. Наконец, таинственный благодетель просит девушку о встрече. Однако встреча Мэри с незнакомцем поднимает лишь новые вопросы у Холмса, а у Мэри вызывает еще больший страх и подозрения. Но непредвиденные трудности не только не смущают гениального сыщика, но еще больше разжигают его спортивный азарт. Необходимо распутать запутанный клубок преступления, где сплелись воедино спрятанное сокровище, жадность, месть и внезапная смерть...

    Приятного чтения!

    PS: «Никогда не берите то, что принадлежит другим или никогда не бери все, потому что тогда будут искать, а если взять часть, то искать не будут».

    Оценка: 10
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение , 7 февраля 2017 г.

    Честно говоря, даже интересно, как это наши экзальтированные адепты культуры и нравственности ещё не добрались до этого романа и не попытались его запретить, а то и сжечь. Вот открываешь первую страницу: известный Шерлок Холмс, герой «произведения для юношества» делает себе укол наркотика, да ещё и рассуждает, как они полезны для его разума. Вот так вот. Конечно же, автор просто углубляет харизматичность героя, делает его более интересным для взгляда читателя (вот и некоторые нормы общества ему не придел); да опиум с кокаином, их действия на человека, для того времени представлялись немного иначе. Но попадись всё это на взгляд культурных кликуш из разряда тех, что годны лишь запрещать и устраивать разного рода акции, и не видать бы нам «Знак четырёх» – изъяли бы из библиотек как пить дать. Как же хорошо, что «истинные ценители культуры и морали» книг практически не читают…

    В отличие от «Этюда в багровых тонах» эта вещь была для меня куда как ровнее, по крайней мере, там не было такого спада, такой разницы как меду первой и второй частью в «Этюде…». Но, с другой стороны, «Знак четырёх» показался мне более приключенческим, более лёгким и наивным. Нет, он был, конечно, таким же увлекательным, темповым (с таким резвым ритмом, заставляющим глотать страницу за страницей), но при всём при этом напоминал скорее приключения с погоней, романтикой (Уотсон и мисс Морстен) и прочими какими-то такими вещами снижающими накал тайны и тревоги. Да были лёгкие готические вкрапления наподобие описаний туманного Лондона, поместья в лунном свете и, конечно же, злого уродливого туземца. Но, в целом, всё было наивней и легче чем в «Этюде…» – я не могу отделаться от этого ощущения. Были и несостыковки, как, например, простреленное плечо Уотсона в «Этюде…» превратилась в простреленное колено здесь. Но читать было интересно и увлекательно. И написано было так, что роман проглотился (и с большим удовольствием) за пару дней, а могло быть и быстрее, будь у меня больше свободного времени.

    Оценка: 7
    –  [  6  ]  +

    Ссылка на сообщение , 17 января 2017 г.

    Если бы не британская экранизация с Джереми Бреттом, сказал бы, не раздумывая, что роман устарел. Первое, что поражает своей вторичностью и банальностью — история любви Ватсона. «Я люблю вас... как никто никогда не любил!» — а почему, собственно?.. Наш доктор — вполне себе степеннный мещанин, вряд ли способен на такие уж глубокие чувства (вернее — да, способен. Если речь о мужской дружбе. Это вполне себе в викторианском духе, в отличие от приторных нежностей, к-рые мы видим в романе). Да, и глуповатые шутки, вроде «ко мне в палатку заглянул мушкет и я уложил его из двухствольного тигренка» — тоже не добавляют вкуса в эту историю любви. Скорее, наоборот — делают ее совсем уж невыносимой. (В фильме Хэммонда нам предоставляется _самим_ додумать, как развивались — или могли развиваться — отношения Дж. В. и М. М. Что, безусловно, есть гуд!)

    И вообще, всю эту любовную линию Лукьяненко с Буркиным потом отлично выстебали в «Острове». Что как бы символизирует; имеющий уши да услышит ;))

    Второе, что плохо — это вопиющая невостребованность метода дедукции Ш. Х. Он нужен, кажется, только для того, чтобы сделать вывод, куда Ватсон ходил отправлять телеграмму. И насчет часов брата. А собственно в истории с пигмеем расследование занимает оч. малую роль — там больше приходится на шатание по докам в поисках катера + погоню. (Игорь Масленников, между пр., позорно «слил» дикаря — его играет вполне себе белый актер, да к тому же и в пальто с шарфом!! Да, я допускаю, что Смолл мог одеть Тонгу, хотя бы потому что лондонский климат и т.п. — но зритель-то ждет не этого. Зритель ждет жутковатого голого папуаса; ну и где?..

    Нет, бесспорно, были эффектные моменты (дети-беспризорники на побегушках у Холмса — кстати, это ведь у Диккенса напрокат взято. Но — не возражаю; все равно неплохо). Отлично вышел инспектор Джонс — эдакий туповатый боров, совершенно непохожий на народного любимца Лестрейда (= Брондукова), который, при всей его глупости и напыщенности, все же миляга. Но, как показывает практика, полицейские ведут себя (оч. часто!) в духе старины Этелни... Но все это не делает «Знак четырех» детективом — экшн он и в 19 веке экшн.

    Ну а фильм Хэммонда — еще раз повторю — показывает: из индийской экзотики и унылых близнецов Шолто все-таки можно кое-что еще выжать, чтоб смотрелось свежо. Кстати, в советском варианте как раз-таки самое главное — история клада — н е показана. «Не в добрый час я повстречал купца Ахмета и услышал о сокровищах Агры!..» — вот и все. Британская версия, по кр. мере, позволяет нам насладиться колоритным видом Темзы в тумане. Прощанием Мэри с отцом (довольно неплохой, оригинальный режиссерский ход). Ну и, как я уже сказал, открытый финал —

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    отношениям Дж. В. и Мэри только предстоит еще развиваться.
    А Бретт-Холмс — энергичный, легко воспламеняющийся, скандальный и крикливый... Да, таким он и был, великий детектив с Бейкер-стрит. Бретт — не самый лучший Шерлок, но, безусловно, х о р о ш и й.

    Поэтому: книгу рекомендую, но — с оглядкой. Лучше всего «на закуску» употребить фильм — тогда послевкусие будет просто превосходным...

    Оценка: 7
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение , 14 мая 2016 г.

    Сэр Артур Конан Дойл несмотря на то, что не совсем любил своего персонажа Шерлока Холмса, именно им произвёл целую революцию в жанре детективов и во всеобщей литературе вообще. Его приём мышления, сам образ сего легендарного сыщика является одним из самых не то востребованных в масс-медиа и прочем, а одним из тех, кому более всего подражают другие творцы. Что уж там говорить, коль вспомнить, что даже у столь же именитой Агаты Кристи в её персонажах Эркюля Пуаро да Мисс Марпл есть некое зерно того самого английского шарма Холмса, что работает в сочетание с гибким умом и дедукцией. Да, понятно, что Агата создала самобытных героев, тот же Пуаро всё-таки более основывается на психологии подозреваемых, что претит Шерлоку. Но я ведь говорю о том, какой вклад внёс в мировую культуру Конан Дойл своим героем, на которого стремятся походить и живые люди, и придуманные герои...

    Но о чём это я? А о том, сколь сильно мне понравился «Знак Четырёх» — вторая книга из библиографии Дойла, где задействован Шерлок. Атмосфера Лондона, словно сошедшая со страниц макабрических творений Эдгара По, туманы да нагнетающийся саспенс, которые позже перенял в свои тексты Говард Лавкрафт. Это имеется и обволакивает читателя с головой, давая на рассмотрение более чем замечательную историю, связанную с сокровищами, где не так всё просто, как хотелось бы — мистика, приключения, много ходовые планы и динамичные погони. Но главное — конечные аккорды, где главный герой всё «раскладывает по полочкам» и полностью словно уверяет читателя: всё проще, чем кажется... После большинства подобных творений Дойла хочется думать, именно как Шерлок, даже вести себя желается, как он.

    Отличный герой, знакомство с которым в сим произведении продолжается. Само произведение — отличное. И таковых в анфиладе текстов Дойла ещё немало, потому на «Знаке четырёх», который я однозначно рекомендую, лично я останавливаться не собираюсь.

    Оценка: 9
    –  [  1  ]  +

    Ссылка на сообщение , 20 декабря 2015 г.

    Холмс и Уотсон расследуют исчезновение отца мисс Морстен. В ходе расследования они ввязываются в головокружительные погони и драки, находят счастье (каждый на свой манер) и встречаются с не самыми приятными страницами английской истории.

    Хорошее и лёгкое чтение.

    Оценка: 9
    –  [  2  ]  +

    Ссылка на сообщение , 25 октября 2015 г.

    Значительно лучше первого романа. История сокровищ открывается перед читателем по ходу действия, постепенно, с каждым следующим шагом Холмса всё больше и больше, пока наконец в самом конце не вырисовывается вся картина. Просто чудесно! Эх, если бы так же был построен первый роман!

    Любовная линия мне здесь тоже понравилась больше, чем в первом романе («Этюд в багровых тонах»). Более живые, достоверные влюблённые. Да, и здесь деньги играют немаловажную роль. Любовь, как ни крути, и семейное счастье связаны с деньгами и положением в обществе. Но и в этой части решение автора мне понравилось больше, чем почти картонная история любви в Америке из первого романа.

    Пожалуй, на фоне второго («Знак четырёх») первый роман о Шерлоке стоит признать малоудачным.

    Ну, почитаем, что там будет дальше. Возможно, шедевры ещё впереди.

    Оценка: 9
    –  [  9  ]  +

    Ссылка на сообщение , 14 августа 2015 г.

    Есть истории-однодневки на один вечер, которые напрочь забываются уже через неделю после прочтения, а есть и такие, которые, прочитав однажды, забыть уже невозможно, именно к этой уникальной категории относится роман «Знак четырёх», повествующий о втором совместном деле легендарных Холмса и Ватсона. С самого начала расследование окутано ореолом таинственности — загадочное исчезновение капитана Морстена, жемчужины, которые неизвестный доброжелатель присылает по почте его дочери на протяжении 6 лет и старая карта, подписанная непонятным словосочетанием — «знак четырех».

    В описаниях викторианской Англии автор как всегда великолепен, хотя иногда грешит чрезмерным злоупотреблением лондонской топонимикой, перечисляя названия улиц, переулков, особняков и таверн, которые наверняка были хорошо известны его английским современникам, но для иностранного читателя в наши дни всё это звучит если не абракадаброй, то простым набором ничего не значащих наименований. Самой запоминающейся декорацией является описание поместья Пондишери-лодж, в котором произошло преступление, здесь автору удалось создать атмосферу готического романа, передать ужас жертвы и изумление тех, кто её первыми обнаружил.

    Довольно интересным сюжетным ходом показалось введение в основную сюжетную линию романтического элемента. Любовь с первого взгляда, наивные и робкие жесты влюбленных, ощутивших взаимное притяжение — в наше время все выглядит чересчур целомудренно, но для своей эпохи, для чопорной Англии это почти бурная страсть. Интересна возникающая дилемма — раскрыть преступление — значить потерять возлюбленную, а упустить преступника — уронить имидж лучшего друга и лишить бедную девушку выпавшего ей шанса на обеспеченную жизнь.

    Если говорить о персонажах романа, то здесь я нашёл лишь один недочет — образ Этелни Джонса, детектива Скотланд-ярда, который как две капли воды похож на своих коллег из «Этюда в багровых тонах». Непонятно для чего было вводить нового персонажа, ведь если фамилию Джонс заменить на Лестрейд или Грегсон, то читатель даже не заметит подмены. Образы жертвы и злодея, на мой взгляд, получились на порядок ярче благородного мстителя Джефферсона Хоупа и коварных мормонов, с которыми мы познакомились в «Этюде». Здесь жертва преступления, несмотря на порок алчности, может рассчитывать на сочувствие — человек просто оказался не в том месте и не в то время, да и особой вины на нем не было.

    Образ преступника колоритен, но ещё больший интерес вызывает его таинственный сообщник. Злодей получился фигурой неоднозначной — его безусловно можно понять, у него есть своя правда, хотя в отличие от благородного Дж. Хоупа он реальный преступник, на нём кровь невинного человека — его моральный выбор легко осуждать, но каждый читатель обязательно задаст себе вопрос — а как бы я поступил на месте преступника, что бы я выбрал — благородную смерть или жизнь и богатство?

    В качестве главного блюда автор предлагает нам целую россыпь ярких штрихов к портрету Великого сыщика — яркий и запоминающийся образ становится еще глубже и рельефнее. Пристрастие Холмса к наркотикам — это сильный ход, призванный показать, что без серьезного дела детектив просто гибнет, разрушает себя — его настоящий наркотик не морфий и кокаин, а запутанные дела, в отсутствие которых он снимает ломку, прибегая к сильнодействующим химическим препаратам. Мы уже знаем, что Холмс любит играть на скрипке, но вот то, что он сам сочиняет музыку — для меня это было настоящим открытием. Тщеславие Шерлока было хорошо описано еще в «Этюде», здесь же он предстает перед читателем в образе талантливого актера, требующего признания зрителя и наслаждающегося произведенным на окружающих эффектом.

    В этом романе Холмс проявляет себя как всесторонне образованная личность, что очень странно после его признания о том, что он не знаком даже с базовыми знаниями из школьной программы — здесь он демонстрирует знание иностранных языков, цитирует классиков по памяти при каждом удобном случае, видимо, на его «чердаке» места оказалось гораздо больше, чем он изначально считал. В плане криминалистики Шерлок признается в своем неприятии теорий Ломброзо, т.е. он считает что внешность человека ни в коей мере не может свидетельствовать о наличии или отсутствии у него преступных наклонностей — это очень важная деталь.

    Хотелось бы рекомендовать к прочтению этот роман всем читателям независимо от возраста, включая тех, кто неоднократно смотрел по телевизору экранизацию этого романа. Детективная интрига здесь на втором плане — главное, это новые грани образа Великого сыщика, которые по тем или иным причинам не нашли воплощения на экране, а также многим будет интересно ознакомиться с подробной историей жизни главного злодея, рассказанной из первых уст — этот фрагмент текста также остался за кадром, причем совершенно незаслуженно — интересные приключения в экзотической Индии, поиск сокровищ, верность и предательство — даже в отрыве от детективного цикла эта история могла бы читаться с большим интересом.

    Оценка: 9
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение , 7 февраля 2014 г.

    Очень смущает увлечение Холмса наркотиками. Но это единственный минус произведения. Отличный детектив, понравилось, как Холмс вычисляет преступников, аналитический метод Шерлока как всегда гениален. В конце произведения, так же как и в «Этюде в багровых тонах», есть рассказ преступника. Этот рассказ можно воспринимать как отдельное приключенческое произведение. Последняя глава, безусловно, лучшая в произведении. Жалко, что в фильме её почти полностью опустили, и потому мотивы преступления не очень ясны.

    Оценка: 9
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение , 25 января 2014 г.

    Личность Шерлока Холмса обрастает заметными деталями и даже пороками. Ведь как назвать его склонность к «замещению» расследований инъекциями? Видимо во времена автора это не было так фатально. Загадок больше, затруднения дольше, предыстория присутствует. Персонажи колоритные и разнообразные. И ничего не предвещает продолжения: скоро свадьба. К счастью для читателя, еще многое придется узнать о человеке, который сам для себя придумал специальность (единственную в мире!) и его бессменном помощнике.

    Оценка: 10
    –  [  2  ]  +

    Ссылка на сообщение , 13 августа 2013 г.

    Джонатан Смолл — колоритный персонаж. Он выступает в качестве злодея, так как грабит и убивает, но не похож на закоренелого злодея. Беглый каторжник с деревянным протезом вместо ноги — весьма необычный персонаж. Я полагаю, что дружба у Смолла и Тонги была такой же крепкой, как у Холмса и Ватсона, так что Смолл наверняка оплакивал Тонгу.

    Оценка: 10
    –  [  18  ]  +

    Ссылка на сообщение , 10 мая 2013 г.

    Смею заверить, что Холмс не является натурой цельной и лишенной противоречий. И это радует, ибо обычно цельными и непротиворечивыми натурами являются либо откровенные дураки, либо злобные фанатики...

    Шерлок Холмс всячески старается выглядеть человеком, все эмоции и чувства которого подчинены его работе и его методу. Он пытается казаться бесстрастной и бесчувственной машиной, не обращающей внимание на личные качества того или иного человека. Он так стремится подчеркнуть свою сухость и сдержанность, что ворчит на бедолагу Уотсона, который превратил «Этюд в багровых тонах» из серии лекций о дедуктивном методе в нечто сентиментальное. Мол, не могу поздравить вас с успехом, дорогой доктор...

    Вот только бы если Холмса изображали так, как требовал сам Холмс, то уж лучше бы просто написать учебник криминалистики. Но мы то ведь сразу замечаем, что и сам Холмс не лишен некоей сентиментальности, побуждающей его рваться на защиту слабых и обездоленных. И как же замечательно уживаются в нем одновременно и напускная скромность, и на диво похожее на подростковое тщеславие, и откровенные признания в том, что прославленный метод вовсе и не всесилен, что иногда он выезжает за счет счастливого стечения обстоятельств, что его может подвести память...

    И особо хотелось бы сказать о пресловутом невежестве Холмса относительно тех сфер знания, которые не связаны с его основной деятельностью. Мол, даже теория Коперника ему неведома, ибо не влияет на успешность разоблачения преступников. Поэтому весьма занятно наблюдать за тем, когда эта маска сбрасывается, а великий сыщик начинает рассуждать о средневековой керамике и о мистериях, о скрипках Страдивари и цейлонском буддизме, обнаруживая также знакомство с такими авторами как Жан-Поль Рихтер, Буало, Гёте, Флобер или Торо....

    И именно такой противоречивый и непоследовательный Холмс мил нашему сердцу. Он живой, он колеблется и ошибается, он подвержен приступам хандры, он может днями дуться на Уотсона, он может быть то снобом, то шутником, то отважным рыцарем...

    И именно по этой причине «Знак четырех» ( вместе с прочими повестями и рассказами о великом сыщике) является тем произведением, которое стоит неоднократно перечитывать на протяжении все своей жизни. Не ради детективной интриги, которая является вещью одноразовой, а ради новых и неожиданных открытий различных удивительных сторон личности мистера Холмса...

    Оценка: 10
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение , 16 сентября 2012 г.

    Сюжетная ситуация этого произведения немного похожа на случай в предыдущей книги, история преступления начинается черт знает когда. Но в остальном все еще более загадочней и интригующе. Шерлок Холмс все больше удивляет своими методами раскрытия преступлений. Некоторые моменты кажутся на столько запутанными, что уже не понимаешь чем все закончится, имею ввиду ложный след, затянутые поиски «Авроры»... Но вскоре все становится на свои места. Преступник схвачен, история его деятельности разжевана и в рот положена. Очень интересно вставлена в сюжет личная жизнь Ватсона, для меня было неожиданно произошедшее с ним мероприятие... «Знак четырех» получился не хуже, «Этюда..» надеюсь, что все продолжится в таком же духе!

    Оценка: 10
    –  [  14  ]  +

    Ссылка на сообщение , 25 июня 2012 г.

    Вновь откроем эти страницы, и молодая мисс Морстен переступит порог Бэйкер Стрит 221-6, расскажет свою удивительную историю и покажет полученные жемчужины, и повеет на туманных улицах Лондона дальними и экзотическими странами, старыми тайнами и загадками. И снова вместе с Холмсом и Ватсоном будем выслушивать странный рассказ Тадеуша Шолто, идти по следу пропавших сокровищ и кровавому Знаку четырех.

    Это, наверное, самая романтичная история из всех про Шерлока Холмса и не только из-за внезапной любви Ватсона к мисс Морстен. Сколько в этом рассказе Джонатана Смолла киплинговской романтики: затерянная в джунглях крепость, восстание сикхов, сокровища Агры, тайна, верность и предательство, месть, убийство и раскаяние. Сколько в нем страсти и красок: черной восточной ночи, серого камня, яркой зелени и пролитой алой крови. Какой контраст с блеклыми серыми небесами Лондона, моросящим дождем и холодной Темзой! И опять, как «В этюде в багровых тонах», тайные симпатии на стороне, казалось бы, отрицательного героя — за его верность и дружбу. И ничуть не жаль негодяя Шалто, получившего по заслугам за обман и предательство.

    А что же Холмс? Он, как всегда, на высоте. Уж если может великий сыщик по капле воды путем логических выводов доказать существование Атлантического океана и Ниагарского водопада, то что ему разгадать загадку «Знака Четырех«!

    Оценка: 10


    Ваш отзыв:

    — делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу