fantlab ru

Ганс Гейнц Эверс «Паук»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
435
Моя оценка:
-

подробнее

Паук

Die Spinne

Другие названия: Паучиха

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Три человека покончили с собой, останавливаясь в одном и том же номере парижской гостиницы, и смерть их была одинакова – они вешались на крюке, вбитом в оконную раму, там, где переплет образует крест.

Теперь гостиница пустует. Воспользовавшись обстоятельствами, бедный студент убедил полицию, что он может разобраться в этом деле, и поселился в номере, где жил, разумеется, бесплатно – хозяйке гостиницы необходимо было подтверждение, что постояльцам нечего опасаться.

© Е. Перемышлев
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Опубликовано:

Паук / Гейнц Эверс // Ж. Огонек. — 1908. — № 50. — С. [3, 6–7, 10–11, 14]. (Переводчик не указан, художник не указан.)


Входит в:

— журнал «Огонёк 1908`50», 1908 г.

— сборник «Одержимые», 1908 г.

— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.

— сборник «Mein Begräbnis und andere seltsame Geschichten», 1917 г.

— антологию «Creeps by Night: Chills and Thrills», 1931 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— антологию «More Macabre», 1961 г.

— антологию «The 2nd Mayflower Book of Black Magic Stories», 1974 г.

— антологию «65 Great Tales of Horror», 1981 г.

— антологию «Black Water 2: More Tales of the Fantastic», 1990 г.

— журнал «МЭД ЛЭБ / MAD LAB #1, январь 1990», 1990 г.

— журнал «Чёрный журнал № 1 (2), 1991», 1991 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— журнал «Иностранная литература №3, 1992», 1992 г.

— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.

— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.

— антологию «Нити смерти», 1993 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— антологию «Чудеса магии», 1993 г.

— журнал «Смена №11 1995», 1995 г.

— антологию «吊るされた男», 2001 г.

— антологию «Invertebrata Enigmatica: Giant Spiders, Dangerous Insects, and Other Strange Invertebrates in Classic Science Fiction and Fantasy», 2008 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.

— антологию «The Dead Valley and Others: H. P. Lovecraft's Favorite Horror Stories, Vol. 2», 2012 г.

— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.

— антологию «Before Weird Tales», 2013 г.

— антологию «Вусцішны пакой», 2013 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.

— антологию «Арахна. Большая книга рассказов о пауках», 2021 г.


Экранизации:

«La fenêtre» 1970, Франция, реж: Жак Пьер



Похожие произведения:

 

 


Одержимые
1911 г.
Империя мрака
1992 г.
Ужасы
1992 г.
Нити смерти
1993 г.
Возвращение злого духа
1993 г.
Чудеса магии
1993 г.
Одержимые
1995 г.
Том 2. Одержимые. Превращенная в мужчину
1997 г.
Паук
2000 г.
Кошмары
2022 г.

Периодика:

Огонёк № 50. 14 (27) декабря 1908
1908 г.
Чёрный журнал № 1 (2), 1991
1991 г.
«Иностранная литература» №3, 1992
1992 г.
Смена №11 1995
1995 г.

Самиздат и фэнзины:

МЭД ЛЭБ / MAD LAB #1, январь 1990
1990 г.
Вуду
2018 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды
2015 г.

Электронные издания:

Арахна. Рассказы о пауках. Том II
2018 г.
Арахна. Большая книга рассказов о пауках
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Das Gespensterbuch
1913 г.
(немецкий)
Mein Begräbnis und andere seltsame Geschichten
1921 г.
(немецкий)
Die Besessenen
1922 г.
(немецкий)
Creeps by Night: Chills and Thrills
1931 г.
(английский)
Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
More Macabre
1961 г.
(английский)
Creeps By Night
1961 г.
(английский)
The 2nd Mayflower Book of Black Magic Stories
1974 г.
(английский)
65 Great Tales of Horror
1981 г.
(английский)
Black Water 2: More Tales of the Fantastic
1991 г.
(английский)
Паякът
1992 г.
(болгарский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1993 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1994 г.
(английский)
Strange Tales
2000 г.
(английский)
吊るされた男
2001 г.
(японский)
The World's Greatest Horror Stories
2004 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
2008 г.
(английский)
Invertebrata Enigmatica: Giant Spiders, Dangerous Insects, and Other Strange Invertebrates in Classic Science Fiction and Fantasy
2008 г.
(английский)
Nachtmahr - Strange Tales
2009 г.
(английский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume One
2012 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
The Dead Valley and Others, Vol. 2
2012 г.
(английский)
Antología universal del relato fantástico
2013 г.
(испанский)
Before Weird Tales
2013 г.
(английский)
Вусцішны пакой
2013 г.
(белорусский)
PENUMBRAE. An Anthology of Occult Fiction
2015 г.
(английский)
Antología universal del relato fantástico
2022 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ символически обыгрывает тему пагубного пристрастия. Практически все произведения писателей-экспрессионистов, таких как Майринк, Эверс и даже Кафка нужно рассматривать, как жутко мрачные аллегории на пороки и химеры общества.

На рубеже XIX-XX вв (если быть точны, то где-то с 1872 г., после окончания франко-прусской войны) в мире очень скрытно формировалось новое Зло, которое терзает нас по сей день. Наркомания. Ведь в то время в медицине морфий употреблялся повсеместно: от болей различного характера и силы, от меланхолии, от неврастенических состояний и т.д. и т.п. Даже при обыкновенной простуде люди применяли опийные настои, чтобы снять симптомы. Его давали детям. Внутримышечные уколы наркотического анальгетика (как его сейчас называют) морфина гидрохлорида вызывали у пациентов чувство спокойствия, боли отступали, по телу разливалось приятное тепло и нега, появлялась некоторая ясность мыслей, улучшалось настроение, доходившее зачастую до эйфории. В общем, в те времена опиаты считали панацеей от всех бед, и только в начале XX века серьёзно заговорили о пристрастии, граничащем с манией, т.е. — расстройством влечения. Тогда же люди, долго употреблявшие морфин и его производные, стали сгорать как спички. Опий разрушал центральную и периферическую нервные системы, уничтожал печень, вызывал расстройство работы, а в дальнейшем и полный паралич системы ЖКТ. Но даже при таких ужасных последствиях у человека оставалось навязчивое желание употребить снова, сделать очередную инъекцию, т.к. в организме за период употребления наркотика уже произошли труднообратимые изменения. Во-первых — это психологическое привыкание, а во-вторых — физиологическое. После этих формирований жизнь наркомана становится похожа на один большой ночной кошмар: страх физической боли уже сильнее желания получить удовольствие. А если быть точным — то страх и желание в нём соседствуют друг с другом, как две сестры-близняшки. Он уже даже и не отличает, где кончается этот кайф и начинается первобытный ужас. Ощущения становились одним большим фантомом. В конце концов человек резко терял мышечную массу, из тела вымывались все полезные вещества, и наступала смерть. В ряде случаев это была остановка сердца или дыхания. А ещё в ряде случаев наркоман решал добровольно всё закончить сам, не желая дальше влачить такое существование...

Именно этот процесс так красочно и описан в рассказе. Любовь главного героя и его забавы с девушкой из противоположного окна — это влечение к наркотику, которое в какой-то определённый момент просто перестаёт им контролироваться, и вот уже сам наркотик диктует человеку правила игры, исход которой, в общем-то, ясен.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно классный рассказ (спасибо рекомендации Фантлаба). Мистика и детектив в одном флаконе.

В комнату где за последний месяц повесилось уже три человека, заселился студент с целью выяснить, что за чертовщина тут происходит. Нам, читателям, понятно, что как только в тихой и размеренной жизни студента в этой комнате, начнёт хоть ЧТО-ТО происходить, это ЧТО-ТО впоследствии и станет причиной повешения. Концовка классная, но не однозначная. лично у меня такая теория:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в этой самой нехорошей комнате в уголке жил паук. Редкий какой-нибудь, неизученный, завезённый случайно из далёкого заморского посёлка... Ну вот этот самый паук в первую же ночь залезает в рот к спящему, кусает постояльца, и заносит ему в кровь страшный яд, который медленно, но верно вызывает галлюцинации. Затем видения принимают роковой оборот и несчастный вешается на крюку. А паук потом благополучно выползает через рот. Возможно всем трём жертвам являлись разные видения, не только эта Кларимонда.

Кстати, вспомнилось, у меня один знакомый работал в Африке некоторое время, так вот там его укусил паук в ногу. Ну, он его стряхнул, а там красный след от укуса и болит дико. Думал яд какой, пошёл к врачу. Местный лекарь срочно направил его на хирургическую операцию. Говорит этот паук откладывает под кожу крупным зверям свои личинки и они потом вырастают в пауков и выбираются наружу. Ей-богу, он мне даже шрам показывал. Вовремя вырезали. Так что сказка — ложь, да в ней намёк.

Не ходите дети, в Африку гулять:dont:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала рассказ в антологии «Возвращение злого духа».

Удачная форма произведения — дневник — позволяет в лучшей степени прочувствовать главного героя.

Великолепная атмосфера, напряженная и нарастающая с каждой страницей. Автор очень аккуратно подводит нас к финалу, который является (для кого-то неожиданной) кульминацией.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Паук, перекушенный Ришаром (перед смертью) внушает чувство удовлетворения тем, что зло побеждено и женщина-призрак больше не сможет никого убить, т.е. главный герой выполнил свою миссию.

Мистика тонко вплетается в элементы детектива и это выделяет «Паука» из многих других рассказов.

Навряд ли останутся равнодушные.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ... Сюжет выстроен в классическом стиле, великолепная атмосфера. Концовка – для меня – была вполне предсказуема, но удовольствия от чтения не убавилось ни на грамм. Вот так в моем понимании надобно писать мистику...

P.S. Никогда бы не прочитал этот рассказ, если бы не счастливая случайность – увиденный клип Агаты Кристи «Дорога паука», в котором были приведены некоторые цитаты.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По прочтении рассказа осталось чувство огорчения и... опустошения, что ли?.. Я не был готов к такому финалу (особенно если учесть то, что изначально имел неверную установку — эх, лучше б и не читал сначала отзывы), он не оправдал моих ожиданий, что только порадовало. Отличный рассказ, а концовка — просто блеск! Вот так обрубил — и все!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственный рассказ из сборника «Одержимые», который мне понравился:) Интересная задумка, где-то показ женской натуры через образ эдакой Черной Вдовы. И концовка довольно нестандартная. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

О «Пауке» был наслышан давно, в связи с тем, что по мотивам этого рассказа (или повести?) была написана песня группы «Агата Кристи» «Дорога паука». Песня, впрочем, не самая сильная у братьев Самойловых, так что сразу к делу.

Можно сказать, что «Паук» — прямо-таки эталон готического ужаса. Тут и самоубийства, и прекрасная незнакомка, и тонкие намеки на скрытые в глубине психики человека садомазохистские комплексы, и игра на одной из самых распространенных человеческих фобий – арахнофобии, и таинственный монстр в человеческом обличии... Хотя суть рассказа можно выразить двумя словами – «черная вдова». В общем-то, интрига только в том, чем закончится противостояние героя и монстра.

Что цепляет – повествование от первого лица, «вид на безумие изнутри», борьба героя со своим порабощенным подсознанием, детальное описание всех этапов разрушения психики добровольной жертвы. Именно это перерастание романтического интереса в мазохистскую, наркотическую привязанность к странному существу и поднимает этот незамысловатый триллер на уровень общепризнанной классики – как ни как, а женщине не обязательно быть монстром, чтобы свести влюбленного с ума, что и добавляет «Пауку» долю «житейского» смысла.

Ну и вообще – люблю такие истории о проклятых домах и необъяснимых убийствах.

Итог: классический мистический рассказ ужасов как таковой.

Прочитано благодаря теме «10 любимых страшных рассказов.

Оценка рассказу – 9 из 10 (отлично).

Уровень «страшности» — 3 из 5 (может напугать).

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу словами передать всей прелести ощущений, полученных мной во время прочтения рассказа. Неординарный подход к сплетению жанров; ведь нельзя с уверенностью сказать, что это мистика. Работа на грани жанров всегда интересна. В рассказе присутствует некое детективное расследование, история любви и повествование в форме дневника. Всё это вместе напоминает красивый и пышный букет, собранный опытным цветоводом со вкусом.

Меня особо порадовала концовка. Нельзя сказать, что автор не делал намеков на истиного убийцу комнаты. Намеки эти разбросаны по всему рассказу и представляют собой четко сформулированные описания. Я думаю, что целью писателя не была неожиданная концовка, которая прямо восхищает своей неожиданностью. Эвертс мастерски ведет нас к ней и готовит именно к такому завершению. Неожиданностью стал лишь раздавленный паук. И всё таки, Бракемонт разгадал эту череду самоубийств, хотя самому ему от этого не легче.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Слабонервным читать не рекомендуется» -вот такая многообещаюшая надпись (и вполне себя оправдывающая...) подчёркнутым шрифтом присутствует на титульной странице книжечки «Паукъ» (1909-й год, Санкт-Петербург, типо-литография «Евг.Тиле пр.» Адмиралтейский канал,17. Книгоиздательство «Оригинальные новинки»).

Рассказ, конечно, построен мастерски, и в отличии от бесчисленных стандартных историй о привидениях или вампирах, здесь присутствует ещё и визуальная метафора. Особенно выделю два момента. Первый, когда рассказчик разглядывает в деталях занятие, которому придается Кларимонда. Смысл в том, что вроде как речь идёт об обыденном, но именно в этот момент у читателя должна закрадываться мысль об ужасной аналогии («...у нее три окна, но сидит она лишь у того, которое приходится напротив моего. Сидит она там и прядет на маленькой старинной прялке. Я однажды у бабушки видел подобную прялку, но бабушка ею никогда не пользовалась -она досталась ей в наследство от какой-то старой тетки....»). И второй «страшный» момент, когда Ричард Бракмон живописно описывает травлю паука, под влиянием любовных мечтаний угодившего в сети сильной самки крестовика на окне, и встретившего закономерную погибель.

Собственно, поэтому я и думаю, что дореволюционный переводчик был абсолютно прав, назвав рассказ именно «Паук», а не «Паучиха» (что, кстати, придает звучанию немного насмешливый оттенок). Ведь идея вполне может состоять в том, что «паук» -это сам рассказчик и есть, попавший в сети, т.к. с ним он и отождествляется (о чем автор недвусмысленно намекает в данном эпизоде).

Попутно замечу, что старинный перевод показался мне очень достойным. Более того, устаревшее словообразование играет антикварным рассказам ужасов только на руку, добавляя красок. Это тот случай, когда ветхую пыль не нужно стирать с поверхности -иначе можно подпортить ощущение. «Когда полицейский снимал с окна труп сержанта Карла-Марии Шомье, то из открытого рта покойника выполз большой черный паук. Дворник отбросил его щелчком и воскликнул: «Чортъ возьми, опять такая же скотина!».

Итог: классика жанра, ни отнять, ни прибавить.

«Я иду дорогой паука в некое такое никуда, это удивительнейший путь...».(©)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не просто «ужастик». Это заставляет задуматься. Как легко нами всеми манипулировать. Может смотря в окна жизни через мониторы и телеэкраны мы уже давно совершили моральное самоубийство? Может те идеи, за которые мы себя так хвалим, навязаны нам кем-то, а мы просто думаем, что авторское право на них принадлежит нам? А из наших голов, опухших от информации, давно уже вылезает огромный паук под названием...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мистический триллер, классика жанра. В отеле в одной комнате случается три самоубийства подряд, все одинаковые, все в одно время — пятница между 5 и 6 часами вечера — и все какие-то противоестественные — жертвы вешаются на крюке, вбитом в оконную раму совсем невысоко, чтобы умереть, им фактически приходится стать на колени. Одна деталь, которой никто не придает значения — по каждой жертве, когда ее нашли, полз паук. Студент, считающий себя умнее всех, селится в этот номер разгадать тайну, живет там бесплатно и пишет дневник...

Конечно, разгадка тайны вырисовывается довольно скоро, но это может единственный жанр, где предсказуемость почти обязательный элемент — атмосфера роковой необратимости важнее детективной интриги. И она присутствует вполне. Интересна также тема тяги к саморазрушению, из-за которой данное произведение можно рассматривать и в более широком и глубоком смысле. Порадовало также присутствие юмора в начале. Явных минусов или ляпов не заметила. В целом, не шедевр, но достаточно хороший образец жанра.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный образец классической мистической новеллы — атмосфера тревожащей тайны, роковая страсть и страшная кульминация — всё как полагается , и всё на высоком уровне. Одним словом — классика!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ — один из тех, от которого мне действительно стало страшно!

Изложение в виде дневника позволяет самому вжиться в образ этого студента,

а отсутствие диалогов с лихвой компенсируется атмосферой, которая нагнетается

с каждой главой все сильнее и сильнее. Если ассоциировать книгу с каким-либо цветом,

то у меня она сразу вызвала черный и темно-желтый цвета. Впервые я нашел автора, который

задолго до появления на свет СК смог хорошо пощекотать нервы без единой капли крови! Браво!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный образец классической готической литературы. Это небольшой рассказ с загадочной, мрачной атмосферой и главным героем, чьё ироническое повествование мне симпатизирует. Забавно видеть, что он уверен в своей правоте, а затем наблюдать, как он медленно сходит с ума, и в итоге повторяет судьбу прошлых жителей этой злополучной комнаты. Действительно, мне было весьма увлекательно читать про его полубезумное состояние и замечать странности, на которые он не обращал внимание. А эта их игра, несмотря на детскую простоту, показалась мне жутковатой.

Мне также понравилась сцена, где главный герой наблюдал за тем, как паучиха убивает своего самца. Вышла очень хорошая метафора того, что в целом происходит в книге. Жаль, он ничего не понял. Несмотря на отсутствие интриги (вся загадка и так уже понятна с первых страниц), читать было захватывающе, и я всё же надеялась, что главный герой не поддастся соблазну. Увы, увы...

Получился очень классный образ девушки-паучихи, Арахны. На самом деле, про неё практически ничего неизвестно – главный герой даже имени её не знает, и это, наряду с таким удручающим концом, создаёт мистическую атмосферу, ведь мы не знаем, почему всё это происходит. Кто такая Кларимонда, откуда она взялась? На эти вопросы нет ответа, но в этом и кроется особая изюминка рассказа. В целом, это частое явление в подобных классических «ужастиках» – мы не знаем всех деталей.

Рассказ весьма хороший, жаль, что у него нет достойного, красивого издания на русском – я бы очень хотела иметь его на своей полке. Мне кажется, какое-нибудь издательство вроде Рипол-Классик (у них же есть коллекция «Метаморфозы») очень подошло бы этому произведению.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нестандартный рассказ, концовка не разочаровывает. Стиль очень лёгкий, читается приятно. «Паучиха» очень красиво расправляется с ГГ. Применяет НЛП, судя по описанию. Можно рекомендовать для прочтения всем любителям мистики

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх