fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Межевой рыцарь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
3840
Моя оценка:
-

подробнее

Межевой рыцарь

The Hedge Knight

Повесть, год; цикл «Песнь Льда и Огня»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 255
Аннотация:

Маленькая повесть о том, насколько важен наглядный пример для подрастающего поколения. Как из поколения в поколение формируется духовное, нравственное и физическое здоровье. От сира Арлана к Дунку, от Дунка к Эггу...

Даже незначительная мелочь в настоящем может привести к краху или к победе в будущем.

Входит в:

— антологию «Легенды», 1998 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1999 // Повесть

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1999 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Легенды
1999 г.
Ретроспектива II: Стеклянный цветок
2005 г.
Стеклянный цветок
2008 г.
Рыцарь Семи Королевств
2014 г.
Рыцарь Семи Королевств
2015 г.
Рыцарь Семи Королевств
2021 г.
Рыцарь Семи Королевств
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Битва королей
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume II
2012 г.
(английский)
A Knight of the Seven Kingdoms
2015 г.
(английский)
Лицар сімох королівств
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, что некоторым читателям Мартин представляется предсказуемым. Таковым я бы предложил поставить эксперимент: дочитать не прочитанную раньше повесть до середины, а затем попытаться предсказать дальнейшее развитие событий. Иллюзии должны рассеяться.

Берутся же они вот откуда. Во первых, действия персонажей Мартина логичны и психологически достоверны. После прочтения нет никаких сомнений в том, что персонажи в представленных обстоятельствах должны были действовать именно так и никак иначе. Во вторых, Мартин дает многочисленные намеки на то, что произойдет дальше, но его вещи читаются слишком быстро для того, чтобы заметить эти намеки сразу, а кое что становится «очевидным» лишь после того, как действие доходит до того, на что намекалось ранее. Ну и конечно аннотации содержат спойлеры, которые раскрывают часть секретов. И в результате достоинства автора вдруг оказываются его недостатками. Правда таких читателей не так уж и много. Ну и конечно Мартин слишком хорош для посредственных переводчиков. Филигранная точности, выверенность каждой реплики и детали в переводе просто исчезают и порой могут оставить читателя в недоумении относительно того или иного. Мой совет, если такое случилось — постарайтесь уточнить, а как это было в оригинале и в 99% случаев недоумение исчезнет.

Неточный перевод в частности искажает сам характер основного героя. В оригинале Дунк очень хорошо знает свое место и при общении с вышесттоящими, особенно далековышестоящими четко держится дозволенных границ. Небрежность перевода превратила его в этакого рубаху парня ведущего себя с принцем по сути дела вызывающе.

«Межевой рыцарь» повесть по свому уникальная — недостатков у нее практически нет, ну разве что слишком быстро кончается.

P.S. Да, претензии некоторых к геральдике просто нелепы. Это же вымышленный мир, с какого перепугу геральдика там должна соответствовать земной?

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судьба распорядилась таким образом, что книга с историями о Дунке и Эгге попала в мои руки в самый канун Нового года. Лучший новогодний подарок для самого себя придумать было трудно!

Джордж Мартин оказывает на меня какое — то колдовское, магически-завораживающее действие и, если байки о взаимоотношениях кроликов и удавов имеют под собой основу, то тогда я хорошо понимаю кроликов — уже после первых строчек текста смиренно соглашаюсь со своей дальнейшей участью.

У всего на свете есть своя предыстория. И было бы печально, если бы Мартин не поведал нам что-то из истории Вестероса времён правления Таргариенов. Худо ли — бедно ли, но с путанной и многолетней генеалогией Старков, Баратеонов и Ланнистеров благодаря ПЛиО мы знакомы. Но, как бы ни хороша была любимая сага, в ней есть огромный пробел — в ней мало сведений о династии Повелителей Драконов.

Когда-то Дунка подобрал и сделал своим оруженосцем бедный межевой рыцарь. С тех пор его судьбой стала дорога: от одного замка — к другому, от одной войны — до другой. Смерть старого сира Арлана не оставила юному Дунку выбора — ему пришлось присвоить себе рыцарское звание и нехитрые пожитки своего хозяина. А тут ещё и жизнь подкинула ему оруженосца — 10-летнего мальчишку, не по годам смышлённого и нахального, с почему-то наголо обритой головой и называющего себя Эггом.

Всему, что случится с юным Дунком дальше, он будет обязан двум вещам: впитанным от сира Арлана понятиям о рыцарской чести и гримасе судьбы, столкнувшей его с отпрысками королевской династии ( от которых, согласно неписанной народной мудрости, простому люду лучше держаться подальше; тем более, если речь идёт о деградирующих в результате близкородственных браков Таргариенах ). Честь ( неважно — рыцарская или просто мужская ) поставила Дунка пред ликом смерти или увечья. Спасение к нему тоже придёт в облике благородства и чести, в том числе — особ королевской крови.

Но когда это у Джорджа Мартина было всё так просто и прямолинейно? То, о чём шла речь выше — это всего лишь взгляд с одной стороны, в данном случае — из-за плеча Дунка. Есть ещё один ракурс — на этот раз из-за спины истории Вестероса. И вот отсюда видится совсем иное —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трон Семи Королевств лишился достойнейшего наследника — мудрого и благородного Бейелора.

Каковы будут последствия подобного хода событий? Я могу только догадываться. Предчувствия нехорошие. Впрочем, подобные литературные приёмы автора нам уже знакомы по ПЛиО — вспомним, к чему привели страну стремление к чести и блюдению принципов несчастным Эддардом Старком. Парадоксы — любимая игрушка Мартина. Такая игра парадоксами заставляет читателя всякий раз задаваться одновременно риторическим и довольно жестоким вопросом: «Что важнее — жизнь благородного Дунка или судьба королевства, в котором сотни тысяч прочих Дунков?». Решайте сами. О себе могу сказать лишь одно — мои сердце и разум в поиске ответа согласия меж собой не находят.

Своему состоянию магической завороженности я ничуть не противлюсь — это лучший в мире вид психологической зависимости. Плотоядно потираю руки от осознания того, что в запасе у меня есть ещё 2 истории о Дунке.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В те далекие времена, когда ждать Пира Стервятников стало совсем невмоготу, я решился на прочтение рассказа, который к Вестеросу имеет самое прямое отношение. Мы видим его таким, каким он был за сто лет до событий, которые разворачиваются в Игре Престолов. Династия Таргариенов еще у власти, и мы имеем возможность подробнее изучить их историю.

Главный герой — обычный парень Дунк, выбравший себе путь межевого рыцаря. Он решает принять участие в турнире, и Мартин был бы не Мартин, если бы все закончилось просто.

Элементов фэнтези здесь нет. Есть замечательный рассказ, который просто пропитан рыцарским духом.

Герои, действующее в Межевом рыцаре, за эти короткие страницы обретают жизнь. Они не кажутся картонными, одним из них хочется сопереживать, другие вызывают негодование. Как всегда у Мартина, благородный рыцарь может оказаться чудовищем, а бедняк — воплощением рыцарского духа.

Джордж Мартин — настоящий мастер слова. Межевой рыцарь еще одна возможность прикоснуться к миру, который завоевал сердца стольких читателей. Однозначно 10 баллов.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то Мартин упоминал, что любил Толкина, восхищался им и т.д. Так вот, это чувствуется. И местами вдруг натыкаешься (удивительным образом) на с детства знакомые названия: Тирион — теперь это имя умного карлика; Даэрон — у Толкиена был гениальным влюбленным певцом и подлым предателем, тут стал принцем, развратником и алкоголиком, но по сути человеком не таким уж плохим; валар — у Толкина ангелы-стихии, Валарр — у Мартина тоже один из принцев и т.д.

Нет, я не придираюсь. Вполне возможно, что это погрешности перевода. Очень может быть — перевод иногда вообще штука забавная (вспомнилась первая страница «Межевого рыцаря» и то, как старик «пел о тундре»...). Да и в общем-то подумаешь, похожие-созвучные имена. Потому что в сущности это все глупости и мелочи. А важно то, что ты читаешь и понимаешь, что Баэлор Таргариен это чистый Финрод Фелагунд из «Сильмариллиона».

Он по-другому выгляди и зовут его ну совсем иначе. Но это он. И когда он выходит на бой, ты ощущаешь — это Финрод. Но мозг как-то проявляет сострадание и не спойлерит тебе по-поводу его дальнейшей судьбы — Мартин так здорово пишет, так увлекательно, что об этом по сути не успеваешь подумать. А когда дочитываешь, то думаешь — ну точно Финрод. У Толкиена этот эльф был вообще одним из самых положительных персонажей, просто потому что он мужик был хороший. Решил помочь хорошему но бестолковому сопляку, стоящему от него по рангу далеко внизу... Ну и помог. (Сам Дунк чуть-чуть напомнил Станко из «Бастарда» Дяченко, но это так, просто вспомнилось).

При это говорить — а! Мартин плагиатор! как-то глупо и не честно. Потому что по сути это другой персонаж, из другого времени, события с ним происходящие — сходны, но определенно не точно такие, как происходили с Фелагундом. Просто наверное образ архитепичен — сильного, мудрого человека, не боящегося пожертвовать собой ради правого дела или спасения чей-то жизни, ради дела чести. И хотя, да, под такое описание можно набрать еще кучу примеров, потому что оно не совершенно, но вот именно между этими двумя героями какая-то духовно-родственная связь получилась.

А вообще-то да, хочется еще . Чудесная повесть и если уж не роман, то сборник таких рассказов-повестей в реалистично-рыцарском ключе у себя иметь очень бы хотелось. Читается легко и приятно. Моральные облики персонажей не то чтобы более возвышенные... Просто это рыцари. Даже «отрицательные» персонажи по большей части оказались не такими уж сволочами. Кажется, что девяносто лет спустя в том мире рыцарство выродится как класс, останутся моральные уроды в доспехах (за редким исключением) и Нед Старк.

Сравнивать ПЛИО и «Межевого рыцаря» по «интересности» как-то в корне неправильно, потому что здоровенная эпопея на две тыщи с гаком страниц с кучей судеб, интриг, сюжетных линий — это одно. Даже отдельно взятый роман «Игра престолов» — это одно, ибо толстый, длинный, интересный и с кучей персонажей. А «Межевой рыцарь» это другое — довольно спокойная, короткая, вещь, при этом затягивающая и как оказывается местами очень динамичная. Зарисовка, эпизод, несколько дней из жизни. И вот Дунк бродит между палаток, рассматривает гербы и знакомится с различными людьми, торгуется за доспехи, вспоминает старика... и по сути долго ничего не происходит. Точнее происходит обычная человеческая жизнь. И совсем не хочется Мартина в спину пинать — мол, хватит уже размусоливать — ибо читаешь и получаешь удовольствие.

И с ПЛИО в принципе сравнивать нельзя — разные весовые категории.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал, все никак не мог отделаться от впечатления, что я смотрю голливудскую экранизацию неизвестного мне романа Вальтера Скотта. Все эти рыцари с любовным описанием геральдики и титулов, все эти сражения, дружба и храбрость — и вместе с тем ряд типично голливудских штампов жанра.

Вместе с тем впечатления это не портит совершенно — ибо эта виртуальная «экранизация» удалась как нельзя лучше, написано все просто мастерски, так что я прочитал одним махом, хоть и думал почитать минут пятнадцать перед сном. В итоге не мог оторваться полтора часа, пока последнее слово не осело в памяти, не выспался, но остался очень доволен.

Великолепная рыцарская повесть...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только закрыл последнюю страницу этого ШИКАРНОГО произведения! В жанре фэнтези очень сложно найти, что-то лучше. Заслуга Мартина даже не в том, что он создал шедевральный цикл «Песнь льда и огня», а в том,что этот гений пошел еще дальше и создал Вселенную Мира Семи Королевств. Ведь как бы не закончилась основная история цикла, у автора есть много еще чего рассказать читателю о таком жестоком, но в тоже время притягательном мире.

Повесть «Межевой рыцарь» станет любимой для многих поклонников цикла не столько захватывающими приключениями главного героя, сколько из-за описания и традиций династии Таргариенов, о которых мы мало знаем по основным романам цикла.

Сюжет повествует нам историю жизни обычного парня Дунка из Блошиной ямы, который последние несколько лет был оруженосцем и учеником старого межевого рыцаря Арлана Пеннитри. После смерти своего наставника он отправляется на турнир в Эшфорд, чтобы своей силой и отвагой заслужить уважение людей и подтвердить статус настоящего рыцаря. Ну а какой же рыцарь без оруженосца? Конечно никакой! Тут-то на его дороге и встречается маленький лысый мальчуган по имени Эг, который и продолжит путешествие с нашим героем.

Персонажи прописаны Мартином как всегда выше всяческих похвал.

Основной герой Дунк- очень приятный колоритный персонаж. Обладающий недюжинной силой и огромным ростом семи футов,в будущем он должен стать грозой всех рыцарей Семи Королевств.

Эг-лысый и разговорчивый подросток. Кто же это на самом деле, обычный бедный сирота или...?

Принц Баэлор- первый наследник Железного Трона, вот кто меня покорил больше всего.Этот человек всю жизнь следовал честным людским принципам и заслужил уважение всего Королевства.

Аэрион Яркое Пламя, сын Маэкара Таргариена и внук короля Железного Трона -жестокий человек, из-за позорных действий которого и разворачиваются трагические события в этой истории.

Раймун Фоссовей-благородный рыцарь, ставший лучшим другом нашего героя-Дункана Высокого.

Очень интересно было прочитать про рыцарей уже известных нам династий-Ланнистеров, Баратионов и др.

В этом произведении мы увидим много приключений, захватывающих боевых сцен и конечно интриг.

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Межевой рыцарь» — мой первый опыт знакомства с Мартином и весьма удачный.

Герой, эдакий деревенский дурачок, внезапно оказывается вовлечен в водоворот событий, которых не понимает и становится причиной трагедии в королевской семье.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Его маленький лысый оруженосец оказывается принцем, сбежавшим от родных. Однако далеко не все принцы также благородны, как и его маленький помошник.
Во время рыцарского турнира ГГ Дунк, или сир Дункан Высокий, как он сам себя именует, понимает, что не все оказываются рыцарями на деле. Большинство из них лишь разодетые заносчивые лорды. Читатель смотрит на мир рыцарей изнутри, глазами человека, который является частью этого мира, следуя идеалам рыцарства и оставаясь верным себе. И в тоже время низкое происхождение мешает ему добиться признания, ведь он всего лишь межевой рыцарь, чуть больше, чем обычный наемник. Турнир изображен реалистично, нет никаких сопливо-слезливых сцен. Здесь и грязь и кровь, и радость победы и боль поражения, и праведный гнев, вызванный бесчестным поступком.

Все герои выглядят очень правдоподобно, особенно впечатлили принц Баэлор, его брат и племянник, который несмотря на высокое происхождение, вырос редкостным ничтожеством.

Вообще мне понравилось, что Мартин обратился к возвышенным идеалам рыцарства. В последнее время мне редко попадалось фэнтези подобного рода, столь удачно продуманное. Неожиданный финал романа вызвал весьма смешаные чувства:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
было очень жаль принца Баэлора, но в тоже время справедливость, как говорится восторжествовала и Дунк доказал, что является истинным рыцарем

Единственный, на мой взгляд, минус этого рассказа в том, что он такой короткий.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Песнь Огня и Льда читала запоем, нет, с упоением! И этот рассказ стал для меня огромной радостью ибо я уже год нахожусь в огромнейшем предвкушении Танца с Драконами, хоть какие то небольшие приквелы, главы с самопальнм переводом — все для меня праздник.

Межевой Рыцарь — это концентрат таланта Мартина, он умудрился в довольно скромном объеме показать свое мастерство — умение сплетать долгосрочные интриги, умение описать яркий образ местности, умене создать ярких харизматичных персонажей. За это рукоплещем Мартину стоя!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличнейшая история. Главный герой — подросток, бывший оруженосец небогатого странствующего рыцаря, занимающий его место после того, как пожилой вояка скончался от простуды. Идеализированное мировоззрение протагониста светлым фильтром накладывается на тёмную реальность мира «Песни Льда и Пламени», и итоговая картина получается менее мрачной, чем в основных романах, однако при этом не менее трагичной и пронизанной грустью. Никакой чернухи нет, хотя финальная схватка крайне напряжённа и жестока.

Отсутствуют: фантастика, Старки, секс. Присутствуют: Таргариены, Баратеоны, Ланнистеры, рыцарские гербы, помятые доспехи, убитые лошади, пробитые черепа, люди, которые опускаются на дно, и люди, которые пытаются стать лучше.

Читается на одном дыхании. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав все выпущенные части ПЛиО начал читать, дожидавшуюся своей очереди на моих полках, НФ. И вот после очередной книги, глянул на томики ПЛиО и так тоскливо стало, хоть занова начинай читать. Чтобы погрузится в тот мир.. Так что этот рассказ пришелся как нельзя кстати и заслужил от меня высшую оценку за возвращение.. Как же все такие хорош мир, встреча со знакомыми великими домами.

Сам рассказ мне понравился сюжетом и опять таки хочу отметить последнюю битву. Тут снимаю шляпу, как всегда очень реалистично, живо и захватывающе.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот небольшой, по сравнению с остальными романами серии, роман Мартина имеет почетное нулевое место в цикле «Песнь льда и пламени». Насколько я понимаю, это так называемый «приквел», или, по-русски, — предыстория.

Вообще-то, ровно 2 года назад, в январе 2007 года, я уже начинал читать этот цикл. Но тогда цикл был отложен в самом начале второго романа, первого в дилогии «Игра престолов». Количество вновь вводимых героев на единицу площади в начале «Игры престолов» показалось мне тогда абсолютно неудобоваримым. Так что это – вторая попытка вжиться в огромный мир, созданный историей средневековой Европы и пером Джорджа Мартина.

Роман достаточно прост и, как мне показалось, однопланов. В нем рассказывается о молодом человеке, Дунке. Дунк был оруженосцем странствующего рыцаря, весь промысел которого состоял в услужении более знатным господам, желающим защитить границы своих владений. И вот этот рыцарь умирает, перед смертью успевая посвятить в рыцари своего оруженосца, Дунка.

Ничего другого, кроме странствий и службы межевого рыцаря не видевший, Дунк тоже собирается избрать карьеру межевого рыцаря. Для того, чтобы его мечта воплотилась в жизнь, ему надо добиться хотя бы одной (всего одной!) победы на предстоящем рыцарском турнире. Ну и так далее, и так далее, и так далее.

Дунк – явно выраженный положительный герой – молодой, смелый, безродный, но – благородный и сильный. Читая этот небольшой роман, успеваешь проникнуться к Дунку большой симпатией. Хочется еще и еще раз читать про все новые и новые приключения Дунка. Но, увы, — в следующем романе цикла о Дунке не сказано пока (прочитано больше половины книги) ни слова. Впрочем, цикл длиннющий, все еще может измениться.

Совершенно важное уточнение. Отзыв писался в тот момент, когда я искренне полагал, что роман о Дункане и Эгге – это единственный приквел этой серии. Теперь я знаю, что, на сегодняшний день (январь 2009г) их три, последний из которых еще не переведен на русский язык. Но, прочитав «Игру престолов», возвращаться сейчас к романам о Дункане и Эгге не хочется – я прочту их несколько позже – может, после того, как дочитаю «Песнь» до конца.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный образец умершего жанра «рыцарского романа» на современный лад. Рыцарство существует, но идеалы, которым оно служит со временем стерлись и потускнели. И только отдельные «дон кихоты», напоминают о глубинном смысле рыцарской чести и об основном принципе — защити слабого.

В очередной раз убедилась в писательском мастерстве Мартина (хотя я в нем и не сомневалась). Эпопеи эпопеями, но для меня одним из главных критериев таланта автора до сих пор остается качество его малых форм — повестей, рассказов. Мартин — очень одаренный Писатель.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стыдно признаться, что я только-только начинаю знакомство с циклом «Песнь льда и пламени». С другой стороны, мне повезло, ведь уже вышло целых три повести предыстории. «Межевой рыцарь» открывает сборник.

Действие происходит в Вестеросе во времена правления Таргариенов. Тут я впервые ощутил авторский язык Мартина. Читать его — одно удовольствие. Ни для кого не секрет, что «Песнь льда и пламени» — серия для гиков. Тем не менее, обилие имён и событий моему восприятию не мешали, я довольно быстро во всём разобрался. Да, многое мне до сих пор непонятно. Но есть время наверстать.

Главными героями становятся межевой рыцарь Дунк и его новоиспечённый оруженосец Эг, впоследствии оказавшийся не таким уж и простым. Читая, мы наблюдем становление и взросление Дунка. Мы можем видеть, насколько он предан понятиям о рыцарской чести, данных наставником сиром Арланом; Мы можем видеть первую серьёзную трагедию взрослой жизни героя. При этом написано всё это крайне увлекательно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная повесть, читается на одном дыхании. «Межевой рыцарь» берет вниманием к деталям, «историческим» подробностям, и в то же время читать его мне было гораздо интересней, чем «Айвенго» (нисколько не умаляя достониств последнего). Именно с романом Скотта вызывает ассоциации эта повесть, да еще, пожалуй, с «Черной Стрелой» Стивенсона.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Юный рыцарь подбирает мальчишку из благородного рода, переодетого в простую одежду:smile:

Очень надеюсь, что Мартин не ограничится повестями и напишет в этом цикле хотя бы один полноценный роман.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

2 Amerasu

Цикл «Повести о Дунке и Эгге» несколько большее, чем просто вступление к ПЛиО, скорее самостоятельно развивающееся направление — и все мы ждем продолжения «The Mystery Knight» в 2010 году.

Дунка из Блошиной Ямы и сложно перепутать с принцами из ПЛиО. Повесть о том, как родившись в трущобах стать рыцарем, мне например гораздо интереснее и ближе, чем вопросы захвата и удержания власти правящими домами. Аудитория «рыцарских романов» со Средних веков скажем так — изменилась, и очень хорошо что в жанре появляются такие актуальные лица как Дунк. Возможно, что и для принцев по рождению нет более верной дороги в рыцари, чем обрить голову и начать карьеру с конюшни, как благородный Эгг — Эйегон IV Невероятный :wink:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх