FantLab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Дети Хурина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Голосов:
1034
Моя оценка:
-

подробнее

Дети Хурина

The Children of Hurin

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Всю жизнь Толкин пытался рассказать эту историю — повесть о Турине и Ниэнор, детях Хурина, который сражался в Первую эпоху Средиземья на стороне эльфов и был пленен Морготом, но не смирился перед ним.

И Моргот приковал Хурина к каменному креслу на вершине, сказав: «Сиди же и любуйся краями, где лихо и отчаяние падут на тех, кто любим тобою».

Более чем через тридцать лет после смерти отца Кристофер Толкин привел в порядок и опубликовал его рукописи о высокой и трагической судьбе Турина Турамбара, убийцы дракона Глаурунга и, по неведению, мужа собственной сестры.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитаделата" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2007 // Награда "Феникс" – классика жанра

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2008 // Специальный приз жюри (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2008 // Переводной роман

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2008 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2008 // Зарубежный роман под ред. Кристофера Толкина (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книги — Лучший зарубежный роман

Похожие произведения:

 

 


Дети Хурина
2008 г.
Дети Хурина
2008 г.
Полная история Средиземья в одном томе
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Дети Хурина
2015 г.
Дети Хурина
2015 г.
Дети Хурина
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Возвращение Короля. Дети Хурина
2000 г.

Аудиокниги:

Дети Хурина
2009 г.

Издания на иностранных языках:

The Children of Húrin
2007 г.
(английский)
Діти Гуріна
2008 г.
(украинский)
Діти Гуріна
2014 г.
(украинский)
The Children of Hurin
2015 г.
(английский)
Діти Гуріна
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Дети Хурина» Джона Р.Р. Толкиена.

Роман этот Профессор начал писать сразу после войны, в 1918 году. Параллельно он писал «Хоббита», «Властелина колец», «Сильмариллион», преподавал в университете, разрабатывал эльфийские языки, служил в британской разведке, растил детей, общался с друзьями и читателями. В течение всей жизни Толкиен часто возвращался к «Детям Хурина», но так и не закончил роман. До нас он дошел в виде черновиков, набросков, писем, отдельных глав. Этот материал переработал в книгу уже сын писателя Кристофер, лингвист и профессор Оксфордского университета. Некоторые считают, что незаконченные произведения должны оставаться незаконченными. В чем-то я с этим согласен, но пожалуй не в случае «Детей Хурина», ибо роман получился отличным. Он не лучше и не хуже главных произведений Толкиена, просто другой. В чем-то даже кардинально другой.

Я не особо разбираюсь в жанрах, но есть же классическое «высокое» фэнтези, основоположником которого и стал Толкиен. Есть фэнтези эпическое, историческое, христианское, городское, любовное, темное, всяческий гримдарк, газлайт и т.д. Если выбирать жанр для «Детей Хурина», я назвал бы эту книгу «черным фэнтези». Это невероятно тяжелое, мрачное, гнетущее и безысходное чтение. Это не «Песнь льда и пламени», где герои гибнут пачками, чтобы читатель воскликнул «ух ты, ничего себе!». Сюжет здесь прямолинеен и не блещет поворотами, но испытаниям, которые ставит перед героями автор и вообще сам мир и атмосфера произведения, не позавидует никто. Они выпутываются из одной беды только лишь для того, чтобы с головой нырнуть в новую бездну, из которой уже не будет выхода. Проклятья здесь не что-то абстрактное, а нечто живое, почти осязаемое. И пожалуй только Толкиен был способен создать такой образ абсолютного зла, которым являются антагонисты его произведений. Моргот и дракон Глаурунг — это практически аналог зла из библейских легенд. Античеловеческая сила, которая противопоставляет себя всему светлому, что есть в мире.

Язык романа нарочито старомодный и возвышенный, отсылающий к скандинавским сагам и средневековым легендам. Это создает некоторые трудности при чтении, но позволяет еще больше погрузится в мир и атмосферу книги

Оценка: 8
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мнится мне, мало отыщется читателей, для коих именно с повести «Дети Хурина» начнётся знакомство с творчеством Толкина – а стало быть, разговор я поведу с теми, кому мир Средиземья уже знаком. Но пусть не тревожатся они, полагая книгу сию обрывком неоконченного сказания. Это – полноценная история, пусть и довольно своеобразно изложенная.

Да простится мне убогое петросянство. Но такова уж книга; таков стиль повествования. Здесь сбываются пророчества; герои в одиночку прорубаются сквозь орды врагов; драконы насылают чары; мечи – говорят.

Всё это вместе – работает.

Кто бы что ни говорил про Толкина и его якобы «чёрно-белую» прозу, в «Детях Хурина» автору удалось вывести неоднозначного персонажа – такого, которому поначалу симпатизируешь, но с течением повествования, наблюдая за его поступками, постепенно отстраняешься, охладеваешь к нему. Импульсивность, мстительность, готовность рубить сплеча – как в прямом, так и в переносном смысле – служат главному герою дурную службу. Показателен малозначительный – на фоне прочих событий – эпизод, когда Турин, защищая встретившуюся ему в лесу девушку, «зарубил человека, что выломился из орешника, преследуя беглянку, и лишь тогда узнал в нём Форвега» (хорошо знакомого ему предводителя гаурвайт – «людей-волков», к которым сам недавно присоединился). После этого он, понятно, стоит, потрясённый… но дело-то уже сделано, отнятую жизнь не воротишь. В этом – весь Турин. Да, он способен искренне раскаяться в содеянном – но неспособен простить и уступить; не может не поглумиться над поверженным противником, не поквитаться с обидчиком – пусть оправданные морально, эти его действия приводят лишь к новым несчастьям… причём куда больше страдают окружающие.

Не могу утверждать, преследовал ли автор некую цель, помещая рядом с богатырём-Турином физически неполноценных, зато «богатых сердцем» персонажей – хромого плотника Садора, изувеченного эльфа Гвиндора, целителя Брандира (тоже хромого)… возможно, на их фоне куда заметнее становятся изъяны характера главного героя. Силён телом и духом, Турин не предвидит последствий своих действий, судит об окружающих свысока и не слушает их советов. Ниэнор (его сестра) тоже хороша – но, если начать говорить о ней, невозможно не раскрыть один из самых трагичных поворотов сюжета.

Поневоле задумываешься – а было ли проклятие-то? В тексте, конечно, прямо говорится, что Моргот «проклял Хурина и Морвен, и потомство их», да и дракон Глаурунг своими чарами наделал делов… но, дочитав повесть, приходят банальные, в общем, мысли, что для многих худшее проклятие – это свобода совершать поступки и действовать по велению страстей. Что у судьбы в самом деле есть орудия, но эти орудия – не волшебный меч или драконьи чары, а мы сами. Сколько ни отрекайся от прошлого, сколько ни бери себе громких имён (а «Победитель Судьбы», согласитесь, громкое имя) – судьба твоя не изменится, если не желаешь меняться ты сам.

Как по мне — твёрдая восьмёрка. Но тут надо понимать, что это субъективная оценка – оценка человека, с одной стороны, высоко ставящего творчество Толкина, с другой – любителя читать исторические хроники. Случайному читателю, как мне кажется, книга не очень понравится.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не понравилась книга, до конца даже не дочитал. Краткое описание этой истории (на 40 страницах) в Сильмариллионе — более чем достаточно, чтобы понять что этот рассказ НЕ ИНТЕРЕСНЫЙ. Не понимаю тех людей, которые ставят за него 9 и тем более 10.

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хочется скрывать весь текст (хотя админы могут мне на это указать и я так сделаю)

поэтому напишу — ОСТОРОЖНО, спойлеры! Не читайте отзыв, если еще не прочитали книгу.

Здесь нет раскрытия сюжета, но есть раскрытие его духа, поэтому это скорее спойлер.

"— Валар! — воскликнул Турин. — Они бросили вас на произвол судьбы, а людей презирают. Что толку глядеть за бескрайнее Море на догорающий на Западе закат? Есть лишь один Валар, с которым нам приходится иметь дело, и Валар этот — Моргот.»(с)

Самое странное то, что из-за всего того, что написал Дж. Р. Р. Толкин, эта повесть казалась должна быть такой же героической сильной легендой с — обязательно — хорошим концом, ведь Добро всегда побеждает Зло, и у Дж. Р. Р. Толкина постоянно проглядывается это заключение. Но повесть о Детях Хурина сильно ломает такое представление. Там нет ничего хорошего, ничего светлого, там нет Героя, есть лишь Проклятье, есть лишь Зло приносимое главным персонажем везде, где бы он не оказался. Он горд и тщеславен, безумен и безрассуден, но Воин, а это поистине страшное сочетание. Здесь словно собрана вся суть существования во время «правления» Моргота, показано все то худшее, что мог принести он на Средиземье. Мрак и Тьма присутствует в этой книге от начала и до конца. Я все время воспринимала ее в ожидании, что вот вот обязательно должно случится, что-то хорошее и если Турин и поступал плохо, то я убеждала себя, что это не из-за его безрассудства, а по стечению обстоятельств. Ты пытаешься увидеть в нем Героя, сочувствуешь как только возможно, но ... нечему. Тем не менее в конце повести ты никого не осуждаешь, Дж. Р. Р. Толкин умел писать без оценочно, в конце тебе просто грустно, так, как и должно быть.

"— Говорят, в предсмертный час люди рекут истину. ... Турин, сын Хурина, ты — проклятие родни своей и всех, кто приютит тебя!»(с)

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, произведения Р. Желязны можно, по хорошему, сравнивать только с произведениями Р. Желязны. А произведения Толкина (за исключением «Властелина колец») стоит читать только тем, кому нравятся саги и эпосы.

«Дети Хурина» — прямое тому подтверждение.

Представьте себе, что перед вами — не литературное произведение ХХ века, а древний манускрипт (возможно россыпь глиняных табличек), с частично утраченными фрагментами, найденная, при раскопках древнего монастыря, в котором обитали какие-нибдудь катары или альбигойцы (кто ещё, кроме еретиков станет коллекционировать дохристианские предания?).

Представили? Так вот, как только вы согласились, что перед вами — не повесть ХХ века, а частично-утраченное древнее сказание, сразу отпадут претензии, что «недоделано», «черновая рукопись» и т.д. В таком случае все станут размышлять, что же там было такого, недосказанного? Вам же не приходит в голову ругать досократиков за то, что из их произведений до нас дошли только отрывки?

Я пишу это долгое введение, чтобы показать, как можно воспринимать «Дети Хурина» и всё то, что прошло редактуру Кристофера Толкина. И — да — мне нравится некоторая недосказанность, некоторая обрывочность сюжета, текстов, смыслов. Она позволяет додумывать, дорисовывать сюжеты самому. А разве аутентичные эпосы не такие?!

Из действительных недостатков — так это то, что лучше бы Кристофер Толкин не издавал отдельное произведение, а включил это, полное в Сильмариллион — сделал бы, например, «Сильмариллион 2.0». Без общей канвы смотрится хуже, чем в контексте.

Расписывать сюжет не стану — он, как справедливо было отмечено, о судьбе, о гнетущем роке. Турин растёт, страдает, закаляется, бросает вызов Злу, совершает подвиг, погибает.

Не это мне запомнилось, а та беспросветная, гнетущая атмосфера наступающего запустения, гибель надежд, безвыходность положения, неотвратимость рока, давящий гнёт замыслов Врага. Соглашусь, что «Дети Хурина» — зарисовка к тёмному фэнтези.

А ещё мне понравились описания природы и то, как они передают атмосферу произведения. Этому стоит поучиться.

Алсо, стоит поучиться тому, как прописаны диалоги, которых в тексте почти 80 % и которые добавляют «Детям» нечто от пьесы.

Из минусов — история о маленьком гноме Миме: в принципе, целостность мира не была бы нарушена, не попади Мим и его дети на страницы саги, да и сюжет в том месте просто провисает, тогда как начало и конец идут с более интенсивной динамикой.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От активности Кристофера Толкина все-таки есть толк: пусть «Дети Хурина» и не закончены самим Толкином, это история уже высокого уровня готовности, и прочитать ее отдельно во внятном последовательном изложении очень интересно. Тем более, что из всего легендариума Сильмариллиона это одна из самых важных, наряду с историей о Берене и Лютиэнь. Но если история про Берена — прежде всего о любви, то история о Турине Турамбаре — прежде всего, о роке. Мелькор проклял Хурина и его потомков, и проклятие оказалось страшной действенной силы, «что б они ни делали — не идут дела».

Даже в недоработанном варианте история производит сильное и гнетущее впечатление. Сокрушительное действие проклятие Мелькора на первый взгляд неочевидно: Турин всем хорош, умен, доблестен и тд., и вред, причиняемый им, неочевиден, зато его достоинства налицо, и он может сравниться с лучшими из эльфийских воинов. Несчастья, происходящие с окружающими его людьми, кажутся поначалу каким-то досадным совпадением, и поведение Турина в каждой конкретной ситуации если и не всегда идеально разумно, то вполне естественно для человека с горячим характером. И постепенно эти несчастья нарастают, как снежный ком, причем до последнего Турин проявляет готовность бороться с ними. Казалось бы, с обстоятельствами, которые ему подвластны, Турин и борется вполне успешно, но то, что ему не подвластно, все рушит. Развязка этой истории, в которой появляется сестра Турина, написана на очень высокой трагической ноте, и воспринимается эмоционально даже несмотря на «высокий штиль».

Кроме того, очень интересно окунуться в мир Средиземья времен последнего союза людей и эльфов, «сказочного Нарготронда», Гондолина и Дориата, в которых еще живут и правят последние легендарные эльфийские властители. Может быть, мне кажется, но в «Детях Хурина» немного другой взгляд, чем в «Сильме», более частный и предвзятый, может, за счет pov самого Турина, но поэтому и более живой.

Очень жаль, что из всего объема незаконченных толкиновских произведений и черновиков «Дети Хурина» остались практически единственным, которое можно было довести до статуса полноценного романа.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая история, написанная как что-то среднее между романом XX века и средневековым преданием. Мощная смесь, где можно найти мотивы «Старшей Эдды», «Беовульфа», «Калевалы».

В центре романа — трагическая фигура героя Турина. Он показан живым человеком, отважным, но при этом вспыльчивым и гордым. Он совершил немало подвигов, но и принес много горя своим друзьям и родным. Радуют и остальные персонажи — Садор, Тингол, Белег, Андрог, Мим, Маблунг и другие. Большинство из них появляются на страницах книги ненадолго, но каждый имеет запоминающийся характер и свою роль в истории Турина.

Это самое мрачное из произведений Толкина о Средиземье. Оно рассказывает о временах, когда люди и эльфы отступали под натиском сил зла. Герои обоих народов гибли, и редкие победы стоили им больших потерь.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня такая привычка – выписывать цитаты из книг.

И, как обычно, читая профессора, находишь для себя немало умных, поэтических или метких мыслей, но одна из них особенно мне запомнилась: «Ложные надежды опаснее страхов».

Эти четыре слова, как гимн всего произведения, красной линией отображаются на каждой его странице.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
До этого текста творения Толкиена для меня ассоциировались с непременной победой добра: Кольцо Всевластия уничтожено в жерле Ородруина, Мелькор изгнан за Грань Арды… Не ждите этого в данной книге, не повторяйте моих ошибок.

Но, несмотря на всю жестокость рассказа к его героям, мне однозначно хотелось бы его перечитать через несколько лет.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, самая трагичная страница истории Средиземья. Не такая эпичная, как «Властелин колец», не такая масштабная, как «Сильмариллион» — просто одно из утраченных сказаний, просто история одной семьи. Одной любви, одного проклятия, одного безумия.

Турин — великий воин, но его гордыня подводит его и толкает на опрометчивые поступки. Он выдерживает все несчастья, что посыпались на него, но сам же и является их причиной. Высокомерно взятое имя Турамбар — Победитель Судьбы, оказывается насмешкой.

В то же время Ниэнор — всего лишь пешка. Прекрасная чистая дева, не желающая никому зла, она невольно толкает Турина — и себя — в пропасть.

На фоне повести о детях Хурина перед нами разворачивается панорама одного из самых беспросветных времен Средиземья.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаешь в приложении, что легенда была собрана Кристофером Толкином из множества черновиков и глав ранних книг, и не веришь. Настолько цельное, мощное и достоверное произведение получилось! Все ружья стреляют, все герои действуют сообразно характерам и обстоятельствам, каждый необдуманный поступок влечет за собой цепь роковых событий... И каждая строка проникает прямо в душу. Давно мы не виделись с Толкином, пожалуй, лет семь, после прочтения «Сильмариллиона». Было здорово скоротать несколько вечеров в том Средиземье, где воплотились далеко не все предания Эпох, а многие события, давно свершенные в том же «Властелине Колец», еще только предсказаны. В суровом и частенько жестоком Средиземье времен Древних Дней.

Да славятся Хурин Стойкий и жена его Морвен Эледвен, их злосчастные дети — Турин и Ниэнор, их родня — Хуор, Туор и Берен Однорукий. Эльфийские владыки Тингол и Мелиан, Белег Куталион, Маблунг, Ородрет, Гилдор и дева Финдуилас! Не будут забыты и Садор Лабадал, и Брандир, и Аэрин, дочь Индора. И, разумеется, Моргот и Глаурунг, Малые гномы Мим и сын его Ибун, ибо без их деяний волшебной и страшной истории просто не получилось бы.

Узнать ее было — будто напиться ледяной родниковой воды. Воистину, Профессор смог отчасти осуществить свой замысел — создать «нечто холодное и ясное, что дышит нашим «воздухом» (климат и почва северо-запада, под коими я разумею Британию и ближайшие к ней области Европы, не Италию и не Элладу, и уж конечно, не Восток)». Оно и впрямь обладает «той волшебной, неуловимой красотой, которую некоторые называют кельтской». И огромное спасибо мистеру Толкину за то, что столько лет отдал он этому миру.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые увиденная в «Сильмариллионе» — эта история поразила воображение. Очень, трогательная, грустная и мрачная книга притягивает к себе умы фанатов Толкина своим необычным свойством, кажущимся подлинностью. И действительно, лишь отдельные элементы повествования не дают забыть, что в руках у человека образец фэнтези, а не чувственный роман, про тяжкую судьбу людей ХХ века.

Злоключение, разочарования, трудности, выпавшие на голову главных героев отчаивают скорее читателей, нежели самих Турина и Нинэор, ведь они невзирая ни на что стремятся к желаемому миру и победе над злом. Встреченные друзья и враги, пережитые радости и невзгоды лишь закаляют их ум и характер, давая силы и надежду для продолжения бесполезного противостояния, которое станет залогом будущих побед добра над злом.

Эта книга пример того, как важна каждая человеческая судьба, каждая людская жизнь и что человек может сделать на ее протяжении для себя, своего народа, своей страны.

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну,если честно сказать,то книга очень грустная,мрачная,тёмная.Было бы неплохо,эту книгу отнести к тёмному фэнтези)Книга не доработана,сюжет скудный,есть места,где не дописывается сюжет)Ставлю 7 с бааальшим минусом.))

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятно было вновь окунуться в волшебный и горячо любимый мир Средиземья.

Если оценивать «Детей Хурина», то, как по мне, стоит отталкиваться от того, что это своего рода узкоспециализированная литература: для преданных ценителей творчества Толкина, для тех, кто «переварил» и принял «Сильмариллион», частью которого «Дети Хурина» по сути являются. Сторонний читатель справедливо найдёт множество недостатков придираясь и к форме, и к стилю, и к прочим недостаткам книги. Для почитателей же Толкина, несомненно, главное — сама атмосфера, сама история, которая, на мой взгляд, позволяет глубже понять различия между эльфами и людьми, детализирует определённый период эпоса, а некоторых героев делает более живыми, близкими, понятными.

Иными словами, кто в теме, тот оценит. Кто не в теме, тому и пытаться начинать читать, пожалуй, не стоит.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, как приятно было снова оказаться в мире Средиземья. Прочитать подробную историю жизни Турина Турамбара, которая приводится в «Сильмариллионе», но в более сжатом виде. История, которая захватывает внимание, и не отпускает до самого своего конца. Грустная и очень трагичная. О человеческой непомерной гордыни и роковых случайностях (правда предполагается, что это результат злой воли Моргота). История, которую принял очень близко к сердцу; как и прежде, все написанное Толкином трогает тайные, сокровенные струны в моей души. До сих пор не могу отойти от впечатлений, все еще пребываю там, в мире Средиземья. Спасибо Кристоферу, за эту удивительную возможность.

И как же все-таки грустно…

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кристофер Толкиен неплохо устроился в этой жизни — он потихоньку публикует обширный архив своего отца, по всей видимости, щедро разбавляя её своей обширной редактурой, продаёт авторские права и не имеет особых причин, чтобы бедствовать. И тем не менее он делает не самое плохое дело — радует сердца преданных поклонников хотя бы возвращением в мир Средиземья, окрашиваемый новыми подробностями.

Турин Турамбар — самый «живой» герой «Сильмариллиона», настоящий боец, будто-бы вышедший прямиком из «Старшей Эдды». Само собой, целый роман о нём стал бы событием, но, к несчастью, Толкиен не успел это сделать, и ещё неизвестно, захотел бы. Но стоит добавить пару штрихов — и обширный текст из «неоконченных сказаний», прибавившись несколько в объёме, выходит в виде полновесного романа.

Ничего нового, за исключением мелких нюансов, роман не добавляет. Он даже выдержан в тех сурово-отстранённых эпических тонах, как и «Сильмариллион». Это тот же самый эпос, что и ВК, только ещё больше пропитанный безнадёжностью и всепроникающей печалью.

Хотя, хочу сказать, вряд ли это произведение стоит называть «роман» в классическом смысле. Это эпос, и он ближе к соответствующим произведениям раннего средневековья. Рядовому читателю трудно его читать, поклоннику Толкиена — необязательно. Но читать — нужно. Здесь мы можем вдохнуть воздух Белерианда, и пройти по его земле, а не только полюбоваться с высоты птичьего полёта. Хорошо написанное произведение, сильное, хотя и очень трагичное.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх