fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Башня из пепла»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
776
Моя оценка:
-

подробнее

Башня из пепла

This Tower of Ashes

Рассказ, год (год написания: 1974); цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 123
Аннотация:

Романтический рассказ о добровольном изгнаннике, романтических пауках, светящихся мхах и о выборе. А еще точнее — инопланетная вариация на тему тайны и любовного треугольника.

Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— антологию «Analog Annual», 1976 г.

— сборник «Songs of Stars and Shadows», 1977 г.

— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.

— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.

— сборник «Миры Джорджа Мартина», 2023 г.


Похожие произведения:

 

 


Путешествия Тафа
1995 г.
Умирающий свет
2001 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Миры Мартина Джорджа
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Analog Annual
1976 г.
(английский)
Songs of Stars and Shadows
1977 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Songs the Dead Men Sing
1983 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня ключевой стала фраза: «...Я хочу в свою башню из пепла...» Образ, вынесенный в заглавие, — аллегория «Всего-что-прошло»: стремимся каждый в свою башню, ходим вокруг неё, удивляемся ей (что это? зачем это? когда это появилось? и, вообще, кто это создал?). Вроде, и ни к чему она, но и оставить не можем — как своё прошлое, свои воспоминания, несбывшиеся мечты и сбывшиеся страхи, смешные планы и глупые надежды... Прошедшее — как накапливающаяся черная, проходящая сквозь пальцы, субстанция непонятного происхождения — одни видят в ней другие башни и, даже — погибшие цивилизации, а для других — это всего лишь куча пыли. Непонятное существо, бьющееся в паутине (что уже, само по себе, удивительно!) — как новая загадка, прикосновение и приглашение к чему-то новому, таинственному... Но нет — нам некогда, нам важнее старые обиды, воспоминания об утраченных возможностях. И мы возвращаемся в свою осыпающуюся Башню-из-пепла, хороня своё Настоящее и Будущее под пеплом Прошлого. 10-ка!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поразительно, но сколько в произведениях Мартина одиночества. Самого разного, хотя Мастер в другом рассказе и утверждает, что в мире есть всего два рода этого состояния.

Один — возвышенное одиночество мыслителей, другой — ловушка внутри самого себя, рожденная страхом. Но и у этого последнего, по моему разумению, есть разные виды. Одно дело, когда возвращаешься домой и слушаешь лишь тишину, которая шепчет об упущенных возможностях и ждешь, ждешь спасительного стука в дверь. И совсем другое, когда, окруженный многолюдной толпой, чувствуешь удушливые объятия непонимания и безнадежности, и хочется бежать и забиться в самую отдаленную дыру, лишь бы тебя оставили в покое, чтобы, как последний мазохист, смаковать каждый миг несчастий и обид.

Вот о таком виде одиночества «Башня из пепла». Обычная история — главный герой потерял возлюбленную, которая ушла к лучшему другу, бежал от мира, чтобы в одиночестве пережить горе. Что может быть банальнее? Только происходит все на далекой планете, в девственных джунглях, где стоит хрупкая черная башня, построенная неизвестной расой. Здесь, в этих лесах водятся устрашающие пауки, которые производят сильнейший галлюциноген, позволяющий погрузиться в сладостный мир снов.

Весь рассказ — психологически выверенное противостояние трех человек, безнадежная попытка решить проблему любовного треугольника. Безнадежная, поскольку каждый «угол» уже все решил для себя, но все еще не может повернуться спиной к прошлому и пойти дальше.

Но вот не оставляло меня впечатление наличия в рассказе некоторой искусственности. Как будто два замечательных замысла — один об отношениях людей, а второй — о тайне пепельной башни, устрашающих пауках, снах и неведомых строителях — смешали вместе, наскоро пришив друг к другу поспешными стежками.

Ну и последнее. Как для кого, но хоть тресни, не могу я сочувствовать герою, который, совершив нормальный человеческий поступок/или это был только наркотический сон – мы никогда не узнаем/, теперь упивается в одиночестве не прошлыми обидами, а сознанием собственного благородства, просеивая пепел воспоминаний. Хотя, если говорить о нашей классификации одиночества, то все логично. Жаль только, так мы и не узнали правду о пауках и строителях башни.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один невнятный рассказ о неразделенной любви. Как и предыдущий, показался надуманным. Ну не верю я, что взрослые мужики ведут себя в таких случаях как подростки, подобно мартиновским героям-страдальцам. Жена ушла к другому — отправился отшельничать в лес с горя. Понятно, что художественная условность, но все равно как-то инфантильно и неубедительно. Бред. К тому же, рассказ больше похож на кусок какого-то более крупного произведения. Многовато деталей, так ничего и не давших в итоге, будто из контекста вырвано. Любовный треугольник, экологические размышления, поиски аборигенов, сюжетный твист «а было ли это на самом деле?»... К чему здесь все, кроме первого и последнего, не ясно. Началось никак и закончилось так же, обо всем понемногу, а на деле ни о чем. Хотя написано неплохо и с долей настроения — автор все же сильно вырос со времен первых рассказов «Ретроспективы».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилась в этом рассказе как раз недосказанность: что за башня? откуда кучи пепла? кто еще попал в паучьи сети? Есть атмосфера и есть настроение. Есть вполне реальные человеческие эмоции. Тут в отзывах есть раздраженные фабулой: банальный любовный треугольник. Подразумевается, что на другой планете и отношения должны быть фантастические? Да, это обычные люди в необычном (для нас) антураже, и читается это с интересом. Мне, во всяком случае, понравилось.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая описание башни в начале рассказа, я подумал, что в конце окажется, что это инопланетянский колумбарий... Может это и так, потому что нифига не объясняется! Какие-то намёки на загадочную цивилизацию и никакого развития сюжета. Вообще на мой взгляд в рассказе много ненужных деталей и намёков, как-будто это не рассказ, а начало повести или даже романа, хотя основная линия довольно банальна. Единственное, что я не понял, так это почему у кошки в конце оказалось восемь ног? Или главный герой окончательно сторчался и у него перманентные глюки? Кстати, накину пару баллов за

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наркозависимость ГГ в конце, как исход любовной драмы (мне это близко...)
:wink:

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее речь идет об эгоисте, который раздосадованный не нашел ничего лучше, чем покинуть город и поселиться в рассыпающейся трухлявой башне, зная при этом, что его бывшая любовь со своим новым мужем будут искать его (а для этого и было сделанно). И эгоистом он остается до самого конца, заведя мужа бывшей любовницы в сеть паука. И о как благородно!, — главный герой спасает, попавшего в беду человека.

Как можно такое написать и как такое возможно читать (хотя я и сам прочитал).

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«С летами все страсти умирают; только себялюбие никогда не умрет».

Считается, что любовные отношения присущи лишь парам. Однако очень часто в таких отношениях есть или появляется третья сторона. Мы свидетели комбинация: одна женщина и двое мужчин. Такие отношения не длятся долго. Женщины полигамные по своей природе, настроены на создание семьи и рождение детей. Поэтому женщина в таком любовном треугольнике быстро находит способ как его решить. Она выбирает одного из партнёров, с которым и строит постоянные отношения.

Опять-таки одиночество: Джонни разочарован и сам сделал выбор — бегство. Он утратил способность дарить счастье любимой. Однако его это мало тревожит. Он просто убивает пауков сновидений, пьёт вино, осыпает ласками Белку и каждую ночь поднимается на башню из пепла, чтобы вглядываться в далёкие звезды...

Приятного прочтения!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оставляющий после себя миллион вопросов. Что за таинственная башня? Кто её построил? Есть ли другая цивилизация на планете? Что увидел ГГ в паутине? Что на самом деле случилось в сцене с пауками? Некоторые из них имеют право быть. Например, башня — символ разрушающейся любви ГГ. Но эта метафора мне не кажется убедительной и абсолютно не развивается. Кроме того, эта ветка была бы интересна как с точки зрения научной фантастики. Но автор не считает это необходимым. Своё описание нападения паука, вполне вероятно, плод фантазий ГГ под воздействием её яда. Прочие вопросы являются ружьями, которые не выстреливают или выстреливают в холостую.

Единственная чётко прописанная линия рассказа — экологическая (уничтожение природы человеком). Для своего времени тема гиперактуальная. Она хорошо раскрыта по средствам диалогов ГГ и его антагониста. Но подана она как фон.

Отдельное спасибо за кошку. Мелочь, но приятно.

Подведём итог. Мартин написал слабый рассказ с добротной эмоциональной начинкой. Но как показывают отзывы и оценки, именно это и нужно читателю.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, тема любовного треугольника и внешняя экзотика здесь только фон. Основная идея произведения — о человеческом одиночестве, на мой взгляд, раскрыта пронзительно ярко. В десятку.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Образно, легко и лаконично. Рассказ забрасывает в паутину сновидений, по которой мы все порой бродим. Наша действительность, наши желания — всего лишь зыбкая паутина. Она же — и башня из пепла, которую так легко разрушить, стереть и забыть, а можно держаться за нее, оберегать и лелеять.

В рассказе проскальзывает и экологический аспект — насколько хрупок мир и как легко его разрушить.

Все подвержено разрушению: наш мир, наши мечты, наша жизнь. И мы сами — та башня из пепла...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне вот показалось, что Мартин совершенно не знал чем этот рассказ закончить, вроде бы и башня из пепла есть, есть любовный треугольник, пауки какие то, а в конце «пшик» какой то получается. Не могу сказать, что завысил оценку, потому что даже несмотря на отсутствие какой то загадки и тайны, рассказ у Мартина наполнен яркими образами и действием...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сны действительно лучше действительности, а рассказы – красивее жизни. С этим очень трудно не согласиться, но и жить одними мечтами – тоже не выход.

Действительно «цепляет за живое», заставляя всплывать в памяти что-то сокровенное и очень личное. Иногда это плохо…

Любовь – лишь пепел той несбывшейся мечты.

Но словно пару легкокрылых мотыльков,

Манит нас пламя ради мига красоты…

© newcomer

Надо ли что-то добавлять к этому?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о неразделённой любви, или, если быть точным, о сокрушении мечты.

В чём Мартин однозначно прав, а он, писавший то, что чувствовал сам, однозначно прав, так в том, что порой вокруг этого притягательного состояния закручивается вся жизнь. Хорошо ли это, плохо — не мне судить. Но «This Tower of Ashes» — не более чем метафора, метафора тщеты всего сущего, вечно рассыпающегося в прах мира. Башня, которой суждено стать бесформенной кучкой пепла — что может быть притягательней для человека, мир которого рухнул? С каким болезненным наслаждением он должен смотреть на пустырь, покрытый прахом, и представлять себе, что в него рассыпется всё бытие?

Что же было в этом рассказе? Он не отличается особой внятностью, но сквозная мысль ясна — он пытается из праха ушедшего восстановить былое чувство, хотя его стремление и предельно наивно. Пепел останется пеплом, он просыпется сквозь пальцы, оставив только след на руках. Девушка осталась холодна к нашему герою, потому что он ей уже не нужен, да и светлое чувство ей ни к чему — сменился её эмоциональный окрас.

Именно поэтому он предпочёл реальности мир спасительных иллюзий, постоянную подпитку наркотиками, ведь ощущение осыпавшейся в пепел жизни для него слишком тяжко. Правильно ли это — опять же, не мне судить.

Снова — рассказ-эмоция.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый рассказ. Наполненный множеством символов, образов, недомолвок. В основе — любовный треугольник. Действия рассказа разворачиваются на фоне великолепного, таинственного леса.

История, полностью предсказуемая с самого начала, внезапно завершилась совсем по-другому. Даже не знаю, лучшим ли образом. Меня, наверное, устроил бы логичный финал. Но Д. Мартин решил иначе. И многое осталось недосказанным, непонятным.

Но, как и во многих других рассказах автора сюжет не главное. Мне больше понравился великолепный мир, где разворачивается действие рассказа. И, конечно, великолепный, образный и яркий язык произведения. Очень похоже на рассказы Брэдбери.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автобиографический эпизод, произошедший в жизни самого автора, когда от него ушла любимая женщина , был выплеснут на бумагу, где был завуалирован под фантастический этюд. Мартин ещё потом долго сокрушался, что произведение было опубликовано в антологии, а не в журнальной версии «Аналога». Читая произведение , чувствуешь эмоции обиженного любовью мужчины, пожелавшего остаться в одиночестве в отдаленном и тихом месте, и не желающего примиряться с окружающей его цивилизацией. Описания башни, природы, пауков сновидения , краткие упоминания о других обитателях планеты — это только попытки увести и отвлечься от самого главного, но печаль любви все равно проникает сквозь остальную красоту мироздания....

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх