FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Летящие сквозь ночь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Голосов:
727
Моя оценка:
-

подробнее

Летящие сквозь ночь

Nightflyers

Другие названия: Летящие в ночи; Пронзающие мрак

Повесть, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 104
Аннотация:

Группа ученых отправляется вдогонку за существами, целенаправленно пересекающими всю вселенную. По дороге один из них, телепат, начинает чувствовать какую-то необъяснимую враждебность вокруг. Ситуация усложняется тем, что капитан корабля никогда не показывается перед пассажирами вживую, только посредством голограмм и радиосвязи. К концу полета напряженность, разлитая в воздухе, становится почти ощутимой физически. Что за опасность чувствует телепат? Кто такой капитан? Эти и многие другие загадки предстоит решить героям романа.

© Хранитель Белый, http://kubikus.ru
Примечание:

При переиздании 1981 г. повесть была расширена, впоследствии печатались оба варианта.


Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— условный цикл «Best Science Fiction Stories of the Year»  >  антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection», 1981 г.

— антологию «The 1981 Annual World's Best SF», 1981 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #10», 1981 г.

— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.

— сборник «Nightflyers», 1985 г.

— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— журнал «Если 1999'12», 1999 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Повесть

лауреат
AnLab / AnLab award (Analog), 1981 // Повесть

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第14回 (1983) // Переводной рассказ

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США, 1980)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Повесть

Экранизации:

«Ночной полёт» / «Nightflyers» 1987, США, реж: Роберт Коллектор

«Летящие сквозь ночь» / «Nightflyers» 2018, США, реж: Эндрю МакКарти, Мэгги Кили, Майк Кэхилл



Похожие произведения:

 

 


Империя мрака
1992 г.
Чумная звезда
1993 г.
Путешествия Тафа
1995 г.
Шторм в Гавани Ветров. Летящие сквозь ночь
2001 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Периодика:

Если № 12, декабрь 1999
1999 г.

Издания на иностранных языках:

The 1981 Annual World's Best SF
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection
1981 г.
(английский)
The 1981 Annual World's Best SF
1981 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #10
1981 г.
(английский)
Die schönsten Science Fiction Stories des Jahres: Band 1
1983 г.
(немецкий)
Songs the Dead Men Sing
1983 г.
(английский)
Nightflyers
1985 г.
(английский)
13 Short Horror Novels
1987 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)
Ночеліт
2018 г.
(украинский)
Nightflyers
2018 г.
(английский)
Nightflyers
2018 г.
(английский)
Nightflyers & Other Stories
2018 г.
(английский)
Nightflyers and Other Stories
2018 г.
(английский)
Nightflyers
2019 г.
(португальский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, не зашло. Плохо воспринимается компот из космооперы и ужастика в стиле Хичкока. От красивой легенды о древних существах-путешественниках сквозь Галактику повествование перескакивает к описанию экспедиции странной компании несимпатичных учёных на судне капитана-вуайериста, и далее к жестокому триллеру. Соединительным элементом для всех компонентов сюжета служат псионические силы, но выглядит это как-то искусственно. В самой интриге ничего по сути нового не обнаружилось.

Впрочем, нет худа без добра: после раскрытия тайны капитана захотелось прочитать, наконец, классику триллера —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Psycho» Роберта Блоха.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторое время назад узнал, что есть планы экранизации этой книги в мини-сериал. Являясь давним поклонником другого (известно какого) сериала по мотивам произведений автора, я сразу же решил ознакомиться с повестью. Отличный сюжет, интрига загадки волкринов и неожиданная концовка убедили меня в том, что я не потратил время зря. Единственный минус — это огромное количество имён, которые словно ведро с холодной водой выливаются на читателя с первых же страниц книги. Сначала я пытался запомнить кто есть кто на этом мрачном корабле. Кто ксенобиолог, у кого фамилия Йхирл, кто мужчина, а кто женщина и, разумеется, почему они все так много занимаются сексом. Кстати занятия сексом ещё больше сбивали с толку по причине того, что опять же непонятно, кто мужчина, а кто женщина: зная нашего писателя, в этот процесс не обязательно должны быть вовлечены разнополые лица. В целом мне понравилось. Вторую половину прочитал на одном дыхании, да и размер повести не такой, чтобы раздумывать, читать её или нет.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга так себе. С одной стороны, в сюжет вплетены две интриги, причем довольно оригинальные — корабль-убийца и поиски внеземной жизни. Эти задумки — интересные и необычные. Но вот реализация... каждые 10 страниц автор постоянно описывает, кто с кем спит и как это делает. Интрига с кораблем-убийцей по факту превращается в постоянное описание сцен летающей расчлененки и семейных проблем командира кораблся. Читать можно, но на один раз.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь повесть, пожалуй, могла бы стать шедевром в жанре космо-хоррора.

Вот кто бы сказал, для чего автору понадобилось вплетать в произведение две абсолютно не связанные друг с другом сюжетные линии? И мало того, что не связанные, но и откровенно мешающие друг другу. Как будто из совершенно разных пазлов попытались сложить один, да к тому же так неудачно, что чужеродность отдельных кусков прямо-таки бросается в глаза.

Следуя общепринятым законам построения сюжета, в самом начале повествования автор пафосно заряжает огромное ружье и демонстративно вешает его на стену. Я имею в виду Волкринов. И хотя уже на этом этапе у читателя закрадываются некие подозрения, ружье исправно висит, не давая забыть, зачем вообще все затевалось. Но затем в повествование внезапно врывается совершенно посторонний сюжет и полностью перехватывает инициативу. Прямо на глазах изумленного читателя автор начинает заряжать не ружье даже, а целую пушку, и, ввиду отсутствия возможности повесить ее на стену, просто размещает прямо на переднем плане. Пока оторопевший читатель пытается на ходу перестроиться под новый ход мыслей автора, повесть незаметно переваливает за свой экватор и уверенно идет к финалу с новым сюжетом. А как же Волкрины? Справедливости ради отметим, что автор про них не забывает. Более того, постоянные напоминания о них, напрочь отравляет вторую сюжетную линию, вызывая у читателя когнитивный диссонанс на предмет того, какой же из сюжетов для автора важнее и дороже. Но это еще полбеды. В конце произведения настрадавшийся от сюжетных противоречий читатель вправе рассчитывать на эффектные финальные выстрелы и ружья, и пушки. И выстрел действительно звучит, красиво и оглушительно. Правда, только пушечный. А как же Волкрины, — спрашивает совершенно сбитый с толку читатель, — Волкрины то будут? Ну что же, будут и Волкрины. Правда не совсем в том виде, как надеялся читатель, учитывая тот размах, с которым они анонсировались. По крайней мере, лично я был сильно разочарован, — не стоили они шума, поднятого ради них. А легкость и будничность (а главное — полная бесполезность) финальной встречи с ними приводит на ум известный анекдот о Неуловимом Джо, которого никто не может поймать просто в силу того, что он никому не нужен.

Как по мне, так я бы вообще убрал Волкринов и все, что с ними связано, из этого произведения. Ей-Богу, оно стало бы значительно лучше. Думаю, что для такого автора, как Мартин не составило бы труда придумать более приличный мотив для того, чтобы собрать нескольких недотёп на летящем неизвестно куда звездолете. А для Волкринов (если уж они так дороги сердцу), можно было бы состряпать отдельное произведение. К слову сказать, даже в не слишком удачной киноверсии «Nightflyers», выпущенной в 1987 году по мотивам «Летящих сквозь ночь», посчитали за лучшее обойтись без Волкринов. Но, как говорится, автору виднее.

И все же, не смотря ни на что, ставлю 9 баллов. Исключительно за вторую сюжетную линию.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вам нравится повествования в духе классического научно-фантастического хоррора, где в полной мере передан дух глубины человеческого безумия, а пугающий мир завораживает, то *Летящий сквозь ночь* для Вас. Все действие триллера разворачивается на борту космического корабля. Группа из нескольких ученых — ученых-авантюристов, а точнее ученых-неудачников, отправляется на поиски и поимку неизвестной и загадочной древней сущности, неких неведомых существ, которые многие тысячелетия бороздят просторы Вселенной. Никто из группы не знает, когда и где началось их путешествие, определить их конечную цель тоже не представляется возможным. Мало того, что цель экспедиции, возможно, лишь фикция, так ещё и на самом корабле не все в порядке... По мере того, как судно приближается к цели, окружающая невидимая враждебность начинает сгущаться, и люди начинают ее ощущать почти на физическом уровне. Что же это за опасность, кем является капитан судна? Тайны и загадки, а так же многое другое и предстоит разгадывать героям, а вместе с ними и читателям…

PS: Syfy экранизируют «Летящие сквозь ночь» Джорджа Мартина. Пока что Syfy объявила о съемках пилотного эпизода. Однако ходят слухи, что канал активно набирает сценаристов для этого проекта. Если они подтвердятся, то нас ждет полноценный сезон, а учитывая, что повесть не давала ответов на некоторые вопросы, у авторов будет свобода для творчества.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космос; полёт в неизведанное, навстречу тысячелетнему мифу; странный корабль и разношёрстный экипаж. Есть здесь и учёный, совершивший открытие и желающий получить его фактическое подтверждение. К сожалению это не путешествие звездолёта «Энтерпрайз» и космос уже не последний рубеж.

Согласно мифологии повести, новых миров открыто предостаточно и они не вызывают особого интереса. Человечество расселилось, успело начать и закончить войны с другими космическими расами, претерпеть культурные преобразования, изоляцию и замкнуться само на себя на многих заселённых мирах. На некоторых из них хорошо развиты информационные технологии, где-то улучшают геном человека, а где-то царят взгляды психиатров середины XX-го века, весьма свободно практиковавших лоботомию.

Одна из загадок известной Вселенной – мифы космических цивилизаций, сплетающиеся воедино в одной точке. Именно к ней летит наш корабль.

В целом это динамичная затягивающая повесть, к концу переходящая в столь же кровавый экшн. В жертву динамике были отданы персонажи – здесь их около девяти – представляющие собой функции, характеры которых описаны экстремумами. Несмотря на наличие имён, они совершенно не запоминаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ближе к середине сюжетная линия о путешествии в неизвестное отходит на второй план, уступая место триллеру в замкнутом пространстве по соседству с ИскИном (а может это и не ИскИн вовсе, чёткого объяснения в тексте нет) с маниакальными наклонностями укоренившихся в культурных особенностях одной из планет.

Концовка триллера не то, чтобы очень впечатляет – жёсткая, но вполне закономерная. Макрокосм отвергнут; последний рубеж – человек.

Концовка космической части по сути открыта. Встреча с мифологической «цивилизацией» подана вскользь, буквально парой абзацев, и скорее в разочаровывающем аспекте. Путешествие в пустоту продолжается. Но зачем?

Всё же я ожидал именно Контакта; встречи реальности с мифом многих миров, а не текст о том, что человек худший из монстров.

Не совсем то, что я хотел прочесть, но мне понравилось.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я поставлю высший балл, хотя не всё, что написал Джордж Мартин в фантастике мне однозначно нравится.

Летящие в никуда волкрины, преследуемые энтузиастами-учёными в стремлении разгадать древнюю тайну Вселенной, мистическая атмосфера космического корабля с весьма разными персонажами, сведёнными вместе — во всём этом чувствуется рука и фантазия мастера , будущего создателя мира «Игры Престолов».

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Космическая фантастика плюс сколько-то детектива и ужасов. Перемешанное умелой писательской рукой, это дало в результате интересную повесть. Возможно, роман на той же основе был бы ещё интереснее.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая повесть. Но, наверное, я ждал от неё большего. Обычно, в фантастических рассказах Д. Мартина мне нравилась великолепная реализация довольно простенького сюжета. Здесь — все наоборот. Сюжет — сложный, глубокий. Тут и попытки разгадать тайны чужой цивилизации, и необычная история таинственного капитана корабля, сложные и разные характеры героев. Но написано все это как-то слишком просто. Я не увидел в этой повести волшебного языка Д. Мартина, так характерного для других его произведений. Чем-то стиль автора напоминает Брэдбери, но не в этой книге. Почему? Может дело в переводе? В том же цикле «Тысяча миров» , допустим, рассказ «Башня из пепла» или « Мистраль приходит утром» , написаны совсем другим, образным, ярким языком. А в «Летящем сквозь ночь» мне этого не хватило.

Наверное, из этой повести Д. Мартин легко мог сделать сложный, красивый роман. А в повести все получилось слишком лаконично.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пол-повести автор интриговал читателя легендами о таинственной расе Звездных Скитальцев, а когда встреча состоялась, уделил им всего пол-страницы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или же центральному сюжету — таинственному духу, погубившему экспедицию, Д. Мартин тоже отказал в полном раскрытии образа.

Очень интересная повесть, но к моему глубокому сожалению, сильно сжата , урезана и неполностью раскрывает свой потенциал.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть.

Когда читала ее в детстве, упивалась мастерски переданной атмосферой безнадежного ужаса, липкой темной тайны, пронзенной светом далеких звезд, согретой дыханием неизвестных науке существ.

Когда вернулась к ней через пять лет, поразилась героям, их видением мира, переживаниями. Все они получились яркими, выпуклыми, настоящими, в них веришь, некоторые вызывают отвращение.

Еще через пять лет удивилась, насколько мастерски Мартин прописал мир, гармонично вплел его в повествование, при этом оставив за тысячи световых лет от корабля.

Каждый найдет в повести что-то свое, ее можно перечитывать снова и снова, и она не перестает удивлять.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

лучшая повесть в серии «Тысяча миров» у Мартина.

Затянуло при прочтении довольно сильно. Персонажи прописаны качественно, атмосфера мрачного космического корабля, и чего то злого, что живет в нем, невыносима (в хорошем понимании данного слова), концовка — шикарна.

Советую читать!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз «Пронзающие мрак» были прочитаны в антологии «Империя мрака» в сильном сокращении, и не могу сказать, что очень сильно понравилось — слишком много трэша, секса, околонаучных теорий и прочей чепухи.

Вернулся к роману где-то 5-7 лет спустя, и моё мнение изменилось на противоположное, лёгкими штрихами и едва заметными ремарками Дж.Мартин представил нам свой вариант развития человечества. Исследование и колонизация планет, последующая асимиляция с аборигенами, стирание семейных и нравственных принципов, развитие телепатических способностей и разработка «гиперпривода» для возможности покорения межзвёздных расстояний. Секс воспринимается как нечто само собой разумеющееся, так для дополнительной разрядки организма, человеческие отношения обесценились, разговор между людьми несёт уже не вербальную функцию, а информативную...

Команда учёных фрахтует космический корабль «Пронзающий мрак» для подтверждения или опровержения гипотезы о существовании Пилигримов — древней расе космических путешественников, направляющихся от центра Вселенной к её «границам».

Капитан корабля Ройс, являвшийся экипажу только в виде голографического изображения, и ксеноисторик Браннин — единственные из всех, кто действительно верит в существование Пилигримов, остальной экипаж к идее поиска древней цивилизации относятся скептически. Их больше всего интересует личность капитана-призрака, постигнув которую, группа исследователей ставит себя под удар — ведь на корабле, кроме Ройса, есть кто-то ещё, и этот Некто начинает методично убивать охотников за Пилигримами...

Несмотря на сумбурность и сюжетную кашу, я готов похвалить «Пронзающих Мрак» за атмосферность и концовку.

Концовку, от которой все недостатки романа ушли на задний план. Которая выворачивает наизнанку всю мифологию, выстроенную учёными за десятки и сотни лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Те, кем восхищались, кому поклонялись, от кого жаждали знаний и мудрости — оказались обыкновенным тупым ОНО, настолько безмозглым, что оно способно только плыть в космическом пространстве и «жрать».

Браво, аплодисменты, занавес!

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, пока генетики только обещают скрестить ежа и ужа, Джордж Мартин уже успешно осуществил подобную модификацию организмов...

Возьмись кто другой за попытку скрестить Артура Кларка с фильмом «Чужой»(вот специально проверил, оказалось, что сие творение Ридли Скотта вышло аккурат за год до написания «Летящих сквозь ночь», а потому Джордж Мартин очень даже мог сходить в кино и вдохновиться), то вряд ли бы вышло что-то жизнеспособное. И даже не моток колючей проволоки...

Причем тут Кларк? А именно он лучше всего продвигал в массы сюжеты, согласно которым на космических просторах вдруг обнаружилось загадочное нечто, и люди полетели навстречу этому нечто, и хотели вступить с ним или его создателями в контакт, но в итоге просто покрутились вокруг этой загадки, подробно описав ее облик, а по сути так ничего и не поняли. Порой Артур Кларк писал еще продолжения этих историй, в которых все же разгадывались загадки, но загадки с разгадками были уже не так притягательны для читателей, как галактическое скопление непоняток...

Вот и Джордж Мартин научно-фантастическую составляющую сей повести выстраивает по принципу «узнали о волкринах — полетели за волкринами — догнали волкринов — ни шиша в волкринах не поняли», а вы дорогие читатели попробуйте сами разобраться, чем эти волкрины являются, исходя из их описания...

А мне, мол, некогда. У меня тут на борту космического корабля жуткая жуть творится. И еще неизвестно, что страшнее: чистопородный «чужой» вкупе с коварным киборгом или съехавший с катушек капитан вкупе с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
призраком его матери, контролирующим искусственный интеллект корабля...

Главное, что все погибнут, кроме Рипли... Ну не Рипли, ее как-то по другому звали, но тенденция, однако...

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта остросюжетная и необычная повесть Дж.Мартина, к сожалению, проигрывает в борьбе со временем. Все пиковые на момент написания идеи автора: телепаты, модифицированные люди, новинки научно-технического прогресса, сверхспособности человеческого разума, переход человека на более высокие ступени развития и иные планы существования сейчас уже не оригинальны. Понятно и то, почему в далеком 1987 повесть была экранизирована: индекс зрелищности от спецэффектов научно-фантастического космического антуража вкупе с кровавым месивом должен откровенно зашкаливать. Но от литературного произведения обычно ожидаешь иного или, скажем, не только откровенной образности. Картинка рисуется очень живая, этого у Мартина не отнять. Но обилие экшена вылилось в скупость описания характеров, поступков героев и недосказанность о научных составляющих путешествия.

Цель полета ученых-космонавтов, казавшаяся мне изюминкой и обещавшая стать наградой как для читателя так и для многострадального экипажа, оказалась пшиком... Волкрины, встречу с которыми Мартин преподносил как величайшее событие в истории человеческой цивилизации, явились вовсе не тем, чем нарисовали их люди в своем алчущем контактов с высокоразумной расой воображении.

Все же, достоинство повести в передаче «ночи», мрака из названия. Корабль, пронзающий темные космические бездны, в точку называется «Летящий сквозь ночь». Отрезанная от остального человечества в глубинах Вселенной группка людей наедине с неведомой враждебной силой. Неудивительно, что некоторыми овладевают тьма в разумах, мрак в душах и сердцах, чернота в помыслах. Тайны, крушение надежд, страх, смерть... И к финалу бесконечное однообразное преследование через «заполненные тьмой уголки пространства, в которые никто не заходит, сквозь пустоту и тишину без конца»...

Произведение для любителей кровавых триллеров, вписанных в габариты космического корабля. И для тех, кто разгадал загадку почти в начале, но желающих посмотреть, как из нее выпутаются герои и выкрутится автор.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зачем писалось это произведение я не понял. Не извлёк из него НИЧЕГО. Сплошь рафинированные образы совершенно отделённой от мира реальности. Цели, взаимоотношения, жизнь их совершенно чужда и неинтересна. Не читать ни в коем случае. Художественной ценности не представляет

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх