fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.04
Оценок:
7323
Моя оценка:
-

подробнее

Песнь Льда и Огня

A Song of Ice and Fire

Другие названия: Песнь Льда и Пламени

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 282
Аннотация:

В качестве основы при создании своей эпопеи Мартин использовал историю войны Алой и Белой Розы, крупнейшего феодального внутригосударственного конфликта в истории средневековой Европы, когда в течение 30 лет две ветви английской королевской династии Плантагенетов (Ланкастеры и Йорки) сражались за престол. Во время войны свершились все мыслимые и немыслимые преступления и измены, погибла практически вся старинная англо-норманнская знать, а честь рыцарства буквально была втоптана в грязь. Фэнтезийной калькой этих событий и является история Семи Королевств. Действие цикла Мартина фрагментарно и из этих фрагментов складывается эпическая картина любви и ненависти, мира и войны, беспощадной схватки за власть и бескорыстного самопожертвования. Этот цикл — фэнтезийная «Война и мир», здесь нет единого героя, в восприятии которого показывались бы события (хотя в центре событий и находится семья Старков). Героев много, они стоят по разные стороны баррикад и у каждого своя правда, всё, как в жизни, без примитивного деления на чёрное и белое.

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карты:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.16 (584)
-
13 отз.
  • Пламя и кровь: Кровь драконов
  • Пламя и кровь: Пляска смерти
7.56 (319)
-
6 отз.
7.51 (548)
-
9 отз.
8.03 (592)
-
19 отз.
7.56 (319)
-
6 отз.
7.51 (548)
-
9 отз.
8.03 (592)
-
19 отз.
8.60 (2017)
-
46 отз.
8.44 (3876)
-
102 отз.
8.30 (2988)
-
51 отз.
8.45 (2593)
-
35 отз.
 
 
 
 
 
 
9.00 (10844)
-
340 отз.
9.10 (9034)
-
151 отз.
9.15 (8793)
-
146 отз.
8.62 (7593)
-
167 отз.
8.74 (6100)
-
103 отз.
 
 
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
8.94 (345)
-
1 отз.
9.00 (308)
-
8.67 (286)
-
8.59 (270)
-
8.63 (196)
-
  • Reek  [= Теон Грейджой] (2008) [фрагмент "Танца с драконами"]  
8.74 (254)
-
8.76 (33)
-
9.02 (163)
-
2 отз.
8.42 (61)
-
1 отз.
8.77 (277)
-
4 отз.
8.88 (8)
-
7.28 (77)
-
2 отз.
6.72 (67)
-
6.57 (61)
-
6.62 (58)
-
6.35 (56)
-
6.46 (56)
-
6.49 (55)
-
6.61 (53)
-
6.56 (51)
-
6.62 (53)
-
6.52 (51)
-
6.66 (51)
-
6.60 (51)
-
6.48 (47)
-
6.61 (47)
-
6.49 (48)
-
6.57 (47)
-
6.68 (46)
-
6.71 (47)
-
6.36 (31)
-
6.07 (31)
-
6.22 (32)
-
6.48 (27)
-
6.62 (26)
-
6.70 (27)
-

Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Цикл первые две книги (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Цикл первые 3 книги (США)

лауреат
Книжная премия Рунета, 2015 // Бестселлер OZON.ru в категории "Книги"

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, Ретроспектива - лучшее за 20 лет // Переводная книга фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Цикл (США)

Экранизации:

«Игра престолов» / «Game of Thrones» 2011, США, реж. Брайан Кирк, Даниэль Минахан, Тимоти Ван Паттен



Похожие произведения:

 

 


Легенды
1999 г.
Игра престолов. Книга I
1999 г.
Игра престолов. Книга II
1999 г.
Битва Королей. Книга 1
2000 г.
Битва Королей. Книга 2
2000 г.
Игра престолов. Книга I
2000 г.
Игра престолов. Книга II
2000 г.
Игра престолов
2001 г.
Битва королей
2001 г.
Буря мечей. Книга 1
2002 г.
Буря мечей. Книга 2
2002 г.
Буря мечей
2003 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва Королей
2004 г.
Буря мечей
2004 г.
Буря мечей
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Ретроспектива II: Стеклянный цветок
2005 г.
Легенды II
2006 г.
Битва королей
2006 г.
Буря мечей
2007 г.
Игра престолов
2007 г.
Пир стервятников
2007 г.
Пир стервятников. Книга I
2007 г.
Пир стервятников. Книга II
2007 г.
Пир стервятников
2008 г.
Стеклянный цветок
2008 г.
Буря мечей
2009 г.
Игра престолов
2009 г.
Игра престолов
2011 г.
Игра престолов
2011 г.
Битва королей
2011 г.
Пир стервятников
2012 г.
Буря мечей
2012 г.
Буря мечей. Пир стервятников
2012 г.
Пир стервятников
2012 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2012 г.
Воины
2012 г.
Танец с драконами
2013 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2014 г.
Воины
2014 г.
Рыцарь Семи Королевств
2014 г.
Смертельно опасны
2015 г.
Негодяи
2015 г.
Рыцарь Семи Королевств
2015 г.
Игра Престолов. Часть 1
2015 г.
Игра Престолов. Часть 2
2015 г.
Битва королей. Часть 1
2016 г.
Битва королей. Часть 2
2016 г.
Игра престолов
2016 г.
Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов
2016 г.
Пир стервятников
2016 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2016 г.
Битва королей
2016 г.
Буря мечей
2016 г.
Игра престолов
2017 г.
Книга мечей
2018 г.
Буря мечей
2018 г.
Пламя и кровь: Кровь драконов
2018 г.
Битва королей
2018 г.
Игра престолов
2019 г.
Пламя и кровь: Пляска смерти
2019 г.
Битва королей
2019 г.
Пир стервятников
2019 г.
Танец с драконами. Грезы и пыль
2019 г.
Игра престолов
2019 г.
Пламя и кровь
2019 г.
Мир Льда и Пламени
2019 г.
Буря мечей. Том 1
2019 г.
Буря мечей. Том 2
2019 г.
Буря мечей
2020 г.
Битва королей
2020 г.
Рыцарь Семи Королевств
2021 г.
Рыцарь Семи Королевств
2022 г.
Пламя и кровь. Кровь драконов
2023 г.

Периодика:

Asimov's Science Fiction, July 1996
1996 г.
(английский)
Asimov's Science Fiction, December 2000
2000 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов
2010 г.
Игра престолов
2018 г.
Битва королей
2019 г.
Буря мечей
2020 г.
Пламя и кровь
2020 г.

Аудиокниги:

Игра престолов
2012 г.
Игра престолов
2013 г.
Игра престолов
2013 г.
Битва королей
2014 г.
Буря мечей. Часть 1
2015 г.
Буря мечей. Часть 2
2015 г.
Буря мечей. Часть 3
2015 г.
Пир стервятников
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.

Комиксы и графические произведения:

Игра престолов. Книга 1
2014 г.
Игра престолов. Книга 2
2015 г.
Игра престолов. Книга 3
2015 г.
Game of Thrones: Благородные Дома Вестероса. Сезоны 1-5
2016 г.
Игра престолов. Книга 4
2016 г.
Игра престолов. Графический роман
2018 г.

Прочие издания:

The Lands of Ice and Fire
2012 г.
(английский)
Пир Льда и Огня. Официальная поваренная книга «Игры престолов»
2014 г.
Земли Льда и Огня
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Game of Thrones
1996 г.
(английский)
A Storm of Swords
2000 г.
(английский)
Year's Best Fantasy
2001 г.
(английский)
Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Quartet: Four Tales from the Crossroads
2001 г.
(английский)
A Clash of Kings
2002 г.
(английский)
Legends II
2003 г.
(английский)
A Feast for Crows
2005 г.
(английский)
Troonide mäng
2006 г.
(эстонский)
Warriors
2010 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Feast For Crows
2011 г.
(английский)
A Feast for Crows
2011 г.
(английский)
A Storm of the Swords. 1: Steel and Snow
2011 г.
(английский)
Warriors 1
2011 г.
(английский)
A Game of Thrones
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Feast For Crows
2011 г.
(английский)
A Game of Thrones
2011 г.
(английский)
A Storm of Swords
2011 г.
(английский)
A Storm of Swords
2011 г.
(английский)
A Feast for Crows
2011 г.
(английский)
Juego de tronos
2012 г.
(испанский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance With Dragons
2012 г.
(английский)
The Sword & Sorcery Anthology
2012 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume II
2012 г.
(английский)
Epic
2012 г.
(английский)
Warriors
2013 г.
(английский)
Гра престолів
2013 г.
(украинский)
A Game of Thrones
2013 г.
(английский)
The Wit & Wisdom of Tyrion Lannister
2013 г.
(английский)
The Wit & Wisdom of Tyrion Lannister
2013 г.
(английский)
Dangerous Women
2013 г.
(английский)
Битва королів
2014 г.
(украинский)
Rogues
2014 г.
(английский)
The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones
2014 г.
(английский)
The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones
2014 г.
(английский)
A Knight of the Seven Kingdoms
2015 г.
(английский)
Разбойници
2015 г.
(болгарский)
Буря мечів
2015 г.
(украинский)
Бенкет круків
2016 г.
(украинский)
A Game of Thrones
2016 г.
(английский)
Лицар сімох королівств
2017 г.
(украинский)
The Book of Swords
2017 г.
(английский)
The Book of Swords
2017 г.
(английский)
Танок драконів
2018 г.
(украинский)
The Book of Swords: Part II
2018 г.
(английский)
The Book of Swords
2018 г.
(английский)
Fire & Blood
2018 г.
(английский)
Битва королів
2019 г.
(украинский)
Гра престолів
2019 г.
(украинский)
Вогонь і кров
2019 г.
(украинский)
A Clash of Kings
2019 г.
(английский)
A Storm of Swords
2020 г.
(английский)
The Rise of the Dragon: An Illustrated History of the Targaryen Dynasty, Volume One (The Targaryen Dynasty: The House of the Dragon)
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и я прочитал эту, не побоюсь яркого эпитета, культовую эпопею. :) Сразу оговорюсь, речь идёт о пяти «основных» книгах без приквелов и вбоквелов. Сериал не смотрел, да, наверное, и не буду, буду ждать продолжения книги.

Говорить о сюжете, наверное, в общем то и не стоит, там более что сюжетных линий много, они сходятся, расходятся, прерываются и возобновляются. В общем и целом — борьба за власть в некоем царстве-государстве, военное, политическое и всякое другое противостояние между аристократическими домами. Многочисленные герои воюют друг с другом, заключают союзы, нарушают их, убивают, интригуют. В отличие от большинства подобных книг, тут нет однозначно плохих и однозначно хороших, большинство героев стоят друг друга, временами вызывая сочувствие, а временами — отторжение и неприятие у читателя. Но, реальная жизнь в средневековье была именно такой, кровавой и жестокой, так что это, на самом деле, большой плюс — повествование не воспринимается сопливой сказочкой в духе куртуазных рыцарских романов. Ещё одним несомненным плюсом является непредсказуемость автора, он достаточно легко может «убить» героя, который при чтении воспринимался основополагающим и было ощущение, что этот-то персонаж уж точно доберётся до финала. И ещё одна важная особенность — магии и сверхъестественного не так уж и много, по крайней мере такого, что оказывало бы заметное влияние на сюжет.

К первой части я подходил с некоторой опаской, ведь зачастую распиаренные произведения вызывают лишь разочарование. К счастью этого не произошло, «Игра престолов» понравилась, хотя и не настолько, чтобы сразу начать читать следующую часть. Но через несколько месяцев, прочитав «Битву королей» я уже окончательно втянулся и не останавливался, пока не прочитал все книги. Разумеется я знал, что финала не будет, но повествование держало в напряжении и не отпускало, более того, по завершении чтения, я начал сам в голове строить возможные варианты развития сюжета. :)

Ну и что ж, я присоединился к тем толпам людей, которые ждут, когда же Мартин разродится давно обещанным продолжением и окончанием. Повторюсь, сериал не смотрел, но разумеется про него слышал, так что знаю, что в сериале сюжет получил некое завершение. Возможно поэтому то и приходится так долго ждать бумажного продолжения — автор не хочет повторять в книге сценарий, но при этом, наверняка, использовал какие-то свои удачные идеи для сериала и теперь находится в некотором затруднении, что же ему делать со своими героями и как же завершить эпопею... В общем поживём — и возможно увидим. Но это не точно. :)

Резюмируя, могу сказать, что ПЛиО мне весьма понравилась. Не идеал, нет, но так и идеала, наверное, не бывает.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не писал отзывы на какие бы то ни было произведения, но на этот раз не смог удержаться. Слишком много хвалебных од воспевают этот цикл, настолько много, что можно придти к выводу, что он восхитителен, и считать иначе — глупо. Но я бы убедительно попросил вас не поддаваться напору фолиантов хвалебных отзывов, заглушить и фанатов сериала адаптации. Подойдите к циклу (если вы решитесь его читать) — с холодной головой. Не претендую на то, что мое мнение — истина в последней инстанции, но я попробую объяснить и обосновать свою точку зрения.

Итак, внимание знатоки, что в черном ящике?

Начну с плюсов:

Неплохо прописанные характеры персонажей. За некоторыми персонажами действительно интересно наблюдать. Персонажей великое множество и даже среди линий 1 и 2 плана есть много различных типажей. Скорее всего для каждого найдется минимум один-два персонажа, которые смогут заинтересовать.

Поклонники натуралистических сцен найдут много интересного для себя. Эротические сцены разного уровня… специфичности, весьма яркие и жесткие описания кровавых сцен.

Отсутствие выраженных сил чистого добра и чистого зла придают произведению оттенки реализма.

Теперь же к минусам и неоднозначным моментам:

Для начала важная ремарка которую многим стоит уяснить сразу: Это не фентези.

Это произведение, которое иногда притворяется фентези, но если убрать из него те немногие элементы, что роднят его с этим жанром — то произведение не пострадает, так как эти элементы весьма вторичны и не оказывают значительного влияния на сюжет. Они крайне плохо интегрированы в мир и их легко заменить на нечто не связанное с фентези без потери смысла. Примеры конкретики ниже, раскрытие сюжета незначительно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если убрать из сюжета белых ходоков и заменить их на неких воинственных варваров захватчиков с далекого севера — ничего кроме ауры таинственности не пострадает. Это декорация. Мало того — эта декорация ещё и пассивная на протяжении почти всего произведения.

Если заменить драконов на какие-нибудь инженерные осадные приспособления — мир тоже не пострадает. Как они связаны и взаимодействуют с другими элементами мира повествования? Что читатель знает о них из произведения как о принципиально иной форме жизни? Как союз этих существ с людьми был обоснован, так, чтобы это объяснение не вызывало гомерического хохота? Это снова декорация. Эпичная, более активная, чем первая но все же — очень картонная декорация.

Непосредственная нужда именно в этих фентезийных элементах отсутствует. Они для этого слишком локальны и не самостоятельны. Все это должно иметь сценарный смысл и связность в рамках вселенной. В противовес, попробуйте убрать фентезийные элементы из Эрагона. Привожу этот пример не как эталон совершенства, но как пример того, где интеграция в мир состоялась, и фентезийная составляющая значительна для произведения.

Можно поспорить, дескать здесь просто низкое содержание магии и это низкое фентези. Но нет. Пираты Карибского моря это низкое фентези, Ван Хельсинг — низкое фентези. Низкое содержание магических феноменов не означает, что они не должны быть интегрированы и значимы. Уберите ка из этих произведений фентези элементы и замените их на что-то иное без потери идеи и качества сценария. Зачем это тогда нужно, спросите вы? Да для того, чтобы привлечь побольше внимания к книге. Эти декорации нарочито откажутся на самом видном месте — на обложках и на первых страницах книги. Вскоре вы выясните, что вас попросту обманули.

Если вы пришли сюда за легким и увлекательным чтивом для того чтобы расслабиться — можете сразу проходить мимо. Цикл написан очень тяжело, это пирамида Хеопса, где слог автора тяжел, как каменные блоки из которых она построена.

Количество персонажей огромно, а значение для сюжета у многих из них может быть спорным (если вы считаете, что в адаптации персонажей много, то знайте, в первоисточнике их ещё больше), из-за этого персонажи и их роли могут теряться из памяти и вы неизбежно будете задаваться вопросом «а кто это?».

Слишком много событий, сцен, явлений, которые выглядят так, будто были написаны исключительно для того, чтобы удовлетворить желание автора в описании разного рода жестокости и натурализма. Вопрос не в наличии этих сцен, а в их количестве и целесообразности. Я бы описал это так: я люблю острые приправы к еде, но мне кажется странным, когда приправы становится так много, что я уже не чувствую вкус еды. Особенно если я ем то, что острым быть не должно. Подобное явление присуще Сапковскому, где в каждой второй главе упоминаются темы ниже пояса, здесь они так же упоминаются нередко, только в случае с Мартином к этому добавляются темы кровавой жестокости, которые встречаются так же часто и чаще всего не имеют сюжетного смысла. Это не поможет в раскрытии персонажей или создании мотивов конкретным сценам — оно равномерно разливается по всему повествованию. Лично я считаю такой подход — утомительным.

Проблема построения мира повествования. Автор создал огромный мир с различными локациями, каждую из которых нужно тщательно прописать. Но это порождает проблему — каждая из новых разновидностей локаций требует времени на погружение в нее читателя, принятия ее культуры, законов, особенностей флоры, фауны, архитектуры, рельефа итд. Попытка внедрить одновременно много различных локаций — приводит к дезориентации читателя и, потенциально- к снижению качества проработки этих локаций. В данном случае получилось и то и другое. Другая проблема мира повествования — интеграция. Интеграция повествования в особенности локации состоялась плохо — локации и повествование во многих случаях существуют отдельно друг от друга, динамичной связи между миром и действиями — мало. Для сравнения- вспомните Архив Буресвета, например, описанные там Расколотые Равнины и события на них происходящие.

Растянутый основной сюжет повествования. За ширмой интриг, натурализма и пары сотен второстепенных линий и событий — можно забыть тот факт, что основные конфликты, вопросы и идеи сюжета не имеют развития большую часть времени. С решением или даже просто упоминанием непосредственно ключевых вопросов сюжета все обстоит крайне плачевно. Повествование подобно бегуну, что бежит на беговой дорожке с меняющимися фотообоями на заднем плане, он бежит, но реального движения вперед не происходит.

А теперь важный пункт, который есть у этого отзыва и которого нет у произведения Мартина — надежда на то, что читатель увидит финал написанного. Да, это камень в огород активного написания завершения саги. Разумеется, это не единственное в своем роде произведение, которое не спешит представить читателю развязку, вспомнить хотя бы Ротфусса и его Двери из камня. Но проблема в масштабе и критичности этой проблемы, если сказать прямо — автору произведения на момент написания отзыва — 75 лет, а последняя выпущенная книга вышла примерно 13 лет назад и это не звучит как что-то нормальное. При этом ожидаемая книга не является последней в серии. Возможно, я не достаточно оптимистичен, но лично мне кажется — что это уже перебор. Лет так на 6 минимум.

Добавлю личное наблюдение, как человек, знакомый с процессом написания книги — так как уже больше десятилетия автор пишет в стол он просто мог утерять писательский запал. Долгое написание без публикации и обратной связи не способствует активной писательской работе.

Все это приводит нас к синергии:

Очень растянутое и плохо сконструированное повествование. Автор пытается объять очень многое и сразу. Множество локаций, персонажей, сюжетных идей, жанров. Это выглядит как попытка поместить в одно место все и сразу, но это неизбежно приводит к недоработкам в большинстве отдельно взятых элементов и сложностями по части их связывания между собой. И в качестве вишенки на торте — есть высокий шанс, что завершения замысла автора в его исполнении читатель не увидит.

Так что же в черном ящике?

Цикл льда и пламени несомненно огромный труд, на который была потрачена огромная масса усилий. Автор старался поместить в него многое. Но мое мнение таково, что было бы значительно лучше, если бы из произведения была изъята добрая половина второстепенных и третьестепенных линий и немного больше времени уделено основным конфликтам. В качестве альтернативы было бы гуманнее по отношению к читателю, если бы было написано несколько отдельных произведений меньшего объема, каждое из которых было бы более комплексно проработано в рамках меньшего количества локаций и персонажей, прежде чем объединять все это в единое целое. Возможно разбиение на более локальные и меньшие по объему книги — решило бы и проблему с написанием завершения саги — так читатель бы получил за прошедшие 13 лет хотя бы часть того, что должен был получить от Ветров Зимы и автору бы не пришлось бороться одновременно со всеми его бесконечными линиями второго-третьего плана.

Стоит ли это читать? Можете попробовать, но не рассматривайте это как нечто необходимое для прочтения.

Мой личный вердикт: 5

Не худшее, но и далеко не лучшее произведение. Чрезмерно переоцененное, отчасти благодаря сериалу (первым сезонам во всяком случае) . Прочел цикл наполовину и продолжать — нет желания.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

[b]«Бесспорно одно: писатель-реалист не несёт ответственности за характеристики общей, например, причинно-следственной, структуры реального мира; оценивая его произведение, мы не ставим во главу угла структуру реальности, с которой его произведение всё же в какой-то мере взаимодействует.

Зато писатель-фантаст отвечает и за мир, в реальность которого вписал сюжет своего произведения, и, кроме того, за само действие, развёртывающееся в его повествовании, так как он, по сути, создаёт и то, и другое.»[/b]

С. Лем «Фантастика и футурология»

[b]«Персонажи все [u]очень убедительны[/u], но взгляните, о други: они [u]взяты не из жизни[/u]. В реальности вы никогда не встретите Тириона, или Теона, или Недда. Женщины не бывают такими, как Серсея, они чуть сложнее. Герои Мартина — это не люди, а персонификации различных пороков»[/b]

Из отзыва

Есть смысл начать с другой цитаты из того же отзыва: [b]«сцена казни Неда. Одной этой сцены достаточно, чтобы навсегда избавиться от романтизма.»[/b] На самом деле ничего особенно ужасного в этой сцене нет, палач сделал свою работу профессионально. Куда неприятнее сцена, когда Теон Грейджой принимает на себя обязанность палача. А главное в другом — Нед не должен был умереть. На этот счёт был другой уговор, который неожиданно для всех был нарушен мальчишкой-королём, придурком и садистом. И причём тут романтизм? Зачем привлекать сущности сверх необходимости?

Перейду теперь к собственным наблюдениям за литературно-психологическим феноменом, называющимся ПЛиО.

Как уже давно всеми замечено, [b]«на проклятом острове нет календаря»[/b]. Кто-то там взял да и отменил понедельники и не только. Да «остров» (в смысле планета) и названия-то не имеет. Где ещё такое встретишь в фантастике? Многих это никак не колышет, но мне кажется ненормальным постоянное упоминание возраста множества детей и некоторых взрослых («девочка-призрак» из Браавоса — 36 лет, мейстер Пицель — 84 года) в годах (и хронология Таргариенов приведена в годах), при том, что совершенно непонятно, что в этом мире называется годом. Луна там есть, беременность длится 9 лун, как на Земле, нападение на Ров Кейлин Робб собирается совершить в момент празднования нового века (!), когда враги как следует напьются, но, хотя мир Льда и Огня имеет с Землёй очень много общего*, как там измеряется время — тайна сия велика есть. Не придумав на эту тему ничего от слова совсем (ребёнку даже мейстер не может объяснить, когда тот родился (см. разговор Лювина и Брана в «Битве королей»)), автор поставил себя в слегка дурацкое положение, т. к. затруднения у читателя по ходу чтения возникают постоянно. Ведь у всех людей есть возраст, а тут понятие возраста всю дорогу обходится, причём иногда довольно таки неуклюже.

Очень коротко скажу о самом существенном отличии мира ПЛиО от Земли, кроме того, что, судя по различной длительности времён года, эта планета находится в системе двойной звезды. Отличие это заключается в плотности магической ауры. Это мир насквозь пронизанный магией, просто она практически почти забыта в Вестеросе. В одном из отзывов встретил интересное мнение — в мире Мартина «присутствует магия, но в очень разумных пределах, никаких волшебных палочек и ковров самолётов». То есть ходячие мертвецы, мгновенное изменение собственной внешности Якеном Хгаром (может быть, кто-нибудь помнит «Открытие себя» В. Савченко, очень похоже), жестокие ритуалы, с помощью которых вызываются демоны, рождение женщиной всепроникающей тени, которая убивает назначенную ей жертву, — всё это в разумных пределах. Что ж, у каждого свой разум и свои пределы, и с этим мнением я согласен. Между прочим, этой плотной магической аурой объясняется отсутствие технического прогресса** на планете, в частности отсутствие артиллерии и стрелкового оружия (это в непрерывно воюющих государствах!). Как известно ещё из «Дороги доблести» Хайнлайна и «Хроник Амбера» Желязны, в магических мирах порох изобрести невозможно.

Есть и ещё одна странная особенность природы этого мира — отсутствие вулканов. Без них мир выглядит не так весело, как наш и, что гораздо важнее, выглядит неестественно да ещё при наличии подземных запасов горячей воды. В какой-то мере природные вулканы заменяют летающие вулканы — драконы. Но для них наступил длительный перерыв. Проявят они себя в полной мере только в ненаписанных частях цикла. Надеюсь дожить. А ведь хорошо, что у нас нет драконов. В скверике на скамейке книгу раскрыть боишься — то голуби, то чайки ... Анекдот вспоминаю: Горький (получив на шляпу) — Ленину: [b]«Какое счастье, Владимир Ильич, что коровы не летают!»[/b]

Что мне показалось в ПЛиО наиболее неприемлемым, так это манера автора убирать из повествования персонажей, которые мешают ему (повествованию) развиваться задуманным образом. Делает он (автор) это настолько искусственно, что белые нитки, которыми в этих местах скреплены куски сюжета, видны невооружённым глазом. Надо было избавиться от волчицы Леди — и Эддард Старк убивает её, прекрасно зная, какое значение имеют эти волки для его детей, и зная также, что зверь ни в чём не виноват. А ведь объяснить ситуацию королю Роберту не составило бы труда. Какой же Эд после этого десница? Впрочем, десница он никудышный, что понятно по его поведению в случаях, требующих самого минимального умения управлять людьми. Эта его повёрнутость на справедливости и чести так или иначе довела бы его очень скоро до могилы, а неожиданная смерть короля с очевидностью означала, что теперь его конец не за горами.

Другой аналогичный случай — это совершенно непродуманное удаление Сирио Фореля. Читатель вынужден расстаться с этим мастером боевых искусств и замечательным воспитателем в таких декорациях, когда нет никаких причин для этого расставания. Из текста не следует, что Сирио убит, мёртвым его никто не видел. Когда Арья убегает, в распоряжении Сирио остаётся несколько лежащих на полу мечей тех солдат, которых он только что чрезвычайно эффектно уложил, не имея в руках ничего кроме палки. А ещё огромное преимущество перед закованным в латы рыцарем в скорости передвижения. Но если бы Сирио и Арья ушли вместе, то девочка не попала бы в отряд новобранцев, направляющийся на север к Стене, не встретила бы сына короля Роберта Джендри, лоратийского мага Якена Хгара и многих других колоритных персонажей ... и, вероятнее всего, попала бы всё равно в Браавос (а она туда попала), поскольку это родина Сирио Фореля (а заодно и Венеция мира ПЛиО). Есть одно косвенное подтверждение смерти Сирио — в «Пире стервятников» первым мечом Браавоса считается другой человек, Кварро Волентен.

Третий такого рода случай это смерть кхала Дрого от не особенно опасной раны. Ну, как-то не вписывался этот дикий суровый воин в планируемую судьбу Дейенерис. А сир Джорах Мормонт ещё был нужен, и потому не только не умер от сильнейшего удара аракхом (лезвие застряло в кости!), но Дени вылечила его так, что он даже и не хромал.

Четвёртый маловероятный эпизод — Жиенна Вестерлинг укладывает раненого (и совершенно не знакомого ей) Робба в собственной спальне. И там его лечит. Ну, а как иначе подстроить Кровавую свадьбу? Тут думать пришлось бы.

Но талант в землю не зароешь. Понятно, что такой огромный цикл невозможно написать идеально. Несмотря на крупные и мелкие промахи (например, крайне невнятно в «Игре Престолов» описаны обстоятельства, при которых был ранен кхал Дрого; в разговорах героев попадаются реплики, не связанные с контекстом и т. п.) и кучу мелких недостатков (типа перепутанных имён действующих лиц второго плана, например, Боуэн Марш в «Буре мечей» становится Боуэном Муршем***; там же упомянут какой-то Мейегор детский, хотя среди Таргариенов есть только Мейегор Жестокий), написан он прекрасно. Шекспировские страсти, сопровождаемые мастерскими диалогами, описаниями битв (с элементами небывальщины, а как же иначе) и поединков (здесь, как говорится, без дураков, всё по высшему разряду; «все мы вышли из доспехов Мэлори», но сам он при этом нервно курит в сторонке); очень свободно автор чувствует себя при изображении сексуальных сцен, для чего требуется особое умение далеко не каждому писателю свойственное. Мартин предстаёт и как выдающийся мастер словесного портрета. Уровень описания внешности и манер (поведения) героев книги (что особенно важно — всех без исключения, в этом смысле для автора герои не делятся на главных и второстепенных) не ниже лучших классических образцов мировой литературы (неплохой, в целом, перевод****, видимо, соответствующий оригиналу). Очень хороши великаны, проезжающие мимо Джона Сноу верхом на мамонтах. Что-то подобное можно увидеть на рисунках Петара Месселджии в его «Книге великанов». Правда, мамонтов у Петара нет.

Несколько слов о шкале морали. В ПЛиО она представлена целиком, т. е. в диапазоне минус бесконечность + почти она. В самом низу исчадия ада в человеческом обличье Григор Клиган, Рамси Болтон, Варго Хоут, а положительную половину шкалы (там много народу, перечислять нет надобности) возглавляет, вероятно, в соответствии с авторским чувством юмора не кто иной как ... Бес (глаза у него такие же, как у Воланда, и не может же такого быть, чтобы ДМ не читал МиМ). А задавал ли кто-нибудь себе вопрос — почему Тирион карлик? Да потому, что имей он внешность Джейме, он был бы состоявшимся идеалом, что невозможно. Это вниз по той шкале путь абсолютно свободен, а вверх ... где-то очень «высоко», как в азимовском «Конце вечности» существует непреодолимый барьер. Там при строго объективном анализе как раз и «возвышается» эта уродливая фигура. Очень умный и решительный, никогда не теряющий самообладания и самокритичного чувства юмора, дипломат и стратег, иногда берущий на себя ответственность за своевременное (не ожидая божьего) воздаяние некоторым потерявшим чувство меры лицам по их делам, — вот кратчайшая, на мой взгляд, характеристика этого человека. Если бы в мире Мартина возможно было нечто вроде Ренессанса, то Тирион пришелся бы этому времени в самую пору. Мы называем примерно таких людей из нашего мира титанами Возрождения. Хотя не с каждым из них я бы пошёл в разведку. А с Тирионом пошёл бы.

И с Давосом тоже. Он где-то близко к Тириону на той шкале.

Отдельного разговора заслуживают две удивительные девочки — Дейенерис и Арья Старк. О первой надо писать отдельно — её судьба это книга в книге.

Несколько слов о второй и я заканчиваю. Неясно, на каком положительном уровне она в начале, как мне кажется, довольно высоко, но движется она по мере прохождения своих невероятно тяжёлых университетов в направлении Якена Хгара. К моменту отплытия в Браавос на её счету три трупа, хотя винить её за это невозможно. Когда она выполняет первое серьёзное задание (совершает нераскрываемое убийство), Добрый человек говорит: [b]«Тебе ещё многому нужно учиться, но ты, я вижу, не безнадёжна».[/b]

Итак, моя однозначная рекомендация — не следует проходить мимо фэнтези, не уступающего лучшим образцам обычной литературы. Это редкое явление. Знаю кроме ПЛиО только одно такое произведение — «Хроники Амбера».

*) Это общее — определённо состав атмосферы и набор химических элементов (а если говорить о культурном сходстве, то, например, в Вестеросе семь — священное число, но культура (книги, архитектура, скульптура, музыка, религия и наука) — всё это отдельная тема), флора (с небольшими различиями) и фауна тоже с некоторыми различиями (например, за стеной, далеко на севере сохранились мамонты). Некоторые из этих различий особенно удивительны. Это, конечно, лютоволки, происхождение которых явно не обошлось без вмешательства высших сил (шесть волков, подкинутых детям Старков, обладают способностью понимать человеческую речь, могут выполнять очень непростые приказы и способны при первой встрече распознать человека, замыслившего зло против хозяина); другой пример — наличие теплокровных земноводных (если это не ляп ДМ), способных существовать при температуре ниже -20 градусов (следопыт из Дозора отмечает, как нечто необычное, отсутствие в лесу лягушек, когда плевок замерзает, не долетев до земли).

Общего очень много. Но что при этом кажется абсолютно необъяснимым, — это генетические законы (а, точнее, отсутствие таковых), лежащие в основе биологии изображённого ДМ не менее многообразного, чем земной, мира. Я имею в виду следующее.

[b]«Чтобы сохранить в чистоте королевскую кровь, в доме Таргариенов нередко предпочитали, придерживаясь валирийского обычая, выдавать сестру за брата.»[/b] («Игра Престолов»; Валирия, между прочим, приказала долго жить, но, вероятно, по другим причинам). «Безумный» король Эйерис Таргариен, отец принцессы Дейенерис, был женат на своей сестре Рейелле. О Дени я с удивлением прочитал такое: [b]«Визерис часто повторял, что Таргариенов никакая зараза не трогает, и это, судя по всему, было правдой. Дени случалось мёрзнуть, голодать и бояться, но она никогда ничем не болела.»[/b] («Грёзы и пыль»; Визерис, брат Дени, пошёл в отца, но чокнутым стал просто из-за слишком долгого ожидания своего счастливого часа). Пусть Таргариены не всегда женились на сёстрах, но, как сказано выше, делали это нередко. В нашем мире такая практика неминуемо приводит к вырождению рода, рождаются слабоумные, или уроды, или то и другое вместе. В мире ПЛиО, у таких родителей (и прародителей) появляются на редкость здоровые дети (дети близнецов Джейме и Серсеи тоже вполне здоровы, мелкие отклонения Джоффри не выходят за допустимые рамки), организм которых содержит что-то вроде «бактерии жизни», открытой на Пандоре доктором Мбогой в другом мире. После этого существование живых лягушек при сильном морозе уже не кажется чем-то совсем уж невероятным.

**) Строго говоря, технический прогресс в этом мире есть, но для восьмитысячелетнего развития общества он просто микроскопический. Всего-то и научились, что выплавлять бронзу и сталь, да изготавливать различные виды стекла (в Винтерфелле застеклённые окна, теплица, называемая [b]«стеклянным садом»[/b]). Применяются насосы, прокачивающие горячую воду для отопления комнат Винтерфелла (с водяным приводом, другого способа нет). Но профессия стеклодува там неизвестна, в противном случае хоть изредка люди пили бы и ели не из металла.

Всё это ещё можно допустить. Но есть и такое, чего допустить здравый смысл не позволяет.

Микроскопический? — спросит кто-нибудь ехидно, — а как тебе золотой зуб Даарио Нахариса? Тут мне нечего ответить. Такой уровень протезирования можно счесть чудом. Может быть в восточных землях практикует какой-то маг-стоматолог-протезист. Автор снова, в который уже раз, оставляет читателя с разинутым от удивления ртом.

Ещё мейстеры смотрят на луну через подзорные трубы. Как при этом объяснить отсутствие микроскопов и телескопов — ещё один вопрос к мейстеру Джорджу Мартину.

И, наконец, напалм, или [b]«дикий огонь»[/b]. В Википедии говорится следующее: [b]«В США был разработан на основе полистирола новый напалм — так называемый «Напалм-В», [u]прилипающий даже к влажным поверхностям[/u]. Напалм-В характеризуется более высокой интенсивностью и температурой горения (1200°..1500 °C против 900 °C у обычного напалма). При хранении стабилен (не расслаивается). Напалм-В состоит из 3 компонентов: загуститель (полистирол), растворитель (в оригинальной версии бензол) и разбавитель (бензин). Все компоненты тщательно перемешиваются и запаковываются в герметичные ёмкости.»[/b]

Тирион при защите Королевской гавани использует именно такое вещество, отнюдь не простой и давно известный «греческий огонь». Вывод — так называемые [b]«пироманты»[/b] мира ПЛиО в области химических технологий достигли невероятных высот, добравшись до достижений нашего 20-го века. Другой вывод — автор иногда договаривается в своём цикле до полного абсурда, совершенно не следя за базаром. Простят ли его Семеро богов Вестероса!?

***) Но это, вероятно, несогласованная работа переводчиков.

Или вот такой казус. Девиз Дома Старков — [b]«Зима близко»[/b]. Интересно, как он воспринимается весной? [b]«Не бывает Север крайним»[/b] — на это я бы предложил Эддарду девиз заменить, дав ему послушать Кола Бельды.

Встретилось и ещё одно тёмное место (или очень тщательно затемнённое). Когда Вонючка (т. е. прикидывающийся Вонючкой болтонский бастард Рамси) показывет Теону Грейджою подобранную во дворе Винтерфелла пряжку Брана, Теон заявляет, что ему всё понятно (это при том, что собаки не нашли обратные следы беглецов, хотя они были более свежими), после чего убивает детей на ферме и принимает все возможные меры, чтобы этих детей все сочли за братьев Старк. Хоронить убитых детей в усыпальнице Старков Теон категорически отказывается. Стало быть, знает, что Бран и Рикон живы и знает, где они находятся. Это и есть то, что он понял. Теон часто вспоминает эти события впоследствии и всегда говорит, что не убивал своих названных братьев. На вопрос, почему Теон принял такое странное решение, ответа я не нашёл.

****) Есть у меня одно несколько необычное замечание по переводу одного места в «Игре престолов» (переводчик Ю. Р. Соколов почему-то ограничился только этим томом). Тирион знакомится с Шаей. Она говорит: [b]«Мать назвала меня Шаей. А мужчины зовут ... нередко.»[/b] Следующая фраза такова — [b]«Бронн расхохотался, и Тирион тоже улыбнулся.»[/b] Что их рассмешило? Ну, так же нельзя переводить! Думай, придумаешь — посмеёшься. Либо в оригинале нечто непереводимое, либо переводчик слишком стеснительный для этого цикла. Скорее первое. А если так, то переводить прозвище Шаи можно и нужно совершенно общеизвестным словом, которым иногда люди, умеющие пользоваться гаечным ключом, называют маленькую (а Шая маленького роста) шайбу. Это слово... Если выражаться предельно кратко, оно из тех, к которым относится известная строка из известной песни — [b]«это слово каждому знакомо, с ним везде находим мы родных»[/b]. С двумя точками в середине оно выглядело бы лишь на самую чуточку неприлично и было бы допустимым при любых ограничениях.. А так, как в книге — выглядит куда неприличнее. Это не что иное, как презрительное, свысока, отношение к читателям.

Примечание.

Оставляю знаки выделения текста, т. к. в отзывах они должны работать так же, как в авторской колонке. Это нужно сделать.

Дополнение, написанное в ноябре 2023 года.

Прочитав цикл второй раз (пропуская различного рода непотребства, что сильно ускорило процесс), чтобы получше представить окончательную позицию этой кайвассы на нескольких досках, попытаюсь подвести итог в виде энного количества вопросов. Или предположений, что то же самое.

Первое предположение возникло у меня, когда я узнал, что Петир Бейлиш, параллельно с подготовкой выгодного брака своей приёмной дочери, написал более ста писем во все концы света (думаю, не только Вестероса). Вернуть Сансе Винтерфелл — задача очень скромная и, надеюсь, попутная. Петир метит в короли, что было бы идеальным вариантом для этой уставшей от войн территории. А Санса разве не наилучшая кандидатура в королевы? Для меня ответ очевиден несмотря на то, что она жена Тириона. Гениальный лорд Бейлиш решит и этот вопрос, договорившись с Золотыми Мечами с помощью Тириона, а с Тирионом с помощью Золотых Мечей. Что касается Серсеи, то ей ничто уже не поможет, даже чудовище в латах, сотворённое Квиберном. Мне, кажется, я (как Киван Ланнистер и ещё кое-кто из рыцарей) знаю, кто таков этот Роберт Сильный (почему не Стронг, не мудрствуя лукаво?), но не скажу.

Есть у меня надежда на удачу миссии Давоса. Хотя, как ему удастся вывезти Ошу (если она ещё жива) и мальчика из страны людоедов, — этого хватит на целую повесть. Или на пару абзацев, — на всё воля автора.

Не решён пока треугольник Кейтилин Старк — Джейме — Бриенна. Кажется последней удалось обмануть поверившего ей джентльмена. Верю, что он выкрутится, и поможет ему ещё один из многочисленных роялей в кустах, разбросанных щедрой рукой автора по всему повествованию.

Будущее Дейенерис туманно. Мне кажется, климат Вестероса вреден для неё и для её летающих «детей». А с такими преданными ей рыцарями как Барристан Селми и Даарио Нахарис она может стать самой могущественной правительницей Востока. К слову, замечу по поводу драконов — автор совершенно не разбирается в устройстве и функционировании их организма*, следовательно не сумеет найти им место ни в какой части мира, ни на Востоке, ни на Западе. Возможен вариант включения драконов в Дозор, т. к. ожившие мертвецы боятся огня, и есть основания считать, что иным огонь тоже не по вкусу.

Ещё вопрос — зачем архимейстер Староместского университета с удивительной поспешностью отправился в сторону драконов? Предполагаю, что цели у него исключительно исследовательские. Не забудет ли о нём Мартин? О событиях в Староместе он точно не забудет. Ведь там замешивается обладающее абсолютно непредсказуемыми свойствами варево — в университете неожиданно появляется весьма зловещая фигура (впрочем, «зловещесть» её зависит от того, у кого она состоит на службе). Даже те, кто прочитал цикл всего лишь один раз, наверняка догадались, о ком я говорю. Этот человек долго и упорно, с приключениями, не уступающими приключениям Тириона, шёл к своей цели, попутно направив на истинный путь (или наоборот — сбив с него? Пока не ясно) Арью Старк**. Дорогу осилит идущий. И он осилил. И не его ли деятельность (и тех, кто им руководит) сыграет огромную, если не решающую роль в судьбе всего Льда и всего Огня?

О появлении в Волчьем лесу представителя браавосского банка можно сказать следующее. Банк считает Станниса законным претендентом на престол (веря при этом в могущество Мелисандры) и предлагает ему заключить договор, согласно которому банк оплачивает нужное королю количество наёмников*** (можно, например, перекупить всё тех же Золотых Мечей), король же возвращает банку долг из доходов от завоёванного Вестероса в течение ближайшего астрономического года (зимой страну не очень-то пограбишь). Если не это срочное дело, зачем предпринимать столь дальний и опасный вояж?

В заключение не могу пройти мимо самого злободневного на мой взгляд эпизода всего цикла. Это сказка, которую распространяют Фреи (см. приём королевского десницы Давоса лордом Мандерли), о событиях, произошедших на Красной свадьбе — все Старки оборотни, они вдруг превратились в волков и напали на гостей, поэтому их пришлось убить. Информационная война велась всегда, хотя ни в одной мифологии никогда не существовало бога информационной войны. Бог обычной войны, наоборот, был у всех народов, но он не занимался грязной работой. Бог войны информационной появился только в 20-м веке в образе человека по фамилии Геббельс. Правда, это скорее демон, а не бог. Сейчас появились ещё более страшные порождения преисподней, превзошедшие немецкого доктора. Примеры их «творчества» приводить не буду, они всем известны и масса людей делает вид, что верит этим измышлениям. Я не включаю в эту массу клинических идиотов, которые не делают вид, а верят на самом деле.

*) Вывод основан на эпизоде с попыткой укрощения Дрогона. Выдернув из тела дракона копьё, которое торчало там несколько минут, Дени заметила, что его металлический наконечник был оплавлен. Из этого следует, что в крови дракона плавится сталь, а из этого вытекают уже такие немыслимые следствия, что с ними не справится никакая, даже фантастическая био и физиология. Если подобное существо и сможет хоть где-нибудь и как-нибудь жить, то более подходящих районов, чем у Стены и сколь угодно севернее, для него не найти («Нам бы сюда одного, для тепла» — шутка Джона Сноу).

**) Арья в близком будущем (вероятно, к следующему лету) заметно приблизится к уровню мастерства среднего многоликого. И если она будет помогать царствовать своей сестре (а Якен не станет мешать), обстановка в Вестеросе начнёт быстро стабилизироваться.

***) С Джоном Сноу договор уже заключён. Убить Джона, когда Мелисандра неподалёку, «братьям» из Дозора не удастся. Но как Станнису взять верх над двумя Болтонами? Отряд Мандерли должен перейти на сторону более законного короля.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение с поэтичным названием в стиле средневекового фэнтези. Множество героев, сложный сюжет, при том роман не представляет собой тему борьбы добра и зла в противопоставлении многим эпичным циклам фэнтези. Каждая глава посвящена отдельному герою, персонажи прописаны подробно. Некоторые из них вызывают большей частью отвращение, другие более симпатичны, впрочем, в серии ни один из героев не вызывает полной симпатии… Автор описывает очень яркий мир фэнтези, и посвящение отдельных глав каждому герою делает более разветвлённый и разносторонний ход повествования. Отторгает много насилия, описание жестокости.. может быть и свойственной средним векам, однако возможно слишком много и для них. Не заметила в книге также какого-то более глубокого сюжета, философского и психологического , которого можно было бы раскрыть за чтением. Хотел ли автор сказать что-то ещё в ней? Цикл книг не закончен, но пока я рассматриваю Песнь Льда и Пламени как интересное темное фэнтези с богатым описательным миром. Книгу читала до выхода сериала. Как и у многих, концовка сериала испортила впечатление от книги. Как-то резко слили и убили главных персонажей.. Интересно, закончат ли сагу в книге также, как и в сериале.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот есть Джон Голсуорси со своей Сагой о Форсайтах. Это очень длинная история одной семьи, монструозная, нобелевкой отмеченная, ооооочень скучная местами, однако полезная в историческом смысле. Ну, и затрагивающая всякие вопросы, философские, нравственные... Жизненные, короче, причем в контексте нашей реальности, хоть и не нашего времени.

Вот есть Джон Толкин со своим Властелином Колец. Произведение тоже не маленькое, хотя и меркнет рядом с опупеями вроде Колеса времени или вот той же ПЛИО. Повествование идет в вымышленной реальности, о вымышленных событиях, а большинство рас вообще не существует. И все же посыл мощный и ясный: стойкость, дружба, милосердие, бережное отношение к природе.

Улавливаете мысль?

И есть Джордж Мартин со своей ПЛИО. И смысл существования этого произведения, кроме как время-убивательного и деньго-добывательного, от меня ускользает.

Признаюсь сразу, сначала начала смотреть сериал, потом взялась читать. Первое осилила по диагонали, другое не осилила вообще. Сочная картинка постепенно стала бессмысленным месивом, а текст и вовсе сочностью не отличался. (Кровь-кишки и письки-сиськи не есть сочность, хотя, судя по рейтингу, для кого-то и они — откровение).

Запутанные сюжетные линии? В наличии! Но знайте, что они никогда не распутаются. В лучшем случае — оборвутся.

Интересные персонажи? Согласна, характеры... развернутые, скажем так. Но знайте, что персонажи никогда не вырастут. Всякие вещи будут случатся с ними, но ничто не заставит их действовать отлично от того, как они действовали со своего первого появления. (Сериал, несмотря ни на что, зашел достаточно далеко, чтобы героев «вырастить», хоть как-то.)

Огромный мир, карты, религии, реалии всякие... Очень интересно, должно быть, для некоторых. Такой тип людей, которым интересней ковыряться в несуществующей истории несуществующего мира, чем мира реального. Что ж, их право.

Кстати, о реальном мире. Я обычно просто читаю книги и не особо интересуюсь личностью автора, но информация мелькает то тут, то там... Мистер Мартин успешно кормит своих читателей завтраками, если говорить толерантно. А если не толерантно, то десяток лет Джордж врет, чтобы удержать интерес читателей, и подсовывает им куски своего другого творчества, такого же стылого и бессмысленного. Уж извините.

Не знаю, как ставить оценку... Натурализм не впечатляет после учебника по криминалистике. Чудовищный объем текста — сомнительное достоинство по-моему (деньго-выжимательное для меня, читателя). Все герои по итогу оказываются антигероями, хотя есть и те, кто блеснул, как луч света в бездне текста... и тут же помер.

Я не нашла в этой серии для себя ни хорошего, ни интересного. Наверное, я просто ничего не понимаю в книгах. Ведь столько людей не могут ошибаться?..

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три первые тома «Песни Льда и Огня» – великолепны. Глубокие персонажи, непредсказуемый захватывающий сюжет, детально выписанный атмосферный мир. Безусловно, это одни из лучших художественных книг, которые я когда-либо читал.

Увы, не могу сказать того же про всю серию, которая блестяще начиналась, но в 4-5 томах резко скатилась в какое-то вязкое болото. Автор уже более 10 лет не может закончить свою эпопею, фанаты фрустрируют и уже приглядываются к какому-нибудь Брэндону Сандерсону, чтобы тот завершил всё за Мартина.

Концовка сериала, где были откровенно впустую слиты многие персонажи, также прибавила разочарования. Понятно, что в книгах многое ещё можно переписать, но увы, вряд ли мы увидим кардинальные перемены (если же увидим, это будет довольно смело и неожиданно).

История с циклом «ПЛиО» преподаёт нам следующие уроки:

1) Не пишите многотомные эпопеи. Удержать качество на протяжении многих книг практически нереально, да ещё и велик риск потерять интерес к своему детищу и оставить его незаконченным. Есть лишь редкие относительно удачные исключения, вроде «Гарри Поттера» (но там сюжет был запланирован заранее, а количество книг определяется числом лет обучения главных героев в школе).

2) Не увлекайтесь методом «письма путём открытия» (discovery writing), – то есть, когда вы заранее не знаете (или знаете лишь очень приблизительно), куда и как в итоге вырулят ваши герои (вы, по сути, путешествуете вместе с ними, совершая авторские открытия и выстраивая дальнейший сюжет по ходу дела). Опыт Мартина показывает, что даже если вначале задать самых великолепных персонажей с огромным потенциалом, а затем тасовать колоду героев и свободно водить их по карте, запала хватает только лишь на три тома. В какой-то момент, ближе к середине вашей эпопеи, лучше сделать паузу и не торопиться дописывать очередную книгу, а вместо этого тщательно наметить и проследить судьбу ваших героев до самого конца, чтобы знать, как именно лучше свернуть многочисленные сюжетные линии, дабы не запутаться в них и не мучать читателей тоннами лишней воды. В общем, обязательно нужно переходить на «письмо методом предварительного планирования» (outline writing, по Б. Сандерсону – который, увы, сам не всегда этому следует).

3) Не увлекайтесь введением всё новых и новых POV-персонажей – особенно если вы собираетесь убить их прямо в той же самой книге, а их смерть, – да и вся их биография, по сути, – практически никак не влияет на сюжет. В какой-то момент Мартин стал вводить больше персонажей, чем успевал их убивать! Кризис перепроизводства налицо. На деле это вылилось в пустое растягивание объёма книг, а негативное впечатление от этих лишних вставных линий повлияло и на восприятие историй ключевых героев. Лучше уж вбоквелы или приквелы писать (чем Мартин в итоге и занялся, сам утомившись от того зоопарка, который развёл в основной серии).

Тем не менее, всё же серия Мартина остаётся, вероятно, лучшим фэнтези, показывающим средневековый мир во всей его жестокой красоте. Жестокости даже многовато, но, по крайней мере, в «ПЛиО» убедительно показаны такие вещи, как разветвлённые патриархальные семьи и их определяющая роль в политике, кровавость и непредсказуемость войны, и, разумеется, маячащая над каждым без исключения персонажем безжалостная коса смерти.

Даже с учётом разочарования в последних томах, хотел было поставить 9-ку, но после ознакомления с окончанием сериала понизил до 8-ки. Надеюсь, что цикл всё же будет закончен, и его завершение даст повод повысить оценку.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично у меня к фентези есть неприязнь, которая с годами прогрессирует. Как только начинается магия, бесконечные источники энергии, волшебники, которые обладают бесконечным могуществом, но живут в домике лесника, армии, которые ничего не едят, нигде не спят и не болеют и при этом их сотни тысяч (в средневековье такие армии были невозможны, а фентези — это и есть средневековье с магией). И из фентези я могу читать обычно только юмористическое, типа Пратчета, Хаецкой и т.д.

Почему Игра престолов у меня одна из любимых серий книг? Комиксы, само собой, в счет не беру. Говорю только о книгах Мартина, причем об основных. Приключения Эгга мне не понравились, ни о чем на мой вкус. Так вот, любимая она потому что магия тут хоть и есть, и местами сильно портит мир, но книга в целом не об этом. Она о людях, обличенных властью, об их взаимоотношениях и мыслях. Лично мне эта тема крайне интересна. И да, в средние века от барона и выше люди именно так себя и вели — в грош не ставили жизнь человека, были довольно кровожадными и очень жестокими. Потому что образования не было, знать была военной элитой, и их основной задачей была война. Никто там о гуманизме не думал. Вот Мартин нам именно это и показывает. Мне в целом — очень нравится. Персонажи — разные, их много, у них разный статус и разная судьба. В целом неубиваемых нет. Кроме Серсеи Ланнистер конечно, которая должна была умереть к третьей книге точно, потому что она заводит врагов просто от скуки, унижает дворянство от нечего делать, посягает на их имущество. А такое закончилось бы только одним — кинжалом в пупок. Тем более с остальными героями примерно так и происходит — накосячил — получил по заслугам. Но Серсея неубиваемая, и даже не пытается никто. Переходя к минусам мира, одним из основных считаю Храм Безликого бога и его приспешников. Есть организация, члены которой выполняют убийства по заказу, могут принимать внешность любого человека — и всем плевать? Серьезно? Их бы вырезали 100%, всех, а храм бы разрушили и запретили. Либо наоборот — они бы стали править всеми. Но в таком виде — есть не одиночка, а организация, у которой почти бесконечное могущество, но ей ничего не надо и от нее никому ничего не надо — серьезно? Ну и момент, когда уличная актриска заказала им убийство другой актрисы, бродячего театра ярмарочного — чего? Там услуги безликих стоят курицу что ли? Или три кило зерна? Если настолько низкая цена — все бы только и резали друг друга, и опять же — либо страна бы в террор и ужас погрузилась, либо храм с последователями бы уничтожили. Это главный минус саги данной, на мой взгляд. С логистикой есть проблемы, когда просто с одного конца карты войска перемещаются, но они ничего не едят, не пьют и вообще действуют как юниты в стратегии — раз есть воин, значит он делает что скажут, пока его не убьют. Это не серьезно. Но так как это фентези — пес с ним, прощается. Персонажи уж очень хороши. И никаких хеппи эндов тупорылых, когда добро побеждает потому что оно добро.

Мартин всеми ногами и руками отпирается, только бы не писать продолжение. Хотя анонсировал, что будет еще 2 романа. Но он старый, и судя по тому, что он занимается чем угодно кроме написания книг — скорее всего завершения не будет. Для меня лично это не проблема, я научился брать не все до конца, а лучшее. У меня и сериал сохранен только первые 5 сезонов, остальные 3 на мой вкус — мусор. Так что если история не завершится — меня устроит, это лучше, чем писать мусор.

В целом советую всем. Первые 2 книги — полностью совпадают с ранними сезонами сериала. Дальше — отличия, и очень сильные. Короля ночи например нет в книгах вообще. И по сериалу история закончилась, в книгах — нет, там еще концовка вообще не понятна. Ну и конечно же книги хороши тем, что помимо действий персонажей тебе мысли описывают, вот только за это есть смысл читать. Для меня — да, эти книги тянут на 10 баллов, я из серьезного фентези лучше не видел ничего.

Если смотрели сериал и думаете — читать или нет — да, читайте. Тут не только действия отличаются начиная с третьей книги, сильно отличаются, — здесь еще и мысли персонажей прописаны, чего в сериале по понятным причинам нет. А если вы не смотрели сериал, и думаете начать читать — лучше сначала посмотрите. Сделан он ну очень хорошо, а после книг вам многие моменты будут тупыми казаться. Посмотрите, получите удовольствие, а потом читайте книги — получите еще раз.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первую книгу серии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце все главные герои умерли, причем самым противоестественным способом.

Расстроился и прекратил чтение. Поставил 7.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги, как и сериал, имеют максимальную интересность, так как наполнены всем тем, что людям интересно читать или наблюдать (взаимоотношения людей, принятие решений, предательство, подлость, борьба с собой, ну и секс, насилие, рок-н-ролл :)

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не собираюсь быть чересчур многословным и подниму только один вопрос, который занимает меня с тех самых пор, как я открыл первые страницы первого романа «Песни Льда и Огня» (я из тех, кто сначала прочитал все, что успело выйти, а потом уже стал смотреть сериал). Возьмем, к примеру, Толкина. Он хотел создать английский эпос – поэтому так тщательно сконструированы история и мифология Средиземья, поэтому на каждой странице «Властелина Колец» чувствуется множество прошедших лет и тоска по прошлому. Или, например, Урсула Ле Гуин с ее Земноморьем. Ее базовая идея – становление человека, познание самого себя, преодоление зла в себе и в других людях. Все это тоже прекрасно ощущается при чтении. А вот с какой целью взялся за свое монументальное сочинение Мартин? Конечно, он превосходно воссоздал процесс погружения средневекового феодального государства в хаос междоусобных войн, сдобрив его щепоткой магически-мистической жути и добавив самых настоящих драконов, – но все-таки какова основная идея его замысла? Сдается мне, что ее как таковой и нет, а просто Мартину захотелось отметиться в жанре эпического фэнтези, чтобы потом сказать: а вот я тоже так могу!

Поначалу и без стержневой идеи получилось, конечно, эффектно и мощно: просто выложить перед читателем ряд сочных ломтей средневековой жизни со всеми натуралистическими подробностями, заодно угробив при этом как можно больше народу. Но это все само по себе быстро надоедает и начинает утомлять, а ничего нового взамен мистер Мартин так и не смог предложить. Так что, по-моему, как раз отсутствие базовой идеи и загубило «Песнь Льда и Огня»: с каждым новым романом действие становится все более тягучим, запутанным и бессмысленным. Сейчас оно зашло уже в такие дебри, что неохота даже помнить и разбираться, что там к чему на данный момент. А если цикл и будет когда-нибудь завершен, не уверен, что у меня возникнет желание его дочитывать.

«И начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия…»

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарнейшая эпопея, каждый новый том читал затая дыхание. Очень поражает фантазия автора, удивляют повороты событий — происходит то чего совсем не ожидаешь прочесть. Очень поражает то что автор совершенно не жалеет казалось бы главных героев и косит их направо и налево.

Жаль что сериал сильно опошлили, благодаря этому многие не видят основной, главной изюминки данного цикла. Низкий поклон автору.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О ПЛИО я слышал многое. Как о сериале, так и о книге. Но долгое время не хотел касаться этого творчества, ибо считал, что наткнусь на очередную сагу про благородных рыцарей на «белых» конях и прекрасных дамах. Но однажды мне все же попался на глаза кадр из сериала, и мое отношение к творению Джорджа Мартина в корне изменилось.

Ниже в комментариях все уже было расписано и переписано, так что я скажу главное. Для меня замечательная книга — это следующие факторы:

1) Герои с хорошо прописанными характерами;

2) Увлекательный сюжет, интригующий и не заставляющий скучать;

3) Хорошо прописанный мир, в который хочется верить;

4) Реализм.

Все это присутствует в ПЛИО, поэтому низкий поклон Джорджу Мартину за прекрасный цикл романов, безусловно превращающийся в классику жанра фэнтези. С нетерпением ожидаю выходы следующей книги.

Моя оценка: 10 из 10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать книги когда о сериале никто и не помышлял. Прислушался к отзывам журнала Мир Фантастики. Но чем больше поднимался ажиотаж вокруг серии тем прохладней отношение. Остался только интерес чем дело кончится.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот цикл, без сомнения, является одним из лучших фэнтезийных циклов. Пока он не дописан, говорить что-то окончательно еще рано. Зато, то что уже есть — конфетка!

Я ПЛиО считаю самой интересной историей. Сюжет захватывает и держит, не отпуская. Есть более интересные миры и более харизматичные герои, но психология и мотивация героев в ПЛиО самая захватывающая.

Нет плохих и хороших, нет белых и черных. У всех своя правда и свои цели. Здесь не победит дружба, потому, что благополучия одних — это смерть и крах прочих. Это «Царь горы» где одни побеждают, а остальные исчезают! Ни каких почетных вторых мест!

А за стеной собираются с силами мертвецы. Зима близко! Она принесет беды всем, но даже этот аргумент не примирит соперников. Слишком много крови и лжи между ними. Старые счеты и новые предательства.

Таргариены, Старки, Ланистеры... Кто победит? Кто Сядет на Железный трон?

Семь королевств почти разрушены войной. Великие Дома исчезают. Зима только пришла. Кто увидит следующее лето? Возможно никто!

Это стоит читать!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственное что хотелось бы написать: сомневающиеся читать или нет – читайте не сомневайтесь! Объём книг тут на 100% плюс, а не минус. Хочется еще и еще! Жду «Ветров зимы» с нетерпеливым нетерпением))

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх