fantlab ru

Майкл Муркок «Спящая волшебница»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Оценок:
370
Моя оценка:
-

подробнее

Спящая волшебница

The Sleeping Sorceress

Другие названия: The Vanishing Tower; Участь Белого Волка; Рыцарь Хаоса

Роман, год; цикл «Элрик из Мелнибонэ»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Элрик Мелнибонийский тоскует по своей Симорил. И вот однажды он находит замок, в котором спит прекрасная незнакомка, как две капли воды похожая на его утраченную возлюбленную...

Как знать — не дала ли ему судьба «второй шанс»? Но коварный колдун Телеб К'аарна тоже не дремлет... И вновь Элрику придётся защищать не только себя...

Входит в:

— антологию «Warlocks and Warriors», 1971 г.

— журнал «Если 1996'1», 1996 г.


Похожие произведения:

 

 


Повелитель бурь
1992 г.
Страж Хаоса
1998 г.
Сага об Элрике Мелнибонэйском
2001 г.
Хроники Элрика. Призрачный город
2001 г.
Месть Розы
2005 г.
Элрик из Мелнибонэ
2005 г.
Элрик - Похититель Душ
2008 г.
Участь Белого Волка
2019 г.

Периодика:

Если № 1, январь 1996
1996 г.

Издания на иностранных языках:

The Sleeping Sorceress
1971 г.
(английский)
Warlocks and Warriors
1971 г.
(английский)
The Sleeping Sorceress
1972 г.
(английский)
The Sleeping Sorceress
1975 г.
(английский)
The Vanishing Tower
1977 г.
(английский)
The Vanishing Tower
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похождения Элрика по неизведанному до конца миру империи Мелнибонэ — своеобразная «расписка пера» мастера фэнтези Муркока. Взяв за основу говардовский образ Конана из Киммерии, он умышленно сделал его отвратительным антиподом последнего и начал разрабатывать биографию красноглазого альбиноса, налегая на сентиментальность и закомплексованность своего переделанного героя. Набив на этом руку, он взялся писать более серьезные произведения, где в роли героя выступали уже более адекватные персонажи: Эрикозе, Корум и Хокмун. Кстати, идея соединить всех четверых в образе Вечного Воителя пришла как раз в романе «Спящая волшебница». По данным сайта ISFDB, этот роман квалифицируется как тематический сборник рассказов-повестей, связанных между собой сюжетом противоборства Элрика с его злейшим врагом — пантанговским колдуном Телеб Каном.

Сюжет этого псевдоромана крутится вокруг стремления Элрика отомстить колдуну, умудрившемуся испортить бывшему императору Мелнибонэ и без того плохое настроение. Вдвоем с Мунглумом они скитаются по Лормуру в поисках своего заклятого врага. В новом повествовании Элрику суждено встретить Темную Даму Канелуна, как две капли воды похожую на его мертвую возлюбленную Циморил. Именно ее и называют Спящей волшебницей...

Как я уже упоминал выше, Муркок не особо старался над фабулой романа, «обкатывая» в нем лишь отдельные свои мысли, которые он полностью реализует в других произведениях. На мой взгляд здесь он воспользовался двумя находками: идеей соединить трех героев разных измерений в одну личность — Вечного Воителя и идеей Исчезающей Башни — сооружения, способного произвольно перемещаться по смежным мирам. Кроме них, к достоинствам романа можно отнести детально разработанные образы Корума (Хокмуна) — представителя техногенного аналога Мелнибонэ и его верного спутника Джери о'Коннела, понимающего в технологиях даже больше своего хозяина. Интересной и оригинальной является идея одного из артефактов Корума, сохраняющего свою эффективность как в магических, так и в техногенных измерениях. Речь, конечно же, идет о знаменитом Рунном Посохе, главной «фишке» «Хроник Хокмуна».

Недостатков гораздо больше. Перечислю их по возможности кратко:

1. Как может обычный колдун создавать таких тварей, справиться с которыми может только сам Ариох? Очевидный «рояль» или заделка на будущее.

2. Стоило героям попасть в безвыходную ситуацию в ледяной пустыне, как тут же автор из ничего материализует теплый замок с запасами продовольствия. Потом оказывается, что это владение той самой Спящей Краса... то есть Волшебницы Мишеллы (она же — Темная Дама Канелуна). Весьма удобное знакомство, когда ты сражаешься против колдуна, не правда ли?

3. Спящая Волшебница на самом деле не совсем спящая: на какое-то время она может освободиться от своих чар и весьма свободно общаться с Элриком (и даже дарит ему на время своей транспорт — говорящую металлическую птицу!). Как говорится, сон — понятие относительное.

4. Зачем Телеб Кан усыпил волшебницу, если спокойно мог ее убить? Если он такой крутой, то мог бы предвидеть ее опасность для себя.

5. Элрик по театральному неубедительно отвергает предложение Мишеллы переспать с собой. Ни один мужик с исправным органом никогда не отвергнет такой шанс!

6. Король нищих Уриш сделан не по образу словолюбивым философом и банально раздражает своими напыщенными речами. Видали мы таких нищих на паперти...

7. Когда у Элрика крадут Кольцо Королей, он всё же не теряет способность вызывать грахлаков, когда на караван Красного Лучника нападают демонессы Хаоса. Либо он сам великий маг, либо Кольцо Королей действует на расстоянии.

8. Вечность Танелорна аргументирована плохо и потому кажется совершенно надуманной.

9. Для положительного персонажа, Мишелла почти совершенно не помогает Элрику в борьбе против Телеб Кана. Даже Аркан Плоти нормально использовать не смогла, только кучу народа без толку перевела! А вот Элрик находит своего недруга, наоборот, слишком быстро и просто — за одно предложение текста. Вот это способность находить «рояли в пустыне«!

10. У меня возникли смутные подозрения, что переводчик неточно перевел имя очередного негодяя: Володин Гадняк. Может, Владимир Негодяй (или Гадина)? Тогда получается, что Муркок — воинствующий русофоб. Впрочем, кто их, англичан, поймет...

11. Как мог Гадняк сбить с ног Элрика каким-то детским шариком? Не такой уж он и слабак! Тем более, что у него рунный меч. Такой фокус явно из пальца высосан.

12. Могучего колдуна в его вотчине победил котенок?! Да вы шутите, мистер Муркок! Явно фальшивая попытка шокировать читателя.

13. Еще один рояль: машину Обреченного Народа никто не охранял! Даже никакого охранного заклятия? Телеб Кан, вы дурак или у вас прогрессирующий склероз??

14. Мишелла слишком долго и обстоятельно разговаривает с перерезанным горлом (точнее, с отрезанной головой). Ох, уж эти колдуны — всё у них не как у людей! На магию можно списать половину всех обнаруженных ляпов.

Как и в предыдущих произведениях сборника, бросается в глаза «машинный» перевод: как Элрик мог убить стража Ашенелуна ударом в глотку, разрезав ему при этом пах?? Или другой перл: «у Гадняка была КРАСИВАЯ голова со СРОСШИМИСЯ бровями и улыбкой, напоминающей ВОЛЧИЙ ОСКАЛ». За подобные изречения нужно какую-то Шнобелевскую премию давать! Про обычные ошибки (или опечатки) говорить даже как-то неудобно: «инкорнация» вместо «инкарнация», «гримоир» вместо «гримуар» и прочее.

-----------

ИТОГ: сборно-разборный роман, напоминающий словесный пазл типа «Конструктор великого писателя». Допускаю, что одной из причин его нелепости может быть неудачный перевод. Гурманам не стоит читать 4-й том «Миров фантастики».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Точно так же, как и «The Sailor on the Seas of Fate», сборник из сшитых повестей, соединённых, правда, не слишком прочно, былой подругой графа Обека Мишеллой, той самой «the Sleeping Sorceress». А так — всё как и было, даже кроссовер нескольких инкарнаций нашего Воителя имеется, здравствуй, принц Корум, и тебе, брат Эрикёзе-Улрик, не хворать. Пафосный и откровенной комиксоидный чародей Телеб К'Аарна сумасшедш и ужасен, надсокорские нищие омерзительные, демоны ещё хуже, хотя это-то вопрос спорный. Главное, что последний экс-император по прежнему в седле, и чёрный меч при нём, куда-ж без него? И, конечно, он опять страдает. Не забывайте, это вам не Конан.

В общем, простенько и со вкусом, мир описан красиво, спасибо за явление Танелорна и даже его спасение. Поклонникам героики придётся по вкусу.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Корум крут. Опять меня не предупредили о кроссовере, я такими темпами не успев прочитать других саг о Воителях все о них разузнаю. Нехорошо. Две первые части Спящей волшебницы интересные, но все же рядовые, а вот третья уже смотрится уровнем повыше. Тут и противник посерьезнее, и трагизм повышен, да и характер Элрика окончательно останавливается на отметке безнадежного отчаяния. В целом весь роман я оценил бы в 7.5 баллов, а недостатком, который больше всего мусолил глаз определил бы некоторую наивность повествования, выражающуюся в постоянном осуществлении неосуществимого. То бишь: «Эта магия не сработает» — магия работает в следующем предложении, «Я больше никогда её не увижу...» — встреча в следующей главе и т.д. Мелочь вроде бы, но немного тянет вниз в целом качественно написанное произведение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: правильное перечитывание цикла о Элрике

В итоге: три повести, на живую скреплённые в роман сквозным сюжетом о погоне за архиврагом Элрика

Первая повесть — цепь поединков с различными монстрами: летающие полиморфы, шикарно описанный демон, армия «хаоситов». Вариация на тему «Спящей красавицы» в мире героического фэнтези.

Вторая повесть — среди соперников: наёмные убийцы, ледяные упыри, Пылающий Бог Хаоса Чекалах, многолапый демон-страж, стая агрессивных нищих, затем целая армия нищих, а потом эленоины — зубастые неженщины из восьмой плоскости, побеждённые призванными Элриком обезьяноподобными грахлуками.

И, наконец, в третьей части оказалось всё то, за что я так люблю Муркока — разные инкарнации Великого Героя, путешествия между измерениями, многозначительные пророчества о судьбе Мультивселенной!

Тем не менее, по гамбургскому счёту, Элрик проиграл этот бой из трёх раундов — Телеб К'аарна жив, очередная возлюбленная Элрика мертва.

Хорошее героическое фэнтези на один вечер.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически то же самое, что и со «Скитальцем». Три части романа — три отдельных сюжета, которые бы идеально смотрелись как независимые повести, но в рамках ОДНОЙ книги — получается слишком большая сюжетная нагрузка, не всякий читатель и переварить-то сможет... Да, здесь есть единый «стержень», более-менее скрепляющий эти три части (охота за врагом-колдуном), но не всегда он заметен, и вообще его наличие в книге больше похоже на простую отписку со стороны автора... (а я не сказал «это — отписка!» я сказал — ПОХОЖЕ! :wink:)

Произведение написано, конечно же, более профессионально, чем ранние рассказы об Элрике, которые были всего лишь «Конанианой наизнанку». В «Спящей волшебнице» уже появляется нечто большее — здесь появляется МИР... и прописан он со всем должным тщанием... Только роман это, увы, не спасает. Вернее, спасает — да не на все 100%...

P. S.: Сколько ещё раз этот несчастный Красный Лучник будет отбивать атаку надсокорских нищих??? (Очевидно, столько, сколько нужно автору...)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень понравилось...Все же многовато пафоса. Кое-где показалась слишком уж неуместной рефлексия Элрика на тему своей несчастной судьбы. Лучше всего написана 3 часть романа. Но тут Муркок, скажем так, экономит на сюжете. То ли на хрониках Элрика он экономит, то ли на хрониках Корума... Где-то уже все это было...

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал на одном дыхании! Невероятно ярко и интересно описано противостояние Элрика с колдуном Телебом Каарной! Очень драматично и последовательно описано падение колдуна-ученого до опасного колдуна-шизофреника! Читая роман, нельзя остаться безучастным к главным героям: ненавидишь злого Телеба Каарну, сострадаешь судьбе Элрика, симпатизируешь непосредственному Мунгламу. В этом романе есть все что нужно для любителей героического фэнтези! Браво Майкл Муркок!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх