FantLab ru

Фрэнк Герберт «Дюна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.69
Голосов:
7369
Моя оценка:
-

подробнее

Дюна

Dune

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Первой сюжетной линией повествования, открывающейся читателю, является вражда двух могущественных Великих Домов: Атрейдес и Харконнен. Может создасться впечатление, что это — очередная история борьбы добра и зла, чести и коварства, благородства и корыстных интересов. Однако это впечатление — лишь первая ловушка, в которую попадает читатель.

Далее вы узнаете, что главный герой — Пауль Атрейдес, наследник одного из враждующих Домов, является также важным звеном в таинственной генетической программе ордена Бене Гессерит и обладает необычными способностями. Но способностям этим лишь предстоит раскрыться.

По приказу Императора (вступившего в сговор с Харконненами и нарушившего тем самым Великую Конвенцию), Атрейдесы переселяются на Арракис — пустынную планету ужасных бурь и гигантских песчаных червей, населенную жестокими фанатиками — фрименами, называемую также Дюной. Эта планета должна стать их золотой гробницей. Почему золотой? Да потому что эта планета — единственный во всей Вселенной источник Пряности, важнейшей субстанции в Империи. Пряность, обладавшая гериатрическими свойствами, продлевала жизнь; Пряность использовалась орденом Бене Гессерит для развития особых способностей (например, правдовидения). Но, что самое главное, Пряность, которую невозможно синтезировать, а можно лишь собрать на Дюне, использовалась Космической Гильдией для осуществления межпланетных перевозок. Особым образом подготовленные Гильдией специалисты — навигаторы употребляли огромные количества Пряности и это открывало их внутреннему взору пространство и время, что позволяло им предугадывать безопасную траекторию движения для космических кораблей, несущихся с чудовищной скоростью сквозь мировое пространство. Исчезнет Пряность и любые межпланетные коммуникации во Вселенной прекратятся навсегда, что приведет к распаду Империи. А миллиарды людей, употреблявших этот наркотик (Пряность вызывает непреодолимое привыкание!) умрут. Вот почему владение Арракисом сулит золотые горы. И Харконнены, которым принадлежала ранее планета, накопили немалые запасы. Теперь они используют все свое богатство для того, чтобы уничтожить своих врагов — Атрейдесов и вернуть себе Дюну.

Получится ли это у них? Ответ можно узнать лишь из книги.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第5回 (1974) // Переводной роман

лауреат
Серебряная комета / Cometa d'Argento, 1974 // Роман (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria (США, 1965)

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2008 // Книга года

лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1964 // Роман (первая часть романа «Дюна» - "Dune World")

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Дюна» / «Dune» 1984, США, реж: Дэвид Линч

«Дюна» / «Frank Herbert's Dune» 2000, США, Германия, Канада, Италия, реж: Джон Харрисон

«Дюна» / «Dune» 2018, США, реж: Дени Вильнёв



Похожие произведения:

 

 


Дюна
1990 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна. Мессия Дюны
1992 г.
Дюна
1993 г.
Дюна
1994 г.
Первые войны пустыни
1994 г.
Дюна
1999 г.
Дюна
2003 г.
Дюна
2003 г.
Дюна
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна
2007 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Дюна
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Дюна
2015 г.
Дюна
2016 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2017 г.
Дюна
2018 г.
Дюна
2020 г.
Дюна
2020 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Дюна
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Dune
1965 г.
(английский)
Dune
1982 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Dune
1990 г.
(английский)
Dune
1999 г.
(английский)
Dune
2001 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Dune
2005 г.
(английский)
The Great Dune Trilogy
2005 г.
(английский)
Diuna
2007 г.
(польский)
Dune
2007 г.
(английский)
Dune
2011 г.
(английский)
Dune
2013 г.
(английский)
Дюна
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так случилось что «Дюну» Герберта я прочитал позже, чем поиграл в Dune от студии Cryo и посмотрел фильм Девида Линча. Открыл книгу в предвкушении чуда и... малость разочаровался. А все от того что удачные куски в ней чередуются с довольно наивными. И фримены списанные с арабских кочевников не вызывают восторгов. Ну да когда-то арабские страны накидали колонизаторам и заставили себя уважать, но это было так давно. С тех пор мода на арабскую экзотику повыветрилась. И герцог Пол Атрейдес принявший ценности полудиких кочевников, вызывает что угодно кроме восхищения. Но идеи в книге высказаны интересные и спасибо Герберту за великолепную игру и фильм ставший классикой.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, это особый роман-инструкция о том, как вырастить настоящего мужчину. Пауль гармонично развивается и физически, и духовно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Несмотря на то, что он внук барона (т.е. генетика может нейтрализоваться средой!).
Но леди Джессика забывает о нюансе, её сын нормальный, а не душевный уродец, и пытается им манипулировать в отношении его избранницы – Чени. Типичные отношения свекровь — невестка. Только это бесполезно, Джессика сама вырастила Пауля самостоятельным и полноценным, а значит, способным самому определять свою судьбу. Короче, Пауль красава: он умён, находчив и умеет любить. Его главная черта — готовность жертвовать собой. То, чего не было и барона и его племянников.

Особая атмосфера пустыни, покрывающей почти всю планету, создаётся всего несколькими штрихами. Это не было скучно, что я опасалась, когда приступала к чтению.

Ещё конечно, очень выпукло дана мысль экологическая. Есть рациональное использование ресурсов, которое обеспечит гармонию с миром, а есть бездумная выкачка, приводящая к социальной катастрофе – ведь люди же живут на определённых землях, и если там с экологией беда, то и обитателям будет плохо. А это чревато...

Основной же сюжет вызывает ассоциации с «Игрой престолов», но лишь поверхностно. Ведь автор цепляет не сексом и кровищей, а другим — эволюцией главного героя, умеющего принимать решения.

Недостатки:

1.А почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
император предал отца Пауля? Я так и не поняла. Видимо, просто считал, что герцог может быть опасен.

2.Не рассказали, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
преодолели имперское кондиционирование доктора.
Об этом, подозреваю, повествуется в продолжении.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Дюну» я прочитал ещё в школе и с тех пор благодаря импринтингу это моя самая любимая книга. Книга о свободном народе, могущественном, загадочном, и его Мессии. Книга о планете, которая поражает воображение своей суровостью и населяющими её гигантскими червями. А ещё тут такой философии наворочено, что не задуматься об этой книге невозможно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастический роман американского писателя Фрэнка Герберта, созданный им в 1965 году после нескольких лет упорных исследований в области экологии и напряженных размышлений на тему будущего человечества, стал настоящей вехой в развитии жанра фантастики. Обстоятельное и объемное произведение, очень подробно прописывающее историю войны за планету Арракис, представляет собой чуть ли ни первую придуманную от начала и до конца вселенную из области чистой научной фантастики – из мира очень далекого будущего, в которой были бы прописаны все важнейшие константы, позволившие миру ожить и продолжить свое развитие в новых книгах.

Но художественное значение «Дюны» заключается во многих других аспектах, которые мы постараемся осветить подробнее.

1. Мир. Как уже было озвучено, «Дюна» — не просто роман, рассказывающий о приключениях некого герцога из опального дома Атрейдесов на песчаной планете в компании аборигенов, отнюдь нет. Это целый живой мир, очень подробно и детально прописанный до мелочей предусмотрительным автором, который постарался учесть все самые важные элементы в механизме истории. Это огромная Вселенная, освоенная потомками людей, организовавших глобальную галактическую империю с тремя аристократическими Домами и множеством орденов и гильдий. Это мир людей, вставших на путь не технологической, а ментальной эволюции, как следствие – с чрезвычайно развитыми сверхчувственными способностями, мир сверхлюдей, употребляющих особое вещество, называемое пряностью, или «спайс» — высшую ценность, добываемую только на одной планете, именуемой Арракис. Кто владеет спайсом, тот владеет всем. И борьба за пряность будет только обостряться.

2. «Дюна» — первая планетарная фантастика, то есть особый поджанр научной фантастики описывающий действие на отдельно взятой планете, которая очень подробно описана, имеет свою давнюю историю, географию, население и особенности. Планета Арракис давно и прочно вошла в число выдуманных, но знакомых каждому читателю планет и стала именем нарицательным, символом трудного, сурового, но очень почетного испытания на прочность. Шаи-Хулуд, огромный червь, фримены, обряды инициации, священный джихад и многие другие вещи придуманы Гербертом специально для сюжетных целей написанной им истории. Условно роман можно также отнести к космической опере, зародившейся в фантастике еще в первой половине XX века, но мир «Дюны» выгодно отличается от своих предыдущих аналогов реалистичностью и серьезностью поднимаемых вопросов: если первые представители космоопер имели зашкаливающий уровень пафоса, примитивные сюжеты и никак не объясняли те или иные феномены и технические новации, то в «Дюне» имеется подробная история человечества, где все расставлено по полочкам. Каждый поступок имеет логические объяснения, идет глобальная игра не на жизнь, а на смерть, то есть все максимально приближено к реалиям.

3. Впервые в фантастике были предложены новые, совершено неизведанные сценарии возможного будущего человечества, где произошел отказ от могущества машин – потому что те восстали против своих хозяев. Человечество пошло по пути внутреннего познания и открыло совершенно неизведанные горизонты возможностей, секреты которых кроются в том числе и на планете Арракис. Время здесь превращается в полотно, на котором можно писать историю Золотого сечения человечества под руководством просветленного Муад'Диба. Это трудный, но увлекательный путь к идеальному балансу — внутренней гармонии человечества и спасению от неминуемой гибели.

4. Ну и наконец, «Дюна» — это возможно лучшая в фантастике история борьбы за власть, история восхождения отверженного мессии к вершинам могущества, для освобождения угнетенного народа и открытия ему некой особой, первоначальной истины, почти что мистическая, с оттенком шаманизма элегия о Муад’Дибе, избраннике народа фрименом, Квисатц Хадерахе, конечном результате длительного эксперимента секретного ордена по выведению идеального человека, способного провести все человечество по правильному пути в нужном направлении.

Безусловно, одна из лучших книг, уникальная по своей сложности и поднимаемым вопросам.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как это читают другие люди, но мне мстится, что это натурально пиеса, как если б вышла прямиком из-под пера Шиллера, скажем, и читать ее надо с завыванием на разные голоса и мелодраматическими паузами. Только в этом случае будут оправданы восклицания вроде «О, как гнусны и отвратны эти Харконенны, что так ужасно мучают меня!», «Мерзкий палач, я не сдамся тебе!» или там «Я такой ужасный злодей и негодяй, так слушайте же мой непереносимо злодейский план!!!» с диким хохотом в конце. И называться она должна «Пол, герцог Атрейдес» или как-то так.

Проблема книги в том, что вся эта космооперная ахинея подается так супер сурьезно, и у каждого второго на лице «не подходи ко мне, я обиделась». То есть даже ляпы и несуразности искать довольно нелепо — как показывать на дыры в рыбацкой сети. Все эти космодесантники с шашками наголо вызывают непереходящий фейспалм и читаешь книгу сквозь щелочку между пальцами. Фрэнк Герберт старается добавить глубины своим героям, но получается это довольно скверно и чувствуется схематичность как их действий, так и мотиваций.

Сильно портило впечатление лично для меня, что автор намеренно спойлерил собственный сюжет, заранее не то что намекая, а вполне отчетливо проговаривая, что сейчас будет и кто что сделает. В результате все повороты истории кажутся изжеванными, как будто твой бутерброд уже кто-то обильно понадкусывал. Зачем это сделано, понять сложно, потому как если б не эти неценные указания, читать было б интересней просто по дефолту.

И это при том, что в общем-то через все эти недостатки явно проглядывает талант автор. Чтение-то все равно вполне себе увлекательное, чувствуется некая мощь в замысле. Кроме того, в книге есть несколько оригинальных (и на 65 год, и до сих пор) моментов которые ставят ее в принципе отдельно ото всей фантастической литературы. Это, например, экологический пафос — мало какие книги вообще заморачиваются такой сложной темой, а также место действия — пустыня, которая является довольно сложной декорацией и также мало привлекательна для большинства авторов. Вот эти две фишки во многом компенсируют почти все претензии, которые можно предъявить книге, потому как они не просто есть, а активно автором используются и развиваются — вполне убедительно и напористо.

Я, скорее всего, взялся за книгу крайне невовремя — не то, чтобы ее читать можно было только в шестидесятых, нет, конечно. Но если бы она попалась мне в школе, думается, я бы не заметил всей той ерунды, которая мне очевидна сейчас. Знакомиться с сиквелами и приквелами не собираюсь, но не жалею потраченного на Дюну времени.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и для меня настало время постичь Дюну. Сын писателя в предисловии сравнивает труд отца Дюну, её значение для НФ, со значением Властелина колец для фэнтези. Ну что ж, посмотрим.

С самого начала, первое, что приходит на ум, так это то, что во вселенной Дюны восстание машин, или скорее людей против машин осуществилось задолго до терминатора. Хотя логичность вселенной для меня остаётся под вопросом. Эта средневековая архаичность в отношениях, какие-то ордены, сестры Гессерит, классовая система, император, острая нехватка воды на самой богатой планете вселенной — всё это в современной реальности выглядит странно, а для времён космической империи, то и тем более не внушает ощущения правдивости. Кстати, кроме терминатора описание пейзажей Арракиса мне напомнило пустынный мир планеты первых Звёздных войн. А начало книги напоминает процедуру инициации в какой-либо РПГ-игре: персонаж обходит специалистов, получает вводную; не хватает только распределения навыков. Прогруженность политикой могу ещё сравнить с потугами Сапковского в Ведьмаке: смесь интриг которые плёл тамошний ведьменский орден плюс работа спецслужб и собственные планы великих домов, то бишь их королей, для меня выглядит как здешний орден Бене Гессерит плюс император и собственные великие дома. Так что читая Дюну у меня мелькнула мысль: вот откуда пан мог почерпнуть свои идеи. Правда результат и там и там не вызвал у меня ощутимого интереса.

Далее становится очевидным влияние на произведение исламской культуры, будто автор если и не сам её представитель, то как минимум достаточно хорошо с нею знаком. До этого книг из среды исламских авторов я не читал, так что было любопытно, но постепенно я пришёл к выводу, что родная европейско-христианская всё таки мне ближе.

Книга многими называется философской, глубокой, многоплановой; об этом же пишет и Брайан Герберт в своём предисловии. Относительным побочным мерилом глубины той или иной книги для меня часто служит возможность и желание её цитировать, не пересказывать, а именно цитировать в режиме афоризмов. В некоторых отзывах тоже пишут о возможности таких цитат с Дюны, но почему-то практически не приводят ни одной. В этом ключе первыми вспоминаются подзаголовки отдельных глав, оформленные как цитаты книг принцессы Ирулан. Причём сами по себе эти подзаголовки книгу украшают и такой авторский приём мне понравился, но они псевдофилософские и у них нету той необходимой глубины. Я часто люблю выписывать такие цитаты (например у Орвела и т.п.), но здесь я не смогу привести ни одной. Возможно тут заслуга ещё и переводчика, но у меня сложилось впечатление, что здесь их попросту нет. Здесь всё с приставкой псевдо, несмотря на восторженные эпитеты, которые собирает эта книга. Псевдофилософия, псевдополитика, псевдоэкология. Как то так.

В итоге книга показалась неплохой, но шедевром я её нее назову и до Властелина из среды фэнтези, имхо, она явно и существенно не дотягивает. Мир, конечно оригинальный, планетарная фантастика, черви, Муаддиб и всё такое, но мне оказалось тяжело поверить, как я уже говорил, в реальность описанного автором, а без этого высшую оценку поставить невозможно. За что не возьмись, всё проваливается в нюансы, которые восстают против логики. Мир космических империй, где основные сражения происходят на мечах и ножах; наследник одного из домов сражается на гладиаторской арене; император, главы великих домов, разбросанные по различным мирам вселенной, потакают генетической программе какого-то ордена Бене Гессерит... Нет, ну вы можете себе такое реально представить: барон Харконен отдаёт свою дочь в мужья Лето Атриду, а потом их вместе пытается уничтожить. Следующим номером этой программы должна была быть брачная связь племянника барона и дочери Лета. Вы можете себе такое представить? Да даже с генетической точки зрения такую программу постоянных родственных связей ждёт вырождение, а не какой-то Квизац Хидерах. А все эти бароны, главы домов, император брали бы в жёны Гессериток и мирились бы с тем, что они бы решали рождать им наследника или нет?

Далее, фрименов в пустыне не один миллион, у них вода=квинтэссенция жизни, но что они едят??? Летающие аппараты махают крыльями. Пол Муатдиб, который якобы видит будущее, постоянно не знает об этом будущем ничего: он не знает выживет ли он в следующей схватке, не может увидеть убьют ли его ребёнка и т.д., но он видит будущее... Религия, которую за 7 лет утвердил какой-то комитет, она же должна быть божественной, исходящей от божества, как может существовать религия консенсуса человеческого комитета? И так за что не возьмись. Всё это могло бы быть хорошо для фэнтези мира, но не для подчёркиваемой НФ. И читать поначалу эти неправдоподобные картины было немного скучно, но концовка понравилась больше и немного подняла мою оценку. И так: не плохо и достаточно интересно, но не более того.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Значимая для научной фантастики книга. Практически классика, но при этом местами очень наивная и детская. Её нужно читать в подростковом возрасте, тогда впечатления будут гораздо ярче. Я с этим опоздал, поэтому поклонником книги не стал, продолжениями не заинтересовался. Уважение осталось, а любовь не появилась.

Богатый мир бедно описан.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С какой-то стороны, мне даже немного жаль, что книга меня не восхитила. Любопытная идея, загадочные персонажи и...очень утомляющий стиль повествования. Возможно (и скорее всего, да), это крайне субъективно — но мне оказалось очень тяжело читать книгу, в которой всё повествование строится на диалогах, все события и окружающая действительность переданы через них. Нет описаний ситуаций, размышлений, описаний локаций/прочего именно как классических описаний, есть только диалоги, одна сплошная болтовня. Из-за этого создается впечатление, что упущены, может, мелкие, но значимые детали, сюжет становится не цельным.

Возможно, когда-нибудь я попробую еще раз. А, возможно, и нет.

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С 15 до 20 лет зачитывался данным произведением, но нельзя не признать, что Дюна не из тех книг, которые хочется читать и перечитывать в 40 лет. Написана явно под веществами, но какими-то неправильными. Очень уважаю господина Дика, которому амфетамины не мешали, а только помогали. Тут другой случай...

В Дюне множество несуразностей и сюжетных нестыковок, лучше логику выключить сразу. Темп повествования слишком низкий. Научность на поверку оказывается псевдонаучностью.

Интересна ситуация с переводами. Один из переводчиков (Вязников) даже написал статью «Его звали Пауль» где лихо раскритиковал предыдущие переводы. Я позже наткнулся на любопытный разбор, где на примерах разбирается три разных перевода с неутешительным выводом, что перевод Вязникова далеко не фонтан.

На мой персональный взгляд, перевод где Пола обозвают Паулем не может быть хорошим.

Автор блога ещё накопал скрытый сексуальный подтекст в Дюне. Почитать достаточно любопытно. Но местами выглядит как «рыбак рыбака увидел издалека» )

http://94.177.190.72:8081/dune.html

Заметки сохранены в обратном порядке, начало в «трудности перевода», окончание «трудности перевода – 11» .

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всегда боюсь приниматься за чтение классики фантастики/фэнтези, потому что боюсь разочароваться, как например с Хрониками Амбера, где я просто ожидал большего.

Дюна написана таким языком и подана таким образом, что иногда бывает немного трудно понять некоторые посылы и детали, особенно это касается силы предвидения и всяких учений/религий, древних предсказаний. Автор явно пытался объясняя, запутать все еще больше.

Даже если отбросить возможность плавать по пескам, непонятно, как у червей могут быть «чешуйки», цепляясь за которые, их может оттянуть обычный человек, заставляя Червя перевернуться, чтобы песок не попал на чувствительный участок. Песок так или иначе должен был попасть внутрь, такое огромное создание даже не почувствовало бы человека и отслоившийся маленький участок брони.

Зато понравились хорошо прописанные персонажи, их можно отличить друг от друга, что, несомненно, радует. Харконнены типичные стандартные злодеи истории, Владимир это показывает всем своим видом, особо даже не скрываясь. Для 1965 года подобное, думаю, не было чем-то слишком примитивным. Да и Владимир так рьяно презирал фрименов, этих дикарей, что не видел их силу и игнорировал все звоночки, что они не так просты, а осознал слишком поздно. Жаль только, что не Раббана, не Фейд-Рауту почти не раскрыли, про первого так вообще просто сказали, что он тиран и выжимал из планеты все соки, народ его ненавидел, но это так и не было показано прямо, просто автор поставил нас перед фактом. Он плохой — ненавидьте его!

Когда Пауль с матерью оказываются в пустыне, в пещере они натыкаются на фрименов, и те сразу собираются забрать их воду, хотя вроде они как раз и ищут мальчика с женщиной, но некоторые почему-то уверены, что это не те. Ну да, ведь посреди пустыни бродит полно женщин с подростками без специальных костюмов. В итоге они доказывают, что они те самые, но один особо умный отчего-то все равно не верит, и в итоге погибает в схватке за свою глупость.

Позже Пауль впадает в кому, якобы отравленный, и странно, что никто не понял произошедшее, ибо трудно не заметить, что один из червей утоплен. Одна только Чани догадывается, что сделал Муаддиб.

Кинес перед смертью видит в глюках своего отца, который рассказывает про экологию, объясняет про образующийся под ним пузырь, про связь червей и меланжи, задается разными вопросами и отвечает на них. Это выглядит несколько нелепо, для кого это все говорится? Чисто для читателей, чтобы мы кое-что поняли. Видимо, Герберт не придумал, как иначе рассказать об особенностях Дюны, лаконично вплетая информацию в сюжет. Это подтверждают и Приложения, которые похожи на выжимки из учебника, а не беллетристику. Особенно не понравилось в Приложениях история отца Кинеса. Возможно, я невнимательно читал, но мне казалось, что фримены сотни лет пытаются превратить Дюну в цветущий сад, а оказывается, что начал это отец Кинеса, т.е. с начала прошло лет 60-70, уже не так впечатляет.

Топтеры отправились в глубокую пустыню и похитили Алию, хотя не раз говорилось, что так далеко залетать невероятно опасно, при этом отправилось всего 4 топтера, вернулся 1, остальные подбиты фрименами (точнее, стариками, женщинами и детьми, охранять их мужики, видимо, не захотели), других проблем не было: ни червей, ни песчаных бурь. Так почему опасно-то?

Итого: 8-/10 — красивая и продуманная история, видно, что автор потратил громадное количество времени, чтобы собрать информацию и гармонично вплести ее в свою историю, частично отсылающую на реальный мир с его войной за ресурсы. Но автор так сильно углубился в вопросы экономики, экологии и человеческой природы, что упустил несколько деталей на самом виду, о которых написано выше.

Это фантастика с элементами фэнтези, нечто вроде Звездных Войн, которые явно черпали идеи из этих книг, только Лукас верно посчитал, что большое количество разговоров и мыслей, преимущественная неспешность повествования и минимум экшна на экране воплотить будет не то чтобы сложно, просто подобное не зайдет любителям поп-корна. Это подтверждает провал фильма 1984 года (хоть он и стал культовым) и не шибко популярный сериал.

Для фантастики атмосфера Дюны также очень необычна. Нет ни чистеньких комнат из белого псевдо-пластика, ни роботов с супер-компьютерами, есть песок, жара, обычная одежда, дома из камня, а люди сражаются в рукопашном бою, устраивают штурмы и тому подобное. Нет журнального лоска и прилизанности, скорее, это пергамент, в лучшем случае сморщенная от солнца старая кожа. Все эти пророки, верования, джихады и тому подобное делают мир Дюна максимально приближенным к нашей реальности, так называемое ржавое будущее, или, скорее запыленное, все другое — утопия. Дюна не антиутопия, но всю книгу складывается чувство, что вот-вот, и она наступит, а вскоре родится и Безумный Макс.

И все же назвать Дюну шедевром у меня язык не поворачивается, почитать точно стоит хотя бы для общего ознакомления и погружения в атмосферу жаркой пустыни и интриг. Несомненною, Фрэнк Герберт проделал огромную работу, создавая сей мир, что в наше время можно увидеть не так часто.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно роман Фрэнка Герберта «Дюна» — классика своего жанра. Которая десятилетия спустя остается заметным образцом качественной фантастики. Доказательством тому могут быть новые переиздания, переводы, а также экранизации (хотя там руководствуются совсем другими мотивами).

Но ли отнести «Дюну» к гениальным шедеврам, непревзойденным во всех отношениях произведением? А здесь ответ — нет!

Шедевральность произведения мы можем оценивать по многим параметрам: оригинальность замысла; глубиной раскрытия философских, психологических, религиозных и т.д. проблем; эпичностью, а также объемом романа. С этим в Герберт все хорошо, но есть определенное ощущение, что не все так ярко и однозначно. Это как для сравнения, надел новый «с иголочки» костюм, а пуговицы не хватает, или в подкладке дырка, или обмеры были сделаны не по фигуре.

Так и с Дюной, все ярко и помпезно, но оказываются дырки в сюжете, недоработки. Возникает впечатление, что сюжет сырой и автор до конца не знал что будет в финале. Как тогда объяснить, что некоторые ходы сюжета исчезают без логической развязки? Например, случай с фрименской служанкой, которую спас Пауль, и которая обещала ему отблагодарить. Об этом не упоминается больше нигде, она становится автору неинтересной. Как и о судьбе крис-ножа, который подарен и освящен кровью матери Пауля. Мать пленили, а священный нож, которого под страхом смерти никто не должен видеть так и не «выстрелил». И так и другие нестыковки и несоответствия.

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что роман добротный, но не шедевральный. На таких ляпах теряется доверие ко всему прочему, что написано автором.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что еще можно сказать про «Дюну», когда про нее и так сказано очень многое и многими? Это действительно классика, причем тот ее тип, который никогда не устареет. И это не пустые слова — я уверен, что «Дюну» интересно читать будет всегда, в любое время. Если честно, я сам удивился, что фантастика, написанная в 1965 году, по-настоящему может удивить.

Да, книга оригинальная, если не сказать больше. И дело не только в сюжете, она выделяется всем: и стилем, и посылом, и обыгрыванием, казалось бы, до дыр стертых штампов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К примеру, я впервые встречаю сюжет про Избранного, где тот самый Избранный не просто стал таковым по воле автора во благо сюжета, а выводился специальными людьми аж 90 поколений. То есть он не пришел на эту землю вот просто потому что, а его создали специально, используя сложную человеческую селекцию. Вот это реально впечатляет.

К твердой НФ «Дюну» точно не отнесешь. Местами тут вообще почти фэнтези, но все-таки до него не доходит. Но на самом деле это совершенно не имеет значения. «Дюна» — умный, можно даже сказать — философский текст. И антураж тут совсем не важен.

Повествование здесь неравномерно. Некоторые моменты сюжета подаются излишне неспешно, растягиваются на множество страниц, подсвечивают нам каждую мельчайшую деталь. А потом раз — прошло два года. Это немного сбивает.

Вообще, есть ощущение, что книга могла (и, наверное, должна) быть куда больше. Очень многое Герберт рассказал как бы вскользь, хотя хотелось бы подробностей, а некоторые персонажи не получили почти никакого развития и просто канули в никуда.

Еще момент — может, я неправильно что-то понял, но главный герой Пауль показался мне не шибко приятным персонажем. И вот почему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
было стойкое ощущение, что ему плевать по большому счету на мечты фрименов о цветущем и зеленом Арракисе, он просто их использует ради власти и мести. Да, он хотел избежать вселенского Джихада во имя себя, но все равно во многом думал только о своей выгоде. Даже Гурни Халлек несколько раз отмечал, что Паулю безразличны судьбы людей, а важны только ресурсы.

Но все равно — книга отличная. Классика фантастики как она есть. Очень хочется прочитать продолжение но... одновременно и не хочется. Судя по отзывам, дальнейшие книги могут только испортить впечатление о мире Дюны в целом. Да и не нужно ей продолжение, на мой взгляд, все закончилось так, как должно было. Остальное — не так важно.

Но саму «Дюну» читать обязательно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считается одним из культовых произведений. Приступая к чтению, ожидал от произведения очень многого.

Так же, когда-то давно смотрел фильм, из которого из воспоминаний осталось только пустыня, большие черви, синие глаза и волшебная соль.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Иногда приходилось сталкиваться с выражением «вселенная Дюны». Так вот первое, что обнаружил, а точнее не обнаружил, это как раз наличие этой самой вселенной! В книге есть, только планета, причем если бы не «пряность», то планета довольно унылая и заурядная.

Ещё один стереотип, который меня удивил, это причисление Дюны к твердой фантастике! Далекое будущее, но нет компьютеров! Серьезно??? И ни какие умельцы втихую, в подвале, не собирают даже 133 Пентиум на 95 Виндосе??? Верится с трудом, а точнее совсем не верится.

Силовое поле, то же прилюбопытнейшее изобретение. Поражает, что никто не пользуется лазером для убийства обладателей полей. Объясняется это тем, что соприкосновение лазере и поля вызывает большой взрыв, который убивает как владельца силового щита, так и стрелявшего из лазера. Объяснение, как и про компьютеры, ну оооочень притянуто за уши!!! Что мешает создать механизм, который на расстоянии включает лазер??? Или просто оставить включённый лазер (ведь не все лазеры видны человеческому глазу), как ловушку-растяжку.

Как я понимаю, все эти объяснения лишь повод для автора, что бы можно было создать мир очень похожий на наше время.

Что ещё очень «умилило», так это аристократический строй ))) Прекрасное далёко…

Ну, в общем как-то не вериться в этот мир, созданный автором!

Для себя я идентифицировал жанр как Фэнтези.

Книга почему-то не цепляет, вроде и придраться особо не к чему, герои прописаны, динамика, интриги и т.д., а книга всё равно не цепляет!

Периодически попадаются умные высказывания, но ни одно не удивило, не поразило… и не запомнилось…

Мои ожидания.

Ждал чего-то большего. Читать было периодически скучновато.

Читать тем, тем кто любит фантастику.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня самы́й большой секрет этой книги — причины ее популярности. Читать ее однозначно нужно до достижения 20 лет.

Феодализм. Интриги. Драки: их описания очень хороши, но читателя ими вовсе не балуют.

Чёрно-белый антураж: абсолютные подлецы и гады Х-ны против безупречных А-в. Уже это — признак отнюдь не первосортной литературы.

Единственный неоднозначный персонаж — Юэ. Но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем он избрал столь эксцентричный способ покушения на Харконнена? Он объясняет, что его не подпустят к барону близко. И через пару страниц следует описание встречи Юэ и Харконнена!

Не менее 10% романа — восхваления суперспособностей ГГ, его матери, а позже и сестры. Попросту говоря, они сверхлюди. То есть, конечно, Сверхлюди с большой буквы! Вы не поняли (не унимается автор), вы просто не в сос-то-я-нии осознать ту бесконечную пропасть, которая лежит между сим благородным семейством и всеми остальными людишками! Непрерывные дифирамбы П. Атрейдису уже к середине романа вызывали тошно... некий скепсис. Самую большую симпатию (видимо, по контрасту) вызвал у меня В. Харконнен с его довольно изощрёнными интригами.

Вообще, тема сверхчеловека и евгеники, видимо, была очень больной для автора (не зря он упоминает Ницше). «Лучших во Вселенной бойцов», сардаукаров, регулярно и с относительной лёгкостью побеждают другие бойцы. ? — и читатель уже проще и ироничнее относится к суперлативам, коих в «Дюне» — бесконечное количество.

Интересна попытка описать экосистему Дюны. Но нелепость идеи существования многомиллионных (!!) племен фременов слишком уж красноречива. Вода — ладно, а вот что эти миллионы едят в пустыне?

Весьма повеселила принцесса Ирулан с ее сверхчеловеческой литературной плодовитостью)

Ну и о религии. Кто-то в Британии назвал «Властелина колец» «христианским до отвращения». Мне кажется, скорее «Дюну» можно назвать «религиозной до отвращения», ведь она набита ссылками на Библию и исламские верования, чаще всего без всякой связи с сюжетом. Научно-фантастическим этот роман не назовешь. Религиозно-фантастическим — да. Антисциентизма здесь тоже хватает. Кинес — жрец, маг, вождь, в общем, кто угодно, но не учёный. Единственный институт, имеющий отношение к науке (Космическая гильдия) обрисован самыми черными красками. Да и зачем миру мечей, магии и силовых щитов учёные?

В общем, чтение для подростков, но не каждый подросток осилит скучные рассуждения о политике и сверхчеловеках.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать об этой книге, в первую очередь это Литература, а не Нью Йорк Тайм бестсейлер. Очень богатый и образный язык автора рисует в воображении целый живой мир. Все в этой книге прекрасно и персонажи и диалоги, и сюжет, и аромат той далекой очень необычной Вселенной. Интриги между великими домами, загадки Арракиса и спайса. Это в первую очередь не фантастика, а литература, настоящая драгоценность литературной вселенной, как сам Арракис драгоценность вселенной Дюны. Перевод рекомендую Вязникова.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх