Фрэнк Герберт «Мессия Дюны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Религиозное (Ислам ) | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Терраформирование
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Мессия Дюны», вторая книга саги об Арракисе, открывает перед читателем мир головокружительных интриг, исход которых роковым образом повлияет на судьбу Муад’Диба.
В стане недовольных политикой Пола Атрейдеса, Императора всей известной Вселенной, зреет ужасающий заговор. Однако как осуществить его, если Правитель обладает даром предзнания, и можно ли обмануть Того, Кто видит сквозь пространство и время? Можно ли совершить невозможное и предать Мессию?..
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны» > цикл «Хроники Дюны»
— журнал «Galaxy Science Fiction, August 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, July 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1969», 1969 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, September 1969», 1969 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) |
Экранизации:
— «Дети Дюны» / «Children of Dune» 2003, США, Германия, реж: Грег Яйтанс
- /языки:
- русский (24), английский (10), украинский (1)
- /тип:
- в планах (2), книги (26), периодика (5), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- П. Вязников (5), Н. Михаловська (1), Ю.Р. Соколов (16)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Heechee, 15 января 2016 г.
О первой книге я уже писала, она меня восхитила. Вторую я все как-то боялась брать, чтобы не испортить впечатление, ведь отзывы совершенно не радовали меня, и в основном отталкивали от дальнейшего прочтения. Но я собралась и не жалею.
Дочитывала сегодня последние страницы на одном дыхании, настолько увлекло, что я забыла как дышать. Не знаю с чем это связано, но я до сих пор не могу отойти от впечатления оставленного книгой.
Вторая часть ни чем не хуже первой, я даже как-то сравнивать не могу, это единый мир и единый рассказ о нем. А то, что у меня прошел промежуток между прочтениями первых томов, так это дало то самое ощущение, которое мне помогло полностью погрузиться в мир Дюны.
Прошло время, утихли первые эмоции, первое знакомство, герои повзрослели, мир изменился. По сравнению с первой частью здесь достаточно мало динамических сцен и очень много рассуждений философского характера, но в отличии, от многих читателей, они мне очень понравились. Автор плетет чудесное кружево эмоций, понятий и смысла, которое приятно рассматривать и которое дает наслаждение мозгу. Хочется мыслить, хочется жить, хочется рассуждать.
С самого начала нас готовят к трагедии, к одиночеству, к печали, но в тоже время завершение дает ощущение вдохновения и радости за персонажей.
Автор прекрасно передает всю тяжесть и усталость бога, которого сотворили люди, но этот бог является человеком. Вся тяжесть его существования, вся тяжесть нашего бытия и неопределенная определенность будущего отражены в действиях героев книги. Но самое главное описана победа разума, в которую он сам не верил. Как бы не было тяжко за Пола, но в конце он стал свободен, наконец-то свободен.
Герберт очень красочно описал то, что представлял собой мир измененного Аракиса, картины настолько впечатляющие и масштабные, что захватывает дух. Он избежал описаний технологических, что является плюсом, ибо некоторых авторов забавно читать, про какие нибудь пленки или еще что-нибудь. Многогранность, красочность, богатство мира, живого мира, делают книгу просто замечательной.
Хочется писать и писать, вступать в полемику, но думаю не стоит этого делать. Книга вкусная, книга наслаждение для меня. Все таки, какая мы мелочь в этом мире, жаль за делами мирскими забываем об этом.
Книга читалась на одном дыхании, занудной мне не показалась, здесь все четко разложено по полочкам и предопределено. Настолько много эмоций вызывает она во мне, что чтение третьего тома я отложу на время, чтобы с успокоившимся разумом начать чтение.
Artyreader, 18 октября 2017 г.
Во втором романе серии о Дюне в центре по-прежнему личность Пауля Атрейдеса, Муад'Диба, Махди всех фрименов и единоличного властителя Галактики. Он очень хорошо знает, что ему делать со всем этим, но несовершенство общества вынуждает его вершить руками последователей ужасающий джихад. Недовольные среди сильных мира сего, разумеется, найдутся: те же силы, которые привели Муад'Диба к власти, видя, что взять его под контроль у них никак не получается, решают его убить. По недоброй шпионской традиции, посредством «крота» в ближайшем окружении. Харконнены убили отца Пауля, найдя способ влиять на личного лекаря семьи, а новые заговорщики решают заслать... телохранителя. Причём ловушка очевидна: прототип был убит, новый клон выращен по неизвестной технологии, научен новым талантам (был мастером меча, стал ещё и ментатом) и наверняка «закодирован» на что-нибудь вредное! Что должен сделать с таким подарком величайший из людей Галактики?.. А вот и не угадали, он его приближает к себе и, как оказывается в кульминации романа, не напрасно (!!!). Дар предвидения и способности ментата позволяют Паулю играть со всеми игроками в свою игру. И в этой игре он со всей неизбежностью видит, что должен уйти... Живой Бог, который должен сохранить мир в соответствии со своим планом, не может позволить себе по-харконненски додавить всё, что представляет опасность для него — ведь в едином организме Галактики каждая из сил имеет своё значение. А планета Арракис продолжает меняться, и среди фрименов уже находятся те, кто боится этих изменений...
Сцена с последним предвидением императора откладывается в сознании симфонией неизбежности и триумфом разумной воли. Тот, кто обладает духовным зрением, не боится потерять зрение физическое... Злоумышленники же получают по заслугам: Пауль сыграл в поддавки и победил.
...Место официальной жены Пауля, Ирулан, у многих может вызвать вопрос: что обычная, не наделённая сверхъестественным даром, женщина может делать рядом с живым богом? Она даже не имеет права родить ему детей и должна смириться с тем, что он сам выбирает продолжение своего рода в уроженцах планеты, с которой связал всю свою жизнь. Однако же — вернитесь к первой книге, «Дюна». Все эпиграфы, повествующие о жизни великого Муад'Диба, принадлежат принцессе Ирулан. Она — та, кто пишет Евангелие этого мессии, она выражает свои чувства и свой долг перед Галактикой через письменное слово. Ей одной Император доверил записать для потомков историю своей жизни, и это одновременно величайшая честь и величайшее наказание для Ирулан. И самое главное в её образе то, что она добровольно раскрывает свой заговор против мужа, смиряясь с его верховенством, и исполняет свою миссию. Чисто из женской ревности она противодействует рождению детей императора, но и в этом терпит поражение. Она действует так, как поступила бы гессеритка (потому что гессериткой была её мать). Ибо задача женского ордена — не властвовать, а хранить мудрость и править ход развития цивилизации.
Герой, жертвующий собой, восходит к идее Христовой жертвы, а она, в свою очередь — к ещё более древнему принципу «смерти нет, есть лишь эволюция Духа на пути к Свету Предвечному». В фантастике же жертвенность воплощают, наряду с Паулем Атрейдесом, и Фродо Бэггинс, и Гарри Поттер. Так как это литература, а не реальность, то после принесения жертвы все они ещё будут жить... но уже иначе, чем прежде, уступив место главных действующих лиц другим.
Shuisky, 19 августа 2015 г.
После прочтения первой книги цикла я подумал, что лучше быть просто не может, что последующие книги будут лишь тщетно пытаться дотянуться до первенца. Не, знаю как будут обстоять дела с третьей и последующими книгами, но «Мессия Дюны» мне понравилась намного больше оригинала.
По сравнению с масштабами первой книги, эта получилась более камерной, словно какая-нибудь театральная постановка с несколькими декорациями. Роман берет скорее своей драматичностью, личными переживаниями героев, а не масштабностью происходящего. Хотя зная финал первой «Дюны» личные события персонажей вполне глобальны и влияют на всю Вселенную.
Написана без каких-либо тягучих моментов, читается легко и на одном дыхании. Финал книги долго не давал мне уснуть той ночью, настолько сильным было эмоциональное воздействие, что аж слезы наворачивались, ведь персонажей книги я уже начал воспринимать за реальных людей, которых я знаю не один год — настолько живо они прописаны.
Писать/рассказывать/читать об этой книге и цикле в целом можно много, но лучше самому без долгих раздумий ознакомиться со столь замечательным произведением и сложить уже свое мнение.
osipdark, 12 сентября 2015 г.
Де-факто, да и де-юре, «Мессия Дюны» — прелюдия-пролог к «Детям Дюны», а те в свою очередь — окончание трилогии о Муад'дибе и истории Империи в ее прежней форме.
По объему текста это самый малый роман Фрэнка о планете-пустыне, но проблемы в оном поднимаются все те же вечные — религия, политика, цена и ответственность личности во власти, борьба личности с предначертанием и Фатумом. И вновь эпиграфы и отдельные цитаты произведения из этой Вселенной можно расхватывать на цитаты. Особенно запомнилась одна поговорка тлейкаслу из эпиграфа и изречение Пауля-Муад'Диба о конституции.
Роман показывает нам Дюны спустя примерно спустя двенадцать лет от принятия (захвата) Атрейдесами имперского титула. Арракис стал не только политическим, но и религиозным центром, а культ Того, Кто Может Находиться Во Многих Местах Сразу активно распространяется и за пределы Арракиса. Религия из Окраины Империи становится основой власти Пауля, но она же становится и угрозой ему и своей пастве.
В общем и целом «Мессия Дюны» описывает начало зарождения тех проблем, что становятся основными в следующем романе цикла. Начало быстрого терраформирования Арракиса, изменения в обществе фрименов, их постепенный раскол, установление мощной теократии, которой даже Император не может должным образом управлять (взять тот же Джихад). Но еще «Мессия...» — это книга о Пауле Атрейдесе, который начинает осознавать, насколько сильные ошибки в выборе пути для своего мира и еще тысячах других планет он допустил; о том, как жизнь Мехди Дюны изменилась и как он начинает свою борьбу с созданной им же системой. Теперь его противником стала не только судьба, но и его государственно-религиозное творение.
Все проблемы и вопросы, представшие тут в зачаточном состоянии, реализуются в третьей части саги о Дюне, где от глобальных противостояний многих сил зависит будущее уже не только Арракиса, но и всего Человечества.
Sola, 20 декабря 2006 г.
Философия этого романа — одна из основных ее достоинств, и я не считаю, что ее стало больше. Ну, если и стало, то не намного — не то что в Капитуле. Читать ее нужно более вдумчиво, диалоги местами довольно сложные. Все персонажи — яркие и настоящие, а чувство, что этому циклу «чего-то не хватает» исчезло. Судьба ее героев трагична, куда не посмотришь — везде смерть и все ради Золотого Пути. Жизнь и счастье близких ради того чтобы спасти все человечество. Герои Дюны заслуживают сочувствия, но особенно мне жаль Ирулан.
Ирулан вызывала симпатии еще с первой книги. Цитаты из ее книг о Пауле говорили о том, что она умная и образованная девушка, способная широко смотреть на мир. И здесь она мне осталась симпатична, несмотря ни на что. Герберт рисует образ, которому присущи человеческие слабости — она непохожа на железных сестер бене-гессерит, на заколенных тяжелой жизнью фрименок, ее невозмутимая маска то и дело соскальзывает, показывая лицо несчастной женщины. Принцессу использует все — и отец, и муж, и сестры. Мне жаль ее, такого отношения к себе никто не заслуживает.
Самые красивые эпизоды — у Пола и Чани. И они почти всегда проникнуты грустью, ощущением близких перемен — неизбежных, но необходимых. Кстати финал великолепно показан в минисериале «Дети Дюны».
vaderkaylo, 13 апреля 2017 г.
Обычно к продолжения отношусь с подозрением, но это... это... великолепное продолжение. Оправдало все мои ожидания на 200% Мир, начатый в первой книги здесь раскрыт лучше, да и сюжет стал, на мой взгляд, интересней и более захватывающим. Не многие произведения показывают жизнь героя, пришедшего власти, а если показывают, то не в роли вселенского тирана, убивающего миллионы людей во имя своих идей и пророческих видений.
Что удивительно, но как такового го насилия в книги немного, хотя этот мир далекого будущего, лишенный традиционных для нас гуманистических идеалов, это как раз предполагает. Автор описывает религиозную войну и жизнь как они есть, но не заостряясь на деталях.
Этот мир выглядит почти как настоящих, хотя, мне признаюсь, было тяжело поверить в мир будущего без умных компьютеров. Есть в нем что-то такое величественное... эх, я даже не знаю, какие слова здесь подобрать. Офигенный мир. Офигенные герои, офигенный сюжет — здесь все прекрасно.
Отличная книга и наверное, одно из лучших продолжение в литературе, что мне когда-либо встречалось.
Бурцмали, 7 января 2010 г.
Книга скоротечна, как и жизнь МуадДиба, но то этого не становится менее интересной. Запутанная история, политические интриги... это банальные и набившие оскомину слова, но у Герберт это становится плюсом, причем огромным. Философия в одной упряжке с идеей о слабости и склонности к ошибкам любого человека... Великолепно!
IsMyWar, 19 августа 2014 г.
Вторая отличная дюна,после которой следующие 2 падут ниц,а 2 за ними немного востановят репутацию оригинальной книги.
С точки зрения персонажей эта книга на высоте срем всех дюн,повзрослевший и возмужавший Пауль тот самый Квисац Хадерах теперь командует всем и вся
В ней сохранен тот же образ или же отпечаток как и в первой дюне,со своей неповторимой атмосферой и накалом страстей со стороны Харконенов.
mputnik, 1 декабря 2018 г.
Это именно тот момент, когда «...лучшее фантастическое произведение всех времён и народов...» (речь идёт об официальной рейтинговой оценке авторитетного журнала научной фантастики «Локус») приобрёло соответствующую Шедевру солидность, монолитность и стройность. Главный герой обрёл статус Императора всей известной Вселенной. Это он-то, изгой, да ещё и Пророк, возглавивший Джихад — войну на уничтожение всех несогласных с новым порядком вещей.
А таких несогласных — море. И ресурсов у них — чтобы уничтожить наглого самозванца — более чем достаточно.
И уже понятно, что книга (в рамках цикла) — не последняя. И что удовольствие от встреч с полюбившимися персонажами — будет долгим
max, 30 ноября 2008 г.
Не согласен. Наоборот, после сладенькой простенькой приключенческой книжки последовали серьезные и глубокие произведения. А первая «Дюна» была скорее для разминки и знакомства с реалиями мира + своеобразная предыстория дома Атрейдесов...
GerD, 3 декабря 2007 г.
Мне «Мессия» понравился даже больше первой книги. Если в «Дюне» было много идей, много философии и логики, то эта — более эмоциональная, более живая. Описав внутренний мир героев парой фраз, Герберт создал в моей душе целый мириад чувств — внутрення боль Пауля, самопоиск Хейта. И великолепный, символичный и просто классный финал.
Dan-Master, 6 апреля 2007 г.
Писать коментарии к ДЮНЕ-как писать предисловие к библии, занятие глупое и неблагодарное. Нужно просто читать и впитывать.
sawwwa, 20 июля 2006 г.
ОООООЙ! Я не хочу жить в таком будущем! ННННЕЕЕЕТ!!!
Книга просто супер! Не оторваться!!! Мне жалко Пауля, Чани, Дункана, карлика (хорош, черт побери)!
Страшная вещь! Самая сильная из цикла, напряженная, трагичная,..
я бы даже сказала эпическая.
про, 2 сентября 2008 г.
Вторая часть конечно может показаться кому-то скучной, но не человеку с хорошей фантазией. А многочисленные интриги добавляли особенно напряжённой атмосферы. И конец этой части не обошёлся без потерь важных героеев, но тем интереснее читать третюю часть. А тема «внутреннее противоборство человека» всегда найдёт своего читателя.
Gans, 21 августа 2007 г.
Книга просто супер прочитал не отрываясь за день, да и интересно следить за развитием событий в понравившемся с первых строк мире!!! Чтоб понять философию и мысль Герберта нужно прочитать Дюну от и до!