fantlab ru

Джеймс Блэйлок «Бумажные драконы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
146
Моя оценка:
-

подробнее

Бумажные драконы

Paper Dragons

Рассказ, год; цикл «Земля мечты»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Странные вещи происходят порой в этом мире. Трудится в своем гараже, не покладая рук, изобретатель Филби, чтобы успеть к приезду Августа Сильвера, своего наставника и кумира, создателя нескольких жизнеспособных экземпляров биомеханических роботов. Доктор Дженсен несет ежедневную вахту на пляже в ожидании появления Великого Краба. Ждет встречи с легендарным драконом их сосед... Эксцентричные мечтатели, они не теряют своих надежд.

Входит в:

— антологию «Imaginary Lands», 1985 г.

— антологию «Nebula Awards 21», 1986 г.

— антологию «The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection», 1986 г.

— антологию «Dragons!», 1993 г.

— антологию «Modern Classics of Fantasy», 1997 г.

— журнал «Если 1997'7», 1997 г.

— сборник «Thirteen Phantasms», 2000 г.

— антологию «Драконы», 2010 г.

— антологию «Бумажные драконы», 2020 г.


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1986 // Рассказ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1986 // Рассказ

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1985 // Рассказ


Драконы
2012 г.

Периодика:

Если № 7, июль 1997
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Бумажные драконы
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Imaginary Lands
1985 г.
(английский)
Imaginary Lands
1986 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection
1986 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection
1986 г.
(английский)
Nebula Awards 21
1986 г.
(английский)
Nebula Awards 21
1987 г.
(английский)
Dragons!
1993 г.
(английский)
Modern Classics of Fantasy
1997 г.
(английский)
Thirteen Phantasms
2000 г.
(английский)
Wings of Fire
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесный рассказ и немного чудной, как его герои. Простые люди, живущие в глухих краях, они оказываются большими романтиками, мечтателями и фантазерами, занимаясь своим делом, созерцают природу и ожидают каждый своего маленького чуда будь то рождение бабочки или дракона пускай и бумажного.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Феномен Блейлока. Вроде написано обычными, даже слегка канцелярскими фразами. Вроде использованы самые обычные обороты и выражения. Но почему-то вдруг все оживает -- и вовсю живет. Я вижу этот серый туман над побережьем, вижу мелькнувшую тень дракона, слышу, как тянется к небу помидорная гусеница... живу в ожидании чуда...

И даже если чуда не случилось, я знаю, что оно было где-то совсем рядом.

Отлично, что сказать.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бумажные драконы» — второй из прочитанных мной рассказов Джеймса Блэйлока.

Когда начинал читать, в процессе чтения и после последней прочитанной строчки понимал, за что Дмитрия Колодана называют «русским Блэйлоком». Однако, учитывая, что с творчеством Дмитрия я познакомился несколько лет назад, а с работами Блэйлока знакомлюсь только сейчас, для меня скорее последний кажется «американским Колоданом«! =)))

Сказать, что рассказ не понравился — не могу. Понравился. И прочитал я его, не поленился, в обоих существующих переводах, а это о чём-то, да говорит. Это очень тёплое, очень доброе, очень уютное повествование одновременно и про чудаков, витающих где-то в своих мечтаниях, и про неосознанное ожидание чуда, которое для каждого — своё, и про рассыпающиеся в прах надежды, которым определённо и не суждено было сбыться, и про много чего ещё, но при этом — ни про что конкретно. Ну нет в рассказе сюжета в классическом его понимании! Нет — и всё тут! А читаешь всё равно с интересом. Видимо, это и есть тот «феномен Блэйлока», упоминания о котором я неоднократно встречал. И совершенно не важно, чем занимается каждый из героев рассказа — отслеживает миграцию крабов (и никого вокруг особо не волнует, что крабы становятся размером сначала с человеческую голову, потом с поросёнка, а далее — так и вовсе с небольшой автомобиль!), мастерит в гараже механического дракона (и никого вокруг не волнует, возможно ли в принципе создание чисто механического дракона) или просто растит томаты, подкармливая при этом гусеницу (а никого вокруг в данном случае ничего волновать и не должно!), весь смак, если можно так выразиться, повествования — именно в этой «странности», в существовании героев как-бы параллельно стремлениям и чаяниям современного общества. Хорошо это или плохо, судить не берусь, но при знакомстве с творчеством Блэйлока необходимо держать в уме тот факт, что герои его произведений — чудаки. Но чудаки симпатичные. Этим и подкупает.

В свете вышедшего тома от Фанзона, даже не знаю, что и делать — вроде, и хочется ознакомится с крупной формой автора, но как-то нет уверенности в том, что это будет шибко лучше рассказов, а прочитать двадцать страниц или триста — это большая разница.

В любом случае, за вереницу странных персонажей и удивительную атмосферу не случившегося прикосновения к чему-то волшебному меньше 8 баллов рука поставить не поднимется. Хотя кто сказал, что превращение гусеницы в бабочку не является в какой-то степени чем-то волшебным?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, что автор написал рассказ «для разогрева» перед более значительной вещью. Атмосфера создана, но рассказ практически ни о чем, или я очень практичный человек? Например меня, как практичного человека занимает вопрос: а почему нельзя было прямо спросить у владельца фотографии — где эта странная деревушка?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о трех чудиках, ой! — чудаках. Один пытается сделать дракона, другой ждет когда из моря появится повелитель крабов, третий выращивает томаты и наблюдает за гусеницами. Третий, от лица которого ведется рассказ, попеременно склоняется в общение то к фанату дракона, то к любителю крабов... Вопрос: при чем здесь фантастика? где здесь хоть малейший фантастический элемент? это обыкновенный реалистичный рассказ о мечтателях, неплохой но не более того.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — лауреат Всемирной премии фэнтези 1986 года.

Не фэнтэзи, а ожидание фэнтэзи всеми персонажами рассказа, но оно не пришло. Вокруг и около темы. Заслуживает ли премии? Смотря кто был конкурентами -возможно там были и более слабые произведения. Лёгкий налёт романтики и мечтаний персонажей и ни у кого не удаётся дождаться ожидаемого — ни изготовить дракона, ни увидеть Большого Краба, ни встретиться с неким Сильвером — ни у кого и ничего. Поэтому, наверно, и название соответствует теме — мечтания как бумага.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешанные чувства оставил после прочтения этот рассказ. С одной стороны понимаешь наличие у автора явных писательских способностей, с другой авторский замысел скукоживвается до обыденной детали. Чувствуешь, что какая бы ни была задумка автора — она до конца не реализована. Герои рассказа ждут чуда, ищут чуда, готовятся к его приходу и ..... Ничего не происходит. И вдруг-обычное перерождение гусеницы в бабочку становится для главного героя настоящим откровением.

Романтично. Ностальгично. Даже чувство какой-то лёгкой грусти охватывет,но это скорее философская притча-зарисовка о чудаках и их ожиданиях, чем образец фантастической литературы.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ едва ли имеет отношение к фантастике. Он посвящен людям, которых в народе называют чудаками. Однако написан он довольно тяжело и читается с трудом, нет динамизма, нет действия. Он весь построен на ожидании…

Оценка: 3
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хвала Всевышнему, что я родился россиянином, а не американцем. Мне страшно даже просто представить, что всё доступное мне, традиционное и одобряемое привычным мне окружением фантЧтиво — было бы именно ТАКИМ.

Бездумным, безыдейным, лишённым агрессивного правдолюбия, чуть ли не тошнотворно абстрактным, кастрированно демонстративно миролюбивым и отвратительно сюсюкающе-толерантным. Это необъяснимо. Это просто нереалистично недостоверно. Вернее — да, это более чем присуще современному постиндустриальному обществу, с его уже вполне узнаваемыми стандартными наборами стандартных сверхценностей.

НО. Как же уродливо, карикатурно и нелицеприятно это смотрится ТУТ, в приделах Светлого Храма Фантастики. Бог с ним, с телевизором, там ещё куда ни шло, там более-менее объяснимо — рынок, плюрализм и прочие излишества. Но — здесь.., во Вселенной Шаи-Хулуда, многорукого Бога далайна, в тени атриума всесильного Прокуратора Иудеи, в джунглях Пирра, где колонисты проигрывают природе битву за выживание, на жёлтой поляне со старой голубятней, на болотистом мелководье лесного озёра со спящими жрицами партеногенеза.., это… — по меньшей мере.., по самым минимальным оценкам — неуместно.

Напомню тебе, уважаемый потенциальный читатель: всё вышеизложенное — не более, чем ИМХО. То бишь — частное мнение, не претендующее на Истину в последней инстанции. И у тебя, уважаемый потенциальный, есть — конечно же — полное право самолично отведать и самолично оценить сей род пищи духовной, опираясь на собственные представления о Добре и Зле.

Я при этом лишь скромно тешу себя надеждой, что мои слова не останутся для тебя, уважаемый потенциальный, чем-то абсолютно чужеродным, не стоящим внимания

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх