FantLab ru

Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Голосов:
599
Моя оценка:
-

подробнее

Бэтман Аполло

Роман, год; цикл «Рама II»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Приключения молодого вампира Рамы Второго продолжаются! К гламуру и дискурсу присоединяется протест, и всё это ради того, чтобы бесконечный поток человеческого страдания не пересыхал. Однако Рама не желает мириться с таким положением дел и при помощи новообретённых undead-способностей отправляется искать ответы на свои вопросы. На тернистом пути его ждут новая привязанность, потеря древнего тела, а также встречи не только со знаменитым Дракулой, но и с самим бэтманом.

Входит в:

— цикл «Рама II»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 373

Активный словарный запас: низкий (2611 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман)

номинант
Филигрань, 2014 // Большая Филигрань


Бэтман Аполло
2013 г.
Бэтман Аполло
2015 г.
Полное собрание сочинений. Том 12. Бэтман Аполло
2016 г.
Бэтман Аполло
2017 г.
Бэтман Аполло
2017 г.
Бэтман Аполло
2018 г.

Аудиокниги:

Batman Apollo
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Batman Apollo
2014 г.
(польский)
Батман Аполо
2015 г.
(болгарский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2019 г.

Дочитал «Бэтмен Аполло» и должен заявить, что считаю книгу лучшей из всех пелевинских.

При это догадываюсь почему книгу считают неудачной: автор загрузил читателя по полной программе, соотношение между «бу-га-гашечками» и философией оказалось сильно в пользу последней (а многим хотелось бы видеть Пелевина просто рассказчиком анекдотов и автором метких афоризмов, и чтобы всё это было в лёгком психоделичном антураже), десакрализация оппозиции.

В общем, Пелевин решил перемолоть всё мироздание в виртуальную пыль и проделал это немного болезненно для читателя и достаточно неторопливо.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2018 г.

Читать тут как всегда нужно между строк. Книга об объективном идеализме, и её вообще нельзя рассматривать в отрыве от первой, это цельный путь героя. Героя вырванного из пофигистичного бытия и лишенного всех иллюзий. Текстовая часть по современным временам только понастальгировать (2018)

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2018 г.

Прежде всего, это твёрдая десятка, особенно после неоднократного прослушивания аудио книги в исполнении Александра Клюквина. В бумажном варианте книга заходит сложнее, т.к. слишком много мыслей, которые нужно обдумывать, и слишком много чеканных формулировок, которые хочется запомнить как афоризмы высокого качества. (В аудио формате пришлось бы слишком часто нажимать на паузу). «Аполло» — тот случай, когда продолжение оказывается много лучше основы, которая в данном случае выглядит как затравка. Да, всё лучшее, что могут поведать людям вампиры — здесь, во второй части. И самое тяжёлое конечно. Пелевинский человек снова и снова остаётся один на один с холодной пустотой космоса и ничто, а русскому человеку кроме всего прочего приходится тащить сквозь эту пустоту ещё и широкий щит Родины. Тем более если это вампир, русский вампир.

И конечно, это чистый Пелевин. Подделать или поручить писать за него умной машине невозможно. «Бэтман» — великолепная смесь соц-полит-злободневности, чапаевско-пустотной нереальности происходящего и русского духа стареющего поколения 3,14. И во всём лисий прищур, сильно затрудняющий без определённого умственного усилия отделение чистой сатиры от горькой иронии. Кроме шуток, чем плоха идея перенесения столицы куда-нибудь в центр страны в целях уменьшения запредельной интенсивности боли, которую вынужден излучать Владивосток, чтобы быть услышанным в Москве? Но нет. Отчасти мы все вампиры и для нас гуманизм к самим себе — это сбой в системе.

Удивительно, но эту книгу можно абсолютно серьёзно рекомендовать всем: патриотам и либералам, западникам и славянофилам, вате и цивилизации, политтехнологам и тем, кто радостно и убеждённо становится их жертвами. В России вопросы на общую тему «Как нам обустроить Россию» всегда стояли особенно остро просто потому, что она как кисель всегда невольно расползалась за свои границы, ибо «естественных» границ у неё нет. По-моему книга и об этом тоже. И Путин с его границей, которая «нигде не заканчивается» — истинно русский вампир. Теперь я это знаю. И ведь веришь, глядя вокруг, что кто-то намеренно культивирует здесь рафинированный, всё понимающий ум «Б» и с большим удовольствием ставит его в нечеловеческие условия. Нам внятно всё. Виктор Олегович объяснил почему.

Острые, насущные проблемы «общества», которого, как известно, мы никогда до конца не понимаем пока сами в нём живём, легче воспринимаются, если они поданы в качественном художественном виде. И «Аполло» в этом качестве для меня пока вне конкуренции.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2017 г.

Вторая книга про Раму получилась скучноватой. Первую читал сразу после выхода, вторую только сейчас, поэтому детали первой слегка подзабылись. Однако, первую часть читал с бОльшим интересом. «Мяса» в книге страниц на десять, не больше, например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«великая циклическая революция»
, а остальное — масло масляное, вода водянистая. Нельзя сказать, что книга не понравилась, но и особого удовольствия не испытал. До этого (осенью 2016) читал SNUFF, вот это настоящий шедевр от ПВО!

Читать только упоротым фанатам Пелевина и гламурного вампиризма, не упоротым можно пропустить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
DON'T SUCK MY DICK!

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2017 г.

Все тот же Рама, все те же проблемы с людишками и баблосом. Высокоморальный герой продолжает втайне мыслить о неком освобождении, что выливается в замену устаревшим «дискурсу» и «гламуру» — «протестом». Новая наука призвана освежить умы халдеев и разжижить «красную жидкость».

Одинаково холодно встреченная книга мне понравилась. Несмотря на опостылевшую формулу «олигархи/гламур/секс/заговор», книга читается легко и непринужденно. О самих протестах сказано ничтожно мало, видимо поэтому книгу и невзлюбили в т.н. «свободных кругах». Считается, что Пелевин должен жестко реагировать на происходящее в стране, денно и нощно следить на блогосферой и лицокнигой, чтобы вылить на них же свой очередной опус. Он и вылил. Спустя несколько лет после болотных событий, Пелевин реально оказался провидцем, т.к. эти события ничего не принесли и для большинства оказались полностью незамеченными.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2016 г.

Искренне надеялся, что преимущественно негативные отзывы на книгу вызваны чем-то субъективным, или хотя бы просто усталостью читателей от пера Виктора Олеговича. Но нет. Тягомотина продолжилась, как и пелевинский вампирский цикл «Рама II».

Мне нравится поздний Пелевин, возможно, не меньше, чем ранний. Его крепкая «Ананасная вода», великолепные «t», «Лампа Мафусаила» и «S.N.U.F.F.» наглядно демонстрируют, что при желании автору есть чем удивить фаната или просто читателя. С другой стороны, роман «Бэтман Аполло» одним махом объясняет всё, за что в позднего Пелевина упорно летят гнилые помидоры. Ибо если кому-то захочется раскритиковать творчество Пелевина, выделив все худшие стороны автора — ему достаточно просто беспристрастно пересказать основную мысль этой книги, не забывая так же объективно перечислить все её особенности. Грубо говоря, «Бэтман Аполло» — настоящая паршивая овца в прекрасном стаде книг одного из моих любимых авторов.

Рама Второй продолжает своё путешествие, если его можно так назвать, по ещё большему количеству локаций, ещё более беспредметных, бессмысленных и скучных, затевая ещё больше бесед с разного рода вампирами, халдеями и андэдами, чем в первой книге «Ампир В». Первый недостаток в том, что действительно все перемещения главного героя абсолютно бессмысленны и, конечно же, не вызывают сопереживания, так как они ничем сюжетно не обусловлены, они максимально внезапны и необходимы лишь для очередной беседы о «правильном понимании мира». Второй глубокий провал в том, что такого рода подача своего видения устройства мира невероятно скучна. Я хорошо отношусь к той части книг Виктора Олеговича, где он задвигает о солипсизме и буддизме, и меня всегда радовало, что до этого, в большинстве случаев, подача одного и того же разнопланова. Вспомнить хоть «Шлем Ужаса» — прекрасная подача своих идей в форме чата о внутреннем лабиринте ума, «S.N.U.F.F.» — подача солипсизма через сур и глаза видеохудожника, «Священная книга оборотня» — через хвост и культурное наследие мира в маленькой головке лисицы. Пелевину это удавалось много раз. Но не сейчас. Эксплуатация достаточно вымышленной, с одной стороны, и крайне безынтересной, с другой, фабулы не играет на руку донесению очередного трактата. Третий недостаток — вторичность социальных подколок, которые свойственны книгам Пелевина, здесь они повторяющиеся то из «t», то из «Generation П». Четвертый — глумление над «протестом» и над событиями на Болотной площади, как бы мы к ним не относились, вышли недоработанными, символическими, маркетинговыми ради большей продажи своего философского труда. И последний, пятый, недостаток... Представьте... Рома/Рама в течение почти двух книг объемом страниц по 300-400 слушает и слушает тех, кто его учит жизни, слушает и слушает. Сколько раз ему говорят учителя и собеседники: «Ты так ничего и не понял, Рама». Даже в мыслях Рамы частенько проскакивает после обильного загруза подобный абзац: «Я решил не спрашивать у него, что это такое, а он тем временем продолжал...» Понимаете, да? То есть автор сам как бы расслабляет своего слушателя, чтобы он особо и не заморачивался над ментальными выкладками. Не понял? Автор объяснит немного другими словами. Снова не понял? Автор объяснит метафорой. Блин, опять не понял? Автор объяснит шуткой или сведёт к шутке. И что самое смешное... Вот слушал все эти трактаты Рама в течение почти двух книг цикла. Что же происходит в самом конце? А я напомню: наконец-то Рама Второй стал настолько способным умничать, что сразу же научил жизни и своего водилу Григория, и затем мента полковника. Осознание этого меня просто выбило из колеи. Получается, автор прямым текстом говорит своему читателю: «Послушал урок в течение 700 страниц? Молодец. Теперь можешь ходить по улицам и умничать столь ценным и исключительным Знанием.»

Среди моря скучной тягомотины и вторичности могу выделить три кусочка, которые для меня имеют ценность в этой книге: 1) разговор с Дракулой (глава 11 «Dionysus the Oracular»); 2) разговор с Бэтманом Аполло (глава 15 «Omen»); 3) подколка в адрес Владимира Сорокина (приложение «Сркн»). Но эти фрагменты, естественно, не спасают.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2016 г.

Тот редкий случай, когда последующий роман интереснее предыдущего. В «Empire V» показано тайное общество с его укладами, а в «Бэтман Аполло» раскрывается тема иллюзорности мира, непостоянства человеческого «я» и конечно же не оставляет равнодушным драматизм отношений Рамы и Софи. Роман еще раз доказывает, что конечной стадией мечты является пустота!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2016 г.

Тех же щей да погуще лей! «Бэтман Аполло» — прямое продолжение истории Рамы 2. Прямое недоразвитие идей первой книги, те же темы, те же мысли, практически те же самые события... Я не знаю, что писать в отзыве на эту книгу. Всё абсолютно то же самое, что и в «Empire V». Создаётся впечатление, что спустя несколько лет после её издания Пелевина осенило:«Надо было написать не так, а вот так и вот так!«Но творить ремейки книг у нас не принято, поэтому автор написал формальное продолжение, сказав всё то, что можно было б написать ещё в предыдущей части.

Читать стоит только тем, кому очень понравилась история Рамы. Тем, кто считает, что Пелевин исписался — лучше сразу проходите мимо, эта книга вас только расстроит.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2015 г.

Пелевин — гений, но по мере того, как проходят годы, мне всё больше хочется добавить к этому слову «злой». Слежу за его романами и читал почти все, «Жизнь насекомых» и «Поколение П» стали для меня в свое время сильнейшими откровениями (мне было тогда 17 и 20 соответственно), но по мере того, как книг становилось все больше, начала прорисовываться некая тенденция — у автора внезапно обнаружились тесные рамки и ограничения, за которые он выйти не может. Из романа в роман у него повторяются общие приемы и мотивы, почти в каждом его романе есть герой, который не врубается абсолютно ни во что, и персонажи, которые ему как дебилу объясняют на протяжении всего романа, о чем собственно роман, при этом его на протяжении всей фабулы бомбардируют фразами «Ты действительно ничего не понимаешь?», «Ты и этого не знаешь?», «Тебе не объяснили?». Автору кажется нравится строить сюжет именно таким образом, хотя можно было бы например давать персонажам грузить друг друга в равной степени. А я хочу напомнить, что по версии самого Пелевина получается, что придурком и недомерком персонажи считают не просто главного героя, но самого читателя, который (ну вы понимаете) смотрит в себя через персонажа, как через витраж. Другой чисто пелевинский штамп — фактического действия в романах очень мало, львиная доля содержания обретается в диалогах (интересных, содержательных, порой даже гениальных, не спорю), форма подачи при этом такая — герой попадает в новую локацию, встречает там одного-двух собеседников, и начинается диалог страниц на 10-20, затем пара страниц реального сюжета, чтобы бегло переставить декорации, герой попадает на новое место и снова 10-20 страниц общается там с новым собеседником. И так вся книга. Мортал Комбат философскими идеями... Также почти каждый роман заканчивается тем, что герой куда-то уходит или улетает из материального мира или хотя бы привычного окружения — улетают в небо Затворник и Шестипалый, уходят в горизонт нереальности 12 Вавиленов Татарских, с радужным взрывом вылетает из мира девушка-оборотень, сходит с вечного поезда герой «Желтой стрелы», сматывается от долгов герой «Чисел», уезжает в свою вечность граф Т... Я даже и не ждал, что с героем нового романа произойдет что-то другое, кроме полета, загруженного философскими мыслями.

Но от претензий к форме я перейду к содержанию, без спойлеров просто не получится, поэтому если вы еще не читали книгу и не хотите сейчас раскрытия фишек, то дальше не читайте. Граф Дракула (напоминаю, что это не вымышленный, а реальный персонаж, граф-маньяк из средневековья) возведен здесь в ранг святого и напоминает Будду. Бесконечный цинизм к людям сквозит во всем — автор ровняет людей со скотом так и эдак, смакуя тему с ненормальным удовольствием. «Взрывай свинью!» — так звучит приказ отдать душу человека на растерзание чертям в качестве отвлекающего маневра. Снова присутствуют мотивы педерастии, повторяемые с неизбывным постоянством в каждой книге, причем с заметной долей физиологизма — столько раз заикаться об одном и том же из праздного любопытства невозможно (привет Фрейду). И вообще есть что-то печальное в том, что человек околобуддийской философии пишет про нечистую силу, оборотней, кровопийц...

Роман получился по сути тот же «Ампир В», но с заметной примесью «Т» — герои и антураж из первого, а идеи из второго. Бренно бытие, мир ненастоящий, мы все ненастоящие, это просто бог сам с собой в наперстки играет, дробя свое сознание на якобы отдельные души... В «Т» это было показано с достаточно позитивной стороны, ничего ужасного в этом откровении в общем-то не было, но в «Бэтман Аполло» эта же идея была гипертрофирована и возведена в такой мрачный безысходный готический абсолют, что это обеспечило мне депрессию на 4 дня (не утрирую). При том, что я вижу всю глубину и самобытность автора и достойный уровень самой книги, я не могу назвать ее хорошей в первую очередь за ее упадничество и беспросветный пессимизм, имеющий к сожалению уровень убедительности достаточный для того, чтобы читатель мог поверить, что примерно так и обстоят дела на свете. Мало того, что нас нет и мира нет, так бог еще оказывается дробит себя на людей, чтобы их же заставлять страдать, и это есть единственная цель, зачем он вообще это делает. Да, хреновый бог... От этой точки начинается череда трещащих по швам нестыковок и ошибок. В начале объясняют, что рая и ада нет и все мировые религии ошибаются, а есть только хранилище душ как файлов, которые могут запускать ныряльщики в смерть... но уже вскоре герой приступает к своей работе — консервировать души богачей, чтобы те не попали в ад на растерзание чертям. Автор, определись. Великая Мышь — это кто? Иштар. И вот вдруг выясняется, что у американцев ВНЕЗАПНО тоже есть своя собственная Иштар... Великая Мышь выполняет какую функцию? Ее доят, добывая через нее баблос, вырабатываемый людьми, ее человеческая голова Гера сама говорит, что это противно и что сама она не может получать удовольствие от его потребления. И вот под конец оказывается, что Аполло, находящийся в том же положении, почему-то заинтересован в том, чтобы баблоса было как можно больше. Зачем спрашивается... От разговора с героем его отвлекает звонок по важному делу и он отправляет Раму пообщаться пока с Софи, а потом через пару глав выясняется, что Софи — это проекция самого Аполло, когда тот спит... То есть он по важному звонку спать ушел. Кстати о сне — сначала автор говорит, что люди хотят больше поспать, чтобы побыть в состоянии блаженного небытия, единственно способного дарить счастье... А затем выясняется, что человек вырабатывает своим страданием баблос 40 часов в сутки, т.к. якобы во сне время ускоряется (привет фильму «Начало») и там сновидца 16 часов гоняют по его жизненным неудачам. 24 + 16 = 40, такова логика автора, а мне хотелось бы напомнить, что ДАЖЕ если принять бессмыслицу с ускорением времени, то эти 16 часов проходят не за 0 часов реального времени, а за 6-8 часов, пока человек спит, то есть 40 часов тут никак не получается. Таких дыр в романе на самом деле огромное множество, но я благодарен, что они есть, через них я вижу, что это всего лишь книга, мрачная пугалка про тщетность бытия, которая к счастью не является правдой.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2014 г.

Похоже, этот роман понравился немногим. И судя по предыдущим рецензиям, он не понравился тем, кто ожидали динамический сюжет в стиле Акунина. Но Пелевин -- не Акунин! Виктор Олегович -- это современный Лев Толстой, ибо в их произведениях философия первична, а сюжет -- вторичен (неспроста Пелевин сделал главного героя в романе «Т» прототипом Льва Толстого). Пелевин пишет романы для того, чтобы открыть людям глаза на Истину Жизни, и облекает их в постмодернистскую оболочку, которая соответствует нашей эпохе, а также помогает Пелевину «не спугнуть» неподготовленных читателей глубиной своих откровений о правде нашей жизни. Это и есть основная функция Пелевинского «стёба» -- сделать Истину удобоваримой для неподготовленного читателя.

Откуда у Пелевина знания об Истине? Из собственной практики. Вот, что ответил Виктор Олегович на одном интервью ещё в 2000-ом году, когда его спросили, буддист ли он: «Я всего лишь ученик, занимающийся практикой. Довольно часто я езжу в буддистские монастыри, последний раз прошлой зимой, в Южную Корею, на три месяца.»

Конечно, поездка в монастырь ещё не означает, что человек открыл для себя Истину. Для сравнения, вот что пишет об Истине один из самых известных учителей недвойственности 20-ого века, Нисаргадатта Махарадж, в книге «Я есть ТО» (которую легко найти в интернете):

«Ищущий — тот, кто находится в поиске самого себя. Отбросьте все вопросы, кроме одного: «Кто я?» В конце концов, единственное, в чём вы можете быть уверены, — это в том, что вы есть. «Я есть» — несомненно. «Я есть это» — вызывает сомнения. Старайтесь постичь, кем вы являетесь в действительности. Чтобы узнать, кем вы являетесь, вы должны сначала выяснить, кем вы не являетесь. Отбросьте всё, чем вы не являетесь, — тело, чувства, мысли, время, пространство, это или то — ничто из того, что вы воспринимаете, конкретное или абстрактное, не может быть вами. Сам акт восприятия говорит о том, что вы не есть то, что вы воспринимаете.

В реальности есть только Абсолют. Остальное — дело имени и формы. И пока вы цепляетесь за идею того, что существует только то, что имеет имя и форму, Высшее будет казаться вам несуществующим. Когда вы поймёте, что имена и формы — это пустые скорлупки без какого бы то ни было содержания, что реальное безымянно и бесформенно, чистая энергия жизни и свет сознания, тогда вы найдёте покой — погрузитесь в глубокую тишину реальности.»

Это именно то, чему учат главного героя в «Бэтман Аполло» мудрецы, с которыми он встречается (Улл, Дракула, Озирис), и почти теми же словами. Виктор Олегович показывает нам путь к *настоящему* просветлению, а его роман критикуют за то, что в нём неинтересный сюжет! Проснитесь, люди!!! Раньше искателям истины приходилось 10 лет мыть полы в буддийском монастыре, прежде, чем им разрешали услышать слова Настоятеля об Истине, а сейчас Виктор Олегович пишет про это прямым текстом, да ещё пляшет перед вами, чтобы вам было не скучно читать, а вы нос воротите!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2014 г.

Книга является прямым продолжением Ампир В. Надо отметить, что если бы не Ампир В, то я не стал бы начинать читать Бэтмана. В Ампире мне на самом деле понравился и сюжет, и герои, и конечно же хотелось узнать что же будет дальше. Бэтман предоставил нам эту возможность. Однако что-то пошло не так. Возникло какое-то ощущение вымученности — нечто подобное у меня было когда я начинал читать СНАФФ. Однако, Бэтман проигрывает всем предыдущим книгам по многим параметрам.

Нет того самого крепко сбитого сюжета, центральной идеи, и собственно искрометного грубоватого юмора, присутствующего в большинстве романов Виктора Олеговича. Да, есть пара удачных диалогов, но этим походу дела все и ограничивается. Нечто подобное возникло у меня когда я читал роман Пелевина «Числа».

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2014 г.

Закономерный итог «творческой эволюции» автора во всей его красе — примерно так: «ничего нет и никого нет: ни тебя, ни меня, никого; всё вокруг — сплошная кажимость (всё вокруг — сплошные симулякры); перестань жить, т.е. осуществлять бессмысленные действия — и начнёшь жить по-настоящему». Собственно, для столь банальных месседжей не обязательно было городить 500-страничный текст, который только с большого бодуна можно назвать романом — это скорее похоже на занудный эзотерический трактат с вкраплениями более-менее забавных диалогов, «раскрывающих глаза» главному герою (в каждом следующем диалоге очередной его собеседник раскрывает ему глаза на очередной упущенный им из внимания аспект «реальности»; стандартная фраза собеседников — «ты так ничего и не понял!» или «а на самом деле...»). Вроде бы в «Снаффе» Пелевин попытался наконец-то (за 20 лет суперуспешной писательской карьеры) написать настоящий роман — и у него получилось. Тут он опять начинает глумиться над литературой, критиками, читателями, героями, социальными ритуалами, да и просто над людьми — и получается всё, как почти всегда у него: на весь текст — несколько удачных шуток, несколько метких афоризмов, несколько довольно интересных мыслей, пара-тройка забавных наблюдений. И категорически нет связного текста... Осталось только задать простой вопрос: если никого и ничего нет, то кто же накропал 500 страниц этой тягомотины? Если первая часть была хотя бы смешной, здесь, кроме той самой пары забавных шуток, нет почти ничего. Собственно, из ничего и получилось то самое ничего.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2014 г.

Ампир В считал лучшей книгой Пелевина, поэтому к продолжению приступал с большим интересом и предвкушением. Да мир и ряд действующих лиц остался теми же, но что-то изменилось. В лучшую или в худшую сторону? Сам затрудняюсь ответить и это, наверное, хорошо.

Ампир В, во-первых, поражал идеей, во-вторых качеством и количеством стеба. Всю книгу можно разобрать на цитаты. В то же время сюжет был достаточно прост и перекликался с ранними книгами.

В Бэтмане уже нет (как мне показалось) такого количества искрометного стеба, но тем не менее он остался в достаточном количестве и в хорошем качестве. Сюжет тоже остался вполне простым квестом, где ГГ постепенно открывается удивительная картина мира в ходе встреч с разными персонажами. Что же изменилось? Мне книга показалась более философски насыщенной. Осмысление Пелевиным буддистско-кастанедных идей считаю наиболее интересным (по сравнению с попытками других авторов) и последних книгах он берет новые высоты. А в этой книге еще и концепты Шопенгауэра присутствуют в большом количестве.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2013 г.

Прекрасно понимаю, почему так называемые наши «оппозиционеры» и критики-борзописцы, приближенные к оным, после прочтения данного романа изошли (скажем мягко) на экскременты. Для Пелевина нынешняя власть и те, кто позиционируют себя как протестное движение, лишь две стороны одной медали. Для Пелевина власть местного царька, борющегося с международной корпоратократией — не более чем фарс. Так оно и есть в принципе. И между прочим, Пелевин не так уж и одинок в своем мнении о нынешнем состоянии дел в России и в мире. Нам, нам всем без исключения действительно навязывается ложная дихотомия (или «болото» или «солнцеликий Пу»), нас убеждают, что третьего не надо, потому что если не дай бог хоть кто-то увидит этот самый «третий путь», то вся система власти окажется под угрозой. С удовольствием поставил бы «десятку», но, увы, не могу. Для автора единственный выход — в индивидуальном спасении. Но этот путь для единиц. А что делать остальным миллиардам? Автор не выходит за рамки гламурно-либерального дискурса, в который через СМИ усиленно загоняется последние несколько десятилетий человечество. Быть может, Пелевин полагает, что другой дискурса в современном мире нет. Я не знаю. Но очень хотелось бы знать не только, как устроена система по выкачиванию баблоса из масс, но и что делать, чтобы прекратить (или хотя бы уменьшить) это не на уровне индивидуума, но на уровне коллектива.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2013 г.

«Жизнь умиляет своею глупостью-

Цель не ясна, средства туманны.

То и дело встречаешься с ее скупостью,

Прося хоть толику небесной манны...

...Наверное жизнь свою надо в кого-нибудь вкладывать.

Хотя для чего все равно не понятно,

Но может быть тогда она станет радовать

В отдельные моменты становясь приятной...»

Дельфин «Она».

Одна из любимых моих композиций отлично объясняет содержание новой книги В. Пелевина. Нового Пелевина, я бы даже сказал оптимиста Пелевина. Основная идея про то, что кроме боли у нас ничего и нет кажется мне замечательной. Может быть даже это и правда. Но вот что необычно, Пелевин в этом находит повод для оптимизма: «Щит Родины», да даже «Тайный Черный Путь» являются лучом света в темном царстве боли. И пусть внятного сюжета у книги нет, пусть прав пользователь nostradamvs, я все же выскажу мнение, что она удалась. Ее просто нельзя воспринимать как приключенческую литературу (к чему мы были уже готовы после Снаффа). Ее нужно воспринимать как философский или социально-политический очерк о событиях в России и за рубежом с элементами сюрреализма. В этом свете все претензии по поводу «исписавшегося» Пелевина (в том числе от обидевшейся газеты «Коммерсант») вызывают сочувствующую улыбку. Интересно, Гоголю или Фонвизину говорили то же самое? Я понимаю, что едкие афоризмы становятся «недалекими» и «пошлыми» когда они направлены на тебя, но все же нужно быть немного более толерантными и демократичными. Пелевин прошелся по всем и многим это не понравилось, однако, я думаю, что критика всегда полезна.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх