FantLab ru

Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Голосов:
724
Моя оценка:
-

подробнее

Бэтман Аполло

Роман, год; цикл «Рама II»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Приключения молодого вампира Рамы Второго продолжаются! К гламуру и дискурсу присоединяется протест, и всё это ради того, чтобы бесконечный поток человеческого страдания не пересыхал. Однако Рама не желает мириться с таким положением дел и при помощи новообретённых undead-способностей отправляется искать ответы на свои вопросы. На тернистом пути его ждут новая привязанность, потеря древнего тела, а также встречи не только со знаменитым Дракулой, но и с самим бэтманом.

Входит в:

— цикл «Рама II»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 373

Активный словарный запас: низкий (2611 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман)

номинант
Филигрань, 2014 // Большая Филигрань

Похожие произведения:

 

 


Бэтман Аполло
2013 г.
Бэтман Аполло
2015 г.
Полное собрание сочинений. Том 12. Бэтман Аполло
2016 г.
Бэтман Аполло
2017 г.
Бэтман Аполло
2017 г.
Бэтман Аполло
2018 г.

Аудиокниги:

Batman Apollo
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Batman Apollo
2014 г.
(польский)
Apolló batman
2015 г.
(венгерский)
Батман Аполо
2015 г.
(болгарский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вновь реальная реальность преподала мне важный и глубокий урок. Опять оказалось, что я не снежинка, и вообще не один такой умный. Судя по отзывам многие лаборанты оценили роман Пелевина трезво и адекватно. Поэтому решил не рассусоливать и не гнать многостраничные филлипики, ограничившись — пока — пятью копейками.

Правильно отмечено, что по форме роман — эзотерический трактат о бренности всего сущего. Но по сути это политическое заявление. Гласит оно не мудрствуя лукаво — мир неизменен и вообще не существует, поэтому надо смириться со своим положением угнетенного раба и думать только про то, «где взять деньги?»

Это философия мелкого лавочника, трепещащего перед властью мира сего. По Пелевину — Великим Вампиром. Но кому же принадлежит эта мировая власть? Если отринуть всякие эзотерические загонки, только затуманивающие взгляд (именно поэтому разные персонажи книги талдычат Раме одно и то же разными словами — чтобы спутать сознание), власть сейчас принадлежит наиболее реакционным и наиболее шовинистическим кругам финансового капитала, то есть фашистам. И Виктор Олегович Пелевин, якобы поклонник и ученик Кастанеды и прочих Чжуан-цзы, со своей идеологией смирения и принятия якобы неизбывного положения вещей, является лакеем и пособником фашистов. За что имеет свой вполне осязаемый материальный гешефт.

Лакеем и оппортунистом он стал из-за своего происхождения из советской мещанской среды самого высокого полета (родители — московские совслужащие), потом на это наложились переживания и думы по поводу одновременного краха Советской системы и чтения буддийских мудрецов. Явился миру новый циник и мизантроп вооруженный лучшим в мире образованием и обладающий великолепным литературным талантом. И поставил осознанно свои таланты и знания на службу зла. Совершенно конкретного, а не высосанного из подземных нетопырей.

Есть старый диагноз Горького, высказанный в связи с первыми книгами Селина, о том, что эстетствующий и играющий в духовность буржуа, разочарованный как будто бы крахом европейской культуры после Первой мировой войны, готов к принятию фашизма. И этот диагноз все еще работает на новом витке глобальной политической реакции в мире победившего либерально-финансового капитализма. Фактически Пелевин — Луи-Фердинад Селин нашего времени и локации. Чтобы не стать заодно еще и новым Йозефом Геббельсом ему не хватает только соучастия в массовых убийствах, но он УЖЕ их оправдывает.

Вот только помимо прочего вранья, переполняющего страницы «Бэтмана Аполло» есть одно важное умолчание. Неизменный и вечный мир медийно-сенсорного угнетения, где важен только вопрос «где взять деньги?», возник приблизительно в 1975 году, как реакция финансового империализма на глобальную революционную ситуацию второй половины 1960-х годов. И уже сейчас, как старый зомби, этот «вечный» мир трещит по швам и расползается. Его крах скор и неминуем. И не важно насколько остроумно и едко будут стебаться и опровергать это персонажи вроде Пелевина. Перед каждым из нас встает выбор — последовать сладкоречивым советам Виктора Олеговича, смириться и в коленопреклоненной позе (привет БЛМ!) встретить драматические изменения в общественной эволюции человечества или занять активную жизненную позицию и осмысленно участвовать в позитивной перестройке дольнего мира.

При всем при том «клоун у пидарасов» хорошо отработал свой номер, обеспечив мне гневно-позитивную реакцию и творческую бессонницу на несколько суток. Роман написан на высоком художественном уровне, интересны приключения Рамы и оригинальны локации мистериального действа. Если бы роман был раза в полтора короче, получился бы увлекательный эзотерический боевик с реакционной подкладкой. А так нам достался иногда скучный до зевоты трактат, проповедующий солидаризм а ля Бенито Муссолини.

Так что после талантливой, умной и мерзопакостной книжонки Пелевина мне захотелось прочитать что-то светлое, жизнеутверждающее и доброе о хороших людях. Пойду примусь за Ирвина Уэлша.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может конечно я тупой, но я так и не понял, зачем автор большую часть книги пишет одно и то же. Глав герою раз объяснили что нет субъекта, два, три, но когда ему уже наверное раз в шестой говорят одно и тоже немного другими словами при других обстоятельствах я уже откровенно недоумевал. Нет субъекта, точка, что непонятного-то? Зачем это размусоливать на сотни страниц? В общем мне совсем не понравился баланс между сюжетом и философией. Основная философская мысль рассказана в самом начале, а потом по мере очень вялого развития сюжета пересказывается многократно не привнося ничего нового. Даже баблос не получалось вырабатывать, скукота.

Первая часть цикла в этом смысле по-интереснее была, хотя уже и там были видны эти проблемы.

К слову, заметил что по сюжету этот роман похож на СНАФФ, и там и тут классические «попаданцы», как я для себя это понимаю. Главный герой со своим мировозрением, попадает в новое для себя окружение, где ему открывают глаза на привычный мир. Самый простой для автора приём, все свои идеи можно высказать в рамках диалогов главного героя с более осведомлёнными товарищами. Но в Империи В к сожалению, кроме этих диалогов нет ничего. Слабенькая любовная история, которая и не любовная вовсе... ну высмеял всяко разно всех сильных мира сего. Но на «подвиг» в литературном смысле это всё-таки не тянет.

В общем по итогу, Снафф понравился гораздо больше Империи, там тоже всех высмеяли, тоже затронута тема свободы воли и смысла жизни, но кроме этого там ещё куча всего, а здесь ничего.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал «Бэтмен Аполло» и должен заявить, что считаю книгу лучшей из всех пелевинских.

При это догадываюсь почему книгу считают неудачной: автор загрузил читателя по полной программе, соотношение между «бу-га-гашечками» и философией оказалось сильно в пользу последней (а многим хотелось бы видеть Пелевина просто рассказчиком анекдотов и автором метких афоризмов, и чтобы всё это было в лёгком психоделичном антураже), десакрализация оппозиции.

В общем, Пелевин решил перемолоть всё мироздание в виртуальную пыль и проделал это немного болезненно для читателя и достаточно неторопливо.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать тут как всегда нужно между строк. Книга об объективном идеализме, и её вообще нельзя рассматривать в отрыве от первой, это цельный путь героя. Героя вырванного из пофигистичного бытия и лишенного всех иллюзий. Текстовая часть по современным временам только понастальгировать (2018)

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, это твёрдая десятка, особенно после неоднократного прослушивания аудио книги в исполнении Александра Клюквина. В бумажном варианте книга заходит сложнее, т.к. слишком много мыслей, которые нужно обдумывать, и слишком много чеканных формулировок, которые хочется запомнить как афоризмы высокого качества. (В аудио формате пришлось бы слишком часто нажимать на паузу). «Аполло» — тот случай, когда продолжение оказывается много лучше основы, которая в данном случае выглядит как затравка. Да, всё лучшее, что могут поведать людям вампиры — здесь, во второй части. И самое тяжёлое конечно. Пелевинский человек снова и снова остаётся один на один с холодной пустотой космоса и ничто, а русскому человеку кроме всего прочего приходится тащить сквозь эту пустоту ещё и широкий щит Родины. Тем более если это вампир, русский вампир.

И конечно, это чистый Пелевин. Подделать или поручить писать за него умной машине невозможно. «Бэтман» — великолепная смесь соц-полит-злободневности, чапаевско-пустотной нереальности происходящего и русского духа стареющего поколения 3,14. И во всём лисий прищур, сильно затрудняющий без определённого умственного усилия отделение чистой сатиры от горькой иронии. Кроме шуток, чем плоха идея перенесения столицы куда-нибудь в центр страны в целях уменьшения запредельной интенсивности боли, которую вынужден излучать Владивосток, чтобы быть услышанным в Москве? Но нет. Отчасти мы все вампиры и для нас гуманизм к самим себе — это сбой в системе.

Удивительно, но эту книгу можно абсолютно серьёзно рекомендовать всем: патриотам и либералам, западникам и славянофилам, вате и цивилизации, политтехнологам и тем, кто радостно и убеждённо становится их жертвами. В России вопросы на общую тему «Как нам обустроить Россию» всегда стояли особенно остро просто потому, что она как кисель всегда невольно расползалась за свои границы, ибо «естественных» границ у неё нет. По-моему книга и об этом тоже. И Путин с его границей, которая «нигде не заканчивается» — истинно русский вампир. Теперь я это знаю. И ведь веришь, глядя вокруг, что кто-то намеренно культивирует здесь рафинированный, всё понимающий ум «Б» и с большим удовольствием ставит его в нечеловеческие условия. Нам внятно всё. Виктор Олегович объяснил почему.

Острые, насущные проблемы «общества», которого, как известно, мы никогда до конца не понимаем пока сами в нём живём, легче воспринимаются, если они поданы в качественном художественном виде. И «Аполло» в этом качестве для меня пока вне конкуренции.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга про Раму получилась скучноватой. Первую читал сразу после выхода, вторую только сейчас, поэтому детали первой слегка подзабылись. Однако, первую часть читал с бОльшим интересом. «Мяса» в книге страниц на десять, не больше, например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«великая циклическая революция»
, а остальное — масло масляное, вода водянистая. Нельзя сказать, что книга не понравилась, но и особого удовольствия не испытал. До этого (осенью 2016) читал SNUFF, вот это настоящий шедевр от ПВО!

Читать только упоротым фанатам Пелевина и гламурного вампиризма, не упоротым можно пропустить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
DON'T SUCK MY DICK!

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все тот же Рама, все те же проблемы с людишками и баблосом. Высокоморальный герой продолжает втайне мыслить о неком освобождении, что выливается в замену устаревшим «дискурсу» и «гламуру» — «протестом». Новая наука призвана освежить умы халдеев и разжижить «красную жидкость».

Одинаково холодно встреченная книга мне понравилась. Несмотря на опостылевшую формулу «олигархи/гламур/секс/заговор», книга читается легко и непринужденно. О самих протестах сказано ничтожно мало, видимо поэтому книгу и невзлюбили в т.н. «свободных кругах». Считается, что Пелевин должен жестко реагировать на происходящее в стране, денно и нощно следить на блогосферой и лицокнигой, чтобы вылить на них же свой очередной опус. Он и вылил. Спустя несколько лет после болотных событий, Пелевин реально оказался провидцем, т.к. эти события ничего не принесли и для большинства оказались полностью незамеченными.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Искренне надеялся, что преимущественно негативные отзывы на книгу вызваны чем-то субъективным, или хотя бы просто усталостью читателей от пера Виктора Олеговича. Но нет. Тягомотина продолжилась, как и пелевинский вампирский цикл «Рама II».

Мне нравится поздний Пелевин, возможно, не меньше, чем ранний. Его крепкая «Ананасная вода», великолепные «t», «Лампа Мафусаила» и «S.N.U.F.F.» наглядно демонстрируют, что при желании автору есть чем удивить фаната или просто читателя. С другой стороны, роман «Бэтман Аполло» одним махом объясняет всё, за что в позднего Пелевина упорно летят гнилые помидоры. Ибо если кому-то захочется раскритиковать творчество Пелевина, выделив все худшие стороны автора — ему достаточно просто беспристрастно пересказать основную мысль этой книги, не забывая так же объективно перечислить все её особенности. Грубо говоря, «Бэтман Аполло» — настоящая паршивая овца в прекрасном стаде книг одного из моих любимых авторов.

Рама Второй продолжает своё путешествие, если его можно так назвать, по ещё большему количеству локаций, ещё более беспредметных, бессмысленных и скучных, затевая ещё больше бесед с разного рода вампирами, халдеями и андэдами, чем в первой книге «Ампир В». Первый недостаток в том, что действительно все перемещения главного героя абсолютно бессмысленны и, конечно же, не вызывают сопереживания, так как они ничем сюжетно не обусловлены, они максимально внезапны и необходимы лишь для очередной беседы о «правильном понимании мира». Второй глубокий провал в том, что такого рода подача своего видения устройства мира невероятно скучна. Я хорошо отношусь к той части книг Виктора Олеговича, где он задвигает о солипсизме и буддизме, и меня всегда радовало, что до этого, в большинстве случаев, подача одного и того же разнопланова. Вспомнить хоть «Шлем Ужаса» — прекрасная подача своих идей в форме чата о внутреннем лабиринте ума, «S.N.U.F.F.» — подача солипсизма через сур и глаза видеохудожника, «Священная книга оборотня» — через хвост и культурное наследие мира в маленькой головке лисицы. Пелевину это удавалось много раз. Но не сейчас. Эксплуатация достаточно вымышленной, с одной стороны, и крайне безынтересной, с другой, фабулы не играет на руку донесению очередного трактата. Третий недостаток — вторичность социальных подколок, которые свойственны книгам Пелевина, здесь они повторяющиеся то из «t», то из «Generation П». Четвертый — глумление над «протестом» и над событиями на Болотной площади, как бы мы к ним не относились, вышли недоработанными, символическими, маркетинговыми ради большей продажи своего философского труда. И последний, пятый, недостаток... Представьте... Рома/Рама в течение почти двух книг объемом страниц по 300-400 слушает и слушает тех, кто его учит жизни, слушает и слушает. Сколько раз ему говорят учителя и собеседники: «Ты так ничего и не понял, Рама». Даже в мыслях Рамы частенько проскакивает после обильного загруза подобный абзац: «Я решил не спрашивать у него, что это такое, а он тем временем продолжал...» Понимаете, да? То есть автор сам как бы расслабляет своего слушателя, чтобы он особо и не заморачивался над ментальными выкладками. Не понял? Автор объяснит немного другими словами. Снова не понял? Автор объяснит метафорой. Блин, опять не понял? Автор объяснит шуткой или сведёт к шутке. И что самое смешное... Вот слушал все эти трактаты Рама в течение почти двух книг цикла. Что же происходит в самом конце? А я напомню: наконец-то Рама Второй стал настолько способным умничать, что сразу же научил жизни и своего водилу Григория, и затем мента полковника. Осознание этого меня просто выбило из колеи. Получается, автор прямым текстом говорит своему читателю: «Послушал урок в течение 700 страниц? Молодец. Теперь можешь ходить по улицам и умничать столь ценным и исключительным Знанием.»

Среди моря скучной тягомотины и вторичности могу выделить три кусочка, которые для меня имеют ценность в этой книге: 1) разговор с Дракулой (глава 11 «Dionysus the Oracular»); 2) разговор с Бэтманом Аполло (глава 15 «Omen»); 3) подколка в адрес Владимира Сорокина (приложение «Сркн»). Но эти фрагменты, естественно, не спасают.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тот редкий случай, когда последующий роман интереснее предыдущего. В «Empire V» показано тайное общество с его укладами, а в «Бэтман Аполло» раскрывается тема иллюзорности мира, непостоянства человеческого «я» и конечно же не оставляет равнодушным драматизм отношений Рамы и Софи. Роман еще раз доказывает, что конечной стадией мечты является пустота!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тех же щей да погуще лей! «Бэтман Аполло» — прямое продолжение истории Рамы 2. Прямое недоразвитие идей первой книги, те же темы, те же мысли, практически те же самые события... Я не знаю, что писать в отзыве на эту книгу. Всё абсолютно то же самое, что и в «Empire V». Создаётся впечатление, что спустя несколько лет после её издания Пелевина осенило:«Надо было написать не так, а вот так и вот так!«Но творить ремейки книг у нас не принято, поэтому автор написал формальное продолжение, сказав всё то, что можно было б написать ещё в предыдущей части.

Читать стоит только тем, кому очень понравилась история Рамы. Тем, кто считает, что Пелевин исписался — лучше сразу проходите мимо, эта книга вас только расстроит.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин — гений, но по мере того, как проходят годы, мне всё больше хочется добавить к этому слову «злой». Слежу за его романами и читал почти все, «Жизнь насекомых» и «Поколение П» стали для меня в свое время сильнейшими откровениями (мне было тогда 17 и 20 соответственно), но по мере того, как книг становилось все больше, начала прорисовываться некая тенденция — у автора внезапно обнаружились тесные рамки и ограничения, за которые он выйти не может. Из романа в роман у него повторяются общие приемы и мотивы, почти в каждом его романе есть герой, который не врубается абсолютно ни во что, и персонажи, которые ему как дебилу объясняют на протяжении всего романа, о чем собственно роман, при этом его на протяжении всей фабулы бомбардируют фразами «Ты действительно ничего не понимаешь?», «Ты и этого не знаешь?», «Тебе не объяснили?». Автору кажется нравится строить сюжет именно таким образом, хотя можно было бы например давать персонажам грузить друг друга в равной степени. А я хочу напомнить, что по версии самого Пелевина получается, что придурком и недомерком персонажи считают не просто главного героя, но самого читателя, который (ну вы понимаете) смотрит в себя через персонажа, как через витраж. Другой чисто пелевинский штамп — фактического действия в романах очень мало, львиная доля содержания обретается в диалогах (интересных, содержательных, порой даже гениальных, не спорю), форма подачи при этом такая — герой попадает в новую локацию, встречает там одного-двух собеседников, и начинается диалог страниц на 10-20, затем пара страниц реального сюжета, чтобы бегло переставить декорации, герой попадает на новое место и снова 10-20 страниц общается там с новым собеседником. И так вся книга. Мортал Комбат философскими идеями... Также почти каждый роман заканчивается тем, что герой куда-то уходит или улетает из материального мира или хотя бы привычного окружения — улетают в небо Затворник и Шестипалый, уходят в горизонт нереальности 12 Вавиленов Татарских, с радужным взрывом вылетает из мира девушка-оборотень, сходит с вечного поезда герой «Желтой стрелы», сматывается от долгов герой «Чисел», уезжает в свою вечность граф Т... Я даже и не ждал, что с героем нового романа произойдет что-то другое, кроме полета, загруженного философскими мыслями.

Но от претензий к форме я перейду к содержанию, без спойлеров просто не получится, поэтому если вы еще не читали книгу и не хотите сейчас раскрытия фишек, то дальше не читайте. Граф Дракула (напоминаю, что это не вымышленный, а реальный персонаж, граф-маньяк из средневековья) возведен здесь в ранг святого и напоминает Будду. Бесконечный цинизм к людям сквозит во всем — автор ровняет людей со скотом так и эдак, смакуя тему с ненормальным удовольствием. «Взрывай свинью!» — так звучит приказ отдать душу человека на растерзание чертям в качестве отвлекающего маневра. Снова присутствуют мотивы педерастии, повторяемые с неизбывным постоянством в каждой книге, причем с заметной долей физиологизма — столько раз заикаться об одном и том же из праздного любопытства невозможно (привет Фрейду). И вообще есть что-то печальное в том, что человек околобуддийской философии пишет про нечистую силу, оборотней, кровопийц...

Роман получился по сути тот же «Ампир В», но с заметной примесью «Т» — герои и антураж из первого, а идеи из второго. Бренно бытие, мир ненастоящий, мы все ненастоящие, это просто бог сам с собой в наперстки играет, дробя свое сознание на якобы отдельные души... В «Т» это было показано с достаточно позитивной стороны, ничего ужасного в этом откровении в общем-то не было, но в «Бэтман Аполло» эта же идея была гипертрофирована и возведена в такой мрачный безысходный готический абсолют, что это обеспечило мне депрессию на 4 дня (не утрирую). При том, что я вижу всю глубину и самобытность автора и достойный уровень самой книги, я не могу назвать ее хорошей в первую очередь за ее упадничество и беспросветный пессимизм, имеющий к сожалению уровень убедительности достаточный для того, чтобы читатель мог поверить, что примерно так и обстоят дела на свете. Мало того, что нас нет и мира нет, так бог еще оказывается дробит себя на людей, чтобы их же заставлять страдать, и это есть единственная цель, зачем он вообще это делает. Да, хреновый бог... От этой точки начинается череда трещащих по швам нестыковок и ошибок. В начале объясняют, что рая и ада нет и все мировые религии ошибаются, а есть только хранилище душ как файлов, которые могут запускать ныряльщики в смерть... но уже вскоре герой приступает к своей работе — консервировать души богачей, чтобы те не попали в ад на растерзание чертям. Автор, определись. Великая Мышь — это кто? Иштар. И вот вдруг выясняется, что у американцев ВНЕЗАПНО тоже есть своя собственная Иштар... Великая Мышь выполняет какую функцию? Ее доят, добывая через нее баблос, вырабатываемый людьми, ее человеческая голова Гера сама говорит, что это противно и что сама она не может получать удовольствие от его потребления. И вот под конец оказывается, что Аполло, находящийся в том же положении, почему-то заинтересован в том, чтобы баблоса было как можно больше. Зачем спрашивается... От разговора с героем его отвлекает звонок по важному делу и он отправляет Раму пообщаться пока с Софи, а потом через пару глав выясняется, что Софи — это проекция самого Аполло, когда тот спит... То есть он по важному звонку спать ушел. Кстати о сне — сначала автор говорит, что люди хотят больше поспать, чтобы побыть в состоянии блаженного небытия, единственно способного дарить счастье... А затем выясняется, что человек вырабатывает своим страданием баблос 40 часов в сутки, т.к. якобы во сне время ускоряется (привет фильму «Начало») и там сновидца 16 часов гоняют по его жизненным неудачам. 24 + 16 = 40, такова логика автора, а мне хотелось бы напомнить, что ДАЖЕ если принять бессмыслицу с ускорением времени, то эти 16 часов проходят не за 0 часов реального времени, а за 6-8 часов, пока человек спит, то есть 40 часов тут никак не получается. Таких дыр в романе на самом деле огромное множество, но я благодарен, что они есть, через них я вижу, что это всего лишь книга, мрачная пугалка про тщетность бытия, которая к счастью не является правдой.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, этот роман понравился немногим. И судя по предыдущим рецензиям, он не понравился тем, кто ожидали динамический сюжет в стиле Акунина. Но Пелевин -- не Акунин! Виктор Олегович -- это современный Лев Толстой, ибо в их произведениях философия первична, а сюжет -- вторичен (неспроста Пелевин сделал главного героя в романе «Т» прототипом Льва Толстого). Пелевин пишет романы для того, чтобы открыть людям глаза на Истину Жизни, и облекает их в постмодернистскую оболочку, которая соответствует нашей эпохе, а также помогает Пелевину «не спугнуть» неподготовленных читателей глубиной своих откровений о правде нашей жизни. Это и есть основная функция Пелевинского «стёба» -- сделать Истину удобоваримой для неподготовленного читателя.

Откуда у Пелевина знания об Истине? Из собственной практики. Вот, что ответил Виктор Олегович на одном интервью ещё в 2000-ом году, когда его спросили, буддист ли он: «Я всего лишь ученик, занимающийся практикой. Довольно часто я езжу в буддистские монастыри, последний раз прошлой зимой, в Южную Корею, на три месяца.»

Конечно, поездка в монастырь ещё не означает, что человек открыл для себя Истину. Для сравнения, вот что пишет об Истине один из самых известных учителей недвойственности 20-ого века, Нисаргадатта Махарадж, в книге «Я есть ТО» (которую легко найти в интернете):

«Ищущий — тот, кто находится в поиске самого себя. Отбросьте все вопросы, кроме одного: «Кто я?» В конце концов, единственное, в чём вы можете быть уверены, — это в том, что вы есть. «Я есть» — несомненно. «Я есть это» — вызывает сомнения. Старайтесь постичь, кем вы являетесь в действительности. Чтобы узнать, кем вы являетесь, вы должны сначала выяснить, кем вы не являетесь. Отбросьте всё, чем вы не являетесь, — тело, чувства, мысли, время, пространство, это или то — ничто из того, что вы воспринимаете, конкретное или абстрактное, не может быть вами. Сам акт восприятия говорит о том, что вы не есть то, что вы воспринимаете.

В реальности есть только Абсолют. Остальное — дело имени и формы. И пока вы цепляетесь за идею того, что существует только то, что имеет имя и форму, Высшее будет казаться вам несуществующим. Когда вы поймёте, что имена и формы — это пустые скорлупки без какого бы то ни было содержания, что реальное безымянно и бесформенно, чистая энергия жизни и свет сознания, тогда вы найдёте покой — погрузитесь в глубокую тишину реальности.»

Это именно то, чему учат главного героя в «Бэтман Аполло» мудрецы, с которыми он встречается (Улл, Дракула, Озирис), и почти теми же словами. Виктор Олегович показывает нам путь к *настоящему* просветлению, а его роман критикуют за то, что в нём неинтересный сюжет! Проснитесь, люди!!! Раньше искателям истины приходилось 10 лет мыть полы в буддийском монастыре, прежде, чем им разрешали услышать слова Настоятеля об Истине, а сейчас Виктор Олегович пишет про это прямым текстом, да ещё пляшет перед вами, чтобы вам было не скучно читать, а вы нос воротите!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга является прямым продолжением Ампир В. Надо отметить, что если бы не Ампир В, то я не стал бы начинать читать Бэтмана. В Ампире мне на самом деле понравился и сюжет, и герои, и конечно же хотелось узнать что же будет дальше. Бэтман предоставил нам эту возможность. Однако что-то пошло не так. Возникло какое-то ощущение вымученности — нечто подобное у меня было когда я начинал читать СНАФФ. Однако, Бэтман проигрывает всем предыдущим книгам по многим параметрам.

Нет того самого крепко сбитого сюжета, центральной идеи, и собственно искрометного грубоватого юмора, присутствующего в большинстве романов Виктора Олеговича. Да, есть пара удачных диалогов, но этим походу дела все и ограничивается. Нечто подобное возникло у меня когда я читал роман Пелевина «Числа».

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Закономерный итог «творческой эволюции» автора во всей его красе — примерно так: «ничего нет и никого нет: ни тебя, ни меня, никого; всё вокруг — сплошная кажимость (всё вокруг — сплошные симулякры); перестань жить, т.е. осуществлять бессмысленные действия — и начнёшь жить по-настоящему». Собственно, для столь банальных месседжей не обязательно было городить 500-страничный текст, который только с большого бодуна можно назвать романом — это скорее похоже на занудный эзотерический трактат с вкраплениями более-менее забавных диалогов, «раскрывающих глаза» главному герою (в каждом следующем диалоге очередной его собеседник раскрывает ему глаза на очередной упущенный им из внимания аспект «реальности»; стандартная фраза собеседников — «ты так ничего и не понял!» или «а на самом деле...»). Вроде бы в «Снаффе» Пелевин попытался наконец-то (за 20 лет суперуспешной писательской карьеры) написать настоящий роман — и у него получилось. Тут он опять начинает глумиться над литературой, критиками, читателями, героями, социальными ритуалами, да и просто над людьми — и получается всё, как почти всегда у него: на весь текст — несколько удачных шуток, несколько метких афоризмов, несколько довольно интересных мыслей, пара-тройка забавных наблюдений. И категорически нет связного текста... Осталось только задать простой вопрос: если никого и ничего нет, то кто же накропал 500 страниц этой тягомотины? Если первая часть была хотя бы смешной, здесь, кроме той самой пары забавных шуток, нет почти ничего. Собственно, из ничего и получилось то самое ничего.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ампир В считал лучшей книгой Пелевина, поэтому к продолжению приступал с большим интересом и предвкушением. Да мир и ряд действующих лиц остался теми же, но что-то изменилось. В лучшую или в худшую сторону? Сам затрудняюсь ответить и это, наверное, хорошо.

Ампир В, во-первых, поражал идеей, во-вторых качеством и количеством стеба. Всю книгу можно разобрать на цитаты. В то же время сюжет был достаточно прост и перекликался с ранними книгами.

В Бэтмане уже нет (как мне показалось) такого количества искрометного стеба, но тем не менее он остался в достаточном количестве и в хорошем качестве. Сюжет тоже остался вполне простым квестом, где ГГ постепенно открывается удивительная картина мира в ходе встреч с разными персонажами. Что же изменилось? Мне книга показалась более философски насыщенной. Осмысление Пелевиным буддистско-кастанедных идей считаю наиболее интересным (по сравнению с попытками других авторов) и последних книгах он берет новые высоты. А в этой книге еще и концепты Шопенгауэра присутствуют в большом количестве.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх