fantlab ru

Николай Гоголь «Шлецер, Миллер и Гердер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Шлецер, Миллер и Гердер

Статья, год

Входит в:

— сборник «Арабески», 1835 г.



Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 1
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 1
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 1
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8-10
1900 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Полное Собрание сочинений Н. В. Гоголя. Том 3. Арабески
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Том 8. Статьи
1952 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6: Статьи 1831—1847 гг.
1967 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1978 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 7
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 6
1986 г.
Арабески
1990 г.
Том седьмой. Юношеские опыты
1994 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Повести. Статьи из сборника
1999 г.
Нужно любить Россию
2008 г.
Арабески
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 23 томах. Том 3
2009 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Арабески. Драматическия сочинения
2012 г.
Арабески
2014 г.
Духовное завещание
2017 г.
Россия. Путь истины
2017 г.
Россия. Путь истины
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Le journal d’un fou
2008 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всего четыре страницы текста и четыре абзаца.

Современному читателю имена историков, вынесенные в заглавие статьи Гоголя, не говорят ничего. Но для Гоголя они имели немалое значение.

Гоголь в 1833–1834 годах собирался написать – видимо, сильно переоценивая свои возможности – многотомную всеобщую историю (наряду с историей Средних веков и историей Малороссии).

Следует учитывать. что, в понимании Гоголя, всеобщая история «не есть собрание частных историй всех народов и государств без общей связи, без общего плана, без общей цели, куча происшествий без порядка.. Предмет ее велик: она должна обнять вдруг и в полной картине все человечество, каким образом оно из своего первоначального, бедного младенчества развивалось, разнообразно совершенствовалось и наконец достигло нынешней эпохи. Показать весь этот великий процесс… вот цель всеобщей истории!» (из статьи «О преподавании всеобщей истории»). И такой-то всеобщей истории «в настоящем виде ее, до сих пор, к сожалению, не только на Руси, но даже и в Европе, нет» (из письма к Пушкину).

Естественно, одним из основных вопросов при этом был вопрос о том, на каких принципах должно строиться исследование и в каких формах должно вестись изложение в столь новом, обширном и сложном научном труде.

И именно с этой точки зрения Гоголь рассматривает и сравнивает Шлецера, Миллера и Гердера – этих «великих зодчих всеобщей истории». (Впрочем, Белинский в своей статье 1835 года «О русской повести и повестях г. Гоголя», в основном высоко оценивая творчество Гоголя, по поводу данного очерка замечает: «Неужели сравнение Шлецера, Миллера и Гердера, ни в каком случае не идущих в сравнение, тоже ученость?»)

Каждый из указанных авторов, по мнению Гоголя, обладал какими-то отдельными качествами историка, необходимыми для достижения конечной цели – написания полной всеобщей истории. Видимо, при этом Гоголь – более или менее осознанно – исподволь как бы примеряет эти требования к себе.

Заключение, которое он делает в последнем абзаце статьи, заставляет вспомнить о словах персонажа одного из его произведений – Агафьи Тихоновны из пьесы «Женитьба»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…». Сближение не случайно, т. к. статья Гоголя написана в 1834 году – «внутри» периода его работы (1833–1835 годы) над «Женитьбой».

И действительно, предлагаемый Гоголем «рецепт» таков: глубокость результатов Гердера + быстрый, огненный взгляд Шлецера + изыскательная, расторопная мудрость Миллера + высокое драматическое искусство Шиллера + занимательность рассказа Вальтера Скотта + умение Шекспира изображать характеры – «и тогда бы, мне кажется, составился такой историк, какого требует всеобщая история». Самое примечательное в этом – соединение собственно научного подхода, с одной стороны, и художественного взгляда на предмет с позиций искусства – с другой

Не удивительно, что за прошедшие почти два столетия такого историка так и не появилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх