FantLab ru

Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
1495
Моя оценка:
-

подробнее

Аэлита

Другие названия: Аэлита (Закат Марса)

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 172
Аннотация:

Наши соотечественники в начале XX века организуют экспедицию на Марс и находят там цивилизацию, которую образовали выходцы с погибшей Атлантиды. Аэлита, дочь главы Марса, влюбляется в землянина — инженера Лося.

Примечание:

Впервые с подзаголовком «Закат Марса» напечатан в журнале «Красная новь», 1922, № 6, 1923, № № 1, 2. Первое отдельное издание: «Аэлита (Закат Марса)», роман, ГИЗ, М. — Петрог., 1923.

Отрывок «Аэлиты» был экранизирован в 1981 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир. Выпуск 4».

Входит в:

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.

— антологию «Русская советская проза», 1977 г.

— антологию «Noi della galassia», 1982 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 142

Активный словарный запас: средний (2870 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Аэлита» 1924, СССР, реж: Яков Протазанов

«Аэлита» / «Aelita» 1980, Венгрия, реж: Андраш Райнаи



Похожие произведения:

 

 


Аэлита
1923 г.
Собрание сочинений в 15-ти тт. Т. VII. Аэлита
1928 г.
Собрание сочинений Т. VII. Аэлита
1929 г.
Аэлита
1937 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1948 г.
Аэлита
1955 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1956 г.
Повести и рассказы
1957 г.
Аэлита
1958 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1958 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
1958 г.
 Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
1959 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1961 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1962 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1964 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1972 г.
Аэлита
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Аэлита. Гадюка. Рассказы Ивана Сударева
1976 г.
Русская советская проза
1977 г.
Аэлита
1977 г.
Аэлита
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина.
1977 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1977 г.
Аэлита
1978 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1978 г.
Аэлита. Союз пяти
1981 г.
Аэлита
1982 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1982 г.
Аэлита
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Союз пяти. Бунт машин
1983 г.
Волшебная дуга
1983 г.
Волшебная дуга
1983 г.
Аэлита. Повести и рассказы
1984 г.
Аэлита
1985 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1985 г.
Аэлита
1986 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1986 г.
Аэлита
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Алексей Толстой. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1995 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1998 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1999 г.
Черный алмаз
2000 г.
В мире фантастики
2000 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2002 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Аэлита. Повести и рассказы (1916 – 1922)
2002 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2004 г.
Избранные сочинения: В 3 тт: Т. 1
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Аэлита
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2009 г.
Аэлита
2011 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Аэлита
2013 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2014 г.
Аэлита
2015 г.
Аэлита
2015 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2016 г.
Аэлита
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Блистающие миры
2017 г.
Аэлита
2018 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.

Аудиокниги:

Аэлита
2005 г.
Аэлита
2005 г.
Аэлита
2006 г.
Аэлита
2008 г.
Аэлита
2008 г.
Аэлита
2009 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Аэлита
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Aelita
1924 г.
(немецкий)
Aelita
1924 г.
(сербский)
El soviet en Marte
1926 г.
(испанский)
Аелита
1949 г.
(сербский)
Aelita
1958 г.
(словацкий)
Insener Garini hüperboloid. Aeliita
1958 г.
(эстонский)
Aelita
1959 г.
(сербский)
Inženiera Garina hiperboloīds. Aelita
1959 г.
(латышский)
La expedición a Marte
1977 г.
(испанский)
Noi della galassia
1982 г.
(итальянский)
Аеліта. Гіперболоїд інженера Гаріна
1984 г.
(украинский)
Аелита
1986 г.
(болгарский)
Aelita
1991 г.
(английский)
Aelita
2000 г.
(эсперанто)
Aelita. La reina de Marte
2006 г.
(испанский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Aélita
2009 г.
(французский)
Aelita
2010 г.
(испанский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2018 г.

«Аэлита» написана в соответствии с ожиданиями современных ей читателей. Марс выглядит именно так, как он должен был выглядеть в 1922-1923. Красная пустыня, каналы, поля кактусов, оранжевые оттенки растений и животных. Очень древний мир, успевший одряхлеть, так и не создав самостоятельно технологической цивилизации. Технологии — удел динамичных землян.

Атлантида – тема в 1920е годы даже более модная, чем Марс. И она изложена в соответствии с ожиданиями. Атланты прошли долгий путь и в самом конце создали высокотехнологичную цивилизацию. Развитие технологий сопровождалось моральной деградацией, и это, видимо, способствовало катастрофе. Как обычно.

Революция в 1922 намного актуальнее и Марса, и Атлантиды. Начиная с 1890х и до конца 1920х, а в нашей литературе до конца 1930х, это одна из основных тем литературы. Это естественно. Либерально-буржуазный мир переживал в эти десятилетия острый кризис, из которого так и не вернулся к прежним формам. Фантасты устраивали пролетарские революции в прошлом и будущем, на Марсе, в Атлантиде, в подземном мире, в открытом космосе, везде. Марсианская революция Толстого проходит по обычному для литературы тех лет сценарию с учётом личных впечатлений автора. Он писал «Аэлиту» в Берлине, но уже с твёрдым намерением вернуться в Россию. Хотя бы в Советскую, раз нет другой. Право на возвращение надо было заработать. И, тем не менее, в «Аэлите» проскальзывает отношение автора и к революциям, и к профессиональным революционерам.

Несмотря на штампы своего времени, «Аэлиту» читают до сих пор. Когда-то я читал другой роман о революции на Марсе, написанный известным писателем той же эпохи. Хоть убей, не могу вспомнить ни автора, ни названия, ни сюжета. «Аэлиту» трудно забыть. В том, что касается стиля, языка, сюжета она значительно уступает большинству книг Толстого, но явно попадает в категорию настоящей литературы. Главные герои люди не слишком привлекательные, но живые. И как ни запоминаются картины умирающего Марса, ещё лучше запечатлеется образ полумёртвого постреволюционного Петрограда.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2018 г.

Читала сначала в детстве,но прочитав уже лет через двадцать ощутила пересечение с романом Булгакова «Собачье сердце»,если есть желание хоть немного понять (простить)первые революционные годы,то обе книги прекрасно с этим справляются.Дыхание холодного Петрограда,Москвы,первых лет Революции ,когда все верили в невозможное и фантастическое.«Что все горы по плечу!«В том числе и марсианские.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2018 г.

Помниться, кто-то из моих сверстников был не в восторге от данного произведения еще в детстве золотом, один только полет на Марс вызывал у него реакцию, что нынче называют «рука-лицо» (в пример «правильного» полета он к слову приводил совсем не любимую мною «Страну багровых туч», но ту как говориться, на вкус и цвет).

Меня же данное произведение в свое время как-то миновала. Теперь же, по прошествии множества лет, ничего не могу высказать в защиту данной книги. «Аэлита», как и «Гиперболоид» — эдакое «фантастическое бульварное чтиво» отечественного разлива с кучей штампов и стилистических решений своей эпохи. Но если в «Гиперболоиде» хотя бы антигерой был интересен, то здесь моему глазу буквально не за что зацепиться. Два заглавных героя весьма скучны, автор даже не потрудился им запоминающиеся фамилии соорудить. От идеологии, что через их действия пытается донести до нас автор, я как обычно далек на пару парсеков. Ну не то чтобы далек, просто как я неоднократно говорил в отзыве на книги тог же Беляева, мне в принципе претит, когда писатель начинает мешать творчество и политику. Да, время такое было, но якак-то привык оценить произведения более-менее отстранено, не апеллируя к личности автор и условиям , в которых он творил.

Марс же по Толстому я могу назвать лишь одним словом — мешанина. Все смешалось в доме барсумском: атланты, принцессы, гигантские пауки... Типичный образчик, простите мой буржуйский, «Палп фикшн», того самого «бульварного чтива».

Сложно сказать, прочти я эту книгу в детстве, испытывал бы к ней хоть какие-то теплые чувства. Наверное, все-таки нет. На мой взгляд, «Аэлита» — снова просто очередной кирпичик в здании отечественной фантастики, который не затерялся среди других лишь благодаря одиозной фигуре автора и тому факту, что у нас в то время подобного почти никто не писал. Но вот проверку временем и конкурентами отечественная марсианская принцесса никак не выдерживает.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2018 г.

Д.Картер работал среди «немногих» марсиан.

Лось и Гусев – среди «многих».

Результат одинаков – планета Марс «все также холодна» и безлюдна.

Может надо «пойти другим путем»: сначала «стирание граней между «многими» и «немногими» = постройка бесклассового общества (см. Коммунизм) на Земле, а там и до звезд рукой подать.

Фантастика?

P.S.

А пауки то не дремлют!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2018 г.

Впервые увидел этут книгу дома лет в 5, англоязычном издании с желтой обложной (1991 года выпуска), с тех пор не покидала идея ее прочитать. Как это часто бывает, книга вызывавшая большие ожидания их не оправдала.

Повествование в целом не плохое, но достаточно слабое,Много пропагандистких-революционных лозунгов. Вы скажите 23 год и только прошла революция, ну да. Хотя в то же время вышли «роковые яйца», «морфий», «мы».

Повествование в целом не плохое, но достаточно слабое. В середине произведение вообще каша, а ни социальной ни НФ даже по тем временам мало. Вы скажите что сейчас мы избалованы научной фантастикой, ну да. Хотя Жуль-Верн и Уэльс написали свои не стареющие произведения почти на 50 лет раньше и получилось это на моного лучше.

В общем и целом не плохо как образчик советской литературы начала 20 века, но более.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2017 г.

Да, да, это скорее сказ, чем фантастика. Но какой красивый и печальный сказ. Чувствуется «запах» времени великих потрясений. Граф чувствует свершения и неудачи, счастье и ужас. Обязательно читать.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2017 г.

Можно понять тех, кто критикует «Аэлиту», называя роман ненаучной фантастикой, обвиняя в слабом сюжете и низкой «научной правдоподобности.» Но есть одно «но». Алексей Толстой — не фантаст, он писал по канонам классической литературы, и, стало быть, к его фантастике нужно подходить, держа в уме эту аксиому. Да, так сложнее оценивать роман, но так становится понятней, что же хотел сказать автор.

«Аэлита» написана языком не фантастики, не экшна, а именно классики. И главное в этой книге — не события, не история Марса и атлантов-магацитлов, и даже не революция. В центре произведения — идея возможности (и даже необходимости) контакта между людьми, пусть даже их разделяют огромные расстояния, культура, происхождение. Любовь Лося и Аэлиты не рационализируется, она преподносится как данность, как судьба. К сожалению, природа человека (и марсианина) такова, что всегда найдутся недоброжелатели, которые лишь думают о личных амбициях, власти, сиюминутных выгодах, которые не желают находить точки соприкосновения с «чужаками» и идейными противниками. Что красноречиво показано на примере Тускуба и его приверженцев. В таком дискурсе революционные события на Марсе — тоже немаловажный смысловой аспект. Здесь автор даёт понять, что всегда на смену вековому, устоявшемуся приходит нечто новое. Это хорошо показано в историях, которые рассказала Аэлита.

Научные моменты, типа устройства космического корабля, полёта на Красную планету, возможности дышать на Марсе и т.д., можно смело выносить за скобки. Неслучайно сам автор не уделяет этому много внимания. Ибо, повторюсь, задача убедить в том, что в 1920-х годах можно полететь на Марс, не стояла. Кажется, «Аэлита» больше напоминает притчу, легенду, предание. Не случайно её печатали в издательстве «Детская литература».

Проколов у романа можно, при желании, найти предостаточно. Но нужно ли это делать, когда книга понравилась и такая, какая есть?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2017 г.

Ужасно разочарован. Скидка на время написания не простительна, посмотрите на «Красную Звезду» Богданова, что на десяток с небольшим старше.

Что именно разочаровало? Во-первых, это ненаучная фантастика за исключением пары строк. Популярные лженаучные мифы об Атлантиде, несуразно встроенные в книгу, наиболее худшая и неудачная часть книги. Прошлое и настоящее Марса, в опоре на этот миф, выглядит неполно, необъяснимо и не убеждает в своей правдоподобности. Эти же слова применимы к взаимотношению марсиан и землян. Упрекать за «коммунизм» не стоит из-за того что это лишь потенциально могло быть чем-то выделяющим книгу из мировой фантастики. Но если посмотреть детальней, то и революционная тематика пустышка, ничего интересного из себя не представляющая. Опять же блекло, скучно и непонятно, почему и каким образом все происходит, причинно-следственные связи искать бесполезно. Скидку на время сделал бы кто-то из хвалителей? А как же Уэллс, который еще до десятка революций первой четверти ХХ века в «Когда спящий проснется» описывал все те же вещи, но в десятки раз лучше?

Не встречал еще более переоцененной вещи. Дешевая спекуляция популярными тематиками ( к слову и сейчас не особо потерявшими популярность) — высадка на марс, мифы об атлантиде, наркомания, мировая революция, любовл к пришельцам. Это все в сочетании, причем малоумелом. Ни капельки собственной фантазии автора.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2017 г.

Это скорее видение, чем фантастический роман. Марс предстает перед нами древним и таинственным, «звездой печали», а ещё — местом, где каждый находит свою мечту. Обоим путешественникам нет места в постреволюционной России. Беспокойный Гусев, успевший побывать и махновцем, и буденновцем, просто не видит себя в мирной действительности НЭПа. Инженер Лось потерял любовь. Но Марс с обманчивой щедростью дарит им желанное. Аэлита споет Лосю песню уллы. Гусев с шестью гранатами ринется штурмовать солнечную Соацеру. И снова навязчивая грёза эпохи: умирающий, одурманенный хаврой мир взорвётся революцией.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2017 г.

Казалось бы, произведение вполне обычно для советской фантастики: земляне на другой планете, жестокое классовое общество инопланетян, злые правители хотят убить пришельцев, но храбрые земляне поднимают восстание против тиранов. Их много было, книг на такую тематику, но почти все они ныне забыты. А вот «Аэлита» вполне читается и сейчас, даже несмотря на совершенно наивную научно-техническую составляющую и не менее наивную идеологию.

Почему? Потому что Марс Толстого выглядит удивительно настоящим, со своей умирающей природой, причудливой флорой и фауной. Руины марсианских городов описаны так, что аж прямо-таки видишь их перед собой в трехмерном виде, ощущаешь странные запахи неземных камней, песка и пыли. Марсиане — отнюдь не непонятные чудаки, появившиеся непонятно откуда и живущие непонятно как (именно таковыми часто представляются инопланетяне в фантастике). У них есть самобытная культура и настоящая история, причем история весьма интригующая (судя по главе об Атлантиде, Толстой явно читал Рудольфа Штейнера или кого-то из теософов). Причем некий период истории от победы магацитлов и до прилета землян остался большим белым пятном, которое придает немалую таинственность и которое дает простор для догадок и читательского воображения.

(Собственно, почему люди Марса и Земли оказались одним биологическим видом?.. Я объяснил это для себя тем, что еще задолго до атлантов Марс заселили лемурийцы, о которых атланты забыли точно так же, как мы забыли об атлантах)

С одной стороны — яркость и выразительность. С другой — таинственность и недосказанность! Вместе они делают книгу странной, почти фэнтезийной и почти мистической. Еще более странно видеть это рядом с раннесоветским антуражем. Пожалуй, это и есть главный секрет «Аэлиты».

А еще оканчивается книга отнюдь не торжественно и счастливо, как большинство книг о космических революциях. Марсианская цивилизация и так умирала — а гражданская война лишь добила её. И не вышло бы никакой советской марсианской республики: спустя несколько поколений немногие уцелевшие марсиане снова превратятся в пастухов и пожирателей пауков. Для героев конец тоже печален.

P.S. И, умоляю вас, не смотрите экранизацию 1924-го года!.. Чтобы так изуродовать сюжет — нужно очень постараться.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2017 г.

Ужасно разочарована! Это не фантастика — ни твердая, ни гуманитарна. Реализм в чистом виде. Все то, о чем идет речь, происходит попеременно в разных уголках планеты не одно столетие. Только между делом, как бы невзначай, читателю напоминают, что дело происходит не совсем на Земле. В целом, ничего не имею против, но рассчитывала на фантастику, тем более что на ту же тему, которая развивается в этой книге, у того же Алексея Толстого есть более яркие и глубокие произведения.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2017 г.

В те времена, головы у людей были забиты революцией. Революция то, революция сё...

Хлебом не корми, дай революцию устроить!

Капиталисты, социалисты, экспроприаторы, агитаторы, Маркс, переписка Энгельса с Каутским и Ленин всегда молодой!

Каждому марсианину по марсианке и т.д.

Всё отобрать — и поделить!

Так же, мне лично чем-то напомнило Роберта Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка».

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2016 г.

Ну просто жесть.

Продираться через строчки и абзацы романа — сплошное мучение. Всё настолько нудно, что я готов был даже Аншлаг смотреть, лишь бы отвлечься. Роман очень похож по духу на Джона Картера Берроуза — настолько же скучен, настолько же наивен, настолько же беспощаден, настолько же устарел, в конце концов. Да и с сюжетом беда. Революция на Марсе? Лолшто?

Что понравилось — начало — знакомство с героями, знакомство с аппаратом, сам полёт, наконец. Понравилась идея, кто такие марсиане вообще.

В целом же вышла практически копирка Джона Картера, с учетом советского менталитета, идей того времени. Разочарован целиком и полностью, от дальнейшего знакомства с автором откажусь, пожалуй.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2016 г.

Неплохая советская космоопера, хоть и имеющая революционно-социалистическую составляющую, но — ненавязчивую (единственным недо-буржуем можно считать журналиста Скайльса). Космооперой можно считать условно, с поправкой на то, что автор отнюдь не отказался от элементов твердой НФ, особенно, в части описания конструкции яйца, да и полета/спуска на Марс. Прочие космоперные элементы присутствуют — тут и Лось с Гусевым, в качестве эпических магацитлов; и иключительно условная схема организации экспедиции; и невероятные (для того времени) атомные технологии марсиан; и экзотический колорит; и непременная красавица Аэлита...

Инженер Лось и демобилизованный красноармеец Гусев летят на Марс на «построенном на средства республики» (пропаганда!) яйце, представляющем собой твердотопливную ракету, работающую на вымышленном сверхмощном топливе — порошкообразном ультралиддите. Технически, для своего времени, описано грамотно — многослойный стальной корпус; металлический парашютный тормоз (аналог реально применяющихся на марсианских спускаемых аппаратах тормозных экранов и вообще полная копия советского тормозного экрана на Марсе-5НМ); двойной спиральный буфер для окончательного смягчения посадки (аналог пенопластового слоя на посадочных «Марсе-3 и -6» садившихся по аналогичной схеме); перископы для наблюдения за окружающим пространством; система жизнеобеспечения; ну и сам реактивный/ракетный двигатель — множество высверленных в одной металлической плите камер сгорания, с системами подачи ультралиддита и воспаменением от общего магнето (автомобили тех лет детектед). Даже проблема использования чрезвычайно бризантного взрывчатого вещества решена хоть и фантастически, но и технически — пропусканием порошка через магнитное поле, что якобы обеспечивает соосность конуса куммулятивного взрыва ультралиддита с осью камеры сгорания. Все — весьма гут. Фантастика только в невероятной взрывчатке и, соответственно, невероятно компактных размерах снаряда, исчисляемых метрами; с совершенно гигантской полетной скоростью (вплоть до скорости света — нехило!?).

Этот чрезвычайно технологичный и адекватный аппарат помещается автором в совершенно нереальные условия — он построен силами нескольких человек, в каком-то сарае, а спутника себе инженер Лось ищет посредством расклейки на заборах бумажных объявлений. Это все чистая условность; такое впечатление, что автор, вознамерившись писать НФ, перескакивает на космооперу, и таковые перескоки будут происходить регулярно на протяжении сюжета.

Далее — летят в рамках твердой НФ; вид Марса перед посадкой вообще такой, как будто Толстой берет карту Марса Ловелла и с нее этот вид переписывает (это вот скорее всего так и было!).

Марс тоже типично ловеловский — он пустынен, сух, с низким атмосферным давлением (темно-синее небо, как на стратостате!), редкими кактусами (часто нельзя — скажется на отражательной способности местности и будет заметно в телескоп!), пересохшими каналами.

После встречи путешественников с марсианами начинается, собственно, космоопера. Тут диктатор Марса Тускуб, тут история Атлантиды, через призму её основателей-магацитлов; и любовная линия Лось — Аэлита (и даже Гусев — Иха, хотя это более сомнительно); и народное восстание (с поправкой на то, что роман советский, стало быть, это не бунт, а революция); и рефлексирующий народный предводитель Гор; и подавление революции, невзирая на то, что мощный магацитл-Гусев расшвыривал худосочных марсиан, как кегли (космоопера!).

Отдельно хочется заострить внимание вот на каком моменте.

Советский автор осмелился отобразить на страницах советского романа т.называемую хао, что есть на человеческом языке любовь, в том числе и как сексуальный акт (то есть — не любовь к партии).

Хотелось бы вспомнить, что, например, в «Туманности Андромеды» (которая хороша по другим параметрам) остающиеся наедине симпатизирующие друг другу мужчина и женщина всю ночь обсуждают какую-то хрень, тогда как Лось и Аэлита занимаются этим самым хао, причем, без всякой порнухи. Вот за этот уместный и не скабрезный момент я даю автору дополнительные плюсы. Сисьге видеть в фантастике мне не хочется, однако и изображение взрослых людей в образах малолетних дебилов мне также не нравится.

Заканчивается роман своеобразно. Хэппи энда, как такового, нет. «Где ты, где ты, сын неба» взывает Аэлита к Лосю по радио — что показывает, что Тускуб Аэлиту недотравил. А Лосю при этом — не позавидуешь.

Оценка — 8. Читать стоит; сюжет запоминается; герои интересны и индивидуальны; приключения — эпичны.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2016 г.

Добавлю одно небольшое замечание к этой замечательной повести: помимо всего прочего она содержит одно из первых описаний истории будущего марсиан (землян-атлантов), начиная с их жизни в Атлантиде. Более того, судя по всему это первая история далекого будущего в русской НФ и вторая по хронологии в истории жанра (первая — Камиль фламмарион «Гибель мира»).

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх