FantLab ru

Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Голосов:
1637
Моя оценка:
-

подробнее

Аэлита

Другие названия: Аэлита (Закат Марса)

Роман, год; цикл «Аэлита»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 187
Аннотация:

Наши соотечественники в начале XX века организуют экспедицию на Марс и находят там цивилизацию, которую образовали выходцы с погибшей Атлантиды. Аэлита, дочь главы Марса, влюбляется в землянина — инженера Лося.

Примечание:

Впервые с подзаголовком «Закат Марса» напечатан в журнале «Красная новь», 1922, № 6, 1923, № № 1, 2.

Издание Ладыжникова есть в «Книжной летописи» берлинского журнала «Новая русская книга» № 3-4 (вышел в марте 1923), а также в списке поступивших в редакцию журнала «Современные записки» (Париж) в мартовском номере.

Апрельский номер журнала «Печать и революция» сообщает, что госиздатовская «Аэлита» готовится к изданию, на складе она числится в каталоге Госиздата за июнь-декабрь 1923 (отсутствует в предыдущем выпуске).

Отрывок «Аэлиты» был экранизирован в 1981 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир. Выпуск 4».


Входит в:

— антологию «Русская советская проза», 1977 г.

— антологию «Noi della galassia», 1982 г.

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 142

Активный словарный запас: средний (2870 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Аэлита» 1924, СССР, реж: Яков Протазанов

«Аэлита» / «Aelita» 1980, Венгрия, реж: Андраш Райнаи



Похожие произведения:

 

 


Аэлита
1923 г.
Аэлита (Закат Марса)
1923 г.
Аэлита
1927 г.
Собрание сочинений в 15-ти тт. Т. VII. Аэлита
1928 г.
Собрание сочинений Т. VII. Аэлита
1929 г.
Аэлита
1937 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1948 г.
Аэлита
1955 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1956 г.
Повести и рассказы
1957 г.
Аэлита
1958 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1958 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
1958 г.
 Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
1959 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1959 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1961 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1962 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1964 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1972 г.
Аэлита
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Аэлита. Гадюка. Рассказы Ивана Сударева
1976 г.
Голубые города
1976 г.
Русская советская проза
1977 г.
Аэлита
1977 г.
Аэлита
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина.
1977 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1977 г.
Аэлита
1978 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1978 г.
Аэлита. Союз пяти
1981 г.
Аэлита
1982 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1982 г.
Аэлита
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Союз пяти. Бунт машин
1983 г.
Волшебная дуга
1983 г.
Волшебная дуга
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1984 г.
Аэлита. Повести и рассказы
1984 г.
Аэлита
1985 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1985 г.
Аэлита
1986 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1986 г.
Аэлита
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Алексей Толстой. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1995 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1998 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1999 г.
Черный алмаз
2000 г.
В мире фантастики
2000 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2002 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Аэлита. Повести и рассказы (1916 – 1922)
2002 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2004 г.
Избранные сочинения: В 3 тт: Т. 1
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Аэлита
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2009 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Аэлита
2011 г.
Аэлита
2012 г.
Аэлита
2013 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2014 г.
Аэлита
2015 г.
Аэлита
2015 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2016 г.
Аэлита
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Блистающие миры
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Аэлита
2018 г.
Аэлита
2020 г.

Аудиокниги:

Аэлита
2005 г.
Аэлита
2005 г.
Аэлита
2006 г.
Аэлита
2008 г.
Аэлита
2008 г.
Аэлита
2009 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Аэлита
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Aelita
1924 г.
(немецкий)
Aelita
1924 г.
(сербский)
El soviet en Marte
1926 г.
(испанский)
Аелита
1949 г.
(сербский)
Aelita
1958 г.
(словацкий)
Insener Garini hüperboloid. Aeliita
1958 г.
(эстонский)
Aelita
1959 г.
(сербский)
Inženiera Garina hiperboloīds. Aelita
1959 г.
(латышский)
La expedición a Marte
1977 г.
(испанский)
Noi della galassia
1982 г.
(итальянский)
Аеліта. Гіперболоїд інженера Гаріна
1984 г.
(украинский)
Аелита
1986 г.
(болгарский)
Aelita
1991 г.
(английский)
Aelita
2000 г.
(эсперанто)
Aelita. La reina de Marte
2006 г.
(испанский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Aélita
2009 г.
(французский)
Aelita
2010 г.
(испанский)
Aelita
2019 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я брался читать без особых надежд. Ну, думал, сейчас будет про то, как наши с маузером наперевес спасают рабочий класс Марса; будет просто, плоско и с кучей лозунгов. Отчасти это было, но только отчасти. Поначалу всё действительно просто. Довольно простой язык, некоторая наивность. Постоянно вспоминался написанный раньше роман Уэллса «Первые люди на Луне», и, по сравнению с ним, начало «Аэлиты» казалось каким-то безатмосферным, наверное, из-за простого стиля изложения. Да и сами первые моменты пребывания героев на Марсе казались будничными, опять же из-за летучести описаний. И революционный пафос сквозил. Гусев представал плоским, как фанера воякой революции, который прилетел на Марс не «цветочки нюхать», а сделать Марс советским, красным, чтоб Европа от этого «взвилась» (ох уж это наше, хоть в обе ноги себе стреляй, но чтоб Западу от этого поплохело – оно и сейчас никуда не делось). И, конечно же, угнетаемые рабочие на Марсе находятся, и «бить буржуев» тут надо. Особенно умилила песня, с которой рабочие идут на верную смерть – жаль, что не «Интернационал». Это всё как-то столь предсказуемо (ибо примета времени) и так наивно, что от этого даже смешно. Впрочем, автор и сам время от времени вставляет забавные моменты, а над Гусевым, кажется, и вовсе потешается.

Ну и, конечно же, Марс Берроуза вспоминался – но тут скорее общие штампы. Например, принцесса. Попасть в другой мир и не втюхаться там в принцессу или жрицу было быть ножом по горлу развлекательному жанру. Да и герои должны быть героичными как Зевс, а значит, должны опрокидывать лодки марсиан одной левой.

Но это вот одна сторона, так как постепенно возникает мысль, что не всё так просто. Сначала меня зацепили слова о «мертвых семенах жизни», блуждающих по Вселенной. Это что – панспермия вместо материалистической теории эволюции? А впрочем, дальше всё слилось для меня с рассказами Аэлиты, от которых веяло… эзотерикой. Атлантида, тайные знания, ритуалы, волны древних народностей сменяющих друг друга во главе управления миром, даже философия их, уходящая за пределы материального – к энергии вечности и разума. И хотя во всём этом находились исторические параллели (и их интересно было находить; а иногда они были налицо – как в сыне пастуха, например, чувствовалось отголосок библейских историй, в бесстрашных кочевниках явственно угадывались татары, а в сыновьях Аама, ну, сами понимаете…) из истории настоящей, не оккультной, но чем не эзотерика? А плюсуя ко всему «семена жизни» и межзвездных странников из первой истории Аэлиты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(когда было еще не ясно, что они с Земли),
да все эти огромные руины чёрной расы, поющие книги атлантов, культы Чёрной Головы – так и вовсе повеяло чем-то а-ля Лавкрафт, пусть и без чудовищ, но ведь, в конце концов, с некоторым безумием и хаосом рушащегося мира. Безумием и хаосом готовыми повториться и на Марсе.

И герои. Сложность Лося обозначилась сразу – с его воспоминаний бессонной ночью, и там, перед запуском. Нет, этот не фанера ура-ревалюционера – отлетая на Марс, он чувствует себя беглецом, да так оно и есть, это для него бегство от самого себя; это человек с болью в душе. Да и на Марсе ему не до революций – и даже в его романтическом отношении к Аэлите есть какая-то глубина, что-то невысказанное. В нем чувствуется, что создан он рукой действительно большого писателя, а не творца штампованных ура-историй. И даже Гусев в какой-то момент приобретает глубину, когда выдаёт свои мысли о смерти и звездах; и с тех пор он превращается для меня из картонного революционера, которому лишь бы махать шашкой, в человека на самом деле уставшего от войны, а поджигающего «пожар революции», потому что на самом-то деле извоевался, что ничего другого делать в жизни и не умеет, только вот она, кровавая привычка в нём и засела, только в ней он чувствует себя хорошо… И с тех пор уже не смотрится на него как на дурака – жалко его становится. А его речь, до того смешная, вдруг становится для меня по-житейски простой и мудрой. А как вам его «чувство» к марсианке Ихошке – ведь забавно, но на самом деле, при живой-то жене – не очень-то святой образ революционера, примера пионерам. Так вот наши герои вдруг отваливаются от героических икон, от лоснящихся примеров для советской молодёжи.

И во всём этом есть что-то, чего я не ожидал. Ведь роман двадцатых годов, роман, казалось бы, о том, что наши люди полетели на Марс устраивать революцию – ура-ура! – в конце концов, оказывается даже с некоторой крамолой. Про героев я уже сказал. А как вам красная звезда Земли (красная!), которая светит тревожно, зловеще! Да и революция выходит какой-то бессмысленной,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кровавой, рассыпавшейся, приведшей к ещё большему уничтожению рабочего класса Марса, и как итог – к бегству. И как на этом фоне выглядит Гор, который готовил переворот медленно по-научному, а тут прилетели русские и обернули всё в кровавую кашу (кстати – привет, «Обитаемый остров»), бросили неподготовленных рабочих на верную смерть, а сами бежали потом…
Вот вам революция. И может быть не только с оглядкой на Марс. Не знаю, может я, конечно, всё это додумываю – но уж очень на всё похоже. Похоже на то, что не так уж и лоялен роман к революциям. И что-то не совсем для юношей в нём было, например, намёки на сексуальные оргии атлантов. Да и чувство Лося к Аэлите было прописано довольно глубоко. Но всё это мне нравилось – и его неоднозначность, и его довольно взрослая начинка; и глубина чувств и душевных пластов, пробивающаяся родником сквозь простоту иных описаний – во всём этом чувствовался большой автор, не надменный классик, а человек, умеющий в любой истории найти-таки ту истинную густоту жизни, которая приходиться человеку по сердцу. И, в конце концов, и Марс стал мне в какой-то момент симпатичен – с его диковинными, но западающими в память названиями, с его пустыми каналами, городами – заброшенными и живыми – с его диковинной техникой, с лабиринтами и даже чудовищами (пауками) роящимися в недрах. И всё это при, как мне показалось, не очень-то атмосферном повествовании. Да и моменты боев и столкновений, показаны очень ярко и динамично – даже неожиданно для романа начала двадцатого века.

Однако, беда в том, что для меня, всего этого хорошего было как-то поровну с той наивностью, пафосом и т.д. Вот по ощущениям так было. А, возможно, иначе и нельзя – возможно иначе даже было опасно; но мне жалко, что он не весь состоял из того, что хвалилось мной выше. Оттого и оценка моя такая – как среднее по палате моих ощущений.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одной из главнейших черт выдающихся литературных произведений, и это ни для кого не секрет, является многомерность заложенной в них информации. Внешняя составляющая — захватывающая, простая и понятная — легко воспринимается и в совсем юном возрасте, а более глубокий «закодированный» смысл становится виден уже гораздо позже. Такова и «Аэлита» Толстого. Удивительно то, что первые же опыты писателя-реалиста в жанре научной фантастики (вместе с «Гиперболоидом инженера Гарина»), написанные в качестве литературного эксперимента, как говорится, «по приколу» («Без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе — враль, вот в чем дело!»), стали настоящей классикой и целой вехой в истории ее становления! И когда читаешь «Аэлиту», понимаешь что написана она настоящим мастером. Уж сколько всего было сказано об этом произведении... Здесь есть и религия, и философия, и даже эзотерика! Есть и тончайший психологизм, ведь история инженера Лося — это история одиночества и потери, история мужества и верности своему делу, история любви и несломленной надежды...

В «Аэлите» простота изложения и житейский юмор соседствуют с благородной возвышенностью и жизненной мудростью, изысканный слог — с ругательствами и просторечиями, легендарная Атлантида — с советской Россией ... И даже революционный посыл произведения — совершенно особенный! Здесь нет конкретной точки зрения автора на то, правильно это или нет. Где-то Толстой практически открыто высмеивает и «стебет» прямолинейную дерзость и пылкость своего второго персонажа — Гусева, а где-то — заставляет проникнуться к нему сочувствием и уважением («Что же я могу... Вот — кровь свою пролил. Задавили. Мстислав Сергеевич, ну ведь сукин же я сын, — не могу я этого видеть... Зубами мучителей разорву...»). Здесь революция — это скорее законное право на жизнь, вечная борьба за нее. Почему-то не раз вспоминал «Звездные Войны» с их повстанцами и Империей, «Три толстяка» с мятежником Просперо, «Королевство кривых зеркал» с зеркальщиком Гурдом...

Надо сказать, что экшн-сцены для того времени написаны более чем кинематографично! Роман полон страстного, непобедимого жизнелюбия... А что касается романтической линии — это настоящая «визитная карточка» произведения, позволяющая ему не терять своей прелести спустя почти столетие, и оставаться одной из самых ярких «love story» в мировой фантастике!

Удивительный голос Аэлиты... Не он ли звучит внутри каждого человека, узнавшего любовь и потерю? Не он ли заставляет нас жить, творить и верить в чудеса?

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В конце XIX и начале ХХ веков взоры фантастов были устремлены на Марс. У Герберта Уэллса с красной планеты прилетали враждебные захватчики, у Эдгара Райса Берроуза уже землянин оказывался на Марсе и много там «приключался», а у Алексея Толстого наши соотечественники на Марсе действовали совсем иначе. И ведь это те работы, которые до сих пор на слуху, которые до сих пор переиздаются! Представьте, сколько еще рассказов и повестей не прошло проверку временем и осталось за пределами внимания современного читателя…

Алексей Толстой сделал два варианта своей «Аэлиты»: полноценный философский роман (1923 г.) и его облегченная версия с урезанной романтической и философской составляющими (1937 г.). Чаще всего на полках нынешних книжных магазинов можно найти именно второй вариант произведения.

Это история о двух советских гражданах, отправившихся на Марс и встретивших там разумную жизнь. Инженер Мстислав Лось и бывший красноармеец Алексей Гусев обнаруживают, что красная планета обитаема, более того, местный политический строй нуждается в корректировке. В итоге у главных героев появляются основные цели: для одного — это помощь марсианской революции, для второго — помимо революции еще и любовь к марсианке Аэлите.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Увы, обе цели терпят поражение, и земляне возвращаются домой.

«Аэлита» будоражит воображение до сих пор, пусть и не так, как раньше. Здесь персонажи пытаются устроить революцию, романтическая линия занимает едва ли не центральное место, а сам Марс выглядит гораздо страннее и причудливее, чем он есть на самом деле. Но больше всего удивляет то, насколько сильно повлиял Толстой на современную российскую фантастику. Только взгляните на огромное количество книг в сериях типа «Наши там», которые скроены примерно по той же схеме, что и «Аэлита» (справедливости ради замечу, что книг, следующих концепции «Принцессы Марса» Берроуза в тех же сериях не меньше, а даже больше, но об этом как-нибудь потом)! Однако большинству этих книг не хватает глубины Толстого, да и романтика там совсем не такая возвышенная, а скорее какая-то опошленная.

Классика отечественной фантастики, ознакомиться с которой стоит хотя бы из интереса к жанру в целом.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный взгляд на Марс

Я всегда любил читать фантастику. И вот недавно попался мне роман Алексея Толстого «Аэлита». Довольно-таки интересно читать о полете на Марс, который описан с точки зрения человека, что жил 100 лет назад. Здесь обязательно смотришь с позиции сегодняшних знаний о космических полетах. Поэтому некоторые аспекты выглядят даже комично.

Но это не делает произведение плохим. Сюжет круто закручен вокруг жителей Марса и их отношений. Ну и конечно проникаешься к Аэлите и ее отношении к Сынам Неба, коими являются пришельцы с Земли.

Произведение стоит того, чтобы его прочитать. Советую.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которую читали, читают сейчас и будут читать после нас. С моей точки зрения, это самая лучшая рецензия для любой книги. Можно любить, это произведение, можно ненавидеть, можно выискивать недочёты, ошибки, но для всего этого роман надо вначале прочитать. А сам факт желания прочитать, возникающий у большого количества читателей и есть свидетельство значимости и актуальности произведения. А значит место ему на коллекционной полке.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Аэлита» написана в соответствии с ожиданиями современных ей читателей. Марс выглядит именно так, как он должен был выглядеть в 1922-1923. Красная пустыня, каналы, поля кактусов, оранжевые оттенки растений и животных. Очень древний мир, успевший одряхлеть, так и не создав самостоятельно технологической цивилизации. Технологии — удел динамичных землян.

Атлантида – тема в 1920е годы даже более модная, чем Марс. И она изложена в соответствии с ожиданиями. Атланты прошли долгий путь и в самом конце создали высокотехнологичную цивилизацию. Развитие технологий сопровождалось моральной деградацией, и это, видимо, способствовало катастрофе. Как обычно.

Революция в 1922 намного актуальнее и Марса, и Атлантиды. Начиная с 1890х и до конца 1920х, а в нашей литературе до конца 1930х, это одна из основных тем литературы. Это естественно. Либерально-буржуазный мир переживал в эти десятилетия острый кризис, из которого так и не вернулся к прежним формам. Фантасты устраивали пролетарские революции в прошлом и будущем, на Марсе, в Атлантиде, в подземном мире, в открытом космосе, везде. Марсианская революция Толстого проходит по обычному для литературы тех лет сценарию с учётом личных впечатлений автора. Он писал «Аэлиту» в Берлине, но уже с твёрдым намерением вернуться в Россию. Хотя бы в Советскую, раз нет другой. Право на возвращение надо было заработать. И, тем не менее, в «Аэлите» проскальзывает отношение автора и к революциям, и к профессиональным революционерам.

Несмотря на штампы своего времени, «Аэлиту» читают до сих пор. Когда-то я читал другой роман о революции на Марсе, написанный известным писателем той же эпохи. Хоть убей, не могу вспомнить ни автора, ни названия, ни сюжета. «Аэлиту» трудно забыть. В том, что касается стиля, языка, сюжета она значительно уступает большинству книг Толстого, но явно попадает в категорию настоящей литературы. Главные герои люди не слишком привлекательные, но живые. И как ни запоминаются картины умирающего Марса, ещё лучше запечатлеется образ полумёртвого постреволюционного Петрограда.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала сначала в детстве,но прочитав уже лет через двадцать ощутила пересечение с романом Булгакова «Собачье сердце»,если есть желание хоть немного понять (простить)первые революционные годы,то обе книги прекрасно с этим справляются.Дыхание холодного Петрограда,Москвы,первых лет Революции ,когда все верили в невозможное и фантастическое.«Что все горы по плечу!«В том числе и марсианские.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помниться, кто-то из моих сверстников был не в восторге от данного произведения еще в детстве золотом, один только полет на Марс вызывал у него реакцию, что нынче называют «рука-лицо» (в пример «правильного» полета он к слову приводил совсем не любимую мною «Страну багровых туч», но ту как говориться, на вкус и цвет).

Меня же данное произведение в свое время как-то миновала. Теперь же, по прошествии множества лет, ничего не могу высказать в защиту данной книги. «Аэлита», как и «Гиперболоид» — эдакое «фантастическое бульварное чтиво» отечественного разлива с кучей штампов и стилистических решений своей эпохи. Но если в «Гиперболоиде» хотя бы антигерой был интересен, то здесь моему глазу буквально не за что зацепиться. Два заглавных героя весьма скучны, автор даже не потрудился им запоминающиеся фамилии соорудить. От идеологии, что через их действия пытается донести до нас автор, я как обычно далек на пару парсеков. Ну не то чтобы далек, просто как я неоднократно говорил в отзыве на книги тог же Беляева, мне в принципе претит, когда писатель начинает мешать творчество и политику. Да, время такое было, но якак-то привык оценить произведения более-менее отстранено, не апеллируя к личности автор и условиям , в которых он творил.

Марс же по Толстому я могу назвать лишь одним словом — мешанина. Все смешалось в доме барсумском: атланты, принцессы, гигантские пауки... Типичный образчик, простите мой буржуйский, «Палп фикшн», того самого «бульварного чтива».

Сложно сказать, прочти я эту книгу в детстве, испытывал бы к ней хоть какие-то теплые чувства. Наверное, все-таки нет. На мой взгляд, «Аэлита» — снова просто очередной кирпичик в здании отечественной фантастики, который не затерялся среди других лишь благодаря одиозной фигуре автора и тому факту, что у нас в то время подобного почти никто не писал. Но вот проверку временем и конкурентами отечественная марсианская принцесса никак не выдерживает.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые увидел этут книгу дома лет в 5, англоязычном издании с желтой обложной (1991 года выпуска), с тех пор не покидала идея ее прочитать. Как это часто бывает, книга вызывавшая большие ожидания их не оправдала.

Повествование в целом не плохое, но достаточно слабое,Много пропагандистких-революционных лозунгов. Вы скажите 23 год и только прошла революция, ну да. Хотя в то же время вышли «роковые яйца», «морфий», «мы».

Повествование в целом не плохое, но достаточно слабое. В середине произведение вообще каша, а ни социальной ни НФ даже по тем временам мало. Вы скажите что сейчас мы избалованы научной фантастикой, ну да. Хотя Жуль-Верн и Уэльс написали свои не стареющие произведения почти на 50 лет раньше и получилось это на моного лучше.

В общем и целом не плохо как образчик советской литературы начала 20 века, но более.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, да, это скорее сказ, чем фантастика. Но какой красивый и печальный сказ. Чувствуется «запах» времени великих потрясений. Граф чувствует свершения и неудачи, счастье и ужас. Обязательно читать.

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно понять тех, кто критикует «Аэлиту», называя роман ненаучной фантастикой, обвиняя в слабом сюжете и низкой «научной правдоподобности.» Но есть одно «но». Алексей Толстой — не фантаст, он писал по канонам классической литературы, и, стало быть, к его фантастике нужно подходить, держа в уме эту аксиому. Да, так сложнее оценивать роман, но так становится понятней, что же хотел сказать автор.

«Аэлита» написана языком не фантастики, не экшна, а именно классики. И главное в этой книге — не события, не история Марса и атлантов-магацитлов, и даже не революция. В центре произведения — идея возможности (и даже необходимости) контакта между людьми, пусть даже их разделяют огромные расстояния, культура, происхождение. Любовь Лося и Аэлиты не рационализируется, она преподносится как данность, как судьба. К сожалению, природа человека (и марсианина) такова, что всегда найдутся недоброжелатели, которые лишь думают о личных амбициях, власти, сиюминутных выгодах, которые не желают находить точки соприкосновения с «чужаками» и идейными противниками. Что красноречиво показано на примере Тускуба и его приверженцев. В таком дискурсе революционные события на Марсе — тоже немаловажный смысловой аспект. Здесь автор даёт понять, что всегда на смену вековому, устоявшемуся приходит нечто новое. Это хорошо показано в историях, которые рассказала Аэлита.

Научные моменты, типа устройства космического корабля, полёта на Красную планету, возможности дышать на Марсе и т.д., можно смело выносить за скобки. Неслучайно сам автор не уделяет этому много внимания. Ибо, повторюсь, задача убедить в том, что в 1920-х годах можно полететь на Марс, не стояла. Кажется, «Аэлита» больше напоминает притчу, легенду, предание. Не случайно её печатали в издательстве «Детская литература».

Проколов у романа можно, при желании, найти предостаточно. Но нужно ли это делать, когда книга понравилась и такая, какая есть?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасно разочарован. Скидка на время написания не простительна, посмотрите на «Красную Звезду» Богданова, что на десяток с небольшим старше.

Что именно разочаровало? Во-первых, это ненаучная фантастика за исключением пары строк. Ненаучно-популярные мифы об Атлантиде, несуразно встроенные в книгу, наиболее худшая и неудачная часть книги. Прошлое и настоящее Марса, в опоре на этот миф, выглядит неполно, необъяснимо и не убеждает в своей правдоподобности. Эти же слова применимы к взаимотношению марсиан и землян. Упрекать за «коммунизм» не стоит из-за того что это лишь потенциально могло быть чем-то выделяющим книгу из мировой фантастики. Но если посмотреть детальней, то и революционная тематика пустышка, ничего интересного из себя не представляющая. Опять же блекло, скучно и непонятно, почему и каким образом все происходит, причинно-следственные связи искать бесполезно. Скидку на время сделал бы кто-то из хвалителей? А как же Уэллс, который еще до десятка революций первой четверти ХХ века в «Когда спящий проснется» описывал все те же вещи, но в десятки раз лучше?

Не встречал еще более переоцененной вещи. Дешевая спекуляция популярными тематиками ( к слову и сейчас не особо потерявшими популярность) — высадка на Марс, мифы об атлантиде, наркомания, мировая революция, любовь к пришельцам. Это все в сочетании, причем малоумелом. Ни капельки собственной фантазии автора.

Оценка: 1
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это скорее видение, чем фантастический роман. Марс предстает перед нами древним и таинственным, «звездой печали», а ещё — местом, где каждый находит свою мечту. Обоим путешественникам нет места в постреволюционной России. Беспокойный Гусев, успевший побывать и махновцем, и буденновцем, просто не видит себя в мирной действительности НЭПа. Инженер Лось потерял любовь. Но Марс с обманчивой щедростью дарит им желанное. Аэлита споет Лосю песню уллы. Гусев с шестью гранатами ринется штурмовать солнечную Соацеру. И снова навязчивая грёза эпохи: умирающий, одурманенный хаврой мир взорвётся революцией.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, произведение вполне обычно для советской фантастики: земляне на другой планете, жестокое классовое общество инопланетян, злые правители хотят убить пришельцев, но храбрые земляне поднимают восстание против тиранов. Их много было, книг на такую тематику, но почти все они ныне забыты. А вот «Аэлита» вполне читается и сейчас, даже несмотря на совершенно наивную научно-техническую составляющую и не менее наивную идеологию.

Почему? Потому что Марс Толстого выглядит удивительно настоящим, со своей умирающей природой, причудливой флорой и фауной. Руины марсианских городов описаны так, что аж прямо-таки видишь их перед собой в трехмерном виде, ощущаешь странные запахи неземных камней, песка и пыли. Марсиане — отнюдь не непонятные чудаки, появившиеся непонятно откуда и живущие непонятно как (именно таковыми часто представляются инопланетяне в фантастике). У них есть самобытная культура и настоящая история, причем история весьма интригующая (судя по главе об Атлантиде, Толстой явно читал Рудольфа Штейнера или кого-то из теософов). Причем некий период истории от победы магацитлов и до прилета землян остался большим белым пятном, которое придает немалую таинственность и которое дает простор для догадок и читательского воображения.

(Собственно, почему люди Марса и Земли оказались одним биологическим видом?.. Я объяснил это для себя тем, что еще задолго до атлантов Марс заселили лемурийцы, о которых атланты забыли точно так же, как мы забыли об атлантах)

С одной стороны — яркость и выразительность. С другой — таинственность и недосказанность! Вместе они делают книгу странной, почти фэнтезийной и почти мистической. Еще более странно видеть это рядом с раннесоветским антуражем. Пожалуй, это и есть главный секрет «Аэлиты».

А еще оканчивается книга отнюдь не торжественно и счастливо, как большинство книг о космических революциях. Марсианская цивилизация и так умирала — а гражданская война лишь добила её. И не вышло бы никакой советской марсианской республики: спустя несколько поколений немногие уцелевшие марсиане снова превратятся в пастухов и пожирателей пауков. Для героев конец тоже печален.

P.S. И, умоляю вас, не смотрите экранизацию 1924-го года!.. Чтобы так изуродовать сюжет — нужно очень постараться.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасно разочарована! Это не фантастика — ни твердая, ни гуманитарна. Реализм в чистом виде. Все то, о чем идет речь, происходит попеременно в разных уголках планеты не одно столетие. Только между делом, как бы невзначай, читателю напоминают, что дело происходит не совсем на Земле. В целом, ничего не имею против, но рассчитывала на фантастику, тем более что на ту же тему, которая развивается в этой книге, у того же Алексея Толстого есть более яркие и глубокие произведения.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх