fantlab ru

Алексей Николаевич Толстой «Похождения Невзорова, или Ибикус»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
243
Моя оценка:
-

подробнее

Похождения Невзорова, или Ибикус

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Обычный петербуржец Семен Иванович Невзоров служил в транспортной конторе. И нагадала ему случайная цыганка судьбу, полную приключений, славу и богатство. Приятели Семена Ивановича смеялись над этой историей. А зря — в России как раз наступало время революций и разнообразнейших событий.

Примечание:

Впервые первые три главы под заглавием «Ибикус» (повесть) напечатаны в журнале «Русский современник», 1924, № 2, 3, 4. Отрывок под названием «Повесть об одном обывателе» публиковался в «Заре Востока», 1924, 25 мая. Полностью впервые под заглавием «Похождения Невзорова, или Ибикус» повесть вышла отдельным изданием, ГИЗ, Л.-М., 1925.



В произведение входит:


8.58 (66)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 123

Активный словарный запас: очень высокий (3327 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Похождения графа Невзорова» 1982, СССР, реж: Александр Панкратов-Чёрный



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2024 г.

Издания:

Семь дней, в которые был ограблен мир
1926 г.
Ибикус и другие повести
1933 г.
Избранные рассказы и повести
1937 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1948 г.
Избранные произведения
1951 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
1958 г.
Повести
1970 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1972 г.
Повести и рассказы
1977 г.
Четыре века
1980 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1982 г.
Эмигранты
1982 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Повести. Романы
1986 г.
Повести. Романы
1986 г.
Окрылённые временем
1987 г.
Повести и рассказы
1987 г.
День Петра
1988 г.
Русская советская сатирическая повесть
1989 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус
1989 г.
Сатирическая повесть 20-х годов
1990 г.
Эмигранты. Похождения Невзорова, или Ибикус
1996 г.
Петр Первый (Книги вторая и третья). Похождение Невзорова, или Ибикус. Гадюка. Русский характер
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Избранное. Том 2. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы
2000 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус
2001 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы (1923 – 1924)
2002 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Эмигранты. Рассказы
2003 г.
Избранные сочинения в трех томах. Т. 2
2004 г.
Алексей Николаевич Толстой
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Граф Калиостро
2012 г.
Аэлита
2015 г.
Граф Калиостро
2017 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус
2020 г.
Аэлита
2020 г.

Аудиокниги:

Похождения Невзорова, или Ибикус
2004 г.
Похождение Невзорова, или Ибикус (аудиокнига MP3)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Dobrodružství Něvzorovova aneb mluvící lebka Ibikus
1959 г.
(чешский)
Le avventure di Nevzorov ovvero Ibico
1994 г.
(итальянский)
Ibycus
2005 г.
(французский)
Ibycus
2019 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эх, кабы не революция, быть бы Невзорову незаметным чиновником и грезить о великом, ничего для этого не сделав. Но вот, грянуло великое общественное потрясение, и крохотный жучок, оседлав случайный листик, отправляется в путь, подхваченный ветром перемен...

Книга Толстого — она как калейдоскоп: стихия красок и образов, переплетение случайностей, бушующий океан эмоций, в котором проглянет то одна яркая картинка, то другая, задержатся на секунду перед глазами, и вновь исчезнут в пучине. Каждая из таких картинок-сцен могла бы стать самостоятельным рассказом, но Толстой не останавливается на них, а связывает единой нитью повествования, чтобы дать нам представление об изменчивости и зыбкости жизни в те годы. Вот сегодня Невзоров — граф и прожигатель жизни в Москве; он нюхает кокаин, живёт богемной жизнью и ходит на авангардистские представления футуристов (привет Маяковскому). Потом бах! — картина меняется, и Невзоров уже греческий подданный в Одессе, работает на белогвардейскую контрразведку. Вчера он — харьковский помещик, на короткой ноге с крестьянами, а завтра глядь — уже бухгалтер у разбойничьего атамана. Дух захватывает, читая о его приключениях, и поневоле думаешь: да могло ли быть такое на самом деле? Не слишком ли ловко тихий чиновник выходит из разных переделок? Но затем подумаешь ещё немного и понимаешь — нет, не слишком, а в самый раз. Такие-то проныры, незаметные червячки, и остаются на пепелище государственного здания после глубоких потрясений.

И немного о бытовых зарисовках. Их множество, и на первый взгляд они лишние, но именно с их помощью и возникает эта картина всеобщего хаоса и полубреда, в котором существует главный герой. Вот у Невзорова спасается надменная аристократка, считающая ниже своего достоинства даже представиться своему избавителю. А вот на пароходе, увозящем эмигрантов, заседают члены монархического совета; не утихает политическая грызня, словно пароход — это та же Россия, Невзорову поручают убрать нелюдимого революционера, что-то не поделившего с большевиками... А вот на гетманскую Украину из советской России пробирается бывший коммерсант, такой же ловкач, как Невзоров, но уже несколько остепенившийся. Шедеврален его разговор с комиссаром на границе:

»-Мы гостили в Москве у тёти и возвращаемся.

- Я спрашиваю — это всё — это ваш багаж?

- Видите ли, пока мы гостили у тёти, — у нас родилось несколько детей...

- Я не знаю, кто вы такой, я обязан обыскать багаж.

- Кто я такой? Взгляните на меня, — господин стал совсем как ясное солнце, — хотите взглянуть, что я везу? — Он крикнул жене: — Соня, котик, принеси мой чемодан. Я не расстаюсь с этими реликвиями моей молодости: портреты Герцена, Бакунина и Кропоткина. Меня с малых лет готовили к революционной работе, но — появились дети, опустился. каюсь. Для ответственной работы не гожусь, но, как знать, в Республике каждый человек пригодится, верно я говорю? Кстати, я и не собираюсь бежать: устрою детей в Харькове и через недельку вернусь...»

Короче говоря: тут вам и Чичиков, тут вам и Бендер, тут вам и «Бег», тут вам и «Конармия». Читайте и наслаждайтесь! :smile:

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Класс!!! Прелесть этого текста не теряется ни при каких «переломных моментах истории», когда человек, способный выбраться из любых передряг особенно ценится и в литературе и в жизни.

Возникает ощущение, что текст раздерган на цитаты: при чтении эпизода перехода границы графом Невзоровым вспоминается бессмертный Остап Бендер; в эпизодах отплытия на пароходе из Одессы и при описании истории возникновения тараканьих бегов в Константинополе — Михаил Булгаков «Бег», атмосфера Константинополя полного эмигрантов — напоминает фильм «Касабланка», (снятый через 20 лет после написания повести).

Удивительно точно даже описание видов деятельности, которые становятся востребованы в любые периоды нестабильности. Но не смотря на это, чувствуется, что текст написан в середине 20-х, когда впечатление от Мировой войны, революции и эмиграции еще очень яркие, но уже несколько отстраненные, и могут вызывать улыбку.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Граф Симеон Иоанович Невзоров». В этой позолоченной визитке с монограммой и короной воплотились все мечты и чаяния Семена Невзорова.«Стою я ,понимаешь, в большом зале, а вокруг дамы — все сплошь аристократки. Любой мигни-сразу платье долой!«Мечты...В действительности же была скромная и скучная жизнь мелкого петербургского чиновника. Но неожиданная встреча с цыганкой на Невском,затем судьбоносный 1917,пуля в окошко-и вот выдуло Семена Ивановича из уютной квартирки , и понесло по горам и весям. Вот ведь кому война, а кому мать родна!Судьба манила и обманывала- то возносила его,то бросала обратно в грязь, и вдруг опять давала несметные богатства и радужные надежды.«Граф,ты гений!».Был он и украинским помещиком,и бухгалтером у батьки Ангела,валютчиком,спекулянтом,контрабандистом,сутенером в константинопольском борделе. Был он и русским ,и турком,и греком-Симоном Невзараки. Передвигаться приходилось и в мягком купе, с блестящим ночным горшком, ,и на крыше вагона,и на тачанке с лихой надписью» Х...догонишь!». В итоге — пароход с выброшенными «лишними«русскими и остатками белой армии,идущий в Константинополь. «Вот так — вчера рябчики с шампанским, а сегодня обезьяну жрем...«Но непотомляемы и вечны «невзоровы«! Отряхнувшись от грязи,выплюнув выбитые зубы, бросается он в очередную авантюру.«Эх яблочко,куды ты котисся..»

Роман прекрасен! Пройдоха,негодяй,мошенник Невзоров-понятен и симпатичен.А Толстого так и хочется поцеловать в пылающий череп,и сказать: «Граф,ты гений!».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть — замечательная! Она учит никогда не отчаиваться, какими бы сложными не были жизненные обстоятельства. Любителям творчества Гоголя она особенно понравится, так как практически везде (начиная с названия повести) чувствуется влияние великого классика.

Написана лёгким языком, невозможно оторваться! Текст очень ёмкий, практически без воды, что безусловно тоже плюс. Сюжет напоминает чем-то странствия Одиссея, Чичикова. Несомненно, в Остапе Бендере чувствуется влияние образа Невзорова. Как по мне, Невзоров будет покруче него, ведь смог он выкрутиться из самых разных передряг!

Достоинством повести также является освещение разных этапов развития революции, Гражданской войны и, позже, эмиграции. Правдоподобно передаёт дух эпохи.

Для меня это самая сильная работа Алексея Толстого. Не понимаю, почему большинство знает этого писателя только по романам «Хождение по мукам» и «Пётр Первый»...

Однозначно стоит вашего внимания.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитав повесть очередной раз, с удивлением обнаружил явную перекличку с великой поэмой Гоголя. В Невзорове с его внезапно проснувшейся страстью к авантюрам, к «приобретательству», даже в «портрете без портрета» — «не блондин, не шатен, а так — со второго двора Мещанской улицы» — удивительно много от Чичикова. А великолепный Ртищев, шумный, бесцеремонный, гуляка и карточный шулер, просто-таки списан с Ноздрева. Даже фамилия на это намекает — далеко ли на лице от «ноздри» до «ртища»?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

До этого с библиографией Алексея Николаевича Толстого, особо знаком не был, но эта вещь крайне понравилось, захотелось почитать что-нибудь ещё у этого автора. Приятный и лёгкий язык, большая динамика и интенсивность действия. Почти все персонажи очень фактурны, хотя, сам главный герой Невзоров, несколько блекнет на их фоне. Несмотря на то что Невзоров является жуликом, и вообщем то довольно трусливым и хитрым человеком, всё-таки какого то негатива он не вызывает, и в некоторых моментах ему даже очень сопереживаешь. Но вероятно повесть наиболее интересна отображением революции. Эта смесь хаоса, безумия и какой-то безудержной свободы, несмотря на всё, выглядит по своему притягательной. Невзоров считай что и не жил до революции, и вероятно, уже после неё, жить так активно и не будет. Захотелось почитать чего-нибудь похожего, как раз таки в плане показа революции.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная повесть про мелкого жулика, возомнившего себя крупным авантюристом. Единственный недостаток — написана неровно. Десятки великолепных эпизодов, тысячи уникальных деталей, а рядом скоренько написанная связка. Такое впечатление, что Алексей Николаевич хотел создать более масштабное произведение, записывал отдельные эпизоды, а потом охладел к этому делу. И начинал работать в эмиграции, в самом её начале. Многие подходы слишком уж несоветские. А в Москве привёл недоработанный роман в форму, пригодную для издания в СССР, сократил до размеров повести и напечатал. Я не утверждаю, передаю своё впечатление. В любом случае повесть получилась великолепная.

Что касается главного героя, он как раз менее интересен, чем люди, с которыми он сталкивается. Личность мелкая и мерзкая, с какой стороны ни поглядишь. Он ведь и махинировать толком не умеет. Ему просто фантастически везёт. Везёт так, что автор не всегда пытается передать механизм этого везения. Вот просто — а ему опять удалось ускользнуть. Но такое везение возможно только в смутное время. Дальше наступит суровое время стабилизации, и судьбу Невзорова нетрудно предсказать. Только-только устроится граф де Незор в какой-нибудь приятной европейской стране, как там начнутся послевоенные разборки — кто и как нажил свои капиталы, и не пора ли его за это сажать. Иностранцев проверят особенно внимательно. Посадить Невзорова не посадят, но из приятной страны выставят. Выставят из Парижа, из Праги, из Лондона, даже из Рима. Турки назад не пустят. И американцы не пустят — зачем он им нужен. В конце концов найдёт место в государстве победнее и будет сидеть там тихо-тихо. С таким же успехом мог бы сидеть в родной бухгалтерии. Бухгалтеры требуются при любой власти.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту вещь в последнее время часто называют одной из лучших у Толстого, а Татьяна Толстая -- просто лучшей. Если так (судить не берусь, поскольку помимо «Ибикуса» читал только жанровые вещи автора -- «Аэлиту», «Гипеболоид», «Петра I» -- причем в глубоком детстве), то это значит лишь, что АНТ -- фигура не такая уж значительная.

По-моему, довольно типичный роман 20-х гг., появившийся на волне депсихологизированной авантюрной прозы, спрос на которую возник в качестве реакции на традиционный, как бы исчерпавший себя и не соответствовавший духу времени психологизм. Хорошо, но не гениально. Были среди современников Толстого те, кто писал лучше.

Герои этого романа похожи на кукол-марионеток, которые дергают ручками-ножками, куда-то спешат-торопятся, и сочувствовать им -- невозможно. Что-то большее просвечивает в эпизоде казни анархиста. Что до языка (многие пишут: «прекрасный язык»), я этого комплимента вообще не понимаю. Язык Платонова -- он какой? Прекрасный? Или ужасный? -- Это особый, новый язык на базе русского, которого до Платонова не существовало вообще. А язык Толстого -- боле или менее общепринятый.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх