fantlab ru

Алексей Николаевич Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
1925
Моя оценка:
-

подробнее

Гиперболоид инженера Гарина

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 187
Аннотация:

В 192* году на заброшенной даче в Ленинграде происходит убийство. Василий Шельга, сотрудник уголовного розыска, в подвале того же строения находит следы каких-то странных физико-химических опытов. Предполагается, что убитый — некий инженер Петр Петрович Гарин, работавший над созданием тепловых чудо-лучей.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Вместе с подзаголовком «Роман в трех книгах» опубликован: книга первая — «Угольные пирамидки» — в журнале «Красная новь», 1925, №№ 7 — 9; книга вторая — «Сквозь Оливиновый пояс» — в том же журнале, 1926, №№ 4 — 9. В 1927 году в журнале «Красная новь», № 2 (февраль), опубликован новый текст под заглавием «Гарин — диктатор» и с подзаголовком «Новый вариант конца романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Одна из ранних публикаций: Ал.Толстой. ''Гиперболоид инженера Гарина''. Научно-фантастический роман, переработанный для детей. // газета «Пионерская правда», 1936 г., № 20-107 (19.2-8.8.1936). Рисунки И.Гринштейна, И.Соколова, Л.Смехова.

А. Толстой перерабатывал «Гиперболоид инженера Гарина» четыре раза.

В издании 1927 года дана авторская дата написания: «Май 1925 — декабрь 1926 год».

Последнее прижизненное издание — «Советский писатель», 1939.

Перевод на болгарский в газете „Эхо“, 1934 г. Переводчик не указан.


Входит в:

— журнал «Красная новь 1926`7», 1926 г.

«Театр FM», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 256

Активный словарный запас: высокий (3189 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Гиперболоид инженера Гарина» 1965, СССР, реж: Александр Гинцбург

«Крах инженера Гарина» 1973, СССР, реж: Леонид Квинихидзе



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2024 г.

Издания:

Гиперболоид инженера Гарина
1927 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1933 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1936 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 5
1947 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1954 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1955 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1956 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1958 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
1958 г.
 Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
1959 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1959 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1961 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1962 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1964 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1966 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1970 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1972 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1976 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1976 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина.
1977 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1977 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1978 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1978 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1980 г.
Избранное
1980 г.
Избранное
1980 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Выпуск 1
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Выпуск 2
1982 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Союз пяти. Бунт машин
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1984 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1985 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1986 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1988 г.
Алексей Толстой. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1995 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1998 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2000 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Избранное. Том 2. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы
2000 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2001 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2002 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы (1923 – 1924)
2002 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Эмигранты. Рассказы
2003 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2004 г.
Избранные сочинения в трех томах. Т. 2
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2008 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2009 г.
Союз пяти
2010 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2010 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2014 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2016 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2016 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2016 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2020 г.
Малое собрание сочинений
2020 г.
Советская фантастика 1920–1930-х годов в трех томах. Том 2
2020 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2020 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2021 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2021 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2022 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2024 г.

Периодика:

Красная новь 1926`7
1926 г.
Пионерская правда № 99, 22 июля 1936
1936 г.
Пионерская правда № 21, 12 февраля 1936
1936 г.
Пионерская правда № 107, 8 августа 1936
1936 г.
Пионерская правда № 45, 2 апреля 1936
1936 г.
Пионерская правда № 90, 4 июля 1936
1936 г.
Пионерская правда № 105, 4 августа 1936
1936 г.

Самиздат и фэнзины:

Гиперболоид инженера Гарина
2016 г.

Аудиокниги:

Гиперболоид инженера Гарина
2005 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2008 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2009 г.
Гиперболоид инженера Гарина  (аудиокнига MP3)
2009 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2010 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

El hiperboloide del ingeniero Garin
(испанский)
Mühəndis Qarinin Hiperboloidi
(азербайджанский)
El secreto de los rayos infrarrojos
1931 г.
(испанский)
El secreto de los rayos infrarrojos
1933 г.
(испанский)
Eksperyment inż. Garina
1946 г.
(польский)
Хиперболоид инжењэра Гарина
1951 г.
(сербский)
Inžinieriaus Garino hiperboloidas
1957 г.
(литовский)
Hiperboloid inženjera Garina
1958 г.
(сербский)
Insener Garini hüperboloid. Aeliita
1958 г.
(эстонский)
Inženiera Garina hiperboloīds. Aelita
1959 г.
(латышский)
L'Hyperboloïde de l'ingénieur Garine
1959 г.
(французский)
Paprsky inženýra Garina
1961 г.
(чешский)
El hiperboloide del ingeniero Garin
1964 г.
(испанский)
Mühəndis Qarinin hiperboloidi
1964 г.
(азербайджанский)
Paprsky inženýra Garina
1965 г.
(чешский)
Аеліта. Гіперболоїд інженера Гаріна
1971 г.
(украинский)
Ինժեներ Գարինի հիպերբոլոիդը․ Աելիտա
1982 г.
(армянский)
Аеліта. Гіперболоїд інженера Гаріна
1984 г.
(украинский)
Engineer Garin and His Death Ray
1987 г.
(английский)
Хиперболоидът на инженер Гарин
1987 г.
(болгарский)
El hiperboloide del ingeniero Garin
1988 г.
(испанский)
Mühəndis Qarinin hiperboloidi. Aelita
1988 г.
(азербайджанский)
গারিনের মারণরশ্মি
1988 г.
(бенгальский)
L'Hyperboloïde de l'ingénieur Garine
1989 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Периодически перечитывая «Гиперболоид инженера Гарина» не устаешь удивляться мастерству А.Толстого, его умению даже обыденные вещи приподносить интересно, нестандартно, добиваясь перед глазами читателей четкой картины. И конечно умению плести нить сюжета. События на Крестовском острове, история с лодкой, дачей и двойниками уже заколдовывают читателя. Убитый лежит привязанный к кровати бородкой кверху. Таинственный подвал с со следами химических опытов. Василий Витальевич Шельга входит в эту историю с велосипедом в руках. Не супермен или отличный сыщик. Самый обычный парень тех лет. Но стилизируя свое произведение под «кинороманы» 20-х годов, под повести в духе «красного пинкертона», Толстой наделяет своего героя неутомимостью, мужествои и отвагой, даже знанием «иностранного языка». Шельга оказывается не так прост. Его имя и фамилия напоминают политического деятеля Василия Витальевича Шульгина. Что заставило Толстого так написать? Загадка... Еще один легендарный, поистине незабываемый герой. Сам Петр Петрович Гарин, он же Пьянков-Питкевич. Хитрый лис, авантюрист до мозга костей, не лишенный таланта, демоническая личность. Сама фамилия Гарин напоминает что-то черное, дьявольское. Похититель идеи Манцева, создатель гиперболоида. Он наиболее интересен в первой части романа. Если сцена на почте с Тыклинским и его побегом не очень удалась автору(есть что-то калейдоскопическое), то встреча Гарина с Шельгой, а далее — Гарин один, в своей комнате — написаны блестяще, их интересно перечитывать. Еще ряд важных сцен, написанных Толстым просто захватывающе. Это когда Зоя входит в номер Гарина и видит мертвого Виктора Ленуара. Знакомство Гарина с Зоей. И центральная часть этой «фантастической оперы» — сцена в загородном доме, нападение на двух любовников — авантюристов Гарина и Зою. Действие гиперболоида описано волшебно, но и жутковато. Спички немного снижают магию. Но гудение пламени в аппарате, острый его луч, на пути срезающий лампочку на шнуре — все это сделано писателем волнующе и мастерски. Не знаю у современных авторов чего либо подобного. Недаром Иван Алексеевич Бунин восхищался стилем «Алешки» Толстого... Очень еще нравятся эпизоды, связанные с поисками Гарина и его гиперболоида Хлыновым и Вольфом. Здесь много интересных деталей. Видишь перед собою эти горы, веранду кафе, луч, прорезающий темноту ночи. Великолепный персонаж капитан Янсен. Потомок викингов. Его предка Толстой вспомнит в «Петре Первом». Сцена с Янсеном в мокром костюме, подчеркивающем его мускулистую фигуру, в туфлях на веревочной подошве, когда он легко расправляется с Тыклинским, освобождая Зою — в детстве просто восхищала! ...Смешивая захватывающий коктейль из «красного детектива», авантюрного романа и памфлета, Толстой вдруг добавляет странички как-будто из обычного реалистического произведения. Это история с мальчиком Ваней и с Тарашкиным. И описание похода в Сибирь на поиски Манцева. Здесь видно мастерство Толстого — реалиста. Украшением романа является образ Зои Монроз. Писатель любил создавать образы женщин, побывавших в седле на фронте, обожженных революцией и войной. Это и сама Зоя, и Ольга Зотова, и Катя и Даша Булавины. Незабываемые женщины Толстого... Склонен считать, что события на Золотом острове, да и вообще вся часть этой «фильмы» под названием «Гарин-диктатор», менее удалась автору. Здесь много чисто сатирического, а кинематографичность действия снижает художественность. Эта часть написана наспех. Но Толстой оказался пророком. Его роман — предупреждение о появлении опасных людей, склонных к диктатуре , стремящихся поставить науку на службу Злу во имя торжества собственных захватнических целей. Торжество таких людей родит знаменитых диктаторов ХХ века. Это не утратило актуальности и до сегодняшнего дня.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гения от безумца отделяет тонкая грань морали. Все гении эгоцентричные и самовлюбленные, наверное, потому что с детства они чувствуют свое превосходство. Но разве в своей собственной системе координат они не остаются честными, благородными, они восхищаются другими. Именно Гарин смог оценить чужой гений. Именно этот сумасшедший ученый смог собрать воедино разрозненные мысли и осуществить свою мечту.

Я не могу осуждать его, особенно после:

— Чудак вы, Шельга... Зачем же я должен поступать логично?.. Я не учитель математики... До чего ведь дожили... Простое проявление человечности — и непонятно. Какая мне выгода была тащить за волосы утопающего? Да никакая... Чувство симпатии к вам... Человечность...

И ведь он даже Шельгой восхищается, его стойкими моральными принципами.

В конце концов, у каждого своя мечта, кто-то мечтает о Советской власти на всей Земле, а кто-то хочет просто урвать у жизни большой жирный кусок.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

ТОП. Лучшая. 10 из 10.

Мощнейший дизельпанк, где дирижабли бомбят линкоры, взрываются анилиновые заводы, ревет джаз,а молодая советская республика летит в будущее еще без груза репрессий и ада ГУЛАГа.

Мощнейшие герои. Расположены по схеме: Хорошие-плохие-злые. Хорошие — советские, плохие — буржуи, типа миллиардера Роллинга, злой — Гарин. Роковая красотка Зоя Монро.

Интересно, что плохие и злые герои не только вызывают вызывают больше симпатии, но еще и кажутся более рациональными.

Мощнейший сюжет: злодей Гарин плетет интриги, обходит как советскую полицию, так и западных финансистов.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как говорили братья-классики: «Фантастику надо писать так. чтобы читатель безусловно бы поверил в реальность происходящего..«Алексею Толстому это гениально удалось.Несмотря на присутствие «Лучей смерти», «Шуховской башни»,Золотого острова»,глубокого бурения земной коры в поисках «Оливинового пояса»-роман читается как абсолютно исторический,а Петр Петрович Гарин также известный как Пьянков-Питкевич и Пьер Гарри — понятен и знаком ,как давний сосед по даче.Вот она сила слова!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение! И даже не столько как чисто научно — фантастический роман, а как сугубо, портретно — личностный, весьма хорошо показывающий инженера Гарина, как фанатично устремленного человека к своей цели, способного убедить в своём сумашествии кого угодно и скольких угодно. Прекрасный образ и прекрасная устремлённость. Нам бы всем хоть толику её, сколько бы из нас стали великими, или просто добились бы собственных целей. Как говорил Лермонтов : «Богатыри не вы!».Да — а, помельчали — то мужички!

Вот только Зоя, как роковая женщина, выбивается из колеи. По видимому в 20 — х годах прошлого века пропогандируемый синематографом подобный образ уж слишком въелся в массовую культуру, что даже заполонил и литературу. Зоя выглядит искусственно. И совсем не у Толстого, а сама по себе, внутренне. Просто она натянула на себя образ тогдашней звезды Веры Холодной и представляла, что такой она более нравится мужчинам.

Роман просто класс, а образ Гарина великолепен. Оценка однозначно максимальная.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении долгого времени это был мое любимое художественное произведение, которое я перечитывал неоднократно... Даже любимым литературным персонажем (наряду с Остап-Сулейманом-Берта-Мария Бендер-беем) был именно Петр Петрович Гарин. Хотя, конечно, из идеологических позиций надо было бы полюбить В.В.Шельгу. Но увы...Как-то совсем потерялся положительный персонаж на фоне гения беспринципности, цинизма и целеустремленности. Поставил бы 15 баллов — да не могу:wink:.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман настолько хорошо известен, что будет грех разбирать его по косточкам, запятым и точкам. Вопрос лишь в одном понравился или нет. И ответ один — понравился. И тогда в детстве и сейчас в старости. А, что еще нужно для фантастического произведения, чтобы занять свое законное место на коллекционной полке. Надеюсь, вернее уверен, и внуку понравится.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых значительных произведений фантастики 30х гг. Не буду хвалить,или критиковать идеи и их нынешнюю актуальность или наивность.Наверное сегодняшнему поколению читать действительно скучновато и это понятно. Но ещё в 70х книга была увлекательной и неустаревшей.Для меня она и осталась такой.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему никто не отметил предвидения графа? Его гиперболоид — это же наш лазер. Я — в душе технарь с детства и это изобретение просто потрясло. А сам роман по стилю похож на «Месс менд» М.Шагинян, который, кстати, тоже понравился.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

НФ времен начала социализма. Победы человеческого разума, общее единство и так далее. Сейчас многое из романа кажется наивным и смешным, да и социализм себя дискредитировал, но книга показала многое из того что и ныне актуально: ответственность ученых и инженеров за из действия, человеческие страсти и страстишки и многое другое.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут практически нечего писать. Талантливое предвидение будущего замечательно представленное в фантастическом романе. Даже идеологическую составляющую, которой в романе так сказать немало, удалось органично воспринять. Время было такое, что без идеологии книга бы просто не вышла. В общем классика советской фантастики. 10.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что сегодня редко вспоминают эту книгу, хотя история о ярком взлете и катастрофическом падении, о безумных мечтах и их исполнении, о Гении и Злодействе, о человеке, растратившем свой талант в погоне за богатством и властью — один из лучших советских фантастических романов первой половины 20 века!

В «Гиперболоиде» поразительно смешаны самые разные жанры и направления. Хотите настоящей фантастики? Пожалуйста, вот Вам научное открытие, новая производственная технология и, одновременно — мощное оружие. Любите детективы? Будет и это: расследование убийства, перестрелки, засады и погони, гангстеры. Нравятся шпионские триллеры? Как Вам противостояние разведок и подковерная борьба? Даже для любительниц любовной лирики есть, что почитать. Здесь будет коварная красавица, корыстная любовь, интриги и заговоры. Не будут обделены поклонники боевиков, получив перестрелки и взрывы заводов, а любители социального направления смогут насладиться восстанием пролетариата и торжеством справедливости.

И действие соответствует такому смешению жанров. Мы оказываемся то в Ленинграде, то в Париже, то мчимся на поезде через Европу, то плывем на океанском лайнере. На нас обрушивается то грохот большого города, то тишина затерянного в океане островка. Роскошные интерьеры европейских ресторанов сменяют мрачные подземные туннели шахт Оливинового пояса.

И герои! Один только Гарин чего стоит! Такой запоминающийся образ: живой ум, бьющая ключом энергия, безграничное воображение, огромный талант не только ученого, но и администратора. Ведь какие уникальные способности нужны были для того, чтобы воплотить безумный проект в жизнь! И все это в сочетании с эгоизмом, беспринципностью, жестокостью и жадностью. Но все же — такой обаятельный и привлекательный персонаж/Вспомните, хотя бы Гарина в исполнение Олега Борисова/, которым восхищаешься даже, несмотря на все его недостатки.

И такой замечательный финал: приговор выносит и приводит в исполнение сама Природа, изолируя Гарина от мира на необитаемом острове, оставляя его мучиться от бессилия и бесплодных сожалений о своих ошибках и растраченном по пустякам таланте. Гений и Злодейство, действительно, оказались не совместимы.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. В отличие от той же «Аэлиты» он и сейчас смотрится вполне современно. В свое произведение Толстой щедрой рукой вбросил множество интересных научных идей. Помимо самого гиперболоида тут и оливиновый пояс, и сверхглубокие скважины, и новейшее вооружение. Очень колоритными получились персонажи романа — роковая красавица Зоя, коварный Гастон, непробиваемый Роллинг. И всех их сокрушает с виду неприметный Гарин — претендент на звание сверхчеловека. Но и его ждет незавидная участь. Воистину, Толстой предвосхитил свое время не только в изобретениях, но и в социальных прогнозах. Хотя без прославления торжества коммунистических идей роман тоже не обошелся.

Приключенческая составляющая романа очень хороша — динамичная с интересными поворотами сюжета, с постепенным переходом от погони за опасным преступником до противостояния всемирного масштаба, и до сих пор читается с большим удовольствием. Но романе затрагивает и весьма серьезные вопросы, например, о противостоянии личности и общества.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, именно с этой книги началось моё знакомство с НФ. Мне попало в руки адаптированное детское издание 1978 года, серия «Школьная библиотека» (кстати, такой вариант романа интересен сам по себе, помимо основного). Но даже в нём мне тогда в силу возраста было многое «непонятно». Но в целом, и это главное, книга показалась интересной и увлекательной. С тех пор роман этот перечитывал неоднократно.

В «Гиперболоиде» довольно органично соединяются три основные сюжетообразующие линии: научно-фантастическая, авантюрно-приключенческая и антиутопическая. В свою очередь, НФ линия акцентируется на двух идеях – собственно гиперболоиде, т.е. особом способе передачи энергии на растояние, и строении Земли, геофизике. Обе эти темы в романе отражают, в какой-то степени, современные автору научные представления, и вообще выглядят достаточно полноценно, «добротно», действительно увлекательно. Не возникает никакого ощущения глупой искусственности и мнимой наукообразности.

Авантюрно-приключенческая линия особенно доминирует в завязке романа и в приключениях Гарина и Шельги в Париже. Эта же часть романа кажется мне и наиболее удачной литературно. Заброшенная дача в чащах Крестовского острова (никакого ещё метро тогда ;), двойники с острой бородкой и в мягких шляпах, угольные пирамидки, «четырёхпалый» и Гастон Утиный Нос, разрезанный пополам таинственным лучом, стремительное развитие сюжета – всё это производит впечатление и помнится ещё со времен первого прочтения. Одна из наиболее сильных сцен романа – встреча Гарина и Зои в гостинице, в комнате, залитой лунным светом, на полу которой лежит (или, скорее, сидит) убитый Ленуар. Подобного рода истории, вся эта «авантюрная атмосфера» по-видимому, были вообще характерны для фантастической и приключенческой литературы 20-30-х гг. прошлого века. Однако мало какие из этих творений избежали читательского забвения. Антиутопическая линия «Гиперболоида», построенная на образе всемирного диктатора, на мой взгляд, менее удачна. Хотя положение здесь несколько выправляет использование гротеска, сатиры и иронии.

Вообще, большинство главных героев романа обрисованы несколько карикатурно. Это не касается, пожалуй, только Шельги, Тарашкина и беспризорного мальчика Ивана. Зато Роллинг в этом смысле выглядит наиболее одиозно. Образ самого Гарина, я думаю, без всякой натяжки может быть назван авторской удачей. Толстому удалось в нем соединить одновременно привлекательные и отталкивающие черты. В самом деле, энергии, изобретательности и целеустремленности «Пьера Гарри» можно позавидовать. Между прочим, в образе Гарина проглядывают и, так сказать, специфически русские черты. Его авантюризм сродни авантюризму Гришки Отрепьева. Автор «Гиперболоида», виртуозно владевший русским языком, был, можно сказать, и мастером детали. В описании Гарина это мастерство ему особенно пригодилось. Так, например, хозяин Золотого острова, только что уничтоживший своим чудо-оружием целую военную эскадру, решив искупаться в море, «по-бабьи» приседает навстречу волне. Роллинг, в свою очередь, «блестит глазами из лимузина как пума из клетки». Зоя Монроз предстает перед читателем апофеозом себялюбия и тщеславия. Она — истинная вторая половинка Гарина. Все эти её планы и мечты по поводу жизни на Золотом острове в обществе «избранных юношей» (капитан Янсен, кстати, выглядит как-то жалко — «потомок викингов» млеет перед женщиной чуть ли не как юный монашек — еще одна грань иронии?), а равно и учреждение «Ордена божественной Зои», представляются одновременно и смешными и отвратительно пошлыми. И придуманный автором финал романа кажется единственно возможным завершением всей этой увлекательной истории.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В двадцатые годы выходило много книг, внешне подобных «Гиперболоиду». Тепловые лучи смерти, оливиновый пояс, кандидаты в сверхчеловеки, мировая революция, происки империалистов, таинственные двойники, плохие эмигранты, роковые красавицы — все это есть не только у Толстого. Почти все эти книги давно забыты. «Гиперболоид» читают и, вероятно, будут читать всегда. Великолепный язык Толстого, точный, гибкий и очень богатый. Завораживающая манера повествования. Множество ярких деталей, из которых складывается ткань книги. Умение сказать то, что хочет слышать читатель, но сказать так, что это запоминается навсегда. И прежде всего сам Гарин.

Гарин не просто гениальный злодей, каких много в литературе. Он умеет быть обаятельным, бесстрашным, осторожным, наглым, спокойным, ехидным, добродушным, бесчеловечным, оставаясь самим собой. Автор отчасти симпатизирует своему злодею и пытается ему подыграть. Все старые партнеры Гарина на удивление доверчивы и растяписты. Химический король Роллинг, по сути, авантюрист с миллиардами. Поймать его в ловушку не составляет труда. Главный оппонент Шельга появляется всегда в нужный момент в нужном месте и каждый раз проигрывает Гарину. Даже тогда, когда проиграть невозможно. Последний раунд он, правда, выиграл, но эта победа выглядит слишком уж фантастично. Устроить восстание рабочего класса Вашингтона, города, где нет и никогда не было рабочего класса, можно только в порядке издевательства над требованиями идеологов.

Итак, гениальный авантюрист решил стать сверхчеловеком. Мало того, построить царство сверхчеловеков и их рабов. Пока Гарин идет к богатству и власти по тысячам трупов, ему все удается. Но вот в руках и власть, и богатство, и чем теперь занят сверхчеловек? Строит золотой дворец, покупает золотое кресло, принимает несколько почетных званий, мучается над вопросами этикета и обедает с олигархами, наслаждаясь в душе своим превосходством над ними. Надо полагать, олигархи в душе наслаждаются тем же. Вот так и выглядит триумф неглупого кандидата в сверхчеловеки. Глупый кандидат сорвется в самом начале.

А что стало бы с Гариным дальше, если бы не требования идеологии? А дальше, несомненно, опытные олигархи одолели бы выскочку. Им тоже не занимать ни ума, ни энергии, делового опыта и деловых связей у них гораздо больше, а игра теперь идет на их поле. Золотого короля или уберут, или может быть, дадут ему место в своих рядах, но не в первом ряду. Толстой выбрал для Гарина другую судьбу. Необитаемый остров. Самое подходящее место для сверхчеловека.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх