fantlab ru

Джеффри Форд «Меморанда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Меморанда

Memoranda

Роман, год; цикл «Отличный Город»

Аннотация:

В Мире-за-гранью, построенном Драхтоном Беллоу по мотивам визионерских стихов, наступили новые времена...

Мрачный, замкнутый внутри себя Город разрушен повстанцами, основавшими в равнинах свободное поселение...

Но теперь этот мир отравлен чудовищным сонным вирусом, поразившим и самого неудачливого демиурга...

Единственный путь к спасению — проникнуть в память Драхтона Беллоу и отыскать там секрет противоядия. Но провести туда физиогномиста Клея может лишь очень опасный союзник — демон Мисрикс...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Меморанда
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Отличный Город
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Memoranda
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга «Отличного города» оказалась еще сильнее предыдущей, что не так часто бывает с продолжениями. Тот же богатейший язык образов и метафор, тот же сюжет, требующий полного погружения в себя, та же затягивающая атмосфера, от которой невозможно оторваться.

В «Меморанде» мы встречаемся с уже знакомыми нам по «Физиогномике» героями: Клэем, Беллоу, Гретой Сикес и жителями Вено. Тут даже присутствует уже знакомый нам демон, которого, оказывается, зовут Мисрикс и он приемный сын Беллоу. Мисрикс — один из самых интересных персонажей Меморанды, на мой взгляд. Он показывает нам, что грань, отделяющая человека от нечеловека очень тонка и дело тут совсем не во внешности.

Отдельно стоит отметить, что здесь Форд несколько приоткрывает завесу нал прошлым Драктона Беллоу и его становлении именно как Создателя, хотя и вопросов все равно остается предостаточно.

Идея с путешествием в память другого человека в исполнении автора вообще выглядит настолько фантасмагорично , что диву даешься фантазии Форда – настолько живыми выглядят все персонажи, которые являются даже не людьми, а материальными мыслями и плодами детских кошмаров Беллоу.

В общем, пора вступать в «Запределье».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, вторая книга о приключениях Клея... Франсиско Гойя когда то сказал «Сон разума рождает чудовищ». В данном случае, чудовищ породил разум бодрствующий, но настолько же извращённый, настолько и гениальный. Клею приходится погрузиться в страшный мир. Мир воспоминаний Драхтона Беллоу. Мир, где правят чудища — порождения детских кошмаров, мир, где порождения разума Беллоу живут, работают, боятся и ненавидят, учатся любить... Путешествие по океану воспоминаний пугающе, необычно, фантастично... Но несмотря на иллюзорность мира, борьбу за выживание приходится вести вполне настоящую. Результат — победа, достигнутая Клеем, на поверку оказывается пирровой. Злой гений Беллоу оказался настолько злым, что лекарство оказалось едва ли не страшнее болезни.

Написан роман всё таким же прекрасным слогом, драматизм повествования затягивает. Прекрасное произведение, которое производит просто неизгладимое впечатление.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше продолжаешь читать трилогию Д. Форда «Открытый город», тем больше она увлекает. Во второй книге «Меморандум» Форд продолжает развивать все темы, что были обозначены в «Физиогномике»: попытку обретения подлинной свободы, парадоксов творческого сознания, тоталитарного мышления. Путешествуя по причудливым закоулкам памяти Драхтона Беллоу, обрести настоящую свободу пытается один из главных героев цикла — Клей, порождение извращенного ума Беллоу. Вы проповедуете свободу, — говорит Клей Беллоу,, — а несете тиранию, рабство, ненависть...», — эти слова можно было бы поставить эпиграфом к роману. А мне после прочтения вспомнилось интересное высказывние русского искусствоведа, эмигранта 1-й волны, Владимира Вейдле: «Творить, творить... Можно и бед натворить».

Вторая книга проясняет немало темных мест, лакун, оставшихся после прочтения «Физиогномики». И продолжает рождать новые загадки.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните «Физиогномику»? Роман, от которого хочется пересмотреть свои взгляды на жанр фэнтези? Там ещё наука такая была – читать характеры людей по лицам, одноимённо же и называлась – физиогномика? И должность такая была – физиогномист. Не забыли? Вот и славно: роман «Меморанда», о котором я сейчас поведу речь, является его продолжением, где вспоминаются предшествующие события и в событиях и воспоминаниях участвуют герои из «Физиогномики». Это я к тому, что читать «Меморанду» без «Физиогномики» всё равно, что навешивать дверь без навесов.

«Меморанда» (говорящее название!) вышла ещё более крутой, чем первый роман цикла. Главный герой, бывший физиогномист Клэй, а ныне (не смейтесь) травник и повитуха Клэй, должен совершить невозможное, чтобы спасти жителей деревни Вено от сонной болезни. А виновен в распространении этой болезни кто? Правильно, Драхтон Белоу, главный злодей из Физиогномики, который вроде бы и лишился своего Отличного города, но остался жив и вдруг начал мстить. Вдруг – это потому что он долгое время не давал о себе знать, и наш герой Клэй успел обзавестись новой профессией. Впрочем, Форд не даёт читателю времени на раскачку, он, вкратце набросав план, кидает Клэя в гущу событий, возвращая его на развалины Отличного города, детища Белоу, и в буквальном смысле слова засовывает экс-физиогномиста в голову его противника. Это, конечно, чёрт знает что, но только так Клэй сможет добыть противоядие от сонной болезни и спасти односельчан.

И ничего, что ему придётся прорываться сквозь заслон вервольфов, ничего, что неким подобием друга ему будет служить демон, ничего, что он проведёт много времени на острове – той самой Меморанде, – который даст ему новых друзей и любовь, а впоследствии саморазрушится. Ничего, что из океана воспоминаний, в котором он и компания будут дрейфовать, родится понимание того, что и кто есть всё вокруг. Про летающие головы-ищейки и человечков, всасывающих героев, как кисель, я молчу – это же Форд, у него что ни роман, так вечно что-нибудь невообразимое. Вот хотя бы эта компания, в которую на острове попадает Клэй. Живые они или не живые? А если не живые, то есть воспоминательные, то правда ли эти воспоминания? Понимаете, какая заковыка? А ведь кто-то из этих воспоминаний может помочь Клэю найти вакцину.

О, да вы уже и забыли о ней? Это ничего, Клэй тоже.

Но вот о чём он, похоже, теперь не забудет никогда, так это о девушке по имени Анотина.

И вот ещё что. Если вы вдруг подумаете, что главными красками романа являются наркотики и глюки, срочно передумайте. Или перечитайте последние страницы. Там всё сказано.

Этот роман не только приоткрывает завесу тайны над прошлым Драхтона Белоу, не только показывает, что по внешности нельзя судить о внутренностях; он не ограничивается рассуждениями о воспоминаниях как части нас, позволяя забывать об ошибках и спотыкаться о них в самый неподходящий момент; он не точный ответ на вопрос «кто мы и как ими стали?», но он может помочь найти дорогу. Редкое сочетание фэнтези и философии.

+9

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга показалась на порядок слабее «Физиогномики». Не скажу, что и первая часть была чересчур выдающейся, но что-то в ней такое было, что оставляло после себя след в душе. А здесь откровенная халтура.

Главный герой, которому время от времени хочется хорошенько дать в рожу. Каким был эгоистом-дураком, таким и остался. Только если раньше он и не печалился на эту тему, то теперь считает себя прозревшим, поумневшим, похорошевшим и тэпэ. Чего стоит хотя бы его «любофь» к Анотине: завязанная на наркотике, ничем не подкрепленная. Ощущение, что читателю просто «скормили» сей факт, мол, герой влюбился и точка. Написанному верить.

Остальные герои тоже не слишком порадовали. Да, вроде бы четверка с Меморанды суть лишь образы в памяти Белоу, но это еще не значит, что можно оставлять их болванками с прикрепленными к одежде бейджиками с именами, а впечатление создавалось именно такое.

Сюжет достаточно прост, складывается по принципу «мне сказали сделать то-то и то-то, и я пытаюсь сделать; как только я захожу в тупик, меня вновь чудесным образом наставляют на путь истинный», про подумать речи практически не идет (причем как герой не слишком напрягается, так и читателю совершенно не нужно раскидывать мозгами, чтобы прочесть и понять эту книгу). Достаточно наивно и предсказуемо. Читать было откровенно скучно и хотелось восклицать «Не верю!»

За что спасибо, так это за то, что так называемой «воды» нет. Повествование не затянутое. И, на основе моего опыта знакомства с творчеством автора, могу сделать вывод, что стихия Форда — рассказы, малая проза.

Концовка чуть подняла роман в моих глазах, но всё же не слишком.

Цикл, пожалуй, дочитаю. В надежде на лучшее и из уважения к автору.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически все, оставившие здесь свои отзывы, оценивают «Меморанду» выше «Физиогномики». Мне же она понравилась меньше. Если в первом романе, как я писала, меня привлекла некоторая ассоциация с Кафкой, заключающаяся в сочетании реального с фантастическим, в бытовой рутинной подробности странных событий, то здесь это ощущение исчезло.

Герои стали совсем условными. Эти сгустки памяти не вызывают сочувствия. Не верится и в любовь Клэя: в романе фактически описана только сексуальная составляющая его чувства, имеющая к тому же вполне прагматичную «начинку», — эквивалент наркотика. Речь же о настоящей любви абсолютно абстрактна, она лишь постулируется, и все.

Честно говоря, и образ самого ГГ в этой работе становится мне все более несимпатичным.

Трилогию я, пожалуй, дочитаю, потому что демон — относительно других героев интересен. Если фантазия автора направлена в эту сторону, могут еще быть приятные сюрпризы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стремительно пронесся вместе с Клэем по воспоминаниям Драхтона Белоу, и хочу сообщить, что «Меморанда» не только также глубоко затеряна в психоделическом пространстве страниц романа, но и в чем-то даже превосходит «Физиогномику» по степени перехлестывания слоев реальности.

У читателей недовольных предсказуемой линейной завершенностью «Физиогномики» может появиться обманчивое впечатление от первых десятков страниц сиквела, определенно напоминающих типичный фэнтезийный квест с элементами легкого хоррора и незначительной по теперешним меркам долей абсурда происходящего.

Но, терпение...

Конечно же, Клэй вроде бы уже слез с иглы «чистой красоты», от Отличного города остались одни развалины, а где находится Белоу никому не известно и не интересно. Жизнь людей вроде бы идет своим чередом на лоне природы. Стальные птицы, путешествие Клэя на полудохлой кляче в компании полубезумной собаки и с арбалетом наперевес, встреча с вервольфами — что, казалось бы, может быть банальнее для современной фэнтези.

Однако все изменится с момента появления очеловечившегося демона Мисрикса в очках: Джеффри Форд медленно, но верно начнет сводить читателя с ума, запутывая его, разбирая и собирая реальность как матрешку из воспоминаний Белоу, в которых предстоит плутать Клэю. Не беспокойтесь, к нему вернется и зависимость от «чистой красоты», правда, в довольно странной форме )), а также ожидает множество безумных и страшных приключений, в том числе и любовных, в компании довольно-таки абсурдных персонажей, в существовании которых постоянно приходится сомневаться. Наконец-то приоткроется тайна происхождения Белоу и Отличного города, хотя до окончательного прояснения природы реальности дело, конечно же, не дойдет — и это правильно.

Читать определенно стОит, если понравилась СТРАННОСТЬ первой книги трилогии. Написано стильно, с русским языком перевода вроде бы порядок.

Ну а я, пожалуй, мысленно отправлюсь в «Запределье».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущая книга взяла резкий старт, заманила интересностью, а ближе к концу спустилась в скуку. Здесь несколько наоборот.

Начинается как квест за спасительным лекарством, изменяется в череду увлекательных неожиданностей после встречи с демоном. Проникновение в гибнущий мнемонический мир с целью спасения всех.

Любовь, которая по природе оказывается совсем не к женщине, отметил для себя очень интересной и грустной находкой автора.

Подумалось, вот настоящее современное фентези. Это есть инструмент для генерации оригинальных и необычных сожетов. Никаких канонов, при чтении постоянное и оправданное ожидание необычного.

В общем понравилось.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По ощущениям вспомнилась фраза из любимого к/ф «В поисках капитана Гранта»: «Я раздвоился. Одна моя половина верит тебе, другая — нет.» Собственно, впечатления строго поделились.

Очень интересна задумка Форда о путешествии по просторам памяти. Действительно, что случается с мыслями, когда мы забываем их, что происходит с идеями, когда мы перестаем их обдумывать, что бывает со сном, когда мы просыпаемся, куда уходит забытое (почти забытое) воспоминание? В книге даются пробные ответы на эти и некоторые другие вопросы. В компании аватаров-воспоминаний главный герой путешествует по памяти спящего Создателя. Здесь каждый предмет, каждый персонаж, каждое явление — мысль, идея, фантазия, кошмар, еще воспоминания. Описанные образы определенно взбудоражили мое воображение.

Портит восприятие рваность, «взбалмошность», суматошность повествования. А может, я чего-то не понимаю в законах жанра... В тексте и откровенно неприятные моменты присутствуют. По сравнению с феерическим и пробуждающим тягу к исследованиям первым романом, второй скорее похож на комок спутанных ниток, попытаешься потянуть за одну — запутаешься еще больше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как пример такого узла: «Погружаясь в дрему, я пытался представить, как, находясь в глубине памяти, я вспоминаю место, предназначенное для хранения воспоминаний, и лежу рядом с женщиной-воспоминанием, в которой хранится память о формуле наркотика, изобретенного для облегчения боли воспоминаний.»

Общее впечатление — книга понравилась. «Меморанда» — другая, но, тем не менее, достойное продолжение цикла.

»...это аллегория, требующая толкования...» Ага.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй после «Физиогномики» роман Форда из трилогии о приключениях физиономиста Клея не разочаровал, но даже порадовал. Несмотря на то, что большая часть действия происходит внутри разума мрачного Создателя Драктона Белоу, события не кажутся выдуманными и эфемерными: это вполне конкретные приключения в духе известного фильма «Клетка» с Дженнифер Лопез или в духе «Сайлент Хилла». Пытаясь спасти жителей своего селения от сонной болезни, наш герой при помощи демона (впрочем, вполне осязаемого и интеллигентного) проникает в разум Создателя и попадает на остров его памяти, летающий над океаном жидкой ртути. Там он общается с людьми из воспоминаний Создателя, сталкивается с диковинными механизмами и слугами Белоу, проникает в таинственную башню и в итоге находит средство для спасения людей. А меня ждёт третья часть, которую я непременно куплю – «Запределье».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх