fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Метро 2035»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.58
Оценок:
1173
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2035

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Третья мировая стерла человечество с лица Земли. Планета опустела. Мегаполисы обращены в прах и пепел. Железные дороги ржавеют. Спутники одиноко болтаются на орбите. Радио молчит на всех частотах. Выжили только те, кто, услышав сирены тревоги, успел добежать до дверей московского метро. Там, на глубине в десятки метров, на станциях и в туннелях, люди пытаются переждать конец света. Там они создали себе новый мирок вместо потерянного огромного мира. Они цепляются за жизнь изо всех сил и отказываются сдаваться. Они мечтают вернуться наверх – однажды, когда радиационный фон от ядерных бомбардировок спадет. И не оставляют надежды найти других выживших…

«Метро 2035» продолжает — и завершает историю Артема из первой книги культовой трилогии. Эту книгу миллионы читателей ждали долгие десять лет, и права на перевод иностранные издатели выкупили задолго до того, как роман был окончен. При этом «2035» – книга независимая, и именно с нее можно начать посвящение в сагу, которая покорила Россию и весь мир.

Входит в:

— цикл «МЕТРО»

— журнал «Газета Метро № 9», 2015 г.

— журнал «Еженедельник Metro № 10», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 382

Активный словарный запас: средний (2759 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 35 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Книжная премия Рунета, 2015 // Художественная литература (выбор пользователей)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
РосКон, 2016 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Метро 2035
2015 г.
Метро
2017 г.
Метро
2017 г.
Метро 2035
2019 г.
Метро
2019 г.

Периодика:

Газета Метро № 9 (152)
2015 г.
Еженедельник Metro № 10 (15)
2015 г.

Аудиокниги:

Метро 2035
2015 г.
Метро 2035
2016 г.
(немецкий)
Metro 2035
2017 г.
(английский)
Metro 2035
2017 г.
(английский)
Trylogia: Metro 2033/2034/2035
2017 г.
(польский)
Metro 2035
2019 г.
(чешский)
Metro 2035
2019 г.
(польский)
Métro 2035
2020 г.
(французский)
Метро 2035
2022 г.
(болгарский)

Издания на иностранных языках:

Metro 2035
2015 г.
(польский)
Metró 2035
2015 г.
(венгерский)
Метро 2035
2016 г.
(болгарский)
Metro 2035
2016 г.
(польский)
მეტრო 2035
2016 г.
(грузинский)
Metro 2035
2016 г.
(немецкий)
Metro 2035
2016 г.
(словацкий)
Metro 2035
2016 г.
(чешский)
Metro 2035
2016 г.
(сербский)
Metro 2035
2016 г.
(итальянский)
Trylogia Metro: 2033/2034/2035
2016 г.
(польский)
Metro 2035
2016 г.
(шведский)
Metro 2035
2016 г.
(испанский)
Metro 2035
2016 г.
(английский)
Metro 2035
2017 г.
(турецкий)
Métro 2035
2017 г.
(французский)
Metro 2035
2017 г.
(эстонский)
Metro 2035
2017 г.
(финский)
Metro 2035
2018 г.
(испанский)
مترو2035
2018 г.
(персидский)
Metro 2035
2018 г.
(немецкий)
Metro 2035
2018 г.
(шведский)
Metro 2035
2018 г.
(греческий)
Metro 2035
2019 г.
(чешский)
Metro. Triloji
2019 г.
(турецкий)
Metro 2035
2019 г.
(испанский)
Metró. A trilógia
2019 г.
(венгерский)
Metro. Trylogia
2019 г.
(польский)
Metro 2035
2019 г.
(французский)
Metro. Die Trilogie
2019 г.
(немецкий)
Metro 2035
2020 г.
(румынский)
Metro 2035
2020 г.
(испанский)
Metro la trilogia
2020 г.
(итальянский)
Метро 2035
2021 г.
(украинский)
地铁2035
2021 г.
(китайский)
Metro 2035
2022 г.
(испанский)
მეტრო 2035
2023 г.
(грузинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Метро 2035 сильно отличается от двух предыдущих частей. Надо сказать, что Дмитрий Глуховский вполне логично закончил свою трилогию, столкнув и рассказав про всех своих героев. Этот роман совсем не про апокалипсис, здесь постядерный мир и метро — это просто фон для событий книги. Автор вполне четко обрисовал и постарался показать мотивы поступков людей, то, как они мыслят и почему принимают те или иные решения в жизни. На самом деле Дмитрий Глуховский вполне ясно и правдиво отобразил дух сегодняшнего времени в своей книге: бредовый, параноидальный страх перед Америкой, ненависть ко всему чужому, искреннюю веру большинства, что Россия находится в кругу врагов, которые только и делают, что спят и видят как бы захватить богатства нашей страны) и то, что большинство готовы сидеть по шею в говне, но при этом бояться хоть что-то поменять в жизни — это тоже правда, пусть она многим и не нравиться. В результате, показав вымышленный мир автор вместе с тем очень точно показал проблемы сегодняшнего дня и сегодняшней России. Жаль что многие этого не осознают и не пытаются даже взглянуть со стороны объективно на те проблемы, которые подняты в книге. А так Дмитрий вы молодец. По моему мнению, это самая взрослая, жесткая, местами тяжелая для чтения, но вместе с тем достойная книга во всей вселенной метро.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго сопротивлялся, но решился и проглотил книгу «Метро -2035».

Сразу скажу, что 2033-34 не читал, но когда то играл в одноименный шутер по мотивам этих книг.

Не хотел читать, так как «боевая фантастика» не мое, перерос уже. Но настораживали неоднозначные оценки и разочарование «путриотов». Поэтому решился... и не пожалел. Под коростой подростковой фантастики скрывается отличная Российская антиутопия начала 21 века. Очень близкая по духу к 1984 и 451º по Фаренгейту.

Несколько цитат для примера:

Это ваше беспамятство – наше благословение, конечно. Никто ничего не помнит. Народ однодневок. Вчерашнего дня как будто и не было. И о завтрашнем дне никто думать не хочет. Сплошное сейчас.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот она, гидра. Мы сами – гидра. Они же из нас и состоят. Вся аристократия сто лет назад расстреляна. Кого винить? Некого. Мы же это сами с собой так. Они там, в бункере – из кого набраны? Из нас. И теперь… Ты, Леха… Как ее победить, гидру? Никто и не думает с ней всерьез рубиться. Каждый только и мечтает – свою голову ей предложить, одной из ее голов стать, сам говорит – на, кусай, забирай меня, хочу в тебя, хочу с тобой. Ни одного геракла, зато из голов целая очередь.

Режим убить можно, империи дряхлеют и мрут, а идеи – как бациллы чумы. Они в мертвецах, которых сгубили, засохнут и уснут, и хоть пять веков так прождут. Будешь туннель рыть, наткнешься на чумное кладбище… Тронешь старые кости… И неважно, на каком языке раньше говорил, во что верил. Бацилле все сгодится.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— А толку майора валить? — возразил Лёха. — Майоров хоть жопой жуй. Завалишь майора — только капитана обрадуешь. Валить сразу маршалов нужно.

Конечных много может быть . А пункт назначения у каждого только один. Вот его нужно найти. Назначение.

Короче — рекомендую.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачем нам монстры? Зачем нам чудовища, когда и в людях описанных Дмитрием Глуховским — всё это есть! Автор молодец! Несмотря на нагромождение сюжета при небольшом объеме текста (по сравнению в 2033 метро), — столько идей раскрыто, столько правды в этом произведении (конечно только с одной стороны медали бытия). Неоднозначное произведение, так как для не раскрепощенного человека может показаться отталкивающим, из за наличия мата, чернухи и прочих непристойностей, но это наоборот делает этому роману дорогу в классические произведения на все времена (возможно до поры до времени, пока новый мировой переворот не уничтожит половину литературного наследия, и не освободит почву для писателей других эпох, чтобы не осуждены были они в плагиате. — Ну не исключено же)! Это как отдельное искусство! А так-же, я искренне благодарен автору за то, что сделал именно такой конец романа! Ничего лучше придумать нельзя было! Читал сразу после 2033 метро, минуя 2034.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы желаете погрузиться в жуткую атмосферу постапокалипсиса, хотите переживать за героя, окунувшегося в опасные приключения (как в других романах серии), то лучше не читайте эту книгу, чтобы не разочаровываться.

Иногда дельную мысль можно озвучить напрямую, но будет это слишком банально и, наверно, скучно. А можно это сделать через образ, как, например, мы познавали классовое неравенство через грустную сказку об овощах. Произведение Глуховского как раз не про метро (очередной оригинальный яркий образ взят) . Книга про суть нашей жизни, про правду. Для чего мы живем ? Главный герой романа случайно узнал правду и, расстроившись, захотел всем открыть на неё глаза. Снять у всех розовые очки. Стать пророком.

Самое главное в романе: автор дает читателю выбрать ответ. Нужда ли эта правда? Прав ли Артем, пытающийся донести эту правду ? Или истина за Бессоловым, который утверждал, что падение системы лишь породит новую или низвергнет мир во всепоглощающий хаос. В книге (хоть и вымышленный мирок) розовые очки жесткие, но, возможно (на выбор читателя) единственно действенные. Пугает другое. Зачем выдумана эта система. Вот что пугает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-А куда нам ? В одиночестве куковать ?Ну куда мы от вас ? Наше место – с народом.

В последней трети произведения как раз и начинается весь смак романа. Читать нужно медленно и обстоятельно, а лучше купит другие книги серии с веселыми приключениями, чтобы не забивать голову и не смотреть, куря на балконе, в небо, думая о правде жизни. 10\10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня, пока читателю доступны только 5 маленьких кусочков из первых пяти глав, трудно судить, что будет представлять роман в целом. Но даже по этим отрывкам можно предположить, что читателей ждет шок не меньший, чем «Будущее».

Уже сейчас ясно, что в М2035 нам покажут не наивно-романтическое восприятие действительности. Личность героя пережила кардинальную встряску, и это уже не провинциальный юноша, как в 2033, а человек, получивший огромный опыт, испытавший страшный эмоциональный удар.

И хотя частично сюжет поклонникам творчества Дмитрия Глуховского известен — Артем встретит чудом выжившего малыша-Черного, но финал пока непредсказуем.

Хотелось бы сказать и о языке доступных отрывков — он восхищает точностью. Короче, чувствуется возросшее мастерство.

Поэтому, повинуясь интуиции, ставлю 10 и с все возрастающим нетерпением жду полного текста.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третье и скорее всего финальное возвращение автора во вселенную Метро 2033. Нашумевшая серия, популярность которой с годами постепенно снижалась. У многих она ассоцируется прежде всего с видеоиграми и презрительно относится к разряду «развлекательной литературы». К тоже же многие начали читать серию со сторонних авторов, литературные способности которых, оставляют желать лучшего. Но стоит только взять и начать читать данное произведение, как понимаешь, что перед тобой книга, несомненно достойная называться классикой русской литературы. Которая, чем ближе к современности, тем менее была богата на качественные произведения. Тот же расхваленный Пелевин давно превратился в конвеер по производству однообразных произведений с фирменным языком, но с бредовым сюжетом и примитивной моралью.

Нечасто автор создает деконструкции собственных произведений. Из книги ушла вся мистика и фантастика предыдущих произведений, а персонажи перестали быть героями без страха и упрека. Мне еще в первых двух книгах и играх герои показались невероятно адекватными и идеализированными. Неужели большинство дураков погибло в ядерной войне? Но увы, в третьей книге оказывается, что совсем ничего не изменилось. Внутри самой серии — это объясняется тем, что первые две книги написаны Гомером. Третья, впрочем, тоже представляет собой описание от лица литературного персонажа из вселенной книги. Автор довольно изящно решил вопрос каноничности произведений.

Можно долго описывать сюжет книги и его достоинства. Но для тех, кто живет в наше время это совершенно избыточно. Достаточно просто читать и наблюдать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот самый случай, когда столь большое количество негативных отзывов вызывает лишь недоумение.

Я мог понять претензии к первой части трилогии из разряда — мир нереалистичный, боги из машин(последнее я и сам отмечал).

Я мог понять неприятие второй части, так как она, скажем так — на любителя.

Но претензии к третьей части трилогии выглядят, мягко говоря — странно. Но давайте разберемся.

С чего книга вообще стартует?

Артема переполняет чувство вины за случившееся с черными, а потому он желает найти какой-то альтернативный метод по спасению человечества. Из того самого судного дня всплывает смутное воспоминание, что якобы перед самым ударом ракет в рации прозвучали позывные о помощи откуда-то вне Москвы. Было ли это на самом деле или нет — не помнит уже и сам Артем. Герой буквально-таки зациклен и помешан на идее того, что людям необходимо выходить из-под земли, искать пригодное жилье на поверхности и восстанавливать цивилизацию. Артем до сих пор помнит день, как он с матерью в солнечный довоенный день разгуливал по заполненному зеленью и счастливыми людьми парку ВДНХ, и если будет иметься хоть какая-то малейшая возможность, хотя бы призрачный шанс восстановить то мирное время — Артем за него ухватится.

Никто из родных и близких фанатизм Артема, из-за отсутствия прямых доказательств, в серьез не воспринимает. Но по ходу сюжета ситуация немного... поменяется.

И прежде, чем я начну разглагольствовать про посыл произведения и его трактовку — хотел бы затронуть приключенческую и сюжетную стороны романа.

А читается роман, без преувеличений, очень бодро.

Что бы ни говорили фанаты первой части трилогии, но даже там были откровенно скучные моменты: крысиные бега и история, как Артем неделю толчки чистил — ярчайшие примеры.

Третью часть же мне было интересно читать от начала до конца. Далеко не последнюю роль в этом играет и стиль автора, который в более поздних произведениях импонирует мне куда больше, чем в первых. Где-то любопытная метафора проскользнет, из разряда — «Мина была страшная, как власть». Где-то будет довольно интересный и, главное, живой диалог. Вообще не пойму тех, кто говорит, что диалоги ненатуральные. Если не согласны — попробуйте просто прочитать их вслух, причем с выражением. Поверьте — сами во всем убедитесь.

Помимо этого и сами события пестрят разнообразием. Каждая ситуация в чем-то уникальная, захватывающая, а главная — запоминающаяся. Что кабинет Свинолупа и приключения с курицей, что каторга у фашистов и бунт на красной линии, что поездка до Балашихи и штурм радиоцентра — все это описано в красках и подробностях. Картина рисуется четкая, а главное — страшная и запоминающаяся.

Если же говорить о тематике, то тут я сталкиваюсь с ее массовым неприятием. Одни пишут, что Артем просто истеричка и его позиция ничем не подкреплена. Другие говорят, что автор просто русофоб и обвиняет людей в говноедстве.

Давай-те подробней.

Ответьте для начала на вопрос — а в чем Артем не прав?

Буквально через всю книгу, да что там, всю трилогию идет линия скорби об утраченном величии былой цивилизации. Мы далеко не один раз убеждаемся, насколько жизнь в метро убога и бесперспективна по сравнению с былой. Люди истребляют сами себя непонятно ради чего и зачем, дело, как показывает практика, далеко не всегда в еде и ресурсах. Если человек хочет оставаться существом цивилизованным — нужно вставать с колен и идти дальше к развитию. Или вы хотите сказать, что лучше остаться в метро и ничего не делать? Продолжать жрать глистов, собирать карательные отряды ради истребления генетических больных, расстреливать толпы протестующих за неимением альтернатив, заниматься проституцией? Хотите сказать — весь этот бардак лучше, чем хотя бы мизерный шанс снова стать человеком разумным? Ведь действительно, если ты испачкался, тебе не нужно идти помыться, тебе нужно перестроить собственное сознание, чтобы получать удовольствие от запаха говна.

Не смешите. Вы возможно не поверите, но для достижения цели нужно вставать, и что-то делать, и эта книга об этом буквально твердит.

Другой вопрос — что люди якобы тупое быдло, которое ничего не соображает. Виноваты ли сами люди в этом — нет. Они просто не видели альтернатив, другой жизни, им даже не дали возможности представить, что свою жизнь можно улучшить. Правящей верхушке попросту удобно такими править — вот они этой тактики и придерживаются. И не удивительно, что Артема они воспринимают за шизофреника — ведь для них его слова действительно звучат как бредни. Они всю жизнь думали, что Москва — единственный уцелевший город. Повод им верить какому-то чудику без доказательств? Они и так привыкли к своей размеренной жизни. За неимением альтернатив — она и кажется им наилучшей. А что там на поверхности — смерть, известный факт. Всем известный, кроме Артема.

Но как же окружающая их жизнь чернуха?

Да вот именно, что «чернуха» — Гомерова правда.

Будем честны — никому особо не хочется лишней грязи в книгах или фильмах, для примера. Ни вам, ни тебе, ни мне. Нам в жизни и своих проблем хватает, и в искусство мы идем, как правило, чтобы развеяться, отвлечься от мирской суеты, а не копошиться в ней лишний раз. Но такие чернушные книги все же нужны, и это трудно отрицать.

Под конец все же хочется сказать — это история не о том, что в рашке живет тупое быдло и надо из нее валить. Нет. Это история о том, что если ты живешь, мягко говоря, не очень, то надо не продолжать сидеть в болоте, а вставать, выходить за рамки своего мини-мирка, что-то делать, и выбираться в люди. За тобой не придет Артем-спаситель и не потянет за собой. Даже если и придет, вполне вероятно, ни вы, ни я ему либо не поверим, либо струсим. Риск ведь.

Нет никакой правды. У всех своя правда.

Оценка: 10
– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прекрасно понимаю, что Глуховский в кругах «ценителей фантастики» — персона нон грата. Хвалить его не принято, зато ругая легко заработать репутацию знатока фантастики и вообще человека с тонким литературным вкусом. При чем ругают, как правило, за мелочи: выдранные из контекста фразы, несоответствие мутантов законам биологии, прочие фактологические ошибки, имеющие крайне мало общего с идеями книги.

Если честно, нормальных критических рецензий, которые судили бы смысловое наполнение книги, мне не попадалось. При том, что фантастический сюжет всегда был для автора лишь оберткой, в которую он заворачивал свои идеи (см. мой отзыв на «Метро-2034»).

В целом, несмотря на сюжетные мостики к первым двум частям и даже к компьютерной игре (за которую небыдло-читатели, наверняка, кинут в автора еще один камень) «Метро-2035» стоит особняком среди других книг цикла и гораздо ближе к предпоследнему роману Глуховского, «Будущее». Который я, кстати, считаю полным провалом, неубедительной попыткой развести читателя на эмоции за счет чернушных сцен со слабо проработанной социальной проблематикой.

В «Метро-2035» еще больше «чернухи», а социальная составляющая даже не оттеняет, а заменяет собой фантастику. При этом роман становится своеобразной «работой над ошибками», по отношению к всему раннему творчеству автора. Глуховский буквально перевернул «Вселенную метро» с ног на голову. Здесь больше нет перестрелок с мутантами, нет спасителей-Черных, а подземный постапокалиптический эпос разрушается о железобетонный гиперреализм автора.

В качестве примеров можно рассмотреть, как развивались судьбы персонажей цикла.

Хантер.

В «Метро 2033». Один из лучших боевиков ордена, совершивший множество вылазок на поверхность, способный в трудные моменты принимать жестокие, но необходимые решения.

В «Метро 2034». Человек, получивший ужасные шрамы, живущий в постоянной борьбе со своим внутренним зверем, в тайне ищущий спасения и находящий его, пусть и на краткий срок. Олицетворение покалечившего само себя, обезумевшего человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». Спился. Живет на задворках метро, происходящим не интересуется, в повествовании не участвует.

Саша.

В «Метро 2034». Светлый лучик. Девушка, мечтающая выйти на поверхность, увидеть мир таким, каким он был до катастрофы. Жертвует собой, пытаясь предотвратить бойню.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». Выжила. Стала шлюхой. Полностью порвала со своей прошлой жизнью и мечтами.

Гомер.

В «Метро 2034». Летописец метро, составляющий современный эпос, мечтающий написать книгу, которая изменит мир к лучшему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». С каждым разом добавляет в свой эпос все больше вранья, чтобы сгладить нелицеприятную действительность. В конце концов превращается в обычного наемного писаку, готового сочинять такую историю, которую закажут.

Мельник.

В «Метро 2033». Бессменный глава ордена, человек, невероятной моральной силы, готовый пойти на все, ради сохранения жизни людей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». Ради сохранения ордена был вынужден пойти на сделку с правящей верхушкой. Постепенно, сам того не понимая, стал служить не людям, а тем, кто обеспечивает его деньгами.

И так далее. Практически все персонажи потерпели сокрушительное моральное поражение по всем фронтам. Оставили свои мечты, идеалы и цели, стараясь просто выжить и слепо подчиняясь обстоятельствам.

Остался лишь один идеалист, верящий в то, что человечество сможет изменится, выйти из метро, отринуть скотское существование и зажить новой, лучшей жизнью. Как не трудно догадаться, это Артем, главный герой романов «Метро-2033» и «Метро-2035».

Даже в самое сложное для себя время он не теряет надежду поймать сигнал от выживших из других городов, каждый день выходя на поверхность. И каждый раз возвращается назад. Радио молчит. И вот однажды он встречается с Гомером, продолжающим писать свой эпос, который, к тому моменту, больше похож на красивую, добрую сказочку, слабо отражающую действительность. Гомер хочет включить в свою сказку и Артема, а чтоб посадить того «на крючок» рассказывает еще одну байку, о человеке, связавшимся со ставшими притчей во языцех «Полярными Зорями». Любому читателю сразу понятно: байку сочинил он на ходу, и правды в ней не больше, чем в остальной гомеровской писанине. Но Артем готов уцепиться даже за этот призрачный шанс, поэтому отправляется в путешествие... которое изменит облик метро, написал бы я, будь автором книги любой другой писатель. Но нет. С самого начала и до финальных строк роман полностью разрушает традиции, заложенные самим жанром фантастики.

Сюжет можно условно разделить на три примерно равные части.

Первая: путешествие Артема по метро, в том числе по тем местам, где он бывал в прошлом. Уже здесь можно увидеть главные отличия романа от предшественников: куда более мрачная атмосфера, ощущение всеобщего упадка, даже на фоне и без того мрачного метро. Очень много сильных пробивающих до костей сцен. Приёмная Свинолупа, история с курицей — маленькие шедевры.

Вторая: лихорадочные поиски истины. Артем узнает правду: выжили многие, по всему миру. Но глушилки, установленные по периметру Москвы, глушат любой радиосигнал, делая связь с другими городами невозможной. Но кому это нужно? Кто удерживает жителей метро под землей и зачем? Артем ищет ответ на этот вопрос, находя под одним слоем лжи другой, еще более неприглядный. Пока, наконец, не докапывается до правды, ставящий привычную картину мира на голову.

Третья: лихорадочные попытки донести истину до людей. Тут проявляется основной посыл книги, если смягчить выражения, всем наплевать на правду. Каждый хочет жить своей жизнью и чтобы его как можно меньше трогали. И не важно, что творится за окном. Куда проще отмахнуться от правды, заменить ее своими собственными представлениями, пусть и далекими от нее или попытаться подстроится под текущее положение дел, не задумываясь о завтрашнем дне. Борьба за светлое будущее — ненужный и глупый идеализм, о котором хорошо писать только в книгах. В реальной жизни она или подчиняется нуждам правящей партии, как произошло с Орденом Мельника, или остается в границах кухонных баталий и «ах вот если бы...» за рюмкой водки.

Поэтому от Артема отворачиваются и не хотят слушать. Поэтому он, по большому счету, безразличен правящей верхушке — они прекрасно осознают его бессилие. Ну слил очередной Сноудед информацию, что от этого изменилось в политическом устройстве США?

Артема поддерживает только его жена. Но из-за любви к нему или из-за любви к истине? Большой вопрос.

Итог.

Новым романом Глуховский не угодил всем читателям сразу. И «ценителям прекрасного», которые будут плеваться на любую его новую книгу, даже не открывая, и поклонникам его межавторского цикла подростковых боевичков, для которых социальная проблематика «Метро-2035» будет непонятна или неинтересна. Отсюда низкий средний балл и разгромные отзывы при полном нежелании понять, о чем эта книга. Хотели мутантов, постапокалипсиса и прочего, а книга о другом совсем. Непорядок.

Наверное, осталась лишь узкая прослойка читателей, которым роман будет интересен. Что, на самом деле, весьма печально. На мой взгляд «Метро-2035» — одна из лучших книг в российской фантастике за несколько лет.

P.s. Вынужден признаться, что роман я не читал, а слушал. И не могу не отметить просто потрясающую, на грани гениальности, работу декламатора Дмитрия Креминского, который смог передать сложнейшие, эмоционально-насыщенные сцены романа так, что в них веришь от первого слова, до последнего. После этой озвучки несостоятельны любые претензии к тому, что диалоги слишком просты, схематичны и просто «так не говорят». Нет, говорят, причем именно так. Да и мат в книге удивительно к месту.

P.p.s. Уже после написания отзыва задумался, а что, собственно, дает читателю эта книга? Осознание собственного бессилия, подтверждение известной поговорки «Один в поле не воин», заряд депрессии и мрачного настроения на весь день? Не знаю, правда.

Как все-таки хорошо, что есть другие книги, светлые, без чернухи и матерных слов, где герой раскрывает мировые заговоры, ставит на колени дорвавшихся до власти злодеев и получает за это заслуженную награду. Книги, которые заставляют поверить в лучшее в людях, что мы все можем и вообще ого-го.

Гомер по заказу Полиса как раз такие пишет.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне захотелось после прочтения напиться и уснуть без мыслей.

Грустная книга. Тонны чернухи. Её неожиданно много по сравнению с предыдущими частями. Жизнь в метро с каждым годом становилась всё суровей. Многие люди уже не жили, просто выживали. Вымаливали у смерти пару деньков, которые проводили в угаре от водки или галлюцинаций. На этом делался акцент, чтобы было особо понятно, почему главный герой так пытается найти выживших вне Москвы и вытянуть людей из мрака подземелий. Только вот люди не хотят никуда идти. Им всё равно на будущее. Им не жалко, что их дети вырастут в грязи и мраке. Им плевать на мораль и логику. Главное, чтобы был уголок, где радиации поменьше, да общий враг, против которого можно сплотиться и не думать.

И особо грустно от того, что действительно нашлись бы люди, которые вели бы себя, как описано в книге. Не знаю, большинство их, или они всего лишь шумное меньшинство, которое на виду. Выяснять не хочется. Я уже написал выше, что хочется.

В крайнем случае остаётся только надеяться, что если и случится апокалипсис, то люди в нём не выживут. Чтобы такой вот фигни не было. Поделом.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дмитрий Глуховский – жестокий человек. Сперва он подсадил отечественного читателя на постапокалипсис (тут флешмобнул Тармашев, серия СТАЛКЕР, серия Технотьма и так далее). Более того, Глуховский подсадил людей на Метро 2033, а затем подоспела целая Вселенная (местами – очень даже халтурного толка, но попадалось и кое-что достойное, пусть и вторичное относительно оригинала). И теперь вот автор выдает «Метро 2035».

Начинаешь читать – и словно смотришь «Терминатор: Генезис» (забавный случай в кинематографе, когда пятый фильм игнорит два предыдущих, является и сиквелом, и приквелом, и вбоквелом началу ленты) – всё идет чуть ли не вопреки прошлым произведениям (скорее галочка к Вселенной, нежели к книгам самого Глуховского). Но наиболее «вопреки» приходится на стиль повествования. И тут я проведу новую параллель.

Смотрели «Бёрдмэн»? Так вот «Метро 2035» — это эдакий «Бёрдмэн». Не по смыслу, но скорее по форме. Та же тяжесть повествования, мрачность, доводящая до исступления. Остается только включить любимую подборку Breaking Benjamin, чтобы окончательно впасть в депрессию, зарыться в плед и послать весь мир к черту. Только в «Метро 2035» весь мир посылает к черту Артема.

Вижу, много претензий по мату. Что ж… Это вам не книга про Смурфика или про Лунтика. Не нравится мат – велком читать про мальчика-в-очках и с-палочкой-в-руках. Серьезно. На мой взгляд, мат здесь уместен. И Глуховский пошёл на это, вопреки новому закону (штраф за мат, в т.ч. в типографии).

Так же есть претензии по тому, что нет «Того самого Метро», «мутантов», «сталкеров» и «мистических переходов». Всё это есть в достаточном количестве (кроме мутантов, признаю). Но фишка в «Метро 2035» совсем в другом.

Здесь Метро – живое. Не в том плане, как в теориях о Живой Земле. Метро здесь – дышит, живёт. Оно выпуклое, настоящее. Если станция живет в воде – вот вам объяснение почему всё так, вот вам и взгляд изнутри. И выглядит это действительно логичным. Это не наброски, не штришки, а продуманный контекст. Пожалуй, это лучшее описание концепции Метро. Такое, в какое веришь, что это не бумага и не картон, а что-то сродни жизни.

Заключение. Прекрасный, неоднозначный роман. Оценку ставить трудно. Но есть стойкое желание добавить балл-другой за смелость. Не за ту смелость, которая нужна, чтобы описать современный мир политики, пусть и иносказательно. А за ту смелость, которая нужна, чтобы так сильно отойти от принятой ранее канвы. Вот только финал показался мне смазанным. На мой взгляд, уж лучше бы Глуховский сделал то, что хотел сделать ещё с первой книги. Если кто не понял, я про первую редакцию «Метро 2033». Ставлю 9 баллов.

В качестве завершения – конец куплена и припев песни «Падальщики» 2rbina 2rista, которая мне кажется подходящей роману:

Буду погибать молодым! Буду погибать!

Буду погибать! Буду погибать! Буду-буду...

Буду погибать молодым! Буду погибать!

Буду погибать!

Ниже (Ниже), ниже (ниже), ниже (ниже) падай!

Хавай (Хавай), хавай (хавай), хавай (хавай) падаль!

Больше (Больше), больше (больше) падальщиков стай

Дай (Дай), дай (дай), дай! Не доедай!

PS: уже предчувствую заброс минусами за подобный отзыв. Но я высказался.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой, за которым не пойдут. Герой, который не изменит мир. Герой, который не спасёт человечество.

А всё, почему?

Потому что людям это и не надо... Потому что, как бы они не страдали, им не нужно спасение. Даже не спасение, а выбор действий. Потому что тут, хоть и плохо, пригрето, но если ты заступишь за линию, ты будешь таким же как Артём. Отверженным. Какая ирония на наш современный мир, одновременно великолепна, потому что написана и одновременно печальна, потому что правдива.

И мне его очень жаль и жаль себя, потому что мы вместе с ним постигали эту простую истину. Но я и рада за него, ведь в конце, он послал всех этих рабов системы и уехал искать, ту другую жизнь, которую возможно и никогда не найдёт. Но мечта, это прекрасно...

Ненавижу книги, только потому, что после прочтения, ты больше не можешь вернуть эту историю, эти эмоции, мысли при прочтении. И жадно приходится искать что-то новое, настолько же впечатляющее, чтобы удовлетворить свой уже невосприимчивый, но воспалённый мозг.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книге нет фантастических монстров, нет мистических тайн. Зато есть люди, которые пытаются выжить в жестоком мире, кто как может, у кого на сколько хватает сил. Читая книгу попадаешь не в фантастическую сказку, а в ночной кошмар, который путаешь с реальностью. И от чувства, что именно так оно может быть на самом деле, избавится не удается.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнём с того, что это как отдельная книга, можно не читая предыдущие понять что к чему. Далее. Первая половина, а то и больше, книги откровенная тягомотная вторичность. Читал перелистывая страницы. Лишь улавливая общее движение повествования. Думал брошу это никчёмное занятие, но решил вот пройти до конца этот мазохизм, по инерции веря в то, что автор хороший и неужели так всё бесславно у него кончается? Ведь даже в рассказах о Родине были у него него среди прочего мусора бриллианты. Ну и дождался всё-таки такого, ради чего не смотря ни на что проставил книге 9. Очень пронзительно. Обидно. Правдиво.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошкина тревога никому из них почему-то не передалась. Они, кажется, вообще не заметили совсем близко прошедшей смерти.

«Кто-то из свиней смотрел на него своими пуговками без участия, кто-то продолжал жрать из корыта. Прошкина тревога никому из них почему-то не передалась. Он завалился на бок, стал дергать ногами. Повизжал. Навалил бурых кругляшей. Затих. Всё это остальных не касалось. Они, кажется, вообще не заметили совсем близко прошедшей смерти.» (с)

Начал отзыв с цитаты, которая отражает весь смысл третьей книги Дмитрия Глуховского культового цикла про постъядерное метро.

О! Какой же эта книга вышла для меня эмоциональной! Этому способствовало несколько пунктов:

1. Именно с творчества Дмитрия Глуховского я ударился в чтение основательно. Я и раньше любил читать, но делал это по одной книге раз в два-три года. Об этом я писал историю на конкурс на портале лайвлиб (но, не фига не выиграл, как обычно. История была в три километра и, как по мне, достаточно уютная, но тогда выиграла девушка с двумя абзацами текста);

2. Что значит ударился в чтение? Стал покупать книги бумажные, купил ридер для чтения, на тот момент это был покетбук iq 701 (классная читалка с цветным, но, резистивным экраном) и, сейчас поворотный момент, написал свой первый отзыв на прочитанную книгу. Да, я стал писать отзывы, авторам цикла «метро» они так понравились, что на меня обратили внимание и я таким образом попал в тусовку, из которой не вылезал наверное года 3;

3. Ударился в чтение я зимой 12го, это был декабрь, конец года, ёлка, ридер и темная комната. То чувство я помню как сегодня, но, к сожалению, с массовыми покупками книг я его утратил. А чувство касалось ощущения, что ничего кроме текста в мире больше не существует. Иногда я прерывался и смотрел в окно, как метель подбрасывала снег, глазам давал таким образом отдых и заряжался атмосферой. Всё, что я имею сейчас в книжном сообществе, я имею благодаря Глуховскому, он основоположник всего того, чем я сейчас занимаюсь. Стоит ли писать, что он входит в список любимых авторов?

4. Сюжет и вывод, который был мною сделан после прочтения, а вообще-то ещё по ходу чтения. Я читал про подвиги Артёма и узнавал, блин, себя! Герой будто написан с меня. Один идёт против системы, вечно пытается сделать лучше мир и людей, совершенно наплевав на себя, все мешают его с дерьмом, а он постоянно поднимается. Обычно о таком никому не треплешься, поэтому текст об этом было читать весьма волнительно, если Дмитрий взял его из головы, значит он тоже понимает Артёма, а следовательно и меня.

Это пипец как эмоционально, ребят!

Вот такой краткий список с объёмным содержанием.

Почему-то у меня нет привычки читать продолжение цикла или выход новой, отдельной книги любимого автора. Вроде как ждёшь книгу, а когда она у тебя появляется — откладываешь. Не знаю почему так, у меня есть знакомые, которые читают тут же, после приобретения. Но я доволен, что отложил книгу на некоторое время, чтобы прочесть её именно сейчас. Время и стечение обстоятельств сложилось как мне нужно.

Да, отзыв начал с воды, которую мало кто любит, ведь вы пришли прочесть мнение на книгу, а я постоянно толкаю в обзор что-то из личного, но я так устроен, не могу я писать бездушный пересказ аннотации и простое мнение стандартными фразами, мне нужна вода самому.

Теперь о книге. Меня многие спрашивали, пока я читал роман — как вообще книга?

Вопрос на который невозможно ответить, ведь у каждого свои мысли на этот счёт. Мне книга понравилась, я уже изложил почему в четвертом пункте. Но если вам нужна информация перед тем, как приступить к чтению, могу написать, что книга продолжает события не после первой или второй книги, а после игры!

Что тут нужно учесть, порядок вот такой:

1. Книга «Метро 2033» / Игра «Метро 2033» (можно читать и играть параллельно);

2. Книга «Метро 2034»;

3. Игра «Метро 2033. Луч надежды»;

4. Книга «Метро 2035»;

5. Игра «Метро. Исход», разработчики которой, кстати, на этой неделе объявили, что игра выйдёт на неделю раньше срока, то есть, уже 15 февраля следующего года, и я знаю, что хочу на 14ое :D

Хоть на обороте переплёта и написано, что чтение трилогии можно начинать читать именно с 2035, я бы не рекомендовал это сделать, потому что много отсылок к первой книге, да и ко второй тоже не мало. Можно даже написать, что одну соединили со второй и получили третью.

Почему я рекомендую сыграть в февральскую новинку? Потмоу что, как по мне, это будет интересное продолжение истории, которой закончилась последняя книга. Они ушли, а, вот, куда они ушли, это расскажет игра.

В книге есть нюансы, которые я называю ляпами, да простит меня Дмитрий, я знаю, каким он бывает резким и честным в своих высказываниях, но я как бэ такой же :)

Смотрел ноябрьское интервью с автором, где он назвал Сапковского — чмом, в комментариях народ аплодировал ему стоя. Не за слово, не за Сапковского, а за смелость. Не каждый в наше время позволяет себе говорить вслух то, что думает. Послушайте интервью, видео в свободном доступе на ютьюбе.

На 148 странице был момент, когда Артём пересёкся с майором Свинолупом (который красный). Так вот, в том эпизоде, в порыве ударившего в затылок адреналина и прочего возбуждения, волнения и страха в том числе, Тёма выкрикнул фамилию человека, которого искал.

- Зуев! — Крикнул он.

Я внимательно читал и помню момент до этого, когда Артём спрашивал про фамилию этого человека и ему не сказали, отмахнулись, мол, да какая тебе разница. Вопрос такой. Как он узнал его фамилию?

Ещё был эпизод на поверхности, когда брокер одел очки в форме звёзд на слоника (противогаз). Вопрос: каким таким образом? Наденьте противогаз и попробуйте надеть дужки на уши. Не получилось? Ну логично, они же под резиной. Возможно к тому моменту Лёха, который брокер, уже снял слоника, но об этом текст умалчивает, зато не умалчивает о том, как перед этим эпизодом слоник был надет.

Ещё эпизод с Лёхой, но там не ляп, а простая невнимательность. Мужчина лишился зубов и перестал выговаривать буквы Р и Л, но в его диалоге так или иначе проскакивали слова содержащие эти буквы, которые он спокойно выговаривал, хотя Дмитрий, выдерживал стиль повествования подобно настоящему. Я имею ввиду, если кто-то картавил, то это отображалось на речи, если кто-то говорил неграмотно, то это тоже отображалось на рече. Например, вариант с лёту — Маесей (всё верно, речь шла о пророке Моисее).

У меня также вопросы по Мельнику. Боги Олимпа, вы бы только знали, как меня полыхает задница при упоминании этого перса.

Эпизод.

Мельник объяснил Артёму про Ганзу и спросил: тебе откуда известно, как там (за Москвой)? А далее, по диалогу, высказал свою теорию «как там?». Вопрос, а тебе-то, Мельник, откуда известно самому, как там?

Ещё эпизод с Мельником. Его слова о том, что время междоусобиц прошло, хватит, мол, убивать своих, но после того, как Артём боднул старого в висок, заорал, что вздёрнет его.

Далее были слова после совещания в Полисе о том, что другие страны, якобы противники, обладают ядерным потенциалом. Эти слова дополнили тем, что эта информация выяснилась. Вопрос, каким образом она выяснилась, ты в Америку летал, во Францию? спрашивал выживших людей про их ядерный потенциал?

Конечно ничего этого не было и «коричневый» человек вешал людям лапшу на уши, но почему эти слова оставили без внимания? Есть у меня ответ, и Глуховский дал в конце своей книги на него ответ. Поэтому не решаюсь пока относить это к ляпам, может быть, так задумано по сюжету было специально.

Вернёмся к Артёму. Он считал, что до войны был рай. Его понять можно, он вырос под землёй и грезит поверхностью, но до войны заговоры тоже существовали, в нашей реальности, в настоящем, они существуют, нами управляют — бесспорно.

Наверное это всё, что мне удалось подметить, возможно были ещё каки-либо эпизоды, но я их никак не отметил и благополучно забыл.

Герои старые, но взгляды на них свежие.

Эта книга кишит непониманием, предательством, дружбой, а потом опять предательством, твердолобостью и снова предательством. Они кишит грязью, правдой и озарением. Эти эмоции могут разделять не все читатели, только те, которые видят в героях себя. Сравнивают себя с ними.

В романе достаточно много ненормативной лексики и этим она очень сильно отличается от первой книги цикла. Оно и понятно, первый томик писался и переписывался до дыр в студенческие годы, третья же часть, когда Дмитрий уже состоялся как личность. Он может позволить себе придать атмосфере честности таким приёмом.

Обычно мне это мешает, но в этом тексте, маты исключительно дополняли повествование. Делали книгу разговорной, реальной.

У меня полыхает, я не могу сдержать свой гнев к некоторым персонажам. Других мне жаль. Артёма жаль, я его так понимаю. Но в итоге выбор сделан был правильный. И Аня меня не разочаровала. Не представляю чем окончится их бродилка в «Исходе», но мне не хочется, чтобы геймерский мир этой вселенной закончился на третьей части, как и книга, ведь там такой простор разворачивается, впереди целая страна, есть где разгуляться. Это не спойлеры, всё это можно было увидеть в геймплее игры.

Это особая трилогия, во многом для меня она знаковая, как и сам автор. Я не читал у него другие книги, пока мне достаточно этих трёх. И я не уверен, что мне нужны остальные, по правде говоря.

Ну, наверное это всё. Эмоции запредельные, атмосфера невероятная. Тоже зима, тоже книга, тоже гирлянда на ёлке. Спасибо за историю, за книгу, за любовь к чтению. Так мог написать только Глуховский.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга трилогии далась мне тяжелее всего. Несколько раз хотелось бросить, но в последний момент сюжет сворачивал в сторону и захватывал с новой силой. Самая сложная книга трилогии, самая философская и самая тонкая. Прочитав до конца поймал себя на мысли, что автор в книге увековечил себя как заложника, вынужденного слугу (пытаясь оправдаться перед думающим читателем) в лице писателей Гомера и Ильи Степановича. Он пишет от имени Системы и по заказу Её. Поступил заказ и он его отработал. Каков же посыл Системы? Он представлен в судьбе главного героя. Он прост. Бороться с Системой — бесполезно. Единственный шанс выжить — замолчать, засунуть своё мнение себе поглубже, не смущать «паству» и уйти за пределы зоны влияния Системы. Спасибо за откровение, Дмитрий. Ваш посыл услышан.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх