Кларк Эштон Смит «Уббо-Сатла»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век | Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пол Трегардис купил в антикварной лавке тускло мерцавший матовый кристалл. В Книге Эйбона он читал о нем — вполне возможно, этот камень принадлежал некогда магу Гипербореи Зону Мезамалеху. В нем колдун созерцал множество картин, изображавших прошлое Земли, однако сведений о том, что маг видел, почти не осталось. Трегардис решил проверить, действительно ли это тот самый камень...
Завершён 15.02.1932 г.
Первая публикация — июль 1933 г., «Weird Tales».
Входит в:
— цикл «Гиперборея»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— журнал «Weird Tales, July 1933», 1933 г.
— сборник «Out of Space and Time», 1942 г.
— сборник «Hyperborea», 1971 г.
— сборник «The Last Incantation», 1982 г.
— антологию «To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare», 1993 г.
— сборник «The Book of Hyperborea», 1996 г.
— сборник «The Emperor of Dreams», 2002 г.
— сборник «A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 3», 2007 г.
- /языки:
- русский (7), английский (12)
- /тип:
- книги (17), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- О. Коген (3), С. Лихачёва (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 15 января 2019 г.
Я читал рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», и после штампованного «Возвращения чародея» тут уже чувствовалось нечто от Эштона Смита – его стиль чувствовался, его атмосфера, имеющая свои особенные черты. И у Лавкрафта есть визионерские вещи, но всё они, по-моему, слишком расплывчаты, слишком тягучи, иногда до боли тягучи. А здесь же визионерство какое-то притягательное, его атмосфера не рассыпается, превращаясь в болото, наоборот стиль авторский – это сочетание сухого и волшебно возвышенного – придаёт истории запоминающийся дух, колорит. Да и сама история узнаваемо диковинная – с превращениями, магическими артефактами, с антуражем лавок древности и чертогов давно почившего колдуна. Да и не просто тут путешествие сквозь безумную толщу времени и древний не умеющий мыслить бог, породивший всё (тут мне хочется сказать: «Стоп! Не есть ли в этом боге отражения того самого, как вещают учебники, первичного химического бульона, породившего первую органическую жизнь?), тут ещё и практически притчевый посыл –
AlisterOrm, 8 декабря 2021 г.
Рассказ весьма условно относится к циклу о Гиперборее, ведь саму древнюю страну мы видим только сквозь мутную поверхность магического кристалла, да посредством страниц «Книги Эйбона». А вот наш герой, оккультист из городу Лондону, решил взглянуть на эту полусказочную страну молодости человечества, а потом... идёт дальше. Желает увидеть прошлое, почувствовать себя иным, посмотреть не только на Гиперборею и условную Посейдонию, но и заглянуть в миллиардолетние цивилизации ящеров, спуститься в триасовый бактериальный «суп», и дойти до Абсолюта, стать им, углубиться в Демиурга. А что Демиург? а он, оказывается, просто бездумная и бессмысленная амёба, которая только и может, что воспроизводить саму себя...
Что в итоге? Человек снова бессилен — точнее, он просто ничто перед чужим равнодушием иных.
Manowar76, 26 октября 2023 г.
Атмосферная зарисовка об обратном метемпсихозе с помощью магического кристалла.
С одной стороны не чувствуется, что рассказ был написан девяносто лет назад; с другой — понимаешь, что перед тобой не больше, чем просто бессюжетная зарисовка, за полноценный рассказ могла сойти только век назад.
7(ХОРОШО)
sergej210477, 2 сентября 2022 г.
Сюжетно, рассказ напомнил мне повесть Г. Уэллса «Машина времени».
Интересная задумка — волшебный кристалл, с помощью которого можно переноситься сквозь время и пространство.
Но, несмотря на атмосферность и яркие картины доисторической Земли, мне не хватило более развернутого описания. Да, К. Э. Смит, обычно, лаконичен, он мастер короткого рассказа, но, уж слишком все схематично.
CorbenDalas, 30 ноября 2015 г.
Ожидал, честно говоря, большего, но все равно неплохо (именно неплохо). Во всяком случае уже лучше «семи гейсов» (читайте отзыв).
Концовка порадовала, хоть и достаточно предсказуема:
Несколько нелепо, правда, то, что камень в конце просто исчез.
---
Для тех, кто готовится к прочтению:
Вне цикла читать будет не особо интересно.
---
Возраст:
16+
Тимолеонт, 22 августа 2012 г.
Иллюстрация того, что бывает со слишком любопытными кошками, не имеющими достаточно сил и самообладания, чтоб ы пережить последствия своих интересов. Камень очень понравился, точнее его оригинальный способ собрания информации.
Идея хороша, но сам рассказ скучен и бледен. Прочитав первую страницу можно приблизительно описать всё последующее действие.